Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ГРОДНО: ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ 21 мин., 22.11.2010 Сюда стекаются жаждущие кипучей деятельности выпускники семинарий, здесь на улице звучит польская речь, напротив кафедрального собора стоит лютеранская кирха, настоятель которой — женщина-священнослужитель; православные ездят на экскурсии по дотам на велосипедах, епископ 10 лет живет в здании мединститута, экологический отдел — рядовое подразделение Церкви; семинарского бухгалтера поздравляют с днем Ангела в неделю мытаря и фарисея, епархиальную газету делает математик-программист, а молодоженов запрещено венчать без нескольких бесед со священником. Это не какая-то экзотическая православная диаспора. Это белорусская Гродненская епархия. Икона от колхоза … Долго стоишь, смотришь во все глаза на эту икону. И... привыкаешь к местному колориту. В деревенском храме, куда мы с фотографом приехали буквально с вокзала, под потолком висит большой, в типичном белорусском сельском стиле написанный образ. «Господь Саваоф» — это надпись сверху. А снизу, крупными аккуратными буквами: «Икона пожертвована колхозом «Октябрь». Председатель такой-то»... Позже нам рассказали, что Белоруссия по плану советских деятелей должна была стать первой абсолютно «безбожной» республикой в Союзе (говорят, что до сих пор памятников Ленина на душу населения в Беларуси больше, чем в любой другой стране СНГ), а по иронии судьбы стала одной из самых активных в Русской Церкви. Соседство активной и пестрой религиозной жизни — православных, католиков, кальвинистов, неопротестантов — и никак не выветривающегося атеистического прошлого — одна из специфических особенностей этих мест. Удивительная судьба! За один только XX век город побывал в составе пяти государств: Российской империи, Литвы, Польши, СССР и Беларуси; переходил из рук в руки — год город польский, четыре месяца — литовский, и снова — польский! Жители не успевали привыкнуть к одному названию улицы, как оно менялось на другое: Софийская — Кенигсбергская — Ленинская. Но кафедральный собор Гродно и кабинет епископа Гродненского и Волковысского Артемия находятся на улице «идеологически нейтральной» — в честь польской писательницы Ожешко.

http://foma.ru/grodno-vostochnoe-xristia...

Не смотря на прописанные выше затруднения относительно помещения в Гродно преосвященного Православного, я по-прежнему полагаю, что новому викарию Литовской епархии, после преосвященного Михаила, должно назначить местопребывание в означенном губернском городе, с наименованием его Гродненским ли или Брестским, и с оставлением за ним Гродненского второклассного Борисоглебского монастыря. Если на место преосвященного Михаила поступит рекомендованный мною кандидат, то для него не будет слишком стеснительно прожить некоторое время и в монастырских настоятельских кельях. Между тем пребывание уже в Гродно преосвященного викария будет способствовать более поспешному и удобному устройству постоянного для него помещения. Если мне будет предписано озаботиться о сём: то я представлю или о постройке монастыря с архиерейским домом, как сказано выше, или о возобновлении ещё раз сношений с министерством внутренних дел об уступке для Православного ведомства, хотя бы за деньги, Гродненского бернардинского заштатного монастыря, тем более, что монастырь этот, без определённых средств содержания будет в тягость Римско-католическому ведомству и час от часу подвергаться запустению. Между тем, для удобнейшего помещения преосвященного викария со свитою можно будет, по его местному усмотрению, отыскать временное помещение по найму. Уведомляя ваше сиятельство о сих моих соображениях, вследствие отношения вашего, от 4 сего марта за 1555, имею честь быть. Литовской консистории, от 22 марта за 969, о неправильном опровержении советом Белостокского девичьего института определения епархиального начальства в отношении протоиерея Прорвича На отношение совета Белостокского института благородных девиц, от 14 марта за 82, с копией журнала его, в котором совет положил воздержать исполнение по требованию консистории о вычете из жалованья протоиерея Прорвича 430 руб. серебр., задержанных им неправильно и следующих в уплату долга псаломщику Гапоновичу от благочинного Барановского, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Из приложенной при сём копии журнала оказывается, по-видимому, неизвестность совету Белостокского института благородных девиц, что причт церкви, состоящий в оном институте, подчинён Литовскому епархиальному начальству, что судебное место для лиц духовного ведомства не есть губернское правление, но духовная консистория, и что оный совет не имеет права ни рассматривать, ни изменять постановлений консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В XV веке кроме названных в Гродно действовали церкви во имя святителя Николая, святого Симеона, Троицкая, Крестовоздвиженская. До конца XVI века на Гродненщине действовала довольно густая сеть православных храмов. Великим авторитетом пользовались Супрасльский Благовещенский и Заблудовский Успенский монастыри, основанные Александром и Григорием Ходкевичами в XV в. (теперь находятся на территории Республики Польша), а также Голдовский Лидского повета и Жировичский Успенский монастыри (XVI в.). Со времени принятия христианства Гродненские земли были под покровительством Киевских митрополитов, а с XIVb. церкви и монастыри относились к основанной Литовско-Новогрудской митрополии с центром в Новогрудке. После Брестской церковной унии 1596г. митрополитская кафедра в Новогрудке перешла к униатскому митрополиту. При поддержке королевской власти Речи Посполитой началось активное введение унии и ограничение прав православных. Православные монастыри, церкви и церковное имущество передавались униатам. После универсала короля Речи Посполитой Владислава IV (1633) о возвращении православным некоторых церквей и монастырей было возвращено 19 храмов. В другой половине XVI и в XVIIb. на территории Гродненщины католические ордена активно основывают свои костелы, монастыри, учебные заведения. Униатский орден базилиан основал при бывшей православной Пречистинской церкви Гродненский женский монастырь в честь Рождества Богородицы (1720), Новогрудский Борисо-Глебский (1632), Мирский (1705), Даровский (1713) монастыри. Православными оставались только монастыри Яблочинский в честь святого Ануфрия и Голдовский в честь Рождества Богородицы. На протяжении XVIIIb. преобладающее большинство храмов и монастырей Гродненщины было падначалено униатской иерархии, а в начале XIXb. в Гродно не было ни одного православного храма. Сближение унии с латинством вызвало недовольства униатского приходского духовенства, которое не разделяло взгляды ордена базилиан. После I и II разделов Речи Посполитой началось постепенное возвращение униатов к православию.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Гродненской женской общине в неспокойном XX веке было суждено все время скитаться, бежать из одного пристанища к другому. В 1901 году Святейший Синод принял решение переселить женскую Рождество-Богородичную общину в урочище Красносток, лежавшее в тридцати верстах от Гродно. Для этого решения имелись причины миссионерского характера – монахиням необходимо было вести православную проповедь среди населения, находившегося в центре католического влияния. Церковная история Красностока напоминала судьбу обители в Гродно. В конце XVIII века в урочище Красносток имелся польский костел и небольшой монастырь доминиканцев, по преданию возникший на месте православного храма. После Полоцкого собора католический монастырь в Красностоке вновь перешел в ведение православных. В отчете обер-прокурора за 1901 год об этой обители говорилось следующее: «Необходимо было возвратить Красностокскому храму то миссионерское значение, какое он имел у католиков, тем более что не прекратившаяся и после передачи названного храма православной церкви враждебная деятельность католических ксендзов настоятельно указывала на необходимость создать в очаге этой деятельности такую твердыню православия». Впрочем, переселение монахинь из города Гродно в Красносток произошло и по другой причине: в городе монастырь был стеснен узкими улицами и находился в соседстве с двумя табачными фабриками. В Красностокском монастыре хранилась древняя икона Божией Матери, которая еще до Брестской унии по преданию была подарена князем Урусовым во время похода против Литвы православной общине. Эта икона получила имя Красностокской и привлекала в монастырь верующих всех конфессий: и католиков, и униатов, и православных. Характерно, что после перевода храма в православную юрисдикцию несколько лет святыню прятали в алтаре, опасаясь, что ее похитят католики. В 1914 году началась Первая мировая война, с первых дней которой русская армия несла серьезные потери на западных рубежах империи. Из-за стремительного наступления немцев вся община Красностокского монастыря в 1915 году была эвакуирована в Москву. Царь Николай II позволил ста шестидесяти четырем монахиням поселиться в Александрийском дворце в Нескучном саду. Бежав от войны из Красностока, инокини привезли в Москву свои главные святыни и иконы. После революции 1917 года новая власть выселила белорусских инокинь из московского пристанища в Нескучном саду, однако по ходатайству патриарха Тихона с 1918 года Красностокской общине удалось перебраться в Екатерининскую пустынь под Москвой. Там беженки Первой мировой продолжили жить согласно монастырскому уставу, формально числясь трудовой артелью.

http://sobory.ru/article/?object=06559

Дело в том, что ремонт в Борисоглебсой церкви в конце XIX века проходил как раз под неусыпным наблюдением епископа Брестского Иосифа (Соколова) - второго викария Литовской епархии, чья резиденция располагалась именно в Гродно. Неслучайно, что на этой иконе помёщён образ его небесного покровителя. Вместе с иконой святителя Михаила, первого митрополита Киевского, она, очевидно, закрывала канонические оконные проёмы в алтаре. Теперь же их разместили в нишах - иконы сами по себе представляют исторический интерес дореволюционной Коложи. Очевидно, был в этом ряду ещё и третий образ, но он пока не найден. Приятные неожиданности на том не закончились. Спустя некоторое время пономарь храма Анатолий Колковский увидел выставленную на сайте одного из немецких антикварных аукционов Коложскую икону Божией Матери. По милости Божией образ удалось выкупить. Это оказался... единственный известный на сегодня исторический список чудотворной иконы, история которой прослеживается начиная с рубежа XVII-XVIII столетий. Чудотворный образ представлял собой копию Виленской иконы Одигитриии. " Говорят старые люди, что какой-то нищий всегда носил с собой по обету, этот образ Пресвятой Богородицы. С приближением смерти в видении ему было объявлено, чтобы он образ этот поместил в Коложской церкви, что и было им исполнено, и сам он изъявил желание быть погребённым возле этой церкви " . При эвакуации в 1915 году с Запада Российской империи в Москву вывезли две величайшие святыни белорусского народа: Жировичскую и Коложскую иконы Божией Матери. Но если Жировичскую в 1920-х годах удалось найти и тайком (в основном благодаря её скромным размерам) вернуть, то судьба оригинала Коложского образа до сих пор не ясна. На обороте приобретённой в Германии иконы было написано: " Написан образ в Лавре иконописной иеромонахом Григорием " . Как выяснилось при атрибуции святыни в ходе реставрации в Минске, куда она была отправлена, " изготовлена она была до революции " . Но почему икону для провинциального храма, пускай и очень почитаемую, заказали иконописцу одной из Лавр РПЦ? Ответ легко находится, если вспомнить о высочайшем визите в Гродно в 1914 году августейшей четы вместе с двумя старшими дочерями. А отреставрированный Коложский список 1 мая 2019 года торжественно был принесён в Борисоглебский храм.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В летнюю пору в храме соборное духовенство совершает богослужение: литургии и молебны. Местный народ почитает свою старинную святыню " . Однако уже на следующий год православных гродненцев ждала утрата - Коложский храм был полностью передан историко-археологическому музею, рядом власти открыли парк для народных гуляний. Прошло двадцать лет, и в 1967 году церковь на Коложах объявили объектом историко-археологического заповедника. Ещё через десять лет храм стал филиалом Республиканского музея атеизма и религии. В начале 1990-х годов на Коложах вновь начали славить Христа. Много воды унёс быстрый Неман за те двадцать лет, что на его крутом берегу в Борисоглебском храме к небу возносились молитвы, много событий произошло в жизни Коложского прихода. В 1995 году Борисоглебскую церковь посетил Патриарх Алексий II. В декабре 2012 года при Коложской церкви был освящён церковно-приходской комплекс с домовым храмом. Новую домовую церковь посвятили Коложской иконе Божией Матери. Пока обе церкви предполагается использовать одновременно: в древнем храме прихожане будут собираться по воскресеньям, в домовой церкви - по остальным дням. Предполагается, что после реставрации церковь будет выглядеть так, как перед оползнем 1853 года. Есть надежда, что она попадёт в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Древнейший храм Гродно серьёзно пострадал от стихии в ночь с 1 на 2 апреля (по старому стилю) 1853 года. Разбушевавшийся Неман тогда подмыл основание холма, на котором высится Коложская церковь, и её южная стена с примыкающей частью западной стены рухнула. Через тридцать шесть лет такая же участь постигла и южную апсиду. В настоящее время здание укреплено и восстановлено с помощью деревянной пристройки по размерам четверика, заменившей погибшую стену и одновременно служащей частью основания современной двускатной кровли. Над кровлей, ближе к апсидам, возвышается маленькая современная главка. Археологические исследования, проводившиеся в 1980-х годах, выявили существование в древности боковых галерей. Церковь сложена из плинфы с включением некрупных валунов. Толщина плинфы равняется толщине слоя раствора, скрепляющего кладку, - 10 сантиметров. На многих древнерусских кирпичах-плинфах имеются знаки. Помимо Гродно, такие надписи практиковались в черниговском, рязанском, смоленском и полоцком зодчестве. Сопоставление знаков с процессом изготовления кирпичей привело учёных к выводу, что в действительности данные знаки - производственные. Ими метили верхний кирпич каждого штабеля сырцов ( " банкет " ), для того чтобы определять день формовки штабеля или партию, предназначенную для одновременного обжига в печи.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В наст. время на территории Г. и В. е. действует ставропигиальный мон-рь Рождества Пресв. Богородицы (в Гродно, жен., учрежден в 1843 в корпусах базилианского мон-ря, основанного в 1635 при Пречистенской ц. XII в., в 1900 насельницы переведены в красностокский мон-рь Рождества Пресв. Богородицы, к к-рому гродненская обитель стала приписной, закрыт в 1960, восстановлен в 1992, с 14 дек. 2002 ставропигиальный по отношению к митрополиту Минскому, Экзарху Беларуси). Арх.: НИАБ. Ф. 1755. Оп. 1. Д. 23. Л. 197-197 об.; Д. 24. Л. 455 об.- 456 об.; Д. 62. Л. 117-117 об., 118-118 об., 119-119 об.; Архив Гродненского ЕУ; Архив Белорус. Экзархата. Ист.: Памятная кн. Гродненской губ. на 1866 г. Гродно, 1866. С. 8-37; АВАК. 1871. Т. 5: Акты Брестского и Гродненского гродских судов, с присовокуплением привилегий на землевладение в Брестской и Кобринской экономиях; 1889. Т. 16: Док-ты, относящиеся к истории церк. унии в России; 1908. Т. 23: Акты, относящиеся к истории Западнорус. Церкви; Памятная кн. Гродненской губ. на 1900 г. Гродно, 1899. С. 83, 84; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 292, 634, 816, 819, 831, 847, 871, 874, 877-878, 884-887, 889-890, 933; Т. 32; Т. 35 (по указ.); Щапов Я. Н. Туровские уставы XIV в. о десятине//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 252-273; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1992. 4. С. 10 (отд. паг.); Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской/Пер. с лат.: В. И. Матузова. М., 1997 (по указ.). Лит.: Иосиф (Соколов), еп. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Совр. состояние правосл. Церкви в Гродненской губ. Гродна, 1893; он же. Гродненский правосл. календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в кон. XIX в. Воронеж, 1899. 2 т.; Покровский Ф. В. Археол. карта Гродненской губ. Вильна, 1895; Романовский И. О. Православие в Гродненской губ. Гродна, 1899; Орловский Е. Ф. Судьбы Православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губ. в XIX ст.: (1794-1900). Гродна, 1903; он же. Гродненская старина. Гродна, 1910. Ч. 1; Jodkowski J. Grodzisko Wokowyskie. Grodno, 1925; idem.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Между тем преосвященный Игнатий, епископ Брестский викарий Литовской епархии, четвёртый уже год помещается весьма неприлично и с крайним стеснением в ветхом, деревянном, клонящемся к разрушению Гродненском Борисоглебском монастыре, и церковь для себя и вместе для монастыря устроил в собственных тесных кельях того же монастыря. В начале прошлого 1851 года возобновлены сношения с помещиком Валицким о приобретении для духовного Православного ведомства упомянутого выше собственного его дома в городе Гродно, и Валицкий подал преосвященному Игнатию, от 20 января того же года, объявление о готовности продать этот дом за 20.000 рублей серебром. Но, после архитекторского освидетельствования, находя нужным некоторый ремонт сказанного дома, а с другой стороны принимая во внимание, что Валицкий уступал его в 1847 году за 17.000 рублей, я поручал преосвященному Игнатию склонить владельца к продаже своего дома и ныне за сию последнюю сумму. За отсутствием за границу помещика Валицкого, поверенный его, коллежский советник Рогоза не согласился на таковую уступку; но ныне, по возвращении Валицкого, тот же Рогоза подал преосвященному Игнатию объявление, от 24 истекшего февраля, о последовавшем согласии помещика Валицкого продать дом за 17.000 с принятием на себя издержек, при совершении купчей требующихся, и на условиях, изложенных в объявлении 20 января 1851 года. За сим, находя означенный дом Валицкого совершенно соответственным предназначенной цели и выпрошенную за него цену весьма сходною, покорнейше прошу посредства вашего сиятельства: 1) чтобы сей дом приобретён был для помещения в Гродно Православного архиерея с подведомым ему штатом и свитою за 17.000 рублей серебром, на условиях, предложенных помещиком Валицким и его поверенным; 2) чтобы вместе с тем отпущено было 3.000 руб. серебром на необходимые переделки и ремонтные исправления, соответственно новому назначению того дома. При сём долгом считаю приложить: а) инвентарное описание дома помещика Валицкого с планами на двух листах, в одной переплетённой книге, – и кроме того, особый план и фасад того же дома на одном большом листе;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

2005 г. стал особенно радостным для прихожан «вагончика». 12 июня Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский, в сослужении настоятеля, клира прихода, духовенства епархии и многочисленных гостей освятил нижний храм в честь мученика младенца Гавриила Белостокского. Четыре трудных года шло возведение стен верхнего храма. 3 мая 2009 г. – день памяти святого мученика младенца Гавриила – долгожданный день в жизни общины прихода. В этот день после Божественной Литургии, на которой присутствовали Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский, духовенство, прихожане, мэр города Борис Козелков, были освящены и установлены кресты и три золотых купола, выполненные в византийском стиле. 31 декабря 2010 г. в стенах нового верхнего храма был отслужен молебен с акафистом «Слава Богу за всё», а 24 апреля 2011 г. в Великую Субботу прихожане, пришедшие освящать пасху, смогли увидеть настоящее чудо – резной иконостас с писаными иконами. 7 ноября 2011 г. состоялось торжественное освящение верхнего храма в честь Собора Всех Белорусских Святых. Разделить радость праздника и совершить освящение храма прибыл Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. За первой Литургией в верхнем храме Его Высокопреосвященству сослужил не только правящий архиерей Гродненской епархии епископ Артемий, но и почетные гости – архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков и епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Также в праздничном богослужении приняло участие духовенство Минской, Бобруйской, Витебской и, конечно же, Гродненской епархии. Следует отметить, что количество прихожан, прибывших почтить праздник, было столь велико, что их не вместил ни верхний, ни нижний храм – многие из них молились на ступенях и во дворе храма. За Литургией Владыка Филарет совершил награждение клириков храма церковными наградами. Настоятель храма митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович был награжден медалью святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, иерей Павел Терешков – правом ношения набедренника. Также настоятель Свято-Марфинской церкви г.Гродно, в прошлом клирик храма в честь Собора Всех Белорусских Святых протоиерей Виктор Свентицкий, был награжден правом ношения палицы. После Божественной Литургии и Крестного хода вокруг храма Владыка Экзарх вручил ордена и грамоты жертвователям и активным прихожанам. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Всех_Бел...

Взять один из заголовков пятого номера – драма за Як ламала аднаго з самых пазнавальных На самом деле уроженец Уллы Иван Хруцкий был одним из самых возвеличенных художников своего времени. Он получил блестящее образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его учителями были российские художники с мировым именем: Карл Брюллов и Федор Бруни. Его картины многократно награждались Академическим Советом высшими наградами. Иван Хруцкий был удостоен звания академика живописи. Вот так “империя ломала” нашего земляка. Одним словом, в Беларуси уже год легально выходит красочная русофобская агитка». И это, на самом деле, – самые мягкие примеры той антиправославной и русофобский лжи, которой наполнена эта псевдоисторическая помойка (кто не верит – пусть проверит ), продвигаемая по стране под протежированием высшего государственного руководства. Другим же «суверенно-независимым» «достижением» «новой культурной политики» может служить восстанавливаемый Старый королевский замок в Гродно . Сам замок был построен Витовтом, однако на месте древнерусского Городенского детинца XI века и последующей русской крепости. Причем даже при строительстве замка в нем была построена православная Церковь византийского стиля, часть которой весьма неплохо сохранилась , но только восстанавливать ее (в отличие от польских замков) государство не спешит. Совсем другой, однако, подход у нынешнего «суверенного» белорусского руководства, взявшего за основу проект 16 века (века тотальной полонизации Гродно): «Художники сейчас трудятся над 14 портретами римских императоров, королей польских и великих князей литовских». Причем тут римские императоры до русской крепости древнерусского города?! Может быть, уместнее были бы русские императоры (от которых так трясет «суверенных» западников!)?! А причем здесь польские короли до «суверенного белорусского государства»? Или белорусскому руководству угодно сделать в сознании людей Гродно «исконным польским городом»? Центральной персоной «восстановленного белорусского замка» назначен король Стефан Баторий – венгерский иезуит, враг Церкви, конченый русофоб и угнетатель белорусов.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/31/yugosl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010