Беляковское село , бывшая Беляковская слобода, от епархиального города в 226 вер., от Камышлова – в 98 в., и в 12 вер. от ст. «Юшала» Тюменской железной дороги. Расположено на правом берегу реки Пышмы, левый берег которой покрыт хвойным лесом, в местности низменной, обильной небольшими озёрами, которые во время весеннего разлива сливаются с Пышмой. Беляковская слобода основана между 1646 и 1648 годами. В 1742 г. в ней была деревянная крепость. Название своё слобода получила от речки Беляковки, впадающей ниже села вёрст на 10, в реку Пышму с правой стороны. Население прихода русское, православное, но не мало в приходе и раскольников. Приход состоит из села и деревень: Озёрной, Мельничной, Бельковой, Тарасовой, Мохиревой, Ретинской, Сидоровой, Неупокоевой, Журавлёвой, Пожарища, Сбродовой, Рамыла, Крутихи, Килы, Пилигримовой, Нижне-Коркинской, Дёминой, Савиной, Малаховой, Яр, Верхне-Коркиной, Васениной. Всех прихожан православных 1 814 душ муж. п. и 1 938 д. жен. п. Все они крестьяне, занимаются земледелием. Когда построен первый храм, неизвестно, но в 1700 г. он уже существовал, что видно из расписок 1700 г. и последующих годов, выданных уполномоченными от Преосвященнейших митрополитов Тобольских в получении денежной дани с Михаило-Архангельской часовни деревни Яр и Беляковской Богородицкой церкви. В 1805 г., во время пожара, храм (первый или другой, уже неизвестно) сгорел. На месте этом в настоящее время построена часовня, в которой находятся два каменных памятника. Существующий ныне храм каменный, двухпрестольный. Заложен в 1805 г., по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского (грамота от 21 авг. 1805 г.). В 1807 г. старанием и иждивением прихожан постройкою окончен, и в том же году, по благословению того Преосвященного, освящён во имя Владимирской иконы Божией Матери. Время же освящения придельного храма во имя святителя и Чудотворца Николая – неизвестно. В 1889 году в холодном храме было совершено освящение вновь устроенного иконостаса, а в 1900 году холодный храм переделан в тёплый. Часовен в приходе 7: в селе – две (одна – на месте сгоревшего храма, другая – в западной стороне от храма, во имя Муч. Флора и Лавра); в д. Яр – во имя Михаила Архангела; в д. Рамыл – во имя Покрова Пресвятой Богородицы; в д. Неупокоевой – во имя св. Муч. Флора и Лавра; в д. Мохиревой – во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; в д. Ретинской – во имя св. В.–мучен. Димитрия. Причт церкви состоит из двух священников и двух псаломщиков. Из школ существуют: в дер. Неупокоевой – церковно-приходская школа, с 1898 г.; в д. Сизиковой – школа грамоты, с 1890 г.; в селе и в деревнях Мохиревой и Тарасовой – земские.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергия Преподобного, что в Рогожской. Построена в 1796–1800–1818 годах на средства с. с. Г. П. Смольянского. Колокольня 1864 года. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Николая Чудотворца. Бориса и Глеба, что на Поварской. Построена генералом Жеребцовым в 1801 году. Главный престол Спаса Нерукотворенного Образа. Другой придел Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Иоанна Предтечи, что в Казенной. Земляной Вал, угол Покровки. Построена в 1801 году архитектором М. Ф. Казаковым. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Димитрия Ростовского . Воздвижения Креста Господня, в Никольском единоверческом монастыре над воротами. Построена в 1801 году, освящена 19 декабря 1854 года. Димитрия Царевича, в Голицынской больнице, на Калужской. Здание построено в 1796–1802 годах по проекту М. Ф. Казакова. Иверской Божией Матери, что на Ордынке. По приделу, называется также «Георгия Великомученика, что на Всполье». Построена в 1789–1802 годах на средства капитана И. И. Савина. Другой придел Иоанна Воина. 306. Симеона, Сродника Господня, в колокольне Андроньева монастыря, построенной в 1765–1799 годах архитектором Р. Казаковым. Церковь освящена 25 октября 1803 года. Ржевской Божией Матери, что на Поварской. Построена в 1653 году, перестроена в 1804 году; внутри можно различить остатки стен древней церкви. Колокольня XVIII века. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Космы и Дамиана. Марии Магдалины, во Вдовьем Доме, на Кудринскойплощади. Устроена в 1805 году. Николая Чудотворца, Кузнецкая улица, Лужннковский переулок. Главная церковь построена в 1805 году, трапезная и верхний ярус колокольни – в 1847 году. Приделы: 1) Введения во храм, 2) Преподобного Сергия. Петра и Павла, в Мариинской больнице, на Новой Божедомке. Построена в 1805–1806 годах. Успения Пресвятой Богородицы, что на Могильцах. Пречистенка, Мертвый переулок. Построена архитектором Леграном в 1799–1806 годах на средства с. с. В.И. Тутолмина. Приделы: 1) Спиридона Тримифунтского, 2) Николая Чудотворца. Феодора Стратилата. Чистые Пруды, Архан-гельский переулок. Построена в 1806 году почт-директором Ключаревым. Придел «Нечаянной Радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Кирпичников 1888 – Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–249. Клейн 1911 (1) – Клейн В. К. Отчет о занятиях в Патриаршей ризнице по составлению научной описи//Отчет о состоянии МАИ в 1909–1910 акад. году. М., 1911. С. 35–64. Клейн 1911 (2) – Клейн В. К. Омофор из Патриаршей ризницы под названием «Омофор шестого Вселенского собора». М., 1911. Клейн 1925 – Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология//Сборник Оружейной палаты. М, 1925. С. 11–72. Клейн б/г – Клейн В. К. Описание церковных облачений и покровов из Патриаршей ризницы (Материмы научной описи) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 35, д. 140. Ключевский 1871 – Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Кнатц 1927 – Кнатц Я. Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья ризницы Соловецкого монастыря//Изобразительное искусство. Л, 1927. С. 84–112. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук. 1403. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 115, кол. 2, д 152. Книга описная Соловецкого монастыря 1705 – Книга описная Соловецкого монастыря и монастырской вотчины 1705 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1404. Книга отводная Соловецкого монастыря 17б0 – Книга отводная ризной палаты Соловецкого монастыря. 60-е гг. XVIII в. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук–1411. Книга поступлений – Книга поступлений Музеев Московского Кремля – по настоящее время] – Отдел учета экспонатов Музеев Московского Кремля. Книга поступлений Архангельского собора 1774–1805 – Книга записей поступлений в Архангельский собор 1774–1805 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, 1774–1805 гг.: д. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Александрийский Патриархат в XIX-XX вв. XIX в. Летом 1798 г. в Египет вторглась франц. армия во главе с Наполеоном Бонапартом, к-рый 21июля занял Александрию, а через 5 дней, выиграв «сражение у пирамид», вступил в Каир. До сент. 1801 г. в стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации ген. Бонапарта, мусульм. население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти. Отмена французами бытовых ограничений, налагавшихся ранее на зиммиев, вызывающая роскошь возвысившихся христиан, засилье «неверных» в гос. аппарате, торговле и даже в полиции, комплектовавшейся из греков и сирийцев, злоупотребления христ. налоговых чиновников - все это резко обострило межконфессиональные отношения в Египте. Во время антифранц. восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христ. кварталы, убивая их жителей. Впрочем, участники второго каирского восстания (1800) натолкнулись на неожиданно стойкое вооруженное сопротивление христиан и смогли овладеть их кварталами лишь через неск. дней боев. После ухода франц. войск из Египта османские власти стремились не допустить массовых погромов христиан; казни и конфискации имущества христ. верхушки, сотрудничавшей с французами, носили ограниченный характер. Впрочем, удержать порядок в стране не удалось: в 1801-1805 гг. Египет был охвачен гражданской смутой. Спасаясь от насилий, Патриарх Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался (1805). Кафедральный собор вмч. Георгия в Каире. 1839 г. Кафедральный собор вмч. Георгия в Каире. 1839 г. Победителем в междоусобной борьбе оказался Мухаммад Али (1805-1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу - мамлюков (1811) и добиться фактической независимости от Высокой Порты. Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате к-рых Египет на нек-рое время превратился в региональную сверхдержаву. Мощная армия егип. паши вела успешные войны в Аравии (1811-1818) и Судане (1820-1839). В ходе Греческого восстания 1821 г. армия и флот под командованием Ибрагима-паши, сына и наследника Мухаммада Али, нанесли немалый урон повстанцам, и лишь поражение от объединенного флота Англии, Франции и России в Наваринском сражении (20 сент. 1827) заставило египтян отступить. Вскоре Мухаммад Али вступил в конфликт с султаном; егип. армия заняла Сирию и Палестину (1832-1833), тур. армия была разбита, а флот сдался Мухаммаду Али (1839). Однако против Египта выступила коалиция великих держав во главе с Англией, не желавшей видеть на Востоке новый центр силы (1840-1841). Мухаммад Али, вынужденный признать верховную власть султана, сохранил под своей наследственной властью Египет и Судан.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Большое значение для развития певч. искусства имел составленный Д. Анастасиматарий ирмологического напева, более краткого по сравнению с древней традицией (сохр. только список Ath. Xeropot. 374, 2-я пол. XVIII в.), к-рый положил начало рукописной традиции кекрагариев (стихов «Господи, воззвах»), догматиков и пасапноариев (стихов «Всякое дыхание») на гласы в этом стиле. Кроме того, Д. сочинял мелос для песнопений Великого поста: «Да исправится» 2-го плагального гласа (Athen. O. et М. Merlier 13, 1805-1815 гг.), «Ныне силы небесныя» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 348, 1771-1781 гг., с указанием «экзегесис древнего»), «экзегесиса» киноника «Вкусите и видите» 1-го гласа Иоанна Клады (Lesb. Leim. 248, 1770-1790 гг.; Athen. O. et М. Merlier 7, 1805 г.), «Вечери Твоея тайныя днесь» на 2-й плагальный глас (Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.), «Да молчит всякая плоть» на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 341, 1790-1793 гг.) и др. Из сочинений утрени наиболее известны полиелей «Раби, Господа» 4-го гласа (Ath. Xen. 105, кон. XVIII в.; Ath. Pantel. 1815-1825 гг.; Ταμεον Ανθολοϒας. Θεσσαλονκη, 1978. Τ. 2. Σ. 72-93), славословие на глас βαρς (Ydra. Iliou 632, 1796 г.; Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.; Ταμεον Ανθολοϒας. Κωνσταντινοπολις, 1834. Τ. 2. Σ. 33-38. Θεσσαλονκη, 1978. Σ. 415-421). Писал песнопения литургии: херувимские (1-3-го гласов: Taxiarch. 4, 1770-1790 гг.; Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1851. Τ. 4. Σ. 159-189), киноники воскресные (8) (Ath. Xen. 144, 1808 г.; Ταμεον Ανθολοϒας. Κωνσταντινοπολις, 1824. Σ. 170-188), седмичные (4) и праздничные (12) (Lesb. Leim. 248, 1770-1790 гг.; Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.; Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1851. Τ. 4. Σ. 622-844). Сохранились калофонические ирмосы Д. (Ath. Xen. 107, 1830-1840 гг.; Ath. Pantel. 1024, 1-я пол. XIX в.) и кратимы для них и для ирмосов др. авторов: 1-го гласа - «Исцеление окроплением» (Ρσιν δι το αντσματος - Athen. O. et М. Merlier 7, 1805 г.), 4-го гласа - «Потрясошася людие» (Εσεσθησαν λαο) Петра Берекета (Athen.

http://pravenc.ru/text/171242.html

Лыткарино. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Усадьба Петровское, г. Лыткарино. В XVIIb. село принадлежало дворцовому ведомству и боярину И.М. Милославскому. Затем усадьбой владели: 1631-1785 гг. - Нарышкины, 1805-1812 гг. - Демидовы, 1837-1852 гг. - Д.Б. Шелапутин, 1852-1890 гг. - князь Л.Л. Чернышев, 1890-1917 гг. - князь Барятинский. Архитектурный комплекс сформировался во второй половине XVIIIb. Усадьба расположена на высоком берегу Москвы-реки, сильно выраженный рельеф местности определил ее живописную планировку. Центром комплекса служил главный дом с парадным двором, окруженным чугунной оградой. От дома в настоящее время остались белокаменные цокольный и первый этажи, над которыми в 1959г. надстроен второй кирпичный этаж в чуждых памятнику формах. Ограда парадного двора утрачена. К дому вела подъездная дубовая аллея, по сторонам ее размещались хозяйственные постройки. Партер, начинающийся от паркового фасада дома, террасами спускался к Круглому озеру. На восточной окраине пейзажного парка расположены две церкви: шатровая Никольская Николая Чудотворца в Петровском, церковь и Петропавловская в стиле зрелого классицизма, служившая усыпальницей рода Демидовых. Сохранились остатки пейзажного парка с цепью прудов. Хозяйственные постройки и парковая беседка утрачены. Петропавловская церковь. Кирпичная оштукатуренная церковь с белокаменными деталями построена в 1805г. в стиле зрелого классицизма. Она служила усыпальницей Демидовых. Двусветная ротонда перекрыта сферическим куполом, увенчанным небольшой главой на барабане. К основному объему примыкают ротондальная апсида, трапезная и трехъярусная колокольня. По архитектурному типу и разработке деталей памятник принадлежит казаковской школе. Верх колокольни был перестроен в конце XIXb. Петропавловский храм был возведен в 1805 году на средства горнозаводчика Григория Александровича Демидова, владельца усадьбы в селе Петровском (ныне 6-й микрорайон в г. Лыткарино), и освящен 5 июня 1805 году преосвященным Августином, епископом Дмитровским. Новая церковь в селе была летней, без печного отопления. Находящуюся неподалеку старинную шатровую церковь, до того – Петропавловскую, освятили заново во имя святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01255

Иустин Вишневский – иеромонах, в 1799 г. – полгода. Василий Иванов, пресвитер благовещ. собора, 1799–1815 Виктор Прокопович-Антонский, 1800–1809 (с 1801 г. председательствующим) Иннокентий–синодальн. ризничий – 1801–1804 Василий Прокофьев, прот. церкви у красных ворот. Назначен был синодом, по рекомендации Платона, «к заступлению в цензуре место присутствующего», но, спустя два месяца, скончался (4 июня 1805 г., А. С. С 1799, 52 л. 277) Геннадий Шумов – пропов. академии – 1805–1808 Палладий (Аничков) тоже, – 1805–1809 Амвросий Виноградский – арх. Данилова монастыря, – 1809–1810 Владимир Третьяков – арх., председ. 1810–1812 Иаков Дмитриев (Никольский), 1810–1828 Амвросий Орнатский , председ., арх. Новоспасского монастыря, 1812–1817 Лаврентий Бакшевский, арх. Высокопетровского монастыря, 1815–1817 Амвросий, арх. Донского монастыря, 18161817 (назначен епископом вятским). Герасим Попов – прот. Архангельского собора, 1816–1818. Евгений Казанцев, председат., 1817–1818. Феофан, арх. – председ. 1818. Иоанн Иоаннов, 1818. Феофил, донской арх. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. И. Русинов, прот. Назначение отменено св. син. в том же 1818 году. 118 Александр Святославский, состоявший в течение 35 лет личным секретарем м.м. Филарета, был ранее письмоводителем цензуры 1815, 15; 1821,16. 128 М. Д. Ц. К. 1828, 20. Неудивительно, поэтому, если внесенный в 1811 году на обсуждение комиссии духовных училищ, проект (архиеп. Феофилакта) учреждения при московской синодальной типографии «особого отделения» для печатания полезных для церкви книг, «со способными людьми», даже не вспоминает о «существенной обязанности» московской цензуры. (Ком. дух. уч., 1809, 53, л. 184–187). 137 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древностей Росс. при моск. университете 1870, Генв. – март, кн. I, стр. 35; ср. стр. I предисловия. 138 Конечно, здесь идет речь о взглядах руководящих кругов. Относительно масс справедливо замечание Н. И. Пирогова: «Слова Евангелия, слышавшиеся в церкви, считались сами по себе святыми; большим грехом считалось переложить их и заменить другими; дух старообрядчества, только уже Никоновского старообрядчества, было господствующим». ( Наши мистики-сектанты, Н. Дубровина Р. Ст., 1895, IX, 182–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

17 . HUKUФOP II, уроженец из Корфу, Греческой фамилии графов Феотоки, переведён в 1786 году, Ноября 28, из Екатеринославских Архиепископов. В 1792 году, Апреля 16, по прошению его от правления Епархией уволен. В 1800 году, Мая 31, скончался и погребён в Московском Даниловом монастыре. 18 . ТИХОН Малинин в Апреле 1792 года переведён из Архиепископов Тверской Епархии. В 1793 году, Ноября 14, скончался. Феофил Раев назначен в 1794 году, Февраля 6, из Тамбовских Епископов, но по прошению его паки оставлен в Тамбове Указом от 11 Марта того же года. 19 . ПЛАТОН Любарский хиротонисан в 1794 году, Февраля 26, в Тамбов Епископом, но 11 Марта того же года переведён в Астрахань, в 1796 году, Апреля 1, пожалован Архиепископом, в 1803 переименован Астраханским и Кавказским, в 1805 году, Августа 18, переведён в Екатеринославскую Епархию. 20 . АФАНАСИЙ Иванов, Архиепископ, в 1805 году, Августа 18, переведён из Екатеринославской Епархии и того же числа в Екатеринославле скончался. 21 . АНАСТАСИЙ Братановский в 1805 году, Декабря 20, переведён из Архиепископов Могилёвской Епархии Архиепископом же и находится доныне. Прибавление о Преосвященном Викарии Астраханском Именным Указом, данным Святейшему Синоду в 1793 году, Апреля 19, Мая 12 учреждён в Кавказском наместничестве, в городе Моздоке Епископ Викарный Астраханской Епархии с именованием Моздокский и Можарский. ГАИЙ, Грузин, хиротонисан в 1793 году, Мая 29. В 1799 году, Октября 16, переведён в Саратовскую и Пензенскую Епархию, и Моздокская Епархия упразднена. Глава III. Епархия Тобольская и Сибирская Епархия Тобольская учреждена в начале XVII столетия, т. е. в 1620 году Государем Михаилом Феодоровичем всея России. I. Архиепископы Сибирские и Тобольские 1 . КИПРИАН хиротонисан в 1620 году, Сентября 8, из Архимандритов Хутынских. По 2-летнему и 8-месячному правлению, в 1624 году, Февраля 15, по Государевой и Патриаршей грамоте вызван в Москву, где в 1625 году, Декабря 12, пожалован Митрополитом на Крутицы. 2 . МАКАРИЙ Кучин хиротонисан в 1625 году, Декабря 19, из Игуменов Костромского Богоявленского монастыря. По 11-летнему правлению, в 1635 году, Июля 24, скончался и погребён в Тобольском соборе при полуденной стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

 14) Николай Феодорович Бенедиктов, магистр (съ 11-го мая 1864 года). Диаконы  1) Димитрий Никифоров, перемещенный от церкви Рождества Богородицы (в 1737 г.).  2) Чулков (см. священник).  3) Иван Заводский (1798 г.).  4) Иподиакон Феодор Харитонов (1798 –1805 гг.).  5) Николай Макаров, из причетника собора (1810 г. 21 мая).  6) Протодиакон (из Владимирской семинарии) Иосиф Недремский (1804 – 1813 гг.).  7)    Семен Андреев (1816 –1821 г.).  8) Николай Ивановнч Скородумов с 22 ноября (1839 – 1844 гг.).  9) Александр Михайлович Листов (1824 года 26 июля – 1836 года 15-го февраля).  10) Алексей Пет. Смирницкий (1829 г. 23 июня – 1831 г).  11) Димитрий Иванович Куколевский (с 1840 – 1842 г. 13 октября).  12) Александр Афанасьевич Цветков  (с 1842 года 31 октября).  13) Иоанн Васильевич Романовский (с 1844 – по 1861).  14) Георгий Саввич Тесельский с 1861 г. 19 ноября – 1864).  15) Василий Яковлевич Чернышев (с 1865 года).  Старосты или, как они иногда называются в бумагах,   ктиторы собора. Первой гильдии Санкт-Петербургские купцы: 1) Сила Алексеевич Глазунов (с 1802 до 1805 года). 2) Коммерции советник Стефан Алексеевич Копосов (с 1805 г. до 16-го сентября 1819 года). 3) Сын Стефана Копосова, почетный  гражданин Михаил Копосов (с 12 июля 1820 г.  – 1846 г.).  4) Илья Иванович Глазунов (с 1846 г. – по 1849 г.).  5) Василий Иванович Любавин (с 1849 года) по настоящее время. VI. Содержание причта   Способы по содержанию причта, пока собор состоял в ведомстве придворном, зависели от щедрот и даже, как сохранилось предание, от личных пожалований царских. При переходе из придворного в ведомство епархиальное, соборянам от правительства не было назначено ни окладов, ни руги, что при стесненных обстоятельствах государства в начале второго десятилетия текущего столетия и было весьма естественно. Но когда причет собора, в 1825 году, вошел к епархиальному начальству прошением о назначении пособий на улучшение своего содержания: то, по распоряжению епархиального начальства, выделены были от соседних приходов ближайшие улицы и приписаны к Казанскому собору, в качестве прихода. Таким образом, первым и главным способом содержания соборного причта должен служить приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вилламов, корреспонденцией занимались секретари Н. П. Новосильцов и Д. А. Хилков. С 1805 г. один день в неделю был предназначен для словесных докладов почетных опекунов. В 1801 г. под начало М. Ф. поступило 1-е медицинское учреждение - больница им. имп. Павла I (Павловская больница). В том же году по ее указанию была введена практика прививок от оспы в воспитательных домах, в Москве открыт ин-т повивального искусства на 10 воспитанниц, в окт. 1802 г. в Гатчине - дом призрения на 80 мест. В 1805 г. в С.-Петербурге и в 1806 г. в Москве были основаны 2 больницы для бедных, каждая на 200 мест, названные Мариинскими, а также «вдовьи дома», или богадельни для вдов военных и гражданских чиновников (позднее императрица стала выбирать из их числа особо «сердобольных вдов», к-рые помогали в уходе за больными). В 1805 г. при Московском воспитательном доме начал работать родильный госпиталь на 20 кроватей. В 1806 г. в Павловске открылось 1-е опытное уч-ще для глухонемых на 12 чел., а затем и заведение для слепых на 50 чел. В 1807 г. в соответствии с распоряжением имп. Александра I, довольного результатами деятельности матери по развитию жен. образования, в ведение М. Ф. поступило новооткрытое девичье отд-ние Императорского военно-сиротского дома, переименованное в дальнейшем в Павловский ин-т. По личной просьбе М. Ф. митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) назначал для подведомственных ей учреждений законоучителей и наставников из способных студентов СПбДА. Высоко оценив помощь митр. Амвросия, М. Ф. наградила его золотой табакеркой и медалью с надписью на латыни: «С благодарностью от Августейшей Русской Императрицы». Еще одним знаком особого внимания была преподнесенная митрополиту коллекция фамильных портретов-медальонов, вырезанных самой императрицей. Увеличивая число находившихся под ее началом учреждений, М. Ф. не переставала контролировать уже имеющиеся: занималась вопросами расширения помещений, роста финансирования, повышения квалификации работников, внедрения новых достижений и т.

http://pravenc.ru/text/2562158.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010