В преподавании богословия Иоанн был очень смелым мыслителем. Экзаменовать Иоанн имел обыкновение по Макарию, и с этой книгой в руках приходил в аудиторию. Но его собственные лекции совсем не были похожи на Макариевское изложение. Это были скорее свободные беседы со слушателями, рассчитанные не на сообщение им всех нужных сведений или знаний, и не на запоминание, но только на то, чтобы пробудить их мысль и вовлечь ее в исследование и созерцание самого изучаемого предмета. Как профессор, Иоанн был почти что импрессионистом, не всегда бывал довольно сдержан и точен в своих выражениях, был слишком беспощадно остроумен. «Мистицизма» он не любил, резко отзывался о внешней обрядности, важной скорее для недоученных и недоразвитых. Ум у Иоанна был слишком силен и властен. Как удачно определяет его манеру один из его слушателей по Казани, Иоанн излагал на своих лекциях то, что «может естественный разум сказать сам от себя о предметах, познание о которых сообщается нам Откровением». Это бывали всегда скорее лекции по христианской философии, чем собственно по догматике. Иоанн старался разумом придти к Откровению, а не начинал с него. Только немногие из его лекций изданы уже после его смерти, отчасти по просмотренной им беловой записи студентов. Они обращают на себя внимание свежестью и свободой мысли, изложены с замечательной ясностью и простотой. Его даже упрекали, что он слишком увлекается новизной и изяществом построений и не довольно сердечен. В философском направлении Иоанна можно, кажется, угадывать влияние его родной академии, — Иоанн был из Московской академии… В Московской академии за это время самым значительным преподавателем догматики был Филарет Гумилевский (1805–1866, скончался в сане архиепископа Черниговского). Эта был человек исключительных дарований, с беспокойной мыслью и тревожным сердцем. В своих догматических лекциях Филарет сочетал очень умело философский анализ и историческую демонстрацию. Он не стремится внешним авторитетом пленить разум в покорное послушание вере, но старается привести его к доступной мере очевидности внутренней, — «показывать разуму, как та или другая тайна откровения, хотя не может быть выведена из начал разума, не противоречит умозрительным и практическим потребностям разума, напротив, — помогает той или другой нужде самого разума, врачует ту или другую немощь его, причиненную грехом». Для Филарета очень характерно это всегдашнее стремление показать догмат, как истину разума . Вместе с тем, догмат показуется в истории …

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Если Хлеб и Вино в св. и животворящих Тайнах суть истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса: то сим Тайнам надлежит воздавать ту же честь и боголепное поклонение, какими мы обязаны самому Господу Иисусу 446 . [ Церковь ] внушает чадам своим приступать к трапезе Господней как можно чаще 447 . Евхаристия есть жертва, «по существу своему совершенно одна и та же с жертвою крестною... И ныне... приносится тот же самый Агнец Божий, который принесен был за грехи мира на Кресте... и ныне невидимо совершает это таинственное жертвоприношение тот же самый вечный Первосвященник... Но по образу и обстоятельствам жертвоприношения евхаристическая жертва отличается от жертвы крестной», которая была жертвою кровавой. Теперь жертва приносится в Евхаристии чрез таинственное преложение или пресуществление Духом Святым хлеба и вина в Тело и Кровь Христову... – без страданий, без пролияния крови, без смерти, и потому называется жертвою безкровною и безстрастною. [Образно говоря,] первая служит как бы семенем или корнем, а последняя – древом, которое... произращает спасительные плоды жизни, – так что обе жертвы и нераздельны между собою, составляют собственно одну жертву, и вместе различаются между собою. [Эта] жертва не только хвалебная и благодарственная, но и умилостивительная, приносимая за всех живущих и умерших 448 . В принципе то же учение о Евхаристии излагает в своем «Православном Догматическом Богословии» (1-е изд.: Чернигов, 1864) архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский , 1805–1866). Однако этот автор делает выпад против учения о пресуществлении, которое он ставит на одну доску с лютеранской импанацией и коэкзистенцией: и паписты, и протестанты, как почему-то считает он, хотели с помощью этих понятий постичь, как совершается тайна Евхаристии, тогда как и те и другие всего лишь выражали свою веру в то, что они имеют в Евхаристии. Курьезным образом архиеп. Филарет замечает, что они достигли лишь «вражды, столько противной духу Христовой вечери» 449 . Называя «пресуществление» варварским словом, автор выдает, что его вдохновителем был здесь Прокопович.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Конечно, если бы изложенное предположение подтвердилось и, более того, если бы свершилось чудо и книга Иустина «Певчий» была бы обнаружена,, то в нашем распоряжении оказался бы весь круг христианских песнопений I–II веков. Правда, в этой книге, судя по всему, не содержалось нотной записи. Но такая бесценная находка и без того стала бы величайшим событием. Однако все это – не более чем мечты. Нам приходится довольствоваться только тем, что сохранила для нас история. А уцелело от ее бурных перипетий слишком мало, и к тому же толкование этих отрывочных материалов всегда сопровождается значительной долей сомнений и колебаний. Так, например, высказывается предположение, что в «Послании к Ефесянам» (5:14) апостола Павла содержится отрывок из некогда популярного христианского гимна: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. Во-первых, сам Павел приводит эти слова как цитату. В традиционном переводе ее предваряет фраза «посему сказано», хотя, учитывая уже не раз упоминавшееся «певческое» значение глагола λγω, ничто не мешает переводить ее так: «вот почему поется». Во-вторых, структура этого фрагмента легко ложится на музыку, и сам текст словно создан для того, чтобы его распевать. Не исключено, что этот гимн использовался христианами как призыв к язычникам оставить свои ложные верования и перейти в лоно подлинной религии. Здесь в образе «спящего» и «мертвого» выведен тот, кто привержен древнейшим заблуждениям. Его «пробуждение» и «воскресение» – задача, обусловленная христианской любовью к ближнему. Таким образом, идея этого гимна, – если она правильно здесь понята, – находилась в русле основной деятельности апостолов, призванных нести «слово Божье» в различные концы необъятной земли. Поэтому вполне допустимо, что гимн, фрагмент которого сохранился в «Послании к Ефесянам», сопровождал апостолов в их многотрудной деятельности по распространению христианства среди язычников. До нас дошел текст одного песнопения в честь Спасителя. Его поместил в конце своей книги «Наставник» Климент Александрийский . На основании этого многие ученые считают, что песнопение сочинено самим Климентом. Однако возможно, что он лишь включил в свою книгу гимн, певшийся в его время. Текст этого песнопения представляет нам одну из разновидностей гимнов, звучавших на рубеже II–III веков. Я даю его в переводе Дмитрия Григорьевича Гумилевского (1805–1866 гг.), архиепископа Черниговского:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крупным церковным историком был архиепископ Черниговский святитель Филарет (Гумилевский) (1805–1866), питомец Московской Духовной Академии, ее профессор и ректор. В 1848 году он издал пятитомную «Историю русской церкви». Это исследование серьезного ученого, с широкими и продуманными обобщениями. У архиепископа Филарета впервые вся русская церковная история представлена, как живое целое, от крещения Руси до царствования Николая I, и рассказана она вдумчиво, с глубокой заинтересованностью. Суждения автора отличаются резкостью, остротой. История синодальной эпохи написана у него, по тем временам, необычайно откровенно и смело. Известно, сколь велико было влияние архиепископа Филарета на становление русской церковно-исторической школы, на углубление историзма в отечественных трудах по патрологии и догматическому Богословию, на формирование научно-богословского мировоззрения ректора Московской Духовной Академии протоиерея Александра Горского , главным предметом научных интересов которого, была история русской церкви и русская духовная литература. Вместе с К. И. Невоструевым , он составил 6-томное «Описание славянских рукописей московской патриаршей (синодальной) библиотеки», ценнейшее историческое, текстологическое и палеографическое исследование. Вклад протоиерея А. Горского в науку, не исчерпывается его собственными трудами. Он был несравненным ректором и учителем. Он учил воспитанников и лекциями, и беседами, и примером своей жизни. Его научный подвиг и энтузиазм благотворно воздействовали на студентов. В Московской Духовной Академии он создал школу церковных историков, из которой вышли академик Е. Е. Голубинский и профессор Н. Ф. Каптерев . Один из самых маститых церковных историков 19 века – митрополит Московский Макарий (Булгаков) . Ему принадлежит «История русской церкви» (1857–1883), прерванная кончиной автора на 12 томе, повествующем о соборе 1667 г. По богатству и полноте материала, этот капитальный труд до сих пор не знает себе равных в историографии русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ну разве можно так во время войны, когда, бывало, за ночь приготовишь палату на сто больных… По случаю зимы бои затихли, фронт наш переместился, и должны были передвигаться. Можно было воспользоваться временем: поехать повидаться с братом, которому предложили отдых. Ему сказали в штабе дивизии: “Вы, Михаил Дмитриевич, столь времени в окопах без всякой передышки, вам надо отдохнуть. Мы вам дадим почетную должность — председателя военного суда, и вы отдохнете с семьей”. Семья его была около Ревеля, и его туда назначили. Мне тоже дали отпуск, и я поехала. В Киеве остановилась в гостинице Покровского монастыря и пошла в Главное Управление Красного Креста: так полагалось, когда едешь с фронта. Вхожу в Управление, здороваюсь и слышу кричат: «Сергей Васильевич, Сергей Васильевич, вот спасительница ваша, идите!” Выходит доктор Суворов, мы с радостью здороваемся. Он уже окончательно поправился, и ему дают отпуск. Мы с ним там поговорили, он не забыл про Оптину и хочет туда ехать, у него уже билет взят, зовет и меня. Хорошо бы, если бы и я собралась, мы бы завтра и выехали. Окончательного ответа я не дала, но сказала, что если решу, то вечером скажу. Поднялся ветер, и я решила почему-то не ехать вместе; подумала: поеду лучше одна, так и сделала. Поехала прямо к брату, так как если я задержусь, то не успею приехать к празднику Рождества Христова. Брат жил с семьей в дачной местности (станция или две от города), в каком-то имении: там расположена та часть, к которой он был прикомандирован. В Ревель я приехала 21 декабря, пошла в монастырь, узнала, что батюшка о. Александр Зыбин умер, а матушка его Любовь Петровна уехала в Вятку и там устроила приют для детей. Славу Богу, у брата все благополучно. На сочельник полковой священник служил всенощную в роте, а у нас молебен и панихиду. Уголок с образами мы хорошо убрали елками. Это имение называлось Пелькуль, в четырех верстах от станции Ладензе по Балтийской жел. дороге. Ктитор — церковный староста. Авторы книг, купленных м. Амвросией: архиепископ Филарет (Гумилевский, 1805–1866) и епископ Михаил (Грибановский, 1856–1898). Архиеп. Филарет — богослов и историк церкви, был епископом Рижским, Харьковским и Ахтырским, с 1859 г. архиеп. Черниговский и Нежинский. Возможно, речь идет о его книге «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Ч. 1–2. М., 1857 (2е изд., СПб, 1864). Еп. Михаил — духовный писатель, магистр Петербургской Духовной Академии. Был епископом Прилукским, Каширским, Таврическим и Симферопольским (с 1897 г.). Его книга, упомянутая м. Амвросией, — «Над Евангелием». Б.м., 1896 (3е изд, 1911).

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Рассмотрим теперь изложение темы образа воплощения Сына Божия в системах православного догматического богословия XIX – XX веков. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866 гг.). «Здесь (в Лк. 1: 35 – П. Д.) показывается такое же действие Духа Святого, какое было тогда, когда носился Он животворно над первоначальным веществом мира. Этим действием, по словам архангела, заменится участие мужа. Следовательно, Сын Вышнего – Иисус, по словам ангела, есть такой Сын, который родился от жены без мужа, под действием Духа Святого … по словам Ангела зачатие совершилось силою Духа Святого. По повествованию Мария оказалась чреватою… от Духа Свята, по действию Святого Духа... Другое преимущество (помимо чудесного рождения – П. Д.) человечества Иисусова, по учению Откровения, состояло в свободе Его от наследственной порчи. Апостол учит: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти ( Рим. 8: 3 ). Плоть, человеческая природа, принятая Сыном Божиим, была только подобна нашей грехолюбивой, склонной к греху…; следовательно была не такая же испорченная, как у нас; для того, чтобы страданием осудить виновность нашей плоти, принял Он безгрешное человечество. Так объясняются слова апостола отцами Церкви 298 . Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк. 1: 35 ), говорил ангел святой Деве. Словами о наитии Святого духа решено недоумение Девы: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк. 1: 34 ). Слова же: посему и рождаемое Святое наречется сыном Божиим, показывают особое последствие того же наития небесного. Рождаемое Святое – и по самой букве означает порождение Святое, такого рожденного, который в существе своем не имеет ничего нечистого, весь свят и по душе и по телу и не занял ничего нечистого со стороны; это Сын Божий. Таково значение порождения и по связи мыслей. Если родился Иисус от Девы, по наитию Духа Святого: то естественно ожидать, что родился чистый и непорочный. Сила Духа Божия помогала бесплодным чревам Сарры и Елисаветы в рождении; но так как там участвовало и испорченное семя мужа, то рождались чада испорченного Адама. Здесь действовал один Дух Святой и явилось порождение чистое, святое» (7: 72–74).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С. Каринский: В Латвии православие не является религией только для русских? О. Виктор: Православие в Латвии существует издревле, его исповедовали жившие здесь и латыши, и русские, о чем свидетельствуют древние летописи, упоминающие православных латышских князей, например, князя Всеволода (Visvaldis), о судьбе которого повествует хроника Генриха-Латыша, написанная в XIII веке. Наиболее мощный приток латышей в православие был в середине прошлого века, во многом, благодаря самоотверженному служению епископа Филарета (Гумилевского) Хотя, конечно, были и другие причины. " Епископ Филарет (Гумилевский)(18051866), прославлен как местный святой в Черниговской епархии. И. Гриц: Сегодня в Православной Церкви стоит проблема богослужебного языка. Там, где служат на церковнославянском языке, люди, приходя в храм, очень часто ничего не понимают; если еще и молитвы читаются невнятно, то они просто уходят, говоря: «Все очень красиво, очень эстетично, красивое пение, позолота, лампады, но я ничего не понимаю и больше тут быть не могу». Смысла происходящего на службе они не понимают. А Вы, батюшка, на какой язык ориентированы? О. Виктор: Служба у нас совершается на церковно-славянском языке. Но Евангелие я всегда стремился читать и на русском языке. В Риге, в Кафедральном Соборе покойный владыка Леонид на великопостных службах благословлял читать паремии только на русском языке, чтобы слушающим был понятен их смысл. На литургии Преждеосвященных даров положенная кафизма, а также кафизмы на часах, читались на русском языке. И. Гриц: В какие годы это происходило? О. Виктор: В 60 – 80 годы; во все годы служения владыки Леонида в Рижской епархии. И. Гриц: Сегодня для многих чтение паремий по-русски это почти революция в церкви. А тогда сам митрополит Леонид это делал? И это не вызывало никаких протестов? О. Виктор: Есть свидетельства о том, что владыка Леонид по приезде на Рижскую кафедру в 1966 году пытался ввести чтение Апостола на русском языке, но не все захотели принять это, были жалобы патриарху. Патриарх не благословил чтение Апостола на русском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Серпуховской Владычний монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы древняя обитель, основанная около 13 г. свт. Алексием и его учеником свт. Варлаамом по повелению Самой Владычицы Небесной (отсюда название монастыря) явившейся обоим святым. Несколько веков монастырь был мужским, но после запустения и упадка в к. XVIII в. был превращен в 1806 г. в женский. После революции монастырь был закрыт, в 1995 г. возвращен Церкви. Распятие Спасителя обычно изображается с «предстоящими» перед Ним Матерью Божией, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Иосифом Аримафейским. Светилен (тропарь после канона), который трижды поется на утрени в первые четыре дня Страстной седмицы. Лития — в буквальном смысле слова: усиленное моление. В некоторых случаях совершается вне храма и соединяется с молебным пением и крестным ходом. На всенощном бдении совершается в праздники, включает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Чин совершается на середине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда во время пения специальных стихир. Особый род литии установлен для поминовения усопших, тогда лития совершается как отдельная служба. Опера М.И. Глинки (1836). Ошибка памяти: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), который, видимо, здесь имеется в виду, умер в 1912 г. Ктитор — церковный староста. Авторы книг, купленных м. Амвросией: архиепископ Филарет (Гумилевский , 1805–1866) и епископ Михаил (Грибановский , 1856–1898). Архиеп. Филарет — богослов и историк церкви, был епископом Рижским, Харьковским и Ахтырским, с 1859 г. архиеп. Черниговский и Нежинский. Возможно, речь идет о его книге «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Ч. 1–2. М., 1857 (2е изд., СПб, 1864). Еп. Михаил — духовный писатель, магистр Петербургской Духовной Академии. Был епископом Прилукским, Каширским, Таврическим и Симферопольским (с 1897 г.). Его книга, упомянутая м. Амвросией, — «Над Евангелием». Б.м., 1896 (3е изд, 1911). Замойский Андрей (1800–1874) — польский политический деятель, играл важную роль в польских восстаниях 1831 и 1862 гг.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Синода при Екатерине II в 1768–1774 гг. 58 Гавриил (Шапошников–Петров Петр Петрович; 1703–1801), митрополит, духовный писатель. В 1763 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. С 1770 г. архиепископ Санкт–Петербургский и Ревельский; с 1775 г. именовался «Санкт–Петербургский и Новгородский». С 1783 г. митрополит. С 1799 г. митрополит Новгородский и Олонецкий. В 1800 г. за отказ от принятия католического мальтийского креста уволен на покой. 61 Хованский Василий Алексеевич (1755–1830), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1797–1799 гг. 62 Платон (Левшин Петр Гаврилович; 1737–1812), митрополит. В 1770 г. хиротонисан в архиепископа Тверского и Кашинского. С 1775 г. архиепископ Московский и Калужский. С 1787 г. митрополит Московский. С 1811 г. на покое. 64 Димитрий Ростовский (Туптало Даниил Саввич; 1651–1709), святитель, известный церковный деятель, писатель, оратор. Митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 г. Автор и составитель сборников житий святых (наиболее известный в четырех книгах – Четьих- Миней), проповедей, драм, стихов. 65 Тихон, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич; 1724–1783), святитель, епископ Воронежский в 1763–1767 гг. 68 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1824 гг. 70 Иннокентий (Смирнов Иларион Дмитриевич; 1874–1819). В сентябре 1813 г. архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт–Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В марте 1819 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. 71 «Сионский вестник» – ежемесячный религиозно-нравственный журнал с мистическим направлением, издавался А.Ф. Лабзиным в 1806 и 1817–1818 гг. в Санкт–Петербурге. 73 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), с 19 июня 1821 г. митрополит Новгородский, Санкт–Петербургский, Эстляндский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. 76 Мещерский Петр Сергеевич (1778–1857), князь, российский государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1833 гг. 77 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860), историк, археолог, обер-прокурор Св. Синода в 1833–1836 гг. 83 Николай II Александрович (1868–17.07.1918); святой страстотерпец, император российский в 1894–1917 гг. 84 Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; наст. фамилия Конобеевский; 1805–1866), архиепископ, богослов, патролог, историк и библеист. В 1935–1841 гг. ректор Московской духовной академии. С 1841 г. занимал Рижскую, с 1848 г. Харьковскую, с 1859 г. Черниговскую кафедры. Читать далее Источник: Иларион (Троицкий), архим. Исторический очерк существования Православной Церкви в России за время с 1613 года по настоящий момент//Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II(34). С. 93-121. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Среди иерархов — выходцев из ученого монашества имелись выдающиеся богословы, научные интересы которых отвлекали их от административной деятельности, заставляя раньше уходить на покой  . Типичной фигурой в их ряду является митрополит Евгений Болховитинов (1767–1837): на всех многочисленных кафедрах, которые ему приходилось занимать, он интересовался более архивами, нежели текущими делами. Велики его заслуги в развитии русской церковно–исторической науки. Таков же был и Макарий Булгаков (1816–1882), который после десяти лет епископского служения признавался: «Ах, как скучна епископская служба, скорее бы на покой!» Ему был в то время всего 51 год. Самым главным делом была для него работа над «Историей Русской Церкви»  . Ученым по призванию был также архиепископ Филарет Гумилевский (1805–1866), но его способностям и основательным богословским познаниям трудно было развернуться в николаевскую эпоху. Его работа об отцах Церкви получила отрицательную оценку Святейшего Синода и вызвала неодобрение Протасова за то, что он назвал «Катехизис» Петра Могилы западной схоластикой. Этот печальный опыт послужил причиной колебаний Филарета, когда ему было предложено написать руководство по догматическому богословию. «Эти предложения, — пишет он А. В. Горскому, — льстивы для самолюбия, но нельстивы для благоразумия, внимательного к положению дел. Я и теперь еще не касаюсь сего дела». Работа над историей казалась Филарету более соответствующей сложившейся ситуации  . Неблагоприятно отразилась научная работа на карьере епископа Порфирия Успенского, заставив его уйти на покой. Его труды и по сей день опубликованы только частично. Ученым по призванию был епископ Иннокентий Смирнов (1784–1819), человек кроткий, расположенный к мистике. Известность как историк Церкви заслужил епископ Макарий Миролюбов (1817–1894). Велик ученый вклад в области церковной археологии и палеографии также епископа Амфилохия Казанцева (1818–1893). Архиепископ Афанасий Дроздов (1800–1876) имел обыкновение сжигать свои работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010