Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия - Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат. Названия частей и принадлежностей храма Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д. Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования " Царские врата " : престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме: Святая Чаша, Потир - как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница, Святая Плащаница. Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы. Деисис, не Деисус, - с прописной буквы. Названия книг Священного Писания и богослужебных книг пишутся с прописной буквы: Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра. Служебник, Требник, Минея Месячная. Цветная Триодь, но Триодь цветная. Постная Триодь, но Триодь постная. Литургическая терминология Устав Церковный, Церковный Устав. Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на " Хвалите " , или на " Хвалитех " (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Дары — См. Святые дары. Двадцатка (ж.) (Разг.) — Приходской совет. Двунадесятые праздники — 12 наиболее значительных праздников русского православия:  Рождество Христово , Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица , Воздвижение креста Господня, Рождество Богородицы, Благовещение, Успение Богородицы. Девятины (мн.) (Разг.) — Поминовение усопших по особому церковному обряду в девятый день после кончины. (ср.) Сороковины. Девятый час — Одна из суточных церковных служб, совершаемая перед началом вечерни (символизирует девятый час распятия, когда распятый Христос предал Душу Богу Отцу). Деисис — См. Деисус. Деисисный — См. Деисус. Деисус (м.) — Композиция икон: в центре изображение Иисуса Христа, справа и слева — обращенных к Нему Богоматери, Иоанна Предтечи, далее могут быть помещены также иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и святых. Декалог (м.) — Десять заповедей Бога, данных через пророка Моисея и начертанных на двух скрижалях. День ангела — Празднование христианином памяти святого, имя которого он носит; именины . Десять заповедей — См. Декалог. Деяния апостолов (апостольские) — Священная книга Нового завета, повествующая о сошествии святого духа на апостолов и о проповедании и распространении ими христианства. Диакон (разг.) дьякон (м.) — Священнослужитель низшей (первой) степени церковной иерархии, помощник священника при богослужении и совершении таинств. Дикирий (м.) — Подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Димитриевская родительская суббота — Одна из родительских суббот (перед 8 ноября), день особого церковного поминовения усопших. Догматик (м.) — Церковное песнопение догматического содержания в честь Богородицы. Догматика (ж.) — см.Догматическое богословие. Догматическое богословие — Раздел богословия, занимающийся систематическим изложением и изучением христианских догматов. Догматы (мн.), догмат (ед.) — Основные положения вероучения, истинность которых в данном вероучении считается неоспоримой, не подлежащей пересмотру и изменению.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

Деисис (греч. «прошение, моление», наиболее распространена неправильная русская форма «Деисус») — композиция из трех икон: в центре икона Иисуса Христа, слева — икона обращенной к Нему Богородицы, справа — Иоанна Предтечи. Деисисныи (деисусный) чин — многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов, святых, пророков. Жертвенник — небольшой стол у северной стены в алтаре, слева от горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия — из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Завеса (или катапетасма — греч. «занавес») — находится непосредственно за Царскими вратами и закрывает их со стороны алтаря. Во время богослужений она то открывается, то закрывается, иногда бывает наполовину открытой. В зависимости от дня года и праздника, может быть разного цвета, как и облачения священнослужителей. Иконостас — заграждение, отделяющее алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти. Киот (греч. «ящик», «ковчег») — небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы. Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи перед иконостасом. Паперть, или внешний притвор — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. Придел — пристройка со стороны южного или северного фасада или специально выделенная часть основного здания храма для размещения дополнительного алтаря с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в праздники или в воскресенья) в одном храме можно было совершать несколько Литургий, по количеству приделов (в Православной Церкви принято совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле; священник не может совершать более одной Литургии в день).

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Оная иконопись возобновлена, при благочестивом Государе Царе и Великом Князе Петре Алексеевиче, в 1697 году; потом же повелением Екатерины II, в 1770 году, и опять императором Александром I, в 1801 году, внешнее сего собора благолепие возобновлено, и выстлан в паперти пол камнем, повелением императора Павла I, в 1799 и в 1800». Верх благолепия соборного – роскошный иконостас; пять местных икон по правую сторону царских врат и четыре по левую, замечательны своими символами или достоинством историческим. Образ библейского Шестоднева, на коем представлено сотворение мира видимого и человека в состоянии невинности, стоит подле лика Искупителя, который окружен изображениями евангельскими Его жизни и страданий для возвращения падшего человечества к первобытной невинности. Прилично и выражение благодарного сердца, Пречистой Матери Господней, в олицетворенных песнях акафиста на полях Ее иконы. Есть и другое изображение молитвы, или деисис (от греческого слова «деисус» – молитва), на котором представлены Пречистая Дева и Предтеча, молящиеся Господу Иисусу, а вокруг них лики всех святых молитвенников. Оно стоит подле Тихвинской иконы, восходящей до времен Uoahha III . Но два главные образа, Спаса и Божией Матери, сосредоточивают в себе всю древность и всю святыню храма и, как два благодатные ока, приветливо смотрят на входящих в святилище. Одна икона изображает Великого Архиерея, Господа Иисуса Христа, сидящего на Престоле славы, и подпись свидетельствует о давних годах ее и о тех священных лицах, которым принадлежала: «В лето миробытия 6845, от Р.Х. 1337, сия чудотворная икона Спасителя написана, при державе Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты, многогрешным Михаилом, поднесена бысть святому Владыце Моисею, от святого Петра Митрополита Московского, в лето 1325, из Архимандритов Юрьева монастыря, в Великом Новграде». Другая икона, Донской Божией Матери, храмовая собора, с изображением Ее успения на задней стороне и с осмнадцатию ликами праматерей ветхозаветных, начиная от Еввы, над которыми так высоко вознеслась Пречистая Дева, Матерь воплощенного Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Спас в силах. Кроме обычного изображения Спасителя на престоле, существует иконописный тип, именуемый “ Спас в силах ”. На этих иконах Спасителя, сидящего на престоле, окружают “силы” – символические знаки в виде трех ромбов, вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти над всем миром – вещественным и духовным. Если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть в “силах”, окружающих Спасителя, лики ангелов. Иконы “Спас на престоле” и “Спас в силах” обычно помещаются над Царскими Вратами, в центре деисусного ряда (деисус, или деисис, в переводе с греческого означает – молитва). Справа от Спасителя в этом ряду расположен образ Богоматери, а слева – Иоанна Предтечи, а также пророков и апостолов, в молитве простирающих руки к Господу. Спас Эммануил. Иногда Спаситель изображается в отроческом возрасте. Такое изображение называют “ Спас Эммануил ”. В Евангелии от Матфея мы читаем, что Ангел Господень, явившись праведному Иосифу Обручнику, говорит ему о рождении Спасителя от Девы Марии: “Рождшее бо ся в ней от Духа есть Свята: родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя от грех их. Сие же бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог” 103 . Образ “Спаса Эммануила” обычно помещается в куполе храма. Евангелие в иконах Иконы, в которых отображены евангельские события, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Обычно это второй ряд снизу. Кроме этих важнейших событий, на иконах запечатлены и чудеса Иисуса: Брак в Кане, Воскрешение Лазаря и другие. Рождество Христово. В центре иконы обычно изображается пещера, в ней – красное ложе, на котором возлежит Богоматерь. Рядом в яслях спеленутый младенец, около которого – вол и осел. На небе – Вифлеемская звезда, лучи от нее падают на Иисуса Христа. Среди гор – ангелы, волхвы с дарами, пастухи. Внизу – сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним – старец в шкуре, олицетворяющий “дух сомнения”. Внизу справа – сцена омовения младенца: две женщины держат ребенка и кувшин с водой ( Мф.2:11 ; Лк.2:10–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почаевская, принесена греческим митрополитом Неофитом в 1357г. в Россию; прославилась в 1597 и 1675г., в Почаевской Лавре, Волынской епархии Празднование в пяток светлой седмицы, Июля 23 и Сентября 8 (Русский Паломник 1886, стр. 41; 1888г., стр. 29 и 616; 1892, стр. 265,– последнее изображение с семью святыми). Пражевская, в селе Пражеве, близ Житомира, прославилась в конце XVII в.; празднование ей в 10 пятницу после Пасхи и 29 Июня (Русский Паломник 1894, стр. 641). С 1893г. крестный ход в Житомирский Кафедральный собор, с Июня по Август. Предвозвестительница, на Афоне, в Костамоните, прославилась чудесным умножением всего потребного для храма и братии; празднование 1 Августа накануне храмового праздника обители, посвящённого святому Апостолу и первомученику Стефану Того же названия есть икона в Ватопеде, см. Живоприятная. Предста Царица, или Царь Царем, по преданию, писана святым Алипием,– в Москве, в Успенском соборе. В средине образа на престоле восседает Спаситель, по сторонам Его Богородица и Предтеча. Такая икона называется ещё Деисис, что значит моление или приношение; в России кто-то из несведущих предков сделал из греческого слова Деисис – имя Деисус, вероятно, увлёкшись сходством его с именем Иисус. Между тем в Греции с давних пор ведётся обычай, по которому тот, кто заказывает какую-бы то ни было икону от себя, подписывает под нею: моление (деисис) раба Божья имя рек, здесь слово моление заменяет слово приношение. Прежде рождества и по рождестве Дева, 17 Октября, в Николаевском, Песношском монастыре, Московской епархии (Воскресный День 1892, Русский Паломник 1893, стр. 665; Кормчий 1896, Призри на смирение, 1420, Сент. 16, явилась на озере Каменном, ныне в Пскове. Прусиотисса, или Пирсиотиса, Август 22; до 829г. была в соборном Богородичном храме г. Пруссы (Брусса), в Малой Азии, ныне в монастыре Пирсу или Пруссу, в Греции, в епархии Литсас и Аграфон, в отдельном приделе, посвящённом её имени. Псково-Печерская (Успение), две иконы Божьей Матери в Псково-Печерском монастыре (вторая называется ещё Умиление). Обе иконы особенно прославились во время осады Пскова польским королём Стефаном Баторием 1581. Печерские иноки, в память избавления города и обители (монастырь в 5–6 вёрстах от Пскова), дали обещание ходить в Псков с иконой в 7 неделю по Пасхе. В 1812г., по прошению псковских граждан, разрешено Святейшим Синодом совершать крестный ход 7 Октября, в память избавления от французов. Со второй же иконой крестный ход в Ригу, в Сентябре.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Дарохранительница - металлический ковчежец, часто сделанный в виде миниатюрного храма или гробницы, который находится на престоле в церкви, в нем хранятся запасные Святые Дары. Движки (оживки, отметки) - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п. Двунадесятные праздники - двенадцать основных праздников, установленных Русской Православной Церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включают в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и то же время: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение, Успение Богородицы, - и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов. Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Деисус, Деисис, деисусный чин (греч. - моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. В послеиконоборческую эпоху икона " Деисус " помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратилась в деисусный чин высокого иконостаса. Деисусный чин - ряд икон иконостаса, в котором помещен Деисус. Держава и скипетр - символы власти монарха(золотая сфера с крестом или с короной и жезл) изображаются в некоторых богородичных иконах ( " Византийская " , " Державная " , " Холмская " ). Десница (старосл.) - правая рука. Диадема - царский венец, буквально повязка с висящими сзади концами, которую носили на голове. Диаконник - помещение в южной части алтаря, где хранятся состоящие в ведении диакона священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

В первом, нижнем ряду направо от царских врат помещается икона Христа Спасителя, а налево Божией Матери. Направо от иконы Спасителя помещается икона того праздника или святого, которому посвящен данный храм храмовая икона. Это так называемые «местные иконы». На двух створках царских врат помещается изображение Благовещения Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн по два на каждой створке. На северных и южных дверях помещаются изображения Архангелов Михаила и Гавриила или Архидиаконов Стефана и Филиппа. Верхняя часть иконостаса называется «тяблом». Во втором ярусе, прямо над царскими вратами помещается икона Тайной вечери, которая как бы учит, что желающие войти в Царство Небесное, символизируемое алтарем, должны удостаиваться вкушения трапезы Господней, которая уготовляется далее внутри алтаря на престоле и предлагается мipяhaм в царских вратах. По бокам Тайной вечери, во втором ярусе по обе стороны располагаются иконы всех двунадесятых праздников Господских и Богородичных. В третьем ярусе над Тайной вечерей ставится икона, называемая «Деисис», что значит «моление» (или «Деисус», как у нас в просторечии исказили это название). «Деисис» изображает собою Господа Иисуса Христа, а по сторонам Его Матерь Божию и св. Иоанна Предтечу, обращенными к Нему в молитвенном положении тела. По обе стороны «деисиса» помещаются иконы всех 12 Апостолов. В четвертом ярусе в середине изображается Богоматерь с Предвечным Младенцем, а по обе стороны ветхозаветные Пророки, предсказывавшие воплощение Сына Божия. Они изображаются с теми знаками, какими они прообразовательно изображали таинство воплощения: Аарон с прозябшим жезлом, Давид с златым ковчегом, Иезекиил с затворенными дверями и т. д. И, наконец, в самом верхнем пятом ярусе изображается посередине Бог Саваоф с Божественным Сыном на лоне, а по сторонам ветхозаветные Праотцы. Вершина иконостаса увенчивается Св. Крестом изображением того знамения, которым даровано людям вечное спасение и открыты врата Царства Небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Вообще, нужно заметить, что Деисис есть эсхатологическая композиция – «художественная синекдоха Страшного Суда», по удачному замечанию А. И. Кирпичникова... Трудно точно сказать, когда сложилась новгородская композиция. Во всяком случае, в греческих памятниках она неизвестна. На Московском соборе 1554 г. против дьяка Висковатого приводили свидетельство неких святогорских старцев об иконе Софии в Пантелеимоновском монастыре на Афоне; но мы совершенно не знаем, что это была за икона. Вряд ли Новгородский Деисис. Скорее, отдельный образ Ангела. Первое упоминание о Новгородской иконе мы встречаем в IV Новгородской летописи под 1510 (7018) г.: великий князь Василий III, проезжая через Новгород, «велел свещу негасимую пред Софиею Премудростию Божией день и нощь, по старине, как была прежде» (ПСРЛ, IV, 137; ср. 287). Вероятно, это относится к иконе св. Софии в иконостасе новгородского собора, почитаемой за чудотворную. Но иконостас («деисус») поставлен был только в 1509 г. (ПСРЛ, IV, 136). Перед какой иконой теплилась негасимая свеча прежде, не знаем. Иконостасная икона носит следы позднейшего поновления. Роспись алтаря, в которой на горнем месте изображена София, относится тоже только к XVI веку. Кстати заметить, роспись конхи явно апокалиптического содержания, на текст Откр.11:15 , который и выписан на уступе свода: «Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его, и воцарится во веки веков» ... На наружной стене, над западными вратами, образ Софии написан только в 1528 г., при архиепископе Макарии; «а и прежде сего было же написано на том же месте, но токмо един образ Вседержителя до пояса» (ПСРЛ, VI, 286)... В новгородских росписях XIV-XV веков образа Софии не встречаем, зато он обычен, начиная с XVI века. В Москве он становится известен только со времени обновления Кремлевских соборов после пожаров 50-х гг., при Грозном, когда здесь работали новгородские и псковские иконники. Большинство известных списков новгородской иконы относится даже к XVII веку. И не старше самого конца XVI века русский иконописный подлинник, в котором новгородская композиция описывается подробно... Перед нами, несомненно, сравнительно новая композиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Деисис ( греч. δησις – моление) – основное ядро алтарной преграды, композиция из трех икон или трехчастная икона: в центре – образ Иисуса Христа, слева – обращенная к Нему Богородица, справа – Иоанн Креститель. В древнерусском и современном литературном языке часто употребляется неправильная форма «Деисус» (образовавшаяся под влиянием имени «Иисус»), Деисисный чин – часть иконостаса, многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы Архангелов, апостолов и других святых. Д. ч. есть развернутый деисис, его основная тема – моление Церкви за весь мир. Святители, преподобные, мученики, изображенные на столбах храма как столпы Церкви, здесь – ходатаи за грешников пред Престолом Божиим. Это молитвенное предстояние святых пред Престолом Судии представляет завершение каждого типа святости (епископской, мученической, княжеской и др.), каждого отдельного пути. Диакон ( греч. δικονος – служитель) – священнослужитель, относящийся к первой (низшей) степени духовенства. Приемля благословение высших священнослужителей, Д. имеют право участвовать в совершении церковных таинств, сослужить епископам и священникам, но сами таинств не совершают. Во время богослужения Д. приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т. п. Поставление в диаконы совершается архиереем через таинство Рукоположения. Диаконис(с)а – женщина–диакон в древней Церкви. Институт Д. возник во времена апостолов, т. к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами. Д. исполняли следующие обязанности: 1) приготовляли женщин к принятию Крещения, объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых во время его совершения, обучали поведению после совершения таинства; 2) помогали священнослужителям во время самого Крещения; 3) исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин; 4) стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением во время богослужения. Посвящение Д. совершал епископ, возлагая на нее диаконский орарь. За Литургией Д. причащались у престола после диаконов. Институт Д. перестает существовать в Византии в XII века На Руси чин Д. не имел никакого распространения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010