В 1838 г. выпускник семинарии Владимир Соколов был переведен в Московскую духовную академию, в которой обучался до 1844 г. В данный период ректорами академии были архимандрит Филарет (Гумилевский) (1835–1841 гг.) и архимандрит Евсевий (Орлинский) (1841–1847 гг.). Что касается свт. Филарета (Гумилевского), то он родился 23 окт. 1804 г. в Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). В 1829 г. он был пострижен в монашество свт. Филаретом (Дроздовым), который дал ему свое имя, что является уникальным случаем. В 1833 г. был назначен инспектором, а в декабре 1835 г. стал ректором Московской Академии. Затем, в 1841 г. был хиротонисан во епископа Рижского. В 1848 г. переведен в Харьков, а в 1859 г. стал правящим архиереем Черниговской епархии. Умер от холеры во время объезда своей епархии в 1866 г. [xix] . Свт. Филарет Черниговский известен своими научными трудами, прежде всего в области догматического богословия и истории Русской Церкви. За свои труды и подвижническую жизнь в 2009 г. был прославлен Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых. На смену свт. Филарету Черниговскому на пост ректора пришел архимандрит Евсевий (Орлинский). Обучался в Белевском духовном училище, Тульской семинарии и Московской духовной академии, куда его забрал прот. Феодор Голубинский из Тульской семинарии, которую ревизовал в 1826 г. В 1832 г. окончил академический курс и был назначен преподавателем церковной истории и греческого языка в Вифанской духовной семинарии. В том же году был пострижен в монашество, рукоположен во диакона и священника. В ноябре 1834 г. был назначен на должность инспектора и преподавателя философии в Московской семинарии. В 1838 г. стал инспектором и преподавателем богословия в Московской духовной академии, в том же году получил сан архимандрита. В 1840 г. стал читать лекции по совершенно новому предмету — каноническому праву, что косвенно может указывать на то, что именно архимандрит Евсевий повлиял на будущий научный интерес преосв. Иоанна (Соколова) к данной области церковной науки. В следующем году был назначен на пост ректора Московской духовной академии, который занимал в течение семи лет. В 1847 г. переведен на ту же должность в С.-Петербургскую духовную академию. В том же году был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. В 1850 г. стал первым епископом новооткрытой кафедры в Самаре. В 1856 г. назначен епископом Иркутским. Через четыре года переведен на Могилевскую кафедру, которой управлял до 1882 г. В 1883 г. скончался на 77-м году жизни, похоронен в г. Могилеве внутри церкви Спаса Нерукотворного при Архиерейском доме [xx] .

http://bogoslov.ru/article/5622203

В любой момент священник может быть перемещен на другой приход (территориальную единицу) и даже в другой город, как это произошло, например, в 1866 году с о. Александром Гумилевским, сосланным в Нарву за проповедь, сказанную в день покушения Каракозова на Александра Второго. В его отсутствие делами Христорождественского братства занимались два других священника – члена братства: свящ. В. Маслов и свящ. Кедров. Отец Александр получал от них отчеты, решал некоторые вопросы, но его отсутствие было заметно, начались взаимные подозрения членов совета и брожение среди жителей приюта. «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26:29). Под угрозой оказались не только дело жизни отца Александра, но и судьбы людей, за которых он как пастырь взял духовную ответственность. Описанная ситуация, как и множество других, всем известных, ставят перед нами вопросы: может ли старший оставить общину? Готов ли священник разделить жизнь общины до конца, даже в случае перевода в другой приход? Какую цену готов он заплатить за верность своему призванию, делу и людям, которые ему вручены Господом? Вторая, не менее острая ситуация, связанная с проблемой старшинства в общине, возникает в том случае, если за духовное собирание общины берет ответственность мирянин. Так, например, во главе Трудового Крестовоздвиженского братства стоял его основатель Николай Николаевич Неплюев, а не те священники, которых епархиальное начальство присылало служить в братском храме. Более того, предполагалось, что члены общины могут сами выбрать себе старшего вне зависимости от того, какое место в церковной иерархии он занимает: «На лоне Братства тоже старчество не может быть учрежденным, а может только самостоятельно возникнуть свободным изволением братьев, сознательно избирающих своим руководителем того или другого опытного и примерного в братской жизни человека, совершенно независимо от того, состоит ли этот человек священником, блюстителем или рядовым членом Братства. Может и священник удостоиться этого положения, но не как священник, а по своим личным духовным качествам» .

http://bogoslov.ru/article/4506669

Всей братии выдавалось жалованье деньгами и хлебом: архимандриту положено было 100 р. и 8 четв. хлеба, монахам - по 6 р. и 5 четв. хлеба. Кроме того, деньги полагались на различные монастырские и церковные потребы. До 1786 г. в Е. м. проживал 21 монах. К сер. XIX в. Е. м. пришел в упадок, был возрожден в 1859-1866 гг., при архиеп. Черниговском Филарете (Гумилевском). По просьбе архиеп. Филарета в 1860 г. Синод передал Е. м. в его управление. Архиерей разместил в Е. м. свою обширную б-ку, архив, а также духовную консисторию, к-рая прежде находилась на Соборной пл. Консистория с архивом заняли здание монастырской трапезной. Для архивных дел консистории были приспособлены 2-й и 3-й этажи колокольни. Архиеп. Филарет на выделяемые из казны деньги, а также на собственные средства отремонтировал каменные постройки, устроил хозяйственные службы. Заботой архипастыря был возрожден запущенный монастырский фруктовый сад. Указом Синода от 21 авг. 1868 г. в Черниговской епархии учреждалось вик-ство. Викарный епископ Новгород-Северский стал управлять Е. м., а епархиальный архиерей окончательно переселился в Троицкий архиерейский дом. Викарные епископы, будучи настоятелями Е. м., одновременно исполняли должность ректора Черниговской ДС, председателя Епархиального комитета Черниговского отд-ния Православного миссионерского об-ва, а также председателя Совета братства св. Михаила, кн. Черниговского. Первым викарием Черниговской епархии был Феофилакт (Праведников), воспитанник КДА. Он составил «Частные правила монастырского благочиния», которые должны были способствовать упорядочению внутренней жизни обители. Еп. Феофилакт († 1869) был погребен в Успенском соборе. Стараниями еп. Сергия (Соколова) в 1890-1892 гг. в Е. м. была открыта иконописная школа в домике святителей Феодосия и Димитрия, устроен приют для сирот (на 8 чел.), составлена и напечатана опись б-ки и ризницы мон-ря, начато исследование древних фресок Успенского собора и пещер на территории обители. В роще «Святое», принадлежавшей мон-рю, была устроена часовня во имя прп.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Изображения Е. (в монашеском облачении, с куколем на голове или на плечах) известны в основном в иконографии «Собор Новгородских святых». Почитаемая «старинная» икона такого извода с образом Софии, Премудрости Божией, находилась «в ризнице Черниговской кафедры», Е. был представлен в 4-м ряду ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Е. изображен, в частности: предположительно в правой группе на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26) - в одном ряду с преподобными Саввой Вишерским и Александром Свирским, в куколе, надпись: «ПРП(д)БНЫЙ ЕРЕМЪ» (м. б., прп. Ефрем Новоторжский?); на образе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) - в 3-м ряду левой группы, без куколя, с окладистой бородой, надпись на нимбе: «пр Ефремъ пр»; на иконе «Новгородские чудотворцы» 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ); на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619); на иконе «Новгородские чудотворцы, с ангелом-хранителем и избранными святыми» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ) - справа во 2-м ряду, в схиме и куколе, с раздвоенной на конце седой бородой и кудрявыми волосами (надпись: «пр(д): Ефремъ nepekoмckiй»); на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253),- справа во 2-м ряду, руки сложены на груди; на 2 иконах «Собор всех святых Новгородских угодников» XIX в. (с поновлениями XX в.) и пяднице кон. XIX в. (?) (Е.- средовек со свитком в руке, надпись: «св. пр. Ефремъ переком.») из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/182091.html

Кассиана Саковича». Это была полная апологетика Православной Западнорусской Церкви против тогдашних нападений на нее униатов и латинян, а отчасти и ее литургика с объяснением ее богослужения, таинств и обрядов, ее постов, праздников, устройства храмов и прочее. В Москве по указу царя Алексея Михайловича книга эта под названием «Камень» в славянском переводе списана была еще в 1652 году. Митрополит Петр вел строго аскетическую жизнь. Скончался он скоропостижно, прожив всего 50 лет. За девять дней до своей кончины, чувствуя себя больным, он написал духовное завещание. Своей любимой Киевской коллегии он завещал библиотеку, недвижимую собственность, приобретенную для нее, и значительную сумму денег, а наставников ее обязывал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много митрополит Петр завещал лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Он вполне мог сказать: «Все, что имел я, посвятил вместе с собой на хвалу и служение Богу». «Имя Петра Могилы – одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, превосходил своим просвещением, еще более своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви», – писал выдающийся историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков , † 1882). Но существует и совершенно противоположное мнение о нем. Вот отзыв архиепископа Филарета (Гумилевского , † 1866): «Признаюсь искренно, что Могила мне очень не нравится по образу мыслей и некоторых дел, да и нет почти ничего у него собственного, а все, что названо его именем, принадлежит не ему. Потому мне очень не хотелось бы, чтобы дано было ему почетное место между учителями и просветителями Церкви. Папистический энтузиазм или фантазия не дают права на такое звание». Труды: Триодь Постная. – Киев, 1627. Агапита диакона главизны поучительны. – Киев, 1628. Акафисты. – Киев, 1629. Служебник. – Киев, 1629. Номоканон. – Киев, 1629. Триодь Цветная. – Киев, 1631. Крест Христа Спасителя и каждого человека. – Киев, 1631. Анфология, сиреч молитвы. – Киев, 1636. Евангелие учительное. – Киев, 1637. Лифос, или Камень, брошенный с пращи истины святой православной Русской Церкви смиренным отцом Евсевием Пименом на сокрушение лживо-темной Перспективы... Кассиана Саковича. – Киев, 1644; М., 1652.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

обителью управлял уволенный на покой еп. Арсений (Могилянский). На покое в Н.-С. м. в 1757-1758 гг. жил отрешенный еп. Костромской и Галичский (1753-1757) Геннадий (Андреевский), в 1761-1762 гг.- еп. Ираклий (Комаровский). В 1799 г. настоятелем был Феофан (Шиянов-Чернявский), буд. викарный епископ Чигиринский (1800-1807), а затем епископ Полтавский и Переяславский (1807-1812). Архим. Иероним (Яновский), возглавлявший обитель в 1800-1814 гг., составил 1-е краткое описание Н.-С. м., к-рое было опубликовано в сб. «История Российской иерархии» (СПб., 1807. Ч. 5. С. 337-339). В 1813 г. в Н.-С. м. был сослан на постоянное жительство лишенный сана мон. Варлаам (Шишацкий). Архимандриты Геннадий (Баранович; 1825-1845), Афанасий (1846-1848), Никанор (Пылаев; 1848-1855) и Венедикт (Курковский; 1855-1861) много сделали для обновления, в т. ч. украшения зданий мон-ря: была перестроена кладбищенская ц. во имя Св. Троицы, обновлены братские кельи и настоятельские покои, проведен ремонт Преображенского собора и обновлена ц. во имя св. Илии Пророка. Собранные архим. Венедиктом материалы для развернутого описания обители были обобщены и опубликованы архиеп. Филаретом (Гумилевским) в периодическом издании (Описание Новгородсеверского Спасопреображенского 1-кл. муж. мон-ря//Черниговские ЕВ. 1861. Приб. 1. С. 32-56; 2. C. 84-109; 3. С. 157-174; 5. С. 239-279), а позднее в кн. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». В 1861-1866 гг. обитель возглавлял Вассиан (Чудновский), в 1867-1874 гг.- архим. Анатолий (Станкевич; впосл. викарный епископ Балтский (1886-1887), Острогожский (1887-1890) и Уманский (1890-1892), епископ Калужский и Боровский (1892-1894), настоятель Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря (1894-1898)). В 1871-1873 гг. на покое в Н.-С. м. проживал архиеп. Варлаам (Денисов). Преемником архим. Анатолия (Станкевича) стал известный духовный писатель Фотий (Щиревский; 1874-1877). Среди последующих настоятелей - Леонид (Скобеев; 1906-1909), Мелхиседек (Паевский; 1909-1910), архим.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 и фото 1913 и 1927 г.г., перевод с украинского, орфография сохранена. Трёхсрубная, трёхверхая дубовая церковь стояла в бывшей пригородной слободе Довгаловке и была её приходским храмом. С.А. Таранушенко, вслед за архиепископом Филаретом Гумилевским, датирует памятник 1765 годом. Однако, недавно обнаруженные нами документы Лебединского духовного правления 1783 года свидетельствуют, что в 1765 году эта церковь только " возобновлена деревянным строением " , то есть подверглась капитальному ремонту. Сооружение её правильнее датировать 1700 годом. В 1866 году храм вновь капитально ремонтировали: сделали кирпичный подмурок (фундамент), заменили нижние венцы сруба, заново обшалили (обшили), пристроили западный придел с каменной колокольней и колонные крыльцы с севера и юга. Памятник относился к самому распространенному в народном строительстве Слобожанщины типу церквей. Mina граненые срубы, двухзаломный центральный верх и однозаломные боковые. Верхи легкие, деликатные формами и пропорциями. Хотя церковь и принадлежала Эпохе казацкого Возрождения, однако, как писал С.А. Таранушенко, " в этой памятке чувствуется дыхание эпохи рококо - не во внешнем виде, какими-то формальными элементами, а в своеобразно проникнутом ароматом искусстве этой эпохи " . Церковь вместе с колокольней разрушена в 1936 г. В. Вечерский «Поминальник украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1993 г., 1-6, с. 182–185, перевод с украинского. Георгиевская церковь - образец древней простоты и обыденности в церковной архитектуре. Одна из старейших церквей, которую построили лебединцы (жители тогдашней слободы Довгаловки). Точный год её постройки неизвестен. Однако существует документ от 1783 года, который гласит, что в 1765 г. она перестраивалась – «обновлена деревянным строением». То есть в 1765 году она уже была старой и нуждалась в ремонте. Итак, первый храм, очевидно, был построен ещё в начале второй половины XVII века. Это подтверждается и тем мнением, что Довгаловка в начале была отдельной слободой и должна была иметь свой храм. К началу ХХ века площадь под сооружением составляла 640 кв. саженей. Центральная баня восьмерика имела два залома.

http://sobory.ru/article/?object=59214

рака оказалась внутри нее. Здесь же хранились принадлежавшие, по преданию, Л. деревянные богослужебные сосуды (потир, дискос, 2 блюдца для проскомидии), крашенинная риза и резной подсвечник в виде треножника. 23 июня жители Вытегорского и Пудожского уездов ежегодно совершали торжественное шествие к деревянному «Лазареву кресту», стоявшему возле дороги под навесом, служили молебен, а на следующий день шли к Лазаревской ц. в священной роще. Паломничества в Муромский монастырь совершались и на Лазареву субботу ( Докучаев-Басков. 1886; Кожевникова. 2009). Л. явился прототипом одного из персонажей поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» (1830) - монаха, переселившегося из Греции в Россию (см.: Пашков А. М. «Житие Лазаря Муромского» как сюжетный источник поэмы Ф. Н. Глинки «Карелия»//Проблемы ист. поэтики. Петрозаводск, 2014. Вып. 12. С. 203-214). В 1866 г. по благословению Олонецкого архиеп. Аркадия (Фёдорова) было установлено ежегодное соборное празднование 2 окт. памяти Обонежских преподобных, в их числе и Л. В «Верный месяцеслов» Л. включен как местночтимый святой под 8 марта. В нач. XXI в. по благословению митр. Симферопольского и Крымского Лазаря (Швеца) в Крыму, в урочище Бакла Бахчисарайского р-на, был основан мон-рь (2013), а в Симферополе возведен храм во имя Л. (2004). Ист.: Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 9-14; Мат-лы по истории Карелии XII-XVI вв./Ред.: В. Г. Гейман. Петрозаводск, 1941. С. 355; ГВНиП. С. 284. 283; Криничная Н. А., ред. Северные предания: Беломорско-Обонежский регион. Л., 1978. С. 56, 175; Барминская Н. Н. Повесть о Муромском о-ве//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 129-149; Крылова Т. В. О тексте жизнеописания Лазаря Муромского//AION Slavistica: Annali dell " Istituto universitario Orienale di Napoli. 1995. T. 3. P. 391-414; Акафист прп. Лазарю Муромскому: (Пам. 8/21 мар.). Петрозаводск, 2012. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Русский философ Владимир Лосский, размышляя о пути духовного совершенства, пишет: «Святой Исаак Сирин различает три этапа на пути к соединению с Богом: покаяние, очищение и совершенство, то есть изменение воли, освобождение от страстей и стяжание совершенной любви, которая есть полнота благодати». Сербский святой прп. Иустин (Попович) (+1979) в своей работе «Путь Богопознания», посвященной гносеологии (учению о знании) прп. Исаака Сирина, пишет: «Анализируя человека в его эмпирической данности, святой Исаак Сирин находит, что его органы познания больны. Зло — болезнь, которой страдает душа, а значит и все органы познания. Зло имеет свои чувства, это страсти, а «страсти — недуг души». Зло и страсти не принадлежат природе души; они — наносное и неприродное дополнение души». У него, кстати, есть замечательная работа и о творчестве Достоевского, под названием «Достоевский о Европе и славянстве». Архиепископ Филарет Гумилевский (+1866) в своем труде «Историческое учение об отцах Церкви» пишет: «святой Исаак всю жизнь свою посвятил уединенному изучению души своей, и не чьи поучения не исполнены таких глубоких психологических сведений, как поучения святого Исаака; прошед сам степени духовной созерцательной жизни, святой Исаак представляет наставления о созерцаниях возвышенные и основанные на твердых опытах». Священник Александр Ельчанинов (+ 1934) в своем дневнике, изданным под названием «Записи», в нескольких местах приводит яркие примеры из поучений прп. Исаака и дает при этом свои полные понимания и восхищения комментарии к этим поучениям: «С начала Великого Поста читаю Исаака Сирина. Восхищаюсь, умиляюсь, духовно питаюсь им. Восхищаюсь силой его рассуждения, смелым, легким взлетом в самые заповедные сферы, умиляюсь благостностью, святой любовью, которой насыщен даже его слог, питаюсь его мудрыми советами, всегда точными и конкретными, всегда сопровожденными любовью». В изданных в этом году издательством «Царское Дело» дневниках почитаемого многими из нас Митр. Иоанна (Снычева) (+ 1995) под названием «Плач сердца» несколько раз упоминается имя прп. Исаака Сирина и то благодатное действо, какое оказывали на Владыку его суждения. Например, в записи от 19 ноября 1973 года Владыка Иоанн пишет: «Вечером во время чтения книги прп. Исаака Сирианина живо ощутил я последние минуты своей жизни и страх ответственности перед Богом охватил все мое существо. Я плакал и просил Создателя помиловать меня, хоть и не достоин помилования. Посмотрел я вокруг – ничего мне не нужно, только бы быть не отринутым от Божией любви», а в записи от 16 февраля 1986 года Владыка Иоанн пишет о том, что читал наставления прп. Исаака о «греховном покое» и заключает, что «стремление к покою убивает в нас духовную ревность и на нет низводит всякое наше доброделание».

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/17/...

С кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. важное место в изданиях ОИДР заняли труды по истории Русской Церкви. За время деятельности ОИДР в его работе принимали участие свыше 50 представителей духовенства. Хотя действительных членов (за период до 1890 - 13 чел., в т. ч. еп. Амвросий (Орнатский), архиеп. Филарет (Гумилевский), архимандрит (впосл. митрополит) Макарий (Булгаков; с 1879 почетный член), архим. (впосл. архиепископ) Макарий (Миролюбов), еп. Порфирий (Успенский), архимандриты Леонид (Кавелин) и Григорий (Воинов-Борзецовский), протоиереи М. Я. Диев , А. В. Горский и С. К. Смирнов ) и членов-соревнователей ОИДР (за период до 1890 - 11 чел., из к-рых 7 стали почетными членами (в т. ч. архиеп. Савва (Тихомиров) в 1866) и 1 - действительным) из его среды за всю историю общества было немного, однако некоторые из них публиковались в ЧОИДР весьма часто. Среди таких авторов: архим. Леонид (Кавелин) - 71 публикация ( Белокуров. 1916. С. 279), архим. Григорий (Воинов-Борзецовский) - 56 (Там же. С. 276) и архимандрит (впосл. архиепископ) Макарий (Миролюбов) - 42 публикации (Там же. С. 280). Большинство напечатанных ими материалов невелико по объему, однако именно эти авторы в некоторой степени определяли лицо ЧОИДР сер.- 2-й пол. XIX в. Среди первых публикаций по церковной тематике в изданиях ОИДР были работы: В. А. Милютина «О недвижимых имуществах духовенства в России» (ЧОИДР. 1859. Отд. 1. Кн. 4; 1860. Кн. 3; 1861. Кн. 1, 2), архим. Макария (Миролюбова) «Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии» (1863. Отд. 1. Кн. 2, 3, 4), Ю. Ф. Крачковского «Очерки униатской Церкви» (1871. Отд. 1. Кн. 1, 2; 1876. Кн. 3, 4). Представители духовенства публиковали работы по краеведению - Сибири (прот. А. И. Сулоцкий, список работ см.: Белокуров. 1916. С. 284), Москвы (архим. Григорий (Воинов-Борзецовский), Московской епархии (в ЧОИДР опубликованы вып. 4-11 «Исторических материалов о церквах и селах [Московской епархии] XVI-XVIII ст.» В. И. и Г. И. Холмогоровых (1885. Отд. 1. Кн. 3, 4; 1886. Кн. 1, 3, 4; 1888. Кн. 4; 1889. Кн. 1; 1892. Кн. 1; 1896. Кн. 4; 1897. Кн. 1; 1901. Кн. 1, 2; 1910. Кн. 4; 1911. Кн. 3; 1913. Кн. 2)), по истории монастырей (архим. Леонид (Кавелин)). В 1911 г. прот. И. П. Кречетович опубликовал в ЧОИДР работу «Крестьянская реформа в Оренбургском крае (по архивным данным)» (1911. Кн. 2. С. I-VIII, 1-628).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010