При пожаре, случившемся в слободе в конце мая 1859, здание пострадало мало и было вскоре приведено в порядок. Новыми работами в нем в 1886–1887 руководил И. П. Ропет. В это время были пристроены ризница и притвор, проведен капитальный ремонт, главный неф украшен росписью. К столетию здания, в 1898, интерьер был полностью отреставрирован. Тогда же храм и сад обнесли кованой решеткой. Покровительницей Песков была храмовая местночтимая икона Рождества – ей по обычаю молились о помощи при родах и в воспитании детей. В 1901 после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона свв. Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность как покровительница брака. Кроме хороших образов XVIII века, в храме хранилась того же столетия серебряная утварь и четыре Евангелия в дорогих окладах елизаветинской эпохи. В 1842 все престолы были украшены серебряными рельефами. Поскольку окрестное население было довольно бедным, храм многое делал для развития благотворительности. В 1856–1866 его священником был Александр Васильевич Гумилевский, который в 1863 создал приходское благотворительное братство со школой, приютом, богадельней и даже своей церковью (см. церковь вмч. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА при Христо-Рождественском Александро-Иосифском братстве). В 1862–1891 на этой ниве усердно потрудился настоятель прот. Василий Матвеевич Маслов. Перед революцией в церкви настоятельствовал прот. Николай Григорьевич Смирягин. При нем в 1896 была открыта бесплатная столовая для бедных. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, летом 1934, через несколько месяцев после закрытия, ее разобрали, и на этом месте разбили сквер. Последний настоятель прот. Григорий Александрович Сербаринов был арестован и в 1938 расстрелян. Источник:  Святыни Петербурга Авторы Кобак Александр Валерьевич, Антонов Виктор Васильевич Церковь находится в самом центре Песков, по 6-й улице, между Слоновою и Дегтярною. Местность, известная ныне под именем Песков, заселена сравнительно поздно; заселение ее началось только с 1752 года.

http://sobory.ru/article/?object=34868

С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380. М. В. Печников Иконография Г. известна в составе композиций Соборов Новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и Г. в 6-м ряду находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом Г.- икона свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 г. (ГТГ). Оглавное изображение Г. помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными Новгородскими святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - поясной образ Г. в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- на голове святой светлый плат. Г. включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг. XX в. того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди). В иконографии Соборов русских святых изображение Г. находится в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/165131.html

17 июля 1860 г. назначен и 21 авг. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик. Пермской епархии. Являлся вице-президентом екатеринбургского попечительного комитета о тюрьмах, почетным членом Пермского губернского статистического комитета. 19 мая 1862 г. переведен на Оренбургскую и Уральскую кафедру, назначен членом Московской синодальной конторы. Прибыв в Оренбург, вынужден был вмешаться в конфликт, возникший между прежним архиереем и ген.-губернатором А. П. Безаком, добивавшимся ликвидации кафедры. Примирения удалось достичь после того, как В. предложил сократить расходы на содержание кафедры с 10 до 3 тыс. р. серебром в год. В 1864 г. В. издал распоряжение и инструкцию о составлении в приходах церковных летописей, указом Синода от 12 окт. 1866 г. рекомендовалось распространить этот опыт в др. епархиях. В. прославился бескорыстием и строгостью жизни. Особое внимание уделял соблюдению в мон-рях устава, упорядочению назначений на священнослужительские места, занимался миссионерской деятельностью. По его ходатайству в Оренбурге были открыты попечительство о бедных духовного звания (1866) и Богодуховский муж. мон-рь, предназначавшийся для миссионерской работы (1867). В. являлся вице-президентом оренбурского комитета о тюрьмах (с 28 янв. 1866). 9 нояб. 1866 г. переведен на Черниговскую кафедру, с 31 марта 1868 г. архиепископ. Нашел епархиальные дела в чрезвычайном расстройстве из-за длительного отсутствия архиерея в епархии. Много усилий предпринял для восстановления епархиального управления: в 1867 г. возобновил выборы благочинных, прекратившиеся после смерти архиеп. Филарета (Гумилевского) , издал распоряжение о запрете закрепления мест за девушками-сиротами из духовного сословия (до выхода аналогичного указа Синода), прекратил прием не получивших полного семинарского образования выходцев из др. епархий, к-рые прежде получали места, женясь на сиротах; на священнические места назначал только окончивших богословский курс семинарии; издал распоряжение о том, чтобы никто из духовенства не просил о переводе на др.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Дата смерти Д. оставалась неизвестной до 2007 г., когда была установлена по метрическим книгам церквей Рязани (ГАРО. Ф. 627. Оп. 249. Св. 68. Д. 107. Л. 17). Д. похоронен на Лазаревском кладбище Рязани. Отпевание в Борисоглебской ц. возглавил архим. Иероним (Алякринский), ректор Рязанской ДС. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 79. 146; Ф. 1343. Оп. 20. 1944; РГБ ОР. Ф. 233. К. 56. Ед. хр. 22; ИРЛИ. Р. III. Оп. 1. 1044; ГАРО. Ф. 627. Оп. 37. Св. 338. Д. 39; Оп. 41. Д. 2. Л. 178 об.- 590; Оп. 81. Св. 1471. Д. 94. Л. 2; Оп. 249. Св. 66. Д. 103. Л. 10; Св. 68. Д. 107. Л. 17; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 6. Соч.: О начале Владимира, о перенесении столицы из Киева и о бывших там великих князьях. М., 1802; Ист., догматическое и таинственное изъяснение на [Божественную] литургию... М., 1803, 1993р; Благоговейные размышления при слушании литургии, приличные каждому ее действию, обряду и возглашению... М., 1842. Пер.: Иже во святых отца нашего Климента, папы Римского, к коринфянам послание. М., 1781; Исократа, афинейского оратора и философа, политические речи... СПб., 1789; То же, под назв.: Политические речи Исократа, афинского оратора и философа... М., 1836. Лит.: Евгений (Болховитинов), архиеп. Кр. начертание жизни и трудов сочинителя кн. Изъяснения на литургию... М., 1816; Снегирёв И. М. Восп.//РА. 1866. 4/5. С. 740-742; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. С. 411-412; Дмитриевский А. А. Рец. на кн. И. Дмитревского//Богосл. библиогр. листок. 1884. 11/12. С. 7-20; он же. Отзыв о соч. М. Русанова на тему: ««Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию» И. И. Дмитревского: (Критико-библиогр. очерк)»//ТКДА. 1902. 10. С. 328-331; Агнцев Д. И. История Рязанской ДС (1724-1840). Рязань, 1889; Тимковский Е. Ф. Восп./Ред.: Н. Шугуров//Киев. старина. 1894. 3. С. 359-381; 4. С. 1-25; Венгеров С. А. Источники словаря рус. писателей. СПб., 1910. Т. 2. С. 262; Дмитревский И. И.//Библиогр. словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губ./Сост.: И. В. Добролюбов, доп.: С. Д. Яхонтов. Рязань, 1910. С. 61-62; Степанов В. П. Дмитриевский (Дмитревский) И. И.//Словарь рус. писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 276-277.

http://pravenc.ru/text/178582.html

Еще с 60-х гг. в. церковнослужители начали регулярно получать от государства плату за свою службу. В мае 1866 г. были введены «временные Правила о пенсиях и пособиях священнослужителям епархиального ведомства и семействам их». Право на пенсионное обеспечение получили лишь те священники, которые прослужили 35 лет и были выведены на штат причта. Они получали пенсию в размере 70 рублей в год, их вдовы – 35 рублей. Этих денег для существования духовенства и их семейств оказалось недостаточно. Кроме питания и одежды требовались деньги на жилье. На то время большинство семей духовенства пользовались домами причта, которые после увольнения священника вынуждены были покидать и передавать новому церковнослужителю. В 1885 г. Святейший Синод ввел новые штаты, согласно которым по-новому начислялась оплата труда, но при этом финансовое состояние семей церковнослужителей продолжало оставаться не самым лучшим. Чтобы хоть как-то облегчить их положение, государство через введение так называемых эмеритальных касс несколько укрепило материальное положение православного клира. Эмеритальные кассы образовывались по сословному и профессиональному принципу. Существовали кассы для военных, чиновников, служащих земств. Эти структуры носили коммерческий характер, так как за счет денежных взносов вкладчиков образовывался капитал, который обменивался на ценные бумаги, а уже с процентов на облигации выплачивалась пенсия. Выплаты не зависели от воли правительства. Сами эти учреждения были негосударственными, хотя и находились де-факто под контролем официальных органов. Фактически же, негосударственные источники финансового обеспечения клира на сегодня изучены недостаточно. Деятельность эмеритального фонда каждой епархии имела свою специфику. Деятельность эмеритальной кассы духовенства Черниговщины ображалась на страницах местного периодического издания «Черниговские епархиальные известия» (1861–1911 гг.), которое регулярно публиковало сведения о деятельности этой структуры, начиная с 80-х гг. Из материалов журнала известно, что первые попытки по организации данной структуры были предприняты в 60-х гг. в., при Черниговском архиепископе Филарете (Гумилевском), однако они не увенчались успехом. На то время священники Черниговской епархии получали от 103 до 156 рублей, псаломщики – от 35 до 51 рублей в год.

http://sedmitza.ru/lib/text/5742156/

Митрополит Евгений, «наш неутомимый бенедиктинец», как полушутя назвал его известный русский историк академик М.П. Погодин (намекая на богатые плоды исследовательских трудов бенедиктинских монахов), издал монументальный «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» (СПб., 1818; 2-е изд., испр. и умнож. СПб., 1827; переизд.: M.; С. Посад, 1995) – итог почти тридцатилетнего труда, названный современниками «последним словом науки» 1272 . Словарь дает, наряду с биографическими сведениями, библиографию сочинений отечественных богословов. В то же время уже ближайшие потомки, в их числе – архиепископ Филарет (Гумилевский) , критикуют работу преосвященного Евгения: отмечая «богатый запас сведений», содержащихся в Словаре, архиепископ Филарет не мог согласиться с сугубо эмпирической формой подачи материала, без «систематического взгляда», «общей мысли» и чувства 1273 ; за некритичность в работе с богатым фактическим материалом упрекают преосвященного Евгения академики Я.К. Грот 1274 , П.П. Пекарский 1275 и др. Архиепископ Филарет (Гумилéвский) (1805–1866) опубликовал «Обзор русской духовной литературы» (СПб., 1856; 2-е изд.: В 2 т. Чернигов, 1859–1863; 3-е изд., испр. и доп. авт.: СПб., 1884 1276 ), который (в 3-м издании) охватывает русскую духовную литературу до 1863 г. Историк и археограф, член Императорской Академии наук Павел Михайлович Строев (1796–1876) в ходе многочисленных археографических экспедиций по России собрал разнообразный рукописный материал для большого словаря, превосходящего словарь митрополита Евгения (Болховитинова) по количеству сведений об авторах до начала XVIII в. 1277 Следует также учитывать справочные издания, подготовленные профессором истории Русской Церкви Санкт-Петербургской духовной академии Николаем Константиновичем Никольским (1863–1936) 1278 . В конце XIX в. были предприняты попытки составить специализированный сводный указатель отечественной литературы по богословию 1279 , однако работа оказалась неполной и осталась незаконченной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Краткое жизнеописание святителя приводит Благовест-Инфо. Архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (1802-1866) был выдающимся богословом и историком Церкви, одним из самых образованных архиереев XIX века. Всю жизнь он посвятил труду и чтению, написал 160 разнообразных произведений. В то же время бережно заботился о своей пастве: жертвовал значительные средства на благотворительность, помогал бедным, содействовал развитию образования. В частности, открыл на Черниговщине 848 церковно-приходских школ, которых до этого было только 20. Умер Филарет Гумилевский от холеры, которой заразился во время поездки по своей епархии. Тогда, летом 1866 года Черниговская губерния была охвачена эпидемией. Перед поездкой архиепископа предупреждали об опасности, но он не послушал — считал своим долгом поддержать людей. Сразу после его смерти эпидемия холеры стихла и до Чернигова не дошла. Похоронили архиепископа Филарета в усыпальнице Троицкого собора. Там его мощи хранятся и по сей день. Источник:  Благовест-Инфо Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskij-vl...

12 нояб. 1871 г. назначен и 19 дек. хиротонисан в С.-Петербурге во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии, с назначением настоятелем Акатова во имя св. Алексия мон-ря . С 1 янв. 1872 г. являлся председателем Воронежского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва, членом к-рого состоял со времени его открытия 29 июня 1869 г. 23 мая 1879 г. перемещен на Оренбургскую кафедру, 5 апр. 1882 г.- на Черниговскую. Особую заботу проявлял об открытии самостоятельных приходов с причтами и рукоположении священников на пустующие места, к-рых ко времени его назначения в Черниговской епархии было до 80. Как администратор отличался энергией, быстротой действий, ценил людей способных, к-рым оказывал содействие. Проявлял заботу об улучшении делопроизводства, усилении надзора за духовенством, для чего увеличил количество благочинных в епархии с 50 до 65. Умножил средства епархиального попечительства, обновил и украсил здания Болдинского во имя Св. Троицы и прор. Илии мон-ря , учредил общежитие при ДС. Предметом особого попечения В. были церковноприходские школы и церковные хоры. При В. было окончено строительство здания епархиального жен. уч-ща, преобразованного из 3-классного в 6-классное. Одним из первых архиерей ввел в своей епархии внебогослужебные собеседования, что отмечалось в отчете обер-прокурора за 1882 г. Учредил неск. братств: св. Михаила, кн. Черниговского (в Чернигове), свт. Димитрия, митр. Ростовского (в Новгород-Северске), в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в Нежине). Согласно завещанию, погребен под алтарем Троицкого собора архиерейского дома, рядом с могилами архиепископов Филарета (Гумилевского) и Нафанаила (Савченко). Был награжден орденами: св. Анны 2-й (26 марта 1866) и 1-й (16 апр. 1878) степени, св. Анны с имп. короной (12 апр. 1870), св. Владимира 3-й (31 марта 1874) и 2-й (8 апр. 1884) степени, св. Александра Невского (1 апр. 1890). Перу В. принадлежат неск. сочинений богословского, аскетического философского содержания, собранные в единственном выпуске его сочинений (Соч. Х., 1882. Вып. 1). Многочисленные слова, беседы и речи на различные церковные праздники, отражающие проповеднический талант В., публиковались в «Черниговских ЕИ» (Слово о страсти корыстолюбия//1890. 12; Слово о любви к 15; Слово о служении различных 24-25; Беседа на евангельскую притчу о домохозяине и работнике в 20; Слово о прощении обид//1891. 18 и др. см.: 1882. 32, 34; 1883. 5-7; 1884. 11; 1885. 1, 7-9, 13; 1890. 3-6, 9, 17, 21; 1891. 4, 13, 15, 19, 21; 1892, 6-8, 19-20 и др.); в ж. «Воскресный день» (1891) печатались его «Письма к женщине-христианке» (отд. изд.: Чернигов, 1891). Последним по времени было пастырское послание по поводу 900-летия епископской кафедры в Чернигове, исполнявшееся в 1892 г. (по распоряжению В. празднование было перенесено на 9 мая 1893).

http://pravenc.ru/text/150289.html

Синод УПЦ утвердил представлений эскиз юбилейного знака по случаю 450-летия принесения на Волынь Почаевской чудотворной иконы Божией Матери, а также план мероприятий по случаю 450-летия принесения на Волынь Почаевской иконы и 350-летия обретения мощей преподобного Иова Почаевского (31 июля - 6 августа 2009 г.). Заслушав рапорт епископа Новокаховского и Бериславского Иоаасафа, Синод определил утвердить новый титул правящих архиереев Новокаховской епархии «Новокаховский и Генический». Заслушав рапорт архиепископа Запорожского и Мелитопольского Василия (Златолинского) об увольнении его от управления Запорожской епархией и почислении на покой по состоянию здоровья, Синод принял решение удовлетворить просьбу владыки Василия и освободить его от управления, почислив его на покой и выразив ему благодарность за понесенные труды. Местом пребывания архиепископа Василия (Златолинского) назначен город Запорожье. На Запорожское епархиальное управление возложено обеспечение и содержание архиепископа Василия. Епископом Запорожским и Мелитопольским Синод назначил епископа Вильнянского Иосифа (Масленникова), викария Запорожской епархии. Также Синод принял решение изъять из состава Запорожской епархии Василевский район Запорожской области и включить его в состав Бердянской епархии. Синод УПЦ благословил открытие Десятинного Рождества Богородицы мужского монастыря в Киеве. Также благословлено установить местное празднование Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста (Киев); местное празднование Горбаневской иконы Божией Матери (Полтавская епархия, 29 сентября/12 октября); местное празднование обретения мощей преподобного Иова Угольского (Ужгородская епархия, 9/22 октября). Синод УПЦ благословил причислить к лику местночтимых святых Черниговской епархии архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) (+9. 08. 1866). Память ему постановлено совершать 9/22 августа. К лику местночтимых святых также причислены подвижники благочестия, которые подвизались в Софрониево-Молченском Рождества Богородицы Печерском монастире Конотопской епархии:

http://pravoslavie.ru/30075.html

Фамилия дьячка была Неумытый. Владыка сделал честь благочинному и стал экзаменовать сына его. Первое испытание состояло в гласном чтении церковнославянской Псалтири, но двенадцатилетний сын благочинного читал плохо, наподобие некоторых нынешних столичных дьячков. Архиерей взял из рук мальчика книгу и передал ее старшему сыну дьячка. Тот зачитал бойко и внятно, без единой ошибки. Платон заставил читать младшего, восьмилетнего, и тот прочел превосходно. Тогда преосвященный поднялся с места, схватил благочинного за бороду и за косы и оттаскал его жестоким обычаем при всех бывших здесь просителях и прислуге. А бил преосвященный Платон ужасно «могуче», потому что роста он был огромного и силы страшной. За свою лихую ухватку и скорость на руку преосвященный Платон получил от духовенства и мирян прозвище «запорожец». Дьячку, который хорошо учил своих детей, преосвященный дал хорошее место, а ребят его сам наблюдал в училище. Труды: Поучение к казанской пастве о сохранении верности императрице в октябре 1773 г. Речь при освящении знамен полка князя Урусова. – М., 1799. Надгробное слово Бибикову 24 апреля 1774 г. Две речи на торжество открытия Казанского наместничества. – М., 1781. Вятская иерархия//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1848, 7. Астраханская иерархия//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1848, 7. Известия о Казанском Преображенском монастыре с прибавлением надписей и грамот (рукопись). Казанская иерархия (рукопись). Краткое известие о Пугачеве: в 2 т.//Пушкин А. С. История Пугачева. Письма к Б. Каменскому о пугачевщине (архивы старых дел). Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 167. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 167. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394, 1400, 1414. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 246, 232, 235, 393. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 147–148, 156, 292, 295, 311, 488, 804, 892. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 52, 62, 65. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 402. Астраханские епархиальные ведомости. – 1883, 18. –»– 1886, 8 и 9. –»– 1895, 21. Вятские епархиальные ведомости. – 1866, 1. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1883, ноябрь. – С. 365. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 564, 575. –»– 1898, декабрь. – С. 658. –»– 1905, июль-август. – С. 484. Известия по Казанской епархии. – 1870, 5. – С. 146–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010