Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей. Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходны образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский языки. Проповеднический талант Иннокентия развился, главным образом, благодаря изучению Иоанна Златоуста , Боссюэ, Массильона и других знаменитостей Запада. § 45. Филарет Гумилевский, архиепископ Черниговский (18051866) В миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, известный богослов и историк церкви, сын священника Шацкого уезда, который носил фамилию Конобеевского; в тамбовской семинарии за малорослость и смирение был прозван Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Филарет; в той же академии был последовательно профессором, инспектором и ректором. Обладая обширной начитанностью, Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Архимандрит с 1835, Филарет в 1841 рукоположен во епископа Рижского, в 1848 переведен в Харьков, в 1857 возведен в сан архиепископа, в 1859 перемещен в Чернигов. В миру Василий Михайлович Дроздов. Родился в г. Коломне Московской губернии. Первоначальное образование получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 он перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 написал четверостишье по-гречески в честь митрополита Платона (Левшина) и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

До 1700 г. большая часть монастырей юго-запада еще исповедовала православие, вытерпев и льстивые предложения, и жестокие гонения со стороны римского фанатизма. 1 Крест, устроенный пр. Евфросиньей, княжной полоцкой, в 1161 г. шестиконечный (Описание и изображение при кн. Историч. сведения о пр. Евфросинии, Спб. 1841). На серебр. медали св. Владимира в правой руке св. князя крест четвероконечный (Калайдович в Лет. Общ. Древн. России кн. 2 стр. 163). Крест, устроенный в 1224 г. в Юрьев-польском, четвероконечный, он и ныне цел. На фресках и мозаиках Софийского собора кресты в руках мучеников и мучениц иные четвероконечные, а другие пятиконечные, шестиконечные и осьмиконечные (см. опис. и снимки изображений в Журн. Мин. Нар. Просв. 1844 г. 1. Фундуклея Обозр. Киева 30 – 41). Кресты на мраморной гробнице вел. кн. Ярослава сына св. Владимира – четвероконечные (См. изображение гробницы при описании Киево-Софийского собора, Киев 1825). На золотой панагии мученик в правой руке держит крест четвероконечный; то и другое найдено в Киеве и принадлежит домонгольскому времени (См. о древностях, найденных в Киев в 1 кн. 3 част. Трудов Общ. Древност. Росс.) На сосудах пр. Антония Римлянина – кресты четвероконечные (Снегирева Памят. Древности тетр. 3 стр. 36). 2 Беседа митрополита Филарета о пятипросфории (Христ. чт. 1836 ч. 4. стр. 97. 94): «В харатейном служебнике патриаршей библиотеки века XIV, после наставления о агнце, все прочее действие над просфорами описано следующими словами: «А се въимая просфору в честь святому, его же будет праздник: приими Господи Боже Иисусе Христе жертву сию в честь и в славу святому имрекя. А се за крестьяны: приими Господи Боже Иисусе Христе жертву сию за раба Божия имрекя в здравие, в спасение. А се за упокой». Харатейный служебник соф. новгород. библ. 59) века XIV и другой служебник той же библиотеки XIII в. 55) показывают пятипросфорие: там и здесь показаны: 1) агнец, 2) богородичная, 3) святых, 4) о здравии, 5) за упокой. Читать далее Источник: Архиепископ Филарет (Гумилевский, 1805–1866) 76. Сокращенная история Русской Церкви Филарета, архиепископа Черниговского. – СПб.: Синод, тип., 1869. – 232 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; 1805–1866), архиепископ, церковный историк. Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867), святитель, митрополит. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1819 г. архиепископ Тверской. С 1820 г. архиепископ Ярославский, с 1821 г. архиепископ Московский. С 1826 г. митрополит Московский и Коломенский. Святитель Филарет занимался переводом текстов Священного Писания на русский язык, составил краткий и пространный православные катехизисы. Филарет (Линчевский Андрей Константинович; 1873–1941), архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Черкасского и Чигиринского, викария Киевской епархии. Арестован в 1923 г., сослан в Уральскую обл. С 1932 г. архиепископ Винницкий. С 1933 г. архиепископ Уманский, викарий Киевской епархии; с 1934 г. архиепископ Волынский и Житомирский. Умер в заключении. Филарет (Раменский Феодосий Евграфович; 1880–1937), епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии. До ареста в 1937 г. служил в различных храмах Минской епархии. Расстрелян. Филарет (Яценко Лаврентий Тарасович; 1864–1951), обновленческий «митрополит». С 1914 г. наместник Симонова монастыря в Москве. С 1922 г. в обновленческом расколе. В 1924 г. хиротонисан в обновленческого «епископа Ахтырского, викария Харьковской епархии», занимал ряд обновленческих кафедр. С 1943 г. обновленческий «митрополит». Скончался в расколе. Филипп (Гумилевский Сергей Николаевич; 1877–1936), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Арестован в 1923 г., был в заключении и ссылке. С 1927 г. архиепископ Звенигородский, временно управляющий Московской епархией. С 1927 г. член Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . В 1931–1934 гг. находился в заключении в лагере. С 1936 г. архиепископ Владимирский. Арестован в 1936 г. Умер в Ивановской тюрьме. Филипп (Перов; 1877–?), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Валуйского, викария Воронежской епархии. С 1923 г. епископ Нижне-Ломовский, временно управляющий Пензенской епархией. С 1927 г. епископ Пензенский. Арестован в 1927 г., сослан. С 1929 г. епископ Саранский. С 1934 г. архиепископ Саранский. С 1937 г. архиепископ Сталинградский и Астраханский. Дальнейшая судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

141 . Воронец Е. Ф. К воспоминаниям о скончавшемся в Бозе протоиерее Александре Васильевиче Горском. – Харьков: Тип. Зильберберга, 1877. – 34 с.: портр. 142 . Памяти ректора Московской Духовной Академии доктора богословия протоиерея Александра Васильевича Горского. – М.: Унив. тип., 1875. – 61 с. 143 . Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский: (Опыт биогр. очерка). – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1897. – 174 с., 1 л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1896. – 1–12. 144 . Посвящается памяти протоиерея Александра Васильевича Горского//Богослов, вестник. – 1900. – Т. 3. – С. 369–560. 145 . Постников П. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского. – Б.м., – 91 с., 1 л. портр. – Биб-лиогр.: с. 2–8. – С автогр. – Из: Сб. Духов. Акад. 146 . Протоиерей А.В. Горский (1812–1962)/А. С-ов//Журнал Моск. Патриархии. – 1962. – 10. – С. 72–80. 147 . Протоиерей Александр Васильевич Горский в воспоминаниях о нем Московской Духовной Академии в двадцать пятую годовщину со дня его смерти 11 и 22 октября 1900 года: С приложением некоторых неизданных бумаг из архива А.В. Горского. – [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1900. – 222 с., 1 л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1900. – 1. 148 . Смирнов С. И. Александр Васильевич Горский: Речь, произнесенная на торжественном собрании в память А.В. Горского в Московской Духовной Академии 22 окт. 1900 г. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1901. – 63 с., 1 л. портр. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1900. – 11. 149 . Смирнов С. И. Воспоминания о покойном ректоре Московской Духовной Академии протоиерее Александре Васильевиче Горском: (Речь, произнесенная проф. С. Смирновым на годичном акте Московской Духовной Академии 1 окт. 1876 г.). – М.: Унив. тип., 1876.– 38с. 150 . Филарет (Гумилевский Д.Г.; 1805–1866). Письма Филарета, архиепископа Черниговского, к А.В. Горскому/С примеч. протоиер. С. Смирнова . – М.: Тип. Волчанинова, 1885. – 309 с. 151 . Филиппов Т.Н. А.В. Горский: [Некролог]: Читано в заседании 23-го окт. С.-Петербургского общества любителей духовного просвещения. – [СПб.]: Тип. Балашова, 1875. – 10с. – Извлеч. из: Журнал М-ва нар. просвещения. – 1875. – 11. Евгений (Болховитинов Евфимий Алексеевич) (1767–1837)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

209 Град Божий (лат.). 210 Тысячелетнее царство Христа — пророчество, содержащееся в «Откровении Иоанна Богослова» (Откр.20:4–6), о «первом воскресении» святых, которые будут царствовать с Иисусом Христом в течение тысячи лет, до Страшного суда, пока будет скован сатана. В еретических интерпретациях (например, у Иоахима Флорского) это пророчество воспринималось как возможность наступления блаженной жизни еще в земном бытии мира. Подробнее см.: Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм//Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 417–427. 211 божественный цезарь (лат.). 212 государства Христа (фр.). 213 даю, чтобы ты дал (лат.). 214 Пятидесятница (библ.) — сошествие Св. Духа на апостолов вскоре после вознесения Христа (Деян.2:1–4), в день праздника пятидесятницы — праздника жатвы первых плодов (Исх.23:16). 215 Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский) (1805–1866) — русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841 г.), с 1859 г. архиепископ Черниговский. Профессор и ректор Московской Духовной академии, основал журнал «Творения св. отцов в русском переводе». Основные труды — «История Русской Церкви» (1847), «Православное догматическое богословие» (1864). 216 Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) (1815–1894) — епископ Владимирский; богослов, духовный писатель. С 1872 г. жил в затворе. 217 Халкидонский догмат — один из основных догматов христианской Церкви, гласящий о «неслиянности и нераздельности» божественной и человеческой природ Христа; сформулирован на Халкидонском соборе 451 г. в борьбе против последователей Нестория, учивших о том, что Христос был рожден человеком и лишь позже принял божественную природу. 218 третий род (лат.). 219 Давид — царь Израильско–Иудейского государства в конце XI в. — около 950 г. до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. 220 « Послание восточных патриархов» — послание, в котором изложены основы православной веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

787 Речь идет о посещении МДА 17–18 января 1895 г. о. Иоанном Кронштадтским , встреча с которым привела к необычному подъему ревности в духовной жизни. Отец Иоанн отслужил в академической Покровской церкви всенощное бдение и Божественную литургию, очевидцами отмечалось «отрадное выражение высокого молитвенного настроения и неожиданное для молящихся приобщение 27 студентов Святых Христовых Тайн» (см.: Соколов В.А. Посещение Московской Духовной академии о. Иоанном Кронштадтским /БВ. 1895. Т. 1. 2. С. 279–289). Иоанн Кронштадтский (протоиерей Сергиев Иоанн Ильич, 1829–1908) – святой, праведный. Канонизирован на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 1990 г. 788 Филарет (Гумилевский (Конобеевский) Дмитрий Григорьевич, 1805–1866), архиепископ Черниговский и Нежинский (1859), доктор богословия (1860), церковный историк. Во время учебы в Тамбовской ДС за малорослость и смирение был прозван Гумилевским (от лат. humilis – смиренный), 19.01.1830 г. пострижен в монахи, рукоположен во иеромонаха. Окончил МДА со степенью магистра богословия (1830), вскоре был назначен профессором нравственного и пастырского богословия. Инспектор МДА (1833–1835) с возведением в сан архимандрита (1835), ректор МДА (1835–1841). 21.12.1841 г. хиротонисан во епископа Рижского, викария Псковской епархии. Епископ Харьковский и Ахтырский (1848–1857), возведен в сан архиепископа (1857). Наиболее известные труды: «Православное догматическое богословие» (Чернигов, 1864), «История Русской Церкви в пяти периодах (988–1826)» (М., 1847–1848), «Историческое учение об отцах Церкви» (СПб., 1859). О Филарете (Гумилевском) см.: ЦИАМ, Ф. 229. Оп. 4. Д. 1077. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5245. Личное дело преподавателя МДА; РГИА, Ф. 796. Оп. 439. Д. 902. Личное дело служащего по духовно-учебному ведомству; Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. М., 1887. 790 Речь идет о рубрике «Дневники», представлявшей собой заметки редактора газеты «Гражданин» о текущих событиях. Мещерский Владимир Петрович (1839–1914) – князь, писатель, публицист. Окончил училище правоведения в С.-Петербурге (1857), с 1869 г. – камергер. В 1860-е гг. входил в ближайшее окружение сыновей Императора Александра II – Великих князей Николая Александровича и Александра Александровича. Издавал газету-журнал «Гражданин», на которую в царствование Императора Александра III получал правительственную субсидию, а также газеты «Воскресенье» и «Русь», являлся членом Союза Русского народа. Несмотря на скандальную репутацию» пользовался заметным влиянием при дворе

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловской губернии в 1802 г. Окончил Орловскую Духовную Семинарию и Киевскую Академию. Как преподаватель церковной словесности в академии много сделал для развития этой науки, оставив сочинение: «Чтения о церковной словесности», которое раскрывает дух церковной проповеди, как он открывается в Библии и у великих отцов Церкви. Для успеха проповеди он требует от проповедника аскетического благоговейного настроения, проникновения предметом проповеди и своим священным призванием. Умер в 1840 году.    После него осталось 17 бесед об отношении Церкви к христианам, где проводится та мысль, что Церковь есть мать наша. Беседы написаны с одушевлением и искренностью, речь метка и проста, отличается церковно-библейским духом.    Филарет, архиепископ Черниговский (Димитрий Гумилевский), родился в 1805 г. в Тамбовской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, где на 2 курсе принял монашество, был потом профессором, инспектором и ректором ее. В 1841 г. рукоположен во епископа Рижского и много потерпел от лютеран, трудясь на пользу Православия. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. в Чернигов. Умер в 1866 г., пожертвовав собой ради паствы во время эпидемии холеры.    Архиепископ Филарет известен как знаменитый ученый — богослов-догматик, историк и археолог. Капитальнейшие из его многочисленных сочинений: «Православное догматическое богословие» (2 части), «Историческое учение об Отцах Церкви» (3 части), «История Русской Церкви», «Обзор русской духовной литературы».    Видное место занимает он и как проповедник. Небольшие проповеди его производят сильное впечатление тем, что обращены к сердцу и чувству слушателей. Основная мысль их — величие любви Божией к человеку и спасительная сила страданий Сына Божия. Эта мысль была источником тех обильных слез, которые Филарет проливал каждый раз за Литургией, начиная от Херувимской и до причащения. Они собраны в сборниках: «Слова и беседы», «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа».    Евсевий, архиепископ Могилевский (1800—1883), в мире Евфимий Орлинский, окончил Московскую Духовную Академию; приняв монашество, был ее ректором, потом ректором Петербургской Академии, потом епископом Самарским, архиепископом Иркутским и Могилевским. Из проповеднических трудов его особенно известны «Беседы на воскресные евангельские и апостольские чтения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – драматург, поэт, публицист, критик, лингвист и историк. Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – поэт, публицист, общественный деятель, редактор ряда журналов. Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – философ, писатель, публицист, общественный деятель. Кошелёв Александр Иванович (1806–1883) – помещик, издатель, общественный деятель. С. 190. «…в основании Сионской крепости». – Сион (одна из гор, на которых основан Иерусалим) святые отцы рассматривали как прообраз Церкви. … " Введение в богословие» митрополита Макария… – Имеется ввиду «Введение в православное богословие» (СПб., 1847), докторская диссертация архимандрита Макария (Булгакова ; 1816–1882), впоследствии епископа (1850) и митрополита Московского (1879). Этот труд затем был дополнен автором (Православно-догматическое богословие: В 5 т. М., 1849–1853). Филарет (Гумилевский; 1805–1866) – богослов и историк Церкви; профессор, инспектор, ректор Московской духовной академии, епископ Рижский (1841), Харьковский, архиепископ Харьковский (1857), Черниговский. C. 191. «Сей день, егоже сотвори Господь»… (продолжение: «…возрадуемся и возвеселимся в онь») – библейский стих ( Пс. 117, 24 ), исполняемый в качестве припева к стихирам Пасхи. С. 192. То же в " Домашней беседе» за 1869г…. – См.: Ф е о ф а н, еп. Разрешение недоумений в защиту умной молитвы для мирян//Домашняя беседа. 1869. Вып. 44. С. 1124–1127. Мантуров Михаил Васильевич (1798–1858) – помещик; принимал деятельное участие в устроении Дивеевской обители преп. Серафима Саровского . Л/оотовиловНиколай Александрович (1809–1879) – помещик; духовный сын и собеседник преп. Серафима Саровского . Георгий – см. примеч. к с. 110. С. 193. «…Творец вселенной,/Услышь мольбы полнощный глас…» – Строки из стихотворения A.C. Хомякова «На сон грядущий» (1831). С. 194. Елагина Екатерина Ивановна (1818–1890) – жена историка и общественного деятеля Василия Алексеевича Елагина (1818–1879). Елагина Авдотья Петровна (урожд. Юшкова; 1789–1877), в первом браке Киреевская – хозяйка литературного салона (Москва, 1820–40-е гг.), где происходили споры западников и славянофилов. "

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

(в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – епископ Владимирский, впоследствии затворник Вышинской пустыни, богослов и церковный писатель. См. о нем Примечание и комментарии к статье, помещенной в настоящем издании. Причислен к лику святых в РПЦ в 1988 г. ФИЛАРЕТ ЧЕРНИГОВСКИЙ , архиепископ Черниговский (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский; 1805–1866) – богослов и историк Церкви, ректор Московской духовной академии. Основал академический журнал «Творения св. отцов в русском переводе». ФИЛАРЕТ , св. (в миру Василий Михайлович Дроздов; 26.12.1783–19.11.1867) – митрополит Московский, богослов и проповедник, автор «Пространного христианского катихизиса», первый доктор богословия в России, инициатор перевода Св. Писания на русский язык. За свои красноречивые проповеди Филарет был прозван «московским Златоустом». Составитель Манифеста 19 февраля 1861 г., отменившего в России крепостное право. Причислен к лику святых в 1994 г. на Архиерейском соборе Русской православной церкви. ФИЛАРЕТ , патриарх (в миру Федор Никитич Романов; ок. 1555–1633) – Патриарх Московский и всея Руси (1619–1634). Насильно пострижен в монахи за участие в заговоре против Бориса Годунова. Был соправителем своего сына Михаила, избранного на царство в 1613 г.; поднял государственное значение патриархата. Все правительственные дела решались совместно царем и патриархом, иногда Филарет принимал решения единолично, даже без ведома царя. ФИЛИПП , св. (в миру Колычев Федор Степанович; 1507–1569) – митрополит Московский и всея Руси (с 1566 г.). За публичное обличение жестокостей царя Ивана Грозного, за противление опричнине был заключен в темницу и задушен. Причислен к лику святых в 1636 г. ФИЛОФЕЙ , старец (ок. 1465–1542) – игумен Трехсвятительского Псковского Елеазарова монастыря, сформулировавший в своих посланиях идею о Москве как Третьем Риме, о Москве как хранительнице православия после захвата Константинополя турками в 1453 г: «Яко два Рима подоша, а третий стоит, а четвертому не быти». ФЛАВИАН (в миру Николай Городецкий; 1841–1915) – митрополит Киевский и Галицкий с 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В основе этого «верующего мышления» лежит правосл. вера, соединяющая человека с Богом и Церковью и образующая цельность души и «внутреннее средоточие духа» в качестве необходимых предпосылок нравственной жизни и познания Б. Архиеп. Филарет (Гумилевский) (1805-1866) в «Православном догматическом богословии» отмечает, что мысль о Б. Божием не выводима из к.-л. начала. «Бытие Божие,- пишет архиеп. Филарет,- само есть начало всему, условие, без которого невозможно ни бытие, ни показание, основная истина, на которой держится все истинное» (Ч. 1. С. 48). Для митр. Макария (Булгакова) (1816-1882) вопрос о Б. представляет интерес в связи с темой творения и основными целями существования мира и человека; в «Православно-догматическом богословии» он пишет, «что все существующее вне Бога произведено Им из ничтожества, или из совершенного небытия в бытие» (Т. 3. С. 351). При этом митр. Макарий отмечает, что библейское понимание творения носит конкретный характер, под Б. подразумевается сотворенный Богом мир с населяющими его существами. Кроме того, он рассматривает Б. как дар Божий и благо: Бог, сотворивший мир «по бесконечной своей благости, желал, чтобы и другие существа вкусили сладость бытия и стали причастниками Его благости» (Там же. С. 371-372). Проф. Киевского ун-та св. Владимира С. С. Гогоцкий (1813-1889) в «Философском лексиконе» в ст. «Бог», рассматривая вопрос об отношениях между Б. безусловным и Б. обусловленным, отмечает 2 существенные (но не единственные) стороны проблемы. Если Бог как Б. безусловное в онтологическом аспекте - Творец мира, Б. обусловленного (ограниченного, являющегося и т. д.), то в познавательном - «идея безусловного бытия», считает Гогоцкий, «присутствует незаметно в самом первом положении о бытии случайном и ограниченном» и «дает возможность образоваться в нас понятию об этом последнем» (Т. 1. С. 332). Одновременно Гогоцкий обращает внимание на то обстоятельство, что размышление над конечным, ограниченным, случайным Б. с необходимостью заставляет нас предполагать существование Б.

http://pravenc.ru/text/153741.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010