Из предложения моего, от 20 июля сего года за 1841, консистории известно, что распределение зданий в Жировицах между монастырём и училищами, на чёрном дворе состоящих, отложено до дальнейшего усмотрения. Ныне, по ближайшем личном рассмотрени местных потребностей, я назначаю: 1) конюшню, прилежащую к чистому двору до ворот, выходящих к пруду, оставить за монастырём; 2) конюшню по другую сторону сих ворот и лабаз, за нею состоящий, оставить училищам; 3) следующий за лабазом пивной завод оставить монастырю; 4) далее, баню и кузницу предоставить общему употреблению монастыря и училищ; 5) следующие за кузницей амбар и возовню предоставить монастырю, а дальнейшие службы и двухэтажный амбар училищам; 6) затем остальные службы, в южной линии чёрного двора находящиеся, оставить вполне монастырю; 7) содержание всех означенных зданий возложить на то ведомство, которому они выделены, с тем, чтобы содержание бани и кузницы, обоим ведомствам предоставленных, лежало вполне, – первой на училищах, а последней на монастыре; 8) содержание самого чёрного двора оставить за училищами и монастырём в такой пропорции, в какой состоят здания на сём дворе, обоим ведомствам предоставленные. Предлагаю консистории дать надлежащее предписание об исполнении сего распоряжения. Наместнику Царства Польского графу Паскевичу от 12 ноября за 2854, с просьбою об уступке Православному духовному ведомству упразднённых Римско-католических монастырей с церквами: в Слониме каноников-регулярных, а в Гродно кармелитов босых В городе Слониме, для многочисленного Православного прихода с двухприходным причтом, имеется только небольшая, деревянная, обветшавшая, в самом неблаговидном положении находящаяся церковь . В городе Гродно, второклассный Православный монастырь тоже деревянный, ветхий, тесный, а церковь оного, при угрожающем падении от обвала берега реки Немана, истекшим летом запечатана. По сему поводу ходатайствовал я о передаче в Православное духовное ведомство двух упразднённых Римско-католических монастырей с их церквами, в городе Слониме каноников-регулярных, а в городе Гродно кармелитов босых. Г. министр внутренних дел согласился предварительно на сию передачу; но местное инженерное начальство признает оба сказанные монастыря потребными и для военного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Гродно. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский кафедральный собор Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей. Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма. Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел  неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.). Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (ст.с.) 1907 года. Бурные политические события начала XX века (три революции, Первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более того, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной военной церкви превращается в кафедральный собор. Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=03897

В личности Олега Александровича Романова нельзя не заметить много символического. Это – и знаковая для всей православной Руси фамилия. И рождение 9 августа – в дату президентских выборов 2020 года, переломного дня для всей белорусской истории, и День церковной памяти великомученика Пантелеимона, покровителя православного Ромейского воинства. Олег Романов является уроженцем западнобелорусской столицы Гродно, находящейся на пограничье русско-православного и польско-католического миров. Это пограничье обусловливает высокую идейность и самосознание уроженцев – как религиозное, так и этнокультурное и цивилизационное. В Гродно и по сей день весьма сильна православная религиозность, строится множество православных храмов, одним из последних в их числе запланирован храм благоверного Александра Невского, при новом епископе успешно постепенно преодолевается многолетнее антиправославное наследие прореволюционного либерально-прозападного отставного епископа Артемия. Неудивительно, что именно Гродно, находящийся на западной окраине Белой Руси, стал в XIX веке центром возрождения белорусской народности и русско-православного самосознания белорусов. Здесь правили выдающиеся православные идейно-патриотические губернаторы М.Н.Муравьев-Виленский и П.А.Столыпин. В Гродно родилась историческая школа западноруссистов, отцом которой является святитель равноапостольного служения Иосиф (Семашко), «белорусский Моисей», выведший белорусов из 240-летнего униатского пленения. Вначале эта школа восстанавливала историческую память и правду о белорусах как самобытной ветви русского народа, который веками угнетался польско-литовскими католическими правителями (князьями, магнатами, шляхтой) и Костелом, а потом перешла и к вкладу в общерусское сознание и дело почвенников-охранителей православного Русского мира. Основателем школы западноруссистов был уроженец гродненских предместий Михаил Коялович, написавший наряду с историческими трудами и «Историю русского самосознания» , которую вершина русско-православной научной и идеологической мысли Лев Тихомиров называл обязательной для прочтения каждым русским патриотом. Гродненцами были и большинство прочих белорусских выходцев из среды западноруссистов: П.Жукович, А.Будилович, К.Харлампович и иные. Среди них, уроженец еще одного гродненского предместья академик Евфимий Карский стал отцом белорусоведения и в деталях раскрыл русскую сущность языка и культуры белорусов. Наконец, еще один уроженец Гродненской губернии Иван Солоневич стал, возможно, венцом русской монархической философии и идеологии, нанеся своим трудом «Народная монархия» идеологический удар вкупе по марксистско-ленинской пропаганде «пронародного» антимонархизма и по праволиберальной доктрине европейской «сословной» монархии (как абсолютистской, так и конституционной).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/zn...

Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1839 году Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского. В советское время монастырь был закрыт. Борисоглебский храм был возвращен Церкви в 1991 году и в настоящее время является приходским. Храмы: Афанасия Брестского, Бориса и Глеба. http://drevo-info.ru/articles/18052.html В исторической части Гродно, на высоком правом берегу Немана, неподалёку от старинного замка, стоит небольшая церквушка во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известная также как Коложская - по названию урочища, которое когда-то находилось на этом месте. Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодовичей и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. В честь первых русских святых Всеволод Давыдович Гродненский назвал своих старших сыновей, которые после смерти отца зимой 1141 года возглавили Гродненское княжество. Наличие храма с Борисоглебским посвящением в древнем Гродно и соответствующей практики имянаречения местных князей со всей очевидностью доказывает, что культ первых русских святых являлся частью церковной жизни Гродно XII века. По другой версии - храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение церкви осуществлялось на месте урочища Коложань (слово " коложень " обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В 1900 году была образована Гродненская епархия, и храм стал кафедральным. Здесь на богослужении молился с семьей будущий святой страстотерпец Николай II, ранее храм посещал император Александр I. Софийский собор имел большое значение для православного Гродно, и даже центральная улица города была названа Соборной, потому что вела к собору (ныне это Советская улица). Одним из самых известных настоятелей храма был отец Иоанн Корчинский. Он был историком и написал огромное количество брошюр, посвященных нашим гродненским храмам. Отец Иоанн руководил достаточно известным и активным Софийским братством при соборе. Он вместе с братчиками три раза ездил на прием к императору Николаю II, подарил императору значок братства, и Николай II, которого мы чтим теперь в лике святых, стал одним из его членов, – рассказывает Александр. – Отец Иоанн вместе с другими священниками вел летопись Софийского собора, в которой собрано множество интересных исторических сюжетов. Она сохранилась до наших дней. До 1918 года отец Иоанн был монархистом, а затем стал сторонником белорусского национально-освободительного движения и белорусизации Церкви. Благодаря ему в 1918 году в Софийском соборе стали проводиться чтения Евангелия на белорусском языке – это чуть ли не первый факт использования белорусского языка в богослужении на территории Гродненщины. Во время Первой мировой войны причт собора и всё имущество были эвакуированы в Москву, – продолжает Александр. – Там же оказался и архив собора. Его метрические книги до сих пор хранятся в Москве. Во время войны православные службы в соборе не совершались, и в одном из приделов начали служить солдаты-католики. После войны православное духовенство вернулось в город. Но в связи с приходом польских войск Софийский собор захотели занять католики. Священники во главе с отцом Иоанном Корчинским пытались отстоять храм, направляли в министерство белорусских дел Литвы огромное количество писем. Но всё равно в конце 1919 года Софийский собор перешел к католикам, а отец Иоанн вынужден был уехать. С 1920 года Софийский собор стал гарнизонным костелом, – констатировал Александр. – Его, в основном, использовали польские солдаты, которые служили в Гродно. Храм снова перестроили: он получил готический вид и таким остался до своего разрушения. После начала Второй мировой войны храм пришел в запустение. В Гродно к тому времени было несколько действующих костелов, и Фара Витовта стала никому не нужна. Советская власть рассматривала несколько вариантов: сделать в ней кинотеатр, склад, оборудовать парашютную вышку в башне… Но 8 марта 1961 года Гродненский городской совет депутатов принял решение о сносе Фары Витовта.

http://sobory.ru/article/?object=36988

Угощая нас, разумеется, бесподобной картошкой, Мария Андреевна рассказывает, как строили больничный храм. Однажды начавшись, в какой-то момент работа была приостановлена, ничего не двигалось с места. Тогда она попросила разрешение вмешаться. Пришла на стройплощадку, собрала рабочих, прораба: — Вы знаете, что строите? — Да, конечно — храм строим... — Вот именно — не что-нибудь, а храм. Так давайте обсудим, как нам организовать нашу работу в соответствии с этой целью. И дело пошло! Больничный храм — тоже гордость епархии и отдельный разговор. Сестра владыки Артемия лечилась в гродненской больнице, и он вспоминает об этом с горечью: «Придет иной священник, прочитает молитвы и уйдет — ни беседы, ни поддержки. А когда в больнице есть храм, это, безусловно, гораздо лучше». Удивительный по красоте храм, и типично белорусский — по скромности. Тут служит протоиерей Александр Хомбак, по второму образованию он психолог. По призванию — наверное, миссионер: он возглавляет миссионерский отдел епархии. Соборы, костелы и кирха Протестанты и католики в Гродно — на особенном положении: ведь разные конфессии уживаются тут еще со средних веков. «Практическое богословие можно и у баптистов «подсмотреть», — говорит отец Вячеслав. Не заметно здесь никакой воинствующей враждебности по отношению к инославным. Отношение спокойное. ...В двух шагах от паломнического центра — лютеранская кирха 1783 года постройки. А у римо-католиков в Гродно — своя семинария. Когда стоишь на главной площади города, видишь сразу несколько костелов — и ни одного купола! Когда-то на этой площади был храм, где в разное время служили то православные, то католики, но его в 60-е годы приказал взорвать Никита Хрущев. В костелах — польская речь: 25-30% населения в городе поляки, тут даже можно увидеть среди изображений и изваяний святых статую католического епископа Иоасафата Кунцевича, жестоко гнавшего православных. Нынче традиционные христианские конфессии живут мирно. Такая вот эклектика! «Ох, и потанцуют на мне!» Кстати говоря, в Гродно мы оказались в день памяти Иоанна Кормянского. это белорусский святой XX века. Он тихо жил, тихо умер, еще до революции. «Ох, и потанцуют на мне», — говаривал в конце жизни святой, и никто не понимал, к чему ж это он. Поняли после, когда пришла советская власть: могилу отца Иоанна залили асфальтом и на ней устроили… танцплощадку. За пределами Беларуси святой совсем почти не известен.

http://pravoslavie.ru/43000.html

Мера эта, важная и необходимая в отношении самого монастыря, окажется ещё полезнейшею в случае помещения в Гродно, как губернском городе, одного из викариев Литовской епархии, а впоследствии, вероятно, и особого епархиального управления. Посему долгом поставляю просить покорнейше посредства вашего сиятельства, чтобы означенный выше монастырь кармелитов с церковью оного и пристроенным к ней домом переданы были для помещения Гродненской Православной Борисоглебской обители, хотя бы с некоторым вознаграждением Римско-католического духовного ведомства, если не может быть отдан даром. Святейшему Правительствующему Синоду, от 25 февраля за 347, об отпуске суммы на укрепление берега реки Немана, на котором стоит древняя Борисоглебская в Гродно церковь Гродненского Борисоглебского второклассного монастыря древняя, едва ли не с XIII столетия, церковь стоит на обрывистом свыше 12-саженном берегу реки Немана. Берег этот весенними и осенними полноводиями с течением времени час от часу более подмывается к фундаментам церкви и угрожает её падению, так что ко мне было уже представление о запечатании сей Церкви. По моему распоряжению, епархиальный архитектор Тышецкий отправлялся на место для осмотра и предпринятия мер к отвращению угрожающей опасности. Он доносит, что церкви действительно угрожает опасность; но она происходит не столько от подмывки берега рекою Неманом, сколько от почти перпендикулярного обвала, сделанного стоком воды, имеющим направление к одному из углов церкви, так что обвал сей приблизился уже к тому углу на две сажени, и без скорого отвращения сей опасности церковь по необходимости разрушится. Архитектор Тышецкий нашёл нужной для сего планировку прилежащего к церкви берега, которою укрепится самый берег, засыплется угрожающий церкви провал, и дано будет другое направление стоку воды, от которого сей провал последовал. Для планировки таковой сделан архитектором чертёж и смета, по которой требуется на этот предмет 1.026 руб. 60 коп. серебром. Находя необходимым произвести предполагаемые епархиальным архитектором работы для сохранения древней Борисоглебской церкви в губернском городе Гродно, долгом поставляю представить при сём означенные выше чертёж и смету с пояснительною запиской того же архитектора и покорнейше просить Святейший Синод как о разрешении на производство тех работ, так и об отпуске требующихся на оные 1.026 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Нет, наверное, ни одного гродненца, который бы не знал, что за памятный знак в виде двух обломков каменной арки с двумя крестами – католическим и православным – на ее сторонах установлен в скверике на Советской площади Гродно. На месте этого мемориала стоял прекрасный храм. Он принадлежал католикам, православным, во время войны здесь молились немцы, а в годы богоборчества решено было, что он стоит на пути строительства нового, лучшего мира… Фара Витовта изначально строилась как католический храм, – рассказывает Александр Горный. Это один из первых костелов, построенных на Гродненщине после заключения Кревской унии, по которой князь Ягайло обязывался обращать в католическую веру своих подданных. Храм был построен в 1389 году из дерева. Слово «фара» означает главный приходской храм города. На тот момент гродненская земля была во владении князя Витовта, поэтому и закрепилось такое название – Фара Витовта. В XVI веке, при Стефане Батории, который активно помогал Католической Церкви, храм был перестроен в камне. Постепенно в Гродно появились и другие костелы – иезуитский (нынешний Фарный на Советской площади), бернардинский на горе напротив современного Драмтеатра, доминиканский на Советской улице, который не сохранился. Постепенно значение Фары Витовта стало утрачиваться, и к концу XVIII века храм пришел в запустение. В ходе раздела Речи Посполитой в 1795 году белорусские земли стали частью Российской империи, и в Гродно начали появляться российская администрация и военные. В городе на то время не было ни одной православной церкви. Российской администрации, военным и чиновникам нужен был свой храм, и поэтому в 1804 году губернские власти принимают решение о передаче пустовавшей в то время Фары Витовта православному духовенству. С этого момента храм становится Софийским собором, – отмечает Александр. – Перед этим, в конце XVIII века, храм сильно пострадал от пожара. На фоне масштабных исторических событий – разделов Речи Посполитой, восстания Костюшко – было не до реконструкций, поэтому православное духовенство получило церковь в достаточно плачевном состоянии. В итоге храм немного отреставрировали в стиле классицизма, который был популярен в начале XIX века. Было предложено несколько проектов по перестройке, но в 1892 году случился очередной пожар, который вновь повредил храм. Уже после этого церковь была кардинально перестроена в псевдорусском стиле, на ней появились купола-луковицы.

http://sobory.ru/article/?object=36988

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ , чудотворный образ. Получила название по местонахождению в Коложской ц. святых Бориса и Глеба в Гродно, Белоруссия. Строительство во 2-й пол. XII в. каменной церкви на высоком правом берегу р. Неман в посаде Коложа в древнем Городене (Гродно) связывают с городенскими князьями Всеволодовичами, внуками вел. кн. Владимира Мономаха. При церкви до 1480 г. был основан мон-рь (см. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь ). Главной святыней Борисоглебского храма была К. и. Первое упоминание об иконе (без определения «Коложская») содержится в «Инвентаре Гродненского Коложского базилианского монастыря», составленном в 1738 г. архим. Игнатием (Кульчинским) (АСЗР. Т. 9. С. 411-412). Он сообщает, что икона Божией Матери находилась в алтаре древнего храма, стоявшего в то время без иконостаса, от к-рого остались «следы несомненного существования», а также приводит предание о ней. Так, со слов «старых людей» икона принадлежала некоему нищему, к-рый по обету всегда носил ее с собой. Незадолго до смерти в сонном видении ему было веление поместить икону в Борисоглебскую ц. Он исполнил требуемое и изъявил желание быть похороненным возле храма. О времени этого события в предании ничего не говорится; считается, что икона находилось в храме на протяжении неск. веков. Однако известно, что в период войны России с Польшей в 1654-1667 гг. мон-рь был разорен; расхищение его имущества продолжилось в посл. четв. XVII в.: «...в то время церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота» (Там же. С. 442). К нач. XVIII в. под натиском католич. шляхты обитель пришла в упадок, храм «не имел покрытия, но только четыре стены» (Там же. С. 444). Ко времени настоятельства архим. Игнатия (Кульчинского) храм уже получил новую гонтовую кровлю с 3 куполами, при его предшественниках в возобновленной церкви появилась и икона - единственная, упомянутая в «Инвентаре...». По крайней мере известно, что обустройством алтаря занимался управлявший монастырем в 1732-1736 гг. один из старших братьев обители, мон. Яков (Яхимович) (Там же. С. 453). Вскоре после возвращения обители в Православие (1839) Борисоглебская ц. была опечатана из-за опасности обвала берега, и с осени 1845 г. богослужения совершались во временной церкви на территории мон-ря ( Диковский Н., прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря. Гродно, 1906. С. 6). 13 апр. 1853 г., после сильного разлива Немана, произошло обрушение южной и части зап. стен церкви. Храмовую ризницу, иконостас, богослужебную утварь вынесли и временно разместили в других монастырских строениях. В 1854 г. мон-рь был переведен в помещения бывшего католич. мон-ря бернардинок в центре Гродно. На новом месте устроили и освятили 3 нояб. 1854 г. ц. во имя святых Бориса и Глеба, накануне туда торжественно перенесли К. и.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

Гродно. Церковь Бориса и Глеба (Коложская). Борисоглебская Коложская церковь Карта и ближайшие объекты Памятник православного зодчества XII века, Борисо-Глебская церковь в Гродно - жемчужина белорусской культуры. Она не имеет прямых аналогов ни в древнерусской, ни в балканской архитектуре. По своей планировочной схеме (шестистолпный, трехаспидный храм с дополнительным пространством в предалтарной части) гродненский памятник близок греческой архитектурной школе. На этом основании можно предположить, что в XII веке белорусская православная культура была непосредственно связана с великой культурой Византии. При церкви с незапамятных времен существовал мужской монастырь. Об этом говорят галереи (хоры) в северной стене, проход на которые находится в алтарной части. Как и другие храмы той эпохи, церковь имела купол (купола?), который давал освещение. Во время одной из войн церковь потеряла купол и была перестроена. В конце 14 века князь Витовт ходил походом на Псков. Он захватил один из пограничных городов - Коложу, а жителей города отвел в Гродно. Коложане поселились возле Борисо-Глебской церкви. С тех пор у храма появилось другое имя - Коложа. Одной из святынь храма была чудотворная Коложская икона Богородицы. Ее носил на себе один нищий. Перед смертью он пожертвовал икону храму и пожелал быть погребенным на паперти. Во время I Мировой войны икона была эвакуирована в Москву, где и потерялась. В настоящее время в церкви находится вышитая увеличенная копия чудотворной иконы. В ночь на 2 апреля 1853 года Неман подмыл берег, на котором стоял храм. Южная и половина западной стены разрушились. В 1897 году на средства Министерства Путей Сообщения был укреплен берег Немана, а также достроена легкая деревянная стена вместо упавшей в реку. К сожалению, и в настоящее время берег продолжает оседать и угроза обвала храма существует. В советское время Коложа была закрыта и считалась одним из объектов музея. В 1991 году храм был возвращен Церкви и используется по тому назначению, для которого его строили наши благочестивые предки. Отличительная особенность храма - многоцветные поливные керамические кресты и камни на внешней поверхности стен. Издавна сложилось неправильное толкование: их считали декоративными, но полихромные кресты и камни находятся в непосредственной связи с конструкциями храма, и эти цветовые особенности являются составной частью архитектурно - символической программы, смысл которой - запечатлеть в камне идею всесозидающей силы Господа. Изначально Борисо-Глебская церковь была рассчитана на росписи, о чем свидетельствуют систематические ряды голосников (сосудов, замурованных в кладке и выходящих наружу горлышками), которые улучшали акустику в храме.

http://sobory.ru/article/?object=03898

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010