Чрезвычайно ценными справочными пособиями, не утратившими значения в настоящее время, являются два его библиографических словаря: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви (1818) и Словарь светских писателей, изданный посмертно, в 1840 году. Самый значительный труд митрополита Евгения «История Российской иерархии» в шести частях вышел под именем архимандрита Амвросия (Орнатского) , позже епископа Пензенского. Отец Амвросий был только помощником митрополита Евгения в составлении этой «Истории». Широкую известность приобрели церковно-исторические сочинения А.Н. Муретова. Его «История Русской Церкви» (1838) служила учебным руководством для Духовных школ. Переведенная на иностранные языки, она долгое время являлась главным источником для ознакомления иностранцев с русской церковной историей. Муравьеву принадлежат «Жития святых Русской Церкви, также иверских и славянских», «Краткое изложение избранных житий святых по руководству Четьий-Миней», «Сношение России с Востоком по делам церковным». Крупнейшим после митрополита Евгения церковным историком был архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) (1805–1866), питомец Московской Духовной Академии, её профессор и ректор. В 1848 году он издал пятитомную «Историю Русской Церкви». Это было исследование настоящего историка, с широкими и продуманными обобщениями. У него впервые вся русская церковная история представлена как живое целое, от Крещения Руси до царствования Николая. И история эта рассказана вдумчиво, с глубокой заинтересованностью. Суждения автора отличаются резкостью, остротой. История синодальной эпохи написана у него по тем временам необычайно откровенно и смело. Известно, сколь велико было влияние архиепископа Филарета на становление русской церковно-исторической школы, на углубление историзма в отечественных трудах по патрологии и догматическому богословию, на формирование научно-богословского мировоззрения протоиерея А. Горского, который в своих лекциях по церковной истории так изложил своё научное кредо: «История как наука подлежит общим законам исторической истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Широкую известность приобрели в свое время церковно-исторические сочинения А. Н. Муравьева. Его «История Русской Церкви» (1838) служила учебным руководством для духовных школ. Переведенная на иностранные языки, она долгое время являлась главным источником для ознакомления иностранцев с русской церковной историей. Муравьеву принадлежат и такие труды, как «Жития святых Русской Церкви, также иверских и славянских», «Краткое изложение избранных житий святых по руководству Четьих Миней», «Сношение России с Востоком по делам церковным». Крупнейшим церковным историком был архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) (1805–1866), питомец Московской духовной академии, ее профессор и ректор. В 1848 г. он издал пятитомную «Историю Русской Церкви». Это было исследование серьезного ученого, с широкими и продуманными обобщениями. У него впервые вся русская церковная история представлена как живое целое, от Крещения Руси до царствования Николая I. И история эта рассказана вдумчиво, с глубокой заинтересованностью. Суждения автора отличаются резкостью, остротой. История синодальной эпохи написана у него по тем временам необычайно откровенно и смело. Известно, сколь велико было влияние архиепископа Филарета на становление русской церковно-исторической школы, на углубление историзма в отечественных трудах по патрологии и догматическому богословию, на формирование научно-богословского мировоззрения протоиерея Александра Горского , который в лекциях по церковной истории так изложил свое научное кредо: «История как наука подлежит общим законам исторической истины. Предмет церковной истории – истина абсолютная, истина вечная. История Церкви не есть набор фактов мертвых и сухих, не есть механическая регистрация событий и явлений, но наука, обобщающая факты, устанавливающая между ними внутреннюю связь, изучающая идейную сторону фактов, не простое собирание фактов и объединение по принципу однородности. История Церкви должна знакомить не с фактами церковно-историческими, а с жизнью церковно-исторической».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

яз.) – отличается содержательностью, но уделяет много места философскому осмыслению догматических истин. В Сербской Церкви из работ в догматической области мы располагаем следующими: «Тело теологическо» Раича в пяти частях; «Наука православне вере» митрополита Михаила; «Догматичко богослове» архимандрита (впоследствии митрополита Скопьевского) Фирмилиана; «Православна догматика» протоиерея Саввы Теодоровича, учебник; «Догматика» профессора Любомира Раича, учебник; «Догматика» протоиерея Милоша Анджелковича, учебник. Особенно примечательна «Догматика Православне Цркве» протоиерея С. М. Веселиновича, ректора Духовной семинарии святого Саввы (Белград, 1912), но, к сожалению, вышел лишь первый том этого труда. 4 В русском синод. переводе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил». – Примеч. ред. 9 Исагогика ( от греч. εσαγωγ – введение) – дисциплина, вводящая в библеистику (иначе «введение в Священное Писание»). Исагогика занимается вопросами Боговдохновенности, каноничности Библии и ее отдельных книг, времени и места происхождения, авторства, истории передачи текста, переводов. Герменевтика (от греч. ρμηνεω – толкую) – искусство изъяснения, техника толкования древних текстов. Герменевтика является частной областью экзегетики, которая рассматривает метод толкования, но и само толкование, осуществляемое с помощью данного метода. – Примеч. ред. 11 Филарет (Гумилевский ; 1805–1866) – известный богослов и историк Церкви. В сферу научных интересов владыки Филарета входили догматическое богословие, патрология, история Русской Церкви, агиография. Обладая обширными знаниями, архиепископ Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. В своем «Православном догматическом богословии» преосвященный Филарет первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли. Общее число трудов преосвященного Филарета достигает 159. См.: Христианство . Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 111–112; Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1895. – Примеч. ред. 12 Сильвестр (Малеванский ; 1827–1908) – духовный писатель, профессор, ректор Киевской Академии. С 1885 года – викарный епископ Каневский. Автор фундаментального «Опыта православного догматического богословия». – Примеч. ред. Читать далее Источник: Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) : жизнеописание. На Богочеловеч. пути. Путь Богопознания./[пер. с серб. С. Фонова]. - М. : Паломник, 2004-. (ПФ Красный пролетарий). Т. 2, ч. 1-2.: Догматика Православной Церкви. - 2006. - 602 , с. : ил., портр.; ISBN 5-88060-086-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Яков Козьмич Амфитеатров родился в Орловской губернии в 1802 г. Окончил Орловскую Духовную Семинарию и Киевскую Академию. Как преподаватель церковной словесности в академии много сделал для развития этой науки, оставив сочинение: «Чтения о церковной словесности», которое раскрывает дух церковной проповеди, как он открывается в Библии и у великих отцов Церкви. Для успеха проповеди он требует от проповедника аскетического благоговейного настроения, проникновения предметом проповеди и своим священным призванием. Умер в 1840 году. После него осталось 17 бесед об отношении Церкви к христианам, где проводится та мысль, что Церковь есть мать наша. Беседы написаны с одушевлением и искренностью, речь метка и проста, отличается церковно-библейским духом. Филарет, архиепископ Черниговский (Димитрий Гумилевский), родился в 1805 г. в Тамбовской губернии, окончил Московскую Духовную Академию, где на 2 курсе принял монашество, был потом профессором, инспектором и ректором ее. В 1841 г. рукоположен во епископа Рижского и много потерпел от лютеран, трудясь на пользу Православия. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. в Чернигов. Умер в 1866 г., пожертвовав собой ради паствы во время эпидемии холеры. Архиепископ Филарет известен как знаменитый ученый — богослов-догматик, историк и археолог. Капитальнейшие из его многочисленных сочинений: «Православное догматическое богословие» (2 части), «Историческое учение об Отцах Церкви» (3 части), «История Русской Церкви», «Обзор русской духовной литературы». Видное место занимает он и как проповедник. Небольшие проповеди его производят сильное впечатление тем, что обращены к сердцу и чувству слушателей. Основная мысль их — величие любви Божией к человеку и спасительная сила страданий Сына Божия. Эта мысль была источником тех обильных слез, которые Филарет проливал каждый раз за Литургией, начиная от Херувимской и до причащения. Они собраны в сборниках: «Слова и беседы», «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Евсевий, архиепископ Могилевский (1800—1883), в мире Евфимий Орлинский, окончил Московскую Духовную Академию; приняв монашество, был ее ректором, потом ректором Петербургской Академии, потом епископом Самарским, архиепископом Иркутским и Могилевским. Из проповеднических трудов его особенно известны «Беседы на воскресные евангельские и апостольские чтения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

В последней четверти XIX — начале XX веков появляются различные учебные пособия по литургике на румынском, сербском, болгарском языках. Среди них выделяется подробный курс ректора университета города Черновцы протоиерея Василие Митрофановича (Vasile Mitrofanovici, † 1888) «Liturgica Bisericii Ortodoxe: Cursuri Universitare» (Черновцы, 1909), изданный его преемником протоиереем Теодором Тарнавским (Teodor Tarnavschi, † 1914), вновь переизданный с различными дополнениями в 1929 году и выдержавший также несколько изданий в сербском переводе. Пользовались известностью сербский перевод учебника П. Я. Лебедева и болгарский — Е. Г. Нестеровского . Помимо рамок одноименного курса и курса догматического богословия (сакраментология), литургика также рассматривалась в качестве самостоятельного раздела истории Церкви. Так, уже в труде архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) († 1815) по истории раннего христианства «Liber historicus de rebus, in primitiva, sive trium primorum et quarti ineuntis seculorum, Ecclesia Christiana, praesertim quum prima Christi nati aetas floreret, gestis» (Москва, 1805) содержались сведения по истории чинопоследований Таинств. Многократно обращается к литургическим вопросам митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) († 1882) в своей двенадцатитомной «Истории Русской Церкви» (Санкт-Петербург, 1883). Огромный материал по древнерусской литургике собран в «Истории Русской Церкви» (Москва, 1880–1881. Т. 1; 1901–1917. Т. 2) Евгения Евсигнеевича Голубинского († 1912). Еще один знаменитый историк Церкви, архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский) († 1866), является автором первого подробного справочника по византийской гимнографии: «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви, с примечаниями и снимками древних нотных знаков» (Санкт-Петербург, 1860). Попытки исторических реконструкций богослужения определенных периодов содержатся в работах епископа Христофора (Смирнова) († 1921) и Никанора Федоровича Одинцова († 1906) . 

http://bogoslov.ru/article/1883125

В последней четверти XIX – начале XX веков появляются различные учебные пособия по литургике на румынском, сербском, болгарском языках. Среди них выделяется подробный курс ректора университета города Черновцы протоиерея Василие Митрофановича (Vasile Mitrofanovici, † 1888) «Liturgica Bisericii Ortodoxe: Cursuri Universitare» (Черновцы, 1909), изданный его преемником протоиереем Теодором Тарнавским (Teodor Tarnavschi, † 1914), вновь переизданный с различными дополнениями в 1929 году и выдержавший также несколько изданий в сербском переводе. Пользовались известностью сербский перевод учебника П. Я. Лебедева и болгарский – Е. Г. Нестеровского 64 . Помимо рамок одноименного курса и курса догматического богословия (сакраментология), литургика также рассматривалась в качестве самостоятельного раздела истории Церкви. Так, уже в труде архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) († 1815) по истории раннего христианства «Liber historicus de rebus, in primitiva, sive trium primorum et quarti ineuntis seculorum, Ecclesia Christiana, praesertim quum prima Christi nati aetas floreret, gestis» (Москва, 1805) содержались сведения по истории чинопоследований Таинств. Многократно обращается к литургическим вопросам митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) († 1882) в своей двенадцатитомной «Истории Русской Церкви» (Санкт-Петербург, 1883). Огромный материал по древнерусской литургике собран в «Истории Русской Церкви» (Москва, 1880–1881. Т. 1; 1901–1917. Т. 2) Евгения Евсигнеевича Голубинского († 1912). Еще один знаменитый историк Церкви, архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский) († 1866), является автором первого подробного справочника по византийской гимнографии: «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви, с примечаниями и снимками древних нотных знаков» (Санкт-Петербург, 1860). Попытки исторических реконструкций богослужения определенных периодов содержатся в работах епископа Христофора (Смирнова) († 1921) 65 и Никанора Федоровича Одинцова († 1906) 66 . VI. Расцвет литургики в России в конце ΧΙΧ – начале ΧΧ веков

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

И.В. Киреевский внимательно изучал не только древнюю и новую философию, но и воззрения святых отцов и твердо стоял на святоотеческой почве. Он рассматривает европейскую культуру, как, в целом, рационалистическую: католичество и схоластика, протестантизм и новая философия – последовательные фазы рационализма. И.В. Киреевский призывает к отказу от односторонне-рационалистического, чувственного или волевого подхода в мировосприятии. Он напоминает о святоотеческом принципе собирания воедино всех трех сил души, разрозненных грехопадением. Поскольку святоотеческое мировоззрение всегда основывалось на указанном принципе и потому было целостным и целомудренным, то, согласно Киреевскому, именно оно является истинной философией. Религиозная философия И.В. Киреевского стала неотъемлемой частью славянофильства и почвенничества. §35. А.С. Хомяков (1804–1860 гг.) – вождь и теоретик славянофильства. В своих богословских и философских сочинениях проводил мысль, что Православие имеет особенное значение для развития государственной, общественной и духовной жизни России. Славянофильство не было однородным движением, его слабая сторона проявлялась в идеализации русской государственности и в гротесковом восприятии западной цивилизации. Эту слабую сторону А.С. Хомяков пытался преодолеть, призывая к обновлению России в истинно христианском духе. Главными богословскими сочинениями А.С. Хомякова являются «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» и «Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях»; важна также переписка с Пальмером. Направление мысли А.С. Хомякова экклезиологично, он рассуждает о Православной Церкви, как о живом организме свободы, истины,. единства и любви. По мысли автора, католичество пожертвовало свободой ради единства, а протестантизм – единством ради свободы. А.С. Хомяков был также религиозным и патриотическим поэтом. Его поэзия заслуживает внимания и с литературной точки зрения. §36. Архиепископ Филарет (Гумилевский) Черниговский (1805–1866 гг.) известен своими научно-исследовательскими трудами в области догматики, церковной истории, агиографии, истории церковного песнотворчества, патрологии. Он является автором около 150-ти сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Одним из вариантов примирения научных данных о возрасте мира и буквального толкования Шестоднева может являться известный вариант, основанный на различии понятий «хронологический возраст» и «биологический возраст». Покажем это различие на следующих примерах. Поскольку при создании Адама в Библии не указан его возраст и ничего не говорится о том, что он был создан младенцем, то можно предположить, что Адам был создан уже взрослым, например, в возрасте 25 лет. Таким образом, если возраст Адама определял бы соответствующий современный ученый, то он сказал бы, на основании научных методик, что Адаму примерно 25 лет. Это биологический возраст, то есть возраст, определяемый с применением научных методик, основанных на научных исследованиях. С другой стороны, Адам был создан только что, то есть его хронологический возраст равен нулю. Аналогично этому и деревья, могли быть созданными сразу «взрослыми», то есть иметь, например, 300 колец на срезе. Поэтому, определяя биологический возраст таких деревьев ученые сказали бы, что им 300 лет, хотя их хронологический возраст тоже равен нулю. И весь мир мог быть создан уже «старым», то есть имеющим биологический возраст в миллиарды лет, хотя его хронологический возраст может быть на порядки меньше, например, менее 7 тысячи лет. АРГУМЕНТ 5. Другим известным вариантом примирения является предположение о том, что различные процессы при творении мира протекали не так как теперь, а с другой, гораздо бóльшей скоростью (здесь имеется в виду возможность как увеличения скорости протекания только определенных процессов, так и всех процессов сразу, то есть возможность ускорения самого времени). Поэтому, то что произошло за шесть дней при творении мира, теперь может произойти только за миллионы лет. 8. Рассмотрим теперь, что говорится по вопросу толкования Шестоднева в классических системах русского православного догматического богословия. 8.1. АРХИЕПИСКОП ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) (1805-1866) «Дерзкое неверие чего только не предпринимало, чтобы опровергнуть Моисееву историю миробытия? Обращаясь к астрономии и познанию физической природы и их началами хотели поколебать историю Моисея.

http://bogoslov.ru/article/417745

Ознакомление с литературой, касающейся нашей темы, показывает, что характер древней русской святости, старчество и значение его остаются еще невыясненными. Желание уяснить себе все это и было побудительной причиной совершить данную работу. Историческая часть ее была построена по следующему плану: было исследовано возможно большее количество житийных материалов (около 80-ти преподобных). Добытые данные были расположены в хронологическом порядке, что помогло установить и характер эпох, и связь древнерусского подвижничества с Востоком. Работа эта является дальнейшим развитием кандидатского сочинения (1948), написанного под руководством профессора Богословского Института в Париже А.В. Карташева, которому приношу глубокую благодарность за его живой интерес к теме и строгую критику. 1. Возьмем для примера хотя бы академический курс Патрологии архиеп. Филарета Гумилевского (1805-1866) " Историческое учение об Отцах Церкви " . Здесь предусмотрительно избегается разбор тех творений Св. Отцов, где говорится об умном делании. О них упоминается лишь в сноске или в виде только перечня. И даже в более позднюю эпоху в " Настольной книге для священнослужителя " , Булгаков, Киев, 1913 (стр. 1622), говорится об исихастах, что они " отличались самой странной мечтательностью. Они почитали пупок средоточием духовных сил и, следовательно, центром созерцания, и думали, что положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточение на одном пункте представлялось необходимым условием восприятия несозданного света " . Благодаря покровительству императора Андроника Палеолога младшего, исихасты, защищаемые Пала мой, одержали победу на Константинопольском соборе 1341 г., но " вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре было предано забвению " . В книге Булгакова, в этом официальном руководстве, предлагаемом всему духовенству большой православной страны, в книге, прошедшей строгую духовную цензуру, обнаруживается полное невежество в вопросе об исихазме и наивно повторяется старая клевета, воздвигнутая его врагом Варлаамом еще в XIV веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 473; с пропуском последней фразы и подписи — в «Письмах», IV, стр. 220-221. Полностью печатается впервые. Датируется 1848 годом по связи с ответным письмом Смирновой от 20 октября 1848 г. («Русская Старина» 1890, 11, стр. 355-357). Веневитиновы — Алексей Владимирович и Аполлинария Михайловна (рожд. гр. Вьельгорская). 59. Н. Н. ШЕРЕМЕТЕВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Публикуется впервые. Датируется на основании почтового штемпеля: «Москва... 1848. Октября 26». ... передайте поклон мой вашему достойному сыну... — Алексею Васильевичу Шереметеву. 60. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 133-135. Ответ Вьельгорской, от 7 ноября , см. там же, стр. 135-136. В этом письме особенно ярко выражена одна из центральных идей Гоголя последнего периода его жизни — необходимость всестороннего изучения России. ... адъюнкт-профессор... — Гоголь называет так в шутку В. А. Соллогуба, начавшего читать лекции по истории русской литературы жене и свояченице, А. М. Вьельгорской. Соллогуб, впрочем, скоро охладел к этим занятиям и прекратил их. Сочинение Филарета Рижского — имеется в виду «История русской церкви» в 5 частях (1-е издание — М. и Рига, 1847-1848) епископа рижского, впоследствии архиепископа черниговского, Филарета (Гумилевского, 1805-1866). Даль, Владимир Иванович (1801-1872) — писатель-этнограф, очень ценившийся Гоголем. Писал под псевдонимом «Казак Луганский». Впоследствии автор «Толкового словаря живого великорусского языка» (1-е изд. 1861-1867). 61. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЦГЛА). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1890, 2, стр. 603-604. Ответ Данилевского, от 21 декабря 1848 г., — там же, стр. 604-605. ... твое письмо — это письмо до нас не дошло. ... сведения насчет службы в Москве. А. С. Данилевский в июне этого года оставил службу в Киеве и, очевидно, в не дошедшем до нас письме обратился к Гоголю с просьбой помочь ему устроиться в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010