Это строки из работы Прохорова «Лев Николаевич Гумилев как мыслитель». Храня любовь к России и верность православию, Прохоров широко открыт миру. Доводилось ему читать курс лекций во французском университете в Нантерре, работать в американском византиноведческом центре Дамбартон Оакс. Самые добрые отношения много лет связывают Гелиана Михайловича с католическими центрами славяноведения. Он стал одним из организаторов и постоянным участником ежегодных конференций по христианской духовности, проводимых уникальным сообществом - монашеской коммуной в итальянском местечке Бозе. Прохоров - отнюдь не кабинетный ученый, замкнувшийся в своих штудиях. Для него всегда была важна просветительская деятельность, стремление познакомить современника с культурой Древней Руси. И это не только преподавание в вузах; не только программы на радио «Мария». Вместе с Василием и Дмитрием Чернышевыми он основал издательство «Глаголъ». Здесь печатается задуманная им серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». Он был и создателем религиозно-философского журнала «Мра». Выходившие в 1990-е годы номера журнала сближали представителей русской интеллигенции и Церкви. И «ять» в заголовке стал символом возврата к ценностям традиционной русской культуры. Душа ученого... Она раскрывается не только в серьезных культурологических опусах. С юности Прохоров увлекается живописью и рисунком, пишет рассказы и стихи. Эта сторона его таланта отражена в альбоме «Крестообразность времени, или Пушкинский Дом и около». Здесь сотни портретов ученых, знакомых, родных, здесь и пейзажи, и иконописные работы, в частности, превосходный «Деисис», выполненный на досках темперой. Среди стихов встречается кредо Прохорова-художника - верлибр «В метро». Какой любовью к людям наполнены строки: ...Кто-то стоит, скучая, Кто-то сидит, читая, И мне хочется всех их нарисовать, И я опять удивляюсь Необыкновенности жизни. Живопись, как и наука, для Прохорова - возможность видеть Вечное в настоящем и двигаться к Небесному. В интервью и публицистических статьях ученый оценивает сегодняшнюю Россию, ее проблемы и перспективы в координатах пассионарности, призывает современников обращаться к сокровищам святоотеческой литературы, которая открывает пространства жизни непреходящей. Что ждет нашу страну? Этого не знает никто. Прохоров говорит о том, что может ее сохранить: «спасение России только в возвращении к вере».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/19/...

ЦВ 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г. Влюбленный в божественную красоту Французский богослов и историк Оливье Клеман, один из крупнейших православных мыслителей ХХ века на Западе, скончался 15 января в возрасте 87 лет. Сын неверующих родителей, он принял православие в 30-летнем возрасте, учился у выдающихся богословов русской традиции и впоследствии много лет был профессором Свято-Сергиевского православного института в Париже. Оливье Клеман родился в 1921 году в Севеннах — горах на юге Франции. Оливье не был крещен в детстве и не получил никакого религиозного воспитания. В отрочестве — под влиянием поэзии, в особенности Рильке, — он заинтересовался Евангелием, но по-прежнему оставался далек от веры. В годы Второй мировой войны Клеман участвовал во французском Сопротивлении. В это время он стал углубленно изучать труды Кьеркегора, Ньюмена, Шестова. Впоследствии наступил период увлечения индуизмом и буддизмом. Однако он чувствовал себя «зажатым в угол между Индией, где все священно, божественно, поглощено океаном божественности, а с другой стороны, ощущением уникальности человеческой личности». Выход из тупика молодой француз нашел, прочитав труды Владимира Лосского о Троице и человеке как Ее образе. В то же самое время он запоем читал Достоевского и Бердяева и, по его собственным словам, «открыл для себя христианство и стал задаваться вопросом, что же делать дальше». Многое в христианской вере продолжало смущать Клемана, но однажды, во время молитвы перед иконой «Деисис», купленной у парижского антиквара, молодой человек почувствовал, что Христос зовет его, и решил последовать этому зову. Оливье принял крещение в православной Церкви, изучал святоотеческое богословие под руководством знаменитого Владимира Лосского, а впоследствии в течение 35 лет и сам был профессором сравнительного и нравственного богословия в Свято-Сергиевском православном институте в Париже. Клеман был почетным доктором Лувенского университета (Бельгия), факультета православного богословия в Бухаресте (Румыния), Университета Святейшего Сердца в Коннектикуте (США), преподавал во многих других престижных учебных заведениях.

http://e-vestnik.ru/obituaries/vlyublenn...

Первая стадия нашего исследования ограничена памятниками византийского периода до падения Константинополя (1453 г.) и представляет собой опубликованные или, по крайней мере, известные в библиографии образцы. Большое разнообразие композиций позволяет представить необходимый материал таким образом, чтобы дать общую картину меняющегося иконографического отображения темы, достаточно сложной для понимания с первого взгляда. Знания, которые я получила на историческом и археологическом, а также на богословском факультетах Университета в Салониках, позволили мне глубже изучить данную проблему, так как, как я уже говорила вначале, тот, кто занимается археологией Византии, значительно обогащает свой научный запас, если одновременно с археологией изучает и византийское богословие. М.И.Казамия-Церну Содержание Пролог Вступление      1.Алтарь             1.1 Четырехпредельный-полуцилиндрический              1.2 Восточный фронтон-фасад алтаря              1.3.Встроенный  иконостас       2.Основной храм              2.1.Вертикальные стены              2.2 Верхняя часть       3.Неф       4.Фасад       5.Многообразие изображений в храме •A.    Краткий Деисис •B.     Расширенный Деисис •C.     Образ Христа •D.    Образы Богородицы •E.     Образ Предтечи •F.     Деисис с другими образами •G.    Надписи Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/book/485853

Внутреннее убранство Троицкой церкви Особую атмосферу этого намоленного места вы почувствуете еще с порога. За дверью минской церкви Святой Троицы начинается жизнь без суеты и сумасшедшей скорости столицы. Здесь уют и уединение. Икона Благовещения Божией Матери украшает Царские врата. Справа от них расположен образ Святой Троицы – список со знаменитой иконы «Святая Троица» Андрея Рублева (XV век). Слева – образ Божьей Матери Донской. Духовным центром храма считается уникальный для белорусских церквей пятиярусный иконостас. Он как бы рассказывает Священную историю. Верхний ярус – праотеческий. Здесь образы патриархов – самых древних святых, а также икона Иисуса Христа, над которой расположен святой крест. Следом идет пророческий ряд. Пророки предвозвестили о рождении Христа Пресвятой Девой, поэтому посередине ряда расположена икона «Знамение» - Божья Матерь с Младенцем. Средний ряд называется праздничным, потому что в нем находятся иконы праздников Нового Завета. Четвертый сверху ряд носит название «Деисис». Это основная часть иконостаса, потому что в ней отражено моление всей церкви Христу. Центр этого ряда – образ Господа Иисуса Христа во время Второго пришествия как Небесного Царя, Вседержителя и Судии. По бокам от нее – иконы Богоматери и Иоанна Предтечи. Нижний ряд – «местный» с образами святых, которых особо почитают в данной церкви. Это Николай чудотворец, Сергий Радонежский, архиепископ Мирликийский, Серафим Саровский и Царственные Страстотерпцы (причисленные к лику мучеников Николай Второй и его семья, которых расстреляли в 1918 году). Источник: Царские врата украшены иконой Благовещения Божией Матери – с этого момента Бог пришел в наш мир. Справа от Царских врат помещена икона Святой Троицы, в честь которой освящен храм. Особый трепет и благоговение вызывает этот список со знаменитой, непревзойденной иконы русского изографа XV века Андрея Рублёва, которая так и называется – Святая Троица. В основе христианского учения лежит догмат о единосущной Святой Троице, как взаимной любви, струящейся в вечном согласии и вечном единстве.

http://sobory.ru/article/?object=11636

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2020-02-21 10:14:52 Владелец: wifegolem Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Попытки опознаний [ 2020-04-28 15:35:12 ] larisskin : На иконе читаются надписи: Господь Вседержитель - в центре, справа апостол Иоанн, слева - Мария Дева, то есть Богородица. Очень потёртое изображение образов. Почему рядом апостол Иоанн и Богородица? Это традиция изображать их рядом. Например У меня есть плакат Двенадцать добродетелей и там в центре изображён Господь наш Иисус Христос, распятый на Кресте,слева от Него Богородица, а справа - Иоанн. Всё это соответствует реальным событиям Страстной Пятницы, когда из всех апостолов до конца рядом с Господом оставался только апостол Иоанн. И Господь с креста говорил Иоанну, се теперь Мать твоя. А Богородице сказал: Се - сын Твой. [ 2020-04-28 15:37:25 ] larisskin : тем самым давая понять Иоанну, чтобы он нёс теперь заботу о Богородице, что Иоанн и выполнил, взяв Её в свой дом. А Богородица стала Матерью нашей общей, Милосердной Заступницей нашей и Спасительницей во всех бедах. [ 2020-05-03 18:58:35 ] larisskin : Христос Воскресе! ашла ссылку дня три назад, но некогда было Вам написать, а сегодня с трудом эту ссылку нашла в интернете: http://popgun.ru/viewtopic.php?f=154&t=187504 [ 2020-05-03 19:01:36 ] larisskin : Цитироую оттуда то что касается описания Вашей иконочки: Это складень, меднолитой. 19-ый век. С эмалью. Справа - скорее всего сюжет Деисис, предстояние Спасителю Богородицы и Иоанна Крестителя в молитве за весь мир. слева предстоят - Архангел Михаил с мечом, св. ап. Петр с ключами от рая, и, скорее всего, святитель Николай Чудотворец. [ 2020-05-03 19:04:15 ] larisskin : У ВАс складень сохранился с двумя створками, или только одна створка сохранилась? На самомо деле бывапт, что и не складень, а просто отдельная иконка. [ 2020-05-03 19:04:53 ] larisskin : вот здесь чёткое изображение всего складня с того же сайта: http://popgun.ru/files/g/149/orig/3897336.jpg

http://pravicon.com/unknown-2923

Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями, изображающий церковь Божию на земле с ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости праотцами и пророками. С правой стороны, на четвертой ступени сверху, изображен Моисей со скрижалями, на которых начертаны слова: «Радуйся, скрижале Божия, на ней же перстом Отчим написася слово Божие». За Моисеем на следующей ступени в нисходящем порядке изображены: Аарон в митре как первосвященник и с прозябшим жезлом и Давид в короне, царственной мантии и с ковчегом Завета. С левой стороны против Моисея на одной с ним ступени стоит пророк Исаия с висящей от левого плеча хартией, на которой видна надпись: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Далее стоят Иеремия со свитком, Иезекииль с вратами затворенными и Даниил с камнем в руках. Кроме того, на каждой из семи ступеней этого амвона начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых находятся взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения. На первом столпе изображены 7 очес с надписью: дар совета; на втором — семисвечник с надписью: дар разума; на третьем — книга с 7 привешенными печатями и надписью: дар премудрости. С левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и надпись: дар крепости; на втором — правая рука с 7 звездами и надписью: дар ведения; на третьем — 7 курильниц дымящихся и надпись: дар благочестия; на четвертом и последнем столпе — 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. Таким образом, на этой иконе, за исключением Богоматери и св. Троицы, все лица и вещи приспособлены к седмеричному числу и имеют символическое значение. Таково изображение Киевской иконы Софии — Премудрости Божией. Не все изображения Софии — Премудрости Божией одинаковы. Новгородская икона Софии в Софийском соборе есть род Деисуса, или правильнее Деисиса (греческое слово «деисис» значит моление; так называются иконы, изображающие Спасителя, а перед ним Богоматерь и Иоанна Предтечу в молитвенном положении). На этой иконе изображен Господь Вседержитель в царской одежде, с огненными крыльями на огненном престоле, утверждающемся на семи столпах. Вокруг Вседержителя голубое небо, испещренное звездами. По сторонам изображены Божия Матерь и Иоанн Предтеча как ближайшие свидетели воплощения Слова Божия. Вверху изображен Спаситель в огненном круге, на котором имеется надпись: «Премудрость Божия». Выше этого изображено опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле лежащее Евангелие, перед которым шесть ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена.

http://pravicon.com/info-1386

Успение Пресвятой Богородицы Деталь мозаики Мраморные облицовки Дверной проем Капитель с ангелом Мозаики экзонартекса Мозаика Христос Вседержитель Мозаика Христос Вседержитель Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика Мария Палеологиня Детали мозаики Мозаика экзонартекса: Деисис Экзонартекс Апостол Петр. Мозаика Апостол Павел. Мозаика Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Иоанн Креститель и Христос Чудесное умножение хлебов и рыбы Чудесное умножение хлебов и рыбы Чудо в Кане Галилейской Превращение воды в вино Рождество Христово Христос исцеляет Петрову тещу Христос исцеляет Христос исцеляет Избиение младенцев Христос и Богородица Параклисий Параклисий Параклисий Страшный Суд: Христос и Богородица Воскресение Христово: деталь Святители. Фреска Святители. Фреска Фрески У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 марта, 2024 9 февраля, 2024 27 января, 2024 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 марта, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxri...

протоиерей Михаил Браверман Содержание Пролог: Пресвятая и Христос Бог Деисис Благовещение и начало Евангелия Эммануил – с нами Бог! Благовещение и таинство Причащения Причастники Божественного естества Зачатие Пресвятой Богородицы Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии Храм для живого Бога От прообраза к первообразу. Дева Мария и Ветхий Завет Купина Неопалимая и имя Живого Бога Безымянное имя Песни Богородицы О Слове Божием и духовном родстве Образ и Первообраз Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена Покров и Акафист Роман Сладкопевец и Кондак Иоанн Дамаскин и Троеручица Казанская икона и семь эфесских отроков Единосущным Отцу и нам Догматика и догматики Крест и Крестобогородичны Весть о Воскресении Успение как Совоскресение Эпилог: София – Премудрость Божия     «Вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой – то тайне для христиан. Можно сказать, из снятых жизней ни об одной не известно так мало» Михаил Скабалланович , профессор богословия, исповедник Пролог: Пресвятая и Христос Бог Евангелие совсем мало говорит о Богородице и Приснодеве Марии, ибо в Центре Его – Сам Господь Иисус Христос , Его Личность и Его учение. Но и то немногое, что открывает нам Евангелие о Пресвятой Марии, имеет прямое отношение к нашему спасению и дает нам основание обращаться к Ней в молитвах. Слово «Евангелие» означает «благая весть» – радостная весть о том, что в мир приходит Мессия – Христос. И самой первой это было возвещено Деве Марии в день Благовещения Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою...» [ Лк. 1:28 ]. И Ей, «не знающей мужа», обещано, что Она станет матерью воплощенного Сына Божиего. И ответ Девы Марии Архангелу: «Вот, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» [ Лк. 1:38 ], – приводит Бога в мир. Это Дева Мария встречала мудрых волхвов, пришедших поклониться Богомладенцу, и это Ей на сороковой день по Рождестве Христовом было открыто Симеоном Богоприимцем, что оружие Креста пронзит и Ее душу. И Свое первое чудо – претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской – Господь сотворил в ответ на просьбу, на ходатайство, Своей Пречистой Матери. И тогда, свидетельствует очевидец этих событий, апостол Иоанн Богослов, «поверили в Господа Его ученики».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При наличии свободного места к ним присоединяются иконы других праздников, менее важных, а также икона Распятия. Обычно праздничные иконы располагаются по течению церковного года, но иногда и в хронологическом порядке. 418 По литературным источникам деисис известен с VII в. В похвальном слове св. Софрония, Патриарха Иерусалимского, св. Киру и Иоанну говорится: «Мы вошли в церковь [...]. Мы увидели величайшую и удивительную икону, на которой в середине был изображен красками Господь Христос и Матерь Божия, Владычица наша и Приснодева Мария, по левую сторону от Него; по правую же – Иоанн Креститель и Предтеча того же Спасителя [...]. Тут были изображены некоторые из прославленного лика Апостолов и пророков, и сонма мучеников, в том числе и эти мученики – Кир и Иоанн» (P.G. 87, 3, 3557). 419 Поскольку чин выражает порядок будущего века, святые воины и князья, в классических русских иконостасах, в противоположность росписи храма, никогда не изображаются в воинских доспехах и с оружием. Исключения из этого правила встречаются лишь в период упадка – в XVIII- XIX вв. 420 А.Грабар считает, что уже с V-VI вв. царские двери украшались изображениями (см.: Un portillon d " iconostase sculptè au Musée National de Belgrade//Recueil des travaux de I " Institut d " Etudes byzantines. Belgrade, 1961, p. 16). 422 Флоровский Г. Этос Православной Церкви//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1963, 42–43, с. 144. 426 Уподобление Апостолом Павлом плоти Христовой завесе храма могло, конечно, способствовать тому, что на грани алтаря и корабля новозаветного храма помещалась завеса. В дальнейшем отождествление значения и функции ветхозаветной завесы переносится на алтарную преграду, а затем на иконостас. Аналогия его с завесой ветхозаветного храма, разодранной в момент крестной смерти Христовой, продолжает жить в церковном сознании. 429 Julian Walter A.A. The Origins of the Iconostasis//Eastern Churches Review, vol. III, 3. 1971, p. 261, 266 и 267. Читать далее Источник: Богословие иконы православной церкви/Л.А. Успенский. - Переславль : Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. - 656, XVI с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

Именно в описи церквей и монастырей Ярославской епархии, по писцовым книгам 1627 – 1629 года, значится так: „Село Никольское: в церкви образы и книги и свечи. Село Полтево: в церкви образы местные, и деисус, и свечи поставныя. Село Медячино: в церкви образы местные, и деисус, и двери царские, и свечи поставныя (Ярослав, еп. Вед. 1873 г., Л» Л» 38 и 39). Село Говииинское на р. Сонгебе: церковь Нерукотвореннаго образа с двумя приделами, а в церквах образы местные и деисус, и праздники, и пророки, и праотцы, и книги (Ibidem, Л» 41). в описи Томского монастыря, после описания 13 образов, обложенных серебром, сказано: „да на тябле 50 образов, пятшиц два образа, деисус с праздники и с пророки на 36 досках на золоте, да образ отечество на золоте, двери царские, столицы и сени резныя, позолочены. Да в приделе престол Николая Чудотворца, в нём образ его обложен сребром сканью, венец и гривна резные, деисус на краске с праздники и пророки на 15 досках, двери царские, и столицы, и сени на краске. Да в другом приделе Дмитрия Солунскаго – образ местный великомученика обложен сребром, деисус с праздники и пророки на 15 досках, двери царские, столицы и сени на краске. Да в церквах Ярославской епархии, в начале XYI века, не было еще ни царских врат, ни деисуса над их столицами или триморфия, ни верхних рядов иконостаса, а были только иконы на алтарной и других стенах монастыре церковь теплая Воздвижения, а в церкви образ местной Воздвижение, образ местной Живоначальной Троицы, образ Пречистой Богородицы, деисус на семи дсках, все на краске, двери царские, и столицы, и сени резныя позолочены, да деисус вверху на 10 дсках, да в алтаре образ Пречистая Богородицы на краске (Ibidem. 40). Монастырь Вознесения на Обноре– Церковь Вознесения, а в церкви образ местный Вознесения Христова, образ пречистой Богородицы, двери царские, столицы и сени. и деисус на празелени. Да другая церковь теплая Введения. А в ней образ местный Введения Пречистою Богородицы, да образ страстотерпцев Бориса и Глеба в киоте, а на других досках преподобного Михаила Малеина, да св. мученика Феодора иже в Пергии, да в том же теплом храме Деисус в краске, а в нём 7 образов» (Яросл. еп. Вед. 1873 г, 43)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010