Митрополит Евгений, «наш неутомимый бенедиктинец», как полушутя назвал его известный русский историк академик М.П. Погодин (намекая на богатые плоды исследовательских трудов бенедиктинских монахов), издал монументальный «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» (СПб., 1818; 2-е изд., испр. и умнож. СПб., 1827; переизд.: M.; С. Посад, 1995) – итог почти тридцатилетнего труда, названный современниками «последним словом науки» 1272 . Словарь дает, наряду с биографическими сведениями, библиографию сочинений отечественных богословов. В то же время уже ближайшие потомки, в их числе – архиепископ Филарет (Гумилевский) , критикуют работу преосвященного Евгения: отмечая «богатый запас сведений», содержащихся в Словаре, архиепископ Филарет не мог согласиться с сугубо эмпирической формой подачи материала, без «систематического взгляда», «общей мысли» и чувства 1273 ; за некритичность в работе с богатым фактическим материалом упрекают преосвященного Евгения академики Я.К. Грот 1274 , П.П. Пекарский 1275 и др. Архиепископ Филарет (Гумилéвский) (1805–1866) опубликовал «Обзор русской духовной литературы» (СПб., 1856; 2-е изд.: В 2 т. Чернигов, 1859–1863; 3-е изд., испр. и доп. авт.: СПб., 1884 1276 ), который (в 3-м издании) охватывает русскую духовную литературу до 1863 г. Историк и археограф, член Императорской Академии наук Павел Михайлович Строев (1796–1876) в ходе многочисленных археографических экспедиций по России собрал разнообразный рукописный материал для большого словаря, превосходящего словарь митрополита Евгения (Болховитинова) по количеству сведений об авторах до начала XVIII в. 1277 Следует также учитывать справочные издания, подготовленные профессором истории Русской Церкви Санкт-Петербургской духовной академии Николаем Константиновичем Никольским (1863–1936) 1278 . В конце XIX в. были предприняты попытки составить специализированный сводный указатель отечественной литературы по богословию 1279 , однако работа оказалась неполной и осталась незаконченной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бедные латышские земледельцы изнемогали под многовековой зависимостью немецких феодалов. Официальным языком общения немецких господ с латышскими крестьянами был немецкий. Латыши были белыми рабами, не имеющими ни политических, ни экономических, ни национальных прав, ни свободы вероисповедания. " До появления Православия в Латвии всегда наблюдалась следующая картина: замок, церковь, столб позора – виселица и церковный трактир. Это соединение несовместимого можно было наблюдать только в Латвии " , – писал Иоанн (Поммер). Измученному, пребывающему в сени смертной народу Православная Церковь указала путь к возрождению, к национальному и духовному освобожден Епископ Рижский Иринарх (Попов) (1790-1877), на Рижской кафедре в 1836-1842 гг. Первое массовое движение среди латышей к принятию Православия возникло в 1841 году при епископе Иринархе (Попове), когда зародившееся в народных массах национально-освободительное движение обратило свой взор к Православию. Убедившись, что его догмы и каноны удовлетворяют духовным и национальным потребностям латышского народа, латыши шли в Православие тысячами. В кратчайший срок было образовано множество чисто латышских православных приходов. Против этого мощного стихийного национально-религиозного движения поднялись все те силы, для которых усиление позиций Православия в Латвии и пробуждение латышского национального самосознания были нежелательны. Эта печальная история окончилась оклеветанием и изгнанием из Риги епископа Иринарха и варварской расправой над перешедшими в Православие латышами. Но несмотря на учиненную немцами жестокую расправу, латыши не оставляли надежды перейти в " русскую веру " . Епископ Рижский Филарет (Гумилевский) (1805-1866), на Рижской кафедре в 1842-1848 гг. Репрессии и угрозы не устрашили преемника епископа Иринарха – епископа Филарета (Гумилевского) и новообращенных латышей. Встав на сторону национально-религиозного течения, епископ Филарет углубил и расширил достижения своего предшественника. Благодаря его ходатайствам было принято историческое решение Синода от 14.02.1846. " О национальном открытии эстонско-латышских школ в Риге для подготовки священников и учителей из настоящих эстонцев и латышей, которые в совершенстве знают эстонский и латышский языки, обычаи и уклад жизни " . Во вновь созданных школах учащиеся из латышских семей были обеспечены стипендиями.

http://pravoslavie.ru/5287.html

Особенно славился Иннокентий своим талантом проповедника, за что после его назовут «Русским Златоустом». Создал новую русскую школу проповедничества, далекую от внешней эффектности и учености. Оставил также много научных произведений и переводов. Во времена Крымской войны обходил ряды войск, чтобы ободрить героев, посещал раненых в лазарете. Прославлен Украинской Православной Церковью в 1997 году.   6. Святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский Родился в Тамбовской губернии в 1805 году. По некоторым данным, в юности посетил Саровскую пустынь, где старец Серафим сказал о нем «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж». В 1829 году был пострижен в монахи, с 1841 года — епископ Рижский. Во время его управления были открыты 63 прихода, сооружены 20 постоянных и и 43 временных церкви. Был сторонником распространения православия среди латышских и эстонских крестьян. С 1848 года епископ Харьковский и Ахтырский. Во время эпидемии холеры в 1866 году объезжал земли Черниговской епархии, чтобы поддержать прихожан. В поездке сам заболел холерой и скончался.   7. Преподобный Иоанн Святогорский, затворник В 7 лет узнал о подвиге преподобного Серафима Саровского, который спасался в затворе. Этот рассказ глубоко запал ему в душу, он с детства полюбил монашество и затворничество. По настоянию матери женился и открыл свою мастерскую и два постоялых двора. Однако после смерти жены, в 38 лет поступил в Глинскую пустынь Курской епархии. С первых дней отличался простотой и искренностью, проявил способность исцелять больных. Прожил в затворе 17 лет, причем первые 5 лет без печного отопления. Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься. От постоянного пребывания в темноте святой ослеп. В 1867 году старец скончался, со дня его смерти началось широкое народное почитание преподобного Иоанна. У мощей святого произошло множество чудесных исцелений. Прославлен Украинской Православной Церковью в 1995 году. 8. Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

  Основные даты жизни 1805 – рождение 1812 – обучение в Вышенской обители 1816 – обучение в Шацком духовном училище 1819 – обучение в Тамбовской духовной семинарии 1826 – поступление в Московскую духовную академию 1830 – иеромонах, бакалавр Церковной истории 1833 – инспектор академии 1835 – архимандрит, настоятель Московского Богоявленского монастыря, ректор МДА и профессор догматического богословия. 1841 – хиротония во епископа Рижского 1848 – переход на кафедру в Харьков 1857 – архиепископ Харьковский и Ахтырский 1859 – архиепископ Черниговский и Нежинский 1866 – скончался и погребен в Троицко-Ильинском монастыре в Чернигове Первые годы жизни (1805–1812) Архиепископ Филарет, в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, родился в 1805 году. Его отцом был священник села Конабеево Шацкого уезда Тамбовской губернии Григорий Афанасьевич Конабеевский, отличавшийся глубоким благочестием, был известен как замечательный проповедник и примерный пастырь. О рождении будущего архипастыря возвестил колокольным трезвоном юродивый Алексей, 25 лет подвизавшийся в подвигах поста и молитвы в селе Конабеево. Когда его спросили о причине звона, он ответил: «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить на всю Русь». С 5 лет Дмитрий пел на клиросе и знал наизусть почти всю Псалтирь. Однажды Дмитрий во время весеннего ледохода вскочил на льдину. Лед тронулся так быстро, что мальчик не успел заметить, как оказался в опасности. На берегу никого не было, и мальчик в слезах воскликнул: «Маменька! Помолись хоть ты за меня!» И вдруг льдину повернуло к берегу и притянуло к мысу. Дмитрий успел выскочить на берег. Мальчик так и не открыл родителям этот случай, но до конца жизни твердо знал, что был спасен по молитвам своей матери. Образование и воспитание (1812–1830) Священник Григорий большое внимание уделял воспитанию детей. Он каждый вечер собирал семью за столом и читал вслух из Пролога или из Житий святителя Димитрия Ростовского . Отец Дмитрия сам много времени посвящал занятиям с сыном. Уже будучи учеником Шацкого училища, Дмитрий на каникулах много времени проводил в занятиях с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Эту мысль русского писателя Н.Д. Тальберг и положил в основу своих исследований, присовокупив к ней суждение архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского , 1805–1866), согласно которому «знание истории Русской Империи – необходимое пособие для историка Русской Церкви». Историю, изложение которой зиждется на таких основаниях, вполне можно именовать историей воцерковленной. Издатель «Святой Руси» князь М.К. Горчаков, полагая, что она обращена, прежде всего, к молодежи, писал: «Нашей молодежи приходится расти в те времена, когда так называемое «культурное» человечество все более забывает «глагол, исходящий из уст Божиих», и смысл жизни своей видит только в заботах о «хлебе». ...Я хочу, чтобы молодежь поняла весь ужас замены основ христианства началами материалистической цивилизации. Я хочу, чтобы молодежь поняла всю красоту древней, одухотворенной Руси и сознавала, что воссоздать настоящую старую Россию можно только на основах Православия и что блага житейские будут прочны, если жизнь государства и личная будет проникнута духовными, чистыми началами. Верю, что русская молодежь со свойственной ей чуткостью все это поймет и, поняв, не будет блуждать по кривым западным дорогам, а станет стремиться выйти на прямой, широкий, исконный русский путь. И даст Господь Бог нашему юному поколению узнать во всей своей красоте возрожденную Святую Русь». Следует подчеркнуть, что в основе этой книги Тальберга (как и всех последующих его сочинений) лежали всем давно доступные источники, общеизвестные факты. Но история, но Россия на ее страницах были совсем другие. То была Россия в ее подлинной глубине, широте и высоте. Взгляд на нее был не со стороны, не через очки с европейскими линзами, не с точки зрения общечеловеческих ценностей. А что до фактов... то ведь правда фактов еще не есть истина. Достаточно вспомнить народную мудрость: «Я тебе такую правду расскажу, что хуже всякой лжи». «В день похорон, – вспоминал о Тальберге его сотоварищ по семинарии протопресвитер Михаил Помазанский (1888–1987), – когда еще так живо чувствовалась его душа среди нас, рука невольно потянулась к подаренному им экземпляру «Истории Русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

945 . Отзыв о сочинении г. Теплова под заглавием: Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, – 10с. – Отт. из: Отчет о двадцать восьмом присуждении наград графа Уварова... – СПб., 1886. 946 . Очерк истории Восточной Церкви по разделении ее с Западной до настоящего времени (IX-XIX вв.). – СПб.: Лит. Транше-ля, 947 . Подробный конспект по новой общей церковной истории. – СПб.: Лит. Траншеля, 1877. – 50 с. 948 . Церковная сторона болгарского вопроса. – СПб., 1888. – 30 с. – Отд. отт. из: Годичный акт Имп. С.-Петербургского университета за 1887 г. Составительство 949 . Михаил Палеолог (имп. визант.). Автобиография императора Михаила Палеолога и отрывок из Устава, данного им монастырю св. Димитрия: По рукописи Моск. синод, б-ки за 363 изд. [и сост. послесловие] проф. И. Троицкий . – СПб.: Тип. Елеонского, 1885. – 51с. – Текст рус., греч. – Извлеч. из: Христиан, чтение. – 1885. Литература о жизни, и деятельности 950 . Памяти заслуженного профессора Ивана Егоровича Троицкого : [Некролог и речи] – СПб.: Тип. Лопухина , 1901. – 26 с. – Из: Церков. вестник. – 1901. 951 . Памяти заслуженного профессора С.-Петербургской Духовной Академии и Университета Ивана Егоровича Троицкого (18апр. 1832 –2 авг. 1901): [Некролог и речи].– СПб.: Тип. Меркудцева. 1903. – 54 с., 1 л. портр. – Библиогр.: с. 27–5Г. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1901. – 32; Христиан, чтение. – 1903. – Май. Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич) (18051866) Филарет (в мире Димитрий Григорьевич Гумилевский) родился в 1805 году в семье священника села Конабеево Шацкого уезда Тамбовской губернии. В 1819 году при поступлении в Шацкое Духовное училище ему была дана фамилия Гумилевский. Преподобный Серафим Саровский предсказал: «Сей отрок будет великим светильником и прославится по всей Руси как ученый муж». По окончании Тамбовской Духовной семинарии в 1826 году поступил в Московскую Духовную Академию. 19 января 1830 года был пострижен в монашество с именем Филарет, в честь Филарета, митрополита Московского. В том же 1830 году был определен в Академию бакалавром церковной истории со званием соборного иеромонаха. В 1832 году занял кафедру Священного Писания, в 1833 году в связи с назначением на должность инспектора Академии перемещен на кафедру нравственного и пастырского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

556 Серафим, (С. В. Глаголевский, 1757–1843), епископ Смоленский и Дорогобужский (1805–1812), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский (1821–1843). – Прим. сост. 558 В 1714 г. в связи с ремонтом собора открылись нетленные мощи, в 1820 г. стали появляться записи о чудесах на гробнице святителя. 7 августа 1832 г. состоялось церковное прославление. 560 14 ноября 1864 г. архиепископ Иосиф был уволен на покой в Воронежский Митрофановский монастырь по потере зрения. – Прим. сост. 561 Кирилл (К. Л. Богословский-Платонов, 1788–1841), архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский. В период переписки епископ Вятский (1827–1832), архиепископ Каменец-Подольский (1832–1841). Активный участник в деле перевода на русский язык Священного Писания, доктор богословия, строгий аскет и яркий проповедник. См. о нем в письме на с. 488. – Прим. сост. 564 Леонид (Л. В. Краснопевков, 1817–1876), в период переписки епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1859–1876), впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский. В его судьбе митрополит Филарет принимал непосредственное участие: Краснопевков, после смерти отца, по предложению Московского митрополита переехал из СПбДА в Троице-Сергиеву лавру для продолжения духовного образования. – Прим. сост. 567 Ответ на поздравление московского духовенства с сорокалетием служения на московской кафедре (3 июля 1821 г.). – Прим. сост. 576 Савва (И. Тихомиров, 1819–1896), архиепископ Тверской и Кашинский. В период переписки епископ Полоцкий (1866–1874). При монашеском постриге получил от митрополита Филарета в дар параман и рясу. Был, по словам митрополита, «правой рукой и лучшим помощником» – викарием Московской епархии. Известен своими учеными и литературными трудами. – Прим. сост. 578 Филарет (Д. Г. Гумилевский, 1805–1866), постриженник и любимый ученик митрополита Филарета. В период переписки ректор Московской духовной академии, епископ Рижский, а впоследствии архиепископ Черниговский и Нежинский. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Важнейшие труды Порфирия Письмена Кинея Манафы на синайских утесах (СПб., 1857); Вероучение египетских христиан (коптов) (СПб., 1856); Христианский Восток (1857); Мнение о синайской Библии (1862); Путешествие в нитрийские монастыри в Ливии (Труды Киевской Академии, 1868–1869); Восток христианский. Абиссиния (Труды Киевской Академии, 1866), Богослужение абиссинцев (Труды Киевской Академии, 1869); Восток христианский. Сирия (Труды Киевской Академии, 1874–1875); История Афона (первоначально в Трудах Киевской Академии, потом отдельным изданием); Первое путешествие в афонские монастыри и скиты (Киев, 1877 и М., 1881); Стихотворные пииты (Труды Киевской Академии, 1878); Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди (Труды Киевской Академии, 1879); Второе путешествие в афонские монастыри (М., 1880); Дионисий Ареопагит и его творения (Чтения Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, 1885). – Прим ред. 12 Иван Матвеевич Бобровницкий – богослов (1813–1885). Окончил курс в Киевской Духовной Академии, где занимал кафедру греческого языка. Главный труд: О происхождении и составе римско-католической литургии и отличии ее от православной (1839; 1873 4 ). – Прим. ред. 13 Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805–1866) – известный богослов и историк Церкви, сын священника Шацкого уезда, который по селу носил фамилию Конобеевского. В Тамбовской семинарии за мало-рослосгь и смирение прозван был Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской Духовной Академии принял монашество с именем Филарета, в той же академии был профессором, инспектором и ректором. Он основал академический журнал «Творения святых отцов» в русском переводе с прибавлениями духовного содержания. Архимандрит с 1835 г., в 1841 г. рукоположен во епископа Рижского, в 1848 г. переведен в Харьков, в 1857 г. возведен в сан архиепископа, в 1859 г. перемещен в Чернигов, где основал «Черниговские епархиальные ведомости» и много сделал для умножения числа женских духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он умел передавать и самый стиль, литературную манеру священных писателей, и просодический строй библейской речи»  . Профессор И. Е. Евсеев подчеркивал, что меры, принятые против протоиерея Г. Павского, отрицательно сказались на всей русской библейской науке. По определению митрополита Филарета, закрытие российского Библейского Общества знаменовало «обратный ход к временам схоластическим». Тем не менее развитие русской библеистики продолжалось и в Николаевский период. Большой вклад в дело изучения Библии внес знаменитый патролог, историк Церкви и богослов, архиепископ Филарет (Гумилевский; 1805–1866). Им написаны «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа» (М., 1857, 3–е изд. 1884), «Учение апостола Павла об антихристе» (1862), «Опыт объяснения послания апостола Павла к Галатам» (1862), «Учение евангелиста Иоанна о Слове» (1865), «Евангелие святого Иоанна» (1865–1866) и другие работы  . В русской литературе по Священному Писанию возник в это время новый историко–синтетический жанр. Зачинателями его в России стали архиепископ Иннокентий (Борисов; 1800–1857) и протоиерей Александр Горский (1812–1875). Архиепископ Иннокентий, стяжавший славу «русского Златоуста», написал в 1828 году книгу «Последние дни земной жизни Иисуса Христа», неоднократно переиздававшуюся вплоть до первой мировой войны. Это был опыт исторического повествования, основанного на первоисточниках и построенного по законам художественной прозы  . В том же ключе написана протоиереем А. Горским «История Евангельская и Церкви Апостольской» (вышла посмертно в 1888 году). Горский, кроме того,был выдающимся текстологом и историком  . Оба — и Иннокентий, и Горский испытали на себе гнет цензурных условий, которые не позволили полностью раскрыться их щедрым талантам. 5. Поворотный пункт 20 марта 1858 года было знаменательным днем в истории русской Библии. В этот день Святейший Синод подписал определение, в котором говорилось, что «перевод на русский язык сначала книг Нового Завета, а потом постепенно и других частей Священного Писания необходим и полезен… К переводу сему должно приступить со всевозможной осмотрительностью через лиц, испытанных в знании еврейского и греческого языков, по избранию и утверждению Святейшего Синода»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Библиотека послевоенной Академии, создававшаяся заново в совершенно новых условиях, вынуждена была идти по иному пути, многие годы находясь в изоляции. Обслуживая значительно большее число читателей, библиотека переориентировалась так, что из библиотеки высшего духовного учебного заведения она, по существу, превратилась в универсальную библиотеку. На протяжении долгих лет, наряду с библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии, библиотека МДА была одним из главных информационных ресурсов Русской Православной Церкви. В настоящее время руководство библиотеки не теряет надежду возродить уровень дореволюционной библиотеки – исходя из современных условий и возможностей. За послевоенный период вплоть до начала XXI в. библиотекой руководило 15 человек, из которых двое проходили свое дальнейшее церковное служение в сане епископа: 1. Д.С. Дарский (1945–1946); 2. А.А. Туголесов (1946–1947); 3. М.Ф. Русаков (1947–1948); 4. А.В. Ушков (1949–1951); 5. С. Остроумов (1951–1952); 6. Иеромонах Афанасий (Кудюк) (1952–1955) 34 ; 7. Н.Н. Ричко (1955–1956); 8. В.М. Волков (1956–1959, 1963–1969); 9. Е.И. Молчан (1959–1963); 10. Прот. Владимир Кучерявый (1970–1983); 11. Иг. Филипп (Стецуренко), и.о. зав. библиотекой (1983–1984); 12. Иг. Феофилакт (Моисеев) (1984–1988) 35 ; 13. Прот. Вадим (Смирнов) (1988–1989); 14. Иг. Иеремия (Соловьев) (1989–1995); 15. Иг. Всеволод (Варющенко) (1996–2010); 16. Иг. Дионисий (Шленов) (с 2010 г. по настоящее время). За 200-летний период пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814–2014) библиотекой руководили 35 заведующих. Среди них: 15 монашествующих 36 , 4 представителя белого духовенства 37 , 16 мирян 38 . В подавляющем большинстве все они были выпускниками Академии и свое библиотечное послушание воспринимали как неотъемлемую часть своего академического служения. Среди них есть также один святой – иеромонах Филарет (Гумилевский) (1805–1866), знаменитый соратник святителя Филарета (Дроздова) на ниве духовного просвещения. После окончания Академии в 1829г. он был назначен заведующим библиотекой, а затем занимал должность инспектора (с 1833г.) и ректора Академии (с 1835г.). Впоследствии Филарет (Гумилевский) – епископ Рижский, затем Харьковский, скончался в сане архиепископа Черниговского. 14 апреля 2009г. он был причислен Украинской Православной Церковью к лику местночтимых святых Черниговской епархии. Его память празднуется 9/22 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010