Мал. 3:1 ), отнесенным в Евангелиях к Крестителю: «Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим» ( Мф 11:10 ; Мк 1:2 ; Лк 7:27 ); Богоматерь как апокалиптическая Жена, по Откр. 12:14 : «и даны были жене два крыла большого орла…» Вообще нужно заметить, что Деисис есть эсхатологическая композиция, – «художественная синекдоха Страшного Суда», по удачному замечанию А. И. Кирпичникова… Трудно точно сказать, когда сложилась Новгородская композиция. Во всяком случае, в греческих памятниках она неизвестна. На Московском соборе 1554 г. против диака Висковатого приводили свидетельство неких святогорских старцев об иконе Софии в Пантелеимоновском монастыре на Афоне; но мы совершенно не знаем, что это была за икона. Вряд ли Новгородский Деисис. Скорее отдельный образ Ангела. Первое упоминание о Новгородской иконе мы встречаем в IV Новгородской летописи под 1510 (7018) г.: вел. князь Василий III, проезжая чрез Новгород, «велел свещу негасимую пред Софиею Премудростию Божией день и нощь, по старине, как была прежде» (ПСРЛ, IV, 137; ср. 287). Вероятно, это относится к иконе Св. Софии в иконостасе Новгородского собора, почитаемой за чудотворную. Но иконостас («деисус») поставлен был только в 1509 г. (ПСРЛ, IV, 136). Перед какой иконой теплилась негасимая свеча прежде, не знаем. Иконостасная икона носит следы позднейшего поновления. Роспись алтаря, в которой на горнем месте изображена София, относится тоже только к XVI в. Кстати заметить, роспись конхи явно апокалиптического содержания, на текст Откр 11:15 , который и выписан на уступе свода: «Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его, и воцарится во веки веков…» На наружной стене, над западными вратами образ Софии написан только в 1528 г., при арх. Макарии; «а и прежде сего было же написано на том же месте, но токмо един образ Вседержителя до пояса» (ПСРЛ, VI, 286)… В Новгородских росписях XIV-XV вв. образа Софии не встречаем, зато он обычен, начиная с XVI в. В Москве он становится известен только со времени обновления Кремлевских соборов после пожаров 50-х гг., при Грозном, когда здесь работали новгородские и псковские иконники.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Над этим рядом располагается праздничный ряд — иконы важнейших христианских праздников, то есть тех священных событий, которые послужили спасению людей. На многих из них мы также видим Пресвятую Богородицу. Следующий, третий ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, в царственном облачении восседающего на троне (так называемый «Спас в Силах»). По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку — икона проповедника покаяния Иоанна Предтечи в таком же молитвенном положении. Эти три иконы носят название деисис — моление (в древнерусском и современном литературном языке часто употребляется неправильная форма «деисус», образовавшаяся под влиянием имени «Иисус»). По сторонам от Божией Матери и Иоанна Крестителя располагаются молитвенно обращенные ко Христу архангелы, апостолы и другие святые. В центре четвертого ряда иконостаса — пророческого — изображается Пречистая Богоматерь с Богомладенцем в лоне Своем или на Ее коленях, а слева и справа — предвозвестившие рождение от Нее Искупителя ветхозаветные пророки. Наконец, на царских вратах обычно помещается икона Благовещения, а также образы четырех евангелистов, возвестивших о пришествии во плоти Сына Божия всему человечеству. Это пришествие, являясь началом нашего спасения, воистину отверзло людям закрытые доселе двери небесной жизни, Царства Божия. Первые три ряда иконостаса содержат в себе полноту духовного представления о сущности Церкви и ее спасительном значении. Нижний ряд иконостаса преимущественно изображает то, что духовно ближе всего к людям, стоящим в данном храме, — это прежде всего Господь Иисус Христос, Матерь Божия, храмовый святой или праздник, иконы наиболее чтимых в приходе святых. Второй ряд (праздники) привлекает внимание к тем событиям, которые легли в основу Нового Завета, предшествовали нынешнему дню, определили его. Третий ряд (деисис с апостолами) возводит духовное сознание верующих еще выше, устремляя его к будущему, к суду Божию над людьми, показывая при этом ближайших к Богу молитвенников за род человеческий. Четвертый ряд (пророки с Богородицей) возвышает молитвенный взор к созерцанию неразрывной связи Ветхого и Нового Заветов. Божию Матерь иногда изображают и на иконе, находящейся в алтаре над Горним местом (запрестольная икона); в алтаре находится также так называемая выносная икона Богородицы, укрепленная на древке: во время крестного хода эту икону, а также крест с распятием и хоругви (священные церковные знамена, на которых также часто изображена Богоматерь) несут впереди шествия. На иконах и на фресках Матерь Божию, как правило, изображают в пурпурном покрывале, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов: пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц, а цвет покрывала обозначает, что Богоматерь является Царицей Небесной.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Престол укреплен на семи столпах... В огнезрачном Ангеле нужно видеть Ангела великого совета, Сына Божия, – здесь оживает древний иконографический сюжет. Но он осложняется новыми, апокалиптическими чертами. Тайнозритель видел Сына Божия, «облеченного в подир и по персям опоясанного поясом» ( Откр.1:13 ): «очи Его, как пламень огненный и на главе Его много венцев» (19:12); и «лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (1:16). Ср. также видение Даниила (гл. X)... Такому толкованию не мешает наличие второго изображения Христа. Подобная диттография нередка в символических композициях. В данном случае, удвоение образа могло означать двойство природ во Христе (так объясняли его впоследствии братья Лихуды 649 ). Иногда предстоящие изображаются тоже с крылами: Предтеча, очевидно, в связи с пророчеством Малахии: «Се посылаю Ангела Моего пред лицем твоим» (3:1), отнесенным в Евангелиях к Крестителю ( Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27 ); Богоматерь, как апокалиптическая Жена, по Откр.12:14 : «и даны были жене два крыла орла великого»... Вообще, нужно заметить, что Деисис есть эсхатологическая композиция, – «художественная синекдоха 650 Страшного Суда», по удачному замечанию А. И. Кирпичникова... Трудно точно сказать, когда сложилась Новгородская композиция. Во всяком случае, в греческих памятниках она неизвестна. На Московском соборе 1554 г. против дьяка Висковатого 651 приводили свидетельства неких святогорских старцев об иконе Софии в Пантелеймоновском монастыре на Афоне; но мы совершенно не знаем, что это была за икона. Вряд ли Новгородский Деисис. Скорее, отдельный образ Ангела. Первое упоминание о Новгородской иконе мы встречаем в IV Новгородской летописи под 1510 (7018) г.: великий князь Василий III 652 , проезжая через Новгород, «велел свещу негасимую пред Софиею Премудростию Божией день и нощь, по старине, как была преже» (ПСРЛ, IV, 137; ср. 287). Вероятно, это относится к иконе св. Софии в иконостасе Новгородского собора, почитаемой за чудотворную. Но иконостас («деисус») поставлен был только в 1509 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

111 Славянское слово «деисус» произошло от греческого «деисис», означающего «моление». Словом «деисус» обозначается изображение, в центре которого располагается Спаситель, справа Богородица, слева Иоанн Креститель. 113 Скиния (греч. «шатер», «палатка») – переносное святилище, употреблявшееся в древнем Израиле до того, как был построен Иерусалимский храм. 115 Молитвенное обращение к кресту – не обожествление предмета, а поэтическая форма прославления Спасителя, пролившего на кресте Свою Кровь за спасение мира. 117 Ряса – длинная (до пола) одежда монаха, диакона, священника или епископа, с широкими рукавами. 118 Панагия (греч. «всесвятая») – медальон с изображением Божией Матери. Иногда на панагии может быть изображен Спаситель или один из святых. 119 Даты неподвижных праздников указаны по старому и по новому стилям. Новым стилем принято называть Григорианский календарь, введенный Папой Римским Григорием XIII в 1582 году вместе ранее действовавшего Юлианского, введенного римским диктатором Юлием Цезарем в 45 году до н.э. и называемого старым стилем. В XXII веке разница между старым и новым стилями, составляющая 13 дней, увеличится на один день. Соответственно при пересчете на новый стиль изменятся и даты праздников, совершаемых по старому стилю. 122 Слово «неделя» по-церковнославянски указывает на воскресный день, то есть день, когда человек не работает («не делает»). 123 Уставное время часа восходит к древнему суток. Сегодня час обычно присоединенятся к другим службам: час к утрене, третий и шестой – к Литургии. 124 При этом нарушение деятельности одного или нескольких органов чувств не является препятствием для участия в богослужении. В настоящее время разработаны специальные чины богослужений для слепых, глухих, глухонемых и т. д. 125 Славянский термин «преложение» буквально означает «изменение», превращение чего-то одного во что-то другое. 129 Духовником, или духовным отцом, принято называть священника, у которого православный христианин регулярно исповедуется и к которому в необходимых случаях обращается за советом. Каждый христианин, по возможности, должен иметь духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Деамбулаторий (от лат. ambulatorius – совершаемый на ходу) – кольцевой обход вокруг алтаря. Деисус, деисис (греч. δησις – моление, прошение) – икона или группа икон, символизирующая молитвенное предстоящие различных святых чинов во главе с Богоматерью и Иоанном Предтечей перед Спасителем, изображаемым в центре композиции. Деисусный чин – ряд иконостаса, в котором помещён Деисус. Десница (старослав.) – правая рука. Диаконник (греч. διακονικς – служебный) – малый алтарь , находящийся к югу от главного алтаря. Функции диаконника до сих пор отчётливо не изучены. Предполагают, что здесь могли хранить богослужебные книги, сосуды, священнические облачения. Формирование диаконника, как и вообще боковых алтарей – пастофориев , связывают с традицией помещения в храм реликвий, мощей. Возможно, диаконники предназначались для обычного в ранний период христианства служения диаконисе. Во всяком случае, в росписях зрелого Средневековья в диаконниках часто изображали святых жён. Дидактика (греч. διδακτικς – поучительный) – раздел педагогики, излагающий основы теории образования и обучения. Дидактический – нравоучительный. Диптих (греч. δπτυχος – сложенный вдвое) – в позднеантичном мире – сдвоенные дощечки для письма, а также двойные доски с репрезентативными портретами консулов. В раннехристианской практике двустворчатые доски использовались в качестве поминальников. Со времени иконоборчества внутри диптихов стали помещать запретные иконные изображения. Так постепенно сформировался тип сдвоенной иконы, объединённой единым замыслом. Дискос (греч. δσκος – плоский круг) – богослужебное блюдо, на которое выкладываются частицы просфоры для предстоящего жертвоприношения во время литургии . Частицы кладутся «по чину» – в память Богоматери, Иоанна Крестителя, прародителей Иоакима и Анны, апостолов, пророков, святителей и др. Догма, догмат (греч. δγμα – мнение) – основные формулы вероучения, истинность которых признается неоспоримой и не подлежит изменению. Христианские догматы были сформулированы на первых двух Вселенских соборах и получили название Никео-Цареградского Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 . Названия предметов культа : 1) названия священных предметов, предметов особого почитания: русск .: крест, мощи, чётки, рипида, Плащаница; укр .: хрест, мoщI, чотки, Плащаниця; польск .: gammadium, hostia, olej oliwny, krzyz, paschal, rozaniec, monstrancja; 2) названия икон: русск .: вратная икона, образ, Взыграние (название иконы), чудотворный образ, икона, образ, икона Донской Божией Матери, образ Знамения Божией Матери; укр .: чудотворний образ, ikoha, образ, ikoha Донський Mamepi, образ Знамення Mamepi; польск .: cudowny obraz, deesis; 3) названия обрядовой пищи: русск .: святое причастие, облатка, Агиасма (святая вода), кулич; укр .: облатка, Ariacмa (свята вода), паска, святе причастя; польск .: prosfory, woda zycia. 15 . Названия священных одежд : русск .: Деисис, не Деисус, аналав, бармы, епитрахиль, порамница, священнодеяние, ряса; укр .: епитрахилъ, манътия, омофоръ, орарь, роиска, сакосъ; польск .: dalmatyka, epitrachelion, chiton. 16 . Названия постов, недель и дней седмичных : 1) названия постов: русск .: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост; укр .: Nempibka, Nuлunibka, Cnacibka; польск .: post, Wielki post; adwent; 2) названия недель: русск .: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне; укр .: Тиждень про митаря i фарисея, heдiля про cлinoro, Heдiля про самарянина; польск .: tydzien zielonoswiatkowy, Wielki Post; 3) названия дней седмичных: русск .: Седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная; укр .: Седмиця Страсна, седмиця Cbimлa, седмиця Пасхальна, седмиця седмиця Сирна; 4) названия дней Страстной седмицы: русск .: Великий Понедельник, Великий Вторник; дни Светлой седмицы: Светлый понедельник, Светлый вторник; укр .: Великий Noheдiлok, Великий Bibmopok; дhi ceдмuцi: Cbimлuй Noheдiлok, Cbimлuй Bibmopok; 5) названия некоторых суббот: русск .: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, Суббота Акафиста, Суббота родительская; укр .: Субота субота Дuмumpibcьka, субота Akaфicma;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

90 Вечерний вход берет начало от древцехристианского обычая внесения в собрание зажжённого светильника. Вокруг этого события, как полагают, и сформировалась вечерня. 92 Воспоминание об этой торжественной процессии сохранилось в прибавлении к литургии в VII–VIII вв. энарксиса (ναρξις) – начальной части, т.е. трех начальных антифонов; отдельно энарксис представлял собой короткую службу, состоявшую из певшихся двумя хорами трех антифонов, каждый из которых предварялся возгласом диакона Господу помолимся, и молитвы, которую произносил один из священников (мирной ектении богослужение в то время не содержало). Энарксис совершался по тем дням, когда не было стационального шествия. Ныне во время энарксиса архиерей сидит на кафедре, установленной в центре храма на архиерейском амвоне; в византийской практике вв. архиерей в храм во время энарксиса не входил и облачался в нартексе (притворе). 93 Солея (греч. σλιον, лат. solea, от solum – ровное место, основание; пол) – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. 94 Византийские императоры в знак совмешения светской и духовной власти устанавливали свой трон, помимо дворцового хрисотриклиния, и в церковном мутатории (mutatorium, от mutatio – смена, перемена) – специальном помещении. обычно справа от алтаря, предназначавшемся для перемены одежд и приема посетителей. 95 Деисус (δησις – прошение, моление; деисис) – икона или группа икон с изображением в центре Христа (обычно – Пантократора) со стоящими по сторонам от Него Богоматерью и Иоанном Предтечей в молитвенных позах, которым могли последовать изображения апостолов и других молитвенников за род человеческий перед Царем и Судией вселенной. 96 Темплон (τμπλον; в русской практике тябло) – деревянный брус на алтарной преграде для монтажа икон. Эпистилий (или эпистиль – πιστλιον) – длинная цельная доска с изображением отдельных икон, объединенных единым последовательным сюжетом (обычно двунадесятые праздники), размещённая на темплоне поверх местных икон иконостаса (позднееˆна основе эпистиля формируется праздничный чин иконостаса).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антиминс – частица мощей (см.), вшитая в ткань. А. лежит на алтаре. На А. совершается Евхаристия. Антифон (греч. – противогласие) – песнопения, которые поются на два хора. А-ное пение ведёт начало из иерусалимского Храма. В Церковь введено св. Амвросием Медиоланским (IV в.). Апостол – книга, содержащая Деяния и Послания Св. апостолов, разделённые на зачала (см.) А. употребляется при богослужении. Апсида – ниша в восточной стене храма, где находится алтарь (см.) Артос (греч. – квасной хлеб) – хлеб, освящаемый на Пасху в воспоминание братских трапез. Раздаётся обычно в субботу Светлой недели. Воздух – плат, или «покровец», которым покрывают потир (см.) и дискос (см.) во время литургии (см.). Вонмем (славянск. – будем внимательны) – богослужебный возглас, призывающий к вниманию. Гласы – система из 8 церковных мелодий, разработанная Св. Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом . Г. меняются в зависимости от вида песнопения: ирмоса (см.), тропаря (см.) и т.д. Г. меняются также каждую неделю. Собрание Г. называется Октоихом, или «Восьмигласником». Горное Место – пространство к востоку от престола. Обычно там находится кресло епископа. Дароносица – небольшой металлический ковчежец (ящик), в который помещают запасные (преждеосвящённые) Св.Дары для причащения больных на дому (см.). Дарохранительница – ковчежец, изготовленный обычно в виде храма, в котором хранят запасные (преждеосвященные) Св.Дары. Находится на престоле (см.). Деисус (правильно деисис , греч. – моление). Ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от Него Богоматерь, слева – Иоанн Креститель, молитвенно простирающие руки ко Христу. Дикирий – подсвечник в две свечи, который вместе с «трикирием» употребляется во время архиерейского богослужения. Дискос – небольшое блюдо, на котором полагают евхаристического Агнца (см.). В наши дни Д. для удобства крепится на подставке (см.). Догматик – церковное песнопение в честь Богоматери, которое поётся на всенощной накануне воскресенья (перед «Свете тихий»). Название Д. связано с его содержанием (догматическое учение о Боговошющении). Всего Д. – 8, по числу 8 гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Воскрилия ( Иез.16:8 ; Мф.23:5 ) – полы, края одежды. Во втором случае имеются в виду кисточки, которые закон предписывал евреям делать на краях одежды для напоминания о заповедях Господних ( Чис.15:38–39 ; Втор.22:12 ). Гинекион – слово греческое, означает покой для женщин, определенное местопребывание женского пола. Горнее место (греч. νω καθδρα – верхняя (горняя) кафедра) – часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря напротив престола. Деисус (греч. δησις – прошение, моление), или Деисис – икона или композиция из трех икон, в центре которой изображение Иисуса Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), слева (от зрителя, по правую руку от Спасителя) – икона обращенной к Нему Богородицы, и справа (от зрителя, по левую руку от Христа) – образ Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного обращения. Дож – глава республики в средневековой Венеции и Генуе. Ктитор – лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. Порфир (от греч. porphyrus – пурпуровый). Вулканическая горная порода, в которой резко выделяются величиной или цветом отдельные крупные кристаллы; употребляется как строительный материал. Пресбитерий (от греч. presbyteros – старейшина). В европейской и восточно-христианской церковной архитектуре пространство между солеей и престолом. Солея (греч. σολα, от латинского solium – престол, трон), возвышенная часть пола перед иконостасом. В раннехристианской и византийской церкви проход, соединяющий алтарь и амвон, часто огражденный балюстрадой. Тиара (лат. tiara; от др.-греч. τιρα) – первоначально персидский головной убор в виде высокой шапки; впоследствии, в более широком смысле – драгоценное головное украшение, разновидность короны или диадемы. Хоры – в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд, который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания: 1 . Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадесятых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд). 2 . Третий (деисусный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деисис – моление (разг. деисус) С обеих сторон от деисиса – иконы апостолов. 3 . В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки (Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие). 4 . В центре пятого (праотеческого) ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы праотцев (Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святителей (т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан). 5 . На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест. Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть. Иконы размещаются и вне иконостаса – по стенам храма – в киотах, т. е. в особых, обычно застекленных рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Средняя часть храма Средняя часть храма знаменует собой тварный мир. Это прежде всего мир Горний, ангельский, а также область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010