И во всём этом смотри на действование Божие . Действование, человеческому уму редко понятное. Только сердце смиряется, приемлет и говорит Богу: «Да!» О действовании Божьем рассуждает великий Раши: " Смотри на деяние Божье . Смотри, как оно устроено – всё в соответствии с действием человека: сад Эдемский для праведных и преисподняя для преступных. Смотри же, к чему тебе приобщиться. Ибо кто может выправить , кто сумеет исправить после смерти то, что было искривлено при жизни» 7, 13]. Раши находит высшую правду и справедливость действования Божия в загробном воздаянии. Св. Григорий Чудотворец стоит пред непостижимостью путей Божиих: «Кто же, скажи мне, в состоянии будет выразить словами столь великое и столь благодетельное промышление Божие? Или кто может воззвать то, что, по-видимому, праведно пренебреженно Богом» 7]? Так и апостол Павел воскликнул: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого ( Рим. 9:20–21 ) ? Блж. Иероним подробно изъясняет слова Екклесиаста. Слова о прямом и кривом в этом мире он передаёт в переводе Симмаха: « Поучись делам Божиим, ибо никто не сможет исправить то, что Он ограничил. То есть, пусть будет для тебя достаточно из святых Писаний или из самого созерцания мира знать и разуметь сотворённое, но не ищи причин и оснований, почему то и другое сотворено так, и не говори, что оно должно быть иначе, чем оно сотворено» 7, 15–17]. Блж. Иероним приводит своё рассуждение о том, что прямое и кривое зависит, собственно, не от Бога, а от свободы человека. Действование Бога в мире всегда одно и то же, а вот результат его в людях разный – прямой или кривой. Это «может объяснить и то, почему Бог ожесточил сердце фараона [сделал его кривым! – Г.Ф.]. Ибо как одно и то же действие солнца воск расплавляет, а глину делает твёрдою; и воск расплавляется, а глина твердеет в силу своих собственных свойств: так одно и то же совершение чудес в Египте и смягчало сердца верующих, и ожесточало неверующих» [там же].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

34. Как выразили веру в Святую Троицу святые апостолы? «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисуси Христи. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Uoah. V, 20 ). »Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрил Себе Кровию Своею« ( Деян. ХХ, 28 ). " Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино» ( 1Uoah. V, 7 ). То же в посланиях: I Tuм. III, 16 ; Tum. II, 11–14 ; 1Kop. XII, 3 . 35. Как выражает веру в Св. Троицу голос Церкви первых веков? Все отцы и учители трех первых веков ясно высказывали веру в Отца и Сына и Святого Духа совершенно так, как в IV-м веке эта вера определилась в догматах первых Вселенских Соборов. «Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос, не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но в смиренном виде, как предрек о Нем Дух Святой» (Св. Климент, еп. Римский 92–101 г. г., Первое послание Корине, церкви). «Христос Иисус прежде веков был у Отца и наконец явился... Он вечное Слово Отца... Он – Сын Божий и Бог... Через Него открылось нам Божество» (Св. Игнатий Богоносец растерзанный в цирке в 107 г., к Магнез. § 8 и к Ефес. § § 7 и 18). «Говорим истину так, как научил нас сему Иисус Христос, один собственно родившийся от Бога и Первенец и сила, а по воле Его сделавшийся человеком для изменения и возвышения рода человеческаго...» (Св. Иустин Философ , умученный в 166 г., Апология 1-я, § § 16–33 и § 7). «Един Бог Отец Слова живаго, премудрости самосущей и силы... Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога ... и Един Дух Святой, коего бытие от Бога, посредством Сына явившийся ... Троица совершенная славою, вечностью и царством неразделяемая» ( Символ Веры 240-го года св. Григория Чудотворца ). «Согласно с Евангельским и Апостольским преданием веруем во Единого Бога Отца Вседержителя... и в Единого Господа Иисуса Христа Сына Его Единороднаго... и в Духа Святаго, дарованного верующим во утешение, освящение и совершенствование... имена не просто и не безплодно движимыя, но с точностью означающия собственную каждого из именуемых ипостась и чин и славу» (Св. муч. Лукиан пресвит. антиохийский, преставился в 311 году, Симв. Веры в Св. Троицу).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еккл. 4:16 Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это – суета и томление духа! Всё в этой жизни кружится, кружится на ходу своём и в результате возвращается на круги своя ( Еккл. 1:6 ). Это круговращение Екклесиаст раскрывает мудрой притчей. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь. Почему лучше ? Да потому, что умный юноша из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своём бедным . Кто был ничем, тот станет всем. И наоборот, кто имел всё, даже целое царство, останется ни с чем только потому, что по неразумию своему не умеет принимать советы . Всё поменялось своими местами. Такова изменчивая жизнь. И вот уже не было числа всему народу, который был перед умным юношей, который ещё недавно смотрел на этот самый народ из-за темничной решётки. А тот, кто восседал пред этим народом, потерял место своё и теперь уже никому не нужен. Так сбываются слова Писания из уст юного Давида: Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню ( Пс. 118:100 ). Однако Екклесиаст научился видеть дальше мудреца, изрекающего притчи. Вращение круга жизни не остановилось на торжестве умного юноши и поражении (фиаско) неразумного старого царя. Этой ситуации Соломон тоже было порадовался – не было числа всему народу, который был перед блистательным юношей, но дальше безнадёжно добавляет: хотя позднейшие не порадуются им . Ещё раз сменится поколение, и ставшие древними триумфы уже никого не радуют, до них никому нет дела. А ещё выяснится, что старый царь был не так уж неразумен, и другой юноша не во всём умён. Сказал было мудрую притчу, как прежде, и тут же махнул рукой наш странствующий философ – и это суета и томление духа . Всё пар и погоня за ветром. Св. Григорий Чудотворец мудро замечает в связи с екклесиастовой притчей: «Я же предпочитаю юношу бедного, но благоразумного, старому, но неразумному царю, которого не озабочивает мысль, что, возможно, кто-либо из находящихся в темнице будет поставлен на царство, и что сам же он потом справедливо может быть лишён неправедного владычества» 4]. Сегодня ты при власти, но не забывайся – твой сегодняшний подопечный или даже заключённый завтра – твой владыка!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им, разве только смотреть своими глазами? Вот иносказание, касающееся жертвоприношений: « С умножением блага умножаются от него вкушающие – когда приносят много доброхотных жертв, умножаются священнослужители, которые едят от них. И каков толк для его владельца пред Пресвятым? Кроме видимого глазами Его – кроме того, что Он сказал, и воля Его исполняется» [там же]. " Сладок сон служителя Богу, мало ли, много ли он съест . Мало или много лет жизни ему доведётся вкусить, вознаграждение мало прожившему, как если бы он прожил много … [ мидраш Танхума]. А сытость богача , обладающего преданием, то есть Учением, передаваемым от учителя к ученику, не даёт ему спать в могиле. Как сказано: в движение приводит уста спящих ( Песн. 7:10 ) – когда произносят слышанное из уст какого-либо мудреца умершего, уста его шевелятся в могиле» [там же]. Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть. Св. Григорий Чудотворец : «Бедный, хотя бы он был и раб и не переполнял своего чрева, однако пользуется приятным отдыхом во сне. Сильное же желание богатства соединено с бессонницей и томлением души» 5]. А он (богач) во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. «И, коротко сказать, для такого человека дни – мрак, а жизнь – скорбь» [там же]. От чего пытался уйти накоплением богатства, в том и пребывал во все дни свои. Св. Киприан Карфагенский , говоря о том, что «не должно пристращаться к имуществу и деньгам», ссылается на «Соломонову книгу Екклесиаста: любяй серебро не насытится сребра » Три книги свидетельств против иудеев, кн. 3, гл. 61]. Св. Василий Великий говорит о том, что любовь к богатству отвлекает от любви к Богу: «Так и в душе, сколько расточается любви к чему не должно, столько по необходимости оказывается недостатка в любви к Богу. Ибо кто однажды начал любить сребро, тот изливает на сие всю любовь свою. Ибо любяй сребро не насытится сребра » Толк. на прп. Исайю, гл. 1, 23]. Невозможно немного полюбить серебро, а потом Бога. От серебра не оторвёшься.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И вновь, как это уже и раньше было, ничего не найдя вечного, остающегося человеку от трудов своих, наш странствующий философ сник и, опустив руки, согласился с умеренным счастьем обывателя. Еккл. 5:17 Вот ещё, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. Еккл. 5:18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. Еккл. 5:19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его. В толковании на Еккл. 3:12–13 мы уже рассуждали вместе с Соломоном на эту тему. Бессилие философа вновь привело его к счастью благочестивого обывателя. Такое счастье – это дар Божий . Философ похваляет этот дар, но в том-то и беда, что сам он этим даром не обладает, хотя временами пытается утешить себя и других подобных себе искателей восхвалением этого дара. Раши, как это свойственно иудейской экзегетике, не стремится вникнуть в философские муки Соломона, но возводит слова Екклесиаста о земном счастье к более возвышенному счастью исполняющего свой религиозный долг иудейского праведника. Есть и пить и наслаждаться добром ( Еккл. 5:17 ), согласно Раши, означает «заниматься Торой, которая суть приятие доброе, благое ( Притч. 4:2 ), и не копить богатство великое, но довольствоваться долей, которая дана ему, ибо это – его доля» 5, 17–19]. И далее: « И власть ему дал есть от того при жизни и брать свою долю после его смерти. То есть, Он [Бог. – Г. Ф.] даёт ему возможность заниматься Торой и заповедями при его жизни, чтоб ему вознаграждение получить после смерти» [там же]. Св. Григорий Чудотворец противопоставляет бессмысленное накопление богатств неправедным путём, о чём Екклесиаст говорил ранее ( Еккл. 5:9–16 ), праведному достатку, нажитому честным трудом: «Но вот что благо и не должно быть отвергнуто: Божий дар есть то, что человек может в радости наслаждаться своими трудами, принявши Богом данные, а не похищенные сокровища» 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слова эти показывают, что явления святых всегда благотворны для нас и совершаются по воле Божией. Равным образом много примеров можно привести в подтверждение той истины, что святые по представлении своем чудодействуют через некоторые земные посредства, получившие от них освящение. Так, известно, что некогда от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый. Об этом чуде повествуется в 4-й книге Царств в следующих словах: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Множество чудес совершали также святые апостолы. Об апостоле Павле говорится даже, что не только он сам обладал чудотворною силою, но такою силою обладали и принадлежавшие ему вещи. «Бог же творил немало чудес рукою Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Подобно этому множество чудес совершалось святыми угодниками Божиими и в последующее время и совершается и теперь, особенно при святых мощах их. Вот ясные и поучительные свидетельства о чудодейственной силе, присущей святым. Так, святитель Григорий Богослов в обличительном слове на богоотступника Юлиана говорит: «не постыдился еси жертв за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников, Иоанна онаго, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверем, и мучителей, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже в чуждих телесех и бестелесии усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великие чести и торжества праведно утверждены суть. От них и демони прогоняются, и недуги врачуются. ихже явления и ихже пророчества. ихже едины телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаемы или почитаемы бывают. ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сергия, – Игнатий, после блаженной кончины преподобного видел, что он во время всенощного бдения стоял на своем игуменском месте и участвовал с братиею в церковном пении. («Троицк. листок», 63). д) Во время осады Троицко-Сергиевской Лавры поляками в 1608 г, преп. Сергий радонежский чудотворец, как видели благочестивые старцы, будил иноков и звал в храм на молитву. («Русск. свит.», март, архиеп. черн. Филарета). Св. отцы и учители церкви смотрели на храм Божий, как на дом Божий, в котором обитает Сам Бог. Так, св. Алексий, митроп. московск., в своем поучении говорит: « церковь именуется небом; в ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется евангелие царствия Божия и писания св. апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый херувимами». («Русск. святые», февр. 12, Филарета, архиеп. черниг.). «Моисей, – говорит патр. Иоаким, – приближаясь к горевшей купине, снимал обувь с ног своях: так и ты, входя в храм Божий на молитву, отложи всякое житейское попечение. Стоя в храме, помышляй, что ты стоишь на небе... Как на небе, так и в церкви есть престол Божий; как на небе с благоговением предстоят престолу Божию ангелы и все святые Божии: так пусть будет и в церкви. Кто в церкви, сем земном небе, занят бывает земными попечениями, тот небо делает землею, или, по слову Христа, дом молитвы обращает в вертеп разбойников». («Троицк. лист.», 192). II. Храм Божий есть училище веры и благочестия. В храме Божием, чрез постоянное слушание слова Божия, мы получаем познание о Боге, Творце неба и земли, о Его безграничных свойствах – вездесущии, вечности, всемогуществе, премудрости, благости, правосудии; в нем мы воспринимаем спасительные истины о Иисусе Христе, как искупителе рода человеческого от греха, проклятия и смерти, и о Духе Святом, как Освятителе церкви с ее благодатными таинствами. 3десь, при взгляде на иконы святых угодников Божиих, нам представляются подвиги благочестия их, проходит пред нашими глазами вся многотрудная жизнь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но будучи так настроен, я этим отличался [от других], и одержимый смертоносною похотью, я познал, что женщина есть некоторого рода сеть, или что-либо иное в этом роде. Ибо сердце ее уловляет проходящих мимо нее, а если она рукою только прикоснется к руке, удерживает так, как будто она влечет, заключивши в оковы. Только в том случае ты можешь освободиться от нее, если ты снискал милость Божию к себе, и Он блюдет тебя, потому что, кто порабощен греху, тот не уйдет от нее. Искал я среди всех женщин скромности их и не нашел ни в одной. Мужчину благонравного из тысячи можно найти, женщины же – нет. Больше же всего я уразумел то, что люди сотворены Богом правыми по душе, но они сами увлеклись в разнообразные помышления и в бесконечные искания, заявляют притязание на изыскание мудрости и проводят время в занятии ничтожными речами. VIII. Мудрость же, если она оказывается в человеке, видна даже по лицу, так как она освещает стяжавшего ее; как и напротив, бесстыдство изобличает того, в ком оно вселилось, как достойного ненависти, с первого же взгляда. Должно со всем усердием внимать речам царевым и всяким образом избегать клятвы, в особенности клятвы именем Божиим. Впрочем, надлежит [вообще] противостоять худой речи, но [особенно] остерегаться всякого злословия на Владыку. Ибо в самом деле невозможно хулить Его, если Он даже наведет что-либо на тебя, ни противоречить определениям единого Правителя и Царя. Лучше и полезнее, пребывая в священных заповедях, оставаться вдали от лукавых речей. Ибо мудрый муж знает и предвидит, что суд, который будет в надлежащее время, будет праведный. Ибо все дела человеческие в этой жизни ожидают наказания свыше. Только лукавый, кажется, совершенно, не знает что, так как о нем теперь много попечения, то ничто решительно не будет забыто впоследствии. Он не ведает, что потом будет, ибо никто не в состоянии будет возвестить о том по надлежащему, потому что никто не будет так силен, чтобы мог воспрепятствовать ангелу, который будет брать у него душу, и совершенно невозможно найти никакого способа, чтобы отменить время смерти, но подобно тому, как захваченный в самой средине войны видит, что со всех сторон закрыта для него возможность бегства, так и всякое нечестие человека погибает вместе с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

«Когда же предаемся мы (Богом) неискусному уму, – говорит другой святой, преподобный Исаак Сирин , – и начинаем снова творить неподобное, то не будем нерадеть об исправлении жизни, ибо поползновение ко греху и у праведников бывает; но оставаться во грехе – это уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость! Но кто в надежде на покаяние предается греху, тот Божью благодать обращает в потворство ко греху и, тяжко согрешая этим, не достигает того состояния, в котором мог бы очиститься от грехов; так и умирает грешником нераскаянным». Итак, не будем же нерадеть о своем спасении, не будем и отчаиваться в исправлении, в том и другом случае прилагая грехи ко грехам. «Никому не заповедал Господь поступать нечестиво и никому не дал дозволения грешить» ( Сир.15:20 ). «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:8 ) «Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» ( Сир.18:27 ). «Он обратится ко Господу всем сердцем и будет молиться пред лицем Его день и ночь, пока не пройдет беззаконие» ( Пс. 56:3 ); «он будет жив, не умрет; ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» ( Иез.33:15–16 ). Молитвенное обращение к Богу «Везде ищу помощи, – так говорил о себе святитель Григорий Богослов , – и везде поражаемый, опять обращаю взоры мои к Тебе, Боже мой, Светильник душ наших, просвещающий чистые сердца и делающий человека причастником Божества! Умилосердись надо мной, укрепи меня прежде всего в надежде спасения; снабди елеем угасающий светильник в душе моей, да воссияет он новым блистанием, и да войду с ним в вечную жизнь. Избавь меня от скорби и введи в благотишие, ибо Ты уже укротил сердце мое печалию, как всадник укрощает буйного коня, скачущего по дебрям. Довольно искусил меня скорбию, в наказание за грехи мои, и уничижением моей гордыни: ибо нередко благость Твоя делает нас гордыми и надеющимися на себя. Сами бедствия мои могут послужить в научение добрым и худым людям, насколько ничтожна жизнь наша. Но это есть тайна, сокрытая в глубине Твоей премудрости; и потому добро ли, или зло служит в наставление нам, мы должны все принимать за благо, хотя и не можем проникнуть в причины всего случающегося с нами».– На это и Писание указывает: «То, что нечестивцам не дается много времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния» ( 2Мак. 6:13 ), – ибо такие мучения служат их вразумлению, а не погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Григория Богослова , как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери. Достойная славы и величия, как украшенная всем разнообразием добродетелей – этих духовных цветов, Сама Божия Матерь не искала хвалы ни до рождении от Нее Божественного Сына, ни после. Церковное предание свидетельствует, что когда Пресвятая Дева читала в священной ветхозаветной книге пророческие слова: «Се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7, 14 ; Мф. 1, 23 ), то просила Бога, чтобы Он удостоил Ее быть хотя бы последней служанкой у этой великой Девы. Но вот Архангел возвещает, что великой Избранницей будет Она Сама – и в ответ на это благовестие Она называет Себя смиренной послушницей воле Божией: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» ( Лк. 1, 38 ). По рождении Христа Спасителя приходят в Вифлеем пастыри и рассказывают, что им возвестил Ангел Господень о Младенце, затем приходят волхвы и поклоняются Ему как Богу, а праведный Симеон возвещает о Его величии – всё это Божия Матерь слушает со смирением, на всё смотрит смиренно и слагает в Своем сердце ( Лк. 2, 19 ). Не стремилась Она к превозношению и тогда, когда Ее Сын выступил на общественное служение как великий Учитель, Чудотворец, Бог . Мы Ее видим на браке в Кане Галилейской вместе со Спасителем. Но Она не требует от гостей внимания к Себе, а выступает лишь как ходатаица за хозяина, оказавшегося в трудном положении. В другой раз, когда Матерь Сына Божия и братья Его из-за множества слушателей не могли подойти к Нему и дали Ему об этом знать, Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк. 8, 19–21 ). «Говоря таким образом, – рассуждает святитель Московский Филарет, – Господь не отчуждает Матери Своей по плоти, поскольку слышит слово Божие паче других Та, Которая услышала оное прежде других; и творит оное деятельнее других Та, Которая сотворила Ему достойную обитель во чреве Своем. Но, во-первых, Господь возвышает Своим изречением слушающих и творящих слово Божие, и возбуждает к сему спасительному деланию; во-вторых, и Он, в приведенном изречении, сообразуется с собственным правилом Своей Матери, чтобы «не являться человеком», – сколько можно уклоняться от славы человеческой, ища славы Божией; и Он медлит, отлагает явить человекам всю честь и славу Той, Которая есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010