41. Письмо Митрополита Филарета о назначении Епископа Рижского Филарета, или ректора семинарии Иосифа, Епископом Дмитровским викарием Московской епархии 23 Ноября 1842 г Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Благосклонное внимание Вашего Сиятельства к представлениям моим касательно назначения ректора в Вифанскую семинарию, возложив на меня долг благодарности, с тем вместе подало мне благую надежду для подобных случаев. Услышав ныне, что Преосвященный Виталий 28 получил высшее назначение, радуюсь, что он удостоился Высочайшего благоволения; и нового себе сотрудника ожидаю с смиренным послушанием воле Божией и воле Помазанника, Его же сердце в руце Божией. Но если по бывшим примерам, позволительно мне думать, что при Синодальном избрании викария может быть принято в некоторое соображение мнение и сведение местного Архиерея: позвольте представить внимание, во-первых, Преосвященного Филарета Епископа Рижского 29 , которого достоинство, сколько знаю, и Вашим Сиятельством признанное, уже не требует моего свидетельства, и которого здоровье страждущее, и более могущее пострадать в Рижском климате, удобнее могло бы поддержано быть в Москве на пользу службы; во-вторых Ректора Московской семинарии Иосифа 30 , человека благочестивого и благорассудительного, знающего Москву и его с почтением знаемого. Если сие представление усмотрено будет согласным с пользою служения, к которой оно и стремится; то покорнейше прошу Ваше Сиятельство оказать оному возможное споспешествование; во всяком же случае простить мне утруждение. Призывая Вам благословение Божие с совершенным почтением и преданностью, имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и богомолец Филарет М. Московский . Москва. Ноября 23, 1842. Дело Канц. Об. Прокурора. 30386. 29 Филарет (Гумилевский) в 1830 г. маг. Моск, акад.; в 1831 г. – бакк. Моск, акад.; в 1833 – инспект.; в 1835 г. – арх.; в 1837 г. – наст. Моск. Богоявл. мон.; в 1841 г.– еп. Рижский; в 1848 г. – Харьковский; в 1857 г.– архиеп; 1859 г. – Черниговский. Ск. в 1866 г. 30 Иосиф (Богословский) 1828 г.– ок. Моск, акад.; 1829 г. – инсп. Моск, сем.; в 1834 г. рект.; 1842 г. – еп. Дмитровский; 1849 г. – Оренбургский; 1853 г. Воронежский; 1860 г. – архиеп.; в 1864 г. – увол. на покой. Ск. в 1892 г. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXVI. Епархия Харьковская Харьковская епархия учреждена в 1799 г. Двадцать первая в третьеклассных. I. Епископы Слободско-Украинские 1. Христофор Сулима 16 окт. 1799 перев. из викариев Екатеринославских; 6 февр. 1813 уволен на покой и † 18 мая. 2. Аполлос Терешкевич хирот. 14 окт. 1813 из архим. Курского Знаменского монастыря; † 20 янв. 1817. 3. Павел Соботовский (Саббатовский) хирот. 18 февр. 1817 из архим. Смоленского Авраамиева монастыря; 26 янв. 1826 перев. в Астрахань. 4. Виталий Борисов-Жегочев хирот. 28 февр. 1826 из архим. Дубенского монастыря; 12 мар. 1832 перев. в Астрахань. 5. Иннокентий Александров хирот. 19 мая 1832 из архим. Смоленского Авраамиева монастыря; 22 июня 1835 перев. в Иркутск. II. Епископы Харьковские и Ахтырские 6. Мелетий Леонтович , архиепископ, 22 июня 1835 перев. из Иркутска; † 29 февр. 1840. 7. Смарагд Крыжановский , архиепископ, 6 апр. 1840 перев. из Могилева, а 31 дек. 1841 – в Астрахань. 8. Иннокентий Борисов 12 янв. 1842 перев. из Вологды; 14 апр. 1845 пожалован в архиепископа; 1 мар. 1848 перев. в Херсон. 9. Елпидифор Бенедиктов 1 мар. 1848 перев. из викариев Воронежской епархии, а 6 нояб. – в Каменец-Подольск. 10. Филарет Гумилевский , 6 нояб. 1848, из викариев Рижских; 7 апр. 1857 пожалован в архиепископа; 2 мая 1859 перев. в Чернигов. 11. Макарий Булгаков 18 апр. 1859 перев. из Тамбова; 8 апр. 1862 пожалован в архиепископа; 10 дек. 1868 перев. на Литовскую епархию. 12. Нектарий Надеждин , архиепископ, перев. 21 янв. 1869 из Нижнего-Новгорода; † 7 сент. 1874. 13. Савва Тихомиров 7 дек. 1874 перев. из Полоцка. 9 нояб. 1866 учреждено викариатство. «Епископы Сумские» С управлением Куряжского монастыря. 1. Герман Осецкий 8 янв. 1867 хирот. из архим. Новгородского Юрьева монастыря. 2. Вениамин 30 июля 1872 хирот. в викария из ректоров Харьковской семинарии. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Харьковская Учреждена 16 октября 1799 года Слободско-Украинская и Харьковская Кафедра в Харькове Христофор (Сулима) епископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 16.10.1799 по 6.02.1813 на покое; † 18.05.1813 Аполлос (Терешкевич) епископ, рукоположен с 14.10.1813 † 20.01.1817 Павел (Саббатовский) епископ, рукоположен с 18.02.1817 по 26.01.1826 еп. Астраханский и Кавказский Виталий (Борисов-Жегачев) епископ, рукоположен с 28.02.1826 по 12.03.1832 архиеп. Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Александров) епископ, рукоположен с 19.05.1832 по 22.07.1835 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Мелетий (Леонтович) архиепископ, свт., бывший архиеп. Иркутский и Нерчинский с 22.06.1835 по 1836 переименован архиеп. Харьковский и Ахтырский Харьковская и Ахтырская С 5 апреля 1836 года Мелетий (Леонтович) архиепископ, свт., бывший архиеп. Слободско-Украинский и Харьковский †29.02.1840 Смарагд (Крыжановский) архиепископ, бывший архиеп. Могилевский и Мстиславский с 6.04.1840 по 31.12.1841 архиеп. Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Борисов) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 31.12.1841 архиепископ с 15.04.1845 по 24.02.1848 архиеп. Херсонский и Таврический Елпидифор (Бенедиктов) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 1.03.1848 по 6.11.1848 еп. Подольский и Брацлавский Филарет (Гумилевский) епископ, бывший еп. Рижский, викарий Псковской епархии, с 6.11.1848 архиепископ с 7.04.1857 по 2.05.1859 архиеп. Черниговский и Нежинский Макарий (Булгаков) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 18.04.1859 архиепископ с 8.04.1862 по 10.12.1868 архиеп. Литовский и Виленский Нектарий (Надеждан) архиепископ, бывший архиеп. Нижегородский и Арзамасский с 21.01.1869 † 7.09.1874 Савва (Тихомиров) епископ, бывший еп. Полоцкий и Витебский с 7.12.1874 по 23.04.1879 еп. Тверской и Кашинский; †18.09.1896 Иустин (Охотин) епископ, бывший еп. Острожский, викарий Волынской епархии с 13.04.1879 по 15.09.1882 еп. Подольский и Брацлавский; † 25.05.1907 Амвросий (Ключарев) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 22.09.1882 архиепископ с 20.03.1886 † 3.09.1901 Викарии Харьковской епархии Сумские епископы С 9 ноября 1866 года Герман (Осецкий) епископ, рукоположен с 8.01.1867 по 24.06.1872 еп. Кавказский и Екатеринодарский; †18.12.1895 Вениамин (Платонов) епископ, рукоположен с 30.07.1872 по 9.04.1883 еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии; †13.06.1905 Геннадий (Левицкий) епископ, бывший еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии с 9.04.1883 по 29.11.1886 на покое; † 10.02.1893 Петр (Лосев) епископ, рукоположен с 1.11.1887 по 22.07.1889 еп. Владикавказский и Моздокский; † 30.03.1902 Владимир (Шимкович) епископ, бывший еп. Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.08.1890 по 5.12.1892 еп. Екатеринославский и Таганрогский; † 6.01.1926 (1925) Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1866 во время молебствия по случаю счастливого избавления императора от покушения на его жизнь, произнес речь, в которой неодобрительно высказался о помещичьем сословии (к таковому принадлежал террорист Каракозов). За это был фактически выслан из столицы в Нарву. Служил там в Преображенском соборе, где также создал приходское попечительство о бедных. Свои проповеди издал в виде брошюры «На память православным жителям г. Нарвы» (СПб., 1868). Весной 1868 его вернули в С.-Петербург и определили служить в церкви св. Апостолов Петра и Павла при Обуховской женской больнице (Загородный пр., 47). Здесь он основал «погребальную кассу» для похорон неимущих, умерших в больнице. Скончался от тифа, которым заразился, исповедуя и причащая больных. Был отпет в церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости при Обуховской мужской больнице (наб. Фонтанки, 106), поскольку храм, в котором он служил, не мог вместить всех желающих с ним проститься. Похоронен на Смоленском кладбище, куда гроб из храма всю дорогу несли на руках. На могильном камне, ныне утраченном, была надпись: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою для друзей своих». Основанное им братство продолжало действовать до 1917. Лит.: С-ов Н. Жизнь и деятельность основателя церковных братств на Руси священника Александра Васильевича Гумилевского. С приложением портрета и речей, посвященных его памяти. СПб., 1870; Скроботов Н. Н. Приходский священник Александр Васильевич Гумилевский. СПб., 1871; Рункевич С. Г. Приходская благотворительность в С.-Петербурге. СПб., 1900; Трефилова Т. А. А. В. Гумилевский//Три века Санкт-Петербурга. Девятнадцатый век: Энциклопедия. Кн. 2. СПб., 2003. С. 253-254. Обуховская больница – старейшая и крупнейшая в Петербурге, возникла в конце 1770-х на левом берегу Фонтанки, близ Обухова моста, от которого получила свое название. Екатерина II поручила устройство клиники лейб-хирургу И. фон Кельхену, взявшему за образец Венский госпиталь, а архитектурный проект – знаменитому Д. Кваренги. В 1782–1784 был возведен главный двухэтажный корпус, украшенный дорическим портиком. Позже число отделений в больнице постоянно увеличивалось, и от нее отделились несколько самостоятельных лечебных учреждений (см. церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ " ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ " при больнице Всех скорбящих, церковь апп. ПЕТРА и ПАВЛА при Обуховской женской больнице). Долгие годы консультантом в больнице трудился знаменитый Н. И. Пирогов.

http://sobory.ru/article/?object=06144

Священник Александр Гумилевский – клирик храма Рождества Христова на Песках Дело организации приходской благотворительности в Петербурге, которое следует признать весьма успешным и заслуживающим самой высокой похвалы и одобрения, всецело принадлежит священнику Александру Гумилевскому (1830-1869) – клирику храма Рождества Христова на Песках, выпускнику Санкт-Петербургской Духовной Академии [см.: 8, с. 40-45]. Как священнослужитель о. Александр отличался особым даром проповедничества. Его проповеди отличались простотой, понятностью даже для необразованного слушателя, в необычайной сердечности и искренности. Больше всего о. Александр любил проповедовать о любви к ближнему, о милосердии и сострадании. Его речи проникали в самое сердце верующих и никого не могли оставить безучастным или равнодушным. Главной заслугой о. Александра и делом всей его подвижнической жизни стало учреждение при Хриторождественском храме на Песках братского приюта для нищих детей и пожилых людей, а также организация различных форм приходской благотворительности. Это было новшеством не только для Петербурга того времени, но и для всей дореволюционной России. Пески как исторический район Петербурга в то время, когда там начинал свое служение о. Александр (середина 1850-х гг.), были довольно бедным и провинциальным уголком. Мытная площадь, находившаяся там, где чуть позднее в 1864-1866 гг. был разбит Овсянниковский сквер (место гражданской казни Н.Г. Чернышевского 19 мая 1864 г.), представляла во время весны и осени место особой непролазной грязи. «На этой площади тогда устраивался эшафот, читали преступникам приговоры, свистали плети палачей… Песковс кие обитатели весьма часто, целыми толпами, сбегались на эти печальные сцены» стб. 49]. Летняя Конная (ныне Греческая) площадь, находившаяся с другой стороны Песков, в 1850-е гг. представляла собой топи и болота. Летом на песковских улицах, за исключением Слоновой улицы (ныне Суворовский проспект), росла трава, а после дождя «бывали такие лужи и озера, что утки купались в них по целым неделям; зимой, перед окнами домов жителей красовались сугробы снега, которые не убирались, а с наступлением весны уничтожались сами собой» стб. 49].

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

1) составить описание святых на основании летописей, рукописных описаний и повестей, чтобы это было чтение, назидательное и для ума и для сердца, а не соблазнительное для того и другого; 2) издать древние жития, повести и записки о святых, не прибавляя к их тексту ничего своего; 3) читать же то, что издается Муравьевым, простите за мое мнение, то же, что читать басни, переделанные на новый лад: тут что ни строка, то ошибка – против истории, хронологии, языка, логики, психологии, ошибка во всех видах и родах. Бог видит, говорю не по предубеждению, но по сведениям, какие Бог дал» (Цит. по: Листовский И. С. Указ. соч. С. 250.). И можно смело сказать, что в своих агиографических творениях святителю Филарету удалось реализовать все указанные принципы. В этих трудах со всей полнотой выразились восхищавшие его современников «громадные дарования, вооруженные глубокой ученостью, всегдашний труд, проникнутый увлечением, вечно-производительное чтение, кипучая жажда научной деятельности, стремительная отвага во все проникнуть, лаконичная сжатость выводов и неослабное внимание ко многим движениям современной мысли» (Пономарев С. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский. Полтава, 1866. С. 12.). Помимо упомянутого нельзя не отметить удивительную научную и духовную трезвость, или, иначе говоря, рассудительность, автора «Житий святых» при работе с таким сложным и ответственным материалом, как житийный. Здесь не могло не отразиться то, что упомянутые работы были составлены им в последние годы жизни и явились как бы воплощением всего богатейшего научного и духовного опыта архипастыря. Святитель Филарет являет собой образец православного агиографа, и вне знакомства с его трудами любое сочинение по агиографии, на наш взгляд, не может быть признано совершенным. Ценность нынешнего шеститомного издания особенно возрастает благодаря тому, что оно дополнено житиями святых, канонизованных Русской Православной Церковью в ХХ веке. Эти материалы были подготовлены Синодальной комиссией Русской Православной Церкви по канонизации святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В 1840 г., вечером 25 июля, два друга, отставной лейтенант Краснопевков и штабс-капитан нижегородских драгун Слепцов, выехали из Петербурга в одной почтовой карете и, в первых числах августа, в Москве, расстались навеки или до свидания за гробом. При этом расставании Слепцов сказал своему другу: «ты избираешь прекрасную дорогу и Бог благословит тебя; но если не будешь ты монахом в душе, лучше тебе умереть» 4 . Между тем, московский владыка писал от 30-го того-же июля о Краснопевкове наместнику Троицкой Лавры, архим. Антонию: «в академию поступает чиновник из дворян Краснопевков. Это не то, что некоторые бывшие пред сим. Примите его со вниманием и дайте ему право узнать обитель и монашество» 5 . Прибыв в троицкую лавру, где он дружелюбно был принят наместником архимандритом Антонием, лейтенант Краснопевков, с сентября месяца, вступил в число студентов XIII курса Московской д. академии, прямо в высшее богословское отделение. Ректором академии в это время был архим. Филарет (Гумилевский) , скончавшийся 9-го августа 1866 года, в сане Черниговского архиепископа, а инспектором Евсевий (Орлинский) , ныне архиепископ Могилевский. Краснопевков слушал в академии лекции по свящ. писанию, по догматическому, нравственному и пастырскому богословию, по герминевтике и библейской археологии, по каноническому праву, по церковной истории и проч. В 1842 году окончил курс в первом разряде с званием магистра. Для получения ученой степени магистра, он писал диссертацию на тему: «Жизнь св. Филиппа митрополита московского и всея России». Так как святитель Филипп, в мире Феодор, происходил из знатного рода бояр Колычевых, то Краснопевков но мог не заинтересоваться данной ему, или избранною им самим, темой для ученой диссертации. Он с ревностью читал и изучал всё относящееся до жизни святителя, и его сочинение вышло замечательное по полноте сведений и живости изложения. Плодом всестороннего изучения жизни св. Филиппа было глубокое чувство благоговения, которое сохранял автор во всю свою жизнь к сему великому святителю-исповеднику. Сочинение Краснопевкова в 1861 году напечатано было в Москве, с некоторыми изменениями и исправлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

В ходе проповеди М. приходилось сталкиваться с вооруженным сопротивлением; в поездках по царскому распоряжению М. стали сопровождать дворяне с отрядами служилых людей. Среди них был дворовый сын боярский Акиндин Бахолдин, составивший записку о кончине М., в к-рой сообщается, что 1 апр. 1655 г. отряд попал в засаду, с вооруженными местными жителями завязался бой, и М. был ранен стрелой, «пройде стрела сквозь руку под мышку в сердце». М. отвезли в с. Агломазово, где он скончался, завещав похоронить себя в шацком Чернеевом Николаевском мон-ре, возле ц. св. мч. Мины. Следствие признало виновным в убийстве М. мордвина Горечишка. Спустя неск. месяцев по царскому указу тело М. было торжественно перенесено из Чернеева мон-ря в рязанский Архангельский собор и захоронено 3 июня 1656 г. на юж. стороне алтаря. В 1820 г. над местом захоронения была установлена гробница с высеченными на ней сведениями об обстоятельствах кончины М. Над гробницей висела походная мантия М., в к-рой он был убит, сохранившая повреждения и следы крови. Мантия хранится в Иоанно-Богословском мон-ре (с. Пощупово Рязанской обл.). В 1987 г. М. был прославлен в Соборе Рязанских святых как священномученик. В 1998 г. были обретены его мощи, а с 2001 г. установлено общецерковное почитание. Ист.: ААЭ. Т. 4. С. 77; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 гг.). М., 1844. С. 244; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 304; Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 183-185; Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону//ХЧ. 1882. Ч. 2. 7/8. C. 318-320; Док-ты и мат-лы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1940. Т. 1. С. 215-216, 297-300. Лит.: Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии и всех церк. дел ее епархии от учреждения ее до нынешних времен. М., 1820; Филарет (Гумилевский). История РЦ. Х., 18532. С. 88; Сладкопевцев П. М. Преосвящ. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский//Рязанские ЕВ. 1866. Приб. 13. С. 378-387; 14. С. 407-416; 15. С. 427-440; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 60-76; Дубасов И. И. Рязанский архиеп. Мисаил//ИВ. 1889. Т. 38. Окт. С. 109-121; Зеленская Г. М. Патр. Никон и свт. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 88-100; Новотрясов Н. И. Сщмч. Мисаил, архиеп. Рязанский и Касимовский, просветитель мордовского народа в XVII в.//Мученики, новомученики и исповедники земли Мордовской. Саранск, 2009. С. 13-16.

http://pravenc.ru/text/2563366.html

Грамота в Колесникову пустынь//Ярославские губернские ведомости. – 1853, 41. Часть неофициальная. – С. 412–413. Письмо к Вологодскому архиепископу Симону//Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 г. – Вологда, 1860. – С. 369–370. Духовное завещание (ГИМ, Синодальное собрание, 684, л. 468–482). Опубликовано С. А. Белокуровым . К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского//Христианское чтение. – 1866, 3–4. – С. 593–619. Грамота в г. Сундырь дьяку Алексею Земцову//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1894. – Кн. 3. – С. 170–174. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 245–249, 257, 259, 265, 796. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888. – Т. 4. – С. 168–169; т. 13. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 237. Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. – СПб., 1882. – С. 221. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 143–144; т. 1. – С. 180–181. Сахаров И. П. Исследование о русском церковном песнопении//Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1849. – Т. 61. – С. 172–179. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. – М., 1846–1847; 1846. – С. 12–14. Ундольский В. М. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского//Временник Общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857; 1850. – Т. 5, отд. 3. – С. 65–75. Татарский И. А. Симеон Полоцкий : его жизнь и деятельность. Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII в. Иерофея Татарского. – М., 1886. – С. 108–111. Майков Л. Н. Очерки из истории Русской литературы XVII и XVIII столетий. – СПб., 1889. – С. 39, 48, 49 ( Симеон Полоцкий ). Соловьев Н. А. Сарская и Крутицкая епархии//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1894, кн. 3. – С. 84–91.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Григория было положено свт. Филаретом (Дроздовым) , который читал стихи святителя со студентами Вифанской духовной семинарии еще в нач. XIX в. 14 , однако поэтические публикации в этот ранний период оставались делом будущего. В 1842 г. в журнале «Маяк» был опубликован перевод стихотворения «Жизнь», выполненный гекзаметром, автор его неизвестен 15 . Впоследствии по случаю кончины митрополита Филарета (Гумилевского) , архиепископа Черниговского († 9 августа 1866 г.), свт. Филарет, митрополит Московский, на самом склоне своей жизни, в 84-летнем возрасте, предложил перевод «Увещательной песни» (Παρακλητικν) с точным сохранением элегического дистиха, неоднократно переиздававшийся 16 . И, наконец, в 1886 г. А. Говоров опубликовал фундаментальное исследование на русском языке, остающееся до сих пор единственным, – «Свт. Григорий как христианский поэт». При этом автор, являясь тонким знатоком и ценителем поэзии св. Григория и неоднократно ее цитируя, не осмелился предпринять поэтический перевод 17 . Стихотворение «О душе» в числе других творений святителя Григория в середине XIX в. было переведено на русский язык прозой прот. Петром Делициным 18 . В недавнее время игумен, а ныне епископ Иларион (Алфеев) в своей книге «Жизнь и учение св. Григория Богослова » дал новый прозаический перевод некоторых стихов из стихотворения «О душе» 19 . Из переводов других поэтических произведений святителя Григория хотелось бы отметить перевод поэмы «О себе самом и о епископах» (Ες αυτν κα περ πισκπων ), весьма компетентно выполненный священником Алексеем Ястребовым 20 . Однако и это также не стихотворный перевод. Академик С.С. Аверинцев – единственный из современных филологов, оставивший образцы замечательных поэтических переводов из наследия свт. Григория Богослова 21 . В заключение следует отметить, что едва ли можно сколько-нибудь адекватно передать стихотворения и заключенный в них внутренний опыт поэта, отказавшись от присущей им поэтической формы. В настоящее время представляется весьма важным помочь русскому читателю ознакомиться со святоотеческими поэтическими творениями, тем более что русская словесность обладает богатейшим опытом поэтического перевода, в том числе лучших образцов античной литературы 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010