I Обстоятельства, вызвавшие учреждение Переводческой Комиссии в Казани и самый ход дела по открытию сей Комиссии. – Основные воззрения И. И. Ильменского на дело перевода священных, богослужебных, вероучительных и нравоучительных книг на инородческие языки. – Личный состав вновь организованной Переводческой Комиссии. В будущем 1901 году исполнится 25 лет со времени учреждения Православным Миссионерским Обществом Переводческой Комиссии при Братстве Св. Гурия в Казани. В истории христианского просвещения громадной массы инородцев, обитающих в Восточной полосе России, Казанская Переводческая Комиссия, бесспорно, занимает особенное, выдающееся положение, как одно из могущественнейших орудий этого просвещения. Двадцать четыре года Переводческая Комиссия делает свое трудное и ответственное дело, в изобилии снабжая учебными пособиями инородческие миссионерские школы, а также миссионерские храмы книгами на инородческих языках для богослужебного, церковного употребления. Не подлежит сомнению, что система инородческого образования в том виде, как она разработана приснопамятным Н.И. Ильминским , могла быть в большей или меньшей полноте проведена в практику названных школ и сопровождаться положительными, в высокой степени благотворными результатами, только при наличности существования Переводческой Комиссии, – при помощи множества изданных сей Комиссии на инородческих языках книг священных, богослужебных, вероучительного и нравоучительного содержания и т. д. И те, кто хорошо понимает всю великую, государственную и церковную важность так называемого инородческого вопроса в России, как вопроса о крепком, внутреннем духовном единении инородцев на почве православия и русской народности с остальною, господствующею массою коренного, православнорусского народонаселения, – те не могут не быть признательны Казанской Переводческой Комиссии за ее миссионерско-просветительные труды 1 . Но прежде чем говорить с некоторою подробностью об этих трудах, представляется необходимым коснуться тех обстоятельств, которые вызвали появление на свет названной Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Материалы к жизнеописанию святителя Гурия (Карпов) И.Коростовец. Русская духовная миссия в Пекине (Русский Архив, 1893, вып. 9–12, с. 57–80) Наследие архимандрита Палладия по управлению миссией перешло к архимандриту Гурию Карпову , состоявшему членом миссии а[рхимандрита] Поликарпа Тугаринова. С новым начальником прибыли в столицу Дайцинской империи астроном Пещуров, врач Корниевский, художник Игорев и иеромонах Исаия Поликин. Из всех названных лиц иеромонах Исаия провел в Пекине наиболее время, и имя его связано с деятельностью миссии за довольно продолжительный период. Это был редкий тип монаха, соединявшего в себе качества деятельного администратора и хозяина с более высоким призванием убежденного проповедника. В Пекинской духовной миссии он нашел вторую родину и всей душой посвятил себя ее интересам. О[тец] Исаия с ничтожными средствами много сделал для распространения и укрепления Православия среди албазинцев и язычников, и не его вина, если успехи наши в этой области впоследствии замедлились и даже совсем остановились. Этот иеромонах положил начало переводу богослужебных книг православной церкви и составил Русско-китайские словари: один общего содержания, а другой специально-богословского и церковного. Кроме многочисленных сочинений и переводов, после о. Исаии сохранились обширная переписка и дневник, представляющий любопытную летопись событий, пережитых миссией. Дневник о. Исаии имеет тем большую цену, что управление архимандрита Гурия можно отметить как переходное время в жизни духовной миссии: миссионеры наши, внезапно выведенные силою обстоятельств из своей многолетней спячки, сделались невольными свидетелями и даже участниками интересных и значительных событий. Тогдашняя эпоха ознаменовалась, кроме того, реформой в положении миссии, из ведения которой были изъяты дела светские, перешедшие в руки особого дипломатического представителя. Быстро чередовавшиеся тогда фазисы борьбы Китая с англичанами и с французами, занятие Пекина неприятелем, заключение правительством богдыхана договоров, на основании которых европейцы, и в частности европейские миссионеры, получили различные права и преимущества, – все это отразилось на положении миссии и на замкнутом существовании ее членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Радуйтеся, яко Крест Его понесли есте с преданностию и терпением. Радуйтеся, друг друга тяготы носити нас научившии, Радуйтеся, житие свое добродетельми благоукрасившии. Радуйтеся, преподобные Ионо и Нектарие, святителя Гурия чуднии помощницы и чудотворцы преславнии. Кондак 3 Силою Вышняго укрепляеми и наставлениями превосвятительскими направляемии, вы, преподобнии, послужили есте граду новопросвещенному. И ныне о нем молите Христа Бога нашего. Мы же поем Ему: Аллилуиа! Икос 3 Имея помыслы чисты и души непорочныя, кротостию и любовию отгоняюще тьму языческаго нечестия, вкупе со святыми наставники привлекали есте к вере Христовой люди Казансикия, добродетельми своими и благочестием. Сего ради зовем вам: Радуйтеся, в заповедех Господних право ходившии, Радуйтеся, всяку добродетель в себе изобразившии. Радуйтеся, лучи святительскаго сияния, Радуйтеся, трубы апостольскаго вещания. Радуйтеся, скорби жития своего доброе претерпевшии, Радуйтеся, тяготы дневные до конца неослабно понесшии. Радуйтеся, дольняя оставляти и духом взлетати к горним нас увещевающии, Радуйтеся, во всем волю Божию зрети нам помогающии. Радуйтеся, преподобнии Ионо и Нектарие, святителя Гурия чуднии помощницы и чудотворцы преславнии. Кондак 4 Буря помышлений сумнительных непоколеба вас, егда царева гнева не убоялися, и, токмо в страхе пребывавше пред Царем Небесным, взывали есте к Нему: Аллилуиа! Икос 4 Слышавше о вас отцы добронравнии, люди христианския и агарянския дивляхуся житию вашему, яко телом в болярских ризах пребывали есте, душею же во смиренных иноцех ходяще и бегающе от славы человеков и искавше токмо славы Единаго Бога. Сего ради ублажаем вас сице: Радуйтеся, града Казани похвало и украшение, Радуйтеся, делатели добрии, пастярям опора и вспоможение. Радуйтеся, яко во Христа облекшиися, Радуйтеся, яко Им от напастей оградившиися. Радуйтеся, очеса своя всегда на Небо возводившии, Радуйтеся, славу небесную паче земной возлюбившии, Радуйтеся, себя и весь живот Господеви предавшии, Радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии,

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Исцеление сир. военачальника Неемана прор. Елисеем. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. 1680 г. Артель Гурия Никитина Исцеление сир. военачальника Неемана прор. Елисеем. Роспись ц. прор. Илии в Ярославле. 1680 г. Артель Гурия Никитина Два чуда, совершенные Е., были связаны с пищей. В 1-й раз он сделал съедобными «дикие плоды», во 2-й - накормил малым количеством «ячменных хлебцев и сырых зерен в шелухе» 100 чел., «и еще осталось, по слову Господню» (4 Цар 4. 38-44). Подробно передается в 4 Цар 5 история исцеления от проказы сир. военачальника Неемана. Е. послал его к р. Иордан и приказал омыться 7 раз. Исцелившись, Нееман возвратился к Е. и попросил, чтобы дали ему «земли, сколько снесут два лошака», чтобы приносить на ней жертвы Господу (4 Цар 5. 17). Е. дал на это позволение, однако не принял от Неемана никакого дара. Гиезий, получивший от Неемана обманным путем 2 таланта серебра и 2 перемены одежд, был жестоко наказан: проказа перешла на него (4 Цар 5. 27). Е. неоднократно предвидел смену власти как в Израиле, так и за его пределами. Он заплакал, увидев сир. вельможу Азаила, и предсказал, что он будет царем Сирии (    ,     букв.- царь над арамеями) и сделает много зла израильтянам; на следующий день после возвращения от Е. Азаил убил сир. царя Венадада и воцарился вместо него (4 Цар 8. 10-15). Е. приказал одному из «сынов пророков» помазать «в царя над Израилем» военачальника Ииуя, к-рому впосл. удалось свергнуть нечестивого царя Иорама и уничтожить культ Ваала (4 Цар 9-10). Когда Е. заболел и был при смерти, к нему пришел израильский царь Иоас, к-рый плакал над ним и говорил те же слова, к-рые Е. говорил ранее прор. Илии: «...отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» Перед смертью Е. предсказал царю временную победу над Сирией (букв.- над арамеями - см.: 4 Цар 13. 15-19). Последнее чудо Е., описанное в Библии, было совершено после его смерти. Во время похорон некоего человека погребавшие, испугавшись полчища моавитян, бросили мертвеца в гроб Е., и он ожил, как только коснулся костей (  ,   здесь - останки) Е. (4 Цар 13. 21). Упоминания пророка Елисея в Священном Писании

http://pravenc.ru/text/189853.html

7 Для этой цели Преосвященный открыл и Братство, наименованное братством св. Гурия, первого Архипастыря – Просветителя страны Казанской. Предоставив дело устройства вновь открытого Братства лицам компетентным в этом деле, сам он, между тем, старался возбудить между представителями здешнего общества сочувствие к этому новому, вызванному потребностями паствы, учреждению. Всё, что ни вырабатывал Совет Братства полезного для своей деятельности, находило поощрение со стороны покойного Архипастыря и, где нужно было, он со свойственною ему энергиею и настойчивостью старался привести в исполнение те или другие планы Совета Братства. Вообще имя покойного Архипастыря Антония навсегда останется незабвенным для Братства св. Гурия, – с ним связано самоё появление и развитие Братства». В дополнение и, в своей мере, в разъяснение этих данных следует привести здесь и свидетельство незабвенного в деле миссионерства против магометанства Гордия Семеновича Саблукова 8 , Гордия бабая, как любили именовать его крещёные татары и как именовал в надгробной речи Законоучитель крещёно-татарской школы в Казани священник В.Т. Тимофеев, который сам из крещённых татар-крестьян. Когда Православное миссионерское Общество (говорится в его биографическом очерке), по ходатайству высокопр. Антония и при внимании высокопреосвященнейшего Митроп. Московского Иннокентия, постановило давать средства на учреждённый в Казани частный миссионерский приют, Гордий Семенович душевно радовался этому вниманию к миссионерским нуждам Казанского края и неустанно следил за деятельностью приюта. Но за то он особенно крепко жалел, что апостольская ревность высокопр. Антония о миссионерстве не встречает поддержки от кого следует... что его архипастырские труды и заботы о введении миссионерских наук в круг предметов семинарского курса и о приготовлении в Казанской Семинарии достойных пастырей для многочисленных инородческих приходов в Казанской епархии постоянно парализовались разными препятствиями. Тяжело было Гордию Семеновичу всё это переносить, когда высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

С неменьшею торжественностью чествовались Свв. Мефодий и Кирилл и в школах Козмодемьянского уезда, особенно же: Петнурском двухклассном. Малосундырском, Мало-Юнгенском, Пернягашском, Чермышевском и Мало-Карачкинском; равно как и в Цивильском уездном училище, где учителем П. Веригиным сказана была речь; а также в училищах этого уезда: Мусирминском, Шихазановском, Луцкецком, и сельских училищах Ядринского уезда: Тераевском, Убеевском, Кошлоушском и др. Присутствовавшими на торжестве в Шихазановском сельском училище (Цивильского уезда) пожертвовано было 46 руб. на устройство ученической библиотеки. Особенно мало имеется подробных сведений о торжествах в церковно-приходских школах еще не имеющих строгой централизации, между тем в сих школах учащиеся получили такие залоги к постоянному и самому живому памятованию о Свв. Мефодии и Кирилле, как никакие другие. Во все церковно-приходские школы, равно как и в школы братства Св. Гурия, разослано было, по распоряжению Его Высокопреосвященства около 8ооо бронзовых образков Свв. Кирилла и Мефодия, равно как такое же количество кратких житий их, на приобретение которых Высокопреосвященнейшим Архипастырем Казанским были пожертвованы 300 рублей и братством Св. Гурия 200 рублей. Но всеми сказанными торжествами не закончилось торжество в Казани в честь Свв. Мефодия и Кирилла. Оно увековечено учреждением школы Кирилло-Мефодиевской и основанием храма в честь их. Об этом основании храма так повествует хроникер известий по Казайской Епархии: „Одна из окраин г. Казани, изрезанная множеством оврагов, пролегающих между гор, называемых первою, второю и третьею, весьма давно крайне нуждается в особом храме. В последнее время эти горы стали часто населяться бедняками, хижины которых усеяли все пригорки и насыпи. Кой-где здесь явились и порядочные дома, но еще не вполне отстроенные. Очевидно, что еще долго не видать бы этому краю своего приходского храма, если бы не совершилось всеславянское торжество в честь великих Свв. Первоучителей и Апостолов Славян Мефодия и Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вы меня весьма обрадовали сведением о восстановлении Вашего здоровья. Теперь Бог милостив, можно надеяться, что Вы к нам приедете молодцом. Дай Бог видеться. Сберегая тело, берегите и душу. Почаще воспоминайте слова Христа Спасителя: Какая польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою? Ваши родные здоровы и молятся о Вас Богу. Мое здоровье слабо, но я подкрепляю себя преданностию воле Божией. Помолитесь о мне. Желая Вам постоянного здоровья и душевного спасения с любовию есмь. Tibi deditus Iakobus E. Sarotovensis. 1844 г. Декабря 10 дня. Китайское Отче наш приятно услышать. Томный заунывный приличный церковному Богослужению напев. У нас теперь морозы сильные. Каково у Вас? Вы бы убедили кого-либо из стариков или из старух Албазинских посетить Киев и поклониться св. мощам. Письмо члена Пекинской Миссии иеромонаха Гурия (Карпова) к преосвященному Иакову (23 марта 1845 года) Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Перед самой отправкой почты нашей в Россию мы получили экстра-почту, с которой пришло и Ваше ко мне письмо от 10 Декабря 1844 года. Так как почта отложена теперь на несколько дней, для изготовления необходимых бумаг, то я решился воспользоваться этим временем и между прочим написать что-нибудь и Вам не в ответ на письмо Ваше, которое стоит продолжительной и обдуманной речи, но как уведомление о получении письма и в знак моей нижайшей благодарности за память обо мне. Вы изъявляете удивление, почему я не пишу об Албазинцах в Московскую или Петербургскую Академию? Потому, что надобно писать через Азиатский Департамент, а неизвестно еще, понравится ли ему такая моя работа. А больше потому, что предмет слишком сух, и у меня едва ли достанет силы мысли и дара слова, чтоб из описания быта албазинского сделать предмет сколько-нибудь интересный. Вы пишете еще, чтобы я убедил кого-либо из Албазинцев посетить Киев и поклониться св. мощам. Нельзя, Ваше Преосвященство! Не убедить нельзя – Албазинцы рвутся в Россию, но Правительство здешнее не позволит перейти за границу. Существует закон: если подзнаменный уйдет дальше 20 верст (от своего жилища), то лишается и жалованья, и прав военного; переходит в податное состояние. А это в Китае то же, что у нас благородную сослать в каторжную работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010