Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновенно пророчественный характер ее. Господь Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24 ­­ Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» ( Дан.7:13 ), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе ( Мк.14:62 ; Мф.8:20; 9:6; 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения. Кроме священно-библейских свидетельств, подлинность книги пророка Даниила подтверждается ясными указаниями Иосифа Флавия. Изложив речь Даниила к Навуходоносору о сне его и о четырех царствах (согласно 2 гл. кн. прор. Даниила), Флавий замечает: «если же кто, стремясь к истине, желает узнать и о неизвестном (т. е. о камне, сокрушившем тело), то пусть потрудится прочесть книгу Даниила, а найдет он ее между священными писаниями» (Древн. X, 10). И в другом месте Флавий говорит: «окончив жизнь, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он написав оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Древн. X, 7). Осквернение Антиохом Епифаном жертвенника иерусалимского храма Флавий считает точным исполнением пророчества Даниила (11:31), «произнесенного за 408 лет» (Древн. X, 12; VII, 5). Иосиф Флавий сообщает также, что когда Александр Македонский осадил Иерусалим, то ему показали пророчество о нем в книге Даниила и он, вняв сему, милостиво обошелся с Иерусалимом и даже принес жертву в храме (Древн. XI, 8, 5). Отцы Церкви признавали подлинною всю книгу пророка Даниила и опровергали еретиков, сомневавшихся в сем. Перечисленным внешним свидетельствам о Данииле и его книге соответствуют внутренние свидетельства о происхождении книги от Даниила. Так, здесь очень часто, особенно в 7–12 главах, излагается содержание видений и откровений Даниилу собственными словами пророка: видел я в ночном видении… затем видел я: вот еще зверь… видел я в ночных видениях ( Дан.7:2, 6–9:13 )… пожелал я точного объяснения (7:19). Меня, Даниила, сильно смущали размышления (7:28). Явилось мне, Даниилу, видение… и видел я… и я, Даниил, изнемог… ( Дан.8:1–27 ). Также точно излагаются 9–12 главы. Часто замечается также, что Даниил получал от Ангела повеление «записать» свои видения и даже запечатать их ( Дан.8:26; 12:4 ). Эти повеления он исполнял и «записывал» свои видения (7:1). В первой исторической части (1–6 глл.) ведется повествование, правда, не от лица Даниила, но первая часть, как выше доказано, неразрывно соединена со второю и, естественно утверждать, принадлежит также Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Как ветхозаветная, так и новозаветная церковь писателем книги пророка Даниила всегда признавала самого пророка Даниила – того именно, о котором повествуется в книге. Общее выражение сего верования всей ветхозаветной церкви находится у Иосифа Флавия. Правда, он принадлежал уже не к истинно-ветхозаветной церкви, а к отверженной иудейской синагоге; но во-первых, время жизни его недалеко от того времени, когда еще существовала истинная ветхозаветная церковь , во-вторых нет причин, по которым бы в его время иудейская синагога приняла верование в подлинность книги, если бы прежде не было в церкви ветхозаветной такого верования. Напротив, скорее могло бы произойти в ней ослабление сего верования, потому что она обличаема была содержащимся в книге пророка Даниила пророчеством о 70 седминах. Нельзя также думать, чтобы Иосиф Флавий стал утверждать подлинность книги в том случае, если бы ветхозав. церковь, или иудейская синагога не признавали сей подлинности; ибо он сам неохотно верит чудесам, и потому можно было бы скорее ожидать от него сомнения в подлинности книги, нежели самостоятельного признания оной. Посему, когда Иосиф Флавий свидетельствует о подлинности книги пророка Даниила, то это показывает, что верование в оную было в ветхозав. церкви так твердо, что не поколебалось даже от неблагоприятствовавших книге мнений иудейских и в частности Флавия. А он ясно свидетельствует о подлинности книги пророка Даниила. Излагая события, описанные в сей книге, и притом, очевидно, по ее руководству, он неоднократно выражает мысль, что Даниил сам написал ее. Так, изложив речь Даниила к Навуходоносору о четырех царствах, он продолжает: «если же кто, стремясь к истине, не останавливается в своем любопытстве, так что желает узнать и о неизвестном, будет ли оно (Флавий разумеет здесь камень, сокрушивший тело), тот пусть потрудится прочесть книгу Даниила: а найдет он ее между св. Писаниями» 18 . Здесь он называет книгу, которой руководствуется, книгой Даниила, и тем уже отчасти дает знать, что она написана Даниилом; но яснее выражается это далее, когда, положив жизнь пророка Даниила, говорит 19 ; «окончив жизнь, он стяжал вечную память; ибо книги 20 , которые он написав оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся из них, что он беседовал с Богом. Ибо он не только предсказывал будущее, как и другие пророки, но и время определил, в которое оно совершится... Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества. Ибо говорит, что когда он был в Сузах» и пр.. За этим следует изложение видения об овне и козле ( Дан. 8 гл,). После сего изложения Флавий продолжает: «и сие случилось народу нашему терпеть от Антиоха Епифана., как видел Даниил и за много лет написал имеющее быть. Подобным образом Даниил и о владычестве Римлян написал и о том, что народ наш потерпит от них опустошение (9:26). Все сие он, как Бог открыл ему, записав оставил».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Кроме священнобиблейских свидетельств, подлинность книги пророка Даниила подтверждается ясными указаниями Иосифа Флавия. Изложив речь Даниила к Навуходоносору о сне ero и о четырех царствах (согласно 2 гл. кн. пр. Даниила). Флавий замечает: «если же кто, стремясь к истине, желает узнать и о неизвестном (т. е. о камне, сокрушившем тело), то пусть потрудится прочесть книгу Даниила, а найдет он ее между священными писаниями (Древ. X, 10)». И в другом месте Флавий говорит: «окончив жизнь, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он написав оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Там же. X, 7). Осквернение Антиохом Епифаном жертвенника иерусалимского храма Флавий считает точным исполнением пророчества Даниила (11:31), «произнесенного за 408 лет» (Там же. X, 12. VII, 5). Иосиф Флавий сообщает также, что когда Александр Македонский осадил Иерусалим, то ему показали пророчество о нем в книге Даниила и он, вняв сему, милостиво обошелся с Иерусалимом и даже принес жертву в храме (Древ. XI, 8, 5). Отцы Церкви признавали подлинною всю книгу пр. Даниила и опровергали еретиков, сомневавшихся в сем. Перечисленным внешним свидетельствам о Данииле и его книге соответствуют внутренние свидетельства о происхождении книги от Даниила. Так, здесь очень часто, особенно в 7 12 главах, излагается содержание видений и откровений Даниилу собствен-ными словами пророка: видел я в ночном видении... затем видел я: вот еще звер... видел я в ночных видениях (7:2, 7–9, 13)... пожелал я точного объяснения (7: 19). Меня, Даниила, сильно смущали размышления (7:28). Явилось мне, Даниилу, видение... и видел я... и я, Даниил, изнемог... (8:1–27). Также точно излагаются 9 12 главы. Часто замечается также, что Даниил получал от Ангела повеление «записать» свои видения и даже запечатать их (8:26, 12:4). Эти повеления он исполнял и «записывал» свои видения (7:1). В первой (1–6 гл.) исторической части ведется повествование, правда. не от лица Даниила, но первая часть, как выше доказано, неразрывно соединена со второю и, естественно утверждать, принадлежит также Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пророк Аввакум в книге пророка Даниила Ты приготовил предо мною трапезу ввиду врагов моих 791 Книга пророка Божия Даниила содержит текст, не входящий в иудейский канон книг Танаха. Это текст о противостоянии Даниила в Вавилоне идолу Вилу и медному дракону. И Вил, и большой дракон оказались в результате поруганы и разрушены. Порожденные этим гнев и злоба вавилонян побуди­ли царя бросить Даниила в ров со львами. При этих обстоятельствах и был послан к Даниилу пророк Божий Аввакум. Мы не ставим перед собой задачу научно-исагогического исследования истории и достоинства этого текста, а предложим святоотеческие и наши собственные размышления над ними в контексте библейской теодицеи. Текст о Данииле и Аввакуме известен из двух источников. Первый – пе­ревод LXX (Септуагинты), второй – перевод Феодотиона. Оба текста – гре­ческие. По Септуагинте речь идет о «пророчестве Аввакума», то есть вся гла­ва о Виле и драконе принадлежит пророку Аввакуму. Даниил же явно иной, чем в книге пророка Даниила, потому что является священником (ερες). По Феодотиону, Глава о Виле и драконе пророку Аввакуму не приписывает­ся, и о священстве Даниила не говорится. Даниил этой главы явно является тем самым Даниилом, что и во всей пророческой книге. Русский синодаль­ный перевод следует редакции Феодотиона, так же поступаем и мы в наших рассуждениях. Кстати, существует мнение, что этот текст изначально был все-таки составлен на арамейском или даже еврейском языке. Это мнение опирается на наличие арамейского фрагмента в иудейском комментарии на книгу Бытия, опубликованном в 1290 году Раймундом Мартини и сходном по содержанию с Дан. 14, 27–41 . Дан. 14, 28–42 Когда же вавилоняне услышали о том (как разрушены были Вил и дракон Даниилом), сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов. И, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой. И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принуж­ден был предать им Даниила. Они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней. В рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся... и аще будут сии три мужи... ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся... не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ) Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов чрез Даниила. В другом месте своей книги пр. Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пр. Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан. 1 5 гл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. 113 В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятся из уст лъвовых (2:59–60). Очевидно. здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 гл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Мак. книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9:27 и 11:31 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 = Дан.8:25–26 , 1Мак.1:39 = Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте сеяте: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да Бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновен-но пророчественный характер ее. Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 = Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк.14:62, Мф.8:20, 9:6, 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В Новом Завете мы встречаем немало данных, говорящих за подлинность кн. пр. Даниила, и эти данные двоякого рода: одни из них косвенны и как бы намеки, а другие прямы и решительны. К числу первых нужно отнести: а) отчасти свидетельство ап. Павла в посл. к Евр.( Евр.11:33–34 ) и в послании к Солунянам ( 2Сол.2:3–4 (ср. Дан.) 6:7–8. 20, 21 и др.), подтверждающая исторические повествования Даниила и его пророчества; б) слова ап. Петра в 1 послании ( 1Пет.1:10–12 ), очевидно, имеют самое близкое и прямое отношение к Даниилу ( Дан.12:8–9 ), ибо только здесь у одного Даниила выражено словами то, что могло быть в душе и у других пророков; в) отчасти свидетельство Евангелия. Выражение Иисуса Христа о Себе, как Сыне человеческом, столь любимое в устах Иисуса Христа, вероятно, взято из книги пр. Даниила, где говорится о Сыне человеческом, доведенном до «Ветхаго денми» ( Дан.7:13–14 ). Равным образом понятие, которое можно назвать средоточием учения Христова, понятие о Царствии Божием, или о Царстве Небесном, удивительно соответствует следующему стиху у Даниила: «Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится» ( Дан.2:44 и ср. Дан.2:45 с Мф.21:44 ). Но самое прямое, твердое и решительное доказательство того, что Даниил был писателем своей книги, представляет свидетельство Иисуса Христа, Который приводя из нее пророчество о мерзости запустенья в Иерусалимском храме, прямо называет это пророчество Данииловым и самого Даниила пророком: «когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» ( Мф.24:15 ). Кроме сих указаний Евангелия и посланий апостольских, отцы и учителя христианской церкви всегда признавали каноническое достоинство книги и принадлежность ее пр. Даниилу. «Ни один из пророков, – говорит бл. Иероним, рассуждая о Данииле, – не говорил о Христе столь ясно», ни один писатель Ветхого Завета, говорит бл. Августин, не сказал так хорошо о Царстве Небесном. Св. Мефодий, св. Аполлинарий, Евсевий Кесарийский , св. Исидор Пелусиот , бл. Феодорит и др. свидетельствуют о том же. Голос же всей Церкви за каноническое достоинство книги и принадлежность ее пр. Даниилу выразился в том, что из книги пророка Даниила Православная Церковь предлагает паремийные чтения в навечерие Рождества Христова ( Дан.2:31–37, 44–46 ) и во святую Великую Субботу ( Дан.3:1–88 ), и притом с именем Даниила. 7. Возражения против подлинности книги пророка Даниила

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Ньютон И. «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна». В 2 частях./Пер. с анг. Петроград: Новое Время, 1915. 246, II с. Оберлен. «Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна». Тула, 1882. 448, III c. 54 См. Некрасов А. «Седмины пророка Даниила по Олимпиадам». (По поводу статьи Степана Дорошевича «Хронология книг 1-й Ездры и Неемии» помещённой в Христианском Чтении за июль-август 1886 года).//«Православный Собеседник», 1887, I. С. 393–407. Юнгеров П.А. «Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемые в книге пророка Даниила».//«Православный Собеседник», 1888, I. С. 12–50. Введенский А. , свящ. «Язык книги пророка Даниила в связи с историей её происхождения». (По поводу вновь найденных ассуанских и элефантинских папирусов).//«Труды Киевской Духовной Академии», 1912, апрель. С. 493–510. Мефодий (Великанов) , иером. «Помнил ли Навуходоносор свой первый сон?»//«Христианское Чтение», 1895, I, сентябрь-октябрь. С. 397–405. Рождественский А. «Откровение Даниилу о седминах в связи с предыдущими откровениями Божиими избранному народу». (Речь перед защитой магистерской диссертации «Откровение Даниилу о семидесяти седмицах. Опыт толкования 24–27 стихов 9-й главы книги пророка Даниила»).//«Христианское Чтение», 1896, II. С. 135–141. 2. Рождественский А. «Общие положения, извлечённые из сочинения. «Откровение Даниилу о семидесяти седминах».//«Христианское Чтение», II, 1896. С. 142. 3. Болотов В. «Примечание относительно коптских переводов откровения о седминах».//«Христианское Чтение», II, 1896. С. 143–145. Петровский А. В. проф.-прот. «Молитва IX главы книги пророка Даниила».//«Христианское Чтение», 1915, июнь. С. 754–766. Петровский А. В. проф.-прот. «Особенности языка книги пророка Даниила в связи с вопросом её происхождения». «Христианское Чтение», 1915, январь-июнь. С. 97–114. Мефодий (Великанов) , архим. «К вопросу о подлинности XIV главы книги св. пророка Даниила».//«Христианское Чтение», 1897, октябрь. С. 468–473. Елеонский Ф. «Новый замечательный результат библейско-филологических изысканий относительно книги пророка Даниила».//«Христианское Чтение», 1903, т. CCXV, II. С. 674–676.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Если бы речение: тамо вы не упустили из виду, то узнали бы, какое место Писания имел в виду Толковый Апостол, когда заметил, что Писание тамо час лето нарицает, и что такое есть час в этом месте. «Тамо писание час лето именует: где тамо? У пророка Даниила, как видно из приведенных слов Толкового Апостола: «но токмо толико дней (антихрист царствовати будет), якоже быше от Даниила речеся». Что же пишет пророк Даниил? О каком часе он говорить? У пророка Даниила читаем: яко во время и во времена и в полвремене. В русском переводе так передается сие место: «до времени и времен и полвремени» ( Дан. 7, 25 ). Эти слова пророка Даниила святой Кирилл Иерусалимский толкует так: «Будет же антихристова царства только полчетверта лета, не пророчествую же, но от пророка Даниила глаголю. Тако пишет: дастся в руку его до времене и времени 33 и полвремене. Время есть год един, а два времени другие два лета, и тако суть три лета, и пол времене есть шесть месяцев» (Знамение 10, л. 52 об.). Блаженный Феодорит сии слова св. Даниила толкует так: «И дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене. Сие же составляет три года с половиною, временем бо год назвал» (л. 120). А в Апостоле Толковом слово: время, читаемое у Даниила, переведено по южному старому наречию словом: час. Значит, по этому переводу слова пророчества Даниилова следовало бы прочитать так: час, часы и полчаса, т. е. три часа с половиной, а не тысячи часов. Затем, что означает у Даниила время, или по переводу Толкового Апостола – час, в Толковом Апостоле объяснено: «час лето тамо (т. е. у Даниила пророка) нарицает». И это объяснение согласно, как мы видели, святому Кириллу и блаженному Феодориту : «время есть год един». Притом в самом Толковом Апостоле о том, сколь продолжительно будет царствование антихриста, ясно сказано: «и три лета и шесть месяцев». Итак, в Апостоле Толковом совсем нет речи о тысящных часах; но только, вместо время, переведено час, потом замечено, что часом называется у Даниила пророка лето, или год.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Даниил по своем низложении мог иметь самый ограниченный круг своих почитателей, сосредоточивавшихся в волоколамском монастыре. Волоколамские иноки имели все побуждения почитать Даниила. Они видели в нем и прямого преемника знаменитого основателя монастыря Иосифа, и своего бывшего игумена, и покровителя и щедрого благотворителя своего монастыря, когда он находился на престоле русской митрополий, и наконец симпатизировали ему, зная хорошо все те превратности судьбы, которые в последнее время обрушились над его головою. Одним словом в Волоколамском монастыре, и только здесь, голос Даниила мог иметь еще авторитет. Даниил и воспользовался своим положением в волоколамском монастыре и дал последнее свое наставление и напутствие его инокам, которые в своей совокупности и составили его «духовную». Обобщая все вышеприведенные соображения, мы можем допустить ученую догадку о тождестве утраченной духовной митрополита Даниила с известным сборником, принадлежащим библиотеке Московской Духовной Академии. Значение сочинений митрополита Даниила для своего и ближайшего к нему времени. Уважение их в расколе Сочинения митрополита Даниила не прошли незамеченными как его современниками, так и людьми ближайшего к нему последующего времени. Они имели свою долю влияния на древнерусскую церковную письменность. Существуют исторические данные такого рода, которые фактически свидетельствуют о влиянии сочинений м. Даниила на людей сравнительно близкого к нему времени. Мало того, что ими пользовались в их полном составе, из них делались выписки для разных полемических и других целей. Такие выписки или сокращения делались из третьего слова Данииловского соборника, предметом коего, как известно, служит изложение учения о церковном предании. Пример такого сокращения встречается в рукописях не совсем отдаленного от Даниила, времени именно второй половины XVI века 1559 . Встречаются «избрания» из третьего слова м. Даниила и в рукописях XVII в 1560 . Третье слово соборника м. Даниила в частности пользовалось уважением в среде просвещенной части русской церковной иерархии. Из него делались извлечения, как в своем роде из символического памятника, и вносились в послания пастырей. Пример такого пользования представляет послание первого русского патриарха Иова к Грузинскому митрополиту Николаю, где святейший патриарх, делая наставления к представителю Грузинской церкви «о тщательном хранении преданий и установлений церковных», вместо своих собственных наставлений просто выписывает буквально первую часть третьего слова м. Даниила 1561 . Не меньшею популярностью пользовалось, однородное с третьим словом, четвертое слово Данииловского соборника, рассуждающее о поклонении на восток и о крестном знамении. Его сокращения и заимствования из него встречаются в рукописях XVI в. второй его половины 1562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Апостол Петр усвояет пророчественное достоинство книге пророка Даниила, когда говорит: о нем же спасение взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекоша: испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстех и о словах, яже по сих; имже открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам благовествовавшими вам Духом Святым, посланым с небесе, в няже желают Ангели приникнути ( 1Пет.1:10–12 ). Что здесь имеется в виду ближайшим образом книга пророка Даниила, это ясно видно при сличении сего места с 12-й главой. Там говорится, что один из мужей, явившихся Даниилу в видении, вопрошал мужа, облеченного в льняную одежду: доколе окончание чудес, яже рекл еси (ст. 6), и когда сей последний дал ответ, то, продолжает Даниил, аз же слышах и неразумех, и рех: Господи, что последняя сих? И рече: гряди Данииле, яко заграждена словеса и запечатана даже до конца времене. Избранни будут, и убелятся, и аки огнем искусятся, и освятятся мнози и собеззаконнуют беззаконницы и не уразумеют вси нечестивии, но умнии уразумеют (ст.8–10). Здесь изображено и желание Ангела приникнут в открываемую тайну, и испытание о ней пророка, и откровение о том, что пророчество назначено не для самого пророка, а для людей последних времен, т. е. изображено именно то, о чем говорит ап. Петр в вышеприведенном месте. Итак, сей апостол признает книгу пророка Даниила истинно пророчественною. Итак, священное Писание нового завета свидетельствует о подлинности книги пророка Даниила. Сия подлинность подтверждается и преданием христианской церкви. Св. отцы и учители церкви с первых веков согласно свидетельствовали о подлинности книги пророка Даниила. Так св. Варнава 38 , св. Игнатий Богоносец 39 , св. Иустин Философ 40 , св. Ириней 41 , Климент Александрийский 42 , Тертуллиан 43 , Ориген 44 , св. Ипполит 45 , Евсевий Кессарийский 46 , св. Епифаний 47 св. Ефрем Сирин 48 , св. Иоанн Златоуст 49 , св. Амвросий Медиоланский 50 , блаженный Феодорит 51 , приводят различные места из книги пророка Даниила, или передают содержание целых отделов сей книги, приписывая те и другие пророку Даниилу, как писателю. Блаж. Иероним называет клеветою отрицание подлинности книги пророка Даниила. Он говорит 52 : «Против книги пророка Даниила написал 12-ю книгу Порфирий, утверждая, что она (т. е. книга пророка Даниила) сочинена не тем, чьим именем надписана... Ему весьма тщательно отвечали Евсевий Кесарийский епископ в трех книгах, т. е. 18-й, 19-й, и 20-й; Аполлинарий также в одной большой книге, т. е. 26-й; и прежде них отчасти Мефодий. Но поскольку у нас предположено не на клеветы противника ответствовать, которые требуют долгой речи, но рассуждать о том, что пророк сказал нашим, т. е. христианам, то я в предисловии напоминаю, что ни один из пророков так открыто не сказал о Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010