Албазинская икона Божией Матери [«Знамение» - Албазинская] (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в. в период завоевания и заселения Даурии. Свое название А. и. получила от рус. Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иером. Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого мужского монастыря (1663); в 1671 г., по устроении им муж. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса (см. Албазинский Брусянский Спасский [Амурский] мужской монастырь ), образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иером. Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский мон-рь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. А. и. была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». В 1885 г. указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной А. и., отмечавшийся 9 марта. В 1895 г. икона явила чудеса во время эпидемии; при содействии еп. Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». С 1902 г. ежегодно, после второго дня Св. Троицы, А. и. совершала длительный путь по Дальн. Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на о-в Сахалин; примерно через 2 месяца А. и. возвращалась в Благовещенск. В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую ц., имущество к-рой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.

http://pravenc.ru/text/64022.html

Клявлино, село. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Храм святого великомученика Димитрия Солунского был построен в 1896 году. В 1930-е годы храм был закрыт. В первое время здание пустовало. Потом в храме было РКШ, во время войны в нем размещали блокадных детей из Ленинграда (детский дом), потом в здании был сельский Дом культуры. В 1990 году было высказано желание сельчан восстановить храм. В настоящее время храм действующий. По материалам официального сайта Отрадненской епархии Село Клявлино, появившееся во второй XVIII в., получило своё названиепо имени основателя – чуваша Клявле Чюрекеева. По документам РГАДА на 1798 г., оно также называлось Черемшанскими вершинами. В селе проживала«казённого ведомства ясашная новокрещёная мордва» – 110 человек муж. и 75 человек жен. пола в 30 дворах, а также новокрещёные чуваши – 130 муж. пола и 100 жен. пола в 40 дворах. Храм в селе Клявлино был построен в 1896 г. тщанием прихожан и при помощи Самарского епархиального комитета Миссионерского общества, такжевыделявшего средства. Он стал частью программы епископа Гурия (Буртасовского) по просвещению поволжских «инородцев» светом Христовой веры. Храм, рассчитанный на 500 человек, был деревянным на каменном фундаменте, крытый железом, холодный. При нем находилась деревянная колокольня. Престол один – в честь святого великомученика Димитрия Солунско-го. Освящение престола совершил 10 апреля 1898 г. благочинный 4-го округа Бугурусланского уезда, священник села Смолькова И. М. Боголюбов. До 1900 г. храм функционировал как «церковь-школа». Храму полагался причт в составе одного священника и одного псаломщика. Дома для них были построены в 1899 г. Кроме того, при храме имелисьсторожка, дом просфорни и баня для причта. Приходская библиотека насчитывала в 1912 г. 160 томов. На примере клявлинского прихода очень хорошо видна проблема чересполосицы причтовых земель, весьма актуальная в синодальный период. Выделявшие земли сельские общества не всегда заботились об удобстве пользования этими землями. Так, при открытии прихода в Клявлино церковная земля была отведена в трёх полях по 11 десятин в каждом. Участки эти оказались весьма неудобны для использования. В 1914 г. причт церкви в своем рапорте писал: «Из 3-х два поля нужно считать неудобными для пользования посевами тем, что, соприкасаясь с крестьянскими выгонами, подвергаются всегда потравам».

http://sobory.ru/article/?object=39000

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867, с. Жемковка Сызранского у. Симбирской губ.- 22.10.1918, г. Бугуруслан Самарской губ.), сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых), свящ. Из многодетной семьи священника. Рано лишился матери. Отец растил детей один, трое его сыновей впоследствии стали иереями. Летом 1887 г. К. окончил Симбирскую ДС. Назначен Симбирским еп. Варсонофием (Охотиным) псаломщиком в с. Ясачная Ташла Симбирского у. и губ. 17 сент. 1888 г. еп. Варсонофий рукоположил его во диакона и определил к церкви с. Михайловка Сенгилеевского у. 25 сент. того же года К. был рукоположен во иерея и назначен священником к Иоанно-Богословской ц. с. Опалиха Симбирского у. и губ. (ныне с. Апалиха Майнского р-на Ульяновской обл.). 17 мая 1890 г. К. на основании прошения был переведен в Самарскую епархию и определен Самарским еп. Серафимом (Протопоповым) на должность настоятеля храма в с. Ст. Дворяновка Самарского у. и губ. Одновременно служил заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы. 1 февр. 1896 г. по указу Самарского еп. Гурия (Буртасовского) переведен настоятелем Христорождественской ц. с. Царёвщина Самарского у. (ныне пос. Волжский Красноярского р-на Самарской обл.). К. пользовался большой любовью и уважением прихожан. В 1899 г., заботясь о здоровье троих оставшихся у него детей (двое детей умерли в 1896-1897 от дифтерии), К. подал прошение о переводе в с. Узморье Новоузенского у., где был более сухой и здоровый климат. Однако вскоре после его отъезда крестьяне с. Царёвщина стали просить о возвращении К. на их приход. 26 марта 1900 г. еп. Гурий вернул К. на служение в Царёвщину, где у него вскоре умерла младшая дочь. 12 окт. 1903 г. К. был назначен настоятелем Спасо-Вознесенского собора в г. Бугуруслан Самарской губ. С того же года представлял духовенство в городском земском собрании. С 1910 г. являлся депутатом от духовенства в Бугурусланской городской думе. В этой должности он прилагал большие усилия к улучшению здравоохранения в Самарской губ. Кроме того, К. был членом правления Бугурусланского ДУ, состоял заведующим и законоучителем в церковноприходской школе Спасо-Вознесенского собора, преподавал в школах соседних деревень Васильевка и Ключевка. В 1908 г. на свои деньги открыл в Бугуруслане еще одну школу, где стал законоучителем. Своей общественной деятельностью К. заслужил большой авторитет у местных жителей. Награжден набедренником (1890-1896), скуфьей (1896-1903) и камилавкой (после 1908).

http://pravenc.ru/text/1842026.html

Самара. Иверский женский монастырь. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1900 году в честь 50-летия Иверского женского монастыря решено было воздвигнуть каменный двухэтажный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Сюда же предполагалось перенести общую обительскую трапезную. Храм строился по проекту и под наблюдением епархиального архитектора Т.С. Хилинского. 5 июля 1901 года состоялась закладка здания. Храм построили и освятили в 1903 году. В его нижнем этаже размещались: пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем - трапезный храм с престолом во имя Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и свт. Феодосия Черниговского. В 1925 году здание этого храма занял клуб водников, позже там разместился Дом науки и техники. Здание храма было возвращено РПЦ в 1991 году вместе с другими уцелевшими строениями монастыря. В честь 50-летия обители на месте обветшавшей деревянной Иверской церкви разрешено было воздвигнуть новый каменный храм с престолом во имя Иерусалимской Ее иконы и общей трапезной при нем. Церковь вместимостью до трехсот человек строилась по проекту местного епархиального архитектора Т. С. Хилинского под непосредственным наблюдением самого Преосвященного владыки Гурия (Буртасовского). Закладка храма состоялась 5 июля 1901 года, в престольный праздник Преподобного Сергия Радонежского. Значительную материальную помощь при постройке новой церкви оказала самарская купеческая вдова Е. И. Кириллова, пожертвовавшая три тысячи рублей. К 1902 году на сооружение этого здания было затрачено уже до 37 тысяч рублей доброхотных пожертвований. Трапезную церковь построили и освятили в 1903 году. В ее нижнем этаже размещались пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем – трапезный храм с престолами в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи, во имя Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского. Иерусалимский храм – это единственный храм, который уцелел в обители во время революционной разрухи. В советские годы в храме располагалась обувная фабрика. Так же на первом этаже храма были устроены квартиры, где проживали местные жители, в трапезный храм использовали в качестве клуба, где в алтарной части была устроена сцена.

http://sobory.ru/article/?object=16688

Троицы мон-ря почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи). «В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. ( Альбицкий. С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону.

http://pravenc.ru/text/158344.html

Активная борьба юноши за православную веру и Церковь привлекли внимание епископа Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского; 1845-1907), деятельного миссионера, много сделавшего для развития единоверия в Самарской епархии, к которой до 1927 года относилось и нынешнее Саратовское Заволжье. Преосвященный Гурий сам охотно служил по старому обряду, строго соблюдая уставы и обычаи единоверия, и привлекал к противодействию расколу приходских священников своей епархии. Осенью 1894 года в уездном городе Николаевске Самарской губернии (ныне г. Пугачев Саратовской области) был заложен, а в мае 1895 года освящен Преосвященным Гурием единоверческий храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расположен на углу улиц Казанской и Московской (ныне К. Маркса и М. Горького). Ктитором строительства был николаевский купец И. С. Протопопов. По всей видимости, в клире Самарской епархии не нашлось в тот момент кандидата на священную степень, которого бы принял приход , и по благословению Преосвященного Николая (Налимова), епископа Саратовского и Царицынского (1852-1914), Иван Заседателев переходит в Самарскую епархию. В 1896 году Иван Иванович Заседателев был рукоположен во иерея к Рождество-Богородицкому единоверческому храму города Николаевска, где и прослужил 37 лет. Возможно, подготовка к священному служению будущего мученика проходила в миссионерской школе, организованной при Спасо-Преображенском единоверческом мужском монастыре близ города Николаевска, созданной настоятелем обители архимандритом Тихоном (Оболенским; 1856-1926), будущим викарным епископом Самарской епархии. По поздним воспоминаниям, к архимандриту Тихону отец Иоанн приходил «за назначением» (видимо, за рекомендацией на рукоположение). При этом ни обычного школьного, ни семинарского образования бывший старообрядец не получил и самого себя называл самоучкой. Рукоположение крестьянского юноши без образования в те годы было редкостью; в данном случае оно говорит о большом стремлении молодого миссионера к знаниям, о его способности самообучением восполнить недостаток классического образования. 14 января 1901 года архимандрит Тихон был рукоположен во епископа Николаевского, викария Самарской епархии, и под его омофором проходило дальнейшее священное служение отца Иоанна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

45) Такой же памятник и с таким же крестом, надпись на нем с западной стороны: „Под сим камнем покоится тело диаконской жены Елизаветы Козминой Буртасовской, скончавшейся на 63 году от рождения, 20 октября 1870 года в 6 часов вечера. Во царствии Твоем помяни мя, Господи!» С восточной стороны: „блажени мёртвые, умирающии о Господе от ныне, ей глаголет Дух, да почиют от трудов своих, дела бо их ходят в-след с ними». 46) Пирамидальный опоковый памятник с металлическим крестом и надписью: „Под сим крестом покоится прах рабы Божией, девицы Александры Васильевой Буртасовской, скончавшейся 13 июля 1887 г. в час ночи на 57 г. от рождения. Христосъ воскресе!» 47) Такой же памятник и с таким же крестом, на нем надпись: „Под сим крестом покоится прах рабы Божией Олимпиады Гавриловой Головкиной, скончавшейся 27 декабря 1886 т. в 5 часов утра на 47 г. от рождения. Христос воскресе!» Эти 4 памятника обведены железной оградой, сделанной на средства Пр. Гурия, Епископа Камчатского (С. В. Буртасовского в мире). 48) Деревянный крест без надписи. 49) Маленький опоковый памятник с чугунным крестом и надписью: „Под сим крестом покоится тело священника Казанского уезда села Ковалей Иоанна Троицкого, скончался 13 января 1874 г., жития его было 43 года”. 50) Дубовый крест без надписи. 51) Опоковый памятник с металлическим крестом и надписью с западней стороны: „Упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея Варвары»; с южной стороны: „молись о нас у престола Всевышнего»; с восточной стороны: „Под сим крестом покоится прах Варвары Дементьевны Ивановой, скончавшейся на 71 г. жизни 7 августа 1878 года»; с северной стороны: „мир праху твоему. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Св. Иоанна гл. XVII ст. Х40;)“. 52) Крест дубовый с надписью: „Господи! приими дух мой с миром; под сим крестом погребено тело Московского цехового Василия Михайлова Панкова, жития его было от роду 37 лет, скончавшегося 16 августа 1891 года». 53) Деревянный крест с надписью: „Павел Петрович Классон, скончался 2 ноября 1878 г. Мир праху твоему добрый и честный труженик»!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Из священных вещей последующего времени могут быть указаны следующие вещи, как имеющие надписи и как более или менее достопримечательные: 32) Потир сребропозлащенный и проч. принадлежности с надписью: «сей сосуд девиц Надежды и Анны Ивановых Чемесовых 1773 года». Таковая же надпись находится на дискосе и 2 тарелочках. 33) Малый серебряный потир с надписью: «о упокоении Николая, Николая (Чемесовых)». 34) Потир сребропозлащенный, с надписью: от наставника Иркутской семинарии иеромонаха Гурия Буртасовского (ныне Епископа Камчатского) 166 . О упокоении диакона Василия, Елизаветы. 35) Большой сребропозлащенный потир со всеми прочими принадлежностями новейшей и искуснейшей работы. Потир имеет весу 4 ф. 80 золотников. Дискос 1 ф. 40 золотников, блюдца 58†60 золотн., звездица 60 ½ золотников, а всего почти около 8 ½ фунтов. 36) Дароносица серебряная позлащенная, украшенная стразами вокруг изображений тайной вечери и др. весу имеет 5 ф. 70 зол. 37) Два Евангелия XVIII века (1711 и 1715 г.). 38) Большое Евангелие 1800 г. обложенное серебром и украшенное дскою и разными камнями: аметистом и стразами. 39) Наперсный золотой архимандричий крест, украшенный аметистами и бриллиантами, Высочайше пожалованный архимандриту Гурию. По описи 1853 года он значится украшенным 11 аметистами и стразами. До 1891 года он хранился в монастырском сундучке разломанным, причем в самом кресте было 9 аметистов и в привеске один, а 11-го не обрелось. Между тем, во время поправки креста оказалось, что он украшен не стразами, а бриллиантами. И таким образом, потеря одного из аметистов его, усыпанных бриллиантами – очень существенна. Но за то теперь ценность сего креста определена в 10 раз больше прежней. Вновь приделанная к этому кресту корона не вполне соответствует по ценности всему кресту, но в общем довольно гармонирует с ним, хотя не вполне. 40) Наперсный крест, значащийся в описи 1803 года, с изображением Божией Матери, украшенный 4 белыми камнями и 4 алыми. 41) Крест, украшенный 10 аметистами, оставшийся от преосвященного Афанасия, на которого по смерти его, положен крест более древний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поучение, обращенное к студентам казанской духовной академии в академической церкви пред совершением молебствия при начале учения 6 сентября 1870 года. А.Н . (338) Обряд погребения в единоверческой церкви г. Казани  (350). 33.  Православный собеседник. 1871 год часть первая оглавление первой части православного собеседника на 1871 год Слово на новый год, сказанное высокопреосвященным Антонием , архиепископом казанским и свияжским 1 января 1871 года. (3). Спиритизм  как философско-религиозная доктрина. В. Снегирева  (12 и 279) Николай, епископ мефонский XII века, как богослов. A. А . (42) Соображения о способах к успешнейшему привлечению не крещенных инородцев к вере Христовой для священников казанской епархии. Е.Вна (50). Слово в неделю сыропустную, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским и свияжским, 7 февраля 1871 года  (73). Слово по причащении св. таин, сказанное высокопреосвященным Антонием, архиепископом казанским и свияжским, 28 февраля 1870 года  (80). Пелагианский принцип в римском католичестве. Н. Беляева (84 и 184). Несколько слов по отношению 8-ми вопросов, составленных едивоверцами к старообрядцам. Н. Ивановского (121). Речь, сказанная высокопреосвященным   Антонием, архиепископом казанским и свияжским, в церкви казанской духовной академии, на всенощном бдении, при пострижении в монашество студента академии Сергея Буртасовского, с наречением ему имени Гурия, 13 марта 1871 года  (155). Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. Н. Ильминского .  (160) Слово в день отдания праздника пасхи, сказанное высокопреосвященным Антонием , архиепископом казанским и свияжским, при посещении паствы в городе Чебоксарах,28 мая 1869 года  (238). О таинстве св. причащения, по учению старообрядцев безпоповщинского согласия. Н. Ивановского (243). 34.  Православный собеседник. 1871 год часть вторая оглавление второй части православного собеседника на 1871 год Слово на освящение соборного храма в г. Лаишеве, сказанное высокопреосвященным   Антонием , архиепископом казанским и свияжским, 20 августа 1870 года (3)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9) Малахия Пигалев, иконописец из Вологодской губернии, так жестоко страдал беснованием, что муки его возобновлялись до десяти раз в день. Его соседи, узнав о Божией милости от новоявленных мощей святителей Гурия и Варсонофия, помазали тело его миром из раки святителя Гурия. Больной после сего лежал трое суток в беспамятстве и в непрестанном весьма сильном поту, потом вошел он в ум и стал здоров 221 . 10) Казанского девичьего монастыря пономарская жена, Матрена, жестоко страдала от злого духа полтора года. Но когда ее муж пришел в Спасо-Преображенский монастырь, совершил Спасителю и Божией Матери со всеми Святыми молебны, и после молебнов осенили ее честным крестом, окропили святою водою и приложили к цельбоносным мощам святителей Гурия и Варсонофия, тогда она тотчас исцелилась и пошла домой в радости 222 . 11) Казанского жителя Стефана Вандышева дочь, Евдокию, злой дух мучил так, что наконец у нее отнялся язык, и она не могла произнести ни слова. Но когда ее родители, пришедши к цельбоносным мощам святителя Гурия и Варсонофия и отслуживши обычные молебны, приложили ее к мощам их и помазали ее голову миром от гроба святителя Гурия, она тотчас исцелилась и начала говорить 223 .   Ж. Исцеление страдавшего горячкою. Некто из Холмогор, именем Петр, сделался крайне болен горячкою и потерял самосознание. Его приятели отвезли его в Спасо-Преображенский монастырь, и как скоро отпели обычные молебны и приложили его к мощам святителей Гурия и Варсонофия, он тотчас исцелился и возвратился домой в радости 224 . 3. Исцеление страдавшей головною болью. Некоторая женщина, Евдокия, долгое время жестоко страдала болью в голове; но как скоро, пришедши в Спасо-Преображенский монастырь, отслужила обычный молебен, приложилась к мощам святителей Гурия и Варсонофия и помазала свою голову миром из раки святителя Гурия, тотчас выздоровела 225 .   И. Исцеление от сумасшествия. 1) Дворянка Ирина Кошкарова, которая была больна глазами и исцелилась миром из раки святителя Гурия, услышав о смерти своего мужа, сошла с ума. Ее друзья взяли мира из раки святителя Гурия, помазали ее по всему телу, и – она исцелилась 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010