Братия вновь открытой Троице-Сергиевой лавры. 1946 г. В центре — наместник архимандрит Иоанн (Разумов) По воспоминаниям архиепископа Михея, Патриарх Алексий вызвал архимандрита Гурия и сказал ему: «Вы открыли Лавру, поставили дело на рельсы, и теперь Вам новое послушание — быть епископом Ташкентским» . Таким образом, архимандрит Гурий пробыл в стенах Троице-Сергиевой Лавры менее года, но в истории монастыря он остался первым наместником, на чьи плечи легло тяжёлое и ответственное, но в то же время и радостное бремя послевоенного возрождения обители преподобного Сергия Радонежского. Задачей архимандрита Гурия была поставить Лавру на ноги. Дальнейшие труды выпали на долю нового наместника — бывшего келейника Патриарха Сергия архимандрита Иоанна (Разумова), впоследствии митрополита Псковского и Порховского.   Список литературы:   ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 30. Л. 79. Там же. Д. 80. Л. 114. См.: Там же. Д. 30. Л. 100. См.: Никитин В. А. Патриарх Алексий I. С. 363. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 145. Л. 6 об. Северин Г., прот . Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове). С. 275. Павлов Д. В. «”До смерти я буду призывать вас к молитве”: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)». С. 1195. См.: Архив Троице-Сергиевой Лавры (АТСЛ). Переписка с Патриархом с 1945 г. Л. 477. См.: Там же. Л. 473. См.: Там же. Переписка с Советом по делам Церкви. Л. 1 – 1 об. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 9. Д. 3. Л. 35. См.: Алексий (Симанский), патр. Дневниковые записи. Т. 1: 1943–1950. Л. 98. См.: Андроник (Трубачёв), игум . Закрытие Троице-Сергиевой Лавры. С. 297. См.: АТСЛ. Переписка с Советом по делам Церкви. Л. 2. Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года. С. 19. Там же. См.: АТСЛ. Переписка с Советом по делам Церкви. Л. 5 – 5 об. Андроник (Трубачёв), игум . Закрытие Троице-Сергиевой Лавры. С. 297. См.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова). С. 161. Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года. С. 20–21. Существует другая версия (по воспоминаниям архиепископа Михея): «Незадолго до открытия к владыке Гурию пришла женщина, принесла папку канцелярскую и сказала, что у неё жил последний наместник Лавры после её закрытия — архимандрит Кронид — и передал ей на хранение эту папку со словами: “Передашь ее следующему наместнику”. Когда отец Гурий открыл её, в ней был антиминс Успенского собора». См.: Человек, каких всё меньше и меньше. 2010. 17 (33). С. 102.

http://bogoslov.ru/article/6174429

Невозможно представить митрополита Иоанна говорящим чтото нравоучительное, откровенно поучающее. Владыка не учил! Но его немногословные ответы, реплики, замечания, вопросы, одухотворенные молитвой в адрес того, с кем в данный момент он вел беседу, попадали в самую точку. Каждая встреча с ним оставляла в душе светлый след и запоминалась надолго. Одно из важных правил высокого пастырства Владыки заключалось в том, чтобы не предлагать другим делать то, что сам не усвоил хорошо. Всю жизнь Владыка был прежде всего христианином, молитвенником за всех и потому с благодарностью встречал благоволение Божие, совершаемое через человека. Его просьбе никто не мог отказать. Как у истинного подвижника, у Владыки бывали и скорби, и искушения, но с помощью Божией он благодушно их переносил, благодаря Господа словами своего Небесного Покровителя: «Слава Богу за все». Многогранный пастырский и архипастырский труд увенчал Владыку митрополита Иоанна многими духовными дарами. По своему необыкновенному смирению он скрывал их, но Благодать Святого Духа проявлялась зримо, и он увлекал светом своей личности всех, кто оказывался рядом с ним. Владыка оставил о себе память как о человеке мудром, умевшем в труднейших условиях церковной политики того времени найти выход в любой ситуации; как о человеке очень деятельном, бодром, с тонким чувством прекрасного, с бесконечной любовью ко Творцу и любому Божьему творению, как о человеке очень простом и до глубокой старости сохранившем чистую детскую душу. Настоящее издание подготовлено на основе как изучения письменного и духовного наследия митрополита Иоанна, так и личных бесед автора с этим замечательным человеком. Первая часть книги строится на воспоминаниях самого Владыки Иоанна. Уйдя на покой, он написал мемуары о близких ему людях: о родителях, Николае Антоновиче и Нине Петровне Вендланд, о старшей сестре Елизавете Николаевне, монахине Евфросинии, или Эли, как называли ее дома, а также о своем духовном отце – митрополите Гурии (Егорове). Кроме того, при подготовке издания были использованы дневники монахини Евфросинии (Вендланд), монахини Елизаветы (Елизаветы Александровны Александриной), на протяжении многих лет являвшейся личным врачом митрополита Иоанна, и записи устных рассказов митрополита Гурия. Мы обращаемся и к другим документам, сохранившимся в архиве митрополита Иоанна: к дневниковым заметкам о его путешествиях с Владыкой Гурием в Среднюю Азию и на Кавказ, а также к значительному эпистолярному наследию – его собственным письмам на родину из Сирии, Германии, США, письмам его сестры из древнего русского города Переславля-Залесского, письмам его духовных чад, единомышленников, коллег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В начале 1958 г. архимандрит Иоанн (Вендланд) был назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). С этого времени начинается период его служения на церковно-дипломатическом поприще. 28 декабря 1958 г. архимандрит Иоанн был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии с сохранением в прежней должности. 30 июня 1960 г. владыка был назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе, а 22 августа того же года возведен в сан архиепископа. С 1962 по 1967 гг. владыка Иоанн жил в Америке, будучи архиепископом Алеутским и Североамериканским (с местопребыванием в Нью-Йорке). С 22 февраля 1963 г. он стал экзархом Северной и Южной Америки. 3 августа 1963 г. владыка был возведен в сан митрополита. В 1967 г. владыка Иоанн был назначен митрополитом Ярославским и Ростовским. На этой кафедре он служил до 1984 г., после чего ушел на покой по собственному желанию. После этого владыка продолжал жить в Ярославле, где и скончался 25 марта 1989 г. Похоронен митрополит Иоанн в ограде Феодоровского собора в Ярославле. Все годы своего иерархического служения митрополит Иоанн занимался научными исследованиями в области богословия и церковной истории. Его перу принадлежат исследования «Библия и эволюция» 3 , «Время и его проблема в Библии : (Размышления православного архиерея)» 4 , а также исторические очерки о крымских святых 5 , о благоверном князе Федоре Черном и о митрополите Гурии (Егорове) 6 . Митрополит Иоанн также занимался переводами богословской и исторической литературы с европейских языков. Так, он перевел с английского языка книгу П. Гарретта «Святой Иннокентий, апостол Америки», а с немецкого языка – книги известного церковного историка И. К. Смолича «Жизнь и учение старцев» 7 и «Русское монашество: Возникновение, развитие и сущность». В течение жизни он также регулярно публиковал свои статьи и проповеди в «Журнале Московской Патриархии» и журнале «Голос Православия» (орган Берлинской епархии Русской Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Москве. О чем послать (посылаются) Указы архимандриту Гурию и временному Ташкентскому Епархиальному управлению» . Хиротония архимандрита Гурия во епископа Ташкентского и Среднеазиатского была совершена 25 августа 1946 г. в Богоявленском кафедральном соборе Патриархом Алексием, митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), епископом Калужским Онисифором (Пономаревым) и епископом Ужгородским и Мукаческим Нестором (Сидоруком) . Новый правящий архиерей Ташкентской и Среднеазиатской епархии 8 сентября 1946 г. «приступил к исполнению своих обязанностей» . 6. Служение при епископе Гурии (Егорове) Практически сразу после прибытия на место своего служения епископ Гурий провел свое первое организационное собрание — им явилось совещание с благочинными епархии, прошедшее в Ташкенте со 2 по 6 октября 1946 г. На совещании было принято решение о приобретении архиерейского дома. В Ташкенте здания Епархиального управления практически не было — предыдущий правящий епископ Кирилл проживал в небольшом частном доме, где для решения епархиальных вопросов была отведена одна комната. Также недоставало помещений, где находились бы покои епископа и канцелярия епархии. Епископ Гурий своим указом от 24 сентября 1946 г. поручил протоиерею Григорию Брицкому: «Вам как, священнику, имеющему большой опыт церковно-организаторской и церковно-хозяйственной работы, взять на себя ответственное и нужное дело приобретения и оборудования помещения, удовлетворяющего указанным потребностям епархии» . Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий. Вторая половина 1940-х гг. Выше приводилось письмо протоиерея Григория Брицкого, в котором он сообщал, что нашел для архиерейских покоев частный дом в центральной части города, с садом на берегу реки; в нем было семь комнат с высокими потолками, имелись удобства: электричество, водопровод, телефон и др. Дом этот стоимостью 600 тыс. рублей, ранее принадлежавший профессору Громову, был приобретен «за счет свободных сумм состоятельных приходов по всем благочиниям». Как отметил епископ Гурий, «огромные труды и хлопоты по дому понес протоиерей Брицкий» .

http://bogoslov.ru/article/6175755

Архиепископ Гурий в Тихвинском монастыре. Днепропетровск. Вторая половина 1950-х гг. В 1959 г. для Церкви наступил тяжелейший период в связи с тем, что власти в это время начали проводить в жизнь постановление от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» в части сокращения обителей. За предшествовавшие 10 лет (1947–1957 гг.) путем слияния было сокращено 38 монастырей. В 1958 г. в СССР было 63 действующих монастыря и скита. На встрече с Патриархом Алексием 2 апреля 1959 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов поставил вопрос о сокращении 22 монастырей и 7 скитов с расселением 1917 монашествующих в оставшиеся 34 монастыря . Патриарх Алексий через два дня, 4 апреля, прислал в Совет на имя Карпова письменное согласие на сокращение монастырей и скитов по предложенному Советом списку. Патриарх сообщал в письме: «Ознакомившись на нашем совместном заседании в Совете 2-го апреля с планом сокращения монастырей в Украинской ССР, Закарпатской области, Белорусской, Литовской и Молдавской ССР, как я, так и М[итрополит] Николаи и Упр[авляющий] делами Патриархии Протопресвитер Колчицкий находим, что при создавшихся условиях, когда выявлена необходимость продолжить сокращение количества монастырей, как это было в предыдущие годы до 1958 года, — план сокращении, намеченный Советом, является наиболее безболезненным разрешением этого вопроса, вообще, несомненно, затрагивающего положение многих монашествующих, лишая их привычного положения в насиженных гнездах монастырях. Безболезненность плана заключается главным образом в том, что предположено сократить не так уже много из общего количества существующих в настоящее время монастырей; что намечено насельников сокращаемых обителей перевести в остающиеся монастыри и что, главное, самое закрытие монастырей предполагается произвести не сразу, а постепенно, в течение ближайших лет. Этим достигается то, что не так остро будет воспринято как самими монашествующими, так и вообще верующими это сокращение» . Советом по делам РПЦ был разработан план «постепенного и осторожного» сокращения монастырей в течение 1959–1960 гг. . На Украине облисполкомам и Министерству социального обеспечения республики было рекомендовано молодых монашествующих трудоустроить, создав им нормальные жилищно-бытовые условия, пожилых разместить по домам инвалидов и престарелых. Остальных насельников разместить в действующих монастырях. В списке монастырских обителей, подлежащих сокращению на территории УССР, фигурировал Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске. По нему было следующее предложение: 42 монахини трудоустроить, остальных 39 переселить в Браиловский и Барский монастыри, частично в скит Почаевской лавры .

http://bogoslov.ru/article/6177073

Но республиканские Советы министров проигнорировали рекомендации Совета и установили собственные сроки закрытия монастырей. Поспешность при их ликвидации привела к конфликтам на местах. Так, Овручский женский монастырь в Житомирской области был закрыт в течение суток, просьбы о переводе в другие монастыри местными властями были проигнорированы, и 82 монахини разъехались в места избранного ими жительства. Утром следующего дня в помещениях бывшего монастыря была открыта Овручская межрайонная детская больница . Осложнения возникли при закрытии Речульского женского монастыря в Молдавской ССР и Кременецкого женского монастыря в Тернопольской области УССР . Монашеские обители закрывали с привлечением спецслужб под видом того, что православные монастыри, как следовало из документов КГБ УССР, стали «рассадниками религиозного фанатизма». В монастырях сотрудники КГБ усматривали «концентрацию церковно-кликушеского элемента и приверженцев ИПЦ », «распространение фанатизма через схимников, затворников и “сестер духовных”», центры по открытию нелегальных курсов для подготовки к поступлению в семинарии . О циничных действиях спецслужб по насаждению нестроений в монастырях и их ликвидации свидетельствуют сохранившиеся материалы «контрольно-наблюдательного дела» Житомирского УМГБ-УКГБ на Овручский женский монастырь. За обителью «наблюдал» Овручский райотдел МГБ, имея среди монахинь агентов и осведомителей для агентурной работы среди «монашествующего элемента». Были заведены дела-формуляры на священника монастырского храма Елиазара Юзепчука и настоятельницу монастыря игумению Лукию (Дмитренко). Ее чекисты пытались завербовать, используя «компрометирующие материалы» через агентов из числа сестер. Чекистов тревожил рост количества монахинь в Овручском монастыре, большинство которых пришли в течение пяти лет по благословению иеромонаха Псково-Печорского монастыря Саввы (Остапенко), схиигумена Кукши Одесского, иеромонаха Полихрония из Киево-Печерской лавры, иеромонаха Макария из Троице-Сергиевой лавры.

http://bogoslov.ru/article/6177073

Первоначально власти планировали закрыть Тихвинский монастырь 29 июля 1959 г., для этого обкомом партии был разработан тщательный план мероприятий. Местным властям необходимо было решить непростые для них вопросы: 20 монахинь трудоустроить, 62 — разместить в дома для престарелых, вывезти монастырское имущество и т. п. Была запланирована массированная атеистическая пропаганда и разъяснительная работа с местным населением, проживающим и работающим в районе монастыря . Ранее рассматривался перенос обители на территорию бывшего Иосифовского женского монастыря в с. Марьевке Магдалиновского района Днепропетровской области, но впоследствии этот вариант по ряду причин был отвергнут . На основании постановления Совета министров УССР от 17 июня 1959 г. Днепропетровский исполком 26 июня принял решение о закрытии Тихвинского монастыря. Исполком постановил: «1) Тихвинский женский монастырь закрыть 5.VIII.59. 2) Насельниц по их желанию отправить по месту, вновь избранному, или [по] месту жительства, трудоустроить, а нетрудоспособных разместить в дома для престарелых и т. д. 3) Помещения, принадлежащие школе-интернату и занятые в период временной немецко-фашистской оккупации под монастырь возвратить областному отделу народного образования для использования по назначению под школу-интернат» . Имея неприязненное отношение к женской обители Днепропетровска, епископ Иоасаф все же был вынужден 9 июля 1959 г. возглавить в монастыре престольный праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По сведениям уполномоченного, на монастырском празднике присутствовало около 3000 верующих . Менее чем через месяц произошло трагическое событие — местные власти ликвидировали монастырь. Патриарх Алексий на встрече с Куроедовым 11 марта 1960 г., отмечая допущение грубых ошибок при закрытии ряда монастырей, заявил, что при ликвидации Днепропетровского монастыря применялись насильственные меры, монашествующих «просто выкидывали из зданий без всякого предоставления жилплощади» . Игумения Евгения (Волощук) в своих воспоминаниях отразила события тех дней: «Рано утром 5 августа 1959 года, будучи чредным священником, иеромонах Стефан, как всегда, заранее пришел в храм и стал совершать проскомидию.

http://bogoslov.ru/article/6177073

Правящий архиерей коснулся вопроса руководства монастырской жизнью: «В 1957 г. назначен был еще один священник, т. к. монастырский священник (иеромонах Антоний) по старости и болезненности не в силах был обслуживать духовные нужды монастыря. К сожалению, административное руководство монастыря находится в одряхлевших руках. Например, мать казначея почти ничего не видит, при расплате спрашивает получающего, какую бумажку она ему дала, мать ризничная держит все облачения одно на другом в своей келлии (чтобы сохранить за собой большую келлию) и не выдает на великие праздники чистых хороших облачений, чтобы “не запачкались”, мать благочинная ведает скотным двором и келлиями, но никто не заботится о жизни и духовном устроении самих насельниц. Причина всех этих неустройств — в игумении. Игумении Ксении сейчас 83 года. Она относится совершенно безразлично к нуждам монастыря и его сестер. Ее любимое выражение: “Доживем как-нибудь!”» . Архиепископ Гурий указал на то, что в 1956 г. он не вмешивался в жизнь монастыря, кроме вопроса, касавшегося своеобразного покроя монашеского клобука. Позже правящий архиерей убедился, что его невмешательство привело к ухудшению ситуации. В частности, богослужения совершались с большими искажениями Устава, было отменено чтение иноческого правила и полунощницы в храме (что особенно было полезно для престарелых и малограмотных). Благоустройство монастыря, проводимое по указанию архиепископа, проходило при скрытом противодействии игумении Ксении. Полезные предложения уполномоченного по делам РПЦ вызывали у нее «неразумный и нетактичный протест». Во время финансовой ревизии в декабре 1957 г. архиепископ Гурий получил выписку о наличии в кассе монастыря около 50 тыс. рублей. Зная, что денег должно быть вдвое больше, он запросил игумению о недостающей сумме. Тогда Ксения была вынуждена признать, что на ее личном счету имеется более 50 тыс. рублей монастырских денег. Это дало основание для замен в администрации монастыря. Насельницы Тихвинского монастыря со своими пастырями — иеромонахами Стефаном (Никитиным) и Антонием (Харченко). Днепропетровск. 1959 г.

http://bogoslov.ru/article/6177073

Из Ташкента в Днепропетровск прибыл протоиерей Сергий Никитин (будущий епископ Стефан). Игумения Евгения (Волощук), тогда еще инокиня Анастасия, так описала в своих воспоминаниях его приглашение и приезд: «Время было трудное. В монастыре у нас служили два иеромонаха: один — Антоний (Харченко) из Киева, а другой — Феодосий (Моршанский). Жили и служили они дружно, но в 1953 году иеромонах Феодосий отошел ко Господу. Остался один 70-летний старец Антоний. Конечно, трудно ему было: монастырские службы ежедневные и продолжительные. И монастырю трудно: мы подчас уже — батюшке нездоровится — сами читаем. И прислать дополнительного священника тоже не было возможности. Тогда владыка Гурий решил пригласить из Ташкентской епархии протоиерея Сергия Никитина, которого знал по тому недавнему времени, когда сам был Ташкентским архиереем. Он охарактеризовал отца Сергия как усердного служителя Церкви Христовой, человека, имеющего образ благочестия и опыт исповедничества» . Архиепископ Гурий благословил инокиню Анастасию, исполнявшую в Епархиальном управлении послушание делопроизводительницы, написать протоиерею Сергию Никитину в Ташкент и пригласить его в епархию для служения в Тихвинском монастыре. Она написала письмо, от отца Сергия пришел положительный ответ, и 23 июня 1957 г. он прибыл в Днепропетровск. Правящий архиерей назначил его старшим священником Тихвинского монастыря. 28 июня вновь прибывший клирик был зарегистрирован уполномоченным по Днепропетровской области, после чего приступил к исполнению своих обязанностей. Первым делом протоиерей Сергий Никитин отметил искажения богослужебного устава в монастырских храмах. Но чтобы не вызвать своими нововведениями смущение старожилов монастыря (иеромонаха Антония и престарелых насельниц), старший священник решил навести уставной порядок через своего архипастыря. По рекомендации инокини Анастасии он написал рапорт на имя архиепископа о всех замеченных богослужебных нестроениях и попросил архиерейское благословение на их исправление. Так как архиепископ Гурий был сторонником уставного богослужения, он с радостью воспринял просьбу и поддержал эту инициативу. В ответ на поданный рапорт правящий архиерей издал документ «Обязанности регентши монастыря и уставщицы». Текст этого документа свидетельствует о том, что и архиепископ Гурий, и протоиерей Сергий Никитин были сторонниками напевов «строго церковных, монастырских, и без сольных элементов». Следить за «строго церковным направлением пения», а также заботиться о внятном и понятном чтении в храме вменялось регенту, который должен был согласовывать порядок каждой службы и ее музыкальный состав со старшим священником и с настоятельницей монастыря .

http://bogoslov.ru/article/6177073

В день прибытия иеромонаха Михея в Днепропетровск Тихвинский монастырь отмечал храмовый праздник в честь святой Марии Магдалины. В этот же день он встретился с секретарем игумении Анастасией (Волощук), которая, по словам авторов доклада, «пребывала в большом почете» у митрополита Гурия и фактически руководила монастырем. Иеромонах Михей вылетел днем 5 августа из Днепропетровска в Минск, находясь «под сильным впечатлением того, что на этот час монастырь по большей части был ликвидирован». Местные руководители посчитали, что иеромонах Михей все же воздействовал на отдельных монахинь, включая Анастасию (Волощук), так как утром 5 августа они не явились своевременно в райисполком, куда вызывались, а пребывали на литургии, рассчитывая на то, что ранним утром в монастырский храм, как всегда, прибудут окрестные верующие. Областные руководители опасались сопротивления монашествующих и предполагали, что когда представители советской власти придут закрывать монастырь, то монахини падут ниц перед иконой Тихвинской Божией Матери «Достойно есть»: и пусть тогда их связывают и делают что хотят, но они из монастыря никуда не уйдут. Предвидя «этот маневр монахинь», они предложили епископу Иоасафу не участвовать 4 августа в храмовом празднике в честь святой Марии Магдалины, сославшись на «тяжелое состояние здоровья». Секретарь епархии должен был прибыть в монастырь к 7 часам утра с приказом не начинать литургию, после чего вместе с руководством женской обители прибыть в 8 час. 30 мин. в райисполком. Монахини не согласились с таким распоряжением и группой до 20 человек поехали не в райисполком, а к правящему архиерею. Областные руководители успели переговорить с епископом Иоасафом, посоветовав ему объявить монахиням о полученной телеграмме от митрополита Иоанна (Соколова), в которой говорилось о распоряжении Патриарха Алексия о закрытии Тихвинского монастыря. Епископ Иоасаф не растерялся перед наступлением монахинь, твердо сказал им: «Такова воля Божия» — и благословил их на исполнение распоряжения Патриархии.

http://bogoslov.ru/article/6177073

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010