И кто не имеет ревности по вере православной, тот не искренний последователь Спасителя; кто не защищает своей православной веры, не оберегает чести своих пастырей, тот – не брат своих ближних, желающий им добра истиннаго. Припомним, братие, что вещает нам касательно исповедания веры Сам небесный Учитель, Господь наш Иисус Христос: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим небесным» ( Матф. 10, 32 ); «а кто постыдится Меня и Моихь слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Марк. 8, 38 ). «Ужели, поучает вселенский учитель, святитель Златоуст, тех, которые не считают своею обязанностию помышлять о душевном спасении ближних, ужели ты не поднимешь овча своего соседа, пораженное, лежащее на пути, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближняго, когда бы ты увидал ее пораженною или заблудшею. Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно взирать на это бедствие: почему ж ни мало не трогает твоего сердца состояние другого, когда он в пламени страстей? Если захотите, то вы больше, чем мы, можете исправлять друг друга; вы больше друг с другом находитесь, больше, чем мы, знаете друг друга», (На пос. к Евр. беседа 10). б) Станем подражать также и неистощимой – живой, благотворной любви святителя Николая к страждущему роду человеческому. Мы не заслужили у Господа какого-либо чудесного дара, посредством коего могли бы благотворить своим ближним, но мы можем все же каким-либо способом пособлять несчастным ближним, требующим от нас руки помощи: можем алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, поддержать невинного страдальца, утешить скорбящаго, ободрить человека в его тяжелых обстоятельствах... Будем же пользоваться этою возможностию – Господь приемлет и лепту вдовицы паче многих сокровищ, награждает и за чашу холодной воды, поданной во имя Его, с усердием. Будем, братие, помнить, что если у кого из нас – духовного или мирянина есть все добродетели, а нет любви, милосердия, сострадания, миролюбия, напротив есть ненависть, злоба, жестокость сердца, злорадование несчастиям ближняго, дух вражды и тайной и явной, то все его добродетели ничто и он будет не сыном и наследником царствия Божия, а напротив осудится на вечные муки, если не покается и не исправится.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ну, а что же наш Екклесиаст? Всё ещё смотрит вокруг, хотя и едва ли уже на что надеется. Еккл. 4:7 И обратился я и увидел ещё суету под солнцем; Еккл. 4:8 Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело! Одинокий предприниматель. Столько энергии! Столько желания и способности приобрести богатство! Но вот беда – сына нет и даже брата нет. Для кого же трудится наш предприниматель? Кого обрадует результатом своего труда? Ради кого лишал себя многих благ? Нет! – это уже не просто суета , это и вовсе недоброе дело! Раши: " Есть один и нет второго . Бывает, что человек всё делает в одиночку. Также сына и брата нет у него. Если это мудрец, не обретёт себе ученика, который подобен сыну, ни товарища, который подобен брату. Если такой холост, не женится, чтобы (жена) была ему в помощь, как брат, и чтобы произвести на свет сына. Если же он торговец, не возьмёт себе компаньонов и отправится в путь один» 4, 7–8]. Это тип волка-одиночки. Св. Григорий Чудотворец в описании Екклесиаста видит скрягу, не желающего с кем-либо делиться: «Есть же нечто и иное, что, как я знаю, случается с мужем вопреки тому, что должно было бы быть, вследствие недоброго произволения. Он во всех отношениях одинок и не имеет ни брата, ни сына, а изобилует многими сокровищами, всецело предан ненасытному желанию и совершенно не хочет каким-либо образом отдаться благостыне» 4]. Авва Антоний Великий рассуждает о том, что оставляющий всё в мире сем не великое дело делает, ибо приобретает гораздо больше в Царстве Небесном, да к тому же всё равно, умирая, придётся всё оставить. «Если бы не оставили мы (что имеем) ради добродетели, всячески после, умирая, оставили бы то, как и оставляем часто даже тем, кому не хотели бы, как упомянул о сем ещё Екклесиаст» Наставления, 2]. Для кого же я тружусь?.. Блж. Иероним в начале V века пространно размышляет о приобретающих земные богатства неизвестно для кого, а потом делает приписку, так понятную его душе: «Мы можем понимать это и в отношении к тем, кои пишут книги и оставляют их не ценящим их читателям» 4, 7–8]. Что же скажем ему на это, пишущая братия?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он говорил то, что естественно пришло ему [на мысль]: пусть никогда не придет истинное веселие и радость на этот день и ночь, но пусть проклянет ее говорит проклинающий тот день, намеревающийся одолеть великого кита 25 . Опять и здесь пророк так намекаете, как будто дни по природе бывают такими, когда говорит: проклят день тот, присоединяя потом: проклянет его проклинающий день тот, не с тою целью, чтобы это теперь совершилось; но пусть совершится то, что совершается, говоря: пусть проклянет этот день тот, кто намерен одолеть великого кита, как будто есть что-нибудь общее между великим китом и тем днем, именно совершить теперь, чтобы кит был пленен. Ибо он тогда впервые берете в руки человека, когда приходящая в бытие душа делается во всем подвластной так называемому духу мира. Не радуется же и этот и всякий святой в этот день, в который радуется кит. 2. О притворстве (на Иерем. IX, 8–26 26 ) Ст. 8. Ближнему своему говорит мирное, а в себе имеет вражду и пр. Книжники и фарисеи народа иудейского не унаследовали бы от Спасителя многократного «горе», если бы не было в них лицемерия. Ибо в обличениях их грехов Господь не переставал по всякому поводу прежде всего говорить: горе вам, книжники и фарисеи лицемеры 27 , называя их гробами повапленными, которые снаружи кажутся людям красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Ибо если мы сделаем для ближнего что-нибудь доброе по нелицемерной любви, то мы услышим от Спасителя: посколько вы сделали одному из этих братьев Моих меньших, сделали Мне 28 . Таким же образом, как если мы показываем по отношению к брату что-нибудь дурное, обнаруживая при этом лукавое и гнусное лицемерие или какой бы то ни было другой грех , подобно тому мы согрешаем и в отношении к Богу. Итак, братие, лицемерие нечто ужасное и враждебное; оно сокрытое в сердце коварство для обмана тех, которые ведут себя просто, прельщает обладающих любовью, одно говоря устами, а другое имея в сердце. Не хорошо высокомерие, заключающее в себе много тщеславия; ибо ясно, что всякое совершенное благо от Бога исходит 29 , и оно не иначе может быть достигнуто человеком, как тогда только, когда действительно обнаруживается совершенная истинность сказанного, что хвалящийся чем нибудь должен превозноситься только тем, что он разумеет и знает, что Господь сам творит милость и суд и правду 30 , и что в этом воля Божья. Ибо таковой человек угоден Божеству, и он всегда обладает постоянными и верными благами, если относит причину настоящих благ к истинному Виновнику, к Которому должно возводить причину и от Которого должно ожидать благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Потому что даже те самые, которые были привержены к Небесному Учителю, не могли быть без греха, по свидетельству Иоанна, который говорит: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин 1.8 ). Итак, Он (Дух Святой) в огне сошел на людей, а в виде голубя явился над Господом, потому что мы, по ревности к правде, тщательно должны замечать и огнем всегдашнего покаяния сожигать те наши грехи, которые Господь снисходительно терпел по кротости. Следовательно, Дух в виде голубя явился над Искупителем, а в огне над людьми потому, что чем более умерена для нас строгость нашего Судии, тем более наша слабость должна быть воспламеняема против самой себя. 7. Об этом-то Духе написано: «От духа Его – великолепие неба» ( Иов 26.13 ). Ибо украшения небес суть добродетели проповедников. Эти именно украшения перечисляет Павел, говоря: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор 12.8–11 ). Итак, сколько благ от проповедующих, столько украшений небес. Поэтому опять написано: «Словом Господним сотворены небеса» ( Пс 32.6 ). Ибо Слово Господне есть Сын Отчий. Но чтобы показать действующей в устроении этих самых небес, т. е. Святых Апостолов, всю Святую Троицу, тотчас присовокупляется о Божестве Святого Духа: «и духом уст Его – все воинство их» (Там же). Следовательно, сила небес заимствована от Духа, потому что они (Апостолы) не решились бы идти вопреки властей мира сего, если бы их не подкрепляла сила Духа Святого. Ибо мы знаем, каковы были учители Св. Церкви до сошествия Св. Духа, и видим, как они соделались сильными после сошествия Его. 8. Этот самый пастырь Церкви, святейшие мощи которого мы обстоим, сколь был слаб и сколь робок до сошествия Духа, пусть скажет об этом спрошенная служительница при вратах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

21. И снова он говорит: если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертныя тела живущим в вас Духом Своим ( Рим. 8:11 ). И снова: все, кто водится Духом Божиим, эти суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства снова в боязнь, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! ( Рим.8:14–15 ). И опять: истину говорю во Христе, не лгу, когда свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом ( Рим. 9:1 ). И снова: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы обогатиться вам в надежде силою Духа Святаго ( Рим.15:13 ). И снова говорит, когда пишет к тем же Римлянам: смелее писал вам, отчасти как бы напоминая вам, по благодати данной мне от Бога, чтобы быть мне служителем Иисуса Христа для язычников, совершая благовестие Божие, дабы это приношение язычников было благоприятно, освященное Духом Святым. Итак я имею похвалу во Христе Иисусе – то, что относится к Богу; ибо я не осмеливаюсь сказать чего либо такого, чего не совершил Христос чрез меня, в покорение язычников словом и делом, силою знамений и чудес, Силою Духа Божия ( Рим. 15:15–19 ). И снова: умоляю же вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа ( Рим.15:30 ). 23. Это написано в послании к Римлянам; в послании же к Коринфянам он снова говорит: слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша была не в мудрости человеческой, но в силе Божией ( 1Кор. 2:4–5 ). И снова говорит: как написано: того глаз не видел и ухо не слышало и на сердце человека не взошло, что Бог уготовал любящим Его, а нам Бог открыл Духом Своим; ибо Дух все проницает и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, сущаго в нем? Так и Божьяго никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:9–11 ). И опять говорит: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия ( 1Кор. 2:14 ). 24. Видишь, что всюду в Писании Дух проповедуется Божиим, и нигде не называется созданным. Что же могут сказать нечестивые, когда Господь послал учеников крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Матф. 28:19 )? Безспорно, что здесь имеется общение и единение, согласно которому должно исповедывать не три Божества и не три господства и не три святыни, но истинно, когда три Лица твердо пребывают, – единство трех; ибо так надлежащим образом может быть выражена вера и в посылающее и в посылаемое, посколько Отец послал Сына, и Сын посылает Духа, – одно же лицо не может посылать самого себя. Ведь никто не может назвать Отца воплотившимся, ибо то, что заключается в исповедании веры, не совпадает с худым, еретическим учением; но должно, чтобы наши мысли следовали божественным и апостольским догматам, а не так, чтобы наши немощныя измышления осиливали догматы божественной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

25. Если же скажут: как три Лица и как единое Божество? Мы скажем им, что три Лица, посколько одно – Бога Отца, одно – Господа Сына и одно – Святаго Духа; едино же Божество, посколько Сын есть образ Бога Отца, Который един, т. е. Бог от Бога, и Духа равным образом называем Божиим, и это естественно по тожеству сущности, а не по причастию Бога. И едина сущность Троицы, чего нельзя сказать относительно тварей. 26. Ибо не одна сущность Бога и тварей, потому что ничто из последних по своей сущности не есть Бог, но ничто из них по существу и не Господь, но един Бог Отец и един Господь Сын и един Дух Святый, и мы утверждаем, что Троица – единое Божество, единое господство и единая святыня, потому что Отец есть начало Господа, вечно Его родившее, и Господь – первообраз Духа, – таким образом, и Отец – Господь и Сын – Бог и о Боге сказано, что « Дух есть Бог ». 27. Итак, исповедуем единаго Бога истиннаго, единое начало, и единаго Сына, истиннаго Бога от истиннаго Бога, естественно имеющаго Отчее Божество, т. е. единосущнаго Отцу, и единаго Духа Святаго, по естеству и по-истине освящающаго и обожествляющаго всех, имеющаго бытие из сущности Бога; а утверждающих, что или Сын или Дух Святый – создание, анафематствуем; все же прочее исповедуем сотворенным и рабским, созданным Богом чрез Сына (и) в Духе Святом освященным. 28. Еще исповедуем, что Сын Божий соделался сыном человеческим, не по имени, но во-истину, принявши плоть от Марии Девы, и что Он есть совершенный Сын Божий и Он же – сын человеческий, единое лице и единое поклонение Слова и плоти, которую Оно восприняло. И анафематствуем творящих различныя поклонения, одно божеское и одно человеческое, и поклоняющихся человеку из Марии, как иному по сравнению с Богом от Бога. Ибо мы знаем, что в начале было Слово, и Слово было к Богу и Слово было Бог ( Иоан. 1:1 ); когда же Он соделался человеком ради нашего спасения, мы покланяемся не как соделавшемуся равным [нам] в равной [с нами] плоти, но как Господу, принявшему образ раба. Исповедуем страдание Господа по плоти, воскресение силою Его Божества, восшествие на небо, славное пришествие Его, грядущаго на суд живых и мертвых и вечную жизнь святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Поэтому особенно берегись, как бы тебе не родить от них сыновей; ибо все те, которые от них родятся, не войдут в церковь Господню. Если ты хочешь рождать, то рождай в духе, ибо «кто сеет в духе, тот пожнет от духа жизнь вечную». Если ты хочешь обнимать, то обнимай премудрость и её называй своей сестрою, чтобы и она сказала о тебе: «кто исполняет волю Отца моего небесного, тот мой брат и моя сестра и моя мать» ( Мф. 12:50 ). Эта премудрость есть Христос наш Господь, которому слава и держава во веки веков. Аминь». Следует, впрочем, сказать, что не все мистико-аллегорические толкования Оригена так изысканны, как в приведенных примерах. Вот образец тех же толкований лучшего достоинства. Во 2-й гомилии на книгу Бытия (которая отчасти имеется еще на греческом языке) проповедник говорит о построении Ноева ковчега. «Попытаемся, после молитвы тому, кто один может снять покрывало с Ветхого Завета, говорит проповедник, отыскать духовный смысл повествования о величественном построении ковчега. Я полагаю, насколько мое слабое разумение достаточно, что потоп, который, в конец погубил тогдашний мир, есть образ кончины мира. Сам Господь указал на это в словах ( Лк. 17:26, 27 ): «как было во времена Ноя, так будет и во дни Сына человеческого. Тогда ели, пили, женились и посягали, до дня, когда Ной вошел в ковчег и пришел потоп и потопил всех их». Здесь он ясно указывает, что потоп, который был, и конец мира, который еще будет, имеют один и тот же вид. Как тогда дано было повеление строить ковчег и взять туда не только сыновей и своих присных (proximos), но и различного рода животных, так и нашему Ною, единому праведному и единому совершенному, Господу Иисусу Христу, сказано (dictum est) Отцом Его, чтобы он строил ковчег из дерев четырёхугольных и дал ему размеры, наполненные небесными святынями (sacramentis). И он соорудил ковчег и построил в нем клетки, в которых должны были помещаться различные звери. Таким образом народ, который спасается в церкви, подобен тем людям и зверям, которые были спасены в ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Но, слыша эти слова, да не поймем мы их так, будто Христос посылает Ипостась Духа Святаго, нет, но дар Духа Святаго, потому что, по свидетельству божественного отца Иоанна Златоуста , «Бог не посылается, но благодать Его» (см.: Св. Григорий Палама /Филокалия. Т. 7. С. 218–219) 223 . Таким образом, та же благодать Духа Святаго, которая посылается нам, называется и благодатию Христа, по свидетельству великого апостола Павла, который говорит: благодать Господа нашего Иисуса Христа… да будет со всеми вами ( 2Кор. 13, 13 ), и снова, когда говорит: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 1, 3 ). Поэтому, через благодать, которая входит в нас, все Три Божественных Лица вселяются в нас. Но поскольку Дух есть Тот, Кто осеняет нас благодатию, благодать называется в особенности благодатию Духа или даже просто Духом действующим, вместо того, чтобы говорить «действие Духа». Таким образом, иметь Духа Христова (см.: Рим. 8, 9 ) означает иметь благодать Духа Святаго (см.: Учение о православной вере. Статьи 141, 142) 224 . Итак, будем понимать, что Дух Святый совершает Свое действие в Святой Троице в деле нашего спасения таким образом: «Через Христа вы входим к Отцу, а через Духа входим ко Христу», как было выше показано. И это действие Духа Святаго на мир было, есть и будет продолжаться столько, сколько благоугодно будет Ему, не только в мире современном, но и в будущем. Итак, мы веруем, что благодать Пресвятаго Духа действует и в современном мире в Православной Церкви Христовой через те многообразные дары Духа, о которых мы упомянули, и через другие неисчислимые. Если, к примеру, мы увидим, что люди, до вчерашнего дня известные как порочные и грешники, полагают начало истинному покаянию в исповеди у священника, посте, молитве, милостыне, обуздании похотей и других добрых делах, являющихся плодами праведности (ср.: Флп. 1, 11 ), и что они стараются по силе своей соблюдать заповеди Христовы, как велел Господь (см.: Мф. 28, 20 ), достигая через это свое усердие подлинного исправления жизни и святости, то познаем здесь действие Пресвятаго Духа, помогающего людям в исправлении и освящении жизни, по сказанному великим апостолом Павлом: и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Церковь наша Православная Восточная учит нас, что благодать дана всем людям, ибо Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2, 4 ), а благодать не принуждает никого. У людей есть свобода принять ее и соработничать с ней или отвергнуть ее. Потому первые спасутся, а последние нет. Существование свободы воли подтверждает Священное Писание, говоря: се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3, 20 ). Хотя люди и не могут спастись сами, а только благодатию, по написанному: благодатию вы спасены ( Еф. 2, 5 ; см.: Деян. 15, 11 ), но все же спасение зависит и от их свободной воли – дать благодати проникнуть в себя или нет. Потому много званых, а мало избранных ( Мф. 20, 16 ). Таким образом, нужно понять, что хотя Бог и хочет, чтобы все люди спаслись, но Он действует по правде, а не по Своему произволу. Он спасает или осуждает людей по их делам. Эту великую истину показывает нам Божественное и Священное Писание: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16, 27 ). И еще: Ты воздаешь каждому по делам его ( Пс. 61, 13 ). Итак, никто да не помыслит еретически, будто он спасется только благодатию или только верой, без добрых дел. Когда-то меня спросили, каковы действия Духа Святаго в современном мире. Вопрос, на который я ответил так. Думаю, что Дух Святый всегда действует благодатию и дарами Своими на мир сей. Ибо если Отец и Сын совместно действуют доныне ( Ин. 5, 17 ) на мир посредством Промысла, помощи и совместной поддержки и всего, служащего на пользу мира (см.: Св. Григорий Богослов . Слово второе о Сыне) 222 , то непременно в единении с Отцом и Сыном непрерывно действует и Дух Единосущный для спасения и исправления мира. А если я упомянул выше некоторые действия Духа Святаго, имевшие место в мире, то да не поймет это кто-нибудь так, будто эти действия имели место когда-то раньше, а ныне больше не совершаются. Или да не подумает кто неверно, будто благодать и действия Пресвятаго Духа принадлежат только Богу Отцу. Действие это, называемое благодатию, обще всем Трем Божественным Лицам, исходя, как и любое действие, из Божественной сущности, которая свойственна всем Трем Лицам. Потому говорится: благодать Божия ( Тит. 2, 11 ) или, чаще всего, благодать Христова (ср.: Ин. 1, 17 ), ибо Христос посылает Духа Святаго в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Дух Святый ведет нас, защищая, в общество святых, это облако свидетелей ( Евр. 12, 1 ) вчерашних и сегодняшних, которые окружают и поддерживают нас в брани, приводящей нас к тому, чтобы мы стали верными, принадлежащими Царству славы. Силой Духа Святаго они пребывают в связи с нами. В обществе святых содержится один из самых богатых опытов христианской молитвы. Присутствием Духа Святаго в нас мы все пребываем соединенными в вере, надежде и любви. Дух Святый – раздаятель различных даров. Об этом действии Святаго Духа святой апостол Павел говорит нам, что дары различны, но Дух один и тот же; ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос ( 1Кор. 12, 4, 12 ). А в другом месте говорится: и как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, давай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру ( Рим. 12, 6–9 ). У Духа Святаго есть еще семь особых действий, о которых упоминает Священное Писание, говоря: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия (ср.: Ис. 11, 2–3 ). А плоды Святаго Духа, по свидетельству великого апостола Павла, следующие: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, праведность и истина ( Гал. 5, 22 ). Но да не подумает кто, что действия, дары и плоды Духа Святаго только эти очень немногие, названные выше. Ибо дары и действия Святаго Духа в их разнообразии бесчисленны, потому что богатство Духа Святаго не имеет конца (см.: Св. Григорий Богослов . Слово 31,о богословии пятое. § 29) 221 . Но поскольку о действиях Духа Святаго в мире идет у нас сегодня речь, а благодать Духа Святаго есть нетварное действие Бога в душе нашей, и если через эту благодать Сам Дух Святый соделывает в нас спасение, тогда встает вопрос: имеем ли и мы какое-либо участие в соделывании нашего спасения?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010