Святой Марк Эфесский , говоря по поводу тех ошибок, которые имеются в учении святителя Григория Нисского, отмечает: «Большая разница между сказанным в канонических Писаниях и Предании Церкви и тем, что было отдельным из учителей частным образом написано или даже учением его; так – первому, как преданному Богом, мы должны веровать… а второму – мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования. Ибо возможно, что кто-нибудь и учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно. Ибо какая нужда была бы отцам во Вселенских Соборах, если бы каждый из них не мог ни в чем отступить от истины. В этом, в известной мере, поскользнулись Дионисий, епископ Александрийский, и Григорий Чудотворец; хотя один из них понес мученический венец, а другого самое наименование довлеет для хвалы» . Но есть такое понятие, как «согласие отцов». Согласие отцов – это то учение Церкви, которое было всегда и везде на основании Священного Писания. Таким образом, мы Священным Писанием проверяем Священное Предание, но сам канон Священного Писания мы определяем – какие книги канонические, какие нет – на основании Священного Предания. Поэтому эти понятия очень близки, но есть, безусловно, абсолютный приоритет слова Божиего (Библии). Сказано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 19–21).   Иероним Стридонский , блаженный. Комментарий на Послание к Ефесянам//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков (далее БКОЦ): Новый Завет. Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под ред. Манлио Симонэтти/Русск. изд. под ред. Ю.Н. Варзонина. Т. 8. Тверь, 2007. С. 235–236.   Феодорит Кирский,  блаженный. Толкования на Послания апостола Павла (Еф. 2: 2)//Там же. С. 149.

http://pravoslavie.ru/94136.html

В пятой главе анафематствуется тот, кто говорит, что иной предвечный Сын и иной явившийся в последние времена, и не исповедует, что Сущий прежде веков тот же, что и явившийся в последние времена. В изъяснении устанавливается противоречие этого утверждения с словами Самого Христа, в которых ясно указывается тожество предвечно Сущего у Отца и явившегося во плоти:» прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан, VIII, 58) и: «Я исшел от Отца и пришел, и опять иду к Отцу Моему» ( Uoah. XVI, 28 ). В шестой главе изрекается анафема на того, кто говорит: иной пострадавший и иной не пострадавший, и не исповедует, что Сам бесстрастный и непреложный Бог Слово непреложно пострадал Своею собственною плотью. В изъяснении указывается на слова Спасителя, в которых сказано, что Сыну человеческомунадлежит много пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть из мертвых ( Mpk. VIII, 31 ; Лyk. IX, 22 ), что Сын человеческий будет сидеть одесную Отца ( Mф. XVI, 28; XXVI, 64 ) и что Сын человеческийприидет во славе Отца Своего ( Mpk. VIII, 38 ; Лk. IX, 26 ). В седьмой главе анафематствуется тот, кто называет Христа спасаемым и не исповедует Его Спасителем мира и светом мира. В изъяснении приводится, что Сам Господь говорит о Себе, что Он – жизнь ( Uoah. XI, 25 ), что Он пришел для того, чтобы имели жизнь ( Иоан. Х, 10 ), что верующий в Него не увидит смерти, но узрит жизнь вечную ( Uoah. VIII, 51 ). В восьмой главе анафематствуется тот, кто говорит, что Христос отдельно совершенный человек и отдельно Бог Слово и не исповедует единого Господа Иисуса Христа. В изъяснении в подтверждение положительной части анафематизма указывается на слова Господа: «что вы ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую Я слышал от Отца» ( Uoah. VIII, 40 ), где тожество человека и Бога Слова устанавливается самым точным образом. Бог Слово, соделавшийся ради нас человеком, не человека, но Самого Себя предал за нас, посему, говоря о храме тела Своего, Он сказал: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Uoah. II, 19, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Можно обратить внимание только на такии выражения: Иоанн Креститель говорит Иисусу Христу: «Ты – сущий в начале к Богу и Бог, Ты – сияние Отчей славы, – Ты совершенный образ совершенного Отца»... «В чье имя крещу Тебя? Во имя Отца? Но ты всего Отца имеешь в Себе и весь Ты в Отце. Во имя Сына? Но нет кроме Тебя, другого по естеству Сына Божия. Во имя Святого Духа? Но Он всегда соприсущ Тебе, как единосущный, единоволящий, единомысленный, единомощный и единочестный и с Тобою от всех принимает поклонение». Господь говорит Крестителю; «Когда увидишь Меня одесную Отца сидящим, тогда богословствуй обо Мне, как сопрестольном и совечном и единочестном Отцу и Святому Духу». Глас Отца говорит с неба; «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих,Сын единосущный, а не иносущный, единосущный Мне по невидимому и единосущный вам по-видимому, кроме греха». Приведенные места, особенно последнее, имеют довольно ясные следы позднейшего происхождения, хотя и не требуют его безусловно. К тому же заключению приводят и выражения о Приснодеве Марии. Иоанн Креститель говорит; «Ты, родившись от Девы Марии, как восхотел и как един ведаешь, не разрушил девства ее, но и сохранил его, и ей даровал наименование матери. Ни девство не воспрепятствовало рождеству Твоему, ни рождество не нарушило девства; но две противоположнейшие вещи, рождение и девство, стеклись в единый союз, потому что сие возможно для Тебя, Создателя естества». Если мысль эта свойственна древне-церковному воззрению, то формулировка, данная здесь, несомненно позднейшего происхождения. Что касается изложения, то беседа представляет собственно сплошной, за исключением введения, диалог, в котором произносят длинные речи Иоанн Креститель – на тему: мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне, и Господь Иисус Христос – на слова: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Затем говорят иудеи, находящие в крещении Господа подтверждение своей мысли о превосходстве Иоанна Крестителя, и, наконец, приводится речь Бога Отца на слова: Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих, Того послушайте.Во введении оратор приглашает своих слушателей изыти вместе со Христом из Галилеи и мысленными стопами достигнуть Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В изъяснении указывается, что несозданное бесстрастно, не подлежит ранам, неосязаемо, а Христос после воскресения показывал ученикам знаки от гвоздей и прободения копья и предоставлял тело для осязания: если Он вошел к ним при запертых дверях, то для того, чтобы показать и действие Божества и истинность тела. Во второй главе анафематствуется тот, кто называет плоть Христа единосущной Божеству и не исповедует, что во образе Божием Сый Предвечный Бог уничижил Себя и принял образ раба. В изъяснении ставится вопрос, как можно называть единосущною бездетному Божеству плоть, явившуюся во времени, когда единосущным называется совершенно тожественное по естеству и по вечности.В третьей главе провозглашается анафема тому, кто говорит, что Христос воспринял совершенного человека, как одного из пророков, и не исповедует, что Он Сам, чрез воплощение от Девы, соделался человеком, родился в Вифлееме, воспитан в Назарете, преуспевал возрастом, крестился в Иордане и был засвидетельствован Отцем. В изъяснении то же утверждение повторяется в форме вопроса: как можно утверждать, что Господь воспринял совершенного человека, когда Сам Господь соделался человеком чрез воплощение от Девы. Первый человек был из земли перстный; когда же он, как созданный из земли, отошел в землю, то второй, соделавшись человеком, восшел на небеса. Исповедуется, что первый от второго по плоти, – посему Христос и человек и Сын человеческий; но вместе с тем и засвидетельствовано, что второй -Спаситель первого и ради него сшел с неба. А так как Слово, снисшедшее с неба и соделавшееся человеком, взошло на небеса, то и сказано: второй Адам – с неба. В четвертой главе анафематствуется тот, кто говорит, что Христос родился от Девы из семени мужеского, как и все прочие люди, и не исповедует Его воплотившимся и вочеловечившимся от Духа Святого и от святой Девы Марии, бывшей от семени Давидова. В изъяснении указывается на решительное противоречие такого утверждения с евангельским повествованием о том, что Дева сказала ангелу: «как это будет со Мною, когда я мужа не знаю», и что ангел сказал ей; «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя» ( Лyk. I, 34 ст.), а также Иосифу: «Не бойся принять Мариам, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого ( Mф. I, 20 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

19. В этот великий день приходят волхвы, которые отвергши грубое и жестокое господство, удалились от [созерцания] славы небес, так как постигли, при руководстве сияющей звезды, что пришел Господь, чтобы освободить все твари. «Господь, восседающий на облаке легком, телом своим входящий в Египет« ( Ис. 19, 1 ), виден был изгнанным от Ирода, но по истине исполнил пророчество Исаии, который говорит: »в тот день дом Израилев будет третьим» ( Ис. 19, 24 ); Ассирийцы поставлены первыми по порядку и сделались первородными, поскольку они прежде всех поклонились чрез волхвов только что родившемуся царю; и Египтяне поставлены с Ассириянами, поскольку они видели того же (царя), вынужденнаго к бегству человекоубийцей Иродом. Встретили и приняли Его потом от дома Иерусалима, во множестве. Ибо когда Он (Христос) возвратился с Иордана, то в лице апостолов они приступили к Нему и признали Его. Иисус вошел в Египет, потрясая и низвергая египетских идолов, и, конечно, не напрасно, поскольку Сам Он заключил врата Египтян, погубивши первородных. По этой причине ныне вошел Первородный, чтобы уничтожить печаль и горькую скорбь и чтобы, уничтожая смерть первородных, призвать их к жизни. Далее, что Христос называется первородным, об этом свидетельствует Евангелист Лука, который говорит: «и родила Сына своего Первенца и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице» ( Лук. 2, 7 ). Волхвы вошли (в пещеру), без всякаго наперед принятаго решения, и она сделалась для них святым храмом. Бог вошел в Египет, чтобы, вместо древней скорби, принести радость, и, вместо мрака, разлить свет спасения. 20. Испорченная и отвратительная была вода Нила, когда дети преждевременною смертью были убиты в ней. Явно вошел в Египет Тот, Кто тогда претворил воды в кровь и сделал их рекой воды спасительнаго рождения, очищая скверны и преступления силою Святаго Духа. Египтяне потерпели наказание, потому что обольщенные отреклись от Бога. Иисус вошел в Египет и там посеял благоговение к Богу, чтобы отвращая души Египтян от заблуждения, сделать их любезными Богу. Воды реки Он сделал достойными того, чтобы оне могли, подобно короне, увенчать Его главу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Гл. X, 2. По путям язычников не учитесь. Чему же должно учиться? Учитесь закону Божию, который говорит: да не будет у тебя других богов, кроме Меня, боги, которые не сотворили неба и земли, да погибнут от лица земли и из-под небес 34 . 3 . На Евангелие Матфея, гл. VI, ст. 22. 23 35 . Светильник тела есть око. Итак, если око твое будет просто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет лукаво, то все тело твое будет темно. Если же свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Простой глаз есть нелицемерная любовь, посредством которой, когда тело освещается, не иначе обнаруживаются внутренние помышления, как чрез наружные части тела. Лукавый же глаз притворная любовь, которая называется и лицемерием, чрез нее все тело человека делается темным. Достойные тьмы дела [человек] помышляет внутри, чрез внешние же части обнаруживает такие слова, которые кажутся принадлежащими к свету. Ибо они на самом деле волки, одетые в овечьи шкуры: они омывают только наружные части чаши и блюда, и не видят, что если не будет очищена внутренняя сторона их, то и наружная не может сделаться чистою. Посему, ясно обличая это, Спаситель говорит: если свет, который в тебе, тьма, то какова тьма? То есть: если любовь, которая кажется тебе светом, вследствие скрытого в тебе лицемерия, есть дело достойное тьмы, то чём будут твои явные преступления? 36 . И апостолы представлены как свет и глаза всего мира; поэтому Господь, возвещая, сказал им: если вы устоите и не подвигнетесь, будучи светом тела, то, вот, все тело мира просвещено; если же вы, будучи солью, потеряете силу, и будучи светом, помрачитесь, то какова тьма, которая есть мир? 4 . На Mamф. XVIII, 19 37 . Когда, чего просят уста молящегося, о том же помышляет и сердце, тогда, о чем бы ни попросил человек, будет ему всякое дело от Бога; ибо благодаря этому он показал, что и ни к какому ближнему он не имеете лицемерия, когда согласно с помышлениями сердца он и устами говорит к ближнему. III. Нравственные наставления 38 1 . При всяких обстоятельствах должно иметь попечение о благочестии, которое справедливо называют матерью всех добродетелей; ибо оно начало и конец добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

е. Он есть не только «сила зиждущая все творение» по выражению символа веры св. Григория Чудотворца , но и воссозидающая его). Им все, а мы уверовавшие улучили им спасение 428 . Для частных же сторон развитой Апостолом основоположительной мысли св. толкователя срав. особенно ветхозав. места: Псал. 82 (слав. и русс. 81) сн. Ин. 10:34 ; Быт. 1:1  и дал и Мал. 2:10 . Но весьма важно, что эту мысль о ничтожестве идолов перед Единым Богом св. Апостол раскрывает в неразрывной связи со своим учением о том, как относиться христианам к ядению идоложертвенного мяса ( 1Кор. 8:1  и дал. сл. 10:19 в контексте). Утвердив сначала мысль, что ядение идоложертвенного мяса не грешно, если не служит соблазном для немощной совести других христиан, св. Апостол затем (гл. 10) однако же раскрывает эту мысль через новое ограничение, касающееся не только совести других, но и собственного сознания ядущего. Апостол так ведет раскрытие этой мысли: «я говорю вам (указывает ближе всего на один из нравственных недугов коринфян): сами рассудите, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение (κανωνα) крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение (κανωνα) тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все приобщаемся (μετχομεν) от одного хлеба 429 . Посмотрите на Израиля по плоти», продолжает раскрытие мысли Апостол, «те, которые едят жертвы, не общники (κανωνοι) ли жертвенника? Что же я говорю? То-ли, что идол ест что-нибудь (сл. 8:4), или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; (об этом я раньше уже сказал), но (теперь говорю) что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу (сл. Втор. 32:17 ). Но я не хочу, чтобы вы были общниками (κανωνος) бесов. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками (μετχειν) в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся», заключает развитие мысли Апостол, раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» ( 1Кор. 10:15–22 ) 430 . В приведенных изречениях св. апостола Павла усматриваются следующие мысли: а) Основная идея, проникающая все развитие доказательства, есть идея общения (κανωνα) человека, вкушающего от жертвы, с тем невидимым существом, которому приносится жертва: аа) в языческих жертвоприношениях с бесами, идолам которых приносят жертвы (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Посмотрим с вами Послание к Римлянам. И найдём 9-ю главу. И вот в этой 9-й главе нам нужно . Ну вот, он приводит Исаию – 27-й стих: «А Исаия провозглашает об Израиле: “хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле”. И, как предсказал Исаия: “если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом и были бы подобны Гоморре”». Вот, что нужно сказать на эту тему. Да, вот ощущаете ли Торжество Православия? Знаете, тут я даже не знаю, как и ответить на этот вопрос. Вот вчера был у меня священник один, и он курирует одну воинскую часть, и там бывают солдаты наши из Чечни и рассказывают ужасы, какие происходят. Вот эти все ваххабиты – они дали клятву взрывать все православные храмы. Вот только Православие опять терпит гонение. Никакие . И наших солдат распинают живыми на крестах. На крестах распинают, приколачивая гвоздями, как Христа. И требуют отречения от веры. Не ругают их за то, что вот они воины – понимают прекрасно, что они подчиняются дисциплине военной и не могут не воевать идти, раз они призваны. «Отрекись от веры, отрекись от веры, а нет – вот тебе». Вот это такое вот дело. Если бы Господь не оставил небольшого остатка. Теперешняя грядущая седмица – Григория Паламы . А Григорий Палама – Фессалоникийский чудотворец. Связано это имя с учением о Фаворском свете – что из себя представлял тот свет, который исходил от Христа во время Его преображения на Фаворе, какую этот свет имел природу – материальную или Божественную? Вот здесь речь идёт о Божественных энергиях, и это настолько сложная тема, что без  и прикасаться-то к ней нельзя. И прикасаться к ней нельзя. Какой природы? Конечно, Божественной природы был этот свет, а не материальной. И вот некоторые монахи на Афоне – так называемые исихасты – говорили о своём религиозном опыте, что при определённых условиях и молитве они удостаивались видения этого Фаворского света. Им, конечно, учёные монахи, западные, – не верили, не признавали, считали это бредом, простым их воображением, потому что, если невидима человеческая мысль, тем более не может быть видимо Божество, а вы говорите, что видели нетварный Фаворский свет. Вот, поинтересуйтесь. Проповеди Григория Фессалоникийского – особенно на Преображение. Почитайте и поинтересуйтесь: Кто же был Христос во время Преображения и что увидели Апостолы?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Отсутствие благоговения пред Богом – духовная смерть. Раши под нечестивыми понимает завоевателей Иудеи, а город – это их столица (Вавилон?). «Однако они [нечестивые. – Г. Ф.] овладели Домом Пресвятого, местом святым, а когда ушли оттуда на свою землю, похвалялись у себя в городе , что такое-то и такое-то содеяли в Доме Вездесущего» 8, 10–13]. Это явно означает халдеев и разорение ими святого Иерусалима в 587 г. до Р. Х. В Вавилоне были похваляемы , но потом «презренны были среди других народов, и о них сказано: «Сего народа как бы и не было». В этом же мире так: «Хотя Он (Бог) не спешит взыскать с нечестивых и тем самым отличить праведных от нечестивых, я знаю, что в конце концов каждый получит должное воздаяние, и тем, кто Его страшится, будет благо» [там же]. Св. Григорий Чудотворец говорит о благоговении: «Величайшее же – благоговейный страх пред Богом, потерявши который, нечестивые не много времени будет пользоваться своей глупостью» 8]. С горечью говорит по поводу слов Екклесиаста блж. Иероним: «Я увидел, что нечестивые умирают с таким мнением и погребаются так, как бы они считались на земле святыми… А происходит это оттого, что никто не осмеливается противоречить грешникам, и что Бог не тотчас воздаёт за беззаконие» 8, 10–13]. Отсюда и упорство в беззаконии. Блж. Иероним приводит нелицеприятный для церкви пример: «Свидетельством этим можем пользоваться против епископов, которые получили власть в церкви, а между тем более соблазняют тех, кого они должны учить и возбуждать на лучшее. Такие после смерти часто восхваляются в церкви и то преемниками, то народом публично провозглашаются блаженными за поступки неодобрительные. Но и это суета… Трудно обвинение на епископа: ибо если он согрешит, то не верят, и если будет обличён, то его не наказывают» [там же]. Однако восхваление нечестивых в городе не навсегда. Екклесиаст видит и конечный результат: А нечестивом не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Блж. Иероним отмечает, что в еврейском подлиннике здесь говорится в повелительном наклонении: А нечестивому да не будет добра, и, подобно тени, да не продлит дней тот, кто не благоговеет от лица Божия .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– Нет, не может, потому что когда через молитву приходит к человеку благодать Святаго Духа, тогда молитва прекращается, ибо ум уже весь заполнен благодатью. Не может он более приводить в действие свои силы, но пребывает празден, починяясь Святому Духу, Который ведет его, куда хочет. Либо к невещественному Божественному свету, либо к другому неизреченному созерцанию, а часто к беседе с Богом. Короче говоря, как хочет Дух Святый, так Он и утешает Своих рабов. Какая кому нужна благодать, такую Он и дает каждому. То, о чем я говорю, было у пророков и апостолов, сподобившихся зреть многие видения, хотя люди и смеялись над ними, считая их обольщенными и пьяными. Пророк Исайя видел Господа «на престоле высоком и превознесенном», окруженного Серафимами ( Ис. 6: 1 ). Первомученик Стефан видел «небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян. 7: 56 ). Так же и сейчас рабы Христовы сподобляются зреть различные видения, которым некоторые не верят и совершенно отвергают их истинность, считая их прелестью, а самих созерцателей прельщенными. Я весьма этому удивляюсь и недоумеваю, насколько очерствели эти люди, слепые душой, не верящие тому, что истинно обещал Бог устами пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения» ( Иоил 2: 28 ). Эту благодать давал нам Господь, даст и сейчас, и будет давать до скончания века, согласно Своему обетованию всем верным рабам Его. Когда эта благодать приходит к кому-то, то он видит не обычные вещи, не чувственные предметы мира сего, но то, чего он никогда не видел и даже не представлял. Тогда ум того человека научается от Духа Святаго высоким тайнам, по словам апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2: 9 ). А чтобы ты понял, как это видит наш ум, поразмысли над тем, что я тебе скажу. Когда свеча находится далеко от огня, тогда она тверда, и ее можно взять в руки, но когда ты зажжешь ее, она тает, горит и вся становится светом, и невозможно, чтобы она не растаяла и не стала, как вода. Так же и ум человека, когда пребывает без Бога, постигает только то, что в его силах. Но когда приблизится к огню Божества и Духу Святому, тогда весь попадает во власть Божественного огня и становится светом, горит в огне Святаго Духа и тает от Божественных смыслов, и не может в огне Божества мыслить только о своем, и о том, что хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010