Религиозные побуждения ими не руководили. Лютеранские круги, в лице некоторых помещиков и пасторов, сумели придать всему этому движению политический характер, изображая в виде бунта. Еп. Иринарх был удален и началось следствие об его действиях. Он был оправдан, как выявилась и правота прочего православного духовенства. Обнаружилось и тяжелое положение крестьянства. Генерал-губернатор бар. Пален всячески поддерживал интересы лютеран. Переход в Православие был дозволен крестьянам самим государем, но с непременным внушением, что они не получат за это никаких изменений в своих договорных отношениях с помещиками, а освободятся лишь от повинностей и платежей в пользу пасторов. Преемником владыки Иринарха стал выдающийся иерарх еп. Филарет (Гумилевский), — известный богослов и историк Церкви (1805-1866). Сын священника Шацкого у., Тамбовской г., носивший фамилию Конобеевского (по селу Конобееву), он за смирение и малорослость прозван был в тамбовской семинарии Гумилевским. Окончив иноком московскую дух. академию, он был в ней потом профессором и ректором, в сане архимандрита. В 1841 г. он был поставлен викарным еп. рижским. В 1845 г. повторилось движение местного крестьянского движения в отношении перехода в Православие. Сразу же выявилось и противодействие помещиков и пасторов. Во главе администрации оставался Пален. Православное духовенство делало все, что могло для поддержания движения. Нужные христианские книги переводились на латышский и эстонский языки. Знающие их вызывались к занятию священнических мест. Усилено было катехизаторство, чем опровергались заявления пасторов, что " попы " крестят, никого не научив своей вере. Строго соблюдались требовавшиеся формальности — прием в православие производился в присутствии властей-лютеран. Противодействия со стороны лютеран продолжались и доходили до клеветы. Изображалось положение так, что, якобы, крестьяне бунтуют и, прикрываясь религиозным движением, запускают свои обязательные работы. Вызвали такие нападки правительственное распоряжение о приостановке обращений в Православие на все время сельских работ, а также позднейшее распоряжение (1845) об обязательном 6-месячном сроке между заявлением о переходе и самим присоединением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Так, профессор Казанской Духовной Академии А.Ф. Гусев пишет «Давно и, между прочим, философом Лейбницем правильно объяснено, как нужно понимать слова Геласия, Феодорита и других о том, что в Евхаристии естество (φσις, natura) хлеба и вина не утрачивается, хотя хлеб и вино и становятся Телом и Кровью Спасителя. Поскольку остающиеся в Евхаристии виды хлеба и вина, – говорит Лейбниц в своей Системе богословия, – не отличаются нашими внешними чувствами от хлеба и вина, сохраняющих свою субстанцию, то древние иногда усвояли и им наименование прямо хлеба и вина. Так, когда папа Геласий I высказал, что в Евхаристии естество (natura) хлеба и вина остается, то под естеством разумел он здесь собственно внешние, доступные нашим чувствам, особенности хлеба и вина. В том же смысле выразился и Феодорит, говоря, что в том изменении хлеба и вина, какое изменение сам же он назвал преложением (μεταβολ), таинственные знамения (σμβολα), то есть хлеб и вино, не теряют естества (φσις) своего (cap. 226). Слова: φσις, natura действительно означают не только субстанцию, но и наружное качество, вид, положение, а потому и могли иногда употребляться в последних значениях Геласием и другими» 823 . Таким образом, модернисты напрасно ссылаются на авторитет Златоуста и Феодорита в своей борьбе с пресуществлением. Их позиция и в данном вопросе не выдерживает критики. Непрерывность традиции Верность православному евхаристическому благовестию сохранили и учёные богословы Православной Церкви. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866) учит, что в Евхаристии присутствует истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа 824 . Установительные слова Таинства Причащения он, в согласии с Церковью, понимает буквально. Видеть в повествовании об установлении Таинства Евхаристии ( Лк. 22:20 ) указание на сохранение хлеба после освящения он считает невозможным, поскольку это не оправдано «грамматически», ни «предметно» 825 . «Сомневаться в собственном значении слов Спасителя, сказанных о Чаше и хлебе Вечери Его» Филарет считает недопустимым 826 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

13)Александр Троянский (1800–1818), священник, преподавал татарский язык. Им составлены татарская грамматика и татарский словарь. В 1810 г. Высочайшим именным указом, по засвидетельствованию коммиссии дух. уч. о полезных трудах его в составлении татарской грамматики, награжден камилавкою. В 1818 г., по открытии семинарии и училищ, семинарским Правлением назначен был учителем татарского языка в казанском училище. Скончался в 1824 году. 14)Филипп Раев, священник, с 1806 по 1818 г. Скончался протоиереем Владимирского собора в 1858 году. 15) Андрей Рудольский (1801–1815). В октябре 1815 г. выбыл в светское звание с чином 10 класса. После был в Москве учителем немецкой школы и там скончался. 16)Александр Cm. Протопопов (1804–1805). После с 1805 г. был учителем алатырского и с 1815 г. надзирателем курмышского духов, училищ. Училища эти считают его своим благотворителем, потому что он много помогал бедным ученикам. В 1814 г. в г. Курмы- ше он открыл русское училище, построил для него собственным своим коштом деревянный дом, и, желая споспешествовать общественной пользе, исправлял в нем должность учителя совокупно с должностию надзирателя без всякого от казны жалования, будучи при том обязан по званию своему и другими общественными должностями. В 1817 году при энергическом содействии его было преобразовано курмышское училище по уставу приходских и уездных училищ. 17)Христофор Воинов (1805–1813). 18)Матфей Огнев, священник (1806–1807). 19) Алексей Бальбуциновский (1805–1812). После был протоиереем в Козмодемьянске. Скончался около 1845 г. 20)Иван Пляцидовский (1807–1813). После был чиновником консисторским и на этой службе скончался. 21)Анастасий иеромонах, урожденец полтавской епархии (1808–1815). По окончании курса в полтавской семинарии 1805-го, уехал в Новгород вместе с своим земляком, иеромонахом Епифанием Капивецким, назначенным на должность учителя новгородской семинарии. Здесь он, по совету земляка, слушал богословские уроки 1805–1806. В октябре 1806 г. иеромонах Епифаний переведен был в александроневскую академию и был в этой должности до февраля 1808 года. В это время, 1806–1808 г., Анастасий под старым руководством продолжал образование в академии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1811 по 1813 год философского класса не было. С 1813 по 1818 год до самого преобразования семинарии учителем философии был префект игумен Иероним. Обо всех этих лицах было говорено выше. Учителями риторического класса были: первый – Василий Квашнин до 1804 года; с 1804 по 1805 год протоиерей Василий Дьяконов; в 1805 г. ректор архимандрит Парфений; с 1805 по 1806 год священник Дмитрий Квашнин; – в 1806-м году священник Квашнин был уволен от учительской должности по невозможности совместить приходские обязанности с семинарской службой; после он был кафедральным протоиереем и библиотекарем семинарии, а со времени преобразования семинарии ректором Пермского училища. На место Квашнина поступил игумен Гавриил и был учителем риторики до 1811 года. По удалении от должности игумена Гавриила с 1811 года по 1812 учителем риторики был протоиерей Никифор Пономарев, с 1812 по 1813 протоиерей Василий Дьяконов, с 1813 по 1818 иеромонах, потом игумен, Иннокентий 37 . Учители пиитического класса: Пиитика сделалась особенным классом с 1805 года. Первым ее учителем с 1805 по 1807 год был игумен Гавриил; с 1807 по 1810 год Яков Коровин, впоследствии иеродиакон, и потом иеромонах Иннокентий: с 1810 по 1811 год протоиерей Никифор Пономарев; с 1811 по 1813 опять иеромонах Иннокентий; с 1813 по 1815 Василий Прибылев – осинского уезда Оначевского села священнический сын, обучающийся и окончивший курс в Пермской семинарии. В 1815 году Прибылев помер. С 1815 по 1818 год учителем пиитики был Ипполит Капустин – шадринского уезда Батуринского села священнический сын, обучавшийся и окончивший курс в Пермской семинарии 38 . Учители высшего грамматического, иначе синтаксического класса: Первый учитель этого класса иерей Иоанн Попов уволен с учительской должности в 1803 году; в том же году был переведен на священническое место в г. Екатеринбург, где был в горной школе риторики и благонравия учителем; в 1814 году произведен в протоиерея к шадринскому Преображенскому собору и определен членом шадринского духовного правления: с 1816 по 1818 год был инспектором Далматовского духовного училища; с 1824 года благочинным и цензором проповедей, с 1830 года миссионером по уездам шадринскому и камышловскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дальнейшем, завершив последовательно обучение в Тобольской семинарии и Санкт-Петербургской Александро-Невской академии, Г. И. Мансветов в 1799 г. был определен на должность учителя красноречия, математики и немецкого языка в Тобольскую семинарию. После женитьбы на дочери тобольского купца Анне Седых молодой учитель семинарии принял сан священника и 9 сентября того же года был рукоположен в дьякона церкви Архистратига Михаила Архангела г. Тобольска. В 1803 г. вновь назначенный в Тобольскую епархию архиепископ Антоний (Н. И. Знаменский ) определил Г. И. Мансветова на служение в должностях священника в кафедральном соборе Софийско-Успенского собора г. Тобольска, члена консистории Тобольской епархии и цензора проповедей. На официальном сайте Тобольской митрополии, в разделе, посвященном истории Тобольской православной духовной семинарии представлены некоторые имена ее воспитанников, «внесших значительный вклад в дело устроения отечественной культуры». Среди наиболее известных выпускников духовной школы отмечается и фамилия Г.И. Мансветова, – «выпускника, потом преподавателя семинарии (1799–1805)» 4 . На основании данных Тобольской митрополии можно утверждать, что служение Г. И. Мансветова по линии Тобольского епархиального ведомства продолжалось с 1799 по 1805 г. В последующем церковное служение отца Григория прослеживается с того же 1805 г., но по линии военно-духовного ведомства. По утверждению Н.И. Лебедевой, «одним из самых известных сибирских священников был настоятель церкви Ширванского мушкетерского полка (с 1805 г.), стоявшего близ г. Омска и переведенного в Европейскую Россию в 1807 г. – протоиерей Г. И. Мансветов » Указанный Лебедевой год перевода Ширванского пехотного полка на территорию европейской части Российской империи представляется не совсем точным. По данным фондов Государственного архива Омской области, в период между боевыми действиями стран антифранцузской коалиции в 1805–1807 гг. и Отечественной войной 1812 г. происходило формирование сибирских регулярных воинских частей. При этом учрежденная еще во времена императора Петра I Сибирская военная инспекция была преобразована в 24-ю пехотную дивизию, в состав которой и вошел 84-й Ширванский мушкетерский (с 22 февраля 1811 г. – Ширванский пехотный) полк. В донесении от 18 июля 1808 г. на имя военного министра А.А. Аракчеева сибирский генерал-губернатор И.Б. Пестель отмечал, что получил указ императора Александра I «о выводе из Сибири двух драгунских, двух мушкетерских и 1 егерского полков» 5 . В ордере провиантскому комиссионеру Симанову от 4 августа 1808 г. И.Б. Пестель доводит срок вывода к г. Казани Ширванского мушкетерского полка из Омской крепости – 10 августа 1808 г. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Студенты в новых языках так успевали, что некоторые могли свободно объясняться на том или другом и писали сочинения; таковы Гурий Ласточкин (1802), Петр Талиев (1801), Николай Милонов (1810–1812), Андрей Мироносицкий (1802). В продолжении курса богословского студенты были определяемы учителями новых языков в низших и средних классах, напр. Талиев (1801), Милонов (1811–1812), Полиновский (1805), А. Протопопов (1804), А. Бальбуциновский (1805–1806), М. Ясницкий и А. Терновский (1816) и др. Студент богословия Гурий Ласточкин прямо, по окончании курса в 1802 г. сделан был учителем высшего французского класса. Преподаватели немецкого языка были: Яков Архангельский (1801–1808;, Андрей Мироносицкий (1802–1804), Андрей Рудольский (1803–1815) А. Протопопов (1804– 1805), Михаил Полиновский (1805–1818), Иван Пляцидовский (1807–1813), Петр Кочетков (1818–1814), Алексей Боголюбов (1814–1818), Матфей Ясницкий (1816) и Андрей Терновский (1816). Французский язык преподавали: Петр Талиев (1801– 1818), Гурий Ласточкин (1802– 1804), Алексей Бальбуциновский (1805–1812), Михаил Вознесенский (1808– 1809), Николай Милонов (1810–1816), Василий Иванов (1816–1818), Черников Петр (1812 –1814), Михаил Скворцов (1812–1813, Василий Эндимионов (1814–1816) и Василий Яблонский (1816). В 1800 г., когда закрыты были ново-крещенские школы, пр. Серапионом открыт был при академии класс татарского языка. Класс этот не для всех был обязателен: в послеобеденные часы его посещали, по собственному желанию, студенты и ученики всех классов. Число охотников обучаться татарскому языку всегда было не велико от 20–100 человек. Некоторые воспитанники из других инородческих епархий, приготовляющиеся в академии к учительским должностям, по предписанию местных семинарских правлений, обязывались изучать татарский язык. Так вятское семинарское правление в 1815 г., предположивши открыть в своей семинарии татарский класс, чрез академические правление обязало студента богословия вятской епархии Гавриила Сперанского обучаться татарскому языку для определения его после учителем оного языка в вятской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При имп. Александре I Павловиче увеличилось количество членов ордена, развивались его структуры как в Российской империи, так и за ее пределами. В 1802 г. в России находилось 247 И. (113 пресвитеров, 78 схоластиков, 56 братьев), в 1805 г.- 333 (145 пресвитеров, 100 схоластиков, 88 братьев). Открыты новициаты в Динабурге (1802) и Пуше (совр. Латвия; 1811), коллегии в Могилёве и Мстиславле (1799), в Романове (1811), резиденции в Краславке (ныне Краслава, Латвия; 1811) и Ужвальде (1813). По приказу императора для окормления католиков-колонистов и переселенцев были учреждены миссии в Поволжье (Саратов, 1803) и в Новороссии (Одесса, 1804), в 1804 г. возобновлена миссия И. в Риге, где в 1810 г. были созданы школы для мальчиков и девочек. С 1805 г. неск. И. служили в католич. ц. Вознесения Господня в Астрахани, где помимо окормления армяно-католиков и католиков лат. обряда они проповедовали среди калмыков. После согласований с Римом в 1803 г. Грубер разрешил частично возобновить деятельность Английской пров. ордена (в Стоунихёрсте). В 1804 г. И. в России оказали помощь в восстановлении иезуитских провинций в Королевстве обеих Сицилий, в том же году была создана миссия в Нидерландах. В 1804 г. по предложению бывш. иезуита Балтиморского еп. Джона Кэрролла Грубер дал согласие на открытие новициата и организацию провинции в США. В 1805 г. Грубер направил в Китай 3 И., однако открытие их миссии было запрещено Конгрегацией пропаганды веры. После гибели Грубера (26 марта 1805) во время пожара в доме И. в С.-Петербурге 2 сент. 1805 г. новым генералом был избран Тадеуш Бжозовский . При нем в 1807 г. из Астрахани в Моздок были направлены 3 пресвитера-И., их миссия, включавшая начальную школу и больницу, просуществовала в городе до 1827 г. Для окормления католиков в Сибири (в основном ссыльных поляков) по просьбе кн. А. Чарторыйского в 1812 г. были организованы миссии И. в Иркутске и Томске. По просьбе Бжозовского и при поддержке посла Сардинского королевства гр. Ж. де Местра , а также ряда лиц в рус. правительстве (В. П. Кочубея, И. В. Лопухина) 12 янв. 1812 г. имп. Александр I подписал указ о преобразовании Полоцкой иезуитской коллегии в академию (см. ст. Академии духовные католические в России ), приравненную по статусу к ун-ту. В ведение Полоцкой академии передавались иезуитские коллегии и школы в Российской империи. В 1815 г. в коллегиях и школах И. обучалось ок. 2 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/293585.html

2) Над западными св. вратами – церковь во имя Спасова Нерукотворного образа начата строением в 1800 году, Октября 16, при Преосвященном Павле, Архиепископе Тверском, окончена в 1805 году иждивением Графини Анны Иродионовны Чернышевой, освящена того же года Августа 10 дня Старицкого Успенского монастыря Архимандритом Анастасием. Церковь сия достойна замечания по особенной архитектуре и внутреннему убранству; 3) По той же западной линии от этой церкви к югу – Настоятельницкие двухэтажные КЕЛЬИ, построенные в 1805 году; 4) к северу от оной же церкви – двухэтажные ГОСТИНЫЕ КЕЛЬИ, построенные иждивением упомянутой Графиней Чернышевой; 5) кругом монастыря – ОГРАДА с въезжими с восточной стороны воротами и наугольными четырьмя башенками. Восточная, северная и южная часть ограды построены в 1779 году, а западная, между Настоятельницкими и гостиными кельями и башенками юго- и северо-западными, полуциркульная с переходами, сооружена в 1805 году; 6) монахиньские КЕЛЬИ расположены в две линии подле южной и северной ограды. Все они строения деревянного; 7) внутри, города Твери – каменная ЧАСОВНЯ, построенная в 1805 году. В этом монастыре имеется образ Божьей Матери Тихвинская, почитаемый Чудотворным, а в монастырь привнесённый монахиней Еленой Григорьевной Ростопчиной около 1703 года. Обстоятельные сведения о нём и о чудесах, бывших от него, имеются в монастырских записках. В 1803 году, по прошению Тверских граждан, учреждён в обитель сию крестный ход из Тверского Преображенского Кафедрального собора в 26 день Июня; при возвращении крестного хода в собор сопровождается оный иконой Божьей Матери Тихвинская, которая и остаётся в этом соборе до (другого) крестного хода в Желтиков монастырь в первый воскресный день после Петрова дня (29 Июня) на память Св. Арсения, Епископа Тверского. Из Желтикова монастыря препровождается в этот Рождественский с полной духовной церемонией. В 1808 году в этой обители учреждён общежительный устав. Этот монастырь многократно удостоен был Высокомонаршего внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1831 году протоиерей Попов награжден был бархатной фиолетовой камилавкой. Он кончил жизнь в монашестве, – сколько нам известно, в одном из монастырей Киевской епархии. После Иоанна Попова учителями высшего грамматического класса были: с 1803 по 1805 год священник Дмитрий Квашнин, с 1805 по 1807 год Михаил Флоровский, города Екатеринбурга священнический сын, обучавшийся сначала в Тобольской семинарии, окончивший курс в Пермской, – поступил после в медико-хирургическую академию; с 1807 по 1810 год Алексей Вишневский, в 1808 году постриженный в монашество с наименованием Иустином 39 ; с 1810 по 1811 год иеромонах Иннокентий, с 1811 по 1813 Василий Прибылев; с 1813 по 1815 Ипполит Капустин; с 1815 по 1818 Павел Буров шадринского уезда Ольховской слободы священнический сын, обучавшийся в Пермской семинарии. Учители среднего грамматического класса: первый учитель этого класса Иван Брызгалов в 1804 году произведен был во священника к Пермскому кафедральному собору; в 1805 году уволен от учительской должности и переведен священником в Богословский завод, оттуда в 1807 году перемещен священником же в Баженовское село ирбитского уезда и определен благочинным; в 1816 году произведен в протоиерея; в 1830 году переведен к градо-чердынскому Воскресенскому собору и определен благочинным градских и некоторых уездных церквей и присутствующим чердынского духовного правления; в 1831 году награжден бархатной фиолетовой скуфьей; в 1832 году определен смотрителем чердынского духовного приходского училища. После Брызгалова с 1805 по 1807 год учителем среднего грамматического класса был Михаил Кириллов. Он был сын Пермского кафедрального собора протоиерея Иоанна Кириллова, обучался в Тобольской семинарии до риторики, окончил курс в Пермской и определен сначала учителем информаторического класса, а потом перемещен в средний грамматический. В 1807 году Кириллов уволен от учительской должности и поступил в Гороблагодатский Кушвинский завод на священническое место кандидатом, при чем определен был учителем тамошней главной горной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Митрофан Иванович Окин (по другой фамилни Кр??певков), с 21 апр. 1800 г. по 15 авт. 1805 г. Родился 4 июпя 1739 г. Коломенской епархии, Каширского уезда, в селе Тешилове от церковника того села, Ивана Алексеева. Отец его, по перечислении в 1744 г. из Коломенской епархии в С.-Петербургскую, определен был дьячком в Ропшинскую церковь ; при нем находился и сын его Митрофан, который, по произведении в 1751 году отца его во священники в Стрелину мызу, в 1752 г. взят был в семинарию, где, обучаясь, слушал Богословие, и 17 сент. 1764 г. вышел из семинарии. Женившись на купеческой дочери, он 8 ноября 1764 г. произведен во диакона первоначально к церкви святой живоначальной Троицы, что на большой Охте, потом 21 окт. 1765 г. перемещен в Новодевичий Воскресенский монастырь, на место умершего первенствующего диакона Иоанна Иоакимова, за тем отсюда, 29 сент. 1766 г., в Петропавловский собор, где 22 декабря того же года удостоен был степени протодиакона. Марта 20 дня 1770 г. произведен во священника в морской собор, на место произведенного в протоиерея того же собора священника, Василия Алексеева, где и был сначала на линии 3 священника, а потом с 20 апр. 1800 г. протоиереем, по увольнении означенного Алексеева в Александроневскую лавру, в число братства. Скончался 15 авг. 1805 г., 62 лет. Вот что сказано в клировой ведомости 1805 г. о служебной деятельности сего протоиерея «с 1770 г. находясь при морском соборе, кроме должности, по званию священника, был в продолжении нескольких лет при увещании находящихся в разных местах под судом, именно: в л. гв. Семеновском полку по 1780 г., в Адмиралтействе, в Генеральной коммисии, и в Морской госпитали по 1797 г.» 1801 г. марта 2 дня удостоен, в отличие, фиолетовой бархатной камилавкой, а 1804 г. марта 4 дня награжден наперсным крестом. Протоиерей Иван Степанович Веселовский, с 5 сент. 1805 г. по 9 июля 1831 г. Уроженец города Великих Лук, сын священника церкви Введения Пресвятой Богородицы Степана Петрова. Окончил курс в Новгородской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010