Вашему сиятельству известно из прежних моих откровений, что монастырь в Гродно преимущественно нужен для Православного ведомства. Тамошний Борисоглебский второклассный монастырь деревянный, уже ветхий, едва достаточен для помещения половины монашествующих, штатом определённых. Церковь оного, угрожающая падением от обвала возвышенного берега реки Немана, уже с минувшей осени запечатана. Наконец, кроме помещения для монастыря, необходимо также помещение в Гродно для викария Литовской епархии Брестского епископа. Засим предстоят настоятельная ныне же надобность для обоих сих помещений строить новый Православный монастырь с церковью, что потребовало бы весьма продолжительного времени и больших издержек. Для избежания сего, при оказавшейся уже невозможности иметь Гродненский по-кармелитский монастырь, покорнейше прошу посредства вашего сиятельства, чтобы для означенных выше помещений уступлен был Православному духовному ведомству ещё более для сего соответственный, состоящий в Гродно заштатный монастырь бернардинов с его церковью, хотя бы с приличным вознаграждением из сумм сего ведомства Римско-католическому духовенству. В здешней стране существование заштатных монастырей, без особых средств для поддержания оных, полагается невозможным и сами Римские Католики заштатные свои монастыри считают как бы закрытыми. Потому я полагаю, что помянутый выше Гродненский бернардинский монастырь может быть передан Православному ведомству без всякого вреда для Римского духовенства, имеющего и без того в Гродно несколько костёлов. Напротив, монастырь этот будет для сего духовенства излишнею тягостью, по недостатку средств содержания, и через некоторое число лет подвергнется необходимо запустению и разрушению. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 24 января за 270, с мнением об открытии фасада Виленского кафедрального собора Из отношения моего, от 19 минувшего декабря за 3314, вашему сиятельству известно, что я просил г. местного генерал-губернатора о доставлении планов мне и фасада, предположенных для открытия фасада Виленского Николаевского кафедрального собора, дабы мне можно было удовлетворить требование вашего сиятельства, от 10 того же декабря за 8712, касательно доставления мнения по означенному предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Гродно. Нижняя церковь в Старом замке. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:между приблизительно 1116 и 1141. Год утраты:Не установлен. Адрес: РБ, Гродненская обл., г. Гродно, ул. Замковая, 22 Координаты: 53.677382, 23.822718 Проезд:На территории Старого замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. " Нижняя церковь " была открыта во время археологических раскопок 1931-1939 гг. на территории Старого замка. Её первоначальное посвящение неизвестно, своё современное название она получила из-за того, что над её руинами в XIV в. была построена другая, также несохранившаяся церковь, получившая название " Верхняя церковь " - небольшой бесстолпный одноапсидный храм. В 1939 г. сохранившиеся фрагменты " Верхней церкви " были перенесены в отдельный павильон. Первоначально исследование " Нижней церкви " вели польские специалисты: директор Гродненского музея И.Иодковский и археолог 3.Дурчевский. После войны работы продолжил Н.Н.Воронин, обобщивший полученные результаты в книге " Древнее Гродно " . На основе проведённых исследований стало возможным восстановить архитектурный облик, время строительства и гибели храма. В плане он имеет размеры 18×12 метров. Сохранились стены на высоту до 3 метров и отдельные фрагменты обрушенной верхней части. Предположительно " Нижняя церковь " была построена при первом гродненском князе Всеволодке Давидовиче в пределах между 1116 г. (или 1128) и 1141 г. (годом его смерти). Скорее всего, это был первый каменный храм в Гродно. В 1183 г. удар молнии и последовавший за этим пожар привёл к обрушению храма. Именно об этом сказано в Ипатьевской летописи: " Того же лт Городенъ погор всь и цркы каменая блистания молни и шибения грома " . Гибель храма не была единовременной. Сначала в 1183 г. внутрь храма обвалились своды и часть столпов. Храм после пожара не был восстановлен, но стены еще стояли. Далее последовало их окончательное разрушение, связанное с какой-то общегородской катастрофой, происшедшей через сравнительно небольшой промежуток времени, возможно, в середине XIII в. При восстановлении Старого замка Витовтом, в конце XIV века, пространство " Нижней церкви " было засыпано булыжным камнем. Местами завал был пролит известковым раствором и образовал возвышенную платформу. Эта платформа и явилась фундаментом новой постройки – " Верхней церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=18839

Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 13 марта за 835, с мнением о помещении в Гродно одного из викариев Литовской епархии По обязанностям служения и по заведённому уже порядку, местопребыванием архиереев должны быть губернские города. По сему, с самого переведения в Вильно Литовского епархиального начальства, старался я приобрести в губернском городе Гродно нужное помещение для переведения туда из Жировиц и одного из викариев Литовской епархии епископа Брестского. Прежде всего имел я в виду упразднённый тамошний кармелитский монастырь, но он оказался необходимым для военного ведомства. После обращался я об уступке на этот предмет Гродненского заштатного бернардинского монастыря; но таковая уступка признана министерством внутренних дел невозможною, как вашему сиятельству известно. Наконец, положил я приобрести частный дом в Гродно помещика Валицкого. Этот дом каменный, состоит в самом лучшем местоположении, и по своей вместительности достаточен не только для викарного, но и для епархиального архиерея с полным штатом. Граф Валицкий подал уже было объявление о продаже оного духовному ведомству за 17.000 рублей серебром: но вскоре отказался от сей сделки, по особому влиянию местных гражданских начальств, чтобы сохранить для палаты государственных имуществ арендуемое оною до того в сём доме помещение. К сожалению, Гродненский Борисоглебский второклассный монастырь на Кодоже в самом скудном положении. Он ветхий, деревянный и недостаточен для удобного помещения даже штатного числа монашествующих; монастырская же церковь запечатана, по угрожающему ей разрушению от обвала возвышенного берега реки Немана, на котором она стоит, и укрепление которого стоило бы дороже, нежели постройка новой церкви. В таких обстоятельствах, я признал лучшим построить в Гродно, вместо прежнего деревянного, новый каменный Борисоглебский монастырь, с каменною же церковью и с помещением в нём для викарного, а впоследствии, даст Бог, епархиального преосвященного, и положил испросить на сие разрешение начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Униатов воссоединение , состоявшееся на Полоцком Соборе в 1839 г., по замечанию Литовского митр. Иосифа (Семашко) , в Гродненской губ. увенчалось полным успехом, особенно среди белого духовенства. В нач. 1863 г., согласно данным военного губернатора Северо-Западного края В. И. Назимова, население Гродненской и Виленской губерний «почти наполовину принадлежит православной Церкви» (цит. по: Сталюнас. 2003. С. 276). В 1843 г. Богородичный мон-рь базилианок в Гродно был преобразован в правосл. жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1853 г. из Супрасля в Гродно переведено ДУ (действовало до 1872). В апр. 1864 г. был учрежден Временный комитет по сооружению правосл. церквей в Гродненской губ. (с 1868 Гродненское губернское церковно-строительное присутствие). В 1864-1890 гг. в Гродненской губ. было построено 97 храмов, в частности, ц. во имя прп. Сергия Радонежского в гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы (1866), ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в Гродно (1870, разрушена в 1938), отремонтированы 63 церкви. В 1895-1896 гг. проведена реставрация Борисоглебской (Коложской) ц. после обвала ее юж. и части зап. стены в Неман (1853), она действовала как часовня (Малая Коложа). Основную роль в деле фактического возвращения униатов в Православие по замыслу властей должны были играть церковноприходские школы. В 1860 г. в Гродненской губ. действовало ок. 100 церковных школ, к 1867 г. их число выросло до 400. Активное создание школ в Гродненской губ. (как и в Северо-Западном крае в целом) приходится на 80-е гг. XIX в., после принятия Святейшим Синодом и Мин-вом народного просвещения 13 июня 1884 г. «Правил о церковноприходских школах», согласно к-рым школы переходили в ведение епархиального управления и местного духовенства. Только за 2-ю пол. 1884 г. в Гродненской губ. открылось 28 церковных школ. В 1889 г. в Гродно было создано отд-ние епархиального училищного совета. В 1895 г. при гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы начала работу певч. школа. В 1896 г. в Гродно построена Владимирская (Занеманская) церковь-школа.

http://pravenc.ru/text/168161.html

С тем вместе ходатайствовал я: а) отпустить упомянутым перемещаемым монахиням и послушницам как прогонные, так и провизные деньги на проезд от города Могилева в город Гродно, и б) дозволить, чтобы на первоначальное обзаведение перемещаемых монахинь и устройство самого Гродненского монастыря употреблён был с моего разрешения остаток штатной суммы того монастыря, с 1 мая прошлого 1842 года по день прибытия в Гродно выписываемых монахинь. Ныне Святейший Синод, разрешив, согласно представлению моему, перемещенье из Могилёвской в Литовскую епархии выше поименованных монахинь и послушниц для укомплектования Гродненского женского второклассного монастыря, с возведением одной из них, монахини Афанасии, в звание игуменьи сей обители, и уведомив о таковом разрешении как меня, так и преосвященного Могилёвского архиепископа, предоставил мне указом, от 13 сего марта за 2923, по объяснённой мною необходимости в устройстве Гродненского монастыря во всех его частях употребить на сей предмет весь остаток от суммы, отпущенной на содержание оного, с представлением о том, куда следует надлежащего отчёта, а преосвященному Могилёвскому предписал, чтобы предназначаемые к перемещению монахини и послушницы, по снабжении прогонами и путевым содержанием до города Гродно, на точном основании существующих постановлений, из неокладных сумм епархиального управления, отправлены были туда без промедления, и чтобы о количестве употреблённых на них денег представлен был Святейшему Синоду надлежащей расчёт к зависящему распоряжении о возвращении оных. Предлагаю консистории означенных выше 13 инокинь принять в ведение Литовской епархии, и предписать благочинному архимандриту Игнатию распорядиться: 1) чтобы, за прибытием сказанных инокинь в Гродно, сдан был немедленно тамошний женский монастырь с церковью и со всем оного достоянием в ведение игуменьи Афанасии с сёстрами, и сдаточная опись представлена была в консисторию; 2) чтобы из помянутой выше остаточной суммы употреблено было игуменьею, по взаимному соглашению с ним, благочинным, нужное число денег на необходимейшие издержки по устройству келий и обзаведению оных нужнейшею мебелью, безотлагательно, о прочих же издержках из той суммы представлено было предварительно на моё усмотрение, и

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Гродно. Рождество-Богородичный женский монастырь. манастыр Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рождество-Богородичный монастырь (Гродно) - женский православный монастырь в Гродно. Некогда на этом месте стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная. Е. Ф. Орловский на основании «Актов Западной России» утверждает, что Пречистенский храм стоял уже в 1506 и его фундатором был князь Михаил Глинский. В 1506 году он как душеприказчик киевского воеводы Дмитрия Путяты передал церкви 10 коп литовских грошей. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений. Также церковь владела землями в Ольшанском урочище. В 1614 году Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно. В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно - и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728 годах). В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы. Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников. В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II. 7 (20) октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=40973

В соответствии внутренним столпам, фасады членились широкими плоскими лопатками со скругленными углами. На углах храма лопаток нет, как и внутренние столбы, они срезаны под 45°. Цоколь выделен простой полочкой. Сохранившиеся части стен имеют вставки из больших плоских валунов, достигающих в поперечнике 1,35-1,40 м, часть из них полирована. В верхней части лопаток размещались наборные кресты из квадратных плиток трех типов: из пяти плиток, поставленных на угол, одна в перекрестье, другие образовали ветви креста, расцветка - 3 плитки по вертикали коричневые, боковые - зеленые или в центре коричневые, а остальные зеленые; из четырех плиток, две коричневые образуют горизонталь, а две зеленые, поставленные по центру, вертикаль креста; из четырех плиток, образующих квадрат, поставленные на угол коричневые и зеленые плитки образуют либо вертикаль, либо горизонталь креста. На углах, где не было лопаток, шли один над другим наборные квадраты и кресты (из 5 и 4 плиток); плитки украшали и узкую поверхность угла.  Храм имел позакомарное покрытие с кровлей из свинцовых листов. Центральный барабан увенчивался главой, покрытой медью; возможно, она была вызолочена. Обработка фасадов подобна Коложской церкви, но скромнее ее. Майолика была применена только в верхних частях фасадов, где шел ряд узких арочных окон. Найденные внутри захоронения позволяют говорить, что храм служил княжеской усыпальницей даже после своего разрушения. Летописного упоминания о том, в честь какого святого был освящён храм, к сожалению не сохранилось. По материалам книги Н.Н.Воронина " Древнее Гродно " . Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, том III, Н.Н.Воронин, Древнее Гродно (по материалам археологических раскопок 1932-1949 гг.), издательство Академии Наук СССР, Москва, 1954 Гродно. Нижняя церковь (руины), территория Старого замка По историческим и археологическим данным, совершенно точно установлено, что в Гродно в XII веке было 4 каменных церкви. Так называемая Нижняя церковь была расположена на территории укрепленого города. По хронологии строительства это наиболее старая гродненская каменная церковь. Церковь эта, видимо, с самого начала исполняла функции храма для князя, его семьи и воинов-дружинников. Летописного или архивного упоминания о том, в честь какого святого был назван храм, не сохранилось. Есть предположение, что церковь была освящена в честь св. Симеона.

http://sobory.ru/article/?object=18839

С 1457 год а начинается в Гродненской земле крепостничество и барщина. Вообще, низшее сословие стеснялось и всячески развращалось. Роскошь и разврат от шляхты перешли к мещанам. Промыслы, торговля перешли к евреям, которым паны отдавали на откуп всякого рода сборы. Сходки и сборища народные происходили в корчмах, куда евреи всячески заманивали для пьянства и всяких преступлений, за которые потом многих немилосердно казнили. Многие последовали Кальвину и Лютеру. Было до 70 сект. В 1568 году в Гродне на сейме все диссиденты получили право занимать высшие должности наравне с католиками, духовенство которых утопало в роскоши. В 1616 году явились в Гродне иезуиты, имея резиденцию в Новогрудке. Они приняли опеку над обществом. Они возбудили ярый фанатизм, изуверство, и внесли всяческое разложение жизни семейной, религиозной, общественной и гражданской. Они обратили в католичество семью Радзивилов, Льва Сапегу, Ивана, Карла Ходкевича, Елеонору Острожскую – жену Радзивилла, князя Ивана Чарторыжского, князя Ивана Острожского, кн. Самуила Сангушко, Ивана Паца, Лазаря Филипповича и многих других (у Ярошевича 11, § 28). Базилиане имели свои притоны в Супрасле и Жировицах. Но низшее духовенство ненавидело их и поддерживало православные обычаи. В 1560 году в Гродно считалось 6 церквей: Крестовоздвиженская, Воскресенская, Богородицкая, Борисо-Глебская, Николаевская и Симеоновская, а католических две. В Бельске издавна была церковь св. Николая и 4 других, а католическая одна. В Кобрине в XVI веке было 4 церкви: Пречистенская, Петро-Павловская, Николаевская и монастырская, костел – один. Сын основателя Супральского монастыря (1500) Григорий Александрович Ходкевич, в 1597 году основал церковь в Заблудове. В исходе же XVIII века в Гродно не было ни одной православной церкви. В начале XIX века было католических церквей в Гродненской губернии 559 и православных – три. До литовского владычества наш край управлялся по законам Ярослава. Гедемин применял эти законы в Литве. Дальнейшие же постановления относились до возвеличения шляхетства и католического духовенства. В 1512 году издан в Бресте устав военный, в 1529 году устав о раскладке военных повинностей. Еще раньше, в 1492 г., явился уголовный статут, а в 1530 году общий Литовский статут, писанный по русски. На Бельском сейме 1564 года обнародовано 2-е издание статута, увеличено значение шляхты. Михаил Глинский старался разъединить Литву и Польшу. Он убил в Гродно Забржезинского, убег в Москву и тем испортил дело. Сигизмунд I не позволил избирать ни в какие должности иноверцев (в Гродно на сейме). Это привело многих в католичество. Только для Константина Острожского сделано было исключение. На Бельском сейме 1564 года даны были новые права шляхте. Но уния не удалась и на сейме 1568 года в Гродно. Противником ее был Николай Радзивилл Черный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В середине ХХ века Гродно, располагавшийся ранее на территории Российской империи, переживший немецкие оккупации двух мировых войн, входивший в состав Польши, стал белорусским городом. В Западной Беларуси в первые послевоенные годы хотя и с ограничениями, но продолжалась церковная жизнь: совершались богослужения, устраивались крестные ходы. Например, на Крещение в 1947 году власти разрешили крестный ход от кафедрального собора, который собрал около 10 тысяч человек. Гродненская епархия просуществовала до 1951 года, когда была упразднена под давлением советской власти. Подобная судьба постигла и многие приходы. В результате государственной политики, проводившейся в отношении Церкви, в начале 1960-х годов была закрыта и Минская духовная семинария, в Беларуси прекратилась подготовка священнослужителей, Полоцкий и Гродненский женские монастыри были разорены. В 1978 году управляющим Минской епархией , которая охватывала всю территорию Беларуси, был назначен митрополит Филарет (Вахромеев). Первый десяток лет ему пришлось нести архипастырский крест в условиях атеистической пропаганды. Несмотря на это, он начал активную работу по возрождению храмов и архиерейских кафедр. Его усилиями был создан Белорусский экзархат, а с 1989 по 1992 год владыка Филарет носил титул митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего экзарха всея Беларуси. В 1992 году в Гродно была возрождена епископская кафедра. Ее первым управляющим стал архиепископ Валентин (Мищук), два года его деятельности были отмечены возрождением монашеской жизни в Гродненском Рождество-Богородичном монастыре и другими делами. С 1994 по 1996 год Гродненской епархией управлял митрополит Филарет (Вахромеев). Именно ему было суждено стать самым ярким архиереем в церковной истории Гродно. Затем четверть века, с 1996 по 2021 год, дольше всех в истории православного Гродно, епархией управлял архиепископ Артемий (Кищенко). Всего в Гродно с 1900 года сменилось 16 архиереев. В настоящее время в Гродненской епархии, которая делится на девять благочиннических округов, действует 125 храмов; из них 34 являются памятниками архитектуры, это полностью сохранившиеся древние храмы. Есть и такие, которые не закрывались никогда, с сохранившимся убранством и утварью. Раньше я служил в Слуцкой епархии , это Восточная Беларусь 5 ; там осталось только восемь подобных памятников архитектуры, но это сохранившиеся стены с полной или частичной утратой внутреннего убранства.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

Построение Новгородской св. Софии: Новгор. 2 и 3, Соф. Врем., Акад. Написание св. Софии Греками: Акты Археогр. Экспед. I Принесение из Цареграда иконы Одигитрии, писанной ап. Лукою, князем Всеволодом Ярославичем Черниговским (Смоленская, находится в кафедральном соборе г. Смоленска). Прибытие Гаральда из Византии в Киев. Пограничность Руси с Византиею. Кончина митр. Феопемпта. Киевский Собор. Митр. Иларион на Константинопольском синоде. Франкские и Варяжские войска у имп. Константина Мономаха: Cedr. Мир, заключенный великим кн. Ярославом с Византиею: Нестор. Прибытие с мирт. Георгием на Русь Студитского инока Михаила: Ипат., Сказание о Печерск. мон., Пер.-Сузд., Русская Правда. Устав вел. кн. Ярослава. Прибытие из Цареграда на Русь художников и певцов (Демественное пение): Ж. Феодосия, Новгор. 2 и 3, Воскрес., Софийск., Никон., Тверск., Супрас., Степен., Татищев. Участие Франков и Варягов под начальством Михаила Аколуфа в борьбе с султаном: Cedr. Пантелеймонов монастырь на Афоне; ктиторы его Владимир и Ярослав. Греческая надпись на потире, найденном в Киеве в 1824 году. Греческая надпись на дискосе. Γεργιος и “Ярославле серебро”. Замужество дочери Константина Мономаха (?) за русским князем Всеволодом Ярославичем. Прибытие Русского инока (Болярина, Принца?) в Царьград и поселение его на морском острове, получившем имя “Остров Боляров”: Ж. Феодосия. Прибытие в Царьград Русского инока Ефрема скопца. Предлжение Катакалона, боявшегося быть взятым в плен Франками и Русскими около Никополя, соединиться всеми вместе для похода против Турок: Psell., Cedr., Zon., Glyc. Участие Варягов в свержении Цареградского патриарха: Scyl. Посылка Феодосием одного инока в Царьград к Ефрему для списывания Студийского Устава: Ж. Феодосия. Переводы: Триоди, Ж. Федора Студита , Синайского патерика, Ж. Савы Освященного, Евфимия, Евстафия Плакиды, Дмитрия Солунского, Хроники Малалы и Георгия Инока, Кормчей (Ефремова) Лекарственные зелья идут в Киев из Александрии: Посл. Поликарпа. Паломничество Варлаама, внука ослепленного Вышаты, в Иерусалим и Константинополь: Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010