Определили: Выразив профессору Н. А. Скабаллановичу желание Совета, чтобы он продолжал чтение лекций в Академии сверхштатным профессором, представить установленным порядком Святейшему Синоду об увольнении его с 7 сентября сего 1903 года, согласно прошению, от должности профессора Академии с правом ношения в отставке мундира; ходатайство же о назначении ему пенсии сообщить для зависящих распоряжений Правлению Академии. На сем журнале последовала резолюция Его Высокопреосвященства: 1903. Сентября 13. Исполнить». Многолетний труд Н. А. Скабаллановича был по достоинству оценен: 25-летие службы в 1898 г. отмечено производством его в действительные статские советники; ученый был награжден орденами Св. Станислава 2 степени (1886), Св. Анны 2 степени (1890), Св. Владимира 3 степени (1903), а также медалями в «Память царствования императора Александра III» и «300-летия царствования Дома Романовых» (Список гражданских чинов четвертого класса. Исправлен по 1 сентября 1916 г. Часть первая. Пг., 1916. С. 139). Недолгий послереволюционный период его жизни практически вовсе не документирован. Можно лишь предполагать, что свои последние дни Н. А. Скабалланович провел в родных местах, в г. Гродно. Новые документы, найденные в Центральном Государственном Историческом архиве Санкт-Петербурга, могут служить доводом в пользу пребывания Н. А. Скабаллановича в 1917 г. в г. Гродно. В приказе ректора Петроградской Духовной академии наставникам и прочим отставным лицам Академии от 5 сентября 1917 г. говорится: «Препровождая при сем для сведения и ознакомления копию ведомости, составленную на предмет эвакуации из Петрограда членов академической корпорации, а равно и служащих Академии, покорнейше прошу на сем же указать число членов своих семейств с подразделением их на взрослых и детей, а также относительно прислуги… и пункт следования, куда предполагает каждый член корпорации эвакуировать свои семейства на случай эвакуации учреждения. Предполагаемый пункт эвакуации Академии – Казань». 13 В списке мы находим фамилию Н. А. Скабаллановича, но поскольку соответствующих разъяснений по данному поводу документы не содержат и против фамилии Николая Афанасьевича стоит прочерк, то, по всей вероятности, он уже в это время находился в г. Гродно. Печатный справочник «Весь Петроград на 1917 г. Отдел III» (С. 626) указывает, что Н. А. Скабалланович, заслуженный ординарный профессор, проживает по улице Консисторская, д. 2, но это не удивительно и не противоречит нашему предположению, ибо хорошо известно, что подобного рода издания всегда требуют обстоятельной и долгой подготовки; но о том, что Н. А. Скабалланович в 1916 г. еще жил в Петрограде, можно говорить с уверенностью. 14 Насколько нам известно, после его смерти не появилось ни одного некролога. 15

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег, и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии – вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Уния исчезнет, а Православие процветет». Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице). Литература: 1 . Дневник Брестского игумена Афанасия (подлинник). ГИМ, Синодальное собрание, 856. 2 . Иосиф, епископ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Воронеж, 1899. 3 . Корчинский И. В. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Гродно, 1915. 4 . Служба с акафистом святому преподобномученику Афанасию, игу мену Брестскому. Варшава, 1929. 5 . Коршунов А. Афанасий Филиппович. Минск, 1965. 6 . Дневник (Диариуш) Брестского игумена Афанасия Филипповича. – Русская историческая библиотека, т. 4. СПб., 1878, стлб. 49–155. 7 . Паевский Л., священник. Город Брест-Литовск и его древние храмы. Исторический очерк. Гродно, 1894. Святаго праведнаго Аарона первосвященника Тропарь, глас 3: Стеблю Левиина корене,/приимый чин древняго Мафусаила,/он бо отча ради к Богу вознесения,/ты же братня ради с Богом беседования,/первосвященный во Израили молебниче о всех,/умоли Бога купно с братом своим боговидцем,/да избавимся от всякия скорби. Кондак, глас тойже: Преиспещрено имый одеяние от честных камений,/процветенный священством, Аароне,/твой сухий жезл процветущий/прообразоваше от Нескверныя Пречистыя Девы Сына Божия рождество,/истиннаго Священнопастыря старейшаго,/Егоже моли со всеми освященными лики,/да спасет ны по велицей Его милости. Сведения о святом Аароне смотри в Книге Исход. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предполагается, что в древности четверик был увенчан одним куполом над средокрестием, имел позакомарное покрытие и три входа; западная пара столпов поддерживала хоры, куда вела лестница в юго-западном углу храма. Размеры Коложской церкви: длина - 25 метров, ширина - 13 метров. Самой почитаемой святыней Борисоглебской церкви города Гродно издревле являлась чудотворная Коложская икона Божией Матери, относящаяся к иконографическому типу " Одигитрия " . В настоящее время местонахождение оригинала этого образа, некогда привлекавшего в храм многочисленных паломников, неизвестно. С почестями перенесённая в 1854 году в новый Борисоглебский монастырь, Коложская икона пребывала там до Первой мировой войны. В 1914 году обитель была эвакуирована в Россию, вместе с ней на восток отправилась большая часть движимого имущества, в том числе и чудотворная икона. С 1915 года следы образа затерялись. Уже много лет Гродненская епархия Православной Церкви и городские власти занимаются поисками древней святыни, но пока безуспешно. В настоящее время в Коложском храме находятся списки чудотворной иконы. Один из них был выполнен в 2006 году в мастерских Московской Патриархии и подарен церкви мэрией подмосковного города Химки. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Сегодня, при желании, можно воочию увидеть некоторые мозаичные шедевры из разрушенного весной 1926 г. Александро-Невского собора г. Варшавы. Уцелевшие мозаичные панно и их фрагменты в разное время были переданы и хранятся: в запасниках Национального музея Варшавы, в варшавском кафедральном соборе св. Марии Магдалины и в Свято-Покровском соборе г. Барановичи. Как оказалось, в музее костела Преображения Господня г. Новогрудка до недавнего времени хранился ещё один фрагмент мозаики Васнецова «О тебе радуется…» с ликами преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нестора Летописца. В конце 2016 г. этот фрагмент, благодаря усердию Тадеуша Зеленского, был передан в Свято-Борисо-Глебскую Коложскую церковь, которая, помимо того, что сама по себе является бесценным памятником древнерусского Православия, стала теперь ещё и хранительницей частицы величественного шедевра, созданного лучшими мастерами русского искусства Серебряного века собора св. Александра Невского в Варшаве. Из доклада протодиакона Андрея Горбунова об истории собора святого Александра Невского в Варшаве, который был сделан на встрече в Свято-Борисо-Глебском приходе 7 февраля 2017 года по поводу появления в Коложе фрагмента мозаичной композиции из разрушенного храма. Точная дата постройки Борисоглебской церкви неизвестна. Строился храм как монастырский, а освящал его во имя первых святых земли Русской предположительно святитель Кирилл Туровский. Без малого тысяча лет его истории вместила в себя несколько разорений и восстановлений, передачи польско-литовскими властями униатам и братству виленских базилиан. Но подлинное бедствие грянуло во внешне благополучном 1853 году.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В мае 1868 г. Г. Министр Внутренних дел отношением просил Витебского Губернатора принять меры к осмотру храмов и составлению сети долженствующих быть в губернии церквей, направляя это дело так, чтобы не далее 20-го августа того 1868 г. Министерство могло иметь точные сведения, как об общем числе вошедших в сеть церквей, так и о тех, по которым составлены проекты и сметы уже утверждены надлежащим порядком. Между тем, требование Г. Министра остаётся и до сих лор неисполненным. Несмотря на то, что труд осмотра церквей и составления планов разделён был между пятью, состоящими на службе в Витебской губернии, техниками, поручение это доселе ещё не всеми исполнено, и потому Церковно-Строительное Присутствие до настоящего времени не могло приступить к составлению требуемой сети церквей. Причина столь непростительной медленности в таком важном деле заключалась отчасти в скорой перемене Начальников губернии (в 1868 и 1869 г. —253— 1869 г. их сменилось три), а частью в недостатке внимания и ревности к этому святому делу со стороны некоторых из сменившихся Губернаторов. Так, по распоряжению бывшего начальника губернии Токарева, один из архитекторов, которому поручен был осмотр церквей по нескольким уездам, отвлечён был на целое лето минувшего 1869 г. от этого спешного и важного дела и приставлен был к другому, конечно, с точки зрения г. Токарева, может быть, не менее важному делу, а, именно, к перестройке театра при Губернаторском доме. Если церковно-строительное дело по Полоцкой епархии будет продолжаться таким образом и на будущее время, то немалое ещё число церквей придётся запечатать и прекратить в них Богослужение, к великому прискорбию Епархиального Начальства и к явному ущербу духовных интересов православных поселян. Но принимая во внимание, с одной стороны, освобождение Витебской губернии от зависимости Виленской Администрации, а с другой – благорасположение к Православной церкви, усматриваемое в новом Начальнике губернии г. Ростовцеве, можно с уверенностью ожидать большей поспешности и больших успехов в деле постройки и исправления церквей по вверенной мне епархии“. 1-го января писал мне из Гродно Н.П. Мезенцов: „Сегодня Новый год, начинаю его поздравлением Вашего Преосвященства. Да пошлёт Вам Господь Бог многия и многия лета на прославление святого Его имени с такой же силой и пользой Вашей пастве, как это есть в настоящее время. Подай, Господи! Письмо это идёт из Гродно, где я случайно нахожусь с 29-го по поручению Генерал-губернатора. Думал проводить старый год и встретить новый в кругу своих в Вильне, но случилось иначе, и я здесь совершенно один. Прошу святых молитв Ваших обо мне грешном и надеюсь, что Вы верите чувствам глубочайшего уважения и нелицемерной преданности, с каковыми имею честь быть всегда и проч...“ 10-го ч. писал я в Москву Преосвящ. Леониду: „Приношу Вашему Преосвященству вкупе с Вашими присными моё усерднейшее поздравление с наступившим —254— 1870 г. новым годом и желаю всем Вам новых и обильных даров благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Видимо, это «необольшевистский режим Лукашенко» в течение 25 лет как-то мешал епископу Артемию строить в Гродно и половине Гродненской области храмы (и, между делом, финансовое благополучие руководства Гродненской епархии) и осуществлять проповедь Православия! Видимо, это «диктаторский режим Лукашенко» принудил епископа Артемия создать в историческом сердце западноруссизма Гродно обновленческо-экуменическую язву на теле Церкви Белой Руси и анклав БЧБ-литвинизма! Видимо, наконец, это «тоталитарный режим Лукашенко» мешал епископу Артемию замечать мощнейшую прозелетистско-пропагандистскую деятельность в его епархии католического Костела и польских фондов и оказывать этому противодействие, а не пособничество! В том числе через антисоветистское восхваление Речи Посполитой Пилсудского, перешедшее и на Генеральный округ «Вайсрутения» рейхскомиссариата Остланд. Себя же и клириков, публично поучаствовавших в революционных митингах и призывах (в том числе в форме суггестивных воздействий, которому учат в иезуитской Варшавской академии), епископ называет «терпящими поругание пастырями и овцами стада Христова». А «те, кто терпят и в терпении славят Бога, – восстают в славе и в силе», – очевидно, имея в виду поехавшего в Варшаву за революционными ЦУ Тадеуша Кондрусевича, прошедших через краткие заключения нескольких ксендзов и глумящегося над Церковью гомельского БЧБ-клирика Владимира Дро(бышевского) , а также «героически» получивших «мучительные» прокурорские предупреждения клирика С.Лепина, совершившего подстрекательскую провокацию и иерея-обновленца из Волковысска А.Богдана , постоянно призывающего «не понимать Библию буквально» , клевещущего , например, на равноапостольного князя Владимира в контексте открытой ненависти к церковно-государственной симфонии , постоянно настраивавшего свое «молодежное братство» на революционный лад и устроившего первую пляску на «сакральных» католических костях еще задолго до С.Лепина и Р.Бондаренко. Нынешнюю духовно запутанную ситуацию в Белоруссии епископ Артемий (вместе со своими введенными им в соблазн чадами – клириками и мирянами) вслед за своими собратьями-католиками надрывно-истерически характеризует как «грозный ветер бед, врывающийся без исключения в каждую дверь» (имеются в виду не вспышки революционных акций с гудящими городами, но действия законных силовых органов), а также «происходящую расплату страждущего белорусского народа за то равнодушие, безразличие и конформизм, которые многие годы сопровождали его жизнь: Беларусь была заповедником государства атеизма – убивали в людях способность критически мыслить, жить не по лжи, как говорил Солженицын».

http://ruskline.ru/opp/2020/12/17/magutn...

Настоятельницей монастыря с возведением в сан игуменьи стала матушка Елена, бывшая ризничная Леснинской обители, в миру Ольга Алексеевна Коновалова, дочь почетного гражданина столицы Алексея Васильевича Коновалова. В Санкт-Петербурге Ольга с серебряной медалью окончила Мариинскую женскую гимназию, затем Высшие женские педагогические курсы; стала послушницей Леснинской женской обители, пройдя самые различные послушания, от садовницы до заведующей иконописной мастерской. При игуменье Елене Красностокская обитель духовно расцветает, становится центром православного, культурного и профессионального обучения Гродненского края. Здесь были созданы школы для детей и взрослых, а также училища – педагогическое и сельскохозяйственное, дававшее диплом агронома. Устроена бесплатная гостиница для паломников, художественные и иконописные мастерские, народная чайная, библиотека и больница, в которой лечили не только православных, но и католиков . В 1912 году, благодаря усилиям игуменьи Елены и ее наставницы игуменьи Екатерины, при Красностокском монастыре была создана первая в России община сестер просвещения, носившая имя равноапостольной княгини Ольги. С началом первой мировой войны насельницы, проживавшие в Красностоке и Гродно, клир красностокского прихода вместе с чудотворными иконами – Красностокской (оригиналом и копией) и Владимирской – эвакуировались сначала в Москву, а с 1918 года во главе с игуменьей Еленой размещались в монастыре святой Екатерины в Подмосковье. В 20–30-х годах XX века священнослужители были репрессированы и приняли мученическую кончину. Сестры пребывали в Екатерининской обители на условиях трудовой артели до 1931 года, после чего около ста человек вернулись в Гродно (в красностокских строениях к тому времени разместился монастырь католического ордена салезиан), остальные рассеялись по окрестным селениям. Игуменья Елена скончалась в 1937 году в Малоярославце. Среди тех, кому была обязана своим открытием Ольгинская община сестер просвещения при Красностокском монастыре, был и выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский . На личности этого замечательного человека стоит остановиться особо, так как он не просто стоял у истоков общины, хотя и не дожил до ее открытия, но можно сказать, являлся наставником и идеологом всей просветительной деятельности созвездия Леснинских монастырей.

http://pravoslavie.ru/31255.html

Фото Андрея Пугача ЖМП 5 май 2019 /  30 июля 2019 г. 13:59 Коложская икона вернулась в обновленный дом ЗАГАДКИ И СЕНСАЦИИ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ДРЕВНЕМ БОРИСОГЛЕБСКОМ ХРАМЕ НА БЕРЕГУ НЕМАНА Борисоглебская церковь в старинном урочище Коложань в нынешней административной черте Гродно — национальное достояние и предмет заслуженной гордости Беларуси. Один из двух (наряду с церковью Спаса Преображения Евфросиньева монастыря в Полоцке ) дошедших до нас домонгольских православных храмов на территории страны, он официально включен в так называемый предварительный список ЮНЕСКО — перечень архитектурных памятников, предлагаемых к присвоению статуса объекта культурного наследия всемирного значения. «Журнал Московской Патриархии» знакомит читателей с главными результатами рассчитанных на несколько лет ремонтно-восстановительных работ — первых за долгие десятилетия. PDF-bepcuя Работа над ошибками... век спустя Точная дата постройки храма неизвестна. Строился он как монастырский, а освящал его во имя первых святых земли Русской предположительно святитель Кирилл Туровский († ок. 1182). Без малого тысяча лет его истории вместила в себя несколько разорений и восстановлений, передачи польско-литовскими властями униатам и братству виленских базилиан. Но подлинное бедствие грянуло во внешне благополучном 1853 году. В ночь с 1 на 2 апреля воды Немана подмыли песчаный правый берег, и вся южная и часть западной стены древнего храма вместе с потолком обрушились. До сих пор ведутся споры, что непосредственно вызвало ЧП — естественное ли изменение русла полноводной реки, в те годы судоходной в черте Гродно, или активные работы по обустройству лесопромышленного грузового порта на противоположном берегу вместе с возведением плотины. Как бы там ни было, нарушение береговой линии на Коложе спровоцировало оползень, и к полномасштабному восстановлению древней святыни Черной Руси (славянских земель в верховьях Немана) удалось приступить лишь в 1896 году. «Сохранившийся в архиве первоначальный проект реконструкции был выполнен качественно. Но местные военные инженеры, которым поручили работы, решили сделать проще — пока, на первое время, — рассказывает главный архитектор проекта нынешних ремонтных работ Елена Счасная. — Как это часто бывает, временное решение намного пережило своих авторов. В советское время прибрежной части храма не уделялось должного внимания, и в течение нескольких косметических ремонтов ее просто обшивали дополнительными слоями».

http://e-vestnik.ru/history/kolozhskaya_...

В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне - Ружаносток, en:Róanystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине. В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери - Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону. В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери. На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. - 8 человек, в 1941-1945 гг. - 1, в 1920-1941 - 19, в 1900-1917 - 27, и до 1900 - 3 человека. В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино. В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=40973

Возобновляем был и древний храм Бориса и Глеба 134 . Еще пример. В описании Валаамского монастыря рассказывается о кресте и часовне, стоявших, некогда, на месте, где в глубине земли скрыты были мощи свв. Германа и Сергия Валаамских во время разорения обители шведами в 1611 году. В городе Гродно существовала, некогда, древняя православная (известна с XVI в.) Крестовоздвиженская церковь на берегу Немана, с кладбищем при ней. Церковь эта около 1674 года беззаконно была отдана униатским митрополитом Киприаном Жаховским латинским монахам кармелитам. Но памятником православного кладбища еще надолго оставались, построенные здесь, сперва, часовня, а потом крест. Вот, что говорится о них в рассказе «О древних православных церквях в Гродне», помещенном в Гродненских губернских ведомостях: «В инвентаре города Гродно 1771 г. находится следующая заметка о том, что на подоле, под горою, неподалеку от Крестовоздвиженской церкви, была часовня, принадлежащая соборной церкви, что тут было кладбище, и на том месте, где стояла часовня, находится деревянный крест. Местные старожилы указывали нам даже место, где стоял крест с незапамятных времен, а ныне – не существующий. Множество находимых тут человеческих костей, удостоверяет в том, что тут действительно было кладбище» 135 . Вообще, открытие костей человеческих при раскопке мест вблизи придорожных, полевых крестов дело, сколько мы слышали, частью, и сами видели, довольно нередкое. И это обстоятельство свидетельствует, что кресты суть памятники бывших здесь некогда кладбищ или хоть нескольких могил. Вероятно, что при нарочитых поисках, около этих крестов открылись бы, также, следы фундаментальных строений, как это случилось при копании рва близ моста, где стоял гродненский крест, а это вероятное открытие указало бы не в одном из придорожных, полевых, стоящих на площадях, крестов, памятник бывших тут некогда церквей. Нельзя, при этом, не вспомнить правило митрополита Иоанна (1080–10899). «Если разрушится церковь , – говорит он, – то место алтаря, где находилась святая трапеза и приносилась бескровная жертва, следует оградить и хранить неприкосновенным, как святое и честное» (правило 11).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

На место ректорское в Минск будет хорош архимандрит Игнатий, настоятель сего последнего монастыря, взамен коего получил бы он монастырь Пинский, находящейся ныне в ведении архимандрита Геласия. Для меня теперь главная забота по епархии Литовской, чтобы распространить и утвердить между духовенством правильное богослужение, заняться внутренним устройством церквей, завести общий порядок по отчётности и письменным сведениям. Для сего архимандрит Геласий вполне соответствен. Он трудолюбив, любит порядок, бескорыстен, усерден, знает вполне своё дело, да притом ознакомлен уже долгим пребыванием с краем западным. Замеченное было в нём прежде затруднение примениться к здешним обстоятельствам и потребностям ныне вполне прошло, да притом под моим ведением он не будет в состоянии выходить из пределов благоразумия. С другой стороны, воссоединённому архимандриту Игнатию открылся бы естественный ход к архиерейству назначением в Минские ректоры. Это – духовный веема хороший. Он образовал два уездные воссоединённые училища, был инспектором Литовской семинарии и в Гродно назначен настоятелем монастыря по местной потребности. Извините, Ваше Сиятельство, это подробное изложение. Я люблю обдумывать всё с основательностью; но боюсь быть непонятым, пропустив какое обстоятельство. Если бы преосвященному Михаилу не открылась ещё теперь епархия, то было бы полезнее назначить его в Ковно, нежели в Гродно. Вместе с сим отправляю я к Вашему Сиятельству две бумаги о назначении архимандрита Михаила Шелепина ректором Виленских духовных училищ и игумена Фавста Михневича смотрителем училищ Жировицких. Это тоже находится в связи с общими предположениями. Для обоих сих мест нет теперь других лиц вполне соответственных, и пока таковые найдутся, то помянутым двум духовным дан будет полезный ход для дел службы. В особенности мне хотелось бы расшевелить архимандрита Михаила, достойнейшего из всех воссоединённых поступить на архиерейское место. Он уволен от должности ректора Полоцкой семинарии, скорее по чужим сторонним видам, нежели по собственной вине и желанию, и теперь довольно обескуражен.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010