святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) (1805–1866) Экзегетика Догматическое богословие Патрология Агиография Церковная история Описания монастырей и епархий Педагогические работы. Публицистика Издания источников, библиография и критика Беседы, слова Письма Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский, святитель Ректор МДА (1835-41). Историк церкви, богослов, патролог, библеист, талантливый проповедник и миссионер, автор капитального труда «Православное догматическое богословие». Ученик свт. Филарета Московского. Родился в семье священника Григория Афанасьевича Конобеевского. Фамилия Гумилевский ему была дана в семинарии в связи с его малым ростом и смиренным нравом (от лamuhckoro humilis — низкий, незнатный). Существуют сведения, что в юности Дмитрий посетил Саровскую пустынь, где Серафим Саровский сказал про него: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как учёный муж». Окончил Шацкое духовное училище (1820), Тамбовскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). Перед окончанием академии, 19 августа 1829 года он был пострижен в монашество. При пострижении митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) дал ему своё имя - беспрецедентный случай в истории академии. C февраля 1830 года - иеродиакон, с июня 1830 года - иеромонах. Ещё во время обучения он был определён библиотекарем академии, а по окончании академии оставлен при ней бакалавром и с 1831 года занял кафедру церковной истории и причислен к собору иеромонахов московского Донского монастыря, а также назначен цензором. С 1832 года - профессор по кафедре Священного Писания. С сентября 1832 года он был назначен на кафедру нравственного и пастырского богословия, а 1 мая 1833 года стал инспектором Московской духовной академии. С 27 января 1835 года - архимандрит, а с 14 декабря 1835 года - ректор Московской духовной академии. С 9 марта 1837 года был, одновременно, настоятелем московского Богоявленского монастыря. Филарет считается основателем академического журнала Московской духовной академии: «Творения Св. Отцев в русском переводе с прибавлениями духовного содержания».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«На земные заботы нужно смотреть по-евангельски…» Архимандрит Иаков (Поспелов) Анна Фейгина Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Множество паломников посещает Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы поклониться его святыням и помолиться его основателю, но мало кто знает, благодаря кому были когда-то сохранены для будущих поколений стены святой обители и духовное наследие преподобного Кирилла Белозерского. Обходя Успенский собор, люди порой едва останавливают взгляд на мраморном памятнике, стоящем за алтарем собора. Здесь погребен настоятель обители в 1866–1896 годах архимандрит Иаков (Поспелов) – богослов, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, почетный член Московской духовной академии, талантливый духовный писатель, первый историк Кирилло-Белозерского монастыря, составитель Жития преподобного Кирилла Белозерского; местночтимый святой Тульской и Вологодской епархии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «...монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, среди ли многолюдства, или в глубочайшей пустыне». Ярким примером, подтверждающим эти слова, является жизнь архимандрита Иакова. Василий Иванович Поспелов, будущий архимандрит Иаков, родился в 1818 году в Тульской губернии, в семье приходского священника. В 1834 году Василий поступил в Тульскую духовную семинарию и, несмотря на весьма стесненные обстоятельства, так как семья Поспеловых жила бедно, успешно закончил ее в 1838 году. Не имея денег на книги, юный подвижник переписывал все учебные курсы от руки. Во время обучения Василий увлекся изучением русской истории, много работал в архиве семинарии и затем Московской духовной академии, в которую поступил после окончания семинарии. Преподавателями Василия были архимандрит Филарет (Гумилевский), иеромонах Филофей (Успенский), иеромонах Платон (Фивейский), протоиереи Ф.А. Голубинский и А.В. Горский. На последнем курсе академии 6 апреля 1842 года Василий принял монашеский постриг с именем Иаков и уже 29 июня был рукоположен во иеромонаха. С самого начала монашеского пути, хотя он и находился вне стен монастыря, отец Иаков строго относился к исполнению монашеских обетов.

http://pravoslavie.ru/120888.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня), прославилась в России в 1709 г., во время Северной войны; названа по местонахождению в с. Балыкине Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Брянская обл.). История чудотворного образа была изложена в рукописном «Сказании», хранившемся в храме свт. Николая в Балыкине. В 1866 г. рукопись была вывезена архиеп. Черниговским Филаретом (Гумилевским) для исследования и публикации ( Филарет (Гумилевский). С. 61-63); в наст. время ее местонахождение неизвестно. Впосл. текст «Сказания» был дополнен новыми чудесами ( Кулжинский Г. С. 376-383). По преданию, когда войска швед. кор. Карла XII подходили к Стародубу, в очах Царицы Небесной на иконе появились слезы. Владелец иконы офицер Стародубского полка Тимофей Дульский решил пожертвовать явивший чудо образ одному из бедных приходов, но медлил с исполнением обета. После того как ему дважды явилась Богородица, он в 1711 г. передал Б. и. в новопостроенную деревянную ц. во имя свт. Николая в с. Балыкине. Икона прославилась чудотворениями: первое, прозрение дочери военачальника Стародубского полка Ф. Случановского, было записано в 1712 г., известны исцеления после молебна перед Б. и. Е. С. Кончиной (в 1866) и Е. И. Золотниковой (в 1888). К святыне стекались паломники не только Черниговской, но и Курской, Смоленской и Полтавской губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери. Балыкинская икона Божией Матери. 1792 г. (ЦМиАР) Балыкинская икона Божией Матери. 1792 г. (ЦМиАР) В 20-30-е гг. XX в. храм в с. Балыкине и его убранство были спасены заступничеством Богородицы: она явилась во сне председателю колхоза и обещала ему помощь, если он сохранит святыни. Председатель собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он, командир партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела.

http://pravenc.ru/text/77450.html

В сотню великих латвийцев вошли православные иерархи и священнослужители Рига, 22 декабря 2004 г. епископ Рижский Иринарх (Попов) Латвийская газета " Час " выступила инициатором и организатором акции " 100 великих латвийцев за 150 лет " . Среди названных читателями и экспертами имен " главных латвийцев " , которые за последние 150 лет внесли исключительный вклад в развитие и популяризацию Латвии как в ее пределах, так и в эмиграции, оказался ряд православных иерархов и священнослужителей, сообщает «Благовест-инфо». Например, среди названных оказался первый православный епископ Рижский Иринарх (Попов) (1790-1877). Магистр богословия, он владел иностранными языками, служил при российских посольствах в Милане, Флоренции, Риме и Афинах. За время его деятельности в Риге с 1836 до 1841 г. начался первый переход из лютеранства в Православие латышских и эстонских крестьян, местное немецкое дворянство обвинило Иринарха в подстрекательстве, добилось перевода из Риги во Псков. Епископ Филарет (Гумилевский) Второй православный епископ Филарет (Гумилевский) (1805-1866), овладев латышским и эстонским, выступил с инициативой перевода богослужебных книг на эти языки, при нем для подготовки кадров местного духовенства в Риге было учреждено православное духовное училище с обучением на латышском и эстонском. Он поддержал начавшийся после неурожая 1844 года второй переход в Православие, в 1848 году под давлением немецкого дворянства удален из края с повышением в должности. архиепископ Платон (Городецкий) Третий православный архиепископ Платон (Городецкий) (1803-1891) – энергичный организатор и талантливый проповедник, при нем в 1850 году была учреждена отдельная епархия, объединившая Лифляндскую, Курляндскую, позднее и Эстляндскую губернии, его заботами в епархии было построено 44 новых храма, продолжился переход в Православие. Православный архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) (1898-1982) и его сын протоиерей Сергий, сохранившие для потомков чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. В 1944 году святыню перевезли из Пскова в Ригу, затем в Лиепаю, откуда через Западную Европу она попала в США. За три дня в июне 2004 года в рижский Христорождественский собор приложиться к иконе, возвращающейся в сопровождении отца Сергия Гарклавса в Тихвинский Богородично-Успенский монастырь, пришло около 200 000 человек. Архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) 22 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12217.html

профессор Капитон Иванович Невоструев (11.03.1816–11.12.1872) Историко-библиографические и археографические труды Описания церквей и монастырей профессор Капитон Иванович Невоструев Русский церковный историк и писатель, известный археограф и археолог, преподаватель, профессор. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1861). Биография Родился в семье учителя Вятской духовной семинарии, а затем священника. Первоначальное образование получил в Елабужском духовном училище, по окончании его поступил в Вифанскую семинарию (1836), после окончания которой — в Московскую духовную академию. Особенно сильное влияние на студентов Академии того времени имели ректор Академии Филарет (Гумилевский) и молодой преподаватель Александр Васильевич Горский. Горский читал курс общей церковной истории и смог увлечь многих учеников своим предметом, в том числе и Невоструева. В 1841 году по окончании Академии Невоструев был назначен преподавателем Симбирской семинарии, где ему было поручено преподавание Священного писания, патристики и еврейского языка. В Симбирске, отчасти под влиянием Горского, он приступил к сбору документов по древней истории монастырей и церквей Поволжья, на основе которых подготовил описания более двадцати монастырей. Однако при жизни им было опубликовано только несколько: «Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря» (М., 1855); «О начале Алатырского Киево-Николаевского монастыря» (М., 1866); «Историческое описание бывших в г. Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей» (М., 1867); в 1868 г. в «Археологическом Вестнике» — «Описание Кашпирского Благовещенского Симеонова монастыря»; в 1870 г. отпечатан в «Симбирских Губернских Ведомостях» один из самых крупных трудов Невоструева, посвященный истории Симбирского края — «Описание Симбирского Покровского монастыря, что ныне архиерейский дом» — с отдельными оттисками; в «Симбирском Сборнике» того же 1870 г. отпечатаны (анонимно) сведения: 1) «О бывшей Симбирской Соловецкой пустыни» и 2) «О бывшем Симбирском Успенском монастыре». В 1849 году А. В. Горский пригласил Невоструева в Москву в качестве помощника по описанию рукописей Синодальной библиотеки. Невоструев занимался этим трудом в продолжении 23-х лет до самой смерти. Их совместный труд был напечатан под названием: «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». За эту работу авторы стали первыми лауреатами Ломоносовской премии (1867). Скончался после продолжительной болезни в Москве 29 ноября (11 декабря) 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации архиепископа Филарета (Гумилевского) 16 апреля 2009 г. 11:43 14 апреля на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира было принято решение о прославлении в лике местночтимых святых Черниговской епархии видного иерарха XIX века, знаменитого церковного историка и духовного писателя архиепископа Филарета (Гумилевского). В своем докладе Синоду глава Комиссии Украинской Церкви по канонизации святых архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн подробно осветил многообразную архипастырскую и литературную деятельность владыки. «Рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и учитывая народное почитание архиепископа Черниговского Филарета», Синод принял решение о его прославлении в лике святых. Было утверждено иконописное изображение нового святого, а его останки отныне считаются святыми мощами. Память святителя Черниговского Филарета будет праздноваться 9/22 августа. Справка Архиепископ Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805-1866 гг.) — известный богослов и историк Церкви, сын священника Шацкого уезда, который по селу носил фамилию Конобеевского; в Тамбовской семинарии, за малорослость и смирение, прозван был Гумилевским (от humilis — «тихий, смиренный»). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Филарет, затем был последовательно профессором, инспектором и ректором. Будучи широко начитан, архиепископ Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Его стараниями был основан академический журнал «Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». Архимандрит с 1835 г., он в 1841 г. был рукоположен во епископа Рижского, в 1848 г. переведен в Харьков, в 1857 г. возведен в сан архиепископа, в 1859 г. перемещен в Чернигов, где основал «Черниговские Епархиальные Известия» и много сделал для умножения числа женских духовно-учебных заведений. Из трудов святителя Филарета наибольшее значение имеют «Православное догматическое богословие» (Чернигов, 1864; 3-е изд., 1882), «История русской церкви» (1847 и сл.; 6-е изд., Санкт-Петербург, 1894; доведено до 1826 г.) и «Обзор русской духовной литературы» (3-е изд., Санкт-Петербург, 1884 Православие.ru/Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/618267.htm...

Синодальная коммиссия УПЦ по канонизации предложила канонизировать трех глинских старцев Москва, 29 декабря 2008 г. В пятницу 26 декабря в помещении Киевской Митрополии под управлением архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна состоялось очередное заседание Синодальной Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви. Члены Комиссии рассмотрели документы, представленные правящими архиереями для канонизации местночтимых святых, сообщает Патриархия.ru . После изучения и обсуждения дел Комиссия сочла возможным передать для рассмотрения Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины и Священному Синоду Украинской Православной Церкви материалы для канонизации: — от Черниговской епархии — подвижника благочестия архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) (+9.08.1866); — от Симферопольской епархии — подвижницы благочестия бывшей настоятельницы Топловского монастыря игумении Параскевы (Родимцевой) (+3.12.1928); — от Херсонской епархии — подвижницы благочестия блаженной Домники Ивановны Ликвиненко (+10.06.1967); — от Свято-Рождества Пресвятой Богородицы ставропигиальной Глинской пустыни — подвижников благочестия, которые подвизались в Глинской пустыни: схимитрополита Серафима (Мажуги); схиархимандрита Андроника (Лукаша); схиархимандрита Серафима (Романцова); — от Конотопской епархии — подвижников благочестия, которые подвизались в Софрониево-Молченском Рождества Пресвятой Богородицы Печерском мужском монастире: В лике преподобных: архимандрита Феодосия (Маслова); иеромонаха Серапиона; старца Софрония (Батоврина). В лике Христа ради юродивых: послушника Сергия Тихонова. Также на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви были направлены рапорты об установлении местного празднования Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста и о внесении в святцы Украинской Православной Церкви имени святого благоверного князя-мученика Иоанна Путивльского. День памяти — 20 сентября/3 октября. 29 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28849.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf В чем цель воспитания? Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд. ( Быт. 18:18–19 ). Нужно «связать» детей с Богом и развивать у них понимание, что необходимо творить добро. Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Праздность и не внушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай – не принесёт желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Все родители должны воспитывать своих детей для Бога. Итак, установим и разовьем в нем такое рассуждение, чтобы понимал он человеческие дела: что значит богатство, слава, власть, и чтобы умел пренебрегать ими и стремился к высшему. И запечатлеем у него в памяти такой совет: «Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого». Это сделает его человеком разумным и приятным: ибо ничто не мешает разуму в такой степени, как эти страсти. Страха Божия достаточно для мудрости и для того, чтобы иметь должное и правильное суждение о человеческих делах. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Питая юную душу верою Христовою, христианские родители как нельзя более облагораживают её, расширяют силы её для нравственного возрастания, и там, где остаётся безуспешным всякое человеческое усилие, благодать Божия изменяет человеческую природу на лучшее. Так, например, родители угрозами могут запретить ребёнку на некоторое время делать худое. Но надолго ли угрозами и наказаниями можно его удержать? Запретить же не только делать худое, но и думать о худом, желать худого может только мысль веры о Всеведущем Боге, Судии сердец. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866). Воспитать человека в благоговении и любви к Богу, в любви к человеку, не подавляя его свободы воли, возвести его в достоинство сына Божия – вот сложнейшая задача, абсолютно неразрешимая для людей и потребовавшая даже от Бога величайшей жертвы – воплощения, крестной смерти и воскресения Самого Бога (Второго Лица Святой Троицы – Бога Слова). Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963). Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели. Педагог Константин Ушинский (1824–1870). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как сделать воспитание действенным? Во всем показывай в себе образец добрых дел. ( Тит. 2:7 ). Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь? Святитель Василий Великий (330–379). Учение чрез поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь геенский. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Юные бо люди более научаются от дел, нежели от слов и наказания... Потому сугубое горе отцам, которые не токмо не научают детей добра, но соблазнами своими подают повод ко всякому злу! Таковые отцы не телеса, но души христианские убивают. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Когда дети видят, что их родители посещают храмы Божии, в домах совершают благоговейные молитвы, все свои занятия и все слова срастворяют богобоязненностью, тогда мало-помалу их юные сердца наполняются любовью к благочестию и чистоте нравов. Посмотрите в домы, где родители богобоязненны, благочестивы, богомольны, сострадательны, правдивы. Там и дети послушны, почтительны и подают отрадную надежду Святой Церкви и обществу. Напротив, взгляните на те семейства, где родители не исполняют правил религии и Церкви. Там дети большей частью самолюбивы, своевольны и беспечны. Иаков (Вечерков), архиепископ Нижегородский (1792–1850). Ваш пример, отцы и матери, ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца… Не говорите ребёнку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьёте воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянётесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадёт без плода. Вы говорите сыну, что надобно любить и благодарить Господа, а сами вместо храма идёте туда, где вовсе не думают о Боге, где бесчестят Его дела. Что вы делаете? Вы убиваете веру в сыне. Добрая мать! Ты учишь дочь свою скромности, стыдливости, чистоте, и при ней осуждаешь знакомых тебе, говоришь о том, о чем наедине надобно только плакать: понимаешь ли, что ты делаешь? Нет, если хотите, чтобы ваши дети любили добро, показывайте делами, что добро достойно любви, а порок то же, что язва. Пусть ваша жизнь будет хвалой Господу и любовью к человечеству: тогда и ваши дети будут жить для славы Божией и пользы людей. Как необходимо для вас, родители, быть благочестивыми! Гнев и благословение Божие переходят от вас к детям и внукам. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805–1866). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Состоялось очередное заседание Синодальной Комиссии Украинской Православной Церкви по канонизации святых 29 декабря 2008 г. 10:15 В пятницу 26 декабря в помещении Киевской Митрополии под управлением архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна состоялось очередное заседание Синодальной Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви. Члены Комиссии рассмотрели документы, представленные правящими архиереями для канонизации местночтимых святых. После изучения и обсуждения дел Комиссия сочла возможным передать для рассмотрения Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины и Священному Синоду Украинской Православной Церкви материалы для канонизации: — от Черниговской епархии  — подвижника благочестия архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) (+9.08.1866); — от Симферопольской епархии  — подвижницы благочестия бывшей настоятельницы Топловского монастыря игумении Параскевы (Родимцевой) (+3.12.1928); — от Херсонской епархии  — подвижницы благочестия блаженной Домники Ивановны Ликвиненко (+10.06.1967); — от Свято-Рождества Пресвятой Богородицы ставропигиальной Глинской пустыни — подвижников благочестия, которые подвизались в Глинской пустыни: 1. Схимитрополита Серафима (Мажуги); 2. Схиархимандрита Андроника (Лукаша); 3. Схиархимандрита Серафима (Романцова); — от Конотопской епархии  — подвижников благочестия, которые подвизались в Софрониево-Молченском Рождества Пресвятой Богородицы Печерском мужском монастире: В лике преподобных: 1. Архимандрита Феодосия (Маслова); 2. Иеромонаха Серапиона; 3. Старца Софрония (Батоврина). В лике Христа ради юродивых: 1. послушника Сергия Тихонова. Также на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви были направлены рапорты об установлении местного празднования Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста и о внесении в святцы Украинской Православной Церкви имени святого благоверного князя-мученика Иоанна Путивльского. День памяти — 20 сентября/3 октября. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/516775.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010