За время службы при Синоде М. написал и издал более 10 сочинений, касавшихся вопросов богослужения и вероучения правосл. Церкви, всеобщей и рус. церковной истории, полемики с католиками. По поручению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова М. подготовил «Изложение Символа веры православной Восточной Кафолической Церкви» и «Историю Российской Церкви». Обе книги были изданы в 1838 г., «История Российской Церкви» стала учебником для духовных уч-щ. На англ. язык книгу перевел Р. Блэкмор, каноник англикан. Церкви в Кронштадте ( Mouravieff A. N. A History of the Church of Russia/Transl.: R. W. Blackmore. Oxf., 1842). Изданы также переводы книги на немецкий и французский языки. Строгий критик М., архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) , впосл. писал: ««История Российской Церкви» введена была бурным духом в классическое употребление. А что это за классическая книга? Теперь - она предмет насмешек для одних знающих и - сожаления для других. После этого печального опыта следовало бы автору вразумиться в том, что он самый бесталанный историк и что продолжать подобные сочинения значит позорить себя и терзать терпение других» ( Львов. 1900. С. 196). В переписке с митр. Филаретом (Дроздовым) М. обсуждал и синодальные дела, и замыслы сочинений, и подготовленные рукописи. Помимо исправления догматических ошибок и внесения дополнений митр. Филарет делал для М. переводы с греческого и еврейского языков, напр. для кн. «Священная история» (1842) перевод песни царя Езекии из Книги прор. Исаии, отличавшийся от синодального (Ис 38. 10-20) ( Филарет (Дроздов). 1869. С. 105-106). Мн. сочинения создавались М. в форме писем знакомым. Так, для И. Н. Гончарова (брата Н. Н. Гончаровой, жены Пушкина), соседа М. по подмосковному имению в Осташеве, написаны «Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви» (1836), изъясняющие всенощное бдение, литургию, службы Великого поста и Пасхи, таинства, праздники и некоторые чинопоследования. «Письма о богослужении…» выдержали 10 изданий при жизни автора, переведены на немецкий (в 1838 пастором реформатской церкви в С.-Петербурге И. фон Муральтом), польский (1841), французский (1850), греческий (1851), сербский (1854) и английский (1866) языки. Летом 1838 г. М. познакомился с А. П. Ахматовым , молодым кавалергардом, «нетвердым в вере». Эта встреча побудила М. написать «Письма о спасении мира Сыном Божиим» (1839), к появлению книги Ахматов отнесся равнодушно, огорчив этим автора.

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Иеромонах Диодор (в мире – Александр Николаевич Ильдомский) – бакалавр Казанской академии по классу нравственного богословия и литургики и помощник инспектора (пользовался особенной любовью студентов), 11 мая 1857 г. перемещен в здешнюю академию на кафедру церковной истории, но не надолго; скончался 3 января 1860 года ( П. Знаменского – История Казан. Дух. академии; И. Чистовича – История Спб. Дух. акад.; «Странник» 1860 г., 2). Михаил Осипович Коялович – заслуженный ординарный профессор, в здешней академии с мая 1856 г.; некоторое время был преподавателем Рижской и здешней семинарий; авторитетный знаток русской и, в частности, западнорусской истории и жизни; автор многих капитальных сочинений по истории; принимал участие в изданиях археографической комиссии; скончался 23 августа 1891 года («Церк. Вестник» 1890 г., 45 и 1891 г. 35). Александр Васильевич Гумилевский протоиерей, организатор приходской благотворительности в СПб. и проповедник; сначала был преподавателем здешней семинарии, с 1856 г. священствовал на Песках в Христо-Рождественской церкви, в 1866 г. по Высочайшему повелению перемещен к Нарвскому Преображен. собору, через год возвратился к церкви при Обуховской женской больнице; сотрудник «Странника», издатель «Духа Христианина»; скончался от тифа 20 мая 1869 года (Рункевич ; – Приходская благотворительность в Санкт-Петербурге; Богослов. энциклопедия, т. IV). Георгий Семенович Полесский – священник законоучитель Константиновского военного училища с сентября 1862 г.; раньше служил при церкви Государственного Контроля и при Общине сестер милосердия; участвовал в духовных журналах того времени, был членом историко-статистич. комитета; рано (на 33-м году) сошел в могилу; скончался 15 ноября 1863 года («Дух Христианина», декабрь 1863 г.). Михаил Никифорович Орлов – протоиерей в Неаполе, раньше был преподавателем Псковской семинарии, потом диаконом в Париже; скончался. Петр Кузьмич Спонаровский – протоиерей Симеоновской церкви в СПб.; раньше был преподавателем Новгородской семинарии и с 15 авг. 1858 г. священником при церкви Петропавловской больницы; известен как деятельный приходский пастырь и точный исполнитель весьма многих возлагаемых на него поручений от начальства; член историко–статистического епархиального комитета; скончался 21 декабря 1889 года («Церковный Вестник» 1890 г., 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия// Ключевский. Древнерусские жития. С. 463-464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. 23. С. 183-190; 24. С. 191-196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1873. 25. С. 202-203; Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18-42; Описание о российских святых. С. 196-197; Отчет VIII (ликвидац.) отдела НКЮ//РиЦ. 1920. 9/12. С. 81 [дата вскрытия и крат. описание мощей Г. 28 сент. 1920]; Житие и акафист св. прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом мон-ре)/Спасо-Преображенский Геннадиев мон-рь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского//Городок на Моск. дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 180-184, 188-189. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Январь. С. 103-109; СИСПРЦ. С. 62, 63; Любимский Спасо-Геннадиев муж. мон-рь//Ярославские ЕВ. 1866. 10-11. Ч. неофиц.; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303, 336; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 7-19; Барсуков. Источники агиографии. С. 114-115; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 188-189; Голубинский. Канонизация святых. С. 128-129; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 291-295; Буланина Т. В. Алексей (XVI в.)//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 34-35 [Библиогр.]; она же. Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23.I.1565 г.)//Там же. С. 146-148 [Библиогр.]; Борисов Н. С.От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96-106; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев муж. мон-рь и прп. Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/162062.html

К нач. XX в. мощи И. почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, к-рая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина ; 1783-1799). 25 апр. 1920 г. по постановлению 10-го уездного съезда Советов мощи И. вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия (Савича (Туптало)) Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака И. была изъята из собора. В советское время мощи И. находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме богослужение не совершалось). В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру , часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко) . 5 июня 1999 г. Ярославский и Ростовский архиеп. Михей (Хархаров) передал в ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей И. и Исаии, а также прп. Даниила Переславского. Арх.: Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г.//Арх. ГМЗРК. Инв. Р-1083. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-477, 525, 526; Т. 4. Ч. 1. С. 247, 523; Т. 5. С. 196, 201; Т. 6. Вып. 1. Стб. 348, 361; Т. 7. С. 162-163, 168, 171, 174, 175, 179; Т. 8. С. 213; Т. 9-10. С. 167; Т. 18. С. 73, 77, 78; Описание о российских святых. С. 92-93; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. V, 5-6; Пролог. СПб., 1896. С. 196; Акт вскрытия и обследования мощей св. Игнатия и Исаии//СРМ. Ростов, 1993. Вып. 5. С. 50-52; Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 67-69; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 2. С. 337, 338. Лит.: СИСПРЦ. С. 101; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864; Толстой М. [В.] Святыни и древности Ростова Великого. М., 1866 3. С. 38-40; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской еп. Ярославль, 1887. 3. С. 7-10; Ключевский. Древнерусские жития. С. 38-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207-211; Филарет (Гумилевский). Обзор рус. духовной лит-ры. СПб., 1884 3. С. 66; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 29-30; Голубинский. Канонизация святых. С. 80-81; Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 168-171; Дмитриева Р. П., Семенченко Г. В. Житие Игнатия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 150-151; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 17, 18, 80, 106, 161, 162, 199, 217, 219, 236, 315, 363, 383, 394, 433, 467; Кн. 4. Ч. 1. С. 125, 161; Ч. 2. С. 26, 28, 208; Подскальски Г. Христианская и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 469, 470, 471, 483; Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. Ярославль, 2004.

http://pravenc.ru/text/293397.html

на иностранных языках. Почти все книги были «отобраны на покрытие долга» (в размере 280 р.) кафедре и расходы на погребение. Впосл. мн. книги поступили в Черниговский коллегиум. После кончины К. осталось также 95 р. 25 к. В июле 1772 г. еп. Черниговский Феофил (Игнатович) доносил, что «все пожитки», кроме «ризничных вещей» и книг, переданы свящ. Александру, отцу почившего епископа. Соч.: Описание краткими стихами иллюминации на... Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны Всея России, и Вел. кн. Петра Феодоровича в Троицкую Сергиеву обитель пришествие. М., 1744; Слово в Высочайшее присутствие Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны, проповеданное в ТСЛ Семинарии. М., 1745; Слово в день преставления прп. и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежскаго, и всея России чудотворца. М., 1749; Переписка с свт. Тихоном I//Воронежские ЕВ. 1866. 19. С. 437-439. Арх.: ГАВО. Ф. И-84. Оп. 1. Д. 12; Ф. И-210. Оп. 1. Д. 5. Ист.: Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная в Могилеве и в Витебске, 1752-1827. СПб., 1872. С. 51. Лит.: Сумароков А. П. Полное собр. всех сочинений в стихах и прозе. М., 17872. Ч. 6; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 208-209; он же. Словарь. М., 1995. С. 181; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 35-37, 45, 58, 63-65, 74-80; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 99-101; Кирилл (Ляшевецкий), еп. Черниговский и Нежинский (бывш. Воронежский)//Воронежские ЕВ. 1883. 19. С. 848-850; РБС. Т.: Ибак-Ключарев. С. 660; Правдин А. М. Опись указам Св. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории за 1743-1850 гг.//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 339-373; ПБЭ. Т. 3. С. 840; Дмитриев И. Д. Московский первокл. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в его прошлом и настоящем. М., 1909. С. 98; Комолов Н. А. «Вы должны быть самым светом…»//Рус. провинция. Воронеж, 1995.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

С 1856 по 1866 г. в храме Рождества Христова на Песках служил священник Александр Васильевич Гумилевский (1830-1869), учредивший при храме в 1863 г. первое в России благотворительное общество – Христо-Рождественское Александро-Иосифовское братство с целью оказания помощи бедным прихожанам. Затем был открыт братский приют для престарелых больных и малолетних нищих. Именно вокруг этого приюта группировалась вся приходская благотворительность. Здесь соединялись все благотворительные учреждения прихода: в помощь больным и бедным, старикам и детям прихода, школа и приходская библиотека, приходский хор. В приходском приюте по воскресным и праздничным дням по образцу древних церковных трапез организовывались бесплатные обеды для нищих. А с 1896 г. бесплатный стол для бедных действовал ежедневно вплоть до 1918 г. Впоследствии в приюте были открыты школа для малолетних, больница для женщин, женская богадельня для старушек, приют для нищих девочек, рукодельный приют для мальчиков и рукодельный приют для девочек, нищенское отделение. С открытием Братского приюта к нему примкнули приходская библиотека, приходский хор певчих и приходская община сестер милосердия с. 25]. В 1862-1891 гг. благотворительными делами руководил настоятель храма протоиерей Василий Матвеевич Маслов. А после него вплоть до революции – протоиерей Николай Григорьевич Смирягин Замечательная педагогическая идея, примененная священником Александром Гумилевским в организации деятельности Братского приюта, вызывает восхищение и уважение. Здесь дети-сироты не чувствовали себя так одиноко, как это обычно бывало в других приютах. Ведь все они были постоянно окружены вниманием, любовью и заботой пожилых женщин, пребывавших в богадельне приюта. Эти женщины, в свою очередь, чувствовали себя нужными и занятыми важным делом, принимая участие в воспитании детей, отдавая им и получая в ответ любовь и теплоту, взаимную радость общения. Летом приютских детей вывозили на природу, что благотворно сказывалось на их здоровье. Финансирование всей благотворительной деятельности при храме осуществлялось исключительно за счет частных пожертвований прихожан с. 26].

http://ruskline.ru/opp/2021/01/07/zdes_s...

А холсты, белье и другие полезные для училища вещи представляемы были в духовное попечительство натурою. Дело созревало медленно, но прочно и, наконец, увенчалось успехом. По ходатайству Преосвящ. Филарета, Св. Синод в апреле 1865 года разрешил открыть в Чернигове училище для девиц духовного звания, для чего купить деревянный дом Дворянского Собрания за 9000 руб.; а 30 января 1866 года уже происходило открытие этого училища. Каким желанным, каким своевременным событием явилось это открытие училища, можно видеть из того, что духовенство всей епархии, глубоко обрадованное основанием этого заведения, поспешило выразить архипастырю свою сыновнюю благодарность; духовенство некоторых уездов ознаменовало свою радость разными пожертвованиями в пользу училища (деньгами по 15 июля поступило более 320 руб.); духовенство Новозыбковского уезда поспешило принести новую лепту на устройство при училище храма Божия; духовенство Конотопского уезда положило ежегодно взносить по 25 р. В пособие на содержание в училище сироты, избранной им; духовенство Глуховского уезда представило 30 р. На содержание в 1866 году полупансионерки в училище и изъявило желание содержать в нем одну стипендиатку, в память Преосвященного Владыки, с присвоением ей фамилии «Гумилевской» 2 . Пожервования продолжаются и доселе; являются немалые пожертвования и от светских лиц. в) Приходские школы До 1860 года в приходах Черниговской епархии существовало всего 20 школ для поселянских детей мужского и женского пола. Прибыв в епархию в 1859 году, Высокопреосвященный Филарет заметил при обозрении ее, что поселяне не знают самых простых молитв; немедленно он подтвердил священникам, чтобы они, по указам Св. Синода, обучали прихожан молитвам, чтобы открывали школы для детей обоего пола, помещая их или в своих домах или причетников и чтобы обучали детей необходимейшим молитвам, чтению церковной и гражданской печати, главнейшим сказаниям из священной истории, а желающих – и письму. К концу 1860 года уже заведено было вновь 769 приходских школ при церквах епархии, и в них учащихся мальчиков было 5777, а девочек 1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884-1917), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым) . Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857-1867), «Духовная беседа» (в 1858-1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860-1917), «Духовный дневник» (Х., 1864-1866). В 60-х гг. XIX в. появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860-1917) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий ), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858-1877) В. И. Аскоченского , «Душеполезное чтение» (М., 1860-1917), «Дух христианина» (СПб., 1861-1865) свящ. А. Гумилевского , «Духовный вестник» (Х., 1862-1867), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863-1917). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих Ж. д. публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60-70-х гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати. «Русский паломник». 1917. 7. Обложка (ГПИБ) «Русский паломник». 1917. 7. Обложка (ГПИБ) 1918-1935 гг. После 1917 г. количество Ж. д. стремительно сокращалось. В 1918 г. продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 г., на протяжении 1918-1920 гг.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884–1917), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым). Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857–1867), «Духовная беседа» (в 1858–1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860–1917), «Духовный дневник» (Х., 1864–1866). В 60-х гг. XIX в. появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860–1917) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858–1877) В. И. Аскоченского, «Душеполезное чтение» (М., 1860–1917), «Дух христианина» (СПб., 1861–1865) свящ. А. Гумилевского, «Духовный вестник» (Х., 1862–1867), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863–1917). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих Ж. д. публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60–70-х гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати. Офиц. церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860–1922 гг. и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из офиц. и неофиц. отделов. С 1875 г. ж. «Церковный вестник» (СПбДА) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода – ж. «Церковные ведомости», состоявший из офиц. части и прибавлений и выходивший до 1918 г. К центральным офиц. церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890–1917; с 1911 «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (К., 1917–1918), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896–1917), ж. Училищного совета при Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

с 18.12.1803 архиепископ с 18.11.1806 по 26.03.1818 (с 15.02.1815 по 7.02.1816 управлял Псковской епархией) митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Си м еон (Крылов- Платонов), епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 16.06.1818 архиепископ с 17.09.1819 по 26.09.1820 архиеп. Тверской и Кашинский Лаврентий (Бакшевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.10.1820 архиепископ с 22.08.1826 по 14.03.1831 с 17.07.1824 временно управлял Полтавской епархией; на покое; † 17.12.1837 Владимир (Ужинский) архиепископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 28.03.1831 по 19.09.1836 архиеп. Казанский и Свияжский Павел (Подлипский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 26.09.1836 архиепископ с 26.03.1839 по 18.04.1859 на покое; † 27.11.1861 Филарет (Гумилевский) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский со 2.05.1859 † 9.08.1866 Варлаам (Денисов) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 9.11.1866 архиепископ с 31.03.1868 по 16.08.1871 на покое; 118.01.1873 (1872) Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 18.08.1871 архиепископ с 31.03.1874 † 4.03.1875 Серапион (Маевский) епископ, бывший еп. Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии с 15.05.1876 по 6.03.1882 еп. Архангельский и Холмогорский Вениамин (Быковский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 5.04.1882 † 1.02.1893 Сергий (Соколов) епископ, бывший еп. Новоград-Северский, викарий Черниговской епархии с 26.03.1893 † 24.08.1893 Антоний (Соколов) епископ, бывший еп. Кирилловский, викарий Новгородской епархии с 3.09.1893 † 20.04.1911 Викарии Черниговской епархии Новгород-Северские епископы С 21 августа 1868 года Феофилакт (Праведников) епископ, рукоположен с 13.10.1868 † 12.01.1869 Серапион (Маевский) епископ, рукоположен с 4.05.1869 по 15.05.1876 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Пархомович) епископ, рукоположен с 9.06.1885 по 4.03.1889 еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии; † 5.09.1910 Антоний (Соколов) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010