Митрополит Гурий (Егоров) Предисловие Митрополит Иоанн (Вендланд) написал работу о своем духовном отце, митрополите Гурии (Егорове), в 1980 году. Оба они принадлежат к одной категории праведников, чей подвиг держания веры в часы бурь и смятений спас Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Познакомились они в 1927 году, когда архимандрит Гурий достиг уже возраста зрелости и за спиной его было немало деяний во славу Церкви, а девятнадцатилетний студент Горного института Константин Вендланд только вступал в самостоятельную жизнь. Встретились, чтобы уже никогда больше не расставаться, потому что узы, связавшие их, – самые крепкие из всех существующих, – это узы духовные. Большая часть жизни обоих пришлась на то время, когда на Церковь обрушились “врата ада”, но Господь дивными путями защитил Свою Церковь . При чтении воспоминаний митрополита Иоанна чуткое любящее сердце ясно увидит эти пути, и возрадуется, и возвеселится о Господе, Который так “премудро устрояет” жизнь каждого из нас и всей Церкви. Митрополит Гурий в годы гонений на веру несколько лет своей жизни провел в “местах не столь отдаленных” – на строительстве Беломорканала и в ссылке. Промысл Божий уберег митрополита Иоанна от подобных испытаний, но и более благополучный период “хрущевской оттепели” был не менее опасен для тех, кто хранил веру православную. Трудности архипастырского служения в те годы Святейший Патриарх Алексий II охарактеризовал так: “Каждодневным восхождением на плаху было епископское служение во время “незаметных” гонений 60–70-х годов, когда война репрессивной машины с теми, кто хоть как-то защищал права верующих, приобретала самые коварные формы. Мне хочется верить, что эти времена прошли”. Река времени, если она течет всего 15 лет, сглаживает в памяти многие водовороты и обрывы. 1980-й год, когда писались эти воспоминания, был одним из самых жестких по части идеологического закручивания гаек. Вот почему об этих “коварных формах” открыто писать никто не мог. Да Владыка Иоанн не коснулся бы их и в другое время по свойственным ему незлобию и деликатности. А главное, по его вере в то, что “от Господа стопы человеку исправляются” ( Пс. 36,25 ). Эти слова Пророка Давида Владыка Иоанн постоянно носил в своем сердце, беспредельно доверяя Господу. И этот труд его ясно показывает, как эти слова псалмопевца воплотились в жизни митрополитов Гурия и Иоанна, а также и тех подвижников благочестия нашего времени, жизнь которых по Промыслу Божию была тесно связана с их жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове) 12 июля 1965 года в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла Господь призвал к Себе митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. Пишущий эти строки духовный сын почившего Владыки был знаком с ним с 1927 года и прожил вместе с ним под одной кровлей с 1933 по 1953 год, поддерживая до самого последнего времени личное общение и переписку с своим духовным отцом. Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров), родившийся в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана 1 (13) июля 1891 г. в одном из маленьких городков (Опеченский Посад) Новгородской губернии, рано потерял родителей и воспитывался вместе с тремя братьями и сестрой у своего дяди в Петербурге. Уже в молодых годах, когда Вячеслав Егоров еще учился в средней школе (в коммерческом училище в Петербурге), у него созрело определенное и твердое желание стать монахом. Некоторые духовные авторитеты того времени (один из старцев 1 , а также протоиерей Георгий Косов) одобрили его решение. Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) , которому молодой Вячеслав прислуживал как иподиакон, из Японии прислал ему, к тому времени уже студенту Петроградской духовной академии, свое благословение на монашество. Вячеслав Егоров принял в академии 4 декабря 1915 года монашеский постриг с именем Гурий, в честь первого святого епископа Казанского, а затем 5 и 6 декабря был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха 2 . В монашестве о. Гурий искал, прежде всего, молитвенного общения с Богом через Иисусову молитву и правильное, уставное совершение богослужения. Он не был противником некоторого сокращения службы, приспособительно к силам и занятости богомольцев, но всегда стремился к тому, чтобы богослужение сохраняло свою структуру и вселяло в души молящихся смысл и красоту своего содержания. Поэтому он всегда сам выбирал и размечал по строчкам стихиры и требовал, чтобы они пелись на глас; в канонах он заранее, перед богослужением, выбирал наиболее понятные и значительные по смыслу тропари. Владыка требовал от священников, чтобы даже известные всем почти наизусть Евангелия воскресных всенощных прочитывались про себя прежде, чем их читать вслух. Я могу засвидетельствовать, что такая подготовка всегда приносила добрый плод, как для собственной души, так и для слушателей. Когда я жил под одной кровлей с Владыкой Гурием, мы всегда по вечерам совершали вечерню с повечерием (или всенощную), а утром утреню (или литургию) 3 . Знакомство с гласами, Уставом, Знаменным распевом и квадратными нотами я имею от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Э.Л. Меженная Содержание От автора «Без Церкви я мертв, а с Церковью – жив…» Детство Родовые корни Мама Папа Эли Путь к монашеству Репрессии тридцатых годов. Война Возрождение Троице-Сергиевой Лавры Возвращение Путешествие на Кавказ. Дневник Иоанна (Вендланда) Крутой поворот «Скучаю по Вам, по русской службе, по Родине» Пастырь, миссионер, дипломат. «Без Церкви – я мертв, и с Церковью – жив…» Европа Нью-Йорк – Переславль-Залесский Письма монахини Евфросинии из Переславля-Залесского духовному отцу митрополиту Гурию в Крым и брату митрополиту Иоанну в США Ярославская и Ростовская епархия Божий мир Отношения с властью О пастырском служении Иоанн Златоуст Путь к совершенной жизни Елизавета Александровна Живем или умираем – всегда Господни Последние годы По молитвам старца Воспоминания духовной дочери Митрополит Иоанн (Вендланд). О пастырской молитве Высота и сила пастырской молитвы Примеры пастырской молитвы некоторых ветхозаветных патриархов и святого апостола Павла Высочайший пример Господа нашего Иисуса Христа Пастырская молитва священников в Православной Церкви 1. Пастырская молитва совершается в атмосфере прославления Божества 2. Молитва священника о самом себе 3. Пастырская молитва о других 4. Священник ходатайствует не только перед Богом, но и перед людьми 5. Молитва священника вне алтаря 6. Личная молитва священника Заключение Под амофором его любви Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) Избранная библиография митрополита Иоанна Биографический словарь     По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского. Эта книга рассказывает об уникальном человеке – К. Н. Вендланде, митрополите Иоанне, который в 1967–1984 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна, оставившего мемуары о близких ему людях – родителях, сестре – монахине Евфросинии, духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Собственные дневниковые записи К. Н. Вендланда, а также письма его единомышленников, коллег позволили автору не только реконструировать на основе впервые публикуемых материалов биографию митрополита Иоанна, но и открыть читателю малоизвестные страницы истории духовного противостояния Русской Православной Церкви в пору «помрачения душ» в России, в 1920 – 1970е гг. Во второй части книги автор делится собственными воспоминаниями о дивном старце. В издание также включены работа митрополита Иоанна «О пастырской молитве», хронология его жизни, библиография публикаций, биографический словарь. Книга предназначена для широкого круга читателей. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Вышла книга о митрополите Гурии (Егорове) февраля 2022 Книга Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова) " вышла в свет в издательстве ПСТГУ (Москва). Монография посвящена митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965) - исповеднику, прошедшему в 1920-30-е годы через ссылки, тюрьмы и лагерь, и выдающемуся архипастырю послевоенного периода (1946-1965), приурочена к 130-летию со дня его рождения. Владыка Гурий приходился братом священномученику Льву (Егорову) , настоятелю Феодоровского собора . Иеромонах (позднее - архимандрит) Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, служил, преподавал, окормлял полулегальные монашеские общины Петрограда-Ленинграда. Божиим Промыслом единственный из отцов братства остался в живых. После освобождения в 1933 года из Беломорско-Балтийского лагеря архимандрит Гурий поселился в Средней Азии (сначала в Ташкенте, потом в поселке Беш-Бале под Ферганой), где он со своими духовными чадами образовал тайную общину, имел возможность их окормлять, молиться и совершать Божественную литургию. В эту духовную семью влились Константин Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн) со своей сестрой Елизаветой (будущей монахиней Евфросинией), Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), Игорь Мальцев (будущий митрофорный протоиерей) и другие. В 1944 году отец Гурий вышел на открытое служение в Ташкентской и Среднеазиатской епархии, а в 1945 году Святейший Патриарх Алексий (Симанский) вызвал его в Москву и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры для возрождения в ней духовной жизни. Лавра была открыта на Пасху 1946 года, а в августе того же года последовала епископская хиротония архимандрита Гурия. За 19 лет архиерейского служения преосвященный Гурий возглавлял семь епархий: Ташкентскую и Среднеазиатскую (1946-1953), Саратовскую (1953-1954), Черниговскую (1954-1955), Днепропетровскую и Запорожскую (1955-1959), в 1959 году был возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем Минской и Белорусской епархии, в 1960-1961 годы - митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода, с 1961-го по 1965-й - митрополит Симферопольский и Крымский. Упокоился 12 июля 1965 года, похоронен на Старом Симферопольском кладбище напротив Всехсвятского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Лелюхин), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 1-я пол. 60-х гг. ХХ в. Иоасаф (Лелюхин), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 1-я пол. 60-х гг. ХХ в. (Лелюхин Виталий Михайлович; 28.04.1903, с. Дубасище (Дубосище) Ельнинского у. Смоленской губ.- 24.04.1966, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из потомственной семьи священнослужителей. Приходился дальним родственником (внучатым племянником) архиеп. Токийскому и всея Японии св. Николаю (Касаткину) . Учился в Вяземском ДУ и Смоленской ДС. После закрытия семинарии поступил в 1919 г. в Смоленский ун-т, но не смог продолжать обучение из-за тяжелого положения многодетной родительской семьи. Состоял на гражданской службе. Проживал на Украине, заочно учился на Харьковском отделении Московского института связи. Во время немецкой оккупации 28 авг. 1942 г. рукоположен во диакона, а 29 авг.- во иерея. Служил настоятелем храмов в селах Елизарово, Широкое, Лоцманская Каменка Днепропетровской обл. По одним сведениям, был рукоположен архиереем Украинской автокефальной православной церкви Геннадием (Шипринкевичем), по другим - подчинялся Днепропетровскому еп. Димитрию (Магану) в юрисдикции автономной Украинской Православной Церкви, находившейся в каноническом общении с Московским Патриархатом. После изгнания немецких войск Днепропетровский и Запорожский архиеп. Андрей (Комаров) присоединил в 1944 г. свящ. В. Лелюхина к РПЦ. О. Виталий был возведен в сан протоиерея. Руководил восстановлением Благовещенской ц. Днепропетровска. С 1950 г. настоятель Николаевского молитвенного дома в пос. Амур (в черте Днепропетровска). В 1957 г. стал настоятелем днепропетровского кафедрального Троицкого собора и секретарем епархиального управления при Днепропетровском и Запорожском архиеп. Гурии (Егорове ; впосл. митрополит). 17 авг. 1958 г. по пострижении в монашество с именем Иоасаф и возведении в сан архимандрита хиротонисан во епископа Сумского и Ахтырского.

http://pravenc.ru/text/578094.html

В Свято-Тихоновском университете состоялась презентация монографии о митрополите Гурии (Егорове) 1 ноября 2021 г. 13:42 26 октября 2021 года во Владимирском зале главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве прошел вечер памяти митрополита Гурия (Егорова; 1891-1965), в ходе которого состоялась презентация книги Д.В. Павлова « " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)». Книга, вышедшая в издательстве ПСТГУ в октябре с.г., приурочена к 130-летию со дня рождения митрополита Гурия (Егорова), исповедника и архипастыря послевоенного периода. В презентации приняли участие профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ священник Александр Мазырин и священник Александр Щелкачев, научные сотрудники отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви доктор исторических наук Е.Е. Озмитель, диакон Димитрий Пономаренко. Модератором встречи выступил старший редактор издательства ПСТГУ Егор Агафонов. В объемную книгу (более 1200 страниц и около 300 фотографий) вошло большое количество архивных материалов и документов, воспоминаний и свидетельств, многие документы и воспоминания полностью опубликованы в приложениях (наряду с проповедями и дневником владыки Гурия). Материалы собирались автором на протяжении четырех лет непрерывной работы в московских, петербургских, ташкентских, минских и других архивах, а также в поездках по местам служения митрополита Гурия, по итогам встреч и переписки с его духовными чадами. Научный редактор и руководитель автора священник Александр Мазырин отметил уникальность монографии и ее значение для новейшей истории Церкви. Отец Александр рассказал об этапах работы над книгой, начиная от выбора темы аттестационной работы Д.В. Павлова, в то время студента программы магистратуры ПСТГУ, заканчивая окончательными правками перед выходом в печать. Священник подчеркнул, что личность незаурядного иерарха до этого момента была практически не изучена, тогда как с самого начала деятельность владыки Гурия ознаменована организацией знаменитого Александро-Невского братства в Петрограде и противостоянием обновленческому расколу. Архимандрит Гурий внес вклад в сохранение традиций русского монашества, став в 1946 первым наместником возрождаемой Троице-Сергиевой лавры . В послевоенный период, став епископом, он восстановил из руин крупнейшую по территории на тот период Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию , возглавлял еще три епархии, был митрополитом Минским, затем стал постоянным членом Священного Синода, митрополитом Ленинградским и Ладожским. Окончил свою жизнь владыка Гурий преемником святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Симферопольской кафедре. Митрополит Гурий воспитал целую плеяду учеников, среди которых такие видные иерархи русской Церкви, как митрополит Иоанн (Вендланд) и архиепископ Михей (Хархаров).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Из Ташкента в Днепропетровск прибыл протоиерей Сергий Никитин (будущий епископ Стефан). Игумения Евгения (Волощук), тогда еще инокиня Анастасия, так описала в своих воспоминаниях его приглашение и приезд: «Время было трудное. В монастыре у нас служили два иеромонаха: один — Антоний (Харченко) из Киева, а другой — Феодосий (Моршанский). Жили и служили они дружно, но в 1953 году иеромонах Феодосий отошел ко Господу. Остался один 70-летний старец Антоний. Конечно, трудно ему было: монастырские службы ежедневные и продолжительные. И монастырю трудно: мы подчас уже — батюшке нездоровится — сами читаем. И прислать дополнительного священника тоже не было возможности. Тогда владыка Гурий решил пригласить из Ташкентской епархии протоиерея Сергия Никитина, которого знал по тому недавнему времени, когда сам был Ташкентским архиереем. Он охарактеризовал отца Сергия как усердного служителя Церкви Христовой, человека, имеющего образ благочестия и опыт исповедничества» . Архиепископ Гурий благословил инокиню Анастасию, исполнявшую в Епархиальном управлении послушание делопроизводительницы, написать протоиерею Сергию Никитину в Ташкент и пригласить его в епархию для служения в Тихвинском монастыре. Она написала письмо, от отца Сергия пришел положительный ответ, и 23 июня 1957 г. он прибыл в Днепропетровск. Правящий архиерей назначил его старшим священником Тихвинского монастыря. 28 июня вновь прибывший клирик был зарегистрирован уполномоченным по Днепропетровской области, после чего приступил к исполнению своих обязанностей. Первым делом протоиерей Сергий Никитин отметил искажения богослужебного устава в монастырских храмах. Но чтобы не вызвать своими нововведениями смущение старожилов монастыря (иеромонаха Антония и престарелых насельниц), старший священник решил навести уставной порядок через своего архипастыря. По рекомендации инокини Анастасии он написал рапорт на имя архиепископа о всех замеченных богослужебных нестроениях и попросил архиерейское благословение на их исправление. Так как архиепископ Гурий был сторонником уставного богослужения, он с радостью воспринял просьбу и поддержал эту инициативу. В ответ на поданный рапорт правящий архиерей издал документ «Обязанности регентши монастыря и уставщицы». Текст этого документа свидетельствует о том, что и архиепископ Гурий, и протоиерей Сергий Никитин были сторонниками напевов «строго церковных, монастырских, и без сольных элементов». Следить за «строго церковным направлением пения», а также заботиться о внятном и понятном чтении в храме вменялось регенту, который должен был согласовывать порядок каждой службы и ее музыкальный состав со старшим священником и с настоятельницей монастыря .

http://bogoslov.ru/article/6177073

К этому времени жизнь братства отнюдь не затухала, в его ряды продолжался приток образованных молодых людей — студентов, аспирантов, учащихся техникумов и т.д. Несмотря на фактически нелегальное существование, братство продолжало строжайше запрещенную советскими законами общественно-благотворительную деятельность (помощь больным, заключенным, монастырям епархии, обучение детей Закону Божию). Численность братчиков редко превышала 100 человек, но это была выдающаяся по своим духовным качествам группа верующих города на Неве. Все руководители братства (архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), иеромонах Вениамин (Эссен), иеромонах Сергий (Ляпунов)) — кроме будущего митрополита Гурия (Егорова) — погибли в 1936–1938 гг., почти полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г., за исключением архимандрита Серафима (Суторихина). Но в основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея: митрополиты Иоанн (Вендланд) и Леонид (Поляков), архиепископы Никон (Фомичев) и Михей (Хархаров), скончавшийся в 2005 г., а также другие священнослужители. Ни одна другая церковно-общественная организация в России не дала в XX веке столько православных архиереев. Семена, посеянные братскими отцами, дали свои благодатные всходы. Если бы не массовые репрессии 1930х гг., таких «всходов» было бы гораздо больше. Даже после разгрома 1932 г. братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 г. в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей — бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг. Избежавшие репрессий и оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последней из активных членов Александро-Невского братства скончалась 9 ноября 1993 г. в Петербурге Лидия Александровна Мейер — дочь известного философа, возглавлявшего в 1920е гг. тайное религиозно-философское общество «Воскресенье».

http://azbyka.ru/katehizacija/missioners...

Невозможно представить митрополита Иоанна говорящим чтото нравоучительное, откровенно поучающее. Владыка не учил! Но его немногословные ответы, реплики, замечания, вопросы, одухотворенные молитвой в адрес того, с кем в данный момент он вел беседу, попадали в самую точку. Каждая встреча с ним оставляла в душе светлый след и запоминалась надолго. Одно из важных правил высокого пастырства Владыки заключалось в том, чтобы не предлагать другим делать то, что сам не усвоил хорошо. Всю жизнь Владыка был прежде всего христианином, молитвенником за всех и потому с благодарностью встречал благоволение Божие, совершаемое через человека. Его просьбе никто не мог отказать. Как у истинного подвижника, у Владыки бывали и скорби, и искушения, но с помощью Божией он благодушно их переносил, благодаря Господа словами своего Небесного Покровителя: «Слава Богу за все». Многогранный пастырский и архипастырский труд увенчал Владыку митрополита Иоанна многими духовными дарами. По своему необыкновенному смирению он скрывал их, но Благодать Святого Духа проявлялась зримо, и он увлекал светом своей личности всех, кто оказывался рядом с ним. Владыка оставил о себе память как о человеке мудром, умевшем в труднейших условиях церковной политики того времени найти выход в любой ситуации; как о человеке очень деятельном, бодром, с тонким чувством прекрасного, с бесконечной любовью ко Творцу и любому Божьему творению, как о человеке очень простом и до глубокой старости сохранившем чистую детскую душу. Настоящее издание подготовлено на основе как изучения письменного и духовного наследия митрополита Иоанна, так и личных бесед автора с этим замечательным человеком. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна. Уйдя на покой, он написал мемуары о близких ему людях: о родителях, Николае Антоновиче и Нине Петровне Вендланд, о старшей сестре Елизавете Николаевне, монахине Евфросинии, или Эли, как называли ее дома, а также о своем духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Кроме того, при подготовке издания были использованы дневники монахини Евфросинии (Вендланд), монахини Елизаветы (Елизаветы Александровны Александриной), на протяжении многих лет являвшейся личным врачом митрополита Иоанна, и записи устных рассказов митрополита Гурия. Мы обращаемся и к другим документам, сохранившимся в архиве митрополита Иоанна: к дневниковым заметкам о его путешествиях с Владыкой Гурием в Среднюю Азию и на Кавказ, а также к значительному эпистолярному наследию – его собственным письмам на родину из Сирии, Германии, США, письмам его сестры из древнего русского города Переславля-Залесского, письмам его духовных чад, единомышленников, коллег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Почти все руководители братства - архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), архимандрит Варлаам (Сацердотский), иеромонах Вениамин (Эссен), иеромонах Сергий (Ляпунов), кроме будущего митрополита Гурия (Егорова) погибли в 1936-1938 гг. Фактически полностью было уничтожено и первое поколение молодых монахов, принявших постриг до 1932 г., за исключением архимандрита Серафима (Суторихина). Но в основном уцелели те братчики, которые на момент разгрома еще являлись подростками. Именно из этого слоя вышли четыре будущих видных архиерея – митрополит Иоанн (Вендланд), митрополит Леонид (Поляков), архиепископ Никон (Фомичев), архиепископ Михей (Хархаров). В определенной степени к ним можно отнести архиепископа Михаила (Мудьюгина), мать которого, Вера Николаевна, была активным членом Александро-Невского братства и даже подвергалась за это аресту, и ныне здравствующего митрополита Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) – духовного сына Владыки Гурия (Егорова), с детских лет росшего среди переехавших в Среднюю Азию членов братства. Несколько юных братчиков стали в дальнейшем священниками. Семена, посеянные братскими отцами дали свои благодатные всходы. Если бы не ужасные репрессии 1930-х гг. таких «всходов» было бы гораздо больше. Даже после разгрома 1932 г. братство не исчезло полностью. При поселившемся после освобождения в 1933 г. в Средней Азии архимандрите Гурии (Егорове) возникла община его духовных детей – бывших братчиков и братчиц, насчитывавшая около 20 человек, просуществовавшая до середины 1940-х гг. Большинство из них позднее приняло монашеский постриг. Избежавшие репрессий и оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последними из активных членов Александро-Невского братства скончались: в 1993 г. в Санкт-Петербурге Лидия Александровна Дмитриева (Мейер) – дочь известного философа, возглавлявшего в 1920-е гг. тайное религиозно-философское общество «Воскресенье», и в 2005 г. – архиепископ Ярославский Михей (Хархаров), до конца своих дней свято хранивший память о братстве.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/et...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010