Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной (Пс. 48, 4.1). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня (Пс. 27, 9.1). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются (Пс. 131, 9). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание (Пс. 48, 4). 23 апреля. Память Великомученика Георгия  Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего (Пс. 91, 13–14). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая Тропарь, гл. 4: Настал день светлого празднества, радуется город Бари и с ним вся вселенная торжествует, воспевая духовные песни: ибо сегодня священное празднество перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, который, как солнце незаходимое, воссиял ярко светлыми лучами, разгоняя тьму искушений и бедствий от взывающих с верою: «Спасай нас, как ходатай наш, великий Николай».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Глава 2. Жизнь человека в церкви и обществе Мы начнем анализ учения св. Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века. Посвятив много лет изучению риторики и других гуманитарных наук, Григорий высоко ценил образованность и ученость: об этом, а также о его восприятии философии, пойдет речь в первом разделе настоящей главы. Затем мы остановимся на нравственном учении Григория и рассмотрим некоторые социальные темы, которые затрагиваются в его произведениях. Мы также проанализируем его понимание брака, девства, монашества, священства и епископства. Наконец, будет рассмотрено его понимание церковного праздника как средства приобщения человека к Божественной реальности. Ученость и философия Ученость Христианство с самого начала своего существования противопоставило себя «мудрости человеческой» – «мудрости мира сего». Об этом много говорил апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор. 2:4–5 ). Согласно Павлу, для человеческой мудрости христианство есть безумие, юродство; но и сама мудрость века сего обращается в безумие при встрече с христианством: «Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо когда мир в своей мудрости не познал Бога в премудрости Божией, благоволил Бог... юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Под человеческой мудростью в данном случае подразумевается многообразное наследие античной учености, которой противопоставляется учение и искупительный подвиг Христа: «Ибо и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн,.. для эллинов же безумие» ( 1Кор. 1:22–23 ). Однако было бы неверно считать, что отношение христианства к наследию античной учености сводилось к полному отрицанию ее. Уже во II-III вв. появилось стремление со стороны христиан ассимилировать, т.е. творчески усвоить достижения античности. Интенсивный поиск синтеза между христианством и эллинизмом вели, в частности, представители александрийской школы христианского богословия – Климент и Ориген . Оба они в разное время возглавляли александрийское огласительное училище, в котором наряду со Священным Писанием и собственно христианским богословием преподавалась античная философия, риторика, диалектика, а также точные науки – математика, геометрия, астрономия. Ориген впоследствии создал школу подобного рода в Кесарии Палестинской, где у него учился, в числе многих других, святой Григорий Чудотворец , оставивший в своей «Благодарственной речи Оригену » рассказ об энциклопедическом характере образования, которое получала христианская молодежь у Оригена:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святоотеческая традиция свидетельствует об особом педагогическом значении подобного поведения Бога в отношении Иова. Так, святитель Григорий Великий весьма обстоятельно говорит о том, что Иов, несмотря на то что был праведен и до начала своих бедствий, по их окончании достиг еще большего духовного и нравственного совершенства. Его добродетель и ранее была столь велика, что восхвалялась Самим Богом (см.: Иов. 1:8 ); однако в результате Божественных ударов она еще более возросла. Вместе с тем, как и всякому человеку, поступающему праведно, Иову было необходимо смирение. Подобному смирению и будет учить его в Своей речи Господь, для того чтобы по завершении страданий он, познав, что был мучим отнюдь не за грехи, и постигнув подлинную и высочайшую меру собственной добродетели, не возгордился бы. Из слов Бога он научается всегда помнить, что любой (даже самый праведный) человек – ничто в сравнении с величием, всемогуществом и праведностью Творца. Как пишет обо всем этом святитель Григорий, Господь, словесно уничижая Иова, тем самым научает страдальца смирению: чтобы он понял, что «человек не в состоянии делать подобных вещей» – сравнивать себя с Богом. Мы знаем, что Иов в результате своих страданий «бесконечно возрос в собственной добродетели, которую не мог превзойти никто» из живущих. Вместе с тем он должен был из слов Господа «научиться и не превозноситься, самовозвышаясь в сравнении с Богом» 986 . Именно поэтому Господь и будет задавать ему как бы «свысока» вопросы: Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? ( Иов. 38:17 ); или: Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?..» ( Иов. 38:12 ). Таким образом, по мнению Двоеслова, «блаженный Иов вопрошается Богом, Который спрашивает его, совершил ли он такие деяния, которые человек конечно же не в состоянии осуществить, с тем чтобы, когда он обнаружит, что на это не способен, то будет стремиться найти прибежище в Нем, в Том, Кто, как постигнет Иов, лишь Один в силах соделать все это. [Именно так] он [Иов] сможет явиться гораздо более крепким в глазах его Судии, если он поистине познает свою собственную немощь. И обо всем том, что, как известно, было соделано чудотворной силой Божией, Иова вопрошает Божественный глас» 987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

б) Для большего упрочения надежды на получение царства небесного требуется при всеобщности благотворения и сокровенность благотворения. Надобно подавать милостыню сколько возможно тайно. Эта предосторожность необходима для избежания суетной славы человеческой. Тщеславия всегда убегать должно, а особенно при подаянии милостыни. «Милостыня, зараженная сею болезнию, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. Когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже обида, потому что этим ты публично осмеиваешь брата своего», учит св. Иоанн Златоуст . «Смотрите, не творите милостыни вашей предь людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небеснаго. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», – говорит небесный Учитель Христос ( Матф. 6, 1–4 ). Ублажаемый ныне церковию святитель Николай всячески старался оградить все свои благодеяния таинственностию. Особенно видна его скрытность в благотворении одному патарскому гражданину, который, из славы и богатства пришедши в бесславие и убожество, до того растерялся духом, что решился открыть в доме своем убежище нечестию. Святитель в глухую полночь тихо и незаметно подошел к его окну и, тихонько в него спустив узел золота, поспешно удалился в свой дом, дав ему возможность прилично устроить своих дочерей. в) Кроме всеобщности и сокровенности, милостыня должна быть также уделяема нами из достояния, собираемого честным и праведным трудом, а не насилием и хищением. «Полезно подавать милостыню, но пагубно других обижать. Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Если угодно сеять в нищих, то сей из собственнаго. А если вознамеришься сеять из чужого, то знай – это самые горькие плевелы», увещевают святые Тихон Задонский и Исаак Сирин . «Если ты даешь, говорит св. Григорий назианзин , то давай из своего, а не корми и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе». «Есть люди, которые, ограбив ближняго, считают себя оправданными, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовския, или скорее сатанинские милостыни! Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен вознаградить в четверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его. Милостыня, даваемая из имущества, приобретенного неправедно, есть воровство и человекоубийство», говорит св. Иоанн Златоуст ..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Между тем, допущенное не без промысла Божьего это проявление неверия одного из ближайших учеников Христа послужило окончательно – через осязание Апостолом Фомой язв Христовых – к яснейшему обнаружению истины воскресения Христова... «После осми дней, когда опять были в доме ученики Христовы, и Фома с ними, пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:26–27 ). Но, увидев Христа и услышав Его обращение к нему, Фома только из глубины своего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – «Иисус же говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Таким образом неверие Апостола Фомы послужило и к тому, что Господь отозвался на него ясным указанием, каково должно быть свойство истинной веры в Него. После вознесения Иисуса Христа и сошествия Духа Святого на Апостолов Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии 91 и других странах. О проповеди его у Парфян говорят церковные писатели Ориген , Евсевий, Руфин, Сократ; о проповеди в Ефиопии упоминает Иоанн Златоуст , о проповеди в Индии говорят Григорий Назианзен , Григорий Великий , – и другие о других местах 92 . В беседе LXI на Евангелие от Иоанна св. Иоанн Златоуст говорит о св. Апостоле Фоме: – «Фома, бывший некогда слабее других Апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл с своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным». В различных древних сказаниях об Апостоле Фоме нет совершенной точности и к ним присоединяются иногда позднейшие прибавления, но одно из них, в котором приводится обстоятельство, выражающее смысл и значение благотворительности, передаётся одинаково многими повествователями об его жизни. Оно относится ко времени до предпринятия святым Апостолом путешествия в Индию – с целью проповеди в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так, в Символе святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского, непосредственно о Сыне говорится: «Един Господь — Бог от Бога — образ и выражение Божества» , — святитель Афанасий Александрийский называет Сына «образом Отчим», истинным и от Него «неотличным Образом» , святитель Григорий Богослов утверждает, что Сын есть «Начало от Начала — от бессмертного Отца, Образ Первообраза» , а святитель Григорий Нисский пишет: «Сын в Отце — как красота изображения в первообразном зраке [т. е. как красота образа содержится в виде, в форме первообраза. — д. Г. М.]… Отец в Сыне — как первообразная красота обитает в Своем изображении. И нам следует одновременно держать в мысли то и другое» . Столь же традиционное понимание неразрывности образов Отца и Сына мы находим и у святителя Василия Великого, писавшего: «В Боге Отце и в Боге Единородном (то есть Сыне. — д. Г. М.) созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын в Отце и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын; и в этом Они едино» ; именно поэтому Сын есть собственный Образ Отца, Его «Живой Образ» . Наконец, позднее, у преподобного Иоанна Дамаскина, мы находим даже своего рода «иерархический» строй неразрывной системы (как замкнутого цикла) «Божественных образов» Пресвятой Троицы, когда Сын выступает как «природный Образ» Отца — «совершенный, во всем подобный Отцу Образ, кроме нерожденности и отечества», а Святой Дух — как «Образ Сына, ибо никто не может сказать “Господи Иисусе”, как только Духом Святым» (то есть через посредство откровения этой истины Святым Духом. — д. Г. М.), «итак, — заключает Иоанн, — в Духе Святом мы познаем Христа как Сына Божия и Бога, и через Сына мы видим Отца» . Если труды святых отцов на эту тему, очевидно, не всегда были доступны древнерусским иконописцам, то сама православная догматическая традиция и художественно-символический канон именно такого восприятия образа Отца — через образ Сына! — была общепризнанной и распространенной. Ведь и преподобный Андрей прекрасно знал о том, что Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и к Коринфянам называет Сына «Образом Бога Невидимого» (см.: Кол. 1, 15; 2 Кор. 4, 4). Знал он и о том, что, согласно тому же Апостолу Павлу, только Сын есть в духовном смысле точный образ Родившего — «будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3), ибо ведь недаром ответом Иисуса на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца было: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9–10).

http://pravoslavie.ru/49214.html

Тогда Ерван со всем множеством Евреев просил архиепископа исцелить ослеплённые очи их и подать им святое крещение. Святитель спросил их, истинно ли веруют в Господа Иисуса Христа? И все свидетельствовали, что веруют несомненно. И так, огласив их и приготовив к таинству Крещения, сам с бывшими при нём епископами и пресвитерами сподобил их святого Крещения. И во святой купели прозирали они вместе телесными и душевными очами, сердцем и устами исповедуя Господа нашего Иисуса Христа во своё спасение. Ервану восприемником от купели был сам царь, который и сделал его, как мужа благоразумного и достойного чести, приближённейшим к себе вельможей, а имя, во святом крещении данное ему, было Лев. Так страна Омиритская вся просветилась светом святой веры, и приняли крещение по всем городам и селениям не только Евреи, но и язычники. И великая радость была по всей земле той, но и ангелы радовались о толиком покаянии и обращении душ. И везде славим был Бог, Который хочет, чтобы все люди спасались и достигали познания истины ( 1Тим.2:4 ). Святейший же архиепископ Григорий дал совет царю повелеть, чтобы дома и жилища Евреев не были скучиваемы вместе, а рассеяны между жилищами давних христиан, и таким образом предупреждались тайные между ними сборища и совещания. Издан был царём и закон о том, чтобы никто из новообращённых не выдавал дочерей своих за мужей из рода Еврейского, а брал зятя из христиан, равно и сыны Евреев женились только на девицах христианских. Это сделано было для того, чтобы род Еврейский, слившись с христианами, забыл свою веру и обычаи. Святой Григорий, утвердивши веру на основании Апостолов и пророков и сотворивши многие знамения и чудеса во славу Божию, оставил свою временную жизнь месяца декабря в 19-й день (552 года), и честное тело его положено было в усыпальнице кафедральной церкви при торжественном собрании епископов, священников, диаконов, отшельников и бесчисленного множества народа – людей, оплакивавших лишение такого отца. Потому что был благ и милостив, любезен людям и благоприятен Богу, Которому и предстоит в лике святых иерархов, с ними славя Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь. Свв. муч. Бонифатия и праведной Агдаиды

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Исход, гл. 7 10. Вниде же Моисей и Аарон пред фараона и пред рабы его, и сотвориша тако, якоже заповеда им Господь. И поверже Аарон жезл пред Фараоном и пред рабы его, и бысть змий . 11. Созва же фараон мудрецы египетския и волхвы; и сотвориша и волсви египетстии чарованиями своими такожде: 12. и повергоша кийждо жезл свой, и быша змиев: и пожре жезл Ааронов оных жезлы. 10. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем . 11. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: 12. каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Похожий эпизод встречается в житии прославленного святого чудотворца, по молитве которого золото превращалось в змею, и обратно змея – в золото. Святитель Спиридон Тримифунтский (12 декабря) «Святитель Спиридон Тримифунтский обращает золото в змею». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ» «Войдя в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул: – Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею все созидающий и претворяющий! Ты некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия – повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас, и самим делом научится тому, что сказано в Священном Писании: Вся елика восхоте Господь, сотвори па небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс.134:6 ). Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею , которая стала извиваться и ползать. Таким образом, – сначала змея, по молитве Святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею» с. 332–333]. Нередко Бог давал знамение через птиц. Святитель Григорий, епископ Акрагантийский (23 ноября) «Когда папа с епископами и всем клиром возносили молитвы в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Григорий находился с ними, явился над святой трапезой летающий голубь и опустился на голову святого Григория. Все благоговейно устрашились при этом неожиданном чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это рождение Мессии в Вифлееме и произошло во дни кесаря Августа. Но далее говорится еще более загадочно: Которого происхождение из начала, от дней вечных. В этих словах усматривают указание на рождение Мессии от древнего рода Давидова. Однако выражения из начала и даже от дней вечных слишком сильные и требуют иного толкования. Это иное толкование не постигли иудеи, но оно вполне было раскрыто святыми отцами Церкви, относивших эти слова к предвечному рождению по Божеству Мессии Сына Божия, Логоса Слова, Вечного Бога. Таким образом, пророк Михей указывает как на рождение Христа по плоти от рода Давидова в Вифлееме, так и на предвечное рождение от Отца по Божеству. Слова пророка вплотную подводят к новозаветной тайне Боговоплощения. Приведем толкования Михеева пророчества некоторыми из древних святых отцов. Почти как всегда, первое толкование мы найдем у св. Иустина Философа (II в.). Св. Иустин говорит о рождении Мессии в Вифлееме: «Послушайте, как другой пророк, Михей, предрек и о месте, где надлежало родиться Ему. Он сказал так: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше между владыками иудиными; ибо из тебя произойдет Вождь, который упасет народ Мой. В земле Иудейской есть одно село, отстоящее от Иерусалима за тридцать пять стадий, в котором родился Иисус Христос, как узнать можете и из таблиц переписи, которая была при Квирине, первом вашем правителе в Иудеи» Апология 1, п. 34]. Император Антонин Благочестивый, которому адресована была Иустинова Апология, мог по таблицам Августовых времен удостовериться в сказанном – в Вифлееме Иудейском от Иосифа и Марии родился Иисус, называемый впоследствии Христом. Дальше Иустина идет в своих размышлениях над словами пророка Михея св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский (+ ок. 270 г.), он рассуждает о предвечности Мессии-Христа в своей дискуссии с иудеями, а в словах из тебя произойдет находит своеобразную мысль, что Обетованный и Предвечный вышел от иудеев и уже не возвращается к ним, обращаясь в мире. Христос сделался предметом веры язычников, а дом иудеев остался пуст. Вот как говорит об этом св. Григорий: «Разве и вы [иудеи. – Г.Ф.], когда Ирод спросил вас, не привели ему в свидетели пророка Михея, желая подтвердить вашу речь и сделать ее убедительною? И ты, Вифлеем, дом Ефрафов, не умален среди владык Иудовых. Ибо из тебя произойдет вождь, который будет царствовать над народом Моим Израилевым ( Мих. 5, 2 ; Мф. 2:6 ). Правильно сказал пророк: из тебя изыдет, поскольку от вас Он вышел, удалился и в мире соделался предметом веры. Ибо кто есть тот, который исходит и не остается? Он не иной, как тот, который есть прежде веков, который во век пребывает, который есть истинный Бог, обращающийся в мире» Беседа на Рожд. Христово, п. 16].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Как точно эти слова относятся к крещению! Крещаемые в наше время, как правило, и не думают, что они что-то обещают. Все хотят быть крещёнными, но ничего не собираются исполнять из того, что не задумываясь обещали. Бог не благоволит к глупым; что обещал, исполни! Потому Бог гневается на слово крещаемых и разрушает дело рук их. Слово о власти Философ, всю жизнь восседавший на царском престоле, а теперь нищим скитающийся среди народа, видит связующую цепь власти от притеснения бедных до венценосного царя. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Всё идёт по цепочке: бедный – высокий – высший – ещё высший – царь. если царь, заботящийся о стране , то и бедный не притеснён, и в суде правда. Если же бедному притеснение и на суде правда нарушается, то каковы власти и каков царь?! Раши в словах Екклесиаста находит не только сочувствие бедным и притеснённым, но и долготерпение Божие над неправедными правителями. «Не удивляйся воле Вездесущего, ведь Он обычно проявляет долготерпение. Ибо Вышний над Вышними хранит – ждёт, пока не переполнится мера» 5, 7]. Св. Григорий Чудотворец причину печального состояния в обществе находит в отсутствии страха Божия: «Страх же Божий спасителен для людей, но он редко обнаруживается» 5]. Ещё св. Григорий отмечает, что должно признавать имеющуюся соподчинённость в иерархии. «Должно же далее отвращаться от того, чтобы не казаться большими тех, которые обладают большею властью» [там же]. Св. Афанасий Великий не раз вынужден был бежать с Александрийской кафедры ввиду гонений от ариан. Ариане порицали его при этом за трусость. Св. Афанасий оправдывал это своё уклонение от руки гонителей ради торжества правой веры. «Посему не порицания достойно и не бесполезно бегство святых. Если бы не уклонялись они от гонителей, то как бы Господь воссиял от семени Давидова?.. И Екклесиаст, зная злоумышления на благочестивых и говоря: Аще обиду нищего и расхищение суда и правды увидеши в стране, не дивися о вещи: яко высокий над высоким надзиратель, и высоции над ними… – имел отцом своим Давида, который опытно знал тяжесть гонений» Защитительное слово 12, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё, п. 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010