протоиерей Георгий Соколов Содержание Библиография Поучение о подвизе иночьскаго жития Завет уным чернцем Заповедь юным инокам     Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский ; 1805–1866 гг.) принадлежит к числу замечательных представителей русской богословской и церковно-исторической науки XIX века. Серьезный и вдумчивый ученый, он был одновременно и самоотверженным делателем на ниве церковной, совмещавшим научные труды с бременем многолетнего архипастырского служения в различных епархиях. Ученые изыскания принесли владыке Филарету общероссийскую известность. Архипастырские труды и личное благочестие увековечили имя архиепископа Черниговского в сонме отечественных подвижников 3–103]. Архиепископ Филарет (Гумилевский) явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной Академии, кто сделал этот предмет интересным и увлекательным для студентов. Двадцатипятилетний иеромонах, занимавший одновременно хлопотные должности академического библиотекаря и цензора, с назначением на кафедру профессора церковной истории в короткий срок сумел изменить отношение к этому предмету, и поныне пользующемуся любовью воспитанников духовных школ. Вот как это произошло: «Академическая библиотека сделалась жилищем молодого профессора. Здесь занимался Филарет составлением своих лекций, которые были полны интереса, новы по содержанию и увлекательны по изложению. До него студенты занимались предметом этим плохо, без малейшего интереса, преподаватели тяготились читать его, стараясь переменять на предмет более интересовавший студентов, а поэтому более года, много двух, никто не оставался на этой кафедре. Читали обыкновенно по учебникам митрополита Филарета («Начертание библейской истории») и Иннокентия Пензенского («Начертание церковной истории»), делая кое-какие дополнения. Не так отнесся к этому предмету Филарет, не любивший стеснять себя учебниками. Он сам стал работать над этим предметом, придав своим лекциям увлекающий интерес и тем вызвал живое отношение к предмету в своих слушателях. Он вдохновил одного из них, впоследствии своего друга и знаменитого преемника, А.В.Горского. Он приучил его, вначале в качестве помощника своего, к кропотливой работе историка» 19].

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.А. Половцов Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский Филарет, до пострижения Димитрий Григорьевич Гумилевский, архиепископ Черниговский, род. 23 окт. 1805 г. в селе Конобееве Шацкого уезда, Тамбовской губернии, где отец его Григорий Афанасьевич был священником; умер 9 авг. 1866 г. Первоначальная фамилия Гумилевского, как и отца его, была, по селу, Конобеевский; но когда он учился в семинарии, тамбовский преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание и малорослость и смирение его, переменил ее на «Гумилевский» (humilis). Начальное воспитание и образование Гумилевский получил в семье благочестивых родителей своих, а затем в Вышинской пустыни под руководством иеромонаха (впоследствии архимандрита) Никона и в Шацком духовном училище, откуда переведен был в Тамбовскую духовную семинарию, и здесь окончил курс одним из лучших студентов. В 1826 г. поступил, для получения высшего образования, в Московскую духовную академию, где 19 янв. 1830 г. пострижен в монашество с именем Филарета, данным ему в честь Филарета, митроп. Московского. В том же 1830 г., по окончании академического курса вторым магистром, Ф. был определен в самую академию бакалавром церковной истории, со званием соборного иеромонаха, а в январе 1832 г. занял кафедру Св. писания; с назначением же на должность инспектора академии (1 мая 1833 г.) перемещен на кафедру нравственного и пастырского богословия. В январе 1835 г. Ф. возведен в сан архимандрита и 14 дек. определен на должность ректора академии и профессора догматического богословия, с назначением в настоятели московского Богоявленского монастыря. Находясь на службе при академии, он, и как профессор, и как начальник, обнаружил, несмотря на слабость телосложения, необычайную энергию, талантливость и трудолюбие, при строго-иноческой келейной жизни. Обладая обширною начитанностью, он всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, заинтересовывая слушателей историческими, филологическими и другими исследованиями в их области и сильною, остроумною, подчас даже резкою критикою противоположных взглядов. Как начальник, он всею силою своего влияния поощрял научную деятельность в академии, особенно строго следя за сочинениями студентов; он же основал академический журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». По истечении 11-ти лет академической службы, для Ф. настала пора деятельности епархиальной. 21 декабря 1841 г. он, на 37-м году от рождения, был рукоположен во епископа Рижского; затем (1848) переведен в Харьков, где 7 апреля 1857 г. был возведен в сан архиепископа, и, наконец, в 1859 г. перемещен на кафедру Черниговскую, где и скончался от холеры, при посещении епархии, в г. Конотопе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (13.08.1830, с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 20.05.1869, С.-Петербург), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Род. в семье диакона, после смерти отца воспитывался дядей, пономарем. Обучался в Александро-Невском ДУ, Петропавловском ДУ, в 1851 г. окончил СПбДС, в 1855 г.- СПбДА (со степенью магистра богословия), был однокурсником прав. Иоанна Кронштадтского . С 16 нояб. 1855 по 26 нояб. 1856 г. Г. преподавал словесность и библиологию в СПбДС. 26 мая 1856 г. был рукоположен во иерея, служил 3-м священником в ц. Рождества Христова на Песках в С.-Петербурге. С 25 янв. 1856 г. принимал участие в работе С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, в 1859-1866 гг. был его секретарем. Составил новую программу для сбора сведений о мон-рях и приходах, разбирал в консистории архивные дела 1724-1778 гг., готовил описание церквей Царскосельского у. Трудами Г. было начато издание «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1869-1885). В 1861 г. избран членом имп. Археологического об-ва. Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Г. занимался организацией церковной благотворительности. Создал при своем приходе общину «служительниц милосердия» для ухода за немощными, пытался возродить древний институт диаконисс. В 1860-1863 гг. Г. по просьбе вел. кнг. Елены Павловны возглавлял основанную ею во время Крымской войны Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Составил устав общины, в к-ром развил идею о жен. церковном служении путем «деловой молитвы», т. е. помощи страждущим без отречения от мира. Разработал строгую иерархичность общины, во главе к-рой стоял сам в качестве «пресвитера диаконисс» и духовника. 7 апр. 1863 г. при ц. Рождества Христова на Песках открыл Христорождественское братство.

http://pravenc.ru/text/168313.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Балыкинская икона Божией Матери Балыкинская икона Божией Матери Празднование 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе Прославилась икона в России в 1709 году, во время Северной войны ; названа по местонахождению в с. Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская обл.). История чудотворного образа была изложена в рукописном «Сказании», хранившемся в храме свт. Николая в Балыкине . В 1866 году рукопись была вывезена архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским) для исследования и публикации; в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Впоследствии текст «Сказания» был дополнен новыми чудесами. По преданию, когда войска шведского короля Карла XII подходили к Стародубу , в очах Царицы Небесной на иконе появились слезы. Владелец иконы офицер Стародубского полка Тимофей Дульский решил пожертвовать явивший чудо образ одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета. После того как ему дважды явилась Богородица , он в 1711 году передал икону в новопостроенную деревянную церковь во имя свт. Николая в с. Балыкине. Икона прославилась чудотворениями: первое, прозрение дочери военачальника Стародубского полка Ф. Случановского, было записано в 1712 году, известны исцеления после молебна перед Балыкинской иконой Е. С. Кончиной (в 1866) и Е. И. Золотниковой (в 1888). К святыне стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери. В 1920-1930-е годы храм в с. Балыкине и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела.

http://drevo-info.ru/articles/13674974.h...

Скачать epub pdf Предпринятое Сретенским монастырем издание «Житий святых», составленных архиепископом Филаретом (Гумилевским) , открывает современному читателю возможность познакомиться со святителем Филаретом как агиографом. Из-под пера святителя Филарета вышли следующие агиографические труды: «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1861–1865), «Святые южных славян» (1865) и «Святые подвижницы Восточной Церкви» (1866). Уже после кончины святителя Филарета изданные им жития были дополнены житиями древних святых и таким образом было составлено общее двенадцатитомное издание. Жития, составленные самим архиепископом Филаретом, помечены в нем знаком «††». Тексты «Житий святых», составленные святителем Филаретом, поражают своим высоким научным уровнем – Владыка в совершенстве владел практически всем материалом, доступным в то время, и во многих отношениях его работа не утратила своего значения и до сих пор. Обращает на себя внимание знаменитый слог Владыки – легкий, краткий, но вместе с тем удивительно живой и точный. Текст не перегружен ни чрезмерной напыщенностью и витиеватостью, ни обилием специальной терминологии и при всем этом, оставаясь доступным и ясным, выражает серьезные и глубокие мысли. В последнее время, ознаменовавшееся для нашего Отечества достаточно бурным и сложным процессом становления высшего богословского и духовного образования, в научной церковной среде наблюдается все возрастающий интерес к богатому дореволюционному наследию. Переиздаются заслуживающие интерес работы известных православных исследователей XIX – начала XX века, а также православных писателей первого поколения эмиграции. Труды архиепископа Филарета, патролога, историка, богослова, привлекают все большее внимание. Уже в наше время дважды (Троице-Сергиевой Лаврой и издательством «Паломником» в 1996 году) переиздавалось «Историческое учение об отцах Церкви» – труд, до сих пор остающийся уникальным; в 1995 издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры переиздало «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви», принадлежащий перу святителя Филарета; издательство имени святителя Игнатия Ставропольского в 2000 году выпустило в свет репринтное издание его «Бесед о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Из новейших исследований, посвященных архиепископу Филарету, можно упомянуть замечательную статью А. И. Сидорова «Преосвященный Филарет (Гумилевский) – основатель русской патрологической школы». Ждет своего издателя его «История Русской Церкви», запечатленная особой цельностью и глубоким пониманием предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

архимандрит Лавр Скачать epub pdf К столетию со дня кончины – 1866–1966 гг. В 1966 году, 9 августа старого стиля, исполнилось сто лет со дня кончины одного из выдающихся Святителей Русской Церкви, Высокопреосвященного Филарета (Гумилевского) , Архиепископа Черниговского. Архиепископ Филарет, в мире Димитрий, родился 23 октября 1805 года, в селе Лесное-Конабеево, Тамбовской губернии, в семье священника отца Григория, который по селу носил фамилию Конабеевского. В день рождения у о. Григория сына, который был назван в честь Св. Великомученика Димитрия, никто еще не знал об этом событии, кроме юродивого Алексея, проживавшего в селе. Он взобрался на колокольню и трезвоном возвестил всему селу о рождении Димитрия. Когда народ в недоумении собрался к храму и стали спрашивать юродивого – зачем он звонит, то он отвечал: «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь». Раздосадованные односельчане не вняли пророческому голосу блаженного и отомстили ему свою досаду на его спине. Димитрий уже в пятилетнем возрасте начал помогать петь на клиросе. Псалтирь читал он на память, чему его обучила тетка его, сестра отца. Христианская жизнь всей семьи о. Григория, служившая примером для его пасомых, доброта и ласка всех, в особенности матери, благотворно действовали на душу восприимчивого мальчика. Отец его был замечательным проповедником и примерным пастырем, мать же, Анастасия Васильевна, была образцом благочестивой женщины. Детей своих она воспитывала в страхе Божием, водила их в храм и примером своей молитвы учила молиться и их. Вот, такая семейная обстановка, а к тому-же аскетическая жизнь тетки-наставницы, рано развили в будущем Филарете склонность к иночеству. Отец Григорий имел обыкновение собирать свою семью к столу и в свободные часы, особенно в зимние долгие вечера, сам читал для всех жития святых из Четьи-Минеи или из Пролога. Маленький Димитрий, которому было, около 7 лет, подпершись рученками, с жадностию слушал чтение отца и объяснения жизни и мученических подвигов святых Божиих угодников. Все это он впитывал в себя, и в его детской душе складывались образы великих по движников Церкви, а в сердце разгорался огонь любви к Богу и Его святым, который, как мы дальше увидим, обратившись в пламя, объял всего его в мужественную пору его служения Святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Николай (Заркевич) (в миру Иоанн Григорьевич) – епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии, родился в 1827 году, сын священника Могилевской губ. Образование получил сначала в Могилевской дух. семинарии, потом был послан вместе со своим товарищем, будущим преосв. Никанором (Бровковичем) Одесским, в образцовую СПб. семинарию. По окончании последней поступил в СПб. духовную академию, которую окончил в 1851 г. по первому разряду со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет на учебной службе и по представлении соответствующего сочинения. 16-го сентября 1851 г. посвящен в священники к Спасобочаринской церкви в Петербурге. В 1856 г. о. Иоанн Заркевич занял должность законоучителя школы кантонистов; в том же году он украсился магистерским крестом; в 1867 году возведен в сан протоиерея, в 1868–1869 гг. состоял законоучителем в Пиротехническом артиллерийском училище, а в дек. 1869 г. определен законоучителем и священником в Павловское военное училище, в каковой должности и пробыл до 1884 г. Помимо прямых обязанностей, о. Заркевич нес еще и многие другие в это время. Так, он рассматривал по поручению Св. Синода представленные на конкурс катехизические поучения, состоял директором (с 1872 г.) СПб. тюремного комитета, членом особого попечительства при СПб. исправительной тюрьме, законоучителем СПб. учительского института, и проч. Не мало времени посвящал о. Заркевич и литературному труду. С 1867 по 1880 г. он издавал сборник под заглавием: «Материализм, Наука и Христианство ». Сюда входили философско-богословские сочинения разных иностранных авторов с апологетическим характером. Материальную помощь изданию оказывал т. с. Новосельский. Всего вышло 18 томов. Затем о. Заркевич много сотрудничал в журнале «Дух Христианина» (с 1861 по 1866 гг.), издав. под ред. свящ. А. В. Гумилевского; участвовал в издании А. Л. Савицкого «Опыт естественного богословия» (20 выпусков, СПб., 1879–1883 гг.). Из отдельных сочинений о. Заркевича известны: «Современный материализм пред судом разума» (СПб., 1866 г.); «Записки по предмету Закона Божия» (СПб., 1870 г.), «Очерк учения христианской веры. Пособие к усвоению истин веры» (СПб., 1873 г.). В 1881 г. о. Иоанн вел публичные чтения богословского содержания. Все это создало ему большую популярность в петербургских духовных кругах. В 1884 г. о. Заркевич, уже овдовевший, принял монашество с именем Николая и скоро же назначен был викарием Херсонской епархии, епископом Новомиргородским 10-го июня 1884 г. состоялась его хиротония. Ему предсказывали выдающуюся деятельность, но судьба судила иначе. Ровно через год, после хиротонии, его тело опустили в могилу. Скончался он скоропостижно, на пути из Херсона в Никополь на пароходе 7-го июня 1885 г., когда он ехал в Симферополь для временного управления тамошней епархией. В последнее время жизни преосв. Николай трудился над обширным богословско-философским сочинением, которого ему не удалось закончить.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Вассиан, епископ Пермский и Верхотурский (Чудновский Василий Иванович) Родился в 1803 году в семье мало-российского священника г. Белополья Харьковской губернии. В 1827 году окончил курс Харьковского коллегиума и поступил в Киевскую духовную академию. 10 февраля 1829 года пострижен в монашество. 30 сентября 1831 года окончил курс академии со степенью магистра богословия. Вскоре был назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 4 октября 1831 года рукоположен во иеромонаха. 29 октября 1833 года переведен в Петрозаводск инспектором Олонецкой духовной семинарии, а 1 сентября 1842 года назначен инспектором Астраханской духовной семинарии. С 20 января 1843 года – настоятель Покрово-Болдинского монастыря Астраханской епархии. С 21 декабря 1843 года – архимандрит. 28 февраля 1846 года назначен ректором Астраханской духовной семинарии и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. С 21 февраля 1854 года – ректор Черниговской духовной семинарии и настоятель Елецкого монастыря. С 27 января 1860 года – настоятель Нежинского Благовещенского монастыря. С 6 мая 1861 года – настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. 21 ноября 1866 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Пермский и Верхотурский. Скончался 3 января 1883 года в Перми. В характере епископа Вассиана современники отмечали смелость, прямоту и критичность по отношению к великорусскому духовенству. Особенно резко он говорил о преосвященном Филарете (Гумилевском) и, как полагали, за свою резкость он был отстранен от должности ректора. Это был человек живой, наблюдательный, не чуждающийся современности, но со строгой ее оценкой. На Екатеринбургской кафедре епископ Вассиан пользовался немалой властью и как архипастырь и как толковый администратор, хотя кафедра и была викарной. Внешне преосвященный Вассиан был бодрый, здоровый и совершенно седой. Говорил по-украински. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010