Главный редактор духовного литературно-просветительского журнала «Восток Свыше» диакон Евгений Абдуллаев представил издание, которое выпускается на протяжении двух десятилетий и является главным печатным и миссионерским изданием Ташкентской епархии. В журнале печатаются не только духовно-просветительские статьи, но и переводы, литературные произведения, стихи. Также в рамках встречи Д.В. Павлов, специалист научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал об организации презентационных мероприятий, посвященных книге о митрополите Гурии (Егорове) «До смерти я буду призывать вас к молитве». Эта книга посвящена жизненному пути приснопоминаемого архипастыря и представляет большой пласт исторических материалов и документальных свидетельств, посвященных жизни Церкви в Средней Азии, в Белоруссии, в Крыму в 30-60-е годы XX столетия. Просветительский проект объединяет научное издание, интернет-сайт, телеграм-канал и мобильную выставку, которая была представлена в ряде епархий России и государств СНГ. В ходе встречи была представлена деятельность санкт-петербургского издательства «Общество памяти игумении Таисии», выпускающего такие книги, как «Библейская история», жития преподобного Серафима Саровского и преподобного Сергия Радонежского с акафистом в переводе более чем на 15 языков, в том числе языки стран СНГ. На мероприятии директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников представил уникальный издательский проект в восьми томах «Россия: визуальный код», в рамках которого в формате иллюстрированных альбомов показаны образы природы, культуры и искусства России. В завершение встречи митрополит Климент отметил наградами Издательского Совета ряд издателей, наиболее потрудившихся в развитии православного книгоиздания и развитии книжной культуры в обществе: медали первопечатника Ивана Федорова II степени были удостены руководитель издательства «Скрижаль» М.Е. Копелевич и директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников; сотрудник Издательства Сретенского монастыря С.А. Кузнецова была награждена медалью прп. Епифания Премудрого III степени.

http://radonezh.ru/2023/06/15/v-izdatels...

Э.Л. Меженная Содержание От автора «Без Церкви я мертв, а с Церковью – жив…» Детство Родовые корни Мама Папа Эли Путь к монашеству Репрессии тридцатых годов. Война Возрождение Троице-Сергиевой Лавры Возвращение Путешествие на Кавказ. Дневник Иоанна (Вендланда) Крутой поворот «Скучаю по Вам, по русской службе, по Родине» Пастырь, миссионер, дипломат. «Без Церкви – я мертв, и с Церковью – жив…» Европа Нью-Йорк – Переславль-Залесский Письма монахини Евфросинии из Переславля-Залесского духовному отцу митрополиту Гурию в Крым и брату митрополиту Иоанну в США Ярославская и Ростовская епархия Божий мир Отношения с властью О пастырском служении Иоанн Златоуст Путь к совершенной жизни Елизавета Александровна Живем или умираем – всегда Господни Последние годы По молитвам старца Воспоминания духовной дочери Митрополит Иоанн (Вендланд). О пастырской молитве Высота и сила пастырской молитвы Примеры пастырской молитвы некоторых ветхозаветных патриархов и святого апостола Павла Высочайший пример Господа нашего Иисуса Христа Пастырская молитва священников в Православной Церкви 1. Пастырская молитва совершается в атмосфере прославления Божества 2. Молитва священника о самом себе 3. Пастырская молитва о других 4. Священник ходатайствует не только перед Богом, но и перед людьми 5. Молитва священника вне алтаря 6. Личная молитва священника Заключение Под амофором его любви Приложения Хронология жизни митрополита Иоанна (1909–1989) Избранная библиография митрополита Иоанна Биографический словарь     По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Ярославского и Ростовского. Эта книга рассказывает об уникальном человеке – К. Н. Вендланде, митрополите Иоанне, который в 1967–1984 гг. возглавлял Ярославскую и Ростовскую епархию. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна, оставившего мемуары о близких ему людях – родителях, сестре – монахине Евфросинии, духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Собственные дневниковые записи К. Н. Вендланда, а также письма его единомышленников, коллег позволили автору не только реконструировать на основе впервые публикуемых материалов биографию митрополита Иоанна, но и открыть читателю малоизвестные страницы истории духовного противостояния Русской Православной Церкви в пору «помрачения душ» в России, в 1920 – 1970е гг. Во второй части книги автор делится собственными воспоминаниями о дивном старце. В издание также включены работа митрополита Иоанна «О пастырской молитве», хронология его жизни, библиография публикаций, биографический словарь. Книга предназначена для широкого круга читателей. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Н. Б. – Перемололся русский народ. Он был измучен, уничтожен. Отняли веру, религию, Церковь, собственность, историю. Насаждали другую историю, чуждую, искусственную. Во что превратился этот народ уже после войны, когда русский человек чувствовал возвращение к святыне, любви, какому-то нормальному общению. По воспоминанию многих ветеранов, казалось, что с победой придёт другая жизнь. Она будет совершенно иной. И вдруг эти начали опять закручиваться. А. О. – Было слишком много жертв, надежд. Люди верили, что после победы жизнь должна поменяться. К сожалению, правящая элита понимала, что у неё есть будущее, только если будет жесткий контроль, всесилие КГБ и т. д. И то уже тогда не верили друг другу. Н. Б. – Мы беседуем на праздник Пасхи, говорим о Воскресении Христовом. В 1946 году Троице-Сергееву лавру открыли. Есть много заметок о том, чем явилось открытие нашей главной святыни в те годы. Сейчас издан громадный труд об архимандрите Гурии (Егорове), первом наместнике лавры. Советская власть оклеветала этого человека всеми возможными методами. И только сейчас вышел том, где подробно описана его мученическая жизнь. Было много людей, которых оклеветали, смешали с грязью, осквернили их память. Хотя это были лучшие люди. Власть делала какие-то полумеры? Отдавала храмы, монастыри, разрешала где-то служить, но в то же время держала всё железной хваткой.       А. О. – Власть стала где-то уступать после войны и этих страшных жертв. На войне атеистов нет. Власть вынуждена была считаться с ветеранами, которые хотели открытия храмов. После войны начали развиваться необратимые процессы. Н. Б. – Перейдем к вашей эпохе. Вы приблизили этот ветер свободы и перемен. Этот ветер принес нам и религиозную церковную свободу. Церковь обрела свободу в тысячелетие крещения Руси. Церковь возвратилась в родное отечество. Но этому предшествовали глухие 60-70-е годы. Откуда вы черпали такую смелость, когда отстаивали свои духовные интересы? А. О. – Для меня была открытием тюрьма. После отказа уехать меня арестовали.

http://radonezh.ru/2022/05/23/smert-gde-...

Игумения Евгения (Волощук) описала изменения в жизни монастыря: «Монастырь стал духовно обогащаться. При этом жизнь исправлялась тихо и спокойно. Мы шли на полунощницу, вместе с нами — батюшки. Помолятся, совершат проскомидию. Заранее. Синодики почитают. Не борзясь» . Монастырь был без прихода, священники на требы за ограду монастыря не выходили. Протоиерей Сергий Никитин и иеромонах Антоний (Харченко) довольствовались монастырским жильем, общей трапезой и скромной оплатой своих трудов. В сентябре 1958 г. архиепископ Гурий подписал распоряжение, адресованное настоятельнице Тихвинского монастыря игумении Ксении: «Святейшему Патриарху Алексию в своей резолюции от 4 августа 1958 г. за 1275 на моем рапорте о жизни и нуждах Днепропетровского Тихвинского женского монастыря угодно было отметить, что Вам по возрасту Вашему трудно управлять монастырем и что Вы нуждаетесь в освобождении от трудностей и скорбей, сопряженных с управлением Обителью. А потому Святейший Патриарх предлагает мне озаботиться приисканием для Вас преемницы. С получением сего Вы освобождаетесь от обязанностей настоятельницы Днепропетровского Тихвинского женского монастыря и остаетесь в числе сестер монастыря как рядовая сестра» . Настоятельницей обители вместо 83-летней «одряхлевшей и телом, и разумом игумении Ксении» была назначена монахиня Руфина (Шулан) . Со сменой настоятельницы прекратились жалобы, жизнь в монастыре стала налаживаться. Общие трапезы, ранее проходившие только по праздникам и воскресеньям, теперь стали ежедневными. Появилось центральное отопление в обоих монастырских храмах, была подготовлена комната для больных и престарелых монахинь, нуждающихся в медицинской помощи и уходе. К концу 1958 г. состав Тихвинского монастыря не претерпел сильных изменений, в нем проживали 82 насельницы: игумения Ксения на покое, три схимонахини, 41 монахиня, 28 рясофорных послушниц, 9 послушниц. Большинство сестер были пожилыми: 67 сестер — в возрасте от 50 до 86 лет, 15 сестер — в возрасте до 50 лет. Пять сестер возрастом свыше 80 лет несли послушания пономарки, казначеи, чтиц Псалтири по усопшим. 13 сестер престарелого возраста были инвалидами и не несли никакого послушания. Все труды по монастырю, храму и по уходу за больными лежали на немногих трудоспособных сестрах, молчаливо и смиренно несших подвиг монастырского жития .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Позднее руководство монастыря прибыло в райисполком, где секретарь игумении инокиня Анастасия (Волощук) заявила: «Дайте нам возможность всем переехать в другой монастырь и дайте нам срок, чтобы мы закончили пост, попрощались, письма написали, собрались и забрали свою святыню — иконы с собой» . После объявления постановления облисполкома о закрытии монастыря все монахини начали плакать и умолять. В трапезной монастыря было организовано собрание насельниц. Игумения Руфина (Шулан), со слов днепропетровских руководителей, молчала. Первой заговорила монахиня Вера Евдокимовна Перевязко : «Мне уже 76 лет, я имею угол в Чечеливке. Если иконы — нашу святыню — представители власти не изымают, а отдают в собор, то и нам в монастыре делать нечего, отправляйте меня первой. Спасибо власти и всем за чуткое отношение к нам, старухам, за помощь…» Аналогичное заявление сделала монахиня Анастасия (Мирошниченко) : «Мне 63 года, я получаю благодаря советской власти 600 рублей пенсии, у меня есть купленная комната в г. Днепропетровске, и я тоже благодарю, что нам помогают и по-человечески к нам относятся. Пускай дети будут вместо нас учиться. Мы не против того, чтобы здесь снова была школа…» . На все мероприятия по эвакуации монахинь Тихвинского женского монастыря было израсходовано 154 тыс. рублей епархиальных средств, из них 57 тыс. рублей в качестве «материальной помощи»: епископ Иоасаф через бухгалтера Епархиального управления выдал каждой монахине единовременное пособие в размере от 400 до 1500 рублей. По рассказу очевидицы событий игумении Евгении (Волощук), железнодорожные билеты для иногородних монахинь до названного ими пункта назначения купили на изъятые монастырские деньги. Не обошлась эта операция без использования спецслужб, так как одним из основных объектов гонения стали православные монастыри. Схема работы по «беспроблемному» закрытию женских монастырей была типичной в арсенале чекистов: агентура отслеживала все процессы в монастыре, оперработники проводили профилактические беседы с монахинями, партиино-советские работники вели «воспитательную работу». В результате таких мероприятий психологически подавленные и запуганные монахини в большинстве своем «безропотно и положительно» воспринимали решение о закрытии монастыря. Официальные материалы КГБ УССР по закрытию Тихвинского женского монастыря подтверждают это: по монашествующим велось 14 дел-формуляров, 17 предварительных агентурных разработок, имелось 7 негласных источников УМГБ-УКГБ. При подготовке ликвидации монастыря использовались 15 агентов из числа сестер обители и епархиального духовенства. В день закрытия в ограде монастыря работали пять агентов, которые уговаривали сестер спокоино выехать, два оперработника работали среди грузчиков .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Прямо на территории монастыря организовали продажу проездных билетов и оформление контейнеров для перевозки личного имущества при непосредственном участии начальников железнодорожного и автомобильного вокзалов. В докладе председателю Совета Г. Г. Карпову и уполномоченному по УССР Г. П. Пинчуку уполномоченный Днепровский отметил: «Закрытие монастыря обошлось без малейшего инцидента, как внутри монастыря, так и за воротами. В 21 час 5 августа выехали последние жильцы, и к утру на воротах висела вывеска школы-интерната. Жалоб в связи с закрытием монастыря как от монашествующих, так и от окружающего верующего населения не поступает. Перевоз утвари из монастырского молитвенного дома был произведен утром 6 августа. В перевозке приняли участие благочинный Жбанчиков, секретарь епископа священник Стаховский и протодиакон собора Ильченко. Утварь перевезена по частям в собор и Трехсвятительскую церковь города» . Кресты с храма сняли ночью, колокола передали конторе «Цветметалл». Здание бывшего монастырского храма отдали под клуб детского дома и школ-интернатов. Другие монастырские строения планировали приспособить под жилье и учебные классы. Акт сдачи помещений и территории Тихвинского монастыря от Епархиального управления подписал секретарь — священник Константин Стаховский, директор школы принял семь зданий общей площадью более 2000 кв. метров (в том числе 900 кв. метров жилой) с приусадебным земельным участком около 4 га. Уполномоченный подчеркнул безупречность проведенной операции по ликвидации монастыря: «Считаю своим долгом отметить как положительный фактор успешного закрытия монастыря в Днепропетровске — это вызов уполномоченного Совета области в Киев товарищем Пинчуком в период подготовки и закрытия монастыря, где лично мне были даны тов. Пинчуком весьма ценные советы из опыта уже закрытых монастырей в Овруче и Густыне, о чем мною было передано руководству обкома и облисполкома для внесения в план мероприятий и использования нами этого опыта в подготовительный период и в день закрытия» .

http://bogoslov.ru/article/6177073

О своем посещении Днепропетровска летом 1956 г. писал архимандрит Иоанн (Вендланд): «Наконец я собрался поехать к нашему Владыке Гурию. Приехал я на 2 дня раньше возвращения Владыки из Ленинграда. В ожидании Владыки я осматривал город, великолепный парк, спускающийся к Днепру, аллею роскошных цветников, дворец Потемкина (архитектор Старов). Был у всенощной в Соборе, у Литургии в монастыре. Мать игумения Ксения, 82 лет, уроженка Ленинграда и воспитанница Института благородных девиц , ушедшая из этого института прямо монастырь и имеющая огромный стаж игуменства, принимала меня у себя. До обедни — для предварительного знакомства; после обедни — для трапезы. Эта матушка с большим искусством втянула меня в разговор о Библии и при этом незаметно стала проверять мои знания этой священной книги (например, по картинкам, и я не все картинки в точности мог объяснить). Все это было очень мило и интересно; я ушел совершенно очарованный этой милой матушкой и ее небольшим монастырем. У монастыря довольно большая площадь под огородами и свое маленькое кладбище, где покоятся сестры, отошедшие за последние несколько лет ко Господу. От города Днепропетровска у меня самые приятные впечатления: где бы ни шел — по маленькой улице или по большой — все ласкает взгляд, а часто даже приводит в восторг — и дома, и множество деревьев, и даже трава около домиков, и ширина улиц и бульваров, и Днепр, и сравнительно чистый воздух города. Осматривая город, я посетил два музея — исторический и художественный. Вечером у ворот домика на Тихвинской послышался гудок. Это вернулся Владыка из Ленинграда. Вот была радость. Поездка Владыки прошла благополучно» . По итогам 1957 г. архиепископ Гурий сообщал в Патриархию, что в монастыре пребывала 81 насельница, новых постригов не было. За год скончались две сестры, поступило восемь сестер, одна из них — врач, вышедшая на пенсию, что дало возможность наладить в обители медицинскую помощь (это было особенно важно для сестер престарелых и со слабым здоровьем). С разрешения уполномоченного Совета врач монастыря установила необходимые контакты с медицинскими учреждениями города. Улучшилось монастырское хозяйство: в главном храме было устроено центральное отопление, на месте алтаря уничтоженного немцами собора был поставлен «стильный крест», окруженный цветником и деревьями, в жилом корпусе устроены санузел и ванна, вдоль жилых корпусов проложили асфальтированный тротуар (чтобы немощным сестрам было легче передвигаться), выровнена территория.

http://bogoslov.ru/article/6177073

Мы с отцом бежим туда. Перед Святыми вратами монастыря стоит толпа прихожан в 30–50 человек. Ворота закрыты, никого не пускают. В дверях стоят люди в гражданском и объясняют: закрывают не власти, а Патриарх. Мы, дескать, только исполнители. Я побежал к дальнему углу забора, через который благополучно перелез, и вдруг увидел бегущих ко мне с криком: “Держи его!” Я — назад через забор и бегу по улице в сторону. Меня догнали два мужичка. За руки, и ведут к группе людей в штатском, подводят и докладывают: “Товарищ майор, он перепрыгнул через стену монастыря, нес письмо от монахинь”. Меня усадили в коляску милицейского мотоцикла и повезли мимо верующих, стоявших у Святых врат. В милиции допросили. Спрашивали, что я делал у монастыря. Допросили и отпустили. Через несколько дней узнаем: отца Стефана и отца Антония перевезли с вещами на улицу Старгородскую, где был церковный дом на две двухкомнатные квартиры, и поселили там. Никаких физических издевательств не было. Разговаривали корректно, собрали все книги и вещи, дали машину и грузчиков и перевезли на квартиру. Пропаж не было. Так же развезли всех сестер» . Операцию по ликвидации монастыря власти провели оперативно: начав в 9 часов утра, закончили к 9 вечера того же дня. Подлежащим выселению 82 монахиням были предложены варианты: переселиться в другие монастыри, переехать к родственникам, пожилым поселиться в домах для престарелых, трудоспособным получить работу. В итоге в пределах Украины осталось 73 монахини, из них 65 — в Днепропетровске и области. За пределы республики выехало 9 человек, из них 3 монахини выехали в Винницкую область в Браиловский монастырь, в том числе игумения Ксения (Романовская). Настоятельница монастыря игумения Руфина (Шулан) осталась в своем доме в Днепропетровске . Днепропетровский облисполком и обком партии подошли к вопросу закрытия монастыря основательно и с серьезной подготовкой. Еще задолго до этого события в окрестностях монастыря работали 42 агитатора, проводя «политико-воспитательную работу».

http://bogoslov.ru/article/6177073

«ЖМП» 1960, 11 «Христианский взгляд на разоружение» «ЖМП» 1961, 5 «Антиохийская церковная делегация во Пскове» «ЖМП» 1963, 10 «Памяти друга и учителя» (о митрополите Гурии Егорове) «ЖМП» 1965, 9 «ЖМП» 1965, 11 «Поминовение усопших» «Голос Православия», 1963, 1 «Речь при наречении его во епископа Подольского» «ЖМП» 1959, 2, стр. 32 Литература «ЖМП» 1960, 1, стр. 18, 75. 1960, 7, стр. 8, 9. 1960, 8, стр. 4. 1960, 9, стр. 5. 1960, 12, стр. 8. 1961, 1, стр. 12, 15, 17, 18, 19. 1961, 2, стр. 68. 1961, 5, стр. 48, 49–51. 1961, 6, стр. 4. 1961, 8, стр. 17, 23–26, 28, 31, 73. 1961, 9, стр. 5, 6, 8, 10. 1961, 10, стр. 7, 9. 1962, 7, стр. 20, 36. 1963, 2, стр. 4, 5. 1963, 3, стр. 5, 76. 1963, 6, стр. 10. 1963, 7, стр. 9. 1963, 9, стр. 3, 24. 1963, 10, стр. 5, 6. 1963, 11, стр. 3, 21. 1964, 1, стр. 41. 1965, 12, стр. 4 Nach 1936 muß er wohl nach Mittelasien deportiert worden sein. 07 .10.1967 M von Jaroslavl’ und Rostov (MP 1967, 11:5). 09 .08.1972 erhält er eine Medaille des sowjetischen Friedensfonds (MP 1972, 10:50). 02 .09.1977 erhält er das Recht, 2 Panhagien zu tragen (MP 1977, 11:2). Furov (Vest. russ. ehr. dv. 130 278:300) zählt ihn zu der 2. Gruppe der Bischöfe, die dem Staat gegenüber loyal, aber religiös eifrig sind. Werke Slovo skazannoe v Velikij Pjatok v 1965 g MP 1966, 4, 25–27 Slovo v nedelju Antipaschi MP 1966, 5, 30–31 Vizit v Respubliku Argentinu MP 1967, 32–36 Blagovestie о mire u svjatogo proroka Isaii MP 1968, 10, 27–32 Vo imja spravedlivogo mira i lušej izni MP 1970, 4, 41–45 Bratskie vstrei s delegaciej Pravoslavnoj Cerkvi v echoslovakii MP 1973, 12–13 Pascha Christova MP 1974, 7, 19 Paschalna propoved’ MP 1976, 4, 44 V Paschal’nye dni MP 1978, 5, 32 V den’ Rodestva Christova MP 1979, 1, 32 Na naalo Velikogo posta MP 1980, 2, 33–34 «Gospod’ vocarisja, v lepotu obleesja» MP 1982, 8, 30–31 Knjaz’ Fedor ernyj Bogosl. trudy 11 (197 3) 55–77 Christliche Einheit, Zeugnis und Dienst im Bewußtsein und Leben der Russischen Orthodoxen Kirche

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таким образом, усилиями местных властей и спецорганов при непосредственной поддержке епископа Иоасафа (Лелюхина) и его «сподручных» священнослужителей была закрыта единственная обитель епархии — Тихвинский женский монастырь, который экономически и духовно возрастал заботами архиепископа Гурия в годы его пребывания на Днепропетровской кафедре. При всем своем желании митрополит Минский и Белорусский Гурий не смог повлиять на ход событий тех дней в силу объективных причин — решение было принято в Москве, а на месте не нашлось достойных защитников.   Список литературы:   Сайт, посвященный митрополиту Гурию (Егорову): http://guriyegorov.ru/   Постановления Священного Синода//ЖМП. 1955. 11. С. 3. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1275. Л. 1, 42. См.: Там же. Д. 1279. Л. 74. В 1926 г. Екатеринослав был переименован в Днепропетровск. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 627. Л. 6. Государственный архив Днепропетровской области (ГА ДО). Ф. 6464. Оп. 2. Д. 33. Л. 204. См.: Пономаренко Д., диак . Епископ Стефан (Никитин). С. 190, 789. ГА ДО. Ф. 6464. Оп. 1. Д. 6. Л. 205206. Согласно справке Совета по делам РПЦ от 1 января 1958 г. игумения Тихвинского женского монастыря Ксения (Романовская Ксения Валентиновна) окончила Санкт-Петербургский Николаевский институт. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 627. Л. 8. Письмо архимандрита Иоанна (Вендланда) А. С. Заспеловой от 6 августа 1956 г.//ЦИА ПСТГУ. ГА ДО. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 42. Л. 3435. Пономаренко Д., диак . Епископ Стефан (Никитин). С. 786. См.: Там же. С. 189–192, 786. Там же. С. 789. ГА ДО. Ф. 6464. Оп. 2. Д. 33. Л. 118. См.: Там же. Л. 137. См.: Там же. Д. 43. Л. 15–16. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 627. Л. 10. См.: Пономаренко Д., диак . Епископ Стефан (Никитин). С. 202207. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 627. Л. 1–3. Там же. Л. 34. Там же. Л. 4. Там же. Л. 45. См.: Там же. Оп. 1. Д. 1648. Л. 110113, 121125. Письмо Патриарха Алексия Г. Г. Карпову от 4 апреля 1959 г.//Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. Т. 2: 1954–1970. С. 247. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1648. Л. 116.

http://bogoslov.ru/article/6177073

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010