Священник Гавриил Ольховик был направлен служить в с. Октябрьское Киргизской ССР, но епископу Кириллу поступали сигналы, что Ольховик служил не по иерейскому чину, а «как архиерей», продолжая «изображать из себя Епископа-Владыку» . После заступления на Ташкентскую кафедру епископа Гурия священник Гавриил Ольховик из-за материальных затруднений (к нему приехала большая семья погибшего на фронте сына) в сентябре 1946 г. просил нового архиерея предоставить ему «более солидное место» . Епископ Гурий в свою очередь в марте 1947 г. просил благочинного церквей Киргизии протоиерея Александра Рябцовского предоставить священнику Гавриилу Ольховику «лучший приход», в то же время спрашивая мнение благочинного о назначении Ольховика в с. Покровское Иссык-Кульской области . Но Ольховик отказался от назначения в Покровское, так как туда невозможно было перевезти «шестичленную семью», и поблагодарил епископа Гурия за «отеческую заботу» . В итоге в апреле 1947 г. священник Гавриил Ольховик указом правящего архиерея был назначен на должность настоятеля молитвенного дома с. Калининского Фрунзенской области Киргизской ССР . Благочинный Рябцовский в апреле 1949 г., ссылаясь на мнение уполномоченного Соловьева, хлопотал о переводе священника Ольховика, сопроводив прошение положительной характеристикой: «Священник Ольховик поведения трезвого, энергичный и деятельный, умело руководит церковным хозяйством, образцово ведет отчетность, аккуратно представляет отчетные данные, аккуратно уплачивает установленные взносы. За время его служения в с. Октябрьском и в с. Калининском на него не поступило ни одной жалобы от верующих (кроме клеветнических выпадов по проискам Предтеченского). Все вышеизложенное обязывает благочинного признать священника Ольховика достойным кандидатом на Токмакский приход» . Указом правящего архиерея от 5 апреля 1949 г. священник Гавриил Ольховик был назначен настоятелем Георгиевского молитвенного дома в Токмаке . Исходя из приведенных свидетельств, можно предположить, что епископ Гурий хотя и с недоверием относился к бывшим обновленцам, но все же не преследовал их из личной мести, как это неоднократно представлял уполномоченный по Киргизии.

http://bogoslov.ru/article/6176302

В июне 1923 г. архимандрита Гурия сослали в северный поселок Усть-Цильма на реке Печора, откуда он написал несколько писем. В письме одной духовной дочери он сообщил о трудностях, которые ему пришлось испытать после выхода из тюремной больницы вплоть до приезда в Усть-Цильму. В тюрьме на Гороховой были грязь, насекомые, теснота, множество подозрительных субъектов, тяжелый режим. В ДПЗ на Шпалерной отсутствовало пространство для ходьбы, так необходимое в заключении. Там в течение двух недель архимандрит Гурий находился в «принудительном общении с евреем», который хотя был и неплохим человеком, но имел совсем иной образ мышления. В вологодской тюрьме пришлось спать на голом грязном полу. Вареной пищи не было никакой, только можно было получить кипяток три раза в день. Но были и плюсы — сносное отношение администрации и возможность целый день гулять на воздухе среди тополей и древних крепостных стен тюрьмы. О переезде от Вологды до Архангельска архимандрит Гурий писал: «Тесно, комары, масса вшей, переполненные отделения для политических, так называемыми “политическими со взломом”. Не раз я пожалел, что отказался от провожающего» . В Архангельске на пристани его встречали несколько «родных лиц» и проводили до тюрьмы, вызвав озлобление конвоира. Привели сначала в лагерь, через два часа почти ночью доставили в ГПУ. Спать пришлось на грязном полу, в тесноте, невольно слушая скверные рассказы и брань «интеллигентных зеков». После ночлега был небольшой допрос у следователя по церковным делам. Через три дня архимандрита Гурия отправили в «исправдом», где он увиделся с епископом Иннокентием. Потом было недельное плавание на морском грузовом пароходе «Иртыш». Каюту архимандриту Гурию не предоставили, спать ему пришлось на палубе, прикрывшись от сырости промокшим брезентом. Пароход добрался до 70-й параллели северной широты. Видели много красивого на морском пути, тюленей, морских зайцев, множество дичи. Сели на мель, на которой пробыли два с половиной дня. Потом выехали в устье Печоры, где ссыльных встретил полномочный представитель ГПУ М.

http://bogoslov.ru/article/6175240

Можно догадываться, что всею этою торжественностию, какою сопровождалось путешествие Гурия в Казань, хотели более возвысить его в глазах его будущих чад — еще не крещенных татар, сильнее подействовать на их воображение и тем расположить их к принятию святой веры. Отпуская Гурия в Казань, царь и митрополит дали ему «Наказ», как действовать при обращении неверных. В «Наказе» внушалось святителю: всеми мерами приучать к себе татар и приводить их к крещению любовию, а отнюдь не страхом; которые захотят креститься своею волею, а не от неволи, тех крестить и лучших из них держать у себя в епископии, поучать их закону христианскому и покоить, а других раздавать для крещения по монастырям; новокрещеных, когда они выйдут из-под научения, чаще приглашать к своей трапезе и угощать; равно и не крещенных еще татар, которые будут приходить к нему с челобитьями, угощать и покоить в своем доме, говорить с ними с кротостию и приводить их к христианскому закону тихою и умиленною беседою; если какой провинившийся татарин убежит к нему, архиепископу, от опалы и захочет креститься, отнюдь не выдавать его воеводам, но крестить и покоить в своем доме и потом по совещании с воеводами или оставлять его в Казани на месте прежнего жительства, или отсылать к государю в Москву; если неверные татары обратятся к архиепископу с просьбою ходатайствовать за их братьев, уже осужденных воеводами на казнь, он должен брать этих осужденных на свои поруки и кого можно держать в Казани, а кого нельзя, тех отсылать к государю с своим печалованием за них; за татар же, которые подвергнутся легким винам, ходатайствовать пред гражданскою властию даже в том случае, когда бы никто из неверных не просил о том архиепископа . Одним из первых действий Гурия в своей епархии было основание и устройство монастырей с тою именно целию, чтобы иноки, не отвлекаясь житейскими попечениями, занимались обращением неверных и обучением детей. Мысли свои об этом он изложил пред государем и просил его дать для содержания устрояемых обителей отчины, дабы старцам не было нужды самим работать, орать землю и сеять в ней семена, но «да орют сердца людей и да сеют в них семя слова Божия».

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

Он отстаивал учение о внутреннем, сердечном делании. Опыт выздоровления говорит мне, что голос Божий звучит в тишине и что, только имея опыт этой тишины, я могу говорить с другими алкоголиками, могу стать апостолом трезвости. Господи, молитвами святых Твоих научи меня углубленной сердечной молитве и медитации. 28 ноября. Память мучеников Гурия, Самона и Авива (IV в.) ( Лк.15:1-10 ) Благодарность, светлые, позитивные мысли о себе и обо всем мире, осмысленные продуктивные поступки. Об этом не перестает повторять изо дня в день Программа выздоровления 12-ти Шагов. Сегодня я услышал в Церкви притчу о потерянной овце. Эта притча умилением и радостной благодарностью отозвалась в моем сердце, ведь это я и есть заблудившаяся овца, которую взыскал Господь мой Иисус Христос. «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк.15:7 ). И еще: «.Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ). Наше содружество АА для таких овец. Из 99 праведников до нас пока ни один не дошел. Радость бывает у участников собрания и оживление на группе, когда приходит к нам новичок. Неподдельная радость оживляет собрание, что еще один человек решился на подвиг изменения своей жизни. В программной литературе сказано, что «духовную сущность анонимности составляет жертвенность» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 204). Чем дольше я выздоравливаю в АА, тем больше убеждаюсь, что жертвенность — это один из главных принципов и основных инструментов нашего движения. Но настоящая евангельская жертвенность не похожа на ту жертвенность, которой часто хвалятся, бравируют действующие алкоголики, когда «пьяному море по колено». Эта жертвенность трезвенная, разумная, она основана на любви и свободе, а не на кураже и безответственности. Подвиг сегодняшних святых — мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, которые пострадали при императорах-гонителях Диоклитиане и Максимиане в начале IV beka, — напоминает мне, что без жертвенности, без отказа от себялюбия и эгоизма я не смогу по-настоящему остаться трезвым, не смогу соединиться с Богом. За отказ принести жертву идолам мучеников пытали самым жестоким образом,а потом умертвили. Господи, молитвами мучеников Гурия, Самона и Авива, помоги мне прожить этот день в свете жертвенности и любви, которая изгоняет всякий страх. 29 ноября. Память апостола и евангелиста Матфея ( Лк.16:1-9 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив Святые мученики Гурий и Самон были священниками в области Эдессы около 303 года, когда император Диоклетиан начал гонения на христиан. Они были обвинены в том, что помогали христианам, брошенным в темницы, и побуждали верующих не поддаваться угрозам и проявить стойкость даже при сожжении. Святые предстали перед правителем Антиохии Мусонием, который попытался принудить их к отречению от Христа. Но оба исповедника отказались со словами: «Мы не изменим единому Небесному Богу. Мы не променяем Его на изображение, сделанное человеческими руками. Мы поклоняемся Христу Богу, Который по Своей благости спас нас от греха. Он – наш свет, наш врач и наша жизнь». Тогда правитель обвинил их в том, что они восстают против повелений императора, и грозил им ужасной и мучительной смертью, если они будут упорствовать. «Мы не умрем, как ты это утверждаешь, но будем жить, если только исполним волю Того, Кто нас создал, – ответили святые. – Нас не пугают мучения. Они длятся недолго и проходят, не оставляя следов. Мы страшимся вечных мук, которые уготованы нечестивым и вероотступникам». После таких слов правитель отдал приказание заключить их в темницу вместе с прочими священниками и диаконами. Спустя несколько дней он повелел привести Самона и Гурия и на пять часов подвесить их за одну руку. Поскольку они молча переносили истязания и отвечали на предложения мучителей, отрицательно качая головой, их бросили в застенок, называемый «темная дыра». Там святые провели три с половиной месяца в полной темноте, почти не получая ни воды, ни еды. Когда священников вновь привели на суд, они выказали ту же стойкость, объявив правителю: «Мы уже сказали, что наши вера и слово неизменны. Делай то, что приказал император. Ты имеешь власть над нашими телами, но не над душами». Самона и Гурия подвесили за ноги, но они продолжали молить Бога, чтобы Он дал им стойкость патриархов, пророков, апостолов и мучеников, которые еще до них пострадали за истину. 15 ноября их призвали вновь. Воины принесли Самона, у которого было раздроблено колено, и привели Гурия, поддерживая его, поскольку он был стар. Когда мученики услышали смертный приговор, их лица просияли от радости и они прославили Христа. Перед казнью палач сказал святым: «Помолитесь, пожалуйста, за меня, потому что я делаю зло пред Богом».

http://pravoslavie.ru/57742.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наследие, обещанное Господом Богем кроткому и смиренному, состоит, с одной стороны, в получении земных благ, а с другой – в получении небесных благ. Земные блага ниспосылаются человеку кроткому и смиренному, впрочем не столько для него, как через него для других, или для совершения добрых дел и, при том, как средство к достижению благ небесных, иногда скорее и легче, чем человеку гордому и кичливому, для его житейских расчётов. Это потому, что кроме Божье помощи, он получит таковую от людей, любящих и уважающих его за его добродетели. И кроме того, кротость и смирение во власти человека добродетельного, истинного христианина не есть слабость или простота, но есть нравственная сила и действительное средство к достижению благих целей. Что же касается небесных благ, то они подадутся Господом Богом человеку кроткому и смиренному, как награда за земные добродетели в жизни будущей, по выражению псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, и будут состоять в наследии им вечного блаженства ( Пс. 26:13 ). Вот почему сказал Спаситель: блажени кротцыи, яко тии наследят землю и Вот что значит эта заповедь!... Несомненно, близкие и знающие в Бозе почившего архипастыря нашего Высоκопреосвященнейшего Архиепископа Гурия, догадываются, к чему клонится наше слово. Не воплотил ли в себе усопший Архипастырь наш этой заповеди и не осуществил ли он её на деле, насколько это возможно было для человека в этой жизни?.. Несправедливо ли будет назвать почившего Высоκопреосвященнейшего Гурия – Архипастырем кротким и смиренным. Этими свойствами, приобретшими ему и земное наследие, заключающееся в совершении им многих добрых дел, оставивших о нём неизгладимую память и стяжавших ему несомненно Царство Небесное в будущей жизни, этими свойствами украшалась вся жизнь его. За эти добродетели, несомненно, Господь Бог и удостоил его истинно христианской кончины, сподобивши его таинства покаяния, елеосвящения и неоднократного причастия св. Таинств. Прости, Высокопреосвященнейший Владыко, что я нарушил обычные твои свойства – кротость и смирение, и позволю себе ещё сказать о тебе несколько слов в наше назидание; не говорить о тебе в последние минуты твоего пребывания с нами значило бы лишить себя последнего утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Занимаясь переводческим делом еще с 1845 года, Ильминский путем долговременного опыта выработал много таких воззрений на это дело, которые далеко еще не сделались общим и для всех понятным, научным достоянием. Убедившись в непригодности для инородцев прежних, сделанных как им самим, так и другими, переводов на язык книжно-татарский, с одной стороны, мало понятный для простого народа, а с другой, проникнутый мусульманскими идеями, Ильминский создал свою особенную систему переводов на язык народный, на язык крещеных татар и всякую другую переводческую деятельность в настоящем случае считал совершенно бесполезною. По поводу настойчивого желания, высказанного Советом Братства Св. Гурия, видеть Н. И-ча во главе возникающей при сем Братстве на новых основаниях Переводческой Комиссии, Ильминский развил свои воззрения на переводческое дело в особой, обширной записке, представленной им в Совет Братства Св. Гурия, при чем принятие высказанных в ней соображений он поставил условием своего вступления в состав Переводческой Комиссии и своего деятельного участия в ее трудах. Так как эти соображения имели и доселе имеют основоположительное значение для деятельности Переводческой Комиссии, то представляется необходимым несколько подробнее ознакомиться с содержанием 3 вышеупомянутой весьма интересной записки Н.И. Ильминского . Как знаток языков, на которых говорят инородцы, обитающие в Восточной России, Ильминский, на основании сродства инородческих языков, прежде всего высказывает свое убеждение. в том, что система переводов на эти языки, может быть, одна для всех инородцев. “Так как, говорит он, инородческие. языки всей Восточной полосы России и Сибири в своем внутреннем устройстве между собою поразительно сходны, то переводы на все означенные языки могут быть сведены к одной системе; с одного из этих языков можно почти буквально переводить на другие”. А относительно применения к делу самой системы Ильминский говорит следующее: “в переводах священных и богослужебных книг самое трудное дело – уразумение славянских текстов, не редко весьма трудных и темных и воспроизведение их на инородческих языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Подобным образом и о святом Гурии Спаситель говорит: «Незлобив и прав, непорочен и нескверен был угодник Мой Гурий, а потому он Мой возлюбленный друг, прилепляющийся ко Мне». Мы же, грешные, восприняв отсюда дерзновение, скажем Христу Господу: о Владыко Человеколюбче! Если Ты любишь незлобивых, то почему попускаешь тяжкие обиды и оскорбления их в мире сем? Если любишь непорочных, почему умножаешь раны неповинных в этой жизни? Прежде чем получить ответ на наш дерзновенный вопрос, встанем мысленно около мрачного узилища неповинного юноши, святого Гурия, и посмотрим внутренними очами на обиду, наносимую незлобивому, и на наказание, совершаемое над неповинным, не сделавшим никакого греха. Мы видим темничную тесноту святого Гурия, мрак темничный, голод нестерпимый, ибо ему туда подавалась не человеческая, а скотская пища: бросали один сноп овса на три дня и немного воды. Что же скажем мы о прочих его терпениях напастей в темнице, где была не только скудость во всем необходимом, но не было даже свободного воздуха для дыхания, так как он был заключен в глубоком подземном рву и был как бы заживо погребенным. Такие его страдания продолжались около двух лет, и когда мы рассматриваем их, можем только удивляться чудному промышлению Божию о святом Гурии – так и о подобных ему других святых, – которое попускает столь лютые обиды, напасти, скорби, и долгие страдания в настоящей временной жизни тех, которые постоянно сохраняют себя от всякого греха и стараются во всем угодить своему Творцу. Однако Соломон советует не удивляться этому, говоря в Притчах: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч. 3:12 ). Но если нет вины, за что наказывать его? Если нет греха, достойного жестокого наказания, какому наказанию подлежит незлобивый, непорочный? Однако наказывает его Господь, наказывает потому, что любит его; любит же за незлобие, за неповинность, как говорит и Давид: «Меня же за незлобие принял», то есть возлюбил. Вот ответ на вопрос, почему Господь попускает многоразличные напасти избранным Своим угодникам в мире сем! Потому, что Он любит их, любит же потому, что они подобны Ему в терпении и страдании, в неповинности и незлобии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Несмотря на организацию в Казани новых православных учреждений, которые зарекомендовали себя важными институтами противомусульманской миссии, КазДА продолжала быть ведущим научным и образовательным центром РПЦ. В 1860–1870-х гг. здесь была создана своя школа миссионерского исламоведения. Под влиянием Г.С. Саблукова и его ученика Е.А. Малова сформировалась учебно-методическая система изучения противомусульманской полемики и миссионерского исламоведения 12 . Е.А. Малов, знаток ислама , в совершенстве владевший татарским, арабским и еврейскими языками, с уходом Г.С. Саблукова продолжил дело своего учителя, расширил список полемических противомусульманских исследований 13 . По его инициативе лучшие работы студентов начали издаваться в «Миссионерском противомусульманском сборнике» 14 . Цензура поручалась ему же 15 . 17 марта 1889 г. на базе Казанской духовной академии открылись миссионерские курсы 16 . Татарский язык в них преподавал заслуженный ординарный профессор КазДА, протоиерей Е.А. Малов. После смерти Ильминского развернулась ожесточенная борьба в миссионерских кругах и совете братства св. Гурия. Во главе противников системы встал Е.А. Малов. Евфимий Александрович Малов – старейший авторитетный деятель православной миссии Казани, убежденный монархист и националист выступал за христианизацию и ассимиляцию «инородцев». Он ратовал за ограничение их родного языка, был активным миссионером и проповедником и выступал не за просветительскую форму миссионерства, а за полемическую работу среди населения. Позицию Малова поддерживало большинство представителей духовенства, непосредственно служивших в национальных приходах, не знавших русский и церковные языки. В национальном духовенстве он видел угрозу зарождающегося «инородческого» национализма в унификации нерусских народов 17 . Деятельность братства св. Гурия оказала большое влияние на миссионерскую деятельность в Волжско-Камском регионе. Е.А. Малов внес значительный вклад в работу братства. Конечно, ему не удалось остановить распространение ислама . Напротив, оно оказало влияние на татарское реформаторское движение, помогло стать ему более светским и политически ориентированным. Однако братство сыграло большую роль в распространении православия далеко за территорию Казанского края среди народов-язычников (мордвы, чуваш, черемис и вотяков).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010