Шел 1935 год. Отец Гурий узнал, что его друг епископ Иннокентий (Тихонов) находится в Старой Руссе в качестве викария Новгородского. Поскольку Геологическое управление давало мне каждый год командировку в Ленинград, мне не трудно было заехать на 2–3 дня в Старую Руссу. Отец Гурий вручил мне рекомендательное письмо к епископу Иннокентию, прося его дать мне священство. Епископ Иннокентий имел в своем распоряжении две прекрасные церкви в Старой Руссе. Но он так любил служить, что часто служил Литургию дома, один. Жил он со своей мамой, Зиновией, в уютном деревянном доме, относился к ней с сыновней почтительностью. Мама не покидала сына во всех его странствованиях по Сибири. Скончалась она в феврале 1937 года в Старой Руссе. Забегая вперед скажу, что епископ Иннокентий в апреле 1937 года был переведен в Винницу в сане архиепископа. Жить и служить в это время он мог только в городе Хмельнике Винницкой области. Жил в очень трудных условиях, постоянно ожидая ареста, который и последовал 29 октября 1937 года. После этого никаких известий от него не было. В 50-х годах на запрос Владыки Гурия через уполномоченного ответили, что архиепископ Иннокентий умер 28 ноября 1941 года. После этого Владыка Гурий совершил его отпевание. Архиепископ Иннокентий принял меня очень дружественно. Он был настолько смирен, что уступил мне собственную постель, а сам пошел ночевать на чердак. В просьбе моей (и отца Гурия) он почти отказал, сказав, что “рук не следует возлагать поспешно”. Однако, учитывая то, что я уже чтец и монах, посвятил меня в иподиакона. Кроме того, он много беседовал со мной. У него было удивительно светлое, радостное богословие. Выше всех служб он ставил Божественную Литургию. С этим, конечно, все согласны, но архиепископ Иннокентий это особенно подчеркивал. С необычайным увлечением он показал мне несколько книг, где были напечатаны тексты древних Литургий, отмечая, что Литургия есть самое оптимистическое, что когда бы то ни было написано в области литературы. В следующем 1936 году, я снова посетил епископа Иннокентия, и 1 (14) сентября он посвятил меня в иеродиакона, а 2 (15) сентября – в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Теперь идут переговоры с китайским правительством. Неизвестно, чем это решится. Может быть, нашей миссии и не посчастливится так скоро перемениться; но без всякого сомнения следующие миссии будут жить не 10 лет. Видите, в чем дело. Министерство на такой огромный срок не находит людей- охотников; с другой стороны, из тех, кои вызовутся на это, редко возвращаются больше половины: здешняя жизнь для многих убийственна; да и те, кои воротятся, по причине расстроенного здоровья, не могут служить министерству. Между тем в Китае мудрости так мало, что русскому достаточно двух-трех лет, чтоб постигнуть ее в совершенстве. Таким образом, министерство думает, приготовивши людей и познакомивши их с китайской словесностью в России, посылать в Китай лет на пять только для поверки своих сведений и более тесного знакомства с живым языком. Вторая приятная новость. Китайский император подарил русской миссии Ган-чонур и Дан-чонур (название собрания св. книг буддийских на тибетском языке). Мы просили позволения купить, а император – на докладе о нашей просьбе – приказал выдать нам эту важную вещь. В Европе ни в одной библиотеке нет подобного экземпляра. 600 огромнейших томов! И в Китае эта вещь стоит более 15.000 рублей серебром; а в Европе и цены нельзя назначить. Добиться этой вещи можно только в Китае, и то по особенной милости императора! Не угодно ли вам будет иметь понятие о китайском пении? Прилагаю Отче наш на китайском языке, положенное на русскую ноту. Так поют иногда албазинцы в церкви во время служения. Вашего преосвященства нижайший послушник иеромонах Гурий Карпов . Август 14 дня 1844 года. Пекин. Письма святителя Гурия (Карпова) из мисии Святитель Гурий (Карпов) из Китая (переводы государственных документов) Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, (9 марта 1863 г.), с. 143–146.) Доклад Гун-цинь-вана с товарищами Распространять христианство между народами в государстве позволено, о чем в прошлом году 11 Луны 2 числа мы получили указ, которым повелевалось, чтобы всех мест начальники в делах, возникающих у христиан с народом, непременно обращали внимание на причину и решали бы оные по справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Среди основных форм монашеской миссии проект называл проповедь, частные беседы и чтения, распространение среди народа религиозно-нравственной литературы. При монастырях предлагалось организовать раздачу лекарств, а при возможности открывать медицинские пункты для лечения паломников. Поэтому монахам, занимающимся миссионерской деятельностью, рекомендовалось получать минимальную медицинскую подготовку. Предполагалось, что в случае необходимости при миссионерских монастырях будут открываться миссионерские курсы. 282 В определение О внутренней и внешней миссии вошло всего две статьи этого проекта (15 и 16), в которых говорится о том, что миссионерской деятельностью занимаются мужские и женские монастыри, руководствуясь утвержденным высшей церковной властью уставом и соборным постановлением О монастырях и монашестве. При этом оговаривалось, что практическая деятельность монахов-миссионеров должна осуществляться на основе утвержденного Высшей церковной властью устава и соборного постановления О монастырях и монашествующих. 283 Обсуждение этих статей на пленарном заседании проходило достаточно спокойно. А.И. Надеждин 284 полагал, что монашеская миссия – это основная форма миссионерской деятельности, а светские миссионеры должны лишь помогать монахам. 285 Архимандрита Гурия (Степанова) 286 смущало требование проекта о том, чтобы в миссионерской деятельности участвовали все монастыри. 287 По его мнению, миссионерскую работу не следует навязывать монахам в обязательном порядке. Поправка о. Гурия принята не была, однако окончательная редакция статьи 15 определения О внутренней и внешней миссии стала менее категоричной, чем это было в проекте. Соответствующие положения были внесены и в соборное определение О монастырях и монашествующих. Согласно этому определению, 288 духовно-просветительское служение монастырей выражается в истовом уставном совершении богослужения, в духовничестве и старчестве, в проповедничестве, в совершении молебнов и крестных ходов, проведении внебогослужебных бесед для народа, раздаче различных печатных изданий и организации школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Большинство действующих лиц росписи одеты в костюмы горожан XVII: высокие сапоги, рубахи, подпоясанные кушаком, и пестрые порты из цветной набойки. На библейских царях надеты кафтаны и шубы времен царя Алексея Михайловича. В украшении алтаря художники проявили гораздо больше сдержанности, придав его живописи строгую репрезентативность. В конхе алтарной апсиды изображена литургическая сцена «Великий вход» («Да молчит всякая плоть человеча»). В апсиде торжественная композиция из 15 больших фронтальных фигур вселенских патриархов. Над алтарным окном поясное изображение «Христос Архиерей». На западной стене композиции «Явление неопалимой купины Моисею», «Спас на убрусе» с надписью на греческом языке и «Явление серафима пророку Исайе». В конхе жертвенника сцена «Христос в потире», символизирующая причастие, над конхой «Предста царица». На северной стене жертвенника «Страсти Христовы». В апсиде архидиаконы и поминальная надпись с 28 именами представителей рода Скрипиных. На западной стене композиции «Преломление хлеба» и «Шествие в Эммаус». В диаконнике, в приделе Варлаама Хутынского, в 15 клеймах на стенах иллюстрировано его житие. В алтарной конхе литургическая сцена «Малый вход» («Ныне силы небесные невидимо служат»), в апсиде изображения новгородских и московских чудотворцев, на алтарной преграде композиция «Преломление хлеба апостолом Петром». В приделе праведников Гурия, Самона и Авива над фамильной усыпальницей Скрипиных в своде написано огромное «Отечество». Роспись стен, разбитых на 4 широких (1,8 м) яруса, посвящена сценам житий и мучений титульных святых придельного храма. В конхе алтаря «Христос в потире», в апсиде избранные святые, в амбразуре алтарного окна «Благовещение». Над конхой прямо на стене написаны два верхних яруса придельного иконостаса. В окне придела представлены соименные святые храмоздателей Скрипиных. Стилистически стенопись придела Гурия, Самона и Авива близка к живописи шатрового Ризположенского придела. Последний, несмотря на свои миниатюрные размеры, является шедевром ярославского декоративного искусства.

http://sobory.ru/article/?object=00213

«Мы видим, что хотя буддизм пошел по отрицательному пути, но и в этом… он не переставал невольно свидетельствовать о новой высшей жизни и новом сверхприродном бытии… он раскрыл, что свобода человека больше, чем природное бытие… Буддизм провозгласил тщету жизни и покой нирваны, а сам проявил в своих последователях такую глубину любви ко всему сотворенному, которая никак не вяжется с ничтожеством нирваны и пустотой всякой жизни» (С. 133–134). Свобода и любовь – «все это было невольным свидетельством философии смерти о реальности истинной жизни, о том ином бытии, которое гнездится в человеческом духе» (С. 135). В заключении диссертации автор подводит итог сопоставлению двух религий в их учении о спасении: «Христианская жизнь из человека греховного создает человека святого. Она возводит человека к идеалу совершенной личности, украшенной всем тем, что ценно перед нравственным сознанием людей… Здесь христианство является единственной религией в мире, допускающей опытную нравственную проверку… Оно, таким образом, и в теоретическом, и в практическом обсуждении есть религия истинной жизни и не может быть приравнено к буддизму – этой философии смерти. Буддизм поведал миру немало великих истин. Благодаря своему методу познания он глубоко проник в тайну человека… Обоготворив в образе идеальных человеческих свойств Будду, он тем самым невольно засвидетельствовал свою нужду в реальном Высшем Существе, а создав идею воплощающихся ради спасения людей самоотверженных будд и бодхисатв, он невольно указал тем на жажду человечества в Божественном Спасители и Искупителе. Всем этим он доселе не перестает вещать о святой правде христианства, принесшего миру истинное спасение» (С. 281). Наконец, стоит несколько слов сказать о статье арх. Гурия «Православная миссия среди калмыков-ламаитов». Если диссертация представляла собой теоретическое осмысление буддистского мировоззрения, то данная статья посвящена сугубо практическим вопросам миссионерской деятельности среди буддистов. Из слов арх. Гурия видно, что организация миссии среди калмыков была поставлена гораздо хуже, чем среди бурят. Хотя ему известны примеры искренне верующих и живущих по вере православных калмыков, большинство крещеных «мало чем отличаются от ламаистов; иконы держатся в сундуках, кресты надеваются в случаях при посещении высокопоставленными русскими лицами… посещения храма редки, исполнение христианских обязанностей оставляет желать много лучшего, ламаистская обрядность исполняется во всей полноте… И во всем этом нет ничего удивительного. Даже более того, калмыки по естественному порядку вещей и не могли быть лучше, так как по крещении в продолжение десятков лет не имели особого пастыря, которые бы приложил должное старание о научении их христианству» (С. 412).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Во всяком же случае Владыка стал с этой поры особенно озабочиваться выбором лиц начальствующих и учащих в Семинарии и Училищах. Это и доказывается вышеприведенным письмом его к Калужскому родственнику – с просьбою искреннего отзыва о новоназначенном в здешнюю Семинарию бывшем Инспекторе Калужском. «Но озабочиваясь выбором, – говорит Автор Истории, – лиц достойнейших для службы в Казанской Семинарии, высокопр. Филарет прилагал особенные заботы и употреблял возможные меры, чтобы вознаграждать и поощрять труды и усердие их и в материальном отношении и по части вообще служебной в значении особенно-рекомендательных аттестаций и наград... Служащие в Семинарии и Училищах получали выгодные священнические места, архипастырскую признательность и благословение и даже редкие в тогдашние времена, денежные награды. Так например, в семействе после умершего в 1828 г. учителя Гурия Ласточкина, остались жена и дети – Андрей 20, Вадим 19, Владимир 8, Василий 7, Всеволод 4, Александр 3, Любовь 17, Надежда 15 и Вера 5 лет. По резолюции Филарета, вообще милостивого к сиротам, тем более к детям покойных учителей, место умершего Протоиерея Гурия Ласточкина для получения доходов предоставлено было за старшим его сыном Андреем, учеником богословия: все дети, находившиеся в Семинарии и Училищах, приняты были на полное казенное содержание, вдова же со дня кончины получала ежегодно по 300 руб. из попечительства о бедных. Учитель Казанского училища Федор Сокольский кроме жалованья за учительство 350 руб., имел предоставленное за ним священническое место и, кроме того от лекторства получал 150 руб. Семинарские ревизоры, вообще страшные по тому времени для Семинарии чиновники, были между тем, необыкновенно снисходительны по милости Филарета, который сам бывши на всех экзаменах вместе с ревизором, и старался ободрять учеников и самых учителей. «В формулярных списках учителей Семинарии – и монашествующих, и священствующих, и светских высокопр. Филарет сравнительно был добр на аттестации. Профессор Горский, например, у Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Плоды основательной научной и жизненной подготовки выразились в архипастырской и миссионерской жизни и деятельности Преосвящ. Гурия и в научных его трудах, кои и доныне могут по достоинству считаться ценным вкладом в науку. Из многих литературных трудов его здесь отметим его сочинение на степень магистра богословия. «О богоучрежденности епископского сана в церкви Христовой, сравнительно с учением о сем реформатских обществ». Это сочинение написано было около 70 лет тому назад, но и доселе оно не потеряло своего значения, особенно для нашего края, переполненного диссидентами всевозможных цветов и оттенков; искренно ищущий истины найдет в этом сочинении и надежное оружие к отражению хитросплетений лжеименного разума, и разумное успокоение совести на счет своих духовных отношений к церкви. (Впервые это сочинение напечатано в «Христианском Чтении» за 1876 г. стр. 564). Плодом изучения местного, Таврического сектантства явились его сочинения о молоканах и скопцах. Будучи сам миссионером по призванию, он с первых дней своего служения в Таврической епархии, обратил серьезное внимание на многочисленных сектантов, наполнявших ее, и предпринимал разные меры к ослаблению раскола и к прекращений преступной пропаганды его среди православных; в приходы, зараженные сектантством, он посылал опытных священников и зорко следил за их деятельностью в борьбе с сектантами, то спрашивая их о состояний дел в их приходах, то указывая им способы и образ состязания с расколом. Но несомненным и лучшим памятником его пастырской деятельности в борьбе с сектантами всегда будут служить его письменные труды о молоканстве и скопчестве, составленные на основании подлинных показаний самих сектантов. В 1869 году, во время обозрения епархии, Преосвященный Гурий посетил молоканскую колонию в Мелитопольском уезде, вблизи с. Ново-Григорьевки, и лично познакомился с одним из вожаков Таврических молокан Донского толка – Захаровым. После этого знакомства и горячей беседы с сектантом, началась деятельная и откровенная переписка между заблуждающимся молоканином и Преосвященным Архипастырем, не прекращавшаяся до смерти Преосвященного Гурия. Переписка эта печаталась на страницах Таврических Епархиальных Ведомостей в 1870 – 71 годах и в 1876 г была издана отдельною книгою под заглавием «Исповедание веры молокан Донского толка». Это не только по возможности полное изложение вероучения молокан, но и обстоятельное опровержение его, на основании Священного Писания и Священного Предания. В 1877 г. по случаю производившегося в Симферопольском окружном суде следствия о скопцах, Преосвященному, по его просьбе, сообщено было прокурором суда довольно обширное показание одного из предводителей скопчества, Волошинова, заключающее в себе подробное изложение веры скопцов. На основании этого показания, Преосвященный занялся разбором и опровержением скопческого учения и в том же 1877 году издал довольно обширное исследование «о скопческом учении по последним о нем известиям». (Некрол. стр. 12 – 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/v...

Ссылка в Якутию Сведения о времени, проведенном владыкой Гурием в г. Якутске, сохранились благодаря воспоминаниям, хранимым в семье Самариных о А.Д. Самарине, бывшем обер-прокуроре Священного Синода, который разделял вместе с владыкой эту ссылку.По воспоминаниям его дочери Чернышевой-Самариной весной 1926 года в Красном Кресте зачитали приговор, вынесенный арестованным по большому церковному делу, во главе которого были митрополит Петр Крутицкий (Полянский), митрополит Кирилл…Для двоих — архиепископа Гурия (Степанова) и Самарина А.Д. — была определена местом ссылки холодная, далекая, тогда труднодосягаемая Якутия. Срок был дан 3 года . Проводы ссыльных были под Троицын день, вечером, на Ярославском вокзале. Очевидцы описывали происходящее: «Напряженное ожидание целой толпы близких, пришедших ловить минуту отправки арестованных».Эшелон специальных «столыпинских» вагонов стоял прямо у перрона как обычный поезд дальнего следования. « И вот во дворе вокзала «черные вороны» стали выпускать одного за другим толпу арестованных, с мешками за плечами, с узлами в руках, в разных одеждах, часто зимних (в середине лета). Толпа эта выстраивается и под конвоем проходит мимо тех, у кого разрывается сердце от боли и стремления броситься к своему близкому узнику, увозимому в полную неизвестность» . Е.А. Чернышева-Самарина писала об этих минутах: «Вот идут рядом архиепископ Гурий, строгий ученый монах, в черном подряснике и скуфье, в темных очках, еще не старый, небольшого роста, аскетически худой, а рядом Папа (Самарин А.Д.) — высокий, худой, благообразный старик, обросший седой бородой, нагруженный мешками, с взволнованным лицом... Вскоре мы видели лица архиепископа Гурия и отца у окна вагона» . Долгое и трудное путешествие «этапом» началосъ 20 июня 1926 года. От Москвы выехали Самарин А.Д. и преосвященный Гурий в «столыпинском» вагоне в одном купе, переполненном свыше меры другими спутниками-арестованными. Погода стояла летняя, жаркая, теснота и духота. Благодаря письмам Самарина А.Д., которые он писал в пути с 22 июня, сохранились сведения об этом периоде их жизни. Из них узнаем, что во всех больших городах арестованных вели в тюрьму, в город, а через несколько дней — опять на железную дорогу, в вагоны, уже часто просто товарные.В вагонах, в тюрьмах, во время этапа Самарин А.Д. был все время вместе с преосвященным Гурием. Несмотря на тесноту и шум, их окружавший, они вычитывали ежедневно вместе богослужение, многое на память .

http://pravoslavie.ru/61450.html

Супруга опять пошла к богачу и пересказала ему все слова мужа. Добродетельная чета не обманулась в надежде, что Бог имеет множество средств избавлять человека от напасти. Рядом с ними, через перегородку, был заключен разбойник. Он слышал разговор мужа с женою и, сколь ни был ожесточен, до глубины души был тронут их добродетелью. Он подал им голос, чтобы подошли поближе, и сквозь железную решетку сказал тихо: «Я разбойник, я совершил много зла и убийств и совершенно уверен, что вскоре буду казнен. Итак, умоляю вас, после моей смерти пойдите в такое-то место; раскопав землю, вы найдете там большое количество золота. Оно награблено, но где и у кого, я уже не помню; если объявлю о нем судьям, то оно останется у них. Возьмите вы его себе, как люди добродетельные, и молите о мне Бога». Разбойник через несколько дней в самом деле был казнен. Добродетельная женщина, с позволения своего супруга, пошла поздно ночью в указанное разбойником место, стала рыть землю и как же была поражена, увидев вскоре неисчетное сокровище – это был ящик со златницами. С крайней осторожностью она перенесла драгоценности домой, постепенно выплатила долг и вскоре освободила своего мужа из темницы 444 . 4 . В житии святых мучеников Гурия, Самона и Авива помещен рассказ о том, как страшно бывает наказуемо клятвопреступление и вероломство. Некогда на Византийское государство произвели нападение варвары, обитавшие близ пределов Персидских, которых древние историки называют ефелитами. Для их отражения византийское правительство отправило войско, часть которого остановилась в городе Эдессе 445 для его защиты. В этом городе находились мощи святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди воинов был знатный чиновник, родом готф, поступивший на время войны на военную службу. Ему пришлось жить в доме добродетельной вдовы, именем Софии, имевшей у себя единственную дочь Евфимию, прекрасную, благонравную и богобоязненную. Варвар с первого взгляда возымел преступные мысли против юной девицы и начал употреблять разные средства, чтобы поколебать ее сердце. Но так как благовоспитанная Евфимия не хотела и слушать его льстивых речей, то варвар стал употреблять другие средства: к случаю восхвалял знатность своего рода; говорил, что родители его безмерно любят, и какая будет радость в его семействе, когда он вернется после окончания войны; мимоходом давал знать, что отец и мать непрестанно предлагали ему знатных невест, но сердце его до сих пор оставалось нечувственным к приятностям супружеской жизни; наконец, все эти ухищрения довершил тем, что начал просить руки Евфимии. Одна только мысль о разлуке и о том, что дочь будет тосковать в чужой стороне и, может быть, разлука эта безвременна, настолько устрашала Софию, что она решительно отказала варвару.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Что сделал Святитель Гурий для России и, в частности, для Крыма 02.02.2016 08:03:44 Алена Иваниченко Святитель Гурий, в миру Григорий Платонович Карпов, был выдающимся ученым - этнографом, синологом – то есть знатоком культуры, философии, языка и обычаев Китая, автором классического перевода Евангелия на китайский язык. Как руководитель Пекинской духовной миссии, архимандрит Гурий внес огромный вклад в установление добрососедских отношений между Российской империей и Китаем. После завершения дипломатической работы и миссионерского служения на Дальнем Востоке, Владыка Гурий был назначен на Таврическую епископскую кафедру, которую возглавлял в течение 15 лет, до самой своей смерти в 1882 году. Именно благодаря его усилиям в этот период в Крыму, например, были открыты первые учебные заведения, которые занимались подготовкой духовенства и будущих научных работников. Более обстоятельно о трудах и заслугах святителя Гурия рассказывает Андрей Ишин, профессор кафедры истории России Крымского Федерального Университета (КФУ), преподаватель Таврической духовной семинарии, доктор исторических наук рассказывает: А.ИШИН: Он - просветитель, миссионер и богослов. Я бы начал с того, что - мы находимся в историческом здании, которое строилось, благодаря усилиям Святителя Гурия и было открыто 1ого сентября 1873 г., как здание Таврической духовной семинарии, ставшей прообразом высшей школы (высшая школа появилась у нас только в 1918 году – это Таврический университет). Но Святитель Гурий закладывал основу высшей школы. Семинария сначала была 4-х годичной, потом стала 6-годичной, учили там языки, светские и духовные науки.   Святитель Гурий прикладывал огромные усилия и к тому, чтобы просвещать сектантов; вел переписку с ними, терпеливо разъяснял все их заблуждения, связанные с неправильным толкованием священных текстов. Он основывал и мужское, и женское духовные училища, многочисленные воскресные школы. Жертвовал огромные суммы – у него была большая дипломатическая пенсия – на нужды просвещения. Из числа его научных трудов можно назвать, например, знаменитый трактат о китайском буддизме. Это был в полном смысле слова ученый, этнограф, который сделал колоссальный вклад в этнографическую науку 19ого века. Его научные труды еще ждут своего благодарного читателя.

http://radonezh.ru/analytics/chto-sdelal...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010