Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя - Василий Великий , Иоанн Златоуст и Григорий Богослов , которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия. Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: " Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине " . Расцвет [ править править код ] Ни до, ни после преподобного Евфросина Псковская земля не знала такого количества сподвижников-пустынножителей и основанных ими монастырей. И, кстати, судьбы обителей оказались во многом похожи: основание, служение, разрушение, возрождение, забвение, и вновь - возрождение. Ни один из монастырей не исчез с лица земли. А современный облик Спасо-Елеазаровской обители - самое яркое, самое убедительное свидетельство торжества Веры. Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: " Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема - народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название - Взыскание погибших - говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь. А Царственные мученики - наши покровители, покровители России: на них закончилась одна эпоха и началась новая. Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой Крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди? Действительно в XYI - XYII веках был духовный подъем. И, я считаю, что, когда Святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» - и тут же появлялось желание подражать. Читаешь Житие монаха - пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице - Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково - Печерский монастырь. Сколько братии в Никандровом монастыре? Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати. А мощи Преподобного Никандра не ищите? На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий - в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

В своем содержании и настрое этот текст не изолирован, а вполне типичен для исихастской литературы. В старинных патериках, рассказах из опыта отцов-пустынников, найдем те же экологические мотивы, найдем истории об аввах, что оплакивали смерть птиц, жили в мире и дружбе с дикими зверями. Изобилуют такие истории и в русской монашеской, житийной литературе. И можно с уверенностью сказать, что они доносят не столько некие стилизованные легенды древности, сколько живую реальность исихазма, присущую ему искони и всегда. Известия о русском подвижничестве XV в. включают и не просто некую «историю», но цельный «Уклад Досифея», свод правил жизни для талавов, жителей Талабского острова на Псковском озере. В этом укладе, составленном, по преданию, преп. Досифеем Верхнеостровским (+ 8.10.1482) и не один век соблюдавшемся талавами, есть строгие, подробные правила сохранения природной среды, и преп. Досифей по праву был назван в недавней публикации о нем «экологом XV в.». А совсем к недавнему времени и к светской, а не церковной литературе относится рассказ об удивительном обычае, что сложился у русских подвижников Печенгской обители Св. Трифона на Крайнем Севере, в Мурманском Заполярье. После долгой полярной ночи, в день первого появления солнца, во дворе обители для встречи светила собирались не только монахи монастыря, но и... полное сообщество из восьми медведей, обитавших в округе. Так описывает это событие настоятель о. Ионафан: «Медмеди... лесные звери, вольные... ух и здоровые, как горы! А только они заходят и сюда к нам... Эта скамейка большая, видите там, под стеною... Сидим мы на скамейке все в сборе... ждет братия, как после зимы и ночи солнышко впервые заиграет благодатное... А они, медмеди, тоже рядом тут сидят и на небо глядят... Как только солнце выглянет из-за горы, мы молитву поем... А медмеди тоже бурлыкать зачнут: и мы, мол, солнцу рады. Хотя и звери, а понимают» . В итоге, исихастский принцип чистоты пути, чистоты сердца в одном из важных своих аспектов оказывается экологическим принципом.

http://radonezh.ru/analytics/ekologiches...

Адрес: Псковская область, Псковский район, с. Устье Церковь Николы Чудотворца с Устья — это храм-маяк, предвестник Пскова. Место необычайно живописно, вокруг водные просторы, с островами. Церковь упоминается в летописи в связи с посещением ее в 1473 году византийской принцессой Софьей Палеолог, когда она ехала из Рима в Москву к своему будущему супругу великому князю Ивану III. В 1930-е годы храм был закрыт, во время Великой Отечественной войны — силь­но пострадал. В начале 1960-х отреставрирован с разборкой поздних пристроек и сооружением двухпролетной звонницы. Подробнее... Церковь первоверх. апп. Петра и Павла (о. Белова) [ править править код ] Храм Петра и Павла Адрес: Псковская область, Псковский район, остров им. Белова. В 1470 году на острове Верхний преподобный Досифей Верхнеостровский, являвшийся иноком расположенной неподалёку Елизаровской обители, основал мужской монастырь. Монастырь был посвящён первоверховным апостолам Петру и Павлу. По преданию, преподобный прибыл на остров, который был заселен беглыми каторжниками и разбойниками. И вначале ему пришлось трудно. Но понемногу с помощью добра, смирения и кротости Досифею удалось превратить разбойников в нормальных людей, некоторые из которых приняли постриг в его монастыре. Во время Северной войны, в 1703 году, монастырь был уничтожен шведами, но спустя 7 лет, его полностью восстановили. В 1764 году обитель была упразднена. Церковь была превращена в приходскую и приписана к Псково-Печерскому монастырю. В начале XIX века на острове Белова проживало около 2000 человек (для сравнения, сейчас здесь постоянно живут всего 28 человек, в летнее время сюда приезжают дачники и дети на каникулы, и население острова немного возрастает). Церковь был закрыта в 20-ые годы XX столетия. Узнав о том, что храм закрывается, священник и прихожане успели спрятать святые мощи преподобного Досифея. Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Остров-Залит) [ править править код ] Церковь Николая Чудотворца (Залита) Адрес: Псковская область, Псковский район, остров Залита.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

Крест на предпологаемом месте кельи прп. Досифея на о-ве Белов. Фотография. 2007 г. Крест на предпологаемом месте кельи прп. Досифея на о-ве Белов. Фотография. 2007 г. Согласно «Описанию о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), Д., названный Верхнеостровским-Богословским, преставился 8 окт. (в одном из списков - 28 окт.) 6990 (1482 или 1481) г. (С. 53. 154). Однако возможно, что круглая дата от Сотворения мира является условной (не дописанной в отношении единиц). Митр. Евгений (Болховитинов) именует святого Дорофеем. По его же сведениям, в синодике Псково-Печерского мон-ря святой назван иеромонахом. Петропавловский мон-рь впервые упоминается в жалованной грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Конону, датированной 16 февр. 1510 г. ( Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 87-88). В 1584 г. (по др. сведениям, в 1616) Верхнеостровская обитель была приписана к Псково-Печерскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю , в 1703 г. сожжена шведами, ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (время построения неизвестно) уничтожена. К 1710 г. мон-рь был восстановлен, вновь возведенный каменный Петропавловский храм обители был освящен 6 окт. 1710 г. До 1764 г. Петропавловский мон-рь был приписан к архиерейскому дому, в 1764 г. упразднен, Петропавловская ц. обращена в приходскую. В 1862 г. к храму был пристроен притвор и колокольня, в 1901-1906 гг. к сев. стороне храма пристроен придел во имя Д. (освящен 30 янв. 1906). После 1945 г. Петропавловский храм был закрыт. В нач. 90-х гг. XX в., во время работ по очистке от мусора сохранившегося здания Петропавловского храма, под ним была найдена маленькая пещерная церковь, в к-рой под спудом предположительно покоятся мощи Д. Храм возвращен Церкви в 1999 г. при участии прот. Николая Гурьянова , настоятеля ц. во имя свт. Николая на соседнем о-ве Залит. Канонизация Д. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, учрежденный 10 апр. 1987 г. по инициативе митр. Псковского и Порховского Иоанна (Разумова) . Имеется краткая служба святому (тропарь и кондак) (Минея (МП). Окт. М., 2002. С. 229), а также акафист (без указания места и года изд.), изданный по благословению архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина).

http://pravenc.ru/text/180309.html

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

И тут же добавляет: Петропавловский храм уникален и сам по себе. Он основан в XV веке, чуть позже здесь появился мужской монастырь. Причем братия состояла в основном из бывших разбойников, обитавших на острове. Обратил их в покаяние и основал обитель Досифей Верхнеостровский. Мощи преподобного до сих пор не обретены и хранятся где-то за одной из стен подземного храма, который нашли лишь в конце 1990-х годов. Это произошло случайно, когда отец Сергий вместе с помощниками при реконструкции основного здания наткнулся на небольшой лаз, уходящий вглубь земли. Фото: Личный архив о. Сергия (Демидова)      " Подземный храм был засыпан песком и камнями. После того как мы все вычистили, обнаружили каменную кладку из валунов, основание престола, частично были заметны изображения фресок на стене, которые впоследствии были восстановлены. С самого начала, как только расчистили нижний, подземный храм, мы там совершаем богослужения " , — вспоминает настоятель Петропавловского храма. Удивительно, добавляет отец Сергий, как наши предки в XV веке смогли возвести на острове каменный храм. " Он построен из известняковой плиты, она завозилась из Пскова и Изборска. Чтобы этот камень доставить, нужно было преодолеть 30 километров по озеру. В то время это делали либо на ладьях, либо зимой перевозили на лошадях в тележках по льду. В храме стены под два метра толщиной, представьте, сколько нужно было тонн завести, чтобы все это построить. Неужели без веры это кто бы сделал? " — задает риторический вопрос священник. скрыть способы оплаты Комментарии ljubovj 3 марта 2019, 18:41 Bozjej pomochi Vam v trudax O,Sergij!! da rajskij ugolok kak but pobivala tam ochenj krasivoe opisanie ostrova!!! Татьяна 28 февраля 2019, 21:22 Да,совершенно верно,райский уголок.Были там в 2015 году.Жаль что очень мало ,пожить бы с месяц. Интересно,жива ли Ваша помощница.Она еще расписывала на камушках разные картинки.Божией помощи Вам во всем,батюшка Сергий. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/119642.html

Преподобный Трифон во время земной жизни был связан со многими русскими святыми и подвижниками. Он был в Казани, где в беседе со святителем Ермогеном (†1612, память 17 февраля, 12 мая), предсказал ему патриаршество и мученическую кончину. У мощей праведного Артемия Веркольского (†1545; память 20 октября, 23 июня) преподобный Трифон получил исцеление расслабленной руки. Сам преподобный исцелил 12-летнего блаженного Прокопия Вятского (†1627, память 21 декабря). Преподобный Трифон и блаженный Прокопий вместе являются взывающим к их помощи. Преподобный Досифей Верхнеостровский, Псковский Преподобный Досифей Верхнеостровский, Псковский – ученик преподобного Евфросина Псковского (+1481; память 15 мая). В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на Псковском озере, где был игуменом. 9-й день Святой апостол (от 12-ти) Иаков Святой апостол (от 12-ти) Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея. На апостольское служение он был призван, как и прочие апостолы, Самим Господом нашим Иисусом Христом. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в виде огненных языков, он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, прогонял лукавых духов и множество людей привел ко Христу. Чрез это святой апостол приобрел себе новое имя – «семя Божественное», ибо он посеял в сердцах человеческих слово Божие, насадил веру и возрастил благочестие. Апостол Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) в Эдессу, проповедовал учение Христово в Газе и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газой). Оттуда он отправился в Египет и в городе Острацыне (на границе с Палестиной) принял мученическую смерть на кресте. Преподобные Андроник и супруга его Афанасия Преподобные Андроник и супруга его Афанасия жили в V веке в Антиохии. Благочестивая семья делила свой скудный заработок на три части. Одну часть они отдавали в храм, другую – бедным, а третью оставляли себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Досифей Верхнеостровской, преподобный Преподобный Досифей был ученик преподобного Евфросина Псковского. Около 1470 года он основал свой монастырь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на острове Псковского озера, называемом Верхний. Отсюда монастырь преподобного стал называться Верхнеостровским. Преподобный Досифей имел сан иеромонаха и, вероятно, был первым игуменом созданной им обители. Преставился он 8 октября 1482 года. Мощи его почивают под спудом в храме обители, упраздненной в 1764 году. Память преподобного Досифея празднуется местно. Октябрь 10 Собор Волынских святых В 10–й день месяца октября — в воспоминание о возвращении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 г. — празднуется Собор святых угодников Волынских. Да и когда в лавре Почаевской всего благопристойнее прославлять родных своих угодников Волынских, как не в тот именно день, когда на горе Почаевской воссиял свет Православия, которое эти святые содержали и утверждали на Волыни всеми силами своей души, своей жизни и деятельности. Великими и высокознаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви Христовой на Волыни. Современная по своему происхождению первоначальному просвещению славян еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И тяжелые смуты княжеских междоусобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов пережила Волынь. Но терпением непоколебимым, мечом, кровью почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру. История Волынской Церкви богата обилием святых мужей, Самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Это св. блгв. Ярополк, князь Владимиро–Волынский ( †  1086 г; см. 22 ноября/5 декабря), прп. Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094 г., см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

•  Церковное служение святителя проходило в монастырях Москвы и Подмосковья, а также на влиятельной архиепископской кафедре в Ростове (ныне Ярославская епархия). Преподобный Досифей Верхнеостровский (+ 1482) Память его празднуется 8 акт. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Досифей был учеником Евфросина Псковского (память его 15 мая) и, будучи иеромонахом, основал в 1470 г.  на острове Верхнем Псковского озера Петропавловский монастырь. Святые мощи его покоились до наших дней в бывшей монастырской церкви, которая стала в последнее время приходской. •  Группа островов, к которым принадлежит о. Верхний, называются Талибскими, и само озеро иногда называют так. Озеро находится в 30 верстах от Пскова, в него впадает р. Великая. Монастырь, основанный преподобным, был упразднен в 1764 г. Преподобный Макарий Калязинский (+ 1483) Память его празднуется 17 марпш в день преставления, 26 мая в день обретения мощей 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Прп. Макарий, в миру Матфей, родился в  селе Грибкове, ныне Кожино. Родителями его были боярин Василий Кожа, прославленный своими ратными подвигами при вел. князе Василии И Темном, и супруга его Ирина. Память их почитается местно. С семи лет Матфея начали учить грамоте, и он на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу все прочитанное. Придя в возраст, он по воле Божией женился на Елене Яхонтовой, но между собой молодые люди условились, что как только один из них умрет, овдовевший супруг непременно примет монашество. Через год умерли родители Матфея, а еще через два года Елена, и двадцатипятилетний вдовец поступил в Николаевский Клобуковский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Макарий.  Здесь в свободное от послушания время он продолжал изучать духовные книги, а когда прошел искус, то по благословению игумена ушел на пустынножительство. Пустынь его была расположена в красивом месте в лесу, между двух озер. К нему приходили дикие звери, ласкались к нему, и он делил с ними свою пищу. Скоро пришли к нему 7 старцев Клобуковского монастыря, потом стали приходить и другие. Долго не соглашался преподобный принять сан игумена, но вынужден был уступить. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010