По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости». В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно. В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Святейшему Правительствующему Синоду от 20 мая за 1656, с донесением о посвящении Гродненского архимандрита Игнатия в епископский сан . Во исполнение указа Святейшего Синода, от 20 минувшего апреля за 3278, архимандрита Гродненского Борисоглебская монастыря Игнатия, за прибытием в Вильно преосвященных архиепископа Антония и епископа Платона, после наречения, совершившегося во вчерашний 19-й день мая, посвящён мною в сан епископский по чиноположению и с подобающим приличием в нынешний 20-й день мая в Виленском кафедральном Николаевскому соборе, и затем введён он в обязанности викария Литовской епархии и сделаны мною распоряжения о воспоминании имени его при священнодействии, где и как следует. Донося о сём Святейшему Правительствующему Синоду, долгом поставляю приложить при сём: 1) Высочайший указ Его Императорского Величества о назначении во епископа архимандрита Игнатия и его ответствие с надлежащими надписаниями; 2) один экземпляр архиерейской присяги, тоже с надлежащими подписями (другой такой же экземпляр передан посвящённому); 3) 1 рубль 50 копеек серебром, следующие типографии за означенные экземпляры. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 31 мая за 1751, о возобновлении сношений на счёт передачи Гродненского бернардинского монастыря в Православное духовное ведомство Вследствие требования вашего сиятельства, в отношении моём, от 13 марта сего года за 835, изложил я своё мнение на счета помещения в городе Гродно нового викария Литовской епархии преосвященного Игнатия. Из него видно, что Гродненский Борисоглебский монастырь тесный, ветхий, деревянный, а каменная церковь оного запечатана, и что для будущей потребности необходимо или строить новый каменный монастырь вместе с архиерейским домом, или обратиться вновь к Римско-католическому начальству об уступке Православному ведомству заштатного в городе Гродно бернардинского монастыря. Преосвященный Игнатий, возвращаясь ныне в Гродно, по необходимости будет жить в прежних своих кельях, а помещение свиты обеспечит или наймом или какою либо деревянного пристройкой. Засим покорнейше прошу ваше сиятельство, не благоугодно ли будет возобновить сношение с министерством внутренних дел об уступке в городе Гродно Православному духовенству заштатного бернардинского монастыря с церковью; а в противном случае, разрешить меня на составление и представление планов и смет на постройку нового Борисоглебского монастыря с церковью и архиерейским помещением. Викарному епископу Игнатию, от 21 июня за 1981, с поручением ему осмотреть церкви Брестского уезда, а также находящиеся по пути туда от Гродно

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

ун-т Я.Купалы; рэдкал.: Я. – Гродна: ГрДУ, 2011. – С. 44–48. 9. Проценко, О. Э. Смешанные браки и конфессиональная проблема в 60-ые годы XIX – начале XX века в Гродненской губернии/О. Э. Проценко//Шлях у навуку: да 55-годдзя студэнцкага навукова-даследчага гуртка зб. навук. арт./ГрДУ Я.Купалы; рэдкал. Н.А. С.В.Марозава, Copkiha – Гродна: ГрДУ, 2011. − С. 97–104. 10. Сведения о Римско-католических и терциарских братствах в Минской губернии. 1905 г.//Национальный архив Республики Беларусь (НИАБ). – Фонд 295. – Оп. 1. – Д. 7596. 11. Сведения о числе сметных сумм, выделенных на постройку Римско-католических богослужебных заведений в Минской губернии. 1912 г.//Национальный архив Республики Беларусь (НИАБ). – Фонд 295. – Оп. 1. – Д. 8556. 12. Смалянчук, А. краёвасцю нацыянальнай рух на землях. 1864 – люты 1917 г./А. Смалянчук. - СПб.: прасцяг, 2004. – 406 с. 13. Устав Пинского римско-католического благотворительного общества. – Пинск: тип. Р. Вильковича, 1902. – 20 с. 14. Устав благотворительных обществ при Фарном костеле//Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (НИАБ в г. Гродно). – Фонд. 259. – Оп. 2. – Д. 108. 15. Уставы и отчеты обществ Гродненской губернии за 1907 год//Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (НИАБ в г. Гродно). – Фонд. 103. – Оп.1. – Д. 157. 16. Финансовые отчеты благотворительных обществ губернии за 1900 г.//Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (НИАБ в г. Гродно). – Фонд. 1. – Оп. 18. – Д. 653. 17. Шимукович, С.Ф. Благотворительность в Беларуси в конце XIX - начале XX века./С.Ф. Шимукович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. 18. Хмелькова, Е. Н. Опека православной и католической церкви над детьми-сиротами в Гродненской губернии во второй половине XIX – начале XX вв./Е. Н. лёсе беларускага народа : зб. навук. арт.: у 2 ч. – Ч. 1/ГрДУ Я. Купалы; рэдкал.: С. В. Марозава – Гродна: ГрДУ, 2009. – 385 с. 19. В. В. царква 1863–1914 гг./В. В. – БДУ, 2002. – 197 с. 20. Centesimus annus. Энциклика Святого Отца Иоанна Павла II в сотую годовщину обнародования энциклики Rerum Novarum//Общество Иоанна Павла II [Электронный ресурс].

http://bogoslov.ru/article/4824175

С началом первой мировой войны насельницы, проживавшие в Красностоке и Гродно, клир красностокского прихода вместе с чудотворными иконами - Красностокской (оригиналом и копией) и Владимирской - эвакуировались сначала в Москву, а с 1918 г. во главе с игум. Еленой размещались в Екатерины великомученицы монастыре в Подмосковье. В 20-30-х гг. XX в. священнослужители были репрессированы и приняли мученическую кончину. Сестры пребывали в Екатерининской обители на условиях трудовой артели до 1931 г., после чего ок. 100 чел. вернулись в Гродно (в красностокских строениях к тому времени разместился мон-рь католич. ордена салезиан), остальные рассеялись по окрестным селениям. Игум. Елена скончалась в 1937 г. в Малоярославце. Постройки мон-ря в Гродно были повреждены во время первой мировой войны, в результате прямого попадания снаряда пострадала ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1921 г. в Гродно вернулась Владимирская икона Божией Матери. В 1923-1929 гг. стараниями игум. Онуфрии (Арцукевич; 1923-1931 и 1948-1953) собор Г. м. был восстановлен. Во время Великой Отечественной войны Гродно был оккупирован нем. войсками, действующий мон-рь возглавляла игум. Серафима (Фельдман; 1931-1947). В 1944 г. после освобождения города Красной Армией был незаконно арестован и осужден на 20 лет ИТЛ свящ. мон-ря Никита Томчук (реабилитирован в 1992). В 1947-1948 гг. Г. м. возглавляла игум. София (Порали), затем игум. Гавриила (Рисицкая), трудами к-рой в 1953 г. в Г. м. был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех. К 1 нояб. 1959 г. в мон-ре проживало 58 насельниц (3 игум., 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы). До 1959 г. мон-рь имел участок земли в 2 га, 3 жилых дома для насельниц. В ходе нового этапа гонений на Церковь в кон. 50-х гг. у Г. м. изъяли землю с огородами, в 1960 г. постановлением Гродненского облисполкома мон-рь был закрыт. Игум. Гавриила и 43 насельницы переселились в Жировицкий монастырь , вместе с ними были перенесены чудотворные иконы Божией Матери - Красностокская и список Владимирской. В 1990 г. в возобновленном Евфросиниевом полоцком женском монастыре поселилось 6 оставшихся в живых гродненских монахинь. До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. после реставрации разместился Белорусский гос. музей атеизма, переименованный в 1991 г. в Музей истории религии.

http://pravenc.ru/text/168165.html

 - Каким запомнилось служение преемника владыки Филарета по Гродненской кафедре и вашего предшественника, архиепископа Артемия (Кищенко )?  - При архиепископе Артемии были открыты практически все храмы, которые закрыла советская власть. Появились новые приходы. В одном только Гродно было зарегистрировано больше десяти приходов. Сейчас у нас в Гродно 19 приходов, последние два были открыты при мне, и для нас этого количества уже достаточно, чтобы охватить весь город. Владыка Артемий большое внимание уделял духовному образованию. Священники как минимум должны были иметь семинарское образование, а городские священнослужители — академическое. На приходах открывались воскресные школы, церковные библиотеки. Без строительства храма не может быть развития церковной жизни  - Какие основные направления в деятельности епархии вы выделяете сегодня?  - Важнейшим направлением является строительство и реставрация храмов. Многие, побывав первый раз в Гродно, говорят, что это город, полный костелов. Мы всегда обращаемся к истории и подчеркиваем, что одна из древнейших церквей Беларуси — Борисоглебская (Коложская) церковь на берегу реки Неман — находится именно у нас, а Гродно — древний православный город. В определенное историческое время некоторые храмы переходили из рук в руки, то есть были костелами, как, например, Никольский храм Волковыска или церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка Щучинского района. Другие были разрушены: в 1938 году в Гродно разобрали Александро-Невский храм, а в 1961 году взорвали Софийский собор. В Великую Отечественную войну сильно пострадал гродненский Борисоглебский монастырь. Его не стали восстанавливать, а снесли. После открытия епархии в 1992 году началось интенсивное храмовое строительство. В Гродно были возведены храмы в честь Собора всех Белорусских святых в Вишневце, блаженной Ксении Петербургской в микрорайоне Южный, святителя Николая Чудотворца, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Ряд храмов еще строится. Реставрируются храмы — памятники архитектуры. Сейчас продолжается реконструкция церквей-крепостей в деревнях Мурованка и Сынковичи. На воссоздание церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Мурованке средства были выделены Фондом Президента Беларуси. Она имеет 500-летнюю историю и, как и церковь Архангела Михаила в Сынковичах, представляет собой уникальный храм оборонного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

Закрыть itemscope itemtype="" > Насильственная белорусизация в церковной среде Александр Бабук просит Патриарха Кирилла предотвратить отторжение Белорусского Экзархата от Русской Православной Церкви 14.05.2018 1495 Время на чтение 5 минут С 1991-го года в Республике Беларусь, как и во многих других постсоветских республиках, наблюдается нарастание националистических настроений, направленных на разрушение единства Святой Руси. Я сам родом из г.Гродно западной части Беларуси и около 10 лет был прихожанином Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви г. Гродно. Исторически Гродненский регион принадлежит Черной Руси. Это место, где формируются и воспитываются сильные духом люди, поскольку их жизнь протекает на лоне столкновении православного русского и польского католического миров. Вот почему эти квазинационалистические «литвинские» настроения в этом регионе проявляются остро, особенно внутри церковной среды. Эти настроения являются тем более деструктивными, что навязываемое в качестве «белорусского национализма» течение является антибелорусским, разрушающим то, что Белая Русь создавала веками, будучи именно православной Белой Русью! В последнее время в этих настроениях активно участвуют в том числе и некоторые ключевые представители духовенства Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Это чувствуется в первую очередь по тем веяниям, которые происходят в Церкви в отношении языка. Да, конечно, в самом белорусском языке ничего плохого нет, однако, его некоторые наши клирики использует как инструмент политической игры против общерусского духовного единства, тем более, что белорусы принимали ключевое участие в становлении церковнославянского и общерусского языков. Если еще 10 лет назад богослужения в храмах г. Гродно проходили на белорусском языке раз в месяц, и это по большому счету устраивало, как тех, кто выступает сторонником белорусского языка, так и тех, кому нравится церковнославянский, то сегодня службы проходят на белорусском языке еженедельно. Прихожане даже жалуются духовенству о том, что язык просто навязывается искусственно, поскольку нас, прихожан, об этом не спрашивают. Такие священники как настоятель храма в честь собора Всех Белорусских Святых г. Гродно протоиерей Анатолий Ненартович, а также настоятель Свято-Покровского Кафедрального собора г. Гродно протоиерей Георгий Рой, на мой взгляд, осуществляют насильственную беларусизацию в церковной среде г. Гродно, поскольку вольно или невольно заставляют людей переходить на белорусский язык, игнорируя русский, который белорусы создавали не в меньшей степени, чем в великороссы, например, риторика русского языка создана белорусом Симеоном Полоцким, а важнейшую роль в становлении и кодификации русского литературного языка сыграл великий белорусский первопечатник Франциск Скорина.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/14/na...

XV - кон. XVI в. были периодом активного участия русско-литов. правосл. магнатов и горожан в жизни гродненских правосл. храмов и мон-рей. Материальное благосостояние мн. правосл. храмов и мон-рей поддерживали данные им властями привилегии в торговле солью и воском, а также земельные пожалования (в частности, в 1529 кор. Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской (Коложской) ц., одновременно Пречистенская, Воскресенская, Троицкая и Крестовоздвиженская церкви Гродно получили земельные пожалования в Ольшанском урочище). В нач. XVI в. в Гродно существовали правосл. церкви: монастырская Борисоглебская (XII в.), Воскресенская каменная (XIII - нач. XIV в.), входившая в замковый комплекс (после пожара в 1613 отстроена на территории города), Пречистенская соборная (XII в.), при к-рой с 1565 г. существовали госпиталь и богадельня, а также Николаевский костел. В 1558-1560 гг. королевские ревизоры С. Дыбовский и Л. Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно 5 церквей, 2 костела и синагогу (Писцовая книга Гродненской экономии. Ч. 2. Вильна, 1882. С. 87, 88). Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. кармелитам, Троицкая (на Немецком рынке, известна с 1511), Николаевская (на юж. окраине). Упоминаются также Симеоновская (позже на ее месте построен иезуитский костел) и Малая Коложская. В кон. XVI в. в Гродно и пригороде действовало 9 правосл. церквей, Коложский муж. мон-рь во имя св. князей Бориса и Глеба, а также 3 костела, 2 католич. монашеских ордена. В 1591 г. в Гродно было учреждено правосл. братство с типографией и школой для обучения детей «письму греческому и русскому, арифметике». С 1536 г. известен правосл. Пречистенский храм в Волковыске. В XVI в. были возведены правосл. церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке (совр. Щучинский р-н) и во имя арх. Михаила в Сынковичах (совр. Зельвенский р-н).

http://pravenc.ru/text/168161.html

Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена нем. оккупационными властями к Вост. Пруссии. В 1941 г. архиеп. Пантелеимон назначил управляющим приходами на этой территории Брестского еп. Венедикта, жившего в Жировицком мон-ре. По благословению еп. Венедикта в Гродно и Жировичах открылись курсы по подготовке кандидатов в священнослужители. 6 окт. 1941 г. еп. Венедикт вместе с архиеп. Пантелеимоном принял условия Генерального комиссариата Белоруссии о подготовке к учреждению автокефальной Церкви. 3 марта 1942 г. на Соборе белорус. епископов было решено учредить 6 епархий, среди них - Гродненскую и Белостокскую во главе с архиеп. Венедиктом (Бобковским), вошедшим в Синод Белорусской правосл. Церкви. Архиеп. Венедикт не присутствовал на Всебелорусском Соборе 30 авг. 1942 г., где был утвержден статут Белорусской правосл. автокефальной Церкви, и не прислал от епархии делегатов. В 1942-1944 гг. Гродненская епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский, на данной территории действовало 166 приходов. В первых числах июля 1944 г. в кафедральный Покровский собор Гродно были перенесены мощи мч. младенца Гавриила . В годы войны духовенство и паства епархии терпели притеснение с неск. сторон: от нем. оккупантов, от советских партизан и от солдат польск. Армии Крайовой. Деструктивной была также позиция по отношению к правосл. Церкви созданной в окт. 1943 г. марионеточной Белорусской центральной рады. 7 июля 1944 г., незадолго до вступления Красной Армии в Зап. Белоруссию, архиеп. Венедикт вместе с др. иерархами эмигрировал. С 1944 г., после восстановления в Белоруссии советской власти, репрессии против духовенства и церковных активистов со стороны властей приобрели массовый характер. 5 янв. 1946 г. в Гродно прибыл хиротонисанный в Москве 30 дек. 1945 г. еп. Варсонофий (Гриневич) . Архиерей организовал в Гродно богословско-пастырские курсы, в 1947 г. в Жировичах открылась Минская ДС. В 1946 г. в Гродненской епархии действовало 73 прихода, объединенные в 9 благочиний, и 2 мон-ря: Жировицкий с 28 монашествующими и гродненский Рождества Пресв. Богородицы с 65 насельницами. Несмотря на то что в кон. 40-х гг. возобновилось богослужение в ряде правосл. храмов, власти запрещали крестные ходы, экспроприировалось церковное имущество, была закрыта гродненская Борисоглебская ц., в 1948 г. переданная местному историко-археологическому музею.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Согласно другим исследованиям, название урочища происходит от жителей псковского пригорода Коложа, взятых в плен великим князем Витовтом во время его нападения на Псков в 1406 году, и поселённых на территории, примыкающей к Борисоглебской церкви. После разрушительного пожара 1184 года, который уничтожил соборную церковь древнего Городенска (так тогда назывался Гродно), Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. П. А. Раппопорт считал, что основную роль в вопросе о происхождении мастеров, которые участвовали в сложении гродненской строительной организации, сыграли южнорусские архитектурные традиции, принесённые, очевидно, группой мастеров с Волыни, работавших в Луцке, а затем в Турово-Пинской земле. Вместе с тем в гродненской архитектуре ощущается и влияние полоцкого зодчества, особенно в способе формовки кирпичей. Следовательно, сложение собственной строительной организации в Гродно происходило довольно сложным путём - заимствованием приёмов, характерных для нескольких древнерусских центров. Скорее всего, строительная артель не приезжала в Гродно из других мест, а сложилась на месте - из волынских каменщиков, полоцких плинфотворителей и, вероятно, гродненских ремесленников (главным образом гончаров). Никаких следов романского влияния, которое было бы логичным в пограничном Гродно, в городском зодчестве не обнаруживается. Обращает на себя внимание исключительная быстрота формирования своеобразной гродненской архитектуры, что, по мнению П. А. Раппопорта, говорит о ведущей роли какого-то очень талантливого и самобытного зодчего. О Коложской церкви в первые триста лет её истории определённо можно сказать только то, что вокруг неё в это время складывается монастырь. Обитель, получившая своё посвящение по имени соборного храма во имя Бориса и Глеба, на первых порах входила в юрисдикцию епископа Туровского, а с рубежа XIV-XV веков подчинялась непосредственно митрополитам Киевским и всея Руси. В записи под 1480 годом " Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского монастыря " , относящаяся к 1738 году, упоминается имя первого известного настоятеля обители.

http://sobory.ru/article/?object=03898

По словам коменданта Гродненской крепости генерала от инфантерии М. Н. Кайгородова, «…крепость наша тогда еще не была закончена. Недостроенные форты стояли без орудий, граница против крепости и сама крепость охранялись всего тремя полками 26-й пехотной дивизии, одним полком 43-й дивизии и 26-й артиллерийской бригадой,- это была вся наша сила… А против этой крошечной силы стояли три или четыре немецких корпуса» ( Шавельский. 1954. С. 141). 20 июля, во время тревожного ожидания, архиеп. Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков) с духовенством молились на площади перед святыней Гродно - К. и.: «Собрался весь город. Стон стоял от рыданий толпы... В этот вечер Вильгельм повернул свои корпуса на Францию. Гродно было спасено» (Там же). В первые месяцы войны по мере приближения линии фронта к Гродно духовенство и народ неоднократно прибегали к помощи К. и. 2 авг. 1914 г. архиеп. Михаил и еп. Белостокский Владимир (Тихоницкий) с комендантом Кайгородовым, начальником инженерной службы генерал-майором Д. П. Колосовским в сопровождении ключаря кафедрального Софийского собора прот. сщмч. Константина Михайловского обходил форты Гродненской крепости, окропляя их св. водой и благословляя К. и. ( Черепица. 2006. С. 105). В нач. сент. немцы подходили к Неману, была завершена эвакуация Гродно. Архиеп. Михаил отказался покидать город, его примеру последовала часть духовенства. 14 сент., в день Воздвижения Креста Господня, архипастырь с духовенством, воинство и народ молились перед Крестом и К. и. 15 сент. «с 9 часов утра и до 2 часов пополудни, при ужасной погоде, страшном ветре, дожде и холоде» архиеп. Михаил с К. и. обходил форты и укрепления Гродненской крепости; на следующий день нем. войска отступили. 1 нояб. 1914 г. Гродно посетил имп. Николай II с супругой и дочерьми. В кафедральном соборе архиеп. Михаил подвел царскую семью к Гродненской святыне, перед к-рой они коленопреклоненно помолились. В память о событии архипастырь поднес государю «художественно исполненную» копию К. и. (Там же.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010