378 . Но недолго оставались закрытыми имеретинская и гурийская епархии. В 1842 г., при посещении военным министром князем Чернышевым по особому Высочайшему повелению Грузии, имеретинские князья и дворяне просили его о назначении к ним особого архиерея, в лице жившего с 1834 года на покое в Джручском монастыре и управлявшего некогда мингрельской епархией митрополита Давида, а по примеру имеретин стали просить себе самостоятельного архиерея и гурийцы. Но если Чернышев благосклонно принял прошение имеретин и обещал им свое ходатайство, то совершенно другими глазами смотрел на это дело Евгений, тогдашний экзарх Грузии, к которому первый обратился с просьбою сообщить его мнение. Он отвечал, что «восстановление самостоятельной кафедры в Имеретии противно приведенному выше определению св. синода, утвержденному 8-го ноября 1841 г. Государем, что с управлением имеретинской епархии вместе соединено управление и гурийской в бывшей области гурийской, что ныне составляет уезд Грузино-Имеретинской губернии, и в этот уезд также гурийские князья и дворяне просят о назначении особого архиерея; а потому если удовлетворить желанию имеретинских князей и дворян назначением к ним особого архиерея, то надобно будет удовлетворить и прошению гурийцев; но в таком случае существование трех епархий в одной губернии еще более несообразно будет с общим иерархическим порядком управления в Империи, а местное духовное начальство еще более встретит затруднений в изыскании способов к установлению особой епархии в Гурии. Да и притом лицо, которого просят имеретины себе в архиерея, митрополит Давид, некогда управлявший мингрельской епархией, едва ли способен будет к управлению имеретинской епархией, потому что он еще 1834 года 7-го февраля просил по старости и болезни уволить его от управления и дозволить ему жить в Джручском монастыре на покое, на что и согласился св. синод». 379 О сем отзыве своем Евгений известил вместе и синод. Но главноуправлявший в это время Закавказским краем Головин разделял мнение по этому предмету Чернышева и в записке своей выразил, что в политическом отношении необходимо не только восстановление в Имеретии по-прежнему самостоятельной епархии, но даже постановление особого епископа в Гурии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(8) Чюдо преподобнаго о [человеке, именем] Автономе. Муж некто, именем Автоном, града Переславля посацкой человек, ремеством гладилщик, глух бяше, и во главе его шум велии и ломота зла. И в сеи болезни годищное время препроводив, люто стражда. Велику же веру имяше к преподобному и часто моляшеся ему, яко да получит от него целбу. Прилучивишся ему болезни в четверток же седмыя недели по насце, в он же обычаи имяху страных л.98. гребати, по преданию преподобнаго. В тои же день прииде и сеи Автоном во обител святаго и ко гробу припад[е], со слезами прошения прося. И доволно помолився, умилно в горести сердца моляшеся: «помилуй мя, реч, святче Божии и угодниче Христов, избави мя от настоящия сея болезни». И в тои час, яко забывся, слышит гром велик, и от страха содрогнувся, прииде в себе и не позна отнуд болезни в себе. Егда ж изыдоша по обычаю со кресты на скуделницу, с ними же и сеи Автоном здрав хождаше. И егда погребоша убогих, сам поведа бывшая архимандриту и братии. Слышавше ж прославиша Бога и угодника Его преподобнаго Даниила. Автоном же отиде в дом свои радуяся. (9) Чюдо преподобнаго о старце Гурии. Тоя ж обители старец Гурии, имея у себе скорбь велику зело, затворишабося оба прохода у него. об. Скорбь же и тоска велия ему бысть от тоя нестерпимыя болезни. И некогда в нощи от великия туги едва возмог с нуждею ис келии изыти, и приползе ко гробу преподобнаго Даниила, плачуще, глаголаше: «о, угодниче Христов! виждь злолютнум мою скорбь, яко помале жизнь моя скончавается. Почто не помилуеши, почто не свободиши от болезни сея, почто вскоре суду Божию предати мя хощеши, почто презираеши жителя обители своея, вси бо есми твоего духовнаго млека воспитение (sic)! Молютися, угодниче Христов, избави мя от болезни сея!» И абие в тои час разуме себе некако здрава суща молитвами преподобнаго. Отидох в келию свою, радуяся, хвалу воздая в Троице славимому Богу. Во утрии же день поведа сие архимандриту и братии. (10) Ч[юдо преподобнаго о жене Фекле ] 1762 . Горицкаго монастыря слуги Петра Флорова л.99. на, именем Фекла, имея болезнь велику зело и нимало можаше из дому своего изыти, но на одре слежаше [лежаше] дотолика, яко пребыти еи в таковеи болезни годищное время и кол. И нимало облегчения приемляше, но паче день от дне в горшее прихождаше 1763 . Много ж и врачем имения отдавши [раздавше] и ни малы ползы обретши. В себе же пришед и чудная дела преподобнаго помянув, умилно плакаше, рекуще: «колики сеи преподобныи дарует цельбы с верою притекающим ко святеи раце его!» Начат же и о своих согрешениих покаяние приносити, и преподобнаго на помощь призываше; и сущих в дому своем моляше, да везут ю ко гробу преподобнаго. Егда же приведоша ю, и по обычаю молебная совершившим, и от кдадазя воды даша болящеи пити, и лице и очи умыв, и абие в тои час здрава бысть от болезни молитвами об.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Через несколько дней по отъезде митрополита из Тифлиса, он отправился на Кавказскую линию, а 11 Июля получил уведомление о возмущении, происшедшем от действий по духовной части митрополита Феофилакта. Заканчивая своё изложение, Ермолов писал, что на счёт восстановления в Имеретии спокойствия ничего ещё утвердительного сказать не можно, тем более, что мятежники, расходясь по домам, обязались присягой соединиться для действия против нас и что народы Мингрельский и Гурийский будто бы приглашаются Имеретинцами и готовы во всяком случае им содействовать. Государь повелел рассмотреть в Святейшем Синоде доношения митрополита Феофилакта совместно с донесениями главнокомандующего. Святейший Синод полагал предоставить главноуправляющему Грузией войти в рассмотрение и соображение о мерах к устройству духовной части в Имеретии, Мингрелии и Гурии и, по соображении таковых мер, уведомить об оных экзарха Грузии для совокупного тогда между ими соглашения и представления о том Святейшему Синоду; а экзарху дать знать указом, чтобы, по встретившимся затруднениям, всякое действие преобразования в сих областях, впредь до предписания, было остановлено 148 . Получив указ Святейшего Синода от 17 Ноября 1819 г., Феофилакт прекратил всякое действие преобразования в Имеретии, Мингрелии и Гурии, оставаясь в спокойном ожидании от главнокомандующего сообщений для совместного с ним соглашения; а между тем главнокомандующий 16 Февраля 1820 г. уведомил его, что он передал это соглашение генерал-лейтенанту Вельяминову 149 , обязав их войти в сношения по сему предмету с князьями Мингрельским и Гурийским. Экзарх писал к князю Голицыну, что эта передача привела его в крайнее недоумение, и что в отношении к князьям она крайне неблагонадёжна. Но, тем не менее, этой передачей главнокомандующий устранял себя от вмешательства в это дело и вести его приходилось опять-таки экзарху. Выше мы сказали, что Феофилакт представил Святейшему Синоду о необходимости удаления из Имеретии двух враждебных митрополитов: Досифея Кутателя и Евфимия Генателя. Князь Голицын в Январе 1820 года сообщил главнокомандующему о Высочайшем соизволении на приведение этой меры в исполнение, по его ближайшему усмотрению. Поручив исполнение этого генерал-лейтенанту Вельяминову, Ермолов писал к экзарху, что «время положить конец чрезмерному влиянию имеретинского духовенства на умы народа и если он (экзарх), по каким-либо неизвестным ему причинам, не решится осудить особ столь высокого сана, то не оставил бы содействовать Вельяминову советами». В заключение главнокомандующий просил экзарха сообщить Вельяминову, имеет ли он в Имеретии людей благонамеренных, кои могли бы немедленно заместить митрополитов Кутателя и Генателя. Экзарх отвечал, что до будущего усмотрения заведывание духовными делами по Кутаисскому, Бакинскому и Рачинскому округам можно поручить Рачинскому архиепископу Софронию, а по Шарапанскому – митрополиту Давиду Церетелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 366–368. 36. Рапорт Экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Евгения (Баженова) Св. Синоду Тифлис 21 мая 1836 г. Копия Святейший Правительствующий Синод указом от 23 июля прошедшего 1835 г. за 8572 предписал мне доставить Святейшему Синоду сведения: 1) сколько, где и какого наименования находится в Грузии церквей, подведомственных Иерусалимскому Патриаршему Престолу, и 2) сколько при каждой из сих церквей имеется духовенства и прихожан, и нет ли в числе последних таких лиц, которые не принадлежат к имениям тех церквей, и ежели есть, то кто именно. Во исполнение чего, по неимению в делах экзаршеской канцелярии достоверных и определительных сведений о числе церквей и духовенства при них в Закавказском крае, принадлежащих Иерусалимскому Патриаршему Престолу, требовал я таковых сведений от имеющего пребывание в Тифлисе греческого архимандрита Фаддея для доставления оных Святейшему Синоду. Архимандрит Фаддей, при рапорте от 23 сентября того же 1835 года, представя ко мне сведения о греческих церквах и священно- и церковнослужителях при них, состоящих по одной только Грузии и подведомственных Иерусалимскому Патриаршему Престолу, донес, что о церквах, находящихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии, принадлежащих также Иерусалимскому Патриаршему Престолу, он не имеет никакого сведения, ибо оными управляет там другой греческий архимандрит, Митрофаний, от которого и должно требовать нужные по сему предмету сведения. Вследствие чего относился я к означенному греческому архимандриту Митрофанию, проживающему в Кутаисском округе, о доставлении мне обстоятельных сведений о греческих церквах и священно- и церковнослужителях, находящихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии, принадлежащих Греческой Церкви. По неполучении же на сие долгое время от архимандрита Митрофания никакого отзыва, неоднократно повторял я ему означенное отношение свое по сему предмету, а именно: 2 ноября за 1946 и 14 декабря 1835 г. за 2252, и от 14 марта за 663 и 25 апреля текущего года за 992 – с тем, чтобы он немедленно доставил мне требуемые от него по сему предмету сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

57 По местному праву в Грузии, Имеретии и Гурии, братья (и их потомки) выкупают указную часть у сестры порядком, означенным в приложении к примечанию к 1130 ст. Зак. Гр. 58 Наследственное родительское право встречается у народов лишь в позднейшие времена их истории. По замечанию Неволина (Истр. Гр. Зак. т. 3, стр. 353), у народов, ведущих простую жизнь, при крепости союза семейственного, дети обыкновенно живут не в разделе с родителями. Если в этом состоянии умерли дети, то обыкновенно у них не остается отдельного имущества; если же умерли в отделе от родителей, то уже этим отделом родители как бы отказываются от всякого участия в имении отделенных детей. 59 Для Грузии, Имеретии и Гурии оставлено в силе местное право выкупа вдовьей указной части наследниками. См. Зак. Гражд. 1148 1 и 1153 1 . 60 Ср. Ук. 1770 г. марта 15 13248), где сказано, что наследство вообще утверждается не по челобитьям или получениям дач наследниками, но причиной смерти, и цитаты под 1152 ст. Гражд. Зак., из коих видно, что выдел вдовьей части должен производиться не иначе как по челобитью. 61 Это правило 1170 ст. не распространяется на католическое духовенство; см. Ж. М. Ю. 1865 г., 12. 62 В ст. 1177 и 1180 означены еще два случая, которые относятся по существу не к выморочности, но скорее к конфискации. 63 Правила по сему предмету входили в состав Свода Законов в виде приложения к ст. 1097 т. IX, изд. 1857 г.; но в издание сего тома 1876 г. не внесены по всей вероятности по той причине, что они значительно изменены положением 1870 года о поземельном устройстве поселян, водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия: членов бывших ханских фамилий, беков, агаларов и меликов из армян. Тем не менее многие из этих правил и ныне составляют действующий закон, ничем не отмененный, а потому исключение их из Свода едва ли правильно. 64 По распоряжении министерства государственных имуществ собраны были и изданы в 1862 г. сведения о существующих у государственных крестьян обычаях наследования в 47 губерниях. В книге г. Ефименко «Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии» и в статье г. Чублинского «Очерк юридических обычаев в Малороссии» указаны обычаи, относящиеся к наследованию. Изданные в 6 томах «Труды Комиссии по преобразованию волостных судов» (спб. 1874 г.) содержат в себе множество указаний на наследственные обычаи у крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Все боевые действия в первые десятилетия ислама происходили, по географически очевидным причинам, либо в самой Аравии, либо на Ближнем и Среднем Востоке. Успех мусульманского оружия в этих регионах в те годы во многом объяснялись арабскими военными способностями: арабская кавалерия была быстрее и инициативнее, чем у персов и византийцев. Арабские воины пугали греков и персов отвратительными боевыми криками и по тактическим соображениям предпочитали сражаться на ровной и плоской земле, идеально подходящей для атаки лошадей и верблюдов. А главное арабы знали, чего хотят. Аллах, Мухаммед и ислам были боевыми лозунгами, но грабеж, возможно, – главной целью; а для некоторых, и гурии в раю. Греки и персы, с другой стороны, почти не имели никакой мотивации. По мере продвижения вперед мужество и военные способности арабов лишь частично объясняли их победы. Другой очевидной причиной оказалось истощение Персидской и Византийской империй после более, чем четверти века войн друг против друга. Еще, и возможно, более важными, по крайней мере в империи Ираклия, стали религиозные споры между его христианскими подданными по неясным вопросам теологии, касающимся природы Христа, которые привели к невероятным гонениям и разногласиям. Монофизиты отрицали, что во Христе существуют две равноправные природы, Божественная и человеческая, и утверждали, что человеческое было поглощено Божественным. Диофизиты 48 настаивали на равноправии этих природ в человеке. Эти догматические различия, возможно, не кажутся чрезмерно важными для современного человека, но они вызвали ужасные разделения у христиан; более того, помогли мусульманам завоевать Ближний Восток и Египет. Неискушенный наблюдатель не может не задаться вопросом, почему гораздо более ожесточенные разногласия между суннитами и шиитами, а среди мусульман попадались и другие враждующие секты, не парализовали исламские военные усилия, как это произошло с христианами. Возможно, потому, что массовые грабежи и изнасилования являлись лучшими стимулами, которые не могли себе позволить христиане. Джихад для воина-мусульманина являлся прекрасным сексуальным праздником: если он выживет, ему будет доступно множество молодых и красивых пленниц на земле; а если умрет, семьдесят две гурии с жемчугами и бриллиантами и вечно возобновляемой девственностью будут ждать его на небесах, лежа на зеленых атласных диванах. Живой или мёртвый, в любом случае мусульманский воин не оставлся в накладе.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дело по восстановлению, почти утратившего свой первоначальный характер, древнего церковно-грузинского пения и переложению на ноты всего круга церковных песнопений грузинского напева, возбужденного еще в 1862 г., с целью привлечь народ к посещению храмов Божиих хорошим пением, до отчетного года шло довольно вяло и малоуспешно. К восстановлению пения предпринялись разные меры. Кроме обучения воспитанников семинарии с голоса, тем же способом обучались и псаломщики соборов – Бодбийского св. Нины и Тифлисских: кафедрального и Анчисхатского, под руководством знатоков пения. При семинарии это обучение продолжается и доселе: – хор из воспитанников поет по-грузински на левом клиросе во время богослужения. В поименованных же соборах, хотя и поют по-грузински, но специальное обучению оному пению продолжавшееся не долго, прекратилось, отчасти по недостатку средств на содержание учителей, а отчасти по недостатку знатоков пения, которых приходилось вызывать в Карталинию из Гурии, где по признанию многих, оно сохранилось в большей чистоте и правильности. Учреждались по этому делу особые комитеты, под председательством разных лиц: но они не вырабатывали по пению ничего основательно и окончательно, а лишь собрали необходимую сумму на уплату жалования вызванным из Гурии преподавателям пения и подыскивали композиторов для переложения на ноты. Композиторы не замедлили предложить свои услуги. Ими были представлены некоторые переложения, но оказались неудачными и не выдержали критики по законам музыки. Удачнее было переложение грузинского пения на ноты неким Коридзе; но он потребовал за свой труд несообразное вознаграждение, – на которое однако ж, комитет согласился, – что я решительно отказал в утверждении представленного мне комитетом проекта контракта с Коридзе; именно, комитет предлагал предоставить Коридзе предложение всего круга церковных песней на ноты, с платой по 5000 рублей в год, не определив ни того, сколько он должен переложить церковных песней в год, ни того, когда он должен окончить свой труд, так что Коридзе мог, получая по 5000 рублей в год, тянуть дело 20 и более лет и ничего по делу пения не делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Подобным образом и о святом Гурии Спаситель говорит: «Незлобив и прав, непорочен и нескверен был угодник Мой Гурий, а потому он Мой возлюбленный друг, прилепляющийся ко Мне». Мы же, грешные, восприняв отсюда дерзновение, скажем Христу Господу: о Владыко Человеколюбче! Если Ты любишь незлобивых, то почему попускаешь тяжкие обиды и оскорбления их в мире сем? Если любишь непорочных, почему умножаешь раны неповинных в этой жизни? Прежде чем получить ответ на наш дерзновенный вопрос, встанем мысленно около мрачного узилища неповинного юноши, святого Гурия, и посмотрим внутренними очами на обиду, наносимую незлобивому, и на наказание, совершаемое над неповинным, не сделавшим никакого греха. Мы видим темничную тесноту святого Гурия, мрак темничный, голод нестерпимый, ибо ему туда подавалась не человеческая, а скотская пища: бросали один сноп овса на три дня и немного воды. Что же скажем мы о прочих его терпениях напастей в темнице, где была не только скудость во всем необходимом, но не было даже свободного воздуха для дыхания, так как он был заключен в глубоком подземном рву и был как бы заживо погребенным. Такие его страдания продолжались около двух лет, и когда мы рассматриваем их, можем только удивляться чудному промышлению Божию о святом Гурии – так и о подобных ему других святых, – которое попускает столь лютые обиды, напасти, скорби, и долгие страдания в настоящей временной жизни тех, которые постоянно сохраняют себя от всякого греха и стараются во всем угодить своему Творцу. Однако Соломон советует не удивляться этому, говоря в Притчах: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч. 3:12 ). Но если нет вины, за что наказывать его? Если нет греха, достойного жестокого наказания, какому наказанию подлежит незлобивый, непорочный? Однако наказывает его Господь, наказывает потому, что любит его; любит же за незлобие, за неповинность, как говорит и Давид: «Меня же за незлобие принял», то есть возлюбил. Вот ответ на вопрос, почему Господь попускает многоразличные напасти избранным Своим угодникам в мире сем! Потому, что Он любит их, любит же потому, что они подобны Ему в терпении и страдании, в неповинности и незлобии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кораническая концепция рая заключается в великом блаженстве. Обитатели Сада вечности будут утолять жажду чистым вином из сосудов, опечатанных мускусом, смешанным с таснимом – нектаром с тончайшим вкусом (сура 83:25–27). Их жилища будут окружены садами, в супруги будут даны «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому» гурии, которых не коснулся «ни человек, ни джинн». Они будут вечными девственницами – верхом желаний (суры 56, 22:36–37), и когда праведники возлягут на ложа, гурии и слуги, обладающие вечной юностью, будут исполнять все их желания. В Коране ничего не сказано о вознаграждении в раю добродетельных женщин, и, похоже, эта Книга концентрируется исключительно на мужских удовольствиях. В любом из описаний рая акцент делается на поистине райских условиях существования правоверного на небесах, а не на совершенствовании его характера и познании им Бога. Очевидно, по учению Корана, одна из ключевых потребностей человека в будущей жизни – это потребность в плотских наслаждениях. И, следовательно, все прелести рая, описанные в Коране, – восхитительные напитки, красивая обстановка и прекрасные женщины – заключаются в удовлетворении прихотей. Коран проецирует существующее на земле различие между мужчинами и женщинами на небеса. С другой стороны, ад в Коране – это кипящая жидкость и всепоглощающее дьявольское пламя, в котором грешники, закованные в цепи, будут мучиться вечно. Еще никогда и никому не было позволено покинуть ад или избежать его ужаса (сура 74:28–29). Некоторое время несчастные жертвы будут утолять жажду кипящей водой, затем – густой ледяной жидкостью темного цвета (сура 38:57). И хотя они никогда больше не вернутся к жизни, в смерти им тоже будет отказано. Они будут умолять охраняющего их ангела прекратить их страдания: «О Малик!», воззовут они, «(уж лучше б) твой Господь послал нам (быструю) кончину!» Но тот ответит: «Нет! Вам оставаться здесь навечно!» (Сура 43:77) Грешники захотят вернуться на землю, чтобы исправить свои ошибки, искупить свои грехи, но и в этом им будет отказано. Огонь обожжет их лица, и они будут гримасничать обожженными губами, взывая к Аллаху с просьбой вывести их из ада, обещая никогда больше не творить зла (сура 23:103–108). Неутолимое желание огня – поглощать все больше и больше – очень образно представлено в следующем стихе:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

(Ст. 30–35). Анг. Ком. Библия понимает таким образом стихи 30–35, что Веселиилу поручены были исключительно все работы, совокупно называемыя в стихе 35 работами резчика; работы же искусного ткача и вышивателя были под особым наблюдением Аголиава. К работам резчика причисляют все металлические работы, поименованные в стихах 32, 33 и в стихах 4 и 5, главы XXXI. «Работать из золота, серебра и меди. Резать камни для вставливания, резать дерево. Заметим, что слова в скобках стиха 4-го главы XXXI, не находятся в Еврейских рукописях и переводах с Еврейского, а в стихе 32, настоящей главы вместо слов »искусныя ткани« в переводах Лютера, О. Герлаха, узаконенном Английской Библии и Остервальда, стоят слова «искусныя работы» или изобретения («Tout се qui se peut inventer» «Ostervald Kunstlich zu sinnen». O. Gerlach. «Curious works» Authorised Version). Аголиаву принадлежала вся часть «искуснаго ткача и вышивателя». А. К. Библия делят таким образом ремесла, бывшие под наблюдением Аголиава: а) Под именем дела искусного ткача, разумеют работу с вытканными изображениями, в роде ковровой работы. Этой работой были сделаны завеса Святая Святых, Ефод, первые покрывала Скинии (XXVI, 1–31, XXVIII, 6, 15), она у нас названа искусная работа. б) Дело вышивателя, которое заключалось или в вышивании иглой по материи в нашем смысле, или же в нашивании на одну материю фигур, вырезанных из другой Это в нашем переводе названо: «узорчатая работа». Этой работой были сделаны завесы Скинии и двора, и пояс первосвященника (XXVI, 36, XX40;II, 16, XX40;III, 39). в) Наконец, работа ткача есть работа одноцветной ткани, употреблявшейся для верхней ризы (XXVIII 31) и хитонов (XXXIX, 27). Англ. Библия еще замечает, что все упомянутые ремесла названы в мужском роде и производились мужчинами, между тем как женщины (стих 25 наст. главы) пряли и, кажется, красили в разные цвета материалы для тканья. В том же стихе видно, что они приносили виссон (полотно), которое вероятно ткали они же. Подобная работа и очень изящная, известна ныне в Ахалцыском пашалыке на границах Гурии и в самой Гурии, в Нухе, в Персии и вероятно во многих восточных странах. В торговле она известна под именем Нухинской работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010