В Люблине подписали унию кн. К. Острожский и Александр Чарторыжский (1569). С этого времени литовское государство и Польша составили одну Речь Посполитую с сеймом в Варшаве. Гродненский и Сокольский уезды входили в Тройское воеводство, а Кобрин и Пружаны в Брестское, Бельск и Белосток – в Подлясское, с Дрогичином во главе. Слоним и Волковыск принадлежали к Новогрудскому воеводству. В простонародье Гродненский, Волковыский, Слонимский и часть Пружанского уезда, назывались Черною Русью. Кобринский и Брестский, и часть Пружанского – под именем Полесья, а уезды: Бельский, Белостокский и Сокольский – Подлясья. Шляхта ввела тунеядство, которое не коснулось крестьян, которые как гранитные памятники, сохраняли в себе святую старину нравов, веры и обычаев. Из сердец народа святыню веры не могли исхитить и иезуиты, которые усердно истребляли памятники православия. Народ возмутился против них и замучил в Антополе (Кобр. уезда) иезуита Боболю. В Бресте братство св. Николая имело православную школу, в которой учились греческому, латинскому и русскому языку. У князей Острожских были для детей странноприимные дома. Но иезуиты всех переманили к себе, особенно в Гродно и Бресте. Иждивением Иеронима Ходкевича была учреждена иезуитская школа в Малой-Берестовице (Грод. у.) в 1615 г. в Коссове (Слон. у.), тщанием Льва Сапеги. Все документы иезуиты жгли на кострах, равно как и православные книжки. Развились грабежи, насилия, нетерпимость вероисповеданий. Иезуиты же вовлекали и в войну с русскими и шведами. Процветали коварство, измена, и всякие интриги. Иезуиты были изгнаны из Литвы и Польши папою KлuмehmoмъXIV в 1773 г., а Императрица Екатерина II, Фридрих II и Иосиф положили конец пагубной анархии, разделив Польшу. Присоединенные к России г.г. Гродно и Брест в 1795 году принадлежали к Слонимской губернии, куда потом присоединены были уезды Волковыский, Кобринский и Пружанский. Потом перенесено было губернаторство в Вильну, а в 1801 году в Гродно, с прибавлением уездов Лидского и Новогрудского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Посашко Валерия статья " ГРОДНО: ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ " на сайте журнала ФОМА «Фома.ру» Борисо-Глебская Коложская церковь - единственный сохранившийся в Гродно храм XII века. Храм одноименен городенским удельным князьям Борису и Глебу. По всей видимости, инициаторами его строительства могли быть или они сами, или их отец - Всеволод (Всеволодко) Давидович, правнук киевского князя Ярослава Мудрого. Борисо-Глебская Коложская церковь - замечательный образец древнерусского зодчества и подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана. Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. В размещении разноцветной майолики и камней наблюдается определенная симметрия, но не строгая, благодаря чему фасады получили еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Эта церковь известна многим белорусам под названием Коложская. Она строилась как монастырская, что и объясняет ее отдаленное расположение от города на незаселенной площадке урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое свято почиталось окрестными язычниками. Точное время возникновения монастыря при Коложском храме неизвестно. Предполагается, что православный монастырь основан при церкви в 1480 году, а архимандрия учреждена с 1500 года. В 1635 г. на сейме православный монастырь на Коложе был отдан униатам, а в 1697 г. передан виленским базилианам и их братству. В 1701-1709 годах положение монастыря настолько плачевным, что для покупки хлеба братии приходилось закладывать церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Гитлеровцы безжалостно сжигали правосл. храмы, зачастую вместе с жителями окрестных деревень, если подозревали существование связи с партизанами. Мн. храмы перед сожжением осквернялись: взрывались полы, разбивались иконы. Всего за годы оккупации по распоряжению нем. властей было сожжено 21 церковное здание. С др. стороны, священнослужителям, сотрудничавшим с оккупационным режимом, выносили смертные приговоры партизаны. За годы оккупации партизанами было казнено 42 правосл. священника. Мон-рь в честь Рождества Божией Матери в Гродно. Фотография. 2000 г Мон-рь в честь Рождества Божией Матери в Гродно. Фотография. 2000 г За первое послевоенное десятилетие количество приходов в Б. уменьшилось в связи с тем, что, во-первых, часть территории, окормлявшейся белорус. пастырями, отошла к Польше, во-вторых, нек-рые храмы были закрыты властями на том основании, что они были возобновлены во время оккупации, а до того использовались в др. целях (как склад, клуб и т. п.). К 1957 г. общее число храмов в Б. составило 968, из них 709 приходских, правосл. Церковь в Б. насчитывала 760 священнослужителей, из них 2 архиерея, 724 священника, 34 диакона, духовное образование имели 434 священнослужителя. В 1956 г. было учреждено Бобруйское вик-ство Минской епархии, первым епископом Бобруйским стал Леонтий (Бондарь) . В послевоенный период в Б. существовали 3 мон-ря: жен. Спасо-Евфросиниев в Полоцке, муж. Успенский в Жировицах и жен. Рождество-Богородичный в Гродно, в 1957 г. общее число насельников и насельниц в мон-рях составляло 133 чел. В 1947 г. на базе пастырско-богословских курсов при жировицком Успенском мон-ре была возобновлена деятельность Минской ДС, в 1956/57 учебном году в ней обучалось 143 чел. Духовенство Минской епархии. Во 2-м ряду в центре митр. Питирим (Свиридов). Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в. Духовенство Минской епархии. Во 2-м ряду в центре митр. Питирим (Свиридов). Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в. С кон. 50-х гг. на Церковь в Б., как и на всей территории СССР, начало усиливаться давление.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Преосвященный Исидор с истинно похвальною готовностью вошёл в обстоятельства моего требования и предлагает мне следующих монахинь, изъявивших желание переместиться в Гродно, ручаясь за их надежность и соответственность моим видам: 1) в звание игуменьи, монахиню Афанасию 52 лет, бывшую помощницею игуменьи в Оршанском монастыре; 2) монахинь Мазаловского третьеклассного монастыря, Мелетии 52, Ксанфию 50 и Аполинарию 46 лет от роду; 3) монахинь Буйницкого второклассного монастыря, Елену 53, Минодору 42 и Евфрасию 47 лет от роду; и 4) послушниц Мазаловского же монастыря, представленных уже в Святейший Синод к пострижению, Евфросинии Рачинскую 58, Татьяну Козловскую 42, Афанасию Скарбилину 42 и Елисавету Воробьеву 41 года. Полагаясь на благоразумие и усердие преосвященного Исидора, я совершенно согласен принять в Литовскую епархию означенных 11 монахинь для составления общества Гродненского второклассного монастыря, и назначить первую из них, то есть монахиню Афанасию, игуменьею того же монастыря; и за тем долгом поставляю просить покорнейше Святейший Синод: 1) снабдить меня и преосвященного Исидора надлежащими предписаниями насчёт перемещения сказанных монахинь из Могилёвской в Литовскую епархию; 2) отпустить им как прогонные, так и провизные деньги на проезд от города Могилева в город Гродно; 3) дозволить, чтобы на первоначальное обзаведение перемещаемых монахинь и устройство самого Гродненского монастыря употреблён был с моего разрешения остаток штатной суммы того монастыря, с 1 мая прошлого 1842 года по день прибытия в Гродно выписываемых монахинь. В монастыре Гродненском, как сказано выше, проживали только две монахини, следовательно, для многочисленного общества необходимо завестись безотлагательно не только всякою мебелью и домашнею утварью, но даже отделать и приготовить самые кельи. При том по прежней бедности сказанного монастыря, как оный, так и его церковь весьма запущены и нуждаются в безотложной починке особенно в крыше. Каков будет помянутый остаток от штатной суммы, нельзя вперёд предвидеть – судя, однако же, по нынешнему числу Гродненских монахинь, оный должен быть достаточен на необходимейшие надобности первоначального обзаведения и устройства по Гродненскому женскому монастырю. Викарному епископу Михаилу, от 28 января за 182, с замечанием за представление без поверки просьбы вдовы Леоновичевой о назначении её просфирней к Сокольской церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Это гарнизонная Борисо-Глебская церковь с приделом святителя Алексия, митрополита Московского в Двинске (ныне Даугавпилс, 1904–1905 гг., освящена 12 июня) ²² (ныне кафедральный собор Даугавпилсской епархии, считается самым большим православным храмом Латвии), Покровская церковь (ныне кафедральный собор) в Гродно (1904–1907 гг.) ²³ и Александро-Невская церковь 5-й стрелковой бригады в Сувалках, Польша (1904–1907 гг., капитально перестроена под католический храм Святых Петра и Павла) ² . Руководил строительством в Гродно и, возможно, в Даугавпилсе, военный инженер И. Е. Савельев. Борисоглебский храм имеет размер 40×20×16 м и увенчан 10 главами. Функциональное назначение храмов продиктовало необходимость сооружения больших прямоугольных в плане трехнефных базилик. Средний неф храмов выше и шире двух боковых, отделен от них арками, опирающимися на шесть пилонов с каждой стороны, седьмая пара отделяет трехчастный объем алтаря. Боковые нефы имеют плоское перекрытие. Алтари с главными престолами выделены трапециевидными в плане апсидами, перекрытыми конхами. Над восточной частью каждого храма возвышается глухое луковичное пятиглавие, а над алтарями приделов и их притворами – шатры с главками. В центральной части западных фасадов над притворами воздвигнуты высокие (около 40 м) шатровые колокольни. С западного и бокового фасадов имеются по три портала. Храм обильно декорирован наличниками в московско-ярославском стиле с килевидным верхом, лопатками, филенками, щипцами с «романскими» ползучими арочками. В 1908–1910 гг., стараниями свящ. Н. Пестмаля, была выстроена Никольская церковь в Крустпилсе (Крейцбург) в московско-ярославском стиле. ² Она в упрощенном виде воспроизводит тип военных храмов в Даугавпилсе и Гродно. Однонефный базиликальный краснокирпичный храм с выбеленными и оштукатуренными деталями – размером 20×11 м. Над притвором возвышается шатровая колокольня, которую фланкируют две луковичные главки на барабанах, такая же главка – над восточной частью здания, завершенной граненой апсидой.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

Борисо-Глебская церковь в Гродно Расположенный на высоком берегу реки Неман, Борисоглебский храм в Гродно является одним из пяти сохранившихся архитектурных памятников домонгольского периода в Белоруссии. Он несет черты яркого самобытного стиля, процветавшего когда-то в зодчестве грозного Гродненского княжества. На именитой Волынской земле от величественных храмов, дворцов и крепостей той эпохи осталось мало памятников. Церковь Бориса и Глеба, одна из немногих православных святынь XII в., возвращает нас в то героическое время. Она сохранилась в первоначальном виде лишь частично, но ее историко-культурная ценность чрезвычайно высока. Вместе с комплексом памятников Замковой горы она входит в состав историко-архитектурного заповедника города. О времени строительства церкви существует множество версий, но наиболее правдоподобной считается возведение ее в период удельного княжения князей Бориса (ум. в 1142 г.) и Глеба (ум. в 1170 г.) Всеволодовичей. Она была освящена в честь их небесных покровителей, первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба. По археологическим датировкам выступает еще одна дата строительства – 1180 г. После пожара 1184 г., уничтожившего соборную церковь града, Борисоглебский храм становится главным. Эти события так упоминаются в «Ипатьевской летописи»: «Городен погоре весь и церковь каменна от блистаниия молний и шибения грома…» Церковь получила в XV в. свое второе наименование, «Коложская», за проживание в этом районе жителей из городка Коложа, которых поселил здесь литовский князь Витовт. При походе на Псков (конец XIV в.,) он захватил этот пограничный город и увел всех жителей в свою новую столицу Гродно. Памятник православного зодчества, возведенный мастером Петром Миланегой, Коложская церковь является шестистолпным, трехапсидным храмом крестово-купольной системы. Специалисты считают, что использованная техника кладки храма ближе всего подходит к зодчеству Волыни того времени. Он воздвигнут из плинфы, с толстыми швами цемента, в состав которого входили: известь, крупный песок, уголь и битый кирпич.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Свод боковой апсиды ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. Фотография. 2006 г. Свод боковой апсиды ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. Фотография. 2006 г. Заключение Брестской унии (1596) прервало строительство правосл. храмов на гродненских землях. До кон. XVIII в. Гродно оставался католич. и униат. городом. В 1700 г. здесь завершилось строительство иезуитского костела, в 1701 г. был построен доминиканский, в сер. XVIII в. перестроены кармелитский и францисканский костелы. В 1728 г. возник бонифратерский мон-рь. В 1726-1751 гг. по проекту итал. архит. И. Фонтаны был сооружен каменный собор униат. базилианского мон-ря в честь Рождества Пресв. Богородицы в Гродно (освящен в 1756; в 1843 преобразован в правосл.; см. ст. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Строительство правосл. храмов в этой местности было возобновлено лишь после разделов Польши и присоединения этой территории к России (1795) (ц. арх. Михаила в Изабелине, кон. XVIII в., 1863, 1924). В 1807 г. как правосл. кафедральный в честь Св. Софии собор был освящен фарный костел в Гродно (кон. XVI в.; перестроен в 1753, 1782; в 1804 передан православным, в 1929 - католикам; взорван в 1961). Первоначальная постройка с использованием готического и ренессансного стилей и элементов оборонного зодчества представляла собой 3-нефную однобашенную базилику с 5-гранной апсидой, боковыми сакристиями и часовней; 4-ярусная прямоугольная в плане башня-звонница была фланкирована цилиндрическими оборонными башнями; между стрельчатыми окнами боковых фасадов помещались контрфорсы, объединенные вверху аркатурой. В 70-х гг. XIX в. собор был перестроен архит. С. П. Гурьевым в ретроспективно-рус. стиле; после пожара 1892 г. вновь перестраивался по проекту варшавского епархиального архит. Н. М. Чагина в русско-визант. стиле; ремонты, произведенные после пожаров 1923 и 1935 гг. архитекторами В. Ганебергом и А. Сосновским, придали храму неоготические черты. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. среди построек на Гродненщине преобладал тип храма, ведущий происхождение от деревянных церковных построек Белоруссии: это прямоугольные в плане зальные церкви с 2-скатной или вальмовой кровлей, иногда с главкой на ней, с 1 полукруглой или прямоугольной, не выделенной снаружи апсидой, с башней-звонницей, врубленной над входом или пристроенной к храму с зап.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Западное христианство пришло на эти земли гораздо позже, после Кревской унии 1385 года 1 . Первый костел, строительство которого подтверждается документами, был возведен в Гродно в XVI веке. Распространению римо-­католичества и переходу в него знати, что автоматически влекло и ополячивание, способствовали Люблинская государственная уния 1569 года 2 и Брестская церковная уния 1596 года 3 . В результате этих событий в XVII веке православные храмы оказались у греко-католиков. Когда в 1795 году после третьего раздела Речи Посполитой Гродно вошел в состав Российской империи, на этой территории не было ни одного православного храма. В XIX веке началось активное строительство православных храмов, униатские храмы возвращались Православной Церкви. Большой костел в центре города — Пресвятой Девы Марии, так называемый Фара 4 Витовта, — был передан православным, реконструирован, освящен в честь Софии Премудрости Божией и стал кафедральным собором. Вполне возможно, на этом месте в древности был православный храм с княжескими захоронениями. Взорвали этот собор во время хрущевских гонений в 1961 году. До 1914 года епархия была обширной, она насчитывала 356 приходских храмов, а с приписными, домовыми, гарнизонными и часовнями — более 600. В состав епархии входили такие теперь уже самостоятельные епархиальные центры, как Брест и Белосток (сейчас в составе Польши). В 1915 году, во время Первой мировой войны, православное духовенство и часть населения эвакуировали из Гродно. В 1921 году эти территории вошли в состав Польской республики — Второй Речи Посполитой, и так продолжалось до 1939 года. Сложно дать однозначную оценку этому недолгому периоду: с одной стороны, началась политика ревиндикации, то есть отнятия храмов, окатоличивания, ополячивания православных, однако данные гонения не шли ни в какое сравнение со сталинскими репрессиями в тот же период в СССР. В 1939 году Западная Беларусь вошла в состав СССР, а после начала Великой Отечественной войны и нацистской оккупации Беларуси немцы присоединили эти земли к Восточной Пруссии. Правящим архиереем в то время был владыка Венедикт (Бобковский), который носил титул архиепископа Белостокского и Гродненского, Экзарха Белорусской Православной Церкви в Восточной Пруссии. Архиепископ Венедикт вошел в историю как принципиальный сторонник сохранения церковного единства восточнославянских народов и убежденный противник белорусского автокефального движения. В 1944 году, при приближении советских войск, он был эвакуирован на Запад и вместе с другими белорусскими иерархами, не желая быть в подчинении у представителей белорусских эмигрантских политических и общественных организаций, вошел в состав РПЦЗ.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

18. Книга Ефрема Сирина . Москва, 1652 г. 19. Книга «Небеса». Москва, 1665 г. 20. Книга о вере. Москва, 1648 г., или Гродно, 1785 г. 21. Кириллова книга. Москва, 1644 г., или Гродно, 1786 г. 22. Большой катехизис. Москва, 1627 г., или Гродно, 1787 г. 23. Малый катехизис. Киев, 1645 г., и Москва, 1649 г. 24. Книга Никона Черногорца: Пандекты и Тактикон. Почаев, 1795 г. 25. Кормчая. Москва, 1650 или 1653 г. 26. Пролог. Москва, 1641–1643 гг. 27. Четьи-Минеи. 28. Святцы с летописью. 29. Об антихристе (сборник). 30. Библия на славянском и русском языках. 31. Книга правил. 32. Послания Игнатия Богоносца . 33. Огласительные и тайноводственные поучения Кирилла Иерусалимского . 34. Творения священномученика Киприана Карфагенского . 35. Новоструев. Слово Ипполита об антихристе. 36. Деяния собора 1666–7 г. 37. Стоглав. 38. Выписки из старописьменных и старопечатных книг – А. Озерского. 39. Обличение неправды раскольнической – Феофилакта Лопатинского. 40. Розыск – Дмитрия Ростовского . 41. Беседы к глаголемому старообрядцу – митропол. Филарета. 42. Увещание – митрополита Платона. 43. Истинно-древняя Христова церковь – митроп. Григория. 44. Полное собрание сочинений архим. Павла Прусского . 45. Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о Церкви и таинствах – И. И. Ивановск ого. 46. Обличение раскола – К. Н. Плотникова . 47. История русского раскола – К. Н. Плотникова . 48. Практические наставления пастырям по предмету спасительного действования на раскольников – митр. Григория. 49. Кашменский. Руководство к собеседованию с старообрядцами. 50. Ивановский В. Обличение раскола старообрядства. Тобольск. 51. Феодоритово слово в разных его редакциях. 52. Иеромонах Филарет. Опыт сличения церковных чинопоследований. 53. Его же. Чин литургии св. Иоанна Златоуста . 54. Арсеньев. О равночестном почитании четвероконечного и восьмиконечного креста. 55. Попов. Справочная книжка. 56. Беседа о перстосложении – арх. Никанора. 57. Записки миссионера Вологодской епархии – И. Полянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор. При монастыре работает воскресная школа. Будучи в марте 1998 в монастыре, президент РБ А. Г. Лукашенко оставил в книге почетных гостей запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья». Настоятельница Свято-Рождество-Богородичного монастыря, Ее Высокопреподобие Игумения Гавриила с 90-х годов ХХ века верно служит Святой Матери Марии и Ее Сыну Господу нашему Иисусу. Адрес: 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Новозамковая, 3. По материалам сайта: Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь Монастырь основан на месте Свято-Пречистинского собора - памятника Гродненской архитектурной школы XII в. Каменный фундамент и часть стен храма были обнаружены во время ремонтных работ под слоем земли в 80-х гг. XX в. Около 1633 г. при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 г. древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил. В 1720-1726 гг. Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726-1751 гг.). После самороспуска униатской церкви в России в 1843 г. все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви. К 1848 г. на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам, а с восточной стороны жилого корпуса в 1866 г. была построена теплая монастырская церковь в честь св. Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. Во время военных действий в 1915 г. храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. Но уже через несколько месяцев в отремонтированном храме проходили богослужения. До революции при монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов - Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад. Во время Второй мировой войны монастырь продолжал действовать. Во время освобождения Гродно в 1944 г. здания и имущество практически не пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=40973

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010