Даниил Столпник , прп. (11/24 декабря) Даниил , пророк (17/30 декабря) Дария Римская , мц. (19 марта/1 апреля) Двенадцати апостолов собор (30 июня/13 июля) Дий Константинопольский , прп., игумен, чудотворец (19 июля/1 августа) Димитрий Донской , блгв. вел. князь (19 мая/1 июня) Димитрий Прилуцкий , Вологодский, прп., игумен (11/24 февраля; 3/16 июня) Димитрий Ростовский , митр. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 21 сентября/4 октября; 28 октября/10 ноября) Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, вмч. (26 октября/8 ноября) Димитрий Угличский и Московский , блгв. царевич (15/28 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.], 3/16 июня; 19 октября/1 ноября) Диодор Юрьегорский – см. Дамиан Юрьегорский Диомид Тарсянин , Никейский, врач, мч. (16/29 августа) Дионисий Ареопагит , ап. от 70-ти, еп. Афинский, сщмч. (4/17 января ап.]; 3/16 октября) Дионисий Византийский , отрок, мч. (3/16 июня) Дионисий Глушицкий , прп., игумен, (1/14 июня) Дионисий Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Дионисий Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Дионисий Печерский , Щепа, иеромонах, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (28 августа/10 сентября [Печер.]; 3/16 октября) Дионисий Радонежский , прп., архим. (12/25 мая) Дионисий , архиеп. Суздальский (26 июня/9 июля) Довмонт (в крещении Тимофей) Псковский, блгв. князь (20 мая/2 июня) Дометий Персиянин , Сирийский, иеродиакон, сщмч. (7/20 августа) Донат , еп. Еврии, свт. (30 апреля/13 мая) Доримедонт Синадский (Фригийский), мч. (19 сентября/2 октября) Дорофей Тирский , еп., сщмч. (5/18 июня) Досифей Верхнеостровский , Псковский, прп., игумен (8/21 октября) Еварест Критский , мч. (23 декабря/5 января) Еввула , прав., мать вмч. Понтелеимона (30 марта/12 апреля) Евгений Севастийский , мч. (13/26 декабря) Евгений Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Евгения Римская , дева, прмц. (24 декабря/6 января) Евграф Александрийский , мч. (10/23 декабря) Евдоким Каппадокиянин , прав. (31 июля/13 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другой, преподобный Досифей, основал монастырь Петропавловский Верхнеостровский на Псковском озере и скончался в 1482 г. Третий, преподобный Савва , основал монастырь Иоанно-Богословский Крыпецкий в 15 верстах от реки Толвы и монастыря Елеазарова, в урочище Крыпцы, учредил в своей обители строгое общежитие и скончался в 1487 г. Около того же времени получил начало и монастырь Псково-Печерский в 56 верстах от Пскова на границе Лифляндии . Здесь, в горе над потоком Каменцем, покрытой лесом, случайно открыли дровосеки пещеру, в которой оказался гроб отшельника Марка, еще прежде в ней подвизавшегося и не раз виденного вблизи этих мест звероловами. Слух об открытой «богозданной пещере» распространился быстро, и многие приходили видеть ее. В числе других приходил и некто Иоанн, который два с половиною года был священником православной церкви святого Николая в Юрьеве Ливонском, но потом вследствие притеснений от латинян нашелся вынужденным удалиться в Псков. Иоанну очень понравилось уединение пещеры, и он, взяв из Пскова жену и двух детей своих и приютив их у владельца земли, на которой находилась пещера, сам начал раскапывать в ней место для церкви. Вскоре за тем, похоронив в пещере жену свою, которая пред смертию постриглась в монашество под именем Вассы, Иоанн поспешил и сам принять пострижение с именем Ионы и совсем переселился в пещеру. Церковь его пещерная по благословению Новгородского владыки Феофила освящена 15 августа 1477 г. в честь Успения Божией Матери, а чрез три года он мирно почил о Господе. Дело, начатое Ионою, продолжал священноинок Мисаил: он построил другую церковь — не в пещере, а на горе во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и вокруг церкви кельи для братий. Но эта юная обитель скоро была разорена лифляндцами и не прежде как с 1519 г. начала устрояться вновь благодаря усердию псковского великокняжеского дьяка Мисюря Мунехина. Он своею казною раскопал горы по обе стороны потока, построил на расчищенном месте между горами новые монастырские кельи, распространил и углубил самую пещеру и создал в ней, кроме существовавшей — Успенской,— другую, великую церковь во имя препобных Антония и Феодосия Печерских взамен бывшей на горе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

–– Июня 8, накануне приезда Великого Князя, в 8 часов утра, состоялось переложение св. мощей Преподобного Корнилия в новую раку. По отправлении ему соборне молебна, св. мощи его, стоявшие в прежнем его деревянном гробе пред Царскими вратами Успенского храма, были подняты на руки настоятелем монастыря, Архимандритом Иннокентием и собором священно-служителей монастырских (иеромонахов) и перенесены ими, при пении тропаря сему Угоднику, к южной стене того же собора и здесь опущены с деревянным гробом в благолепно устроенную раку, предварительно окропленную св. водою. II. Список лиц, особенно известных в истории Псково-Печерского монастыря по своим иноческим подвигам и высокому служению церкви и отечеству а) Угодники Божии, издревле почитаемые в Псковской области 144 1) Преподобный Марк, первый старец Печерский (см. выше стр. 4 и 70). 2) Преподобный Иона, первый основатель Псково-Печерского монастыря (см. выше стр. 6). 3) Преподобная Васса (стр 7 и 8). 4) Преподобный Досифей (по сказанию других – Дорофей), подвизавшийся в сем монастыре. Впоследствии он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь. Преставился в лето 6990 (1482) Октября в 8 день; его мощи почивают под спудом в его монастыре, ныне приходской церкви, на Псковском озере, близь острова Талабска. 5) Преподобный Корнилий, игумен Печерского монастыря. 145 Подробнее о нём сказано выше, на стр. 13 и 72. 6) Блаженный Варлаам, монах сего Печерского монастыря, несколько раз стиравший надпись над «Богом зданной пещерой» (стр. 4) Покоится в той же пещере; но когда именно жил и скончался неизвестно. б) Старцы святой жизни 7) Старец Дорофей (стр. 54). 8) Иеросхимонах Лазарь, старец прозорливый (стр. 70) в) Российские святители 9) Савва, Епископ Тверской (1571 г.). 10) Трифон, Митрополит, но где святительствовал и когда именно неизвестно. 11) Иоаким, первый Архиепископ Псковский и Изборский (1616–1623). 12) Антоний, Архиепископ Рязанский (1621 г.). 13) Иоасаф, Всероссийский патриарх (1634–1641). 14) Макарий, Архиепископ Псковский и Изборский (1650–1664). Скончался схимником в Псково-Гремячем монастыре в 1665 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Около 1425 года в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве преподобный Евфросин с благословения настоятеля поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. Устав преподобного Евфросина представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути «како подобает инокам пребывати». Он не содержит строгого распорядка всей жизни монастыря, как, например, устав преподобного Иосифа Волоцкого ; богослужебной части в нем нет совсем. В 1447 году по просьбе братии преподобный устроил храм в честь трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, которые удостоили его своего явления, и в честь преподобного Онуфрия Великого (память 12 июня). Обитель впоследствии получила название Спасо-Елеазаровской. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Скончался преподобный Евфросин в глубокой старости, 95-ти лет, 15 мая 1481 года. На его гробнице по повелению Новгородского архиепископа Геннадия был поставлен образ, написанный еще при жизни преподобного его учеником Игнатием, и положено завещание преподобного братии на лоскутке пергамента, скрепленное свинцовой печатью Новгородского архиепископа Феофила. Это одно из очень немногих духовных завещаний, написанных собственноручно подвижниками. Преподобный Евфросин, начальник Псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина Савва Крыпецкий (28 августа), Досифей Верхнеостровский († 8 октября), преподобный Онуфрий Мальский († 12 июня), Иоаким Опочский († 9 сентября), Иларион Гдовский († 21 октября), Харитон Кудинский – основатель и игумен монастыря на озере Кудине, рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре, преподобный Серапион († 8 сентября 1480 или 1481, память 7 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Александр, игумен Куштский. Июнь, 9 1439 Святитель Герасим епископ Пермский. Январь, 29 1441 Преподобный Григорий Пельшемский. Сентябрь, 30 1441или 1449 Преподобный Иаков Железноборовский. Апрель, 11 1442 Преподобный Варнава Ветлужский. Июнь, 11 1445 Преподобный Арсений Коневецкий (Коневский). Июнь, 12 1447 Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский. Март, 27 1454 Святитель Питирим епископ Пермский. Январь, 29 1456 Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый. Январь, 11 ок.1456 Преподобный Иоасаф Каменский, или Спасокубенский, Вологодский чудотворец. Сентябрь, 10 1457 Преподобный Филипп Рабангский. Ноябрь, 15 1457 Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский. Март, 11 1458 Преподобный Паисий Галичский. Май, 23 1460 Преподобный Савва, Вишерский столпник, Новгородский чудотворец. Октябрь, 1 1460 Святитель Иона, митрополит Московский И Всея России, Чудотворец. Март, 31 1461 Преподобный Варлаам Важский, или Шенкурский. Июнь, 19 1462 Святитель Трифон, епископ Ростовский. Февраль, 1 1468 Святитель Иона, архиепископ Новгородский. Ноябрь, 5 1470 Преподобный Евфимий Сянжемский. Январь, 20 1470 Святитель Иона епископ Пермский. Январь, 29 1471 Священномученик Исидор Пресвитер и иже с ним 72 мученика Юрьевских. Январь, 8 1472 Блаженный Исидор Твердислов, Христа Ради Юродивый, Ростовский чудотворец. Май, 14 1474 Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский. Март, 28 1476 Преподобный Пафнутий Боровский. Май, 1 1477 Преподобный Зосима, игумен Соловецкий. Апрель, 17 1478 Преподобный Герман Соловецкий. Июль, 30 1479 Преподобный Александр Ошевенский. Апрель, 20 1479 Преподобный Макарий Глушицкий. Октябрь, 13 1480 Преподобный Серапион Спасоелеазаровский. Сентябрь, 8 1480 Преподобный Евфросин, во Святом Крещении Елеазар, Псковский. Май, 15 1481 Преподобный Антоний Краснохолмский. Январь, 17 1481 Святитель Вассиан I, Архиепископ Ростовский. Март, 23 1481 Преподобный Досифей Верхнеостровский. Октябрь, 8 1482 Преподобный Макарий Калязинский (Колязинский). Март, 17 1483 Преподобный Мартиниан Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1483

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Со своим духовным отцом преподобный Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15/28 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина. В числе учеников преподобного Евфросина Савва Крыпецкий (28 августа/10 сентября), Досифей Верхнеостровский (8/21 октября), преподобный Онуфрий Мальский (12/25 июня), Иоаким Опочский (9/22 сентября), Иларион Гдовский (21 октября/3 ноября), Харитон Кудинский — основатель и игумен монастыря на озере Кудине, рядом с Торопцом (XVI); местно почитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Преподобный Игнатий, несмотря на цветущую молодость был не только пострижен прп. Евфросином, но и почтен саном пресвитерства. Рукоположенный Новгородским архиепископом, Игнатий был первым игуменом обители при жизни преподобного ее основателя и духовным отцом его. Игнатий был любимый ученик преподобного Евфросина, и ему только одному преподобный передал о чудном видении, бывшем ему. После усердной молитвы к Богу о призрении своей обители, которую он поручал Пресвятой Богородице и трем святителям и прп. Онуфрию, святой вздремнул и в тонком сне слышал следующие слова: «Се услышана бысть молитва твоя, еже о братии, и Аз неотступна буду от обители сея с Сыном Моим и Богом, снабдящи и покрывающи от всяких зол, и не иметь оскудети обитель сия во век». Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два его брата — преподобные Харалампий и Памфил; оба они также удостоились священства. Эти три брата были как бы три духовные столпа обители, в которой и настоятельствовали впоследствии один за другим. На имя игумена Харалампия преподобный Евфросин писал свое предсмертное завещание братии. Игумен Памфил известен своим посланием против языческих суеверий. Димитрий Угличский, благоверный царевич

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

143 Пролог 15 мая. О пр. Евфросине писал охотник до сонных грез о. Василий; описание его написано самым высокопарным слогом, до того, что по местам не доищешься смысла в словах. Оно в ркп. 16 в. синод. б. 634. 144 «Вселися безмолствовати наедине в л. 6933». Так сказано в списке жития мос. дух. акад. 205. 151 Ркп. святцы: «пр. Досифей, игумен верхнеостровский, преставился в л. 6990 окт. 8 д». Словарь святых, Спб. 1836 г. стр. 99. 152 Послание, писанное в 1505 г., изд. в чт. общ. ист. 1846 г. по рук. житию Игнатий рукоположен архиеп. Иоанном, что не могло быть, а разве арх. Евфимием 1 (1423–1430 г.). См. пр. 159. Что касается до того, что будто пр. Евфросин защищал сугубое аллилуия и ходил для нее в Константинополь к патриарху: то рассказ о том Василия не стоит никакого доверия, по еретическим брехням и по противоречиям история и хронологии. Подробно показано это в ист. рус. ц. 3, 180–187 и в христ. чт. 1853 г. Святитель Димитрий писал: «Евфросин святой – свят; а аллилуия его не мню быти свято, как хотелось кому, так и бредили без ума; разве кто невежа имеет веру такой лже». Румян. муз. 407. 153 Пролог мая 15 Святцы: «пр. Евфросин, игумен тресвятительского монастыря, иже на Толве р., преставился в л. 6989 м. мая 15 д.» 160 Кроме летоп. о мятежах и нового летописца, Палицын: «ласкатели и великих бед замысленницы, в десятерицу лжи составляюще, подходят к Борису и от многие смуты ко греху низводят». 161 Следственное дело о смерти царевича в собр. гос. грам. 2. 60. И здесь видим в Угличе Битеговского с его шайкою. Прямее же показывают дело летописи. 163 Следственное дело подробно разобрано мною в исследовании о смерти царевича, нап. в 1 кн. чтен. общ. ист. Μ. 1848 г. Здесь для примера указывается на некоторые улики нечистой совести следователей. Они заставляют многих говорить, что царевич покололся ножом. Но не спросили никого: где девался этот нож? Да и видел ли кто его? Григорий Нагой обедал у себя в доме и, прибежав по звону колокола застал царевича живым; а Андрей Нагой обедал во дворце и, выбежав на крик: «царевича зарезали», нашел его уже мертвым, на руках кормилицы. – Ясные противоречия и недомолвки и их не старались объяснить, опасаясь услышать еще что-нибудь более неприятное. См. еще пр. 166–167.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Досифей так и сделал в следующий раз. — Голоден ли ты? — спросил его Дорофей. — Да, я чувствую некоторый голод, — отвечал Досифей. Спустя немного дней блаженный Дорофей снова спросил его: — Чувствуешь ли ты, чадо, голод? Юноша ответил: — Нет, господин мой, твоими молитвами я чувствую себя очень хорошо. — Теперь ты употребляй только хлеб и пол-четверти другого. Досифей так и сделал. Чрез несколько дней преподобный Дорофей снова спросил его: — Не чувствуешь ли ты теперь голодным себя, сын мой? — Нет, я вполне сыт. — Раздели, — сказал святой Дорофей, — и другую четверть на две части, одну из них ты можешь съедать, а другую сохрани. Досифей исполнил слова своего наставника. Постепенно, с Божией помощью, Досифей стал употреблять в пищу вместо 6 фунтов всего только 8 лотов, ибо как и во всем, в пищи важна привычка: каждый ест такое количество, к какому успевает привыкнуть. Всякое дело блаженный Досифей делал тихо и кротко; он прислуживал больным в больнице, и каждый благодарил его за его уход, ибо он старался всё держать в чистоте. Если же ему от усталости случалось сказать какому-нибудь болящему что-либо с гневом, то он тотчас оставлял больницу, входил в келарню и там плакал. Другие больничные служители старались в этих случаях утешать его, но старание их оставались безуспешными: Досифей оставался неумолимым к себе. Тогда они отправлялись к отцу Дорофею и говорили: — Окажи милость, отче, узнай, о чем рыдает брат Досифей, мы не знаем сего и не можем его утешить. Преподобный Дорофей входил и находил ученика своего сидящим на земле и плачущим. Он спрашивал его: — Что с тобою, Досифей, о чем ты плачешь? На это Досифей отвечал: — Прости меня, отче, я в гневе сказал брату моему злое слово. Тогда авва Дорофей говорил ему: — Зачем ты гневаешься, Досифей, зачем позволяешь себе с гневом говорить своему брату? Разве ты не знаешь, что, оскорбляя его, ты оскорбляешь Христа? Досифей склонял свою голову долу и ничего не отвечал. Когда же Дорофей видел, что Досифей уже довольно раскаялся, он тихо говорил ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Бог простит тебя; встань, и с сего дня положим начало твоему исправлению, усугубим свое усердие к деланию добра, и Бог поможет нам. Тогда Досифей вставал и с радостью принимался за свое дело, как будто получал прощение от Бога. Бывшие в больнице вскоре узнали обыкновение Досифея, и когда они видели, что Досифей плачет, то говорили: — С Досифеем что-то приключилось, он в чем-то согрешил. И затем обращались к блаженному Дорофею: — Отче, ступай в келарницу, там есть для тебя дело. Когда Дорофей входил и видел своего ученика плачущим, он разумевал, что опять Досифей сказал кому-либо злое слово, и говорил ему: — Что с тобою, Досифей? Неужели ты опять оскорбил Бога? Неужели ты опять поддался чувству гнева? Неужели ты забыл о своем намерении исправиться? Когда преподобный Дорофей видел, что его ученик пролил уже немало слёз, он говорил ему: — Встань, Досифей, и да простит тебя Бог; ты же со своей стороны снова постарайся положить начало исправлению. Утешенный сими словами, Досифей оставлял свою печаль и шел постилать постели, что он делал уже с кротостью. Постоянно исповедуясь пред своим наставником во всех делах своих и помышлениях, блаженный Досифей, постилая для болящих мягкие постели, часто говорил проходившему мимо Дорофею: — Отче, моя совесть говорит мне, что я хорошо постилаю постели. На сие авва Дорофей отвечал ему: — Удивительное дело, Досифей, ты становишься хорошим слугою и отличным постельником, но из тебя не выходит хорошего инока. Преподобный Дорофей никогда не позволял Досифею иметь к чему-либо пристрастия, и ученик исполнял все заветы своего учителя. Когда для Досифея нужна была одежда, авва Дорофей приказывал своему ученику самому сшить себе одежду и давал ткань. Блаженный Досифей удалялся и исполнял сие поручение с тщанием великим. Когда он кончал работу, авва Дорофей призывал его и говорил: — Кончил ли ты, Досифей, свою работу? — Да, мой отец, я хорошо сшил одежду, — отвечал Досифей. — Иди, и отдай ее такому-то брату (он называл имя его) или больному. Досифей с радостью исполнял сие приказание своего наставника, а блаженный Дорофей давал ему сшить другую одежду; когда он кончал и сию, наставник его говорил ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Досифей так и сделал в следующий раз. – Голоден ли ты? – спросил его Дорофей – Да, я чувствую некоторый голод, – отвечал Досифей. Спустя немного дней блаженный Дорофей снова спросил его: – Чувствуешь ли ты, чадо, голод? Юноша ответил: – Нет, господин мой, твоими молитвами я чувствую себя очень хорошо. – Теперь ты употребляй только хлеб и пол-четверти другого. Досифей так и сделал. Чрез несколько дней преподобный Дорофей снова спросил его: – Не чувствуешь ли ты теперь голодным себя, сын мой? – Нет, я вполне сыт. – Раздели, – сказал святой Дорофей, – и другую четверть на две части, одну из них ты можешь съедать, а другую сохрани. Досифей исполнил слова своего наставника. Постепенно, с Божией помощью, Досифей стал употреблять в пищу вместо 6 фунтов всего только 8 лотов, ибо как и во всем, в пище важна привычка: каждый ест такое количество, к какому успевает привыкнуть. Всякое дело блаженный Досифей делал тихо и кротко; он прислуживал больным в больнице, и каждый благодарил его за его уход, ибо он старался всё держать в чистоте. Если же ему от усталости случалось сказать какому-нибудь болящему что-либо с гневом, то он тотчас оставлял больницу, входил в келарню и там плакал. Другие больничные служители старались в этих случаях утешать его, но старание их оставались безуспешными: Досифей оставался неумолимым к себе. Тогда они отправлялись к отцу Дорофею и говорили: – Окажи милость, отче, узнай, о чем рыдает брат Досифей, мы не знаем сего и не можем его утешить. Преподобный Дорофей входил и находил ученика своего сидящим на земле и плачущим. Он спрашивал его: – Что с тобою, Досифей, о чем ты плачешь? На это Досифей отвечал: – Прости меня, отче, я в гневе сказал брату моему злое слово. Тогда авва Дорофей говорил ему: – Зачем ты гневаешься, Досифей, зачем позволяешь себе с гневом говорить своему брату? Разве ты не знаешь, что, оскорбляя его, ты оскорбляешь Христа? Досифей склонял свою голову долу и ничего не отвечал. Когда же Дорофей говорил ему: – Бог простит тебя; встань, и с сего дня положим начало твоему исправлению, усугубим свое усердие к деланию добра, и Бог поможет нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010