Смехотворство же и распущенность 1864 тем более разрушительны для хранения ума, сокровенного поучения, страха Божьего и смирения и неизменно 1865 разрушают состояние всей души, если бывают часто и бесстыдно. Подвизающийся воздержится от всего этого, по божественному апостолу 1866 . Пусть будет у тебя во всем, совершаемом чувственно и мысленно 1867 , главным стремлением соблюдать благое и спасительное для души смиренномудрие, и целомудрие, богоподражательное 1868 милосердие к ближнему, от души ко всем щедрость 1869 и Боговидную и совершеннейшую любовь. Обычно благодаря этим [добродетелям] подвижники достигают очищения сердца (снова 1870 по словам святых отцов) 1871 , концом же 1872 названных [добродетелей] будет для тебя Сам Бог, по человеколюбию Его и благодати, которой да удостоит тебя Господь, по молитвам Богородицы и всех святых. Аминь. [Заключение и последние наставления] Поминай всегда, молю, и меня, недостойного, непрестанно говорящего доброе, но не делающего ничего благого 1873 , как видит это искренний и любезный брат. О причащении Божественнейших и Животворящих Таин писать тебе излишне. Думаю, хорошо, чтобы в начале каждого месяца ты пел, с живущими в твоей келье братьями, службу всех святых Владыке 1874 , как мы установили. Совершая сам священную службу, поминай тогда усопших, особенно своих по плоти, и всех принадлежащих к вере, и нас недостойных. А вечером в пятницу каждой недели пой на повечериях службу, называемую «Акафист Пречистой Владычице нашей Богородице», ибо и это завещание святых старцев. 1825 Им же составлено и житие св. Григория, неполный и не вполне точный рус. пер. см.: Житие и подвиги иже во святых отца нашего святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Сочинение святейшего Филофея, Патриарха Константинопольского/Изд. иером. Антония. Одесса, 1889 (переизд.: СТСЛ, 2004). 1826 Наиболее полный (но отнюдь не исчерпывающий) список богослужебных сочинений свт. Филофея составлен, кажется, архиеп. Филаретом Гумилевским (Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Храм неоднократно подвергался наружным и внутренним переделкам. В 1826 году главный придел был сделан теплым. В 1850-1851 гг. архитектор Я. В. Ветлужский поручил В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизам знатока древнерусского орнамента профессора Ф. Г. Солнцева в них были выполнены новые иконостасы из липы, П. С. Титовым расписаны стены. Тогда же был заменен и главный иконостас, дополнительные образа для которого исполнил А. Фёдоров. В 1886-1887 гг. архитектор И. П. Ропет пристроил к церкви ризницу и притвор, произвел капитальный ремонт храма. Главный неф был украшен росписью. К столетию храма, в 1898 году, весь интерьер был полностью отреставрирован. Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю, молились о помощи при родах и воспитании детей. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилась утварь из серебра того времени. В 1842 году серебряными рельефами были украшены все престолы. Христорождественская церковь, вмещавшая до трех тысяч человек, отличалась богатой отделкой интерьера; службы в ней велись по книгам XVIII века. Окрестное население было довольно бедным, поэтому храм много делал для развития благотворительности. В 1856-1866 гг. его священником был А. В. Гумилевский, который в 1863 году создал первое в России приходское Христорождественское благотворительное братство со школой, приютами для мальчиков и девочек, общежитием для сирот и воспитанников приюта, богадельней и даже своей церковью. 22 октября 1896 года братство открыло бесплатную столовую для бедных. Церковь, огражденная кованой решеткой, удачно стояла на пересечении 6-й Рождественской улицы и Рождественского переулка. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер. http://piters.in/nohram Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=34868

Эту мысль русского писателя Н.Д. Тальберг и положил в основу своих исследований, присовокупив к ней суждение архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского , 1805–1866), согласно которому «знание истории Русской Империи – необходимое пособие для историка Русской Церкви». Историю, изложение которой зиждется на таких основаниях, вполне можно именовать историей воцерковленной. Издатель «Святой Руси» князь М.К. Горчаков, полагая, что она обращена, прежде всего, к молодежи, писал: «Нашей молодежи приходится расти в те времена, когда так называемое «культурное» человечество все более забывает «глагол, исходящий из уст Божиих», и смысл жизни своей видит только в заботах о «хлебе». ...Я хочу, чтобы молодежь поняла весь ужас замены основ христианства началами материалистической цивилизации. Я хочу, чтобы молодежь поняла всю красоту древней, одухотворенной Руси и сознавала, что воссоздать настоящую старую Россию можно только на основах Православия и что блага житейские будут прочны, если жизнь государства и личная будет проникнута духовными, чистыми началами. Верю, что русская молодежь со свойственной ей чуткостью все это поймет и, поняв, не будет блуждать по кривым западным дорогам, а станет стремиться выйти на прямой, широкий, исконный русский путь. И даст Господь Бог нашему юному поколению узнать во всей своей красоте возрожденную Святую Русь». Следует подчеркнуть, что в основе этой книги Тальберга (как и всех последующих его сочинений) лежали всем давно доступные источники, общеизвестные факты. Но история, но Россия на ее страницах были совсем другие. То была Россия в ее подлинной глубине, широте и высоте. Взгляд на нее был не со стороны, не через очки с европейскими линзами, не с точки зрения общечеловеческих ценностей. А что до фактов... то ведь правда фактов еще не есть истина. Достаточно вспомнить народную мудрость: «Я тебе такую правду расскажу, что хуже всякой лжи». «В день похорон, – вспоминал о Тальберге его сотоварищ по семинарии протопресвитер Михаил Помазанский (1888–1987), – когда еще так живо чувствовалась его душа среди нас, рука невольно потянулась к подаренному им экземпляру «Истории Русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Занятия в В. ш. были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (гл. обр. рабочие и солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в нек-рых школах - «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в В. ш. в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных уч-щах и совершению богослужений, поэтому положение церковных В. ш. было нестабильным, зависело от материальных возможностей приходов. Частные В. ш. были узаконены циркуляром Мин-ва внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сент. того же года В. ш. получили право занимать казенные здания уч-щ, гимназий и т. д. В период нарастания в об-ве антиправительственных настроений нек-рые В. ш. стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско-Киевское тайное об-во, в к-ром состояли педагоги В. ш., в 1862 г. группа преподавателей и учащихся В. ш. в С.-Петербурге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы правосл. веры. Свящ. А. В. Гумилевский , открывший 2 В. ш., протестовал против подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы В. ш. были исключительно приходскими. 8 янв. 1861 г. было издано имп. повеление «О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. последовали повеления о закрытии всех В. ш., включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия. В 1864 г. В. ш. были разрешены вновь. Они в числе др. учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищах», утвержденном 14 июля 1864 г. (2ПСЗ. Т. 39. 41068). В. ш. могли открываться правительством, городскими и сельскими об-вами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеданий. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. (2ПСЗ. Т. 49. 53574), В. ш. подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866-1867 гг. В. ш. открылись при большинстве ДС, в них преподавали студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковноприходских школах» (3ПСЗ. Т. 4. 2318), в 7-м и 8-м параграфах к-рых говорилось о В. ш. Они открывались с разрешения епархиального архиерея и состояли в ведомстве Святейшего Синода. Т. о., было законодательно оформлено существование 2 видов В. ш.: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возникли противоречия. Мин-во народного просвещения претендовало на управление всеми школами, опираясь, в частности, на положение от 11 окт. 1894 г., в соответствии с к-рым мин-во имело право разрешать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Гос. совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была признана полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.

http://pravenc.ru/text/155346.html

Примечания 2. Елисеев Г. Из далёкого прошлого двух академий//Вестник Европы. – 1891. – Т. 1. – С. 292. 3. См.: Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский//Духовный Вестник – 1866. – 12. – С. 416. 4. Письмо одного помещика к арх. Могилевскому Анатолию Мартыновскому//Киевская Старина. – 1886. – Т. 14. – 4. – С. 833. 5. Как отмечают современники – “оно изумляло нас, […]: ни в себе, ни около себя мы ничего никогда не видели подобного”. См.: ЧЕИ. – 1866. – 17. – часть не официальная. – С. 6. См.: Некролог//Вести. – 1866. – 68. 7. Филарет (Гумилевский), арх. Слова, беседы и речи. – СПб., 1883. – С. 120. 8. Филарет (Гумилевский), арх. Слова, беседы и речи. – СПб., 1883. – С. 169. 9. Отъезд из Харькова преос. Филарета Гумилевского для присутствия в Св. Синоде//ХГВ. – 1858. – 29. – С. 347. 10. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 203. 11. Шероцкий И., прот. Филарет арх. Харьковский и Ахтырский//Духовный Вестник – 1866. – 12. – С. 400. 12. См.: Последняя рижская проповедь прот. Владимира Назаревского//Русский Вестник. – 1883.– 2. – Т. 163. – С. 13. Листовский И. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 353. 14. По замечанию прот. Георгия Флоровского: “У Филарета было почти болезненное чувство правдивости”. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Париж. 1983 г. С. 365. 15. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому//Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1885. – Ч. 36. – С. 477. (139) 16. Письма Филарета арх. Черниговского к А. В. Горскому//Приб. к изд. твор. Св. отцов в Рус. пер. – М., 1885. – Ч. 36. – С. 476. (138). О непримиримом отношении его к клевете, так же свидетельствуют его проповеди, в которых он, со свойственным ему темпераментом, восставал против этой страсти. См.: например, Слово против вражды, пристрастной к доносам. – М., 1856. 17. Цитата по соч.: Вениамин (Яковенко), игум. Преос. Филарет, арх. Черниговский.//ЖМП. – 1966. – 10. – С. 54. 18. Ковальский А. Игуменья Эмилия, основательница Верхо – Харьковского Николаевского девичьего монастыря.//Душеполезное чтение.

http://pravoslavie.ru/37864.html

– Чернигов. 1895. – С. 235 – 240. 7. См.: Филарет (Гумилевский), арх. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. – Чернигов. 1873. – Кн. 2. – С. 186 – 200. 8. См.: Петряков В. Высокопреос. Филарет (Гумилевский), арх. Черниговский. Короткий очерк его деятельности на черниговской кафедре (1859 – 1866)//ЧЕИ. – 1901. – 16. – часть не официальная. – С. 493. 9. См.: Отчёт о состоянии Черниговской епархии за 1864 г.//ЧЕИ. – 1865. – 3. – часть официальная. – С. 73 – 74. 10. См.: Черниговские Епархиальные И – 1864. – 13. – часть официальная. – С. 144 – 145. 11. См.: Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. Историческое описание. – Чернигов, 1900. – С. 92. 12. Листовский И. Филарет арх. Черниговский. – Чернигов. 1895. – С. 327 – 328. 13. См.: Восстановление в Чернигове древней епархиальной типографии.//Вера и Жизнь. – 1914. – 8 – 9. – С. 77 – 92. 14. Картины церковной жизни Черниговской Епархии из 9-ти вековой ея истории. – К., 1911. – С. 158. 15. Журнал “Черниговские Епархиальные Известия” был основан в 1861 г. и просуществовал до 1911 г. См.: Енциклопедичний (За ред. Кудрицького). – К., 1990. – С. 982. 16. Данный список приводится по изданиям: Пономарёв С. Преос. Филарет, арх. Черниговский и Нежинский. – Полтава, – 1866. – С. 75 – 95; Листовский И. С. Филарет, арх. Черниговский. – Чернигов. – С. 416 – 426. 17. Свящ. С. Ф. Хорошунов в своей статье отмечает, что “огромная масса трудов преос. Филарета осталась не изданною”. И далее он приводит название некоторых из них, которые находились в его руках, это – “Подробное описание Спасо-Преображенского Черниговского кафедрального Собора”, “Епископы черниговские из малороссов”, “Дополнения к обзору русской духовной литературы”, “О начале Стародубских старообрядческий церквей”. См.: Хорошунов Ф., свящ., Филарет Гумилевский арх. Черниговский//Русская. Старина. – 1881. – Кн. 12. – С. 816. Заключение Хвалите Бога во святых Его… (Пс. 150.1) По благословению Преосвященнейшего Амвросия, епископа Черниговского и Новгород-Северского была образована епархиальная комиссия по сбору материалов для канонизации архиеп.

http://pravoslavie.ru/37864.html

289 Постников, магистр (впоследствии доктор Богословия) I курса С.-Петербургской Академии, автор противораскольнического сочинения «Истинно древняя и истинно православная церковь », с 1848 г. – архиепископ Казанский, а с 1856 г. – Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Скончался 17 июня 1860 г. 290 Викариатство Чебоксарское было учреждено в Казанской епархии 24 декабря 1853 г. Преосвящ. Никодим был первым епископом Чебоксарским. 291 Именно – епископства Острогожского, учрежденного 28 декабря 1841 г., 24 декабря 1853 г. закрытого и снова восстановленного 9 ноября 1866 г. 293 Гумилевскому (известный духовный писатель), впоследствии архиепископу Черниговскому, † 9 августа 1866 г. 294 Замечание очень меткое для своего времени! В настоящее время твердо и с несомненностью установлен тот печальный факт, что многочисленные инородческие племена, в особенности в Восточной Сибири, отчасти погибли, отчасти погибают и исчезают бесследно с лица земли действительно от нашей «цивилизации», т. е. от вторжения русских промышленников, которые опаивают этих несчастных водкою или лучше сказать дурманом, продаваемым ими под этим именем за баснословную цену, разоряют их и заносят к ним повальные болезни, без остатка истребляющие целые племена. На этот факт многократно и настойчиво указывалось и в печати. 295 Димитрий Николаевич Блудов (с 1842 г. граф, род. 5 апреля 1785 г., сконч. 19 февр. 1864 г.), юрист, дипломат, министр, председатель и член различных комитетов, президент Академии Наук и главноуправляющий II отделением Собственной Е. И. В. Канцелярии, друг Жуковского и Карамзина и других писателей и ученых и известный покровитель просвещения, был одним из замечательнейших и трудолюбивейших государственных деятелей первой и начала второй половины нынешнего столетия. В 1847 году им, в качестве уполномоченного, был подписан трактат с римскою курией. Ему посвящена монография Е. П. Ковалевского: «Граф Блудов и его время» (СПБ., 1866), доведенная, впрочем, только до 1826 г. Немало воспоминаний о Дм. Ник. и Антонине Дмитр. Блудовых рассеяно в Записках А. В. Никитенко.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Труды высокопреосвященнейшего Филарета вызывали пристальный интерес не только среди лиц духовного звания, но они пользовались высоким авторитетом и в светском обществе. «Не было почти ни одного светского литературного журнала, который бы не посвятил нескольких статей разбору его сочинений, отдавая дань уважения его таланту и познаниям». Многие научные общества почтили его дипломами. В 1847 году Владыка был избран действительным членом Императорского общества истории и древностей российских, а также членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества. В 1852 году он стал действительным членом Русского географического общества и почетным членом Харьковского императорского университета. С 1856 года он – почетный член Императорского русского археологического общества. С 1857 – почетный член Киевской духовной академии. В 1860 году архиепископ Филарет становится доктором богословия (в Киевской духовной академии). С 1865 года он – почетный член Московской духовной академии. В 1866 году архиепископ Филарет был пожалован орденом святого благоверного князя Александра Невского. Кончина архиепископа Филарета Его земной путь окончился в 1866 году, когда ему было только 61 год. В Киевской земле появилась страшная болезнь – холера, грозя перейти в соседнюю Черниговскую губернию. Именно в это время вы- сокопреосвященнейший Филарет решил посетить места, охваченные бедствием. «Я нахожу мою поездку благовременной и благопотребной, – отвечал архиепископ на возражения, – народ упал духом, его следует ободрить». Владыка выехал 5 августа из Чернигова и успел посетить несколько приходов. В Конотоп он приехал 8 августа уже больным. Вечером болезнь усилилась. Около полуночи он соборовался и причастился Святых Христовых Таин. В 5 часов утра 9 августа 1866 года его не стало. Страшная болезнь не дошла до Чернигова и прекратилась. Весть о кончине знаменитого архипастыря разлетелась по всей епархии. Когда тело владыки отбыло из Конотопа, весь народ собрался к собору и провожал гроб за городом 2–3 версты. От одной церкви до другой владыку провожали с хоругвями и крестным ходом при неумолкаемом пении. В Чернигове любимого архипастыря встретило множество народа, к которому примкнули воспитанники учебных заведений. «И, Боже, как плакали дети!» – восклицает очевидец событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Труды высокопреосвященнейшего Филарета вызывали пристальный интерес не только среди лиц духовного звания, но они пользовались высоким авторитетом и в светском обществе. «Не было почти ни одного светского литературного журнала, который бы не посвятил нескольких статей разбору его сочинений, отдавая дань уважения его таланту и познаниям». Многие научные общества почтили его дипломами. В 1847 году Владыка был избран действительным членом Императорского общества истории и древностей российских, а также членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества. В 1852 году он стал действительным членом Русского географического общества и почетным членом Харьковского императорского университета. С 1856 года он – почетный член Императорского русского археологического общества. С 1857 – почетный член Киевской духовной академии. В 1860 году архиепископ Филарет становится доктором богословия (в Киевской духовной академии). С 1865 года он – почетный член Московской духовной академии. В 1866 году архиепископ Филарет был пожалован орденом святого благоверного князя Александра Невского. Кончина архиепископа Филарета Его земной путь окончился в 1866 году, когда ему было только 61 год. В Киевской земле появилась страшная болезнь – холера, грозя перейти в соседнюю Черниговскую губернию. Именно в это время высокопреосвященнейший Филарет решил посетить места, охваченные бедствием. «Я нахожу мою поездку благовременной и благопотребной, – отвечал архиепископ на возражения, – народ упал духом, его следует ободрить». Владыка выехал 5 августа из Чернигова и успел посетить несколько приходов. В Конотоп он приехал 8 августа уже больным. Вечером болезнь усилилась. Около полуночи он соборовался и причастился Святых Христовых Таин. В 5 часов утра 9 августа 1866 года его не стало. Страшная болезнь не дошла до Чернигова и прекратилась. Весть о кончине знаменитого архипастыря разлетелась по всей епархии. Когда тело владыки отбыло из Конотопа, весь народ собрался к собору и провожал гроб за городом 2–3 версты. От одной церкви до другой владыку провожали с хоругвями и крестным ходом при неумолкаемом пении. В Чернигове любимого архипастыря встретило множество народа, к которому примкнули воспитанники учебных заведений. «И, Боже, как плакали дети!» – восклицает очевидец событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если принять во внимание, что проект Устава был составлен и подан о. Александром на утверждение в ноябре 1863 г., а Правила, на которые ссылался министр Валуев, были утверждены гораздо позже, в начале мая 1864 г., то сами эти замечания являются, очевидно, несправедливыми и надуманными. Ведь как раз именно благодаря деятельности о. Гумилевского и началось возрождение церковных братств по всей России. Бюрократическая машина создавала явные проблемы приходской благотворительности, но не могла остановить сам процесс появления братств. О. Александр заявлял прямо, что «православные церковные братства пробуждаются к жизни, – это факт уже свершившийся» с. 468]. После отказа в утверждении проекта Устава братства, о. Александр больше никогда не возвращался к этому вопросу. Он не вносил исправления в первоначальный проект, и не принимался за составление нового. Таким образом, братство целых 5 лет, до августа 1868 г., существовало без Устава. Несмотря на это, благородное начинание имело успех, потому, что «в основе всей организации благотворительного дела заложена была о. Гумилевским идея бескорыстного, ради любви ко Христу, служения братскому приюту» с. 5-6]. Первое время братский приют функционировал на основании разрешения, выданного лично о. Александру указом Духовной консистории. Именно о. Гумилевский являлся официальным лицом, ответственным за управление делами приюта. Среди помощников о. Александра следует назвать его супругу О.Г. Гумилевскую, исполнявшего обязанности секретаря приюта А.О. Витнера и столичного купца Ф.В. Кудрявцева, бывшего экономом братства. Кудрявцев, будучи человеком скромным и небогатым, был очень предан приюту и оказывал ему существенную помощь. Имея широкие связи среди биржевых купцов, он сумел привлечь этих состоятельных людей к делу помощи приюту через пожертвования, в том числе одеждой и провизией с. 6]. Отъезд в Нарву, возвращение в Петербург и кончина о. Александра 18 мая 1866 г. церковным начальством было принято решение о переводе о. Александра в Спасо-Преображенский собор Нарвы. Это произошло после скандала, который поднялся в связи с проповедью, сказанной батюшкой 4 апреля 1866 г. по случаю благодарственного молебна, отслуженного в храме Рождества Христова на Песках в честь спасения императора Александра II от покушения Д. Каракозова. Недоброжелатели о. Александра распространили по Петербургу слухи, будто священник призывал прихожан защитить царя от помещиков. В действительности же, речь о. Александра хоть и была произнесена под глубоким эмоциональным впечатлением от случившегося покушения на императора, но не содержала ничего крамольного и антиправительственного с. 60-62].

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010