62 Св. Церковь празднует троякое обретение главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе 24 февраля и третье 25 мая (см. службы в минее месячной). Ср. Прот. Гр. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви, изд. 7, т. 1, стр. 289, сл. «От земли воссиявши Предтечева глава лучи испущает нетления, верным – исцелений, свыше собирает множество ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную восслати славу Христу Богу» (тропарь 24 февраля). В Византии 7 января, вдень собора Предтечи, праздновалось также перенесение десныя руки Крестителя из Антиохии в Царьград, а 12 октября празднуется перенесение ея же с о. Мальты в Гатчину (а позднее в Петроград в церковь Спаса нерукотворного образа). 63 «Христов пророк же и апостол, ангел же и Предтеча, божественнаго воплощения Креститель, и священник, и мученик верен, проповедник же сущим во аде ты был еси, и девствующим правило, и пустыни житель» (Служба 25 февраля, кан. п. 9, тр. 2). 65 «Деисис – икона, изображающая Иисуса Христа в царском или архиерейском облачении, по правую сторону Его Божия Матерь, по левую Иоанн Предтеча; иногда три отдельные иконы с теми же священными изображениями. Обыкновенно ставится в 3 ярусе иконостаса над иконою «Тайная Вечеря». Такое название произошло, по предположению, оттого, что под этой иконой молитва подписывалась по-гречески: Деисис (Δησις), и не знающие греческого языка стали принимать это слово за название иконы; кроме того, название могло получиться и от того, что Божия Матерь и И. Предтеча изображаются в состоянии молитвенного обращения ко Господу. Иногда Деисис называется весь ряд икон, в котором помещен Д.» (Правосл. богосл. эниикл.). 68 Выразительна в этом отношении история потопа. Здесь сказано в начале, что, видя развращение человеков, «раскаялся Господь, что создал человека, и воскорбел в сердце Своем (слав, пер.: и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли). И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил., от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт. 6, 6–7 ). Однако этот суд Божий и «скорбь Божия» и «раскаяние Божие» относятся не к творению как к таковому, но к данному состоянию мира, и тотчас же описывается спасение Ноя и сродников его, а также и животной твари через ковчег, и после потопа Господь сначала радугой, а затем и прямо дает обетование: «Не буду больше проклинать земли за человека... и не буду больше поражать живущего, как Я сделал» ( Быт. 8 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Икона написана в традициях древней канонической живописи, сформировавшейся в Церкви в течение 15 веков и основанной на знаково-символическом понимании образов, заимствованных из реальной жизни, но обозначающих вечное. Икона новомучеников должна была явить непротиворечивое сочетание временного и вечного, показать и реальные подвиги новых святых, и их вечную славу в Царствии Небесном. Для решения этой задачи была избрана трехчастная форма иконы: средняя часть (средник), Деисис вверху и клейма в боковых и нижней частях иконы. На среднике новомученики и исповедники Российские изображены в прославленном состоянии, на клеймах показаны их подвиги. Деисис и средняя часть иконы написаны по существующим образцам. Клейма таких образцов иметь не могли, они являются совершенно новыми композициями. Большую сложность представляла и разработка иконописных образов новопрославленных святых (было написано более 200 ликов). Деисис (восседающий на престоле Спаситель, по сторонам в молитвенных позах Матерь Божия, Иоанн Креститель, святые) олицетворяет Небесную Церковь . Образ Спасителя является главенствующим на иконе, чем поясняется смысл мученичества как последования Христу в крестном пути. Изображение на иконе Небесной Церкви означает неразрывную преемственную связь подвигов христиан XX века с подвигом древних святых. В средней части иконы святые новомученики изображены на фоне храма Христа Спасителя, восстановленного к 2000-летию христианства. Храм Христа Спасителя является одновременно символом гонений на Церковь в XX веке и символом ее возрождения в наши дни. Кроме того, храм – это образ Небесной Церкви. Перед храмом – престол в красном Пасхальном облачении. Центром композиции и ее основой является крест – указание на мученический подвиг всех изображенных на иконе и на победу над грехом и смертью через Крест Христов. Под крестом, в центре иконы, изображена Царская Семья в одеждах византийских императоров – знак духовной связи Византии и Руси. По сторонам от престола, выше Царской Семьи – три ряда архиереев ( выше потому, что царская власть получает законный характер и благословение от Бога, через Его Церковь ). Ближе всех к престолу стоят св. Патриарх Тихон и митрополит Петр Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Ниже архиереев такими же рядами изображены священники, еще ниже – миряне (мужчины, женщины, дети). Необозримость числа неведомых новомучеников показана нимбами, возвышающимися за образами иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще более невозможно представить себе, чтобы на Тайной Вечери, сказав: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя», Христос поручил одному апостолу причащать других, а сам бы начал убирать со стола, гасить лампады и заниматься прочими посторонними делами. Примерно это наблюдали и мы. Как только диакон начал причащать в углу от Царских врат, священники стали заканчивать службу, петь и читать все, что полагалось. И причастники – опять почти все дети, взрослых причащалось (в соборе в воскресный день!) не больше десяти человек. Что не понравилось На мой взгляд, если Утреня немного затянута (особенно непонятно, зачем это нужно в воскресный день, тем более что прихожане и не приходят на Утреню), то Литургия неоправданно сокращена. Во всяком случае, нам было тяжело молитвенно переживать Литургию оттого, что служба все время скакала с одной темы к другой, не давая сосредоточиться. Русская практика (часто критикуемая): Утреня – вечером (хотя и кажется абсурдом служить утреннее богослужение – вечером), Литургия, торжественно, утром – на мой взгляд, идеальна. В здешних маленьких храмах нет кресла на Горнем месте. Немного смешно, когда в российской глубинке в маленьком сельском храме видишь кресло для епископа, который раз в 100 лет посещает этот храм. Но богословский принцип сохраняется: священник, как апостол, действует по поручению епископа – олицетворяющего Самого Бога. На то, что этот храм контролируется епископом, что он в любой момент может сюда приехать, и указывает его пустой трон. В Греции же в маленьких храмах на Горнем месте находится… столик с приношенями. Здесь с десяток бутылок с вином, с минералкой (зачем она?), пузырьки с маслом и лепешки, которые нарезает пономарь на куски, поминая живых и усопших. Какие-то целлофановые пакеты, коробочки, в общем, все постороннее. И икона на Горнем месте здесь иная. У нас это обычно Деисис – то есть, Христос-Вседержитель на троне с Предстоящими (Божией Матерью и Иоанном Предтечей). Здесь – Божия Матерь. Примерно так же, как у нас в Софии Киевской. Видимо, в самой Византии были две традиции изображений на Горнем месте: Божия Матерь и Деисис. У нас постепенно закрепился правильный (то, что сегодня его во многих храмах нет, – как раз неправильно) вариант, то есть, Деисис.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Какими принципами может руководствоваться создатель иконостаса, выбирая из такого разнообразия стилей, рассказывает Лариса Гачева: «Древние низкие алтарные преграды позволяли молящимся видеть роспись алтаря, делали ее частью пространства храма. Например, в Софии Киевской, становясь частью храмового пространства, образы Богородицы “Нерушимая Стена” и Евхаристии являют верующим то, что происходит в алтаре. Невысокий иконостас могут делать и в связи с архитектурной необходимостью — показать красивую конху (полукупол апсиды алтаря). В России пришли к образу высокого иконостаса, когда стали считать, что всю историю спасения можно и нужно явить на стене, отделяющей алтарь. Иногда алтарь надо как-то специально выделить. В Храме Гроба Господня кувуклия — особое, святое место — заключена в иконостас-храм. А храм Христа Спасителя такой огромный, что в этом пространстве просто нужен иконостас в форме шатрового храма». Без каких икон не может обойтись иконостас? Лариса Гачева: «Сегодня иконостас невозможно представить без икон Спасителя и Божией Матери, без храмовой иконы, которая находится справа от иконы Спасителя. Если храм посвящен иконе Богородицы, то в иконостасе пишется именно эта икона, если храм посвящен Господскому празднику, то икона Спасителя заменяется праздничной иконой. Невозможен иконостас без царских врат, где изображено Благовещение, также могут быть евангелисты, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий — составители литургий, пророки. Дьяконские врата могут быть просто завесой. Сейчас есть и храмы, где царские врата сделаны в виде завесы. Если иконостас ярусный, то в зависимости от пропорций алтарной арки архитектор и художник решают, какие там будут ярусы. Всегда есть местный ряд. К нему могут быть добавлены праздничный ряд или деисис, деисис может быть включен в праздничный ряд, иногда в него включается икона Троицы, пришедшая из пророческого ряда». Что послать в космос? «Высокий русский иконостас — это одно из великих   прозрений православного народа и православного миросозерцания, — считает протоиерей Сергий Правдолюбов. — Стоя перед иконостасом, человек созерцает своим земным, невозвышенным оком будущую реальность, точно так же, как на иконе Божией Матери «О Тебе радуется». На этой иконе собрана вся Церковь. Разве может простой человек сразу представить это? Может ли простой человек представить себе деисисный чин?

http://pravmir.ru/ikonostas/

Второй сверху ярус – пророческий. Пророки – это собор святых, уже получивших Закон, при свете которого богоизбранный народ шел к своей главной цели. Пророки предвозвещали о Пресвятой Деве, от Которой родился Христос. Поэтому в центре яруса находится икона Матери Божией с Богомладенцем. Третий ряд – праздничный. Наконец, перед нами Новый Завет – праздник всего человечества! Иконы отражают события-праздники, связанные в основном с земной жизнью Христа и Его Пречистой Матери. Какие именно, вы сможете рассмотреть сами и описать другим (а понять иконы возможно, познакомившись с текстом Евангелия). Четвертый – деисусный чин, или Деисис (с греческого – моление). Это основное звено иконостаса, и часто иконы здесь самые большие по размеру. Деисис – моление всей Церкви ко Христу. Мы все предстоим пред Ним: Он видит тайники нашей души и слышит молитву любого человека. В центре ряда – икона Господа, как Небесного Царя, Вседержителя и Судии, а справа и слева – образы Богоматери и Иоанна Крестителя в молитвенном обращении к Спасителю. Далее, обыкновенно, иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых, тоже обращенных ликами к Спасителю. Те, кто принят Господом на Небеса, ходатайствуют о нас и хотят, чтобы мы тоже достигли спасения. Пятый, нижний, ряд – местный. В центре, перед вами – царские врата, названные так потому, что через них на Литургии проходит Сам Царь славы – Христос для преподания верным Своих Святых Тайн. Итак, Сам Небесный Царь готов выйти к вам прямо навстречу. Лишь бы вы готовы были принять Его. Священнослужители проходят через царские врата лишь во время некоторых, особенно важных моментов богослужения. На самих царских вратах вы видите икону Благовещения Божией Матери – с этого события Бог пришел в наш мир, земля приняла долгожданную весть спасения. Здесь же иконы четырех евангелистов, а иногда – святых Василия Великого и Иоанна Златоуста , записавших богослужение Литургии. Пред царскими вратами диаконы во время службы возглашают от лица всего народа ектении – прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Над хорами (западная стена) – О Тебе радуется, под хорами (на плоском потолке) – София Премудрость Божия. На западной стене слева от двери – Чудо Георгия о змие, справа – ангел Господень, благословляющий выходящих из храма. Иконостас 80 На царских вратах – Благовещение и свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст , над царскими вратами – Спас Нерукотворный. Местный чин, праздники, деисис (ближайшие к центру иконы приподняты «ступенькой»), под ним слева и справа от центра – шестокрылы, затем пророки. В центре деисиса – «Троица» Андрея Рублева, в центре пророческого ряда – Воскресение Христово (Восстание из гроба и 2 предстоящих ангела). Над иконостасом в арке роспись: в медальонах – Христос Вседержитель поясной и предстоящие апостолы (деисис). Местный чин слева направо: св. Иоанн Кронштадтский , Архангел Михаил (дверь в жертвенник), Богоматерь, Спаситель, Архангел Гавриил (дверь в диаконник), Покров. В деисисе слева – Богоматерь, ап. Петр, святители (3 иконы), прп. Серафим. Справа: Иоанн Предтеча, ап. Павел, святители (3 иконы), прп. Сергий. Праздники: 6 слева и 6 справа. Росписи и иконостас нижнего придела прп. Серафима Саровского (2002 год) В притворе – пейзаж (виды Дивеева). На арке слева – царь Николай 2 с иконой преподобного Серафима, справа, напротив него – прп. Серафим с иконой Николая 2. Слева от иконостаса – родители прп. Серафима (без нимбов). В иконостасе на месте деисиса – делатели «умной молитвы», ниже – местный чин. В крестильне по стенам березки. АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КОПИРОВСКИЙ – профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) в Москве, ученый секретарь СФИ. Магистр богословия, кандидат педагогических наук. Член Российской Ассоциации искусствоведов и художественных критиков. Автор учебника «Христианский храм». Иконостас Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае 81 А то место святого рая находил Моислав-Новгородец 82 и сын его Иаков. И всех их было три юмы 83 , и одна из них погибла после долгих скитаний, а две других еще долго носило по морю ветром и принесло к высоким горам 84 . И увидели на горе той изображение Деисуса, написанное лазорем чудесным 85 и сверх меры украшенное, как будто не человеческими руками созданное, но Божиею благодатью. И свет был в месте том самосветящийся, даже невозможно человеку рассказать о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

По входе в Троицкий храм, внимание посетителя привлекают настенные фресковые росписи, которыми храм как бы сплошным ковром украшен спустя 34 года после воссоздания его, именно в 1685 году, при архимандрите Ипатьевского монастыря Пафнутии. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу лучших произведений московской стенописи XVII века, отражая на себе наиболее типичные черты последней, как в отношении иконографического содержания, так и стиля, приемов выполнения, а также - распределения их в храме, не без отступлений, однакоже, в частностях. Влияние Москвы или, точнее, Московской иконописной школы в данном случае сказалось особенно сильно главным образом потому, что исполнителями фресковых стенописей были Костромские изографы, во главе с Гурием Никитиным, первостатейным жалованным царским иконописцем, работавшим по преимуществу в Москве и принадлежавшим по характеру своих работ к царской школе Симона Ушакова. По частям храма фресковые живописи распределяются в общих чертах таким образом. В куполе средней большой главы изображены: Господь Саваоф, в юго-восточной главе - Иисус Христос благословляющий, в юго-западной - Господь - Благое Молчание, в северо-западной главе - св. И. Предтеча и в северо-восточной - Знамение Божией Матери. Далее, на плафонах барабанов стенок до парусов в средней, большой главе, находятся изображения архангелов, ниже - патриархов с херувимами между ними, а в малых главах - изображения патриархов и пророков. В парусах, по обыкновению, изображены евангелисты, над арками - явление Аврааму трех странников, Недреманное Око и Благое Молчание; на сводах — двунадесятые праздники. На стенах храма фресками изображены священно-исторические события - вверху ветхого, а внизу - нового заветов; на северной стене храма находятся аллегорические изображения из книги " Песнь песней " , числом 5. В алтаре храма, в глубине сводов - средней апсиды - изображение Богоматери по песнословию " О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь " ..., а под ним восемь изображений святых - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и др.; в своде северо-восточной апсиды - деисис с младенцем Иисусом Христом в чаше, в своде юго-восточной апсиды - деисис с апостолами кругом, внизу преп. Авраамий и семь святителей, а на противоположной стене апсиды - чудеса свм. Ипатия.

http://sobory.ru/article/?object=05167

Содержание и значение икон этих праздников разобраны отдельно. Следующий ряд иконостаса называется чином. Это развернутый Деисис, трехчастная икона древней алтарной преграды. Слово " Деисис " означает моление. В данном случае молитвенное предстояние Божией Матери и Иоанна Предтечи Спасителю. Божия Матерь всегда справа от Него в связи со словами 44 псалма (стр. 10) " Предста Царица одесную Тебе " . Слово " чин " означает строй, порядок. Чин образовался присоединением к молитвенному предстоянию Божией Матери и Предтечи, представителей различных ликов небесной и земной святости: ангелов, апостолов, святителей и других (Многоличные иконы существовали уже в Византии. Так в похвальном слове Софрония патриарха Иерусалимского (7 век) св. свв. Киру и Иоанну, цитированном на 7 Вселенском Соборе, мы читаем следующее: " Мы увидели величаемую и удивительную икону, на которой в середине был изображен красками Христос и Матерь Христова, Владычица наша и Приснодева Мария, по левую сторону от Него; по правую же - Иоанн Креститель и Предтеча Спасителя... Тут были изображены некоторые из прославленного лика апостолов и пророков, и из сонма мучеников. В том числе находились и эти мученики, Кир и Иоанн. Каково было назначение этих икон и где они ставились мы не знаем.) Порядок расположения икон этого ряда на воспроизведенном иконостасе следующий: со стороны Божией Матери - Архангел Михаил, апостол Петр, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, преподобный Зосима, великомученик Георгий. Со стороны Предтечи - Архангел Гавриил, апостол Павел, св. Григорий Богослов, св. Николай, преподобный Савватий, великомученик Димитрий. Раположенные в стройном и строгом порядке, изображенные здесь святые объединены одним общим движением в их молитвенном устремлении к Вседержителю сидящему на троне. Этим ритмическим движением они как бы увлекают смотрящего в свое торжественное шествие. Несколько удлиненные пропорции их, выражающих глубокую сосредоточенность фигур, придают им особую элегантность и невесомость.

http://pravicon.com/text-11

Всякий человек как состоящий в браке, так и сохраняющий монашеское безбрачное состояние, всякое человеческое существо, пребывающее в биполярной «напряженности», может преодолеть уровень исторического разделения по признаку пола, что – только «тень будущего» ( Кол.2:17 ), и понять себя как знак, символ будущей целостности, образом которой является Деисис. Некие мужское и женское существа, многочисленные формы их единства в истории – это лишь образы Единого, того «мужского-женского», которое принадлежит Царству. Христос имеет на Себе священнические знаки. Он благословляет как Архиерей, как Единственный Первосвященник. В момент суда он Единственный Епископ на веки, свет, мир и Евхаристия, Агнец Нового Иерусалима. Судия, Он держит в руке Евангелие как единый и единственный истолкователь Своих собственных слов. Но Церковь молится за Церковь. Объективная истина человеческой природы Христа осуществляет функцию суда: Отец «дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин.5:27 ). Однако непорочному человечеству Слова предстоит архетипическая Святость – Пресвятая Дева и Иоанн Предтеча: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» ( 1Кор.6:2 ). Софианическая агиофания являет «безумие» любви и ходатайствует за подсудимых. Слово судит, но Премудрость противопоставляет друг другу суд и милосердие. На иконах св. Софии мы видим ее сидящей на престоле в виде огнезрачного Ангела, увенчанного, крылатого и всегда в окружении Пресвятой Девы и Иоанна Предтечи, представляющих собой ее архетипические проявления. О них Христос сказал: «И оправдана премудрость чадами ее» ( Мф.11:19 ); об этом свидетельствует икона. Тот же смысл вложен в Деисис, изображенный на потирах: архетипы объединяются в своем евхаристическом служении. Иоанн Предтеча есть свидетель, который говорит: «...вот Агнец Божий» ( Ин.1:36 ), а Пресвятая Дева произносит слова, сказанные ею на свадьбе в Кане Галилейской: «...вина нет у них» ( Ин.2:3 ). В начале литургии (во время проскомидии) священник полагает на дискосе просфору, изображающую Агнца, затем в строго определенном порядке помещает частицы, изображающие Пресвятую Деву и Иоанна Предтечу, и наконец, как в иконографическом чине иконостаса, частицы святых и всех верных – умерших и живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Посредством линий и красок иконостас предлагает вашему взору духовный, Небесный мир. Иконостас раскрывает всю суть Священной истории, изложенной в книгах Ветхого и Нового Заветов. Здесь также выражена идея единения миров небесного и земного, стремления человека к Богу и Бога к человеку. Духовные истины излагаются пред вами поэтапно, на протяжении пяти ярусов, или рядов (иначе чинов), из которых традиционно складывался православный русский иконостас. Господь постепенно, словно по ступенькам, низводил к людям с Небес спасение. Первый сверху ряд называется праотеческий. Это образ самых древних святых, которые жили еще до Закона, принятого Моисеем. Хотя это был первый этап скитаний человечества вне рая, праотцы жили глубокой надеждой и верой. Они держат в руках свитки, на которых начертаны пророчества о грядущем Христе. В центре ряда – икона Троицы как символ предвечного совета о спасении людей, а над иконой и, соответственно, над всем рядом – святой крест как символ осуществления этого спасения. Второй ярус – пророческий. Это собор святых, уже получивших Закон, при свете которого богоизбранный народ шел к своей главной цели. Пророки предвещали о Пресвятой Деве, от Которой родится Христос. Поэтому в центре яруса находится икона Матери Божией с Богомладенцем. Третий ряд – праздничный. Наконец, и Новый Завет – праздник всего человечества! Иконы отражают события-праздники, связанные в основном с жизнью Христа и Его Пречистой Матери. Какие именно, вы сможете внимательно рассмотреть сами (а понять иконы возможно, познакомившись с текстом Евангелия). Четвертый – деисусный чин или Деисис (с греч. – «моление»). Это основное звено иконостаса, и часто иконы здесь самые большие по размеру. Деисис – моление всей церкви ко Христу. Мы все предстоим пред Ним: Он видит тайники нашей души и слышит молитву любого человека. В центре ряда –икона Господа, как Небесного Царя, Вседержителя и Судии, а справа и слева – образы Богоматери и Иоанна Крестителя в молитвенном обращении к Спасителю. Далее обыкновенно иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых, тоже обращенных ликами к Спасителю. Те, кого Господь принял на Небеса, ходатайствуют о нас и хотят, чтобы мы тоже достигли спасения.

http://azbyka.ru/katehizacija/znakomstvo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010