В 1771 г. состоялась поездка федосеевцев во главе с К. на Выг с целью убедить выговцев вернуться к старопоморским установлениям, прежде всего отказаться от моления за имп. власть и от снисходительного отношения к новожёнам (см. в ст. Брак ). Взаимопонимания достичь не удалось, и федосеевцы подготовили «Статьи соборные в сохранение от поморцев» (14 статей), принятые ок. 1772 г. К. много внимания уделял полемике со сторонниками «бессвященнословных браков» (браков, заключенных без благословения священника). Он просил С. С. Гнусина собрать «экстракт» из главных положений брачников и подготовить на них опровержение, что нашло отражение в сочинениях Гнусина, созданных в 1805 г.: «О браках новожёнских» (2 кн.) (РГБ НИОР. Ф. 98. 898, список 2-й пол. XIX в., содержит обращение к «высокомилостивому отцу Илье Алексеевичу»), «На неподобных новожёнов» (Там же. Ф. 17. 78). В кон. 70-х гг. XVIII в. Преображенское кладбище заняло ведущее положение в федосеевском согласии. К., официально никогда не являвшийся руководителем общины, пользовался большим влиянием не только в Москве, но и среди всех последователей старопоморства. Расширялась и украшалась территория богадельни. В 1784 г. были воздвигнуты соборная часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, жилые строения, где жили более тысячи призреваемых. В 1805-1808 гг. на мужской половине общины возвели надвратную Крестовоздвиженскую часовню. В 1805 г. на жен. дворе появилось 6 каменных строений с моленными (по проекту архит. Ф. К. Соколова): Покровской, Всемилостивого Спаса, Преображенской (над вратами), Богоявленской (и прп. Зотика) в больничных палатах, Успенской (а также Иоанна Богослова и Николы Чудотворца) и Ильинской. Все здания были сооружены из кирпича ковылинских заводов. К. пожертвовал богадельне личное имущество в 300 тыс. р. Он был известен как собиратель предметов древности, в частности икон. Во многом благодаря авторитету К. число прихожан Преображенского кладбища достигло 10 тыс. чел. К. вместе с единомышленниками разработал «Устав богаделенного дома на Преображенском кладбище», утвержденный 15 мая 1809 г., по которому старообрядческая община была освобождена от надзора духовной консистории. К. был избран пожизненным попечителем Преображенского кладбища. Возвращаясь из С.-Петербурга после утверждения «Устава...», К. заболел и вскоре скончался; погребен на Преображенском кладбище, надгробие сохраняется. Именем К. названы переулок и тупик близ Преображенского кладбища в Москве. На Преображенском кладбище отмечалось 100-летие со дня смерти К.: 21 авг. 1909 г. были отслужены панихида в муж. летней моленной и лития на могиле.

http://pravenc.ru/text/1841630.html

Как уже известно, закладка и освящение места под Новый Черкасск, а также соборный храм Вознесения Христова, состоялась 18 (30) мая 1805 г. Это церковное торжество состоялось во временной деревянной часовне-храме (с пристроенным алтарем), которую за полтора месяца до этого начал строить, согласно контракта с Войсковым правительством, крестьянин Дмитрий Петров. К 15 мая 1805 г. часовня-храм была готова к осмотру приехавшим на Дон Епископом Воронежским и Черкасским Арсением 11 (до 1829 г. на Дону не было самостоятельной епархии и казаки, в церковном отношении, подчинялись воронежскому архиерею). Вся постройка, созданная по проекту донского инженер-капитана Ефимова и под присмотром протоиерея из Черкасска Алексея Оридовского, представляла собой деревянную православную часовню на 4-х столбах, обшитую внутри досками с пристроем-алтарем, окрашенными в белый цвет. Тесовая крыша и деревянный забор были окрашены в зеленый цвет. Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805 г., т.е. после освящения в ней места под новую столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809 г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Но затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили " придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии " . В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал строиться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному Вознесенскому собору. В 1813 г. из Старочеркасского Воскресенского (бывшего Войскового) собора в Новочеркасск привезли башенные часы и установили вначале на соборной деревянной колокольне, построенной еще в 1810 г. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в 1822 г. заменяются на новые, а также перекрывается деревянная крыша. В 1826 г. при деревянном соборе строится деревянная караулка. В том же 1826 г. Войсковой Наказной Атаман И.А. Андрианов поставил в известность Войсковую Канцелярию о необходимости освидетельствования и ремонта деревянного Вознесенского собора. Полковник Миллер и городовой архитектор Фомин осмотрели деревянный собор и предложили Канцелярии выделить средства в размере 6.357 руб. 90коп., необходимые для ремонта храма. Средства выделили и ремонт произвели.

http://sobory.ru/article/?object=48838

1830), Сергей (род. 1832) 24 . Николай Александрович Хитрово был лично знаком с Государем Императором Павлом I, на которого произвел хорошее впечатление. «Яркой биографии другого Хитрово, Николая Александровича, можно было бы посвятить отдельную статью. Его отец, Александр Дементьевич умер в 1822 году, став современником событий всей кампании 1812 года. Для него и его сына 1805 год оказался знаменательным. Отец, в феврале 1805 года, когда ему было около 45 лет, за спасение 11 человек тонувших на реке Оке и за распорядительность во время сильного пожара в городе Белеве был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, а для его сына, Николая Александровича с 18 апреля 1805 года началась боевая служба. Выпускник Инженерного и артиллерийского шляхетного кадетского корпуса, прапорщик Екатеринославского гренадерского полка, едва обмундировавшись, он сразу отправился в поход в Галицию, Силезию, Моравию и Венгрию, но его полк находился в резерве и Николай Александрович только издали слышал грохот Аустерлицкого сражения. Зато в прусском походе 14 декабря следующего года, уже подпоручиком, он получил боевое крещение в первом для него боевом деле при Голимине. В 1807 году его полк, находившийся в авангарде русской армии, участвовал почти во всех сражениях этого года: 12 января при Либштадте, 13 января при Морунгене, где Николай Александрович был ранен в ногу, но не оставил своего поста и при отступлении в арьергарде князя Багратиона ежедневно был в сражениях: 24 января – при Вольфсдорфе, 25 – при Лансберге, 26 и 27 января в битве при Прейсиш-Эйлау, где контуженный в левый глаз, он упал „замертво“ на поле битвы и очнулся только на другой день. Когда он кое-как добрел до отступающих русских войск, его отправили лечиться, после чего он участвовал в весеннем походе. И вновь начались военные будни: сражения при Лошите, 29 мая при Гейльсберге и 2 июня при Фридланде. По окончании кампании войска возвратились в Литву. В январе 1810 года Николай Александрович вышел в отставку штабс-капитаном, получив за фридландское дело орден Святой Анны 4 степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

не была опубликована, в т. ч. опера на библейский сюжет «Эсфирь» (1814; опубл.: XVIII век. СПб., 2002. Сб. 22. С. 368-408). Из поздних духовных од помимо оды «Христос» и переложений псалмов наиболее значителен цикл стихотворений, созданных в 1810 г.: «Идолопоклонство», «Добродетель», «Истина», «Проблеск», а также «Тоска души» и «Предвестие» (последние - переводы из нем. поэта и богослова Л. Козегартена). Дом Д. на Фонтанной набережной стал одним из центров лит. жизни столицы. Вокруг Д. и А. С. Шишкова сложился кружок «архаистов», ревнителей старины, любителей церковных книг, народных песен и одической поэзии. В 1811 г. ими было создано официальное лит. об-во «Беседа любителей русского слова», один из «разрядов» которого возглавил Д. Собрания «Беседы...» проходили преимущественно в его доме (со смертью поэта об-во прекратило существование). В 1805 г. в Званке Д. познакомился со Старорусским еп. Евгением (Болховитиновым) . Ему адресованы стихотворения «Евгению. Жизнь Званская» (1807) и «Эхо» (1811). Их переписка продолжалась до последнего дня жизни поэта. К еп. Евгению Д. обращался за советами по богословским, историческим и лит. вопросам, хотя и не всегда следовал им. Епископ помогал ему в сборе материалов для «Рассуждения о лирической поэзии» и в свою очередь просил у Д. материалы для «Словаря русских писателей», над к-рым в это время работал. По его просьбе в 1805 г. Д. составил краткие «Примечания» к своим сочинениям (опубл.: Вопр. рус. лит-ры. 1973. Вып. 2. С. 107-117; 1974. Вып. 1. С. 81-94; 1975. Вып. 1. С. 110-125), впосл. выросшие в обширные «Объяснения», которые Д. продиктовал в 1809-1810 гг. на материале 4-томного издания 1808 г. (полностью опубл. Гротом в 1870). В 1805 г. для «Словаря русских писателей» еп. Евгения Д. подготовил краткую автобиографическую справку. Возможно, работа над ней и подала Д. мысль о создании мемуаров - «Записок из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» (1811-1813; опубл. П. И. Бартеневым в 1859). Член Российской академии (1783), почетный член Общества любителей российской словесности (1812) и СПбДА (1814). Награжден орденами св. Владимира 3-й (1786) и 2-й (1793) степени, св. Анны 1-й степени (1798), св. Александра Невского (1801), почетным командорским крестом Мальтийского ордена (1800). Похоронен в Варлаамиевом Хутынском мон-ре . В 1959 г. его прах был перевезен в Новгородский кремль и захоронен у зап. стены Софийского собора. В Званке по завещанию вдовы поэта Д. А. Державиной на пожертвованную ею сумму в 1869 г. были открыты Знаменский жен. мон-рь и при нем Державинское 3-классное уч-ще для девиц духовного звания.

http://pravenc.ru/text/171736.html

2. 6) Ст. 46–53. Св. Григорий Двоеслов . О силе веры во Христа, Спасителя мира. Беседы на Евангелия в перев. архим.Климента. Кн.. 1. Новейшие толкования в духовных журналах 7) Филарет, митр. Киевский беседа на ст. 1–54. «Воскресное чтение», 1808. 8) Неделя о Самаряныни. 5–42 ст. «Воскресное чтение», 1825. 9) Беседа Иисуса Христа с женою самарянкою, 5–24 ст. «Воскресное чтение», 1816. 10) Мысли при чтении беседы Иисуса Христа с женою самарянкою (4–13 ст.) «Воскресное чтение», 1822. 11) Беседа Иисуса Христа с самарянкою у колодезя Иаковлева. «Духовная беседа», 1862. 12) А. Загоскин. Спаситель мира и жена самарянка. «Домашняя беседа», 1860. 13) Прот. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Евангелия в Великом каноне святого Андрея Критского . Самарянка. «Душеполезное чтение», 1881. 14) Поучительные истины из Евангелия в нед. о Самаряныне. «Воскресное чтение», 1805. 15) Жена самарянка. «Воскресное чтение», 1802. 16) Сихарь. «Воскресное чтение», 1805. 17) Ересь самарянская. «Воскресное чтение», 1803. 18) На ст. 9. Евреи и самаряне. «Воскресное чтение», 1834. 19) На ст. 11. Колодези на Востоке. «Воскресное чтение», 1874. 20) Археологическая находка в Святой Земле (каменная ограда колодца Иакова). «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1881. 21) На ст. 13–14. «Воскресное чтение», 1805. 22) На ст. 22. Значение древнего царства Иудейского для народов христианских. «Воскресное чтение», 1826. 23) Вине. Народ и человечество. (Спасение исходит от иудеев. ст. 22). «Православное обозрение», 1872. 24) На ст. 23–24. Что значит поклоняться Богу духом и истиною. «Воскресное чтение», 1824. 25) На тот же текст. Разумное поклонение Богу. «Воскресное чтение», 1823. 26) На ст. 24. Прот. Скворцов. Духовная любовь к Богу. «Домашняя беседа», 1866. 27) На тот же стих. Скудость плодов молитвы. «Христианское чтение», 1823. 28) На ст. 27. Женщина у евреев и в христианстве. «Воскресное чтение», 1832. 29) На ст. 42. Мысли свт. Феофана. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 30) Беседа Иисуса Христа с самарянкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

171, ср. письмо от 11 мая 1820 г., стр. 185), но почему-то не воспользовался (ср. стр. 708– 711 первого издания Словаря и стр. 320–330 2-го т. 2-го его издания). Интересно, что ученый архипастырь, как бы извиняясь пред графом за свои обнаружившиеся ошибки, объяснял ему в том же письме от 12 ноября 1818 г., что это такие ошибки, «в кои ввели его чужия-ж ошибки», встречавшиеся, значит, у его руководителей – лиц, книг и рукописей. Евгений, стало быть, не относился к ним критически, – и, без сомнения, потому в большинстве случаев, что опт, не имел выбора между несуществовавшими пособиями, помещая (преимущественно в сокращении) на страницах, своего Словаря лишь то, что присылал ему какой-нибудь корреспондент, или говорила какая-либо рукопись или книга. Иногда, впрочем, преосвященный имел под руками и не один источник и все же не делал окончательного выбора между ними, а прямо приводил, как и в других своих трудах, два или более мнений о годе, напр., рождения, смерти и вступления на епископскую кафедру того или другого автора. Примеры этого рода мы надеемся представить ниже, а пока продолжим указание лиц, подавших преосвященному составителю Словаря духовных писателей свою руку помощи. Кроме Хвостова и одновременно с ним еще во время периодического печатания Евгением «Нового опыта», ему помогал, по его же просьбе, известный Н. Н. Бантыш-Каменский, которого Болховитинов в письме своем к Анастасевичу от 28 октября 1821 г. называл «первым систематическим у нас библиографом» (Древн. и Нов. Росс., 1881 г., февраль, стр. 294) 513 . Мы уже знаем, что с 12 апреля 1805 г. Евгений начал пересылать свою рукопись Словаря (для мая 1805 г. – декабря 1806 г. буквы Б.-К) не прямо в редакцию, а Б.-Каменскому для передачи гр. Хвостову, при чем в письме к последнему от 6 мая того-же года объяснял, что он «безпрекословно отдает на поправку свой Словарь (Каменскому), яко имеющему обширныя биографическия сведения» (стр. 120). «Я так же, как и вас» сообщал Евгений тому же корреспонденту от 4 ноября 1805 г., «всегда прошу и Николая Николаевича поправлять и пополнять, что нужным увидит» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

www.dalizovut.narod.ru Свято-Архангело-Михайловский храм (Ракитное, Н. Водолажский район). Первая Архангельская церковь в Ракитном существовала с 1712 года. Храм был открыт в 1805 году. Ныне действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Архангело-Михайловская церковь построена в 1805 г. на средства полковника Куликовского; каменная, однопрестольная. Земли пахотной и луговой 33 дес. Прихожан муж. пола 1238 душ, жен. пола 1155 душ. Капитал церкви 500 руб., капитал причта 500 руб. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Помещение у причта церковное. Имеются церковно-приходская и земская школы, попечительства нет. В приходе село Ракитное и хутор Карповка. Священник Дмитрий Данилевский, на настоящем месте с 1895 г., состоит заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы, законоучитель Карповского земского училища. Псаломщик Никита Раевский, на настоящем месте с 1892 г. Церковный староста крестьянин Игнатий Левченко с 1902 г. " Справочная книга Харьковской епархии " , составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Первое письменное упоминание о Архангело-Михайловском храме датируется 1712 годом. Вероятней всего, это была деревянная церковь, потому что новое упоминание церкви указывает на ее постройку в 1762 году, которая тоже была деревянной. Вот как описывается церковь в клировых ведомостях за 1804 год «Церковь деревянная. Построена 1762 года. Не совсем крепкая. На месте оной созидается каменная. Престол один Архангела Михаила. Колокольня деревянная, крепкая, на ней колоколов пять: 1-й – 14 пудов и 15 фунтов, 2-й - 2 пуда и 2 фунта, 3-й – 1 пуд и 20 фунтов, 4-й и 5-й по полпуда». В 1805 году на средства полковника Михаила Матвеевича Куликовского была построена новая церковь, каменная, освящена 8 ноября (по старому стилю) преосвященным Христофором (Сулима) Епископом Слободско-Украинским и Харьковским. Новая постройка - настоящее чудо архитектуры. Внешне храм круглый с двумя выступающими со стороны паперти и алтаря портиками. Первый портик – с выступом, второй – плотнее примыкает своими колоннами к телу здания. Венчает его купол на барабане с прорезанными в нем окнами. Григорий Лукомский писал: «Церковь связана с домом в одно архитектурное целое. Композиция ее очень благородна и красива». Храм был очень богато убран. Интерьер украшали: решетка аналоя в стиле ампир, большое серебряное паникадило, маленькое паникадило в стиле Елизаветинского барокко, местные иконы в старинных резных рамах (очевидно местных школ), лик Спасителя, типа Гвидо Рени, в серебряном окладе. Иконостас был синий с золотыми полосами (позже весь позолочен). Вместо иконы «Тайная вечеря» была звезда, вместо «Голгофы» - «Господь Саваоф». Позднее эти иконы были замены другими. Надо отметить, что внутри церкви были захоронены ряд лиц из рода Куликовских и им были поставлены памятники-надгробия.

http://sobory.ru/article/?object=03842

Долбенкино. Церковь Воскресения Словущего. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1804 и 1805. Адрес: 303240, Орловская обл., Дмитровский район, село Долбенкино Координаты: 52.38598, 35.36054 Проезд:Церковь расположена южнее районного центра - города Дмитровска на 25 км, в 80 км от областного центра - города Орла и в 5 км севернее города Железногорска Курской области. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова в селе Долбута (позже - Долбенкино) известна с XVII века. Село получило такое название благодаря тому, что здесь был разбит один из вражеских отрядов татар. Кто и когда построил здесь церковь - неизвестно. Но в 1781 году на её месте в селе Долбенкино была устроена новая церковь. Иконостас этой церкви был поставлен только в 1784 году. Этот храм просуществовал до 1805 года. В 1804 году на средства помещика села Долбенкино князя Лобанова-Ростовского (представитель одного из древних российских родов) начато строительство небольшой каменной церкви, которое было окончено в мае 1805 года. В тоже время церковь была освящена во имя обновления храма Воскресения Христова. Церковь эта была небольшая, маловместительная и холодная. В 1844 году по ходатайству помещика князя Лобанова-Ростовского село Долбенкино было переименовано в " Лобаново " . В 1897 году имение князя было приобретено супругами: Великим князем Сергеем Александровичем и княгиней Елизаветой Романовыми. Великий князь, губернатор Москвы вносил огромные средства на благотворительность. Благодаря его обширной благотворительной работе в 1897-1898 годах церковь в селе Лобаново расширена и капитально отремонтирована, сделана теплой. В Лобановской церкви хранилась древняя икона святителя Тихона Амафунтского. Икона эта чтилась и в окрестности Лобаново, ежегодно 16 июня с ней совершался крестный ход на колодезь, отстоящий от церкви на 5 верст (за деревнею Погарище) для освящения воды. В этот день издревле при церкви был небольшой базар, а с 1898 года открыта ярмарка.

http://sobory.ru/article/?object=10096

119). От 6 мая он снова писал: «На июль еще не готово. Мучит меня Болтин» (стр. 120). 479 Октябрские биографии (окончание буквы В) были у Евгения переписаны на бело еще к 20 августа. Но тогда он не послал их Каменскому по той причине, что ему хотелось прочитать (их) самому (стр. 125). 480 От 14-го же октября Болховитинов сообщал графу, что у него уже «вся буква Г готова и Д до половины» (стр. 127). В ноябре и декабре помещены 23 биографии на букву Г. 481 Любопытно, что в 1805 г. «Друг Просвещения» имел всего на всего 62 подписчика, не исключая и тех, кто получал даровые экземпляры журнала (см. приложение 1-е к письму от 19 апреля 1805 г., стр. 119). 482 Дело в том, что, судя по настоящему письму и по приложенному к нему письму Муравьева на имя гр. Хвостова, последний отрекомендовал Евгения тогдашнему попечителю московского университета и учебного округа М. И. Муравьеву, при чем постарался приготовить местечко и для его Словаря (очевидно, на случаи прекращения «Друга Просвещения»). Муравьев, проникнутый уважением к «сему знаменитому и достопочтенному епископу» и сознававший всю важность Словаря, обещался содействовать печатанию его при уииверситете, если на то согласится автор, а самого автора – почтить дипломом на звание почетного члена московского университета (звания этого Евгений удостоен 19 июля 1805 г., см. «Словарь свет. пис.», стр. 4). 483 «Каченовского журнал («Вестник Европы») – да и все прочие журналы русские я читаю. Но моя материя, писал Евгений Хвостову о своем Словаре 20 августа 1805 г, прилична только «Другу Просвещения» (стр. 125). Правда, получив февральскую книжку последнего за 1805 г., он с досадою писал редактору: «Есть ли и март месяц будет так неисправен (в корректурном отношении), то и право откажусь и перенесу свой Словарь в петербургский какой-нибудь журнал» (стр. 114, письмо от 15 марта 1805 г.). Но это была, очевидно, мимолетная вспышка. – Замечательно, что преосвященный автор не только не получал на свои статьи никакого гонорара, но не получал своевременно и выходивших журнала, на что не раз жаловался самому графу (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010