Д.В. Павлов рассказал о трудностях доступа к документам в центральных и региональных архивах, о многочисленных поездках в Ташкент, Санкт-Петербург, Минск, Симферополь. Было отправлено огромное количество запросов в семинарии и монастыри, которые были связаны с деятельностью митрополита. Случались и комические ситуации: для того, чтобы получить ценную архивную фотографию владыки Гурия, исследователю однажды пришлось даже участвовать в аукционе. Д.В. Павлов также рассказал о встречах с духовными чадами владыки Гурия. Их воспоминания бесценны для сохранения памяти о выдающемся архипастыре. Особенное внимание автор монографии уделил изучению отчетов уполномоченных по делам религии, в разное время связанных с митрополитом Гурием. Эти документы оказались уникальными источниками, благодаря которым можно воссоздать картину церковно-государственных взаимоотношений в указанный период. Негативные характеристики митрополита Гурия в отчетах уполномоченных ярко высвечивают исповеднический подвиг владыки. Для издания подобного масштабного исследования были приложены усилия как самого автора, его научного редактора профессора священника Александра Мазырина, так и первых читателей книги: корректора О.А. Савичевой, редактора М.И. Крапивина, скончавшегося в 2020 году. Улучшить книгу помогли ее рецензенты: профессор ПСТГУ священник Александр Щелкачев, старший научный сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви доктор исторических наук Е.Е. Озмитель, научный сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви, заведующий архивохранилищем ПСТГУ диакон Димитрий Пономаренко. Егор Агафонов отметил, что благодаря автору и всем потрудившимся над изданием оно может послужить подлинной встрече читателя с удивительным человеком Церкви. Священник Александр Щелкачев поздравил Д.В. Павлова с выходом книги, особенно отметив своеобразие жизненного пути митрополита Гурия как руководителя Александро-Невского братства: «Братства были в истории Русской Православной Церкви, но чтобы они существовали так долго и в таких условиях и не прекращались, это было уникально, и, несомненно, наложило отпечаток на саму книгу. Очень важно, что автор сочетал документы самого разного происхождения: архивные с материалами воспоминаний, которые оставляли члены братства, которые сформировались под влиянием митрополита Гурия и глубоко чтили его».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Главный редактор духовного литературно-просветительского журнала «Восток Свыше» диакон Евгений Абдуллаев представил издание, которое выпускается на протяжении двух десятилетий и является главным печатным и миссионерским изданием  Ташкентской епархии . В журнале печатаются не только духовно-просветительские статьи, но и переводы, литературные произведения, стихи. Также в рамках встречи Д.В. Павлов, специалист научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал об организации презентационных мероприятий , посвященных книге о митрополите Гурии (Егорове) «До смерти я буду призывать вас к молитве». Эта книга посвящена жизненному пути приснопоминаемого архипастыря и представляет большой пласт исторических материалов и документальных свидетельств, посвященных жизни Церкви в Средней Азии, в Белоруссии, в Крыму в 30-60-е годы XX столетия. Просветительский проект объединяет научное издание, интернет-сайт, телеграм-канал и мобильную выставку, которая была представлена в ряде епархий России и государств СНГ. В ходе встречи была представлена деятельность санкт-петербургского издательства «Общество памяти игумении Таисии», выпускающего такие книги, как «Библейская история», жития преподобного Серафима Саровского и преподобного Сергия Радонежского с акафистом в переводе более чем на 15 языков, в том числе языки стран СНГ. На мероприятии директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников представил уникальный издательский проект в восьми томах «Россия: визуальный код», в рамках которого в формате иллюстрированных альбомов показаны образы природы, культуры и искусства России. В завершение встречи митрополит Климент отметил наградами Издательского Совета ряд издателей, наиболее потрудившихся в развитии православного книгоиздания и развитии книжной культуры в обществе: медали первопечатника Ивана Федорова II степени были удостены руководитель издательства «Скрижаль» М.Е. Копелевич и директор издательства «Арт-холдинг " Медиа-Рост " » В.В. Горошников; сотрудник Издательства Сретенского монастыря С.А. Кузнецова была награждена медалью прп. Епифания Премудрого III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/6035860.ht...

Днепропетровский женский монастырь ежегодно 9 июля отмечал престольный праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. О многолюдной службе по этому поводу в 1958 г. уполномоченный Днепровский докладывал в Москву внеочередным сообщением: «Как и в прошлые годы, в текущем году служба в монастырском молитвенном доме была многолюдной, по личному наблюдению молящихся в молитвенном доме, вокруг молитвенного дома и по всему двору было около 4000 человек. По своему составу абсолютно подавляющее большинство женщин старшего и среднего возрастов. Детей почти не было, видел одиночек с родителями. Молодежи тоже не было. Службу в церкви служил архиепископ Гурий, с ним шесть священников и один диакон. Всего священников из разных приходов в монастыре было до 30 человек, но в службе не участвовали, многие из них просились у архиепископа участвовать в службе, но по согласованию со мной к службе архиепископом было допущено 6 священников, остальным он объявил, чтобы они, если желают, присутствовали как молящиеся. Видел такое зрелище — около внутренней Варваровской церкви собралась толпа около сотни человек, стоя лицами на восток, произвольно без дирижера пели божественные песни. Порядок службы был такой: с вечера была служба и утром. Утром с 9 часов и до конца службы служил архиепископ, в конце службы было совершено шествие вокруг храма с указанной выше иконой, и на том служение закончилось. После службы для архиепископа и приглашенных им священников был устроен обед. Для молящихся монастырь обед не устраивал, но обед был. Он состоялся без участия монастыря. Продукты были снесены молящимися, готовилась пища у проживающего на территории монастыря Ковалева Петра Федоровича, 1897 года рождения, возчик гастронома. За жилыми домами монастыря под открытым небом им монастырем было разрешено обедать. Характерно еще и то, что вдоль улицы Каверина, ведущей от трамвайной остановки Рабочей улицы до монастыря, около ворот монастыря, во дворе монастыря от ворот и до самого молитвенного дома подряд стояли и сидели всякого рода попрошайки, юродивые, во дворе была пара кликуш, которые сидя читали несуразные рукописные записи, по которым что-то “предсказывали” окружавшим их толпам ротозеев. Об этом тоже мною сообщено милиции для принятия мер. Сообщая о вышеизложенном, хочу подчеркнуть главное, что вся эта грязь находится не в отдаленном месте от населенных пунктов, отвечающем монастырским условиям, а в центре Красногвардейского района города Днепропетровска, причем на территории детского дома» .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Такие действия чекистов по закрытию монастырей были типичными. Монастыри вызывали ненависть у властей по той причине, что они оставались местами паломничества, центрами духовной поддержки верующих, источниками веры. Кроме того, монастыри не имели «двадцаток», которые можно было избрать из числа «нужных» людей и назначить «своих» старост. Назначить угодного властям настоятеля в монастырь было сложно. Насилие при закрытии монастырей породило поток жалоб в Патриархию и Совет по делам РПЦ. Обеспокоенный ситуацией Патриарх Алексий писал Карпову 24 июня 1959 г. из Одессы: «Здесь меня донимают вопли из монастырей — письменные и даже приезды монахинь, жалующихся на то, что их насильственно выселяют в “мир”, не считаясь ни с возрастом, ни с местными церковными условиями, что вызывает не только брожение среди них, но и волнение в народе. Дело в том, что, по-видимому, на местах не считаются с выдвинутым в центре принципом — не изгонять монашествующих из монастырей, а переводить их в другие обители» . На одной из встреч с председателем Совета в 1959 г. митрополит Николай (Ярушевич) заявил: «Патриарх, давая согласие на ликвидацию епархий и монастырей, был вынужден это делать, потому что он просьбу Совета по этим вопросам считал и считает как приказ Советского Правительства. Кроме того, он не ожидал таких больших осложнений и реакций со стороны монашествующих и верующих граждан, как это имело место при ликвидации Кременецкого и Овручского монастырей. Патриарх получил очень много жалоб со стороны православных архиереев, духовенства и верующих граждан с просьбой и требованиями защищать интересы церкви, и в результате патриарх оказался в таком положении, когда фактически он, как глава церкви, призванный защищать интересы церкви, стал сторонником ее ликвидации. Патриарх считает, что ему целесообразно сейчас уйти в отставку, с тем чтобы не быть свидетелем и участником ликвидации церкви» . В июле 1959 г. Карпов направил в Совет министров СССР «Сообщение об ошибках, допущенных при проведении мероприятий по закрытию монастырей», в котором привел факты неправильных действий республиканских Советов министров и партийных организаций, нарушивших достигнутые соглашения о количестве закрываемых монастырей и сроках их закрытия. Он отметил, что вместо переселения монашествующих в другие действующие монастыри представители органов власти предлагали им «убраться из монастыря куда угодно» — перейти в дома инвалидов, уехать к родным и т. д., решая, таким образом, поставленную задачу «путем разгона». Вдобавок к этому местные власти закрывали приходские церкви при монастырях с демонстративным снятием колоколов и крестов и разрушением иконостасов . Чуть позже, в январе 1960 г., Карпов предлагал не проводить закрытие других монастырей «в течение 24 часов», как это было на Украине в 1959 г. .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Неожиданно в церковь вошли приехавшие без предупреждения представители епископа Иоасафа — его личный секретарь и одновременно секретарь епархии протоиерей Константин Стаховский, протодьякон Иаков и благочинный Алексий Жбанчиков. Пройдя в алтарь, они потребовали прервать проскомидию. На просьбу позволить совершить литургию ответили отказом. Игумения, подумав, что в чем-либо провинился перед епархиальным начальством лично отец Стефан, просила дать служить второму священнику. В ответ на это было объявлено, что служба не состоится, потому что монастырь закрывается. Протоиерей Константин взял антиминс и унес его с собой. Людей удалили из храма. Отец Стефан, которому пришлось-таки прервать проскомидию, в слезах, прижав Святую Чашу к груди, направился в свою келию. На требование старшему священнику монастыря, игумении и монастырскому секретарю срочно явиться в исполком иеромонах Стефан ответил, что в соответствии с правилами субординации он раньше обязан переговорить с архиереем. Однако епископ Иоасаф представителей монастыря не принял. В исполкоме им объявили, что обитель закрыта распоряжением Патриарха и должна быть освобождена к вечеру текущего дня, потому что дети (в монастыре должен был разместиться интернат) уже с утра сидят в вагонах на станции. “Местных” развезли по домам. Иеромонаху Стефану от имени епископа Иоасафа предлагалось остаться в Днепропетровске, но он отказался» . Протоиерей Валерий Бояринцев вспоминал о закрытии Тихвинского монастыря: «Был 1959 год. Я учился в 10-м классе, когда владыку Гурия перевели в Минск. В Днепропетровск поставили епископа Иоасафа (рукоположенного у нас же в Днепропетровске из наших же целибатных священников). Епископ Иоасаф, по-человечески добрый, но слабовольный, под давлением властей позволял закрывать церкви. Мы ожидали закрытия монастыря. В монастыре службы были каждый день. Служили по неделе: то отец Стефан, то отец Антоний. В какой-то из дней (5–12 августа) 1959 года к нам домой забегает один прихожанин и сообщает: закрывают монастырь.

http://bogoslov.ru/article/6177073

Несмотря на то что в послевоенные годы наступление власти на Церковь возобновилось, Днепропетровскому архиеп. Андрею (Комарову) удалось сохранить большинство приходов и мон-ри, открытые во время нем. оккупации, в 1945-1947 гг. в епархии было снято с регистрации только 15 приходов. При архиеп. Гурии (Егорове) под его непосредственным рук. была произведена реставрация стенописи Троицкого собора в Днепропетровске. Наиболее активно закрытие храмов осуществлялось в 1958-1963 гг., когда прекратилось богослужение в 85 церквах епархии, в т. ч. в кон. 1960 г. в соборе в честь Нерукотворного образа Спасителя в Павлограде, переоборудованном в спортзал (богослужение в соборе возобновилось в 1991). К сер. 60-х гг. в Днепропетровской обл. действовали 25 приходов. В 1961-1990 гг. епархия не имела епископа, управлялась по преимуществу Симферопольскими архиереями. Постепенное возрождение церковной жизни началось в кон. 80-х гг. В 1989 г. в Днепропетровской и Запорожской епархии открылись 19 приходов, в Днепропетровской обл. числились 35 действующих храмов. Епархия была разделена на 6 благочиннических округов: Днепропетровский, Никопольский, Новомосковский, Запорожский, Мелитопольский, Бердянский. В 1991 г. в епархии действовали 102 прихода, в 1992 г.- 135 приходов, служили 134 священника и 12 диаконов. С 1990 г. епархия имеет собственного епископа, благодаря чему активно развивается епархиальная жизнь. Днепропетровским архиереям приходится вести борьбу с распространяемым с 1992 г. церковным расколом, во главе к-рого стоит «лжепатриарх» Филарет (см. Денисенко М. А.). К времени назначения на Днепропетровскую кафедру архиеп. Иринея (Середнего) в 1993 г. в епархии насчитывалось 96 приходов. За 14 лет было создано почти 200 правосл. общин, клир епархии пополнился 150 священнослужителями. При ЕУ действуют отделы: издательский; религ. образования, катехизации и миссионерства; духовно-нравственных вопросов; по связям с органами силовых структур, военнослужащими и заключенными; по работе с детьми и молодежью; правосл. паломничества; церковной благотворительности и социального служения; юридический; строительный.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь. 1958-1964 гг. вошли в историю как период жестоких «хрущевских» гонений на Церковь. В Ленинграде власти прежде всего обрушились на епархиальное управление и Лавру. В 1961 г. при митрополите Гурии (Егорове) здание Свято-Духовской церкви повторно отняли у епархии, передав вечерней школе рабочей молодежи. Однако Троицкий собор удалось отстоять в бытность Ленинградским митрополитом владыки Никодима (Ротова). 29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI-XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы. Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Вскрытие раки святого князя Александра Невского 25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, - священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове) 12 июля 1965 года в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла Господь призвал к Себе митрополита Симферопольского и Крымского Гурия. Пишущий эти строки духовный сын почившего Владыки был знаком с ним с 1927 года и прожил вместе с ним под одной кровлей с 1933 по 1953 год, поддерживая до самого последнего времени личное общение и переписку с своим духовным отцом. Митрополит Гурий (в миру Вячеслав Михайлович Егоров), родившийся в день памяти свв. бессребреников Космы и Дамиана 1 (13) июля 1891 г. в одном из маленьких городков (Опеченский Посад) Новгородской губернии, рано потерял родителей и воспитывался вместе с тремя братьями и сестрой у своего дяди в Петербурге. Уже в молодых годах, когда Вячеслав Егоров еще учился в средней школе (в коммерческом училище в Петербурге), у него созрело определенное и твердое желание стать монахом. Некоторые духовные авторитеты того времени (один из старцев 1 , а также протоиерей Георгий Косов) одобрили его решение. Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) , которому молодой Вячеслав прислуживал как иподиакон, из Японии прислал ему, к тому времени уже студенту Петроградской духовной академии, свое благословение на монашество. Вячеслав Егоров принял в академии 4 декабря 1915 года монашеский постриг с именем Гурий, в честь первого святого епископа Казанского, а затем 5 и 6 декабря был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха 2 . В монашестве о. Гурий искал, прежде всего, молитвенного общения с Богом через Иисусову молитву и правильное, уставное совершение богослужения. Он не был противником некоторого сокращения службы, приспособительно к силам и занятости богомольцев, но всегда стремился к тому, чтобы богослужение сохраняло свою структуру и вселяло в души молящихся смысл и красоту своего содержания. Поэтому он всегда сам выбирал и размечал по строчкам стихиры и требовал, чтобы они пелись на глас; в канонах он заранее, перед богослужением, выбирал наиболее понятные и значительные по смыслу тропари. Владыка требовал от священников, чтобы даже известные всем почти наизусть Евангелия воскресных всенощных прочитывались про себя прежде, чем их читать вслух. Я могу засвидетельствовать, что такая подготовка всегда приносила добрый плод, как для собственной души, так и для слушателей. Когда я жил под одной кровлей с Владыкой Гурием, мы всегда по вечерам совершали вечерню с повечерием (или всенощную), а утром утреню (или литургию) 3 . Знакомство с гласами, Уставом, Знаменным распевом и квадратными нотами я имею от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Сейчас раскрываются тайны архивов и многое доселе неизвестное становится явным, однако неумолимое время всё решительнее отдаляет нас от века минувшего, и постепенно уходят из жизни люди, общавшиеся с теми, кто стоял у истоков возрождавшейся Лавры, и чтобы духовный опыт Сергиевой паствы не угасал, а расширялся, необходимо связующее звено поколений. Нужен фундаментальный труд, в котором были бы представлены с достаточной полнотой подвиг и деятельность на ниве Христовой тех, кто подобно ученикам Преподобного впитывал в себя молитвенную благодать великого Аввы и затем нёс её в дальные концы нашего отечества. Очерки о них можно прочесть в книгах, статьях, некрологах, но чтобы показать лицо эпохи и связь этих людей с игуменом Русской земли, сведения о них должны быть собраны в одной книге, где можно было бы прочесть и о первых наместниках Лавры — архимандрите Гурии (Егорове) и архимандрите Иоанне (Разумове), будущих митрополитах, и о таких будущих архиереях, как архимандрит Ермоген (Голубев), архимандрит Вениамин (Милов), архимандрит Владимир (Кобец) и др., о мало кому известном теперь духоносном старце схиархимандрите Серапионе, о будущем схиигумене Савве и архимандрите Иоанне Крестьянкине, об архимандрите Клавдиане (Модестове), о котором может поделиться воспоминаниями протоиерей Василий Бабурин, настоятель московского храма во имя Всех святых, что на Соколе, и о многих других. Труд приснопамятного архимандрита Тихона (Агрикова) “У Троицы окрылённые” не может считаться исчерпывающим, он должен быть углублён и дополнен. Книга Г. А. не только восстанавливает историческую память, не только погружает нас в молитвенную атмосферу Лавры и разъясняет смысл богослужебных текстов, она учит благоговейному отношению к красоте Божиего мира, к красоте природы. Она учит нас тому, о чём мы, увы! часто забываем — чувству непрестанной благодарности Господу за Его великие дары — за существование Церкви, за чудо существования Лавры, за незримое участие Преподобного в жизни тех, кто тянется душой к нему. Со слов благодарности Богу начинает Галина Александровна свои воспоминания (С. 3) и ими же завершает их. Трудно лучше выразить смысл всей книги, чем это делает автор, ей мы и предоставляем слово: “Пора ставить точку. Не знаю, удалось ли выразить то слияние двух миров: нашего, земного, видимого с не менее реальным невидимым, какое присуще святой обители преподобного аввы Сергия, того чуда, каким она является для всех нас, живущих в таком непростом веке… Могу только повторить неизменное: Слава Богу за всё! Его хватило бы для выражения благодарности и без этих страниц, но они просились из души — и вот появились на свет. И за них — слава Богу и преподобному авве нашему Сергию” (С. 297).

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

С. 48-52; Christliche Einheit, Zeugnis und Dienst im Bewusstsein und Leben der Russischen Orthodoxen Kirche//StdO. 1961. N 6. S. 27-44; Die Erweckung der Kirchen zu neuem Dienst: Vortrag//Ibid. 1962. N 11/12. S. 76-83; Памяти друга и учителя: [О митр. Гурии Егорове]//ЖМП. 1965. 9. С. 20-21; Евсевий Кесарийский и его «Церковная история»//Там же. 11. С. 61-67; Слово, сказанное в Великий пяток в 1965 г. в Св.-Николаевском патриаршем соборе в г. Нью-Йорке//Там же. 1966. 4. С. 25-27; Слово в неделю Антипасхи//Там же. 5. С. 30-31; Благовестие о мире у св. пророка Исаии//Там же. 1968. 10. С. 27-32; Князь Федор Черный//БТ. 1973. Сб. 11. С. 55-77; О молитве священников//ЖМП. 1977. 1. С. 67-70; В Пасхальные дни//Там же. 1978. 5. С. 32; В день Рождества Христова//Там же. 1979. 1. С. 32; На начало Великого поста//Там же. 1980. 2. С. 33-34; «Господь воцарися, в лепоту облечеся»//Там же. 1982. 8. С. 30-31; «Живем или умираем - всегда Господни»//Там же. 1983. 3. С. 35-37; Слово на Рождество Христово//Там же. 1985. 1. С. 37; На Воздвижение Креста Господня//Там же. 1985. 9. С. 29; В день памяти свт. Иоанна Златоуста//Там же. 1986. 11. С. 38-40; Святые древнего Крыма//Там же. 1988. 4. С. 65-68; 5. С. 64-68; 9. С. 77-80; Два Богоявления//Там же. 1989. 12. С. 35; Библия о мироздании//Там же. 1990. 6. С. 74; 7. С. 74-75; 8. С. 73-74; Небесная награда//Там же. 1993. 6. С. 55; Проповеди. Ярославль, 1995; Библия и эволюция. Ярославль, 1998; Святые древнего Крыма. Ярославль, 1998; Князь Федор (Черный). Митр. Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999; О пастырской молитве. Ярославль, 1999. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 285-288; Платон (Удовенко), архиеп. Высокопреосв. митр. Иоанн: [Некролог]//ЖМП. 1989. 12. С. 22-25; Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. С. 28; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 322; Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ: От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. 1. С. 506, 563-564; Цыпин. История РЦ. С. 376, 395, 431, 458, 601; Ардов М. В., прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. Гл. 18: Младенец в митре. М., 19982; Пашкова О. Выбор митр. Иоанна//Сегодня: Газ. 2000. 9 сент.; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 388; Буфеев К., свящ. Православное вероучение и теория эволюции: В защиту святоотеческого учения о сотворении мipa, жизни и человека. СПб., 2003. С. 220-232; Зегжда С. А. Митрополит Иоанн (Вендланд): Биогр. очерк, 1909-1989. Ярославль, 2009. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/469464.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010