На литургии Прокимен, гл. 4 1. Песнь отцов: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами ( Дан. 3, 26–27 ). Аллилуйя: 1. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его. 2 . Взывали к Господу и Он внимал им ( Пс. 98, 6 ). Причастный: 1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних ( Пс. 148, 1 ). 2. Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословить ( Пс. 32, 1 ). На вечерне Прокимен, гл. 8: Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи. Стихи: 1. От конца земли взываю к Тебе. 2. Покоюсь под кровом крыл Твоих. 3. И я буду петь имени Твоему во век ( Пс. 60, 6.3.5.9 ). Во Неделю вторую Великого поста Память святителя Григория, архиепископа Фессалоникского, чудотворца Тропарь, гл. 8 Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ. Кондак, гл. 8 Учитель веры, отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати». В Неделю третью Великого поста Поклонение Святому Кресту Тропарь, гл. 2 Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ. Кондак, гл. 7: Пламенный меч уже не охраняет врат Едема, он чудесно угашен древом Креста; жало смерти и победа ада уничтожена, ибо явился Ты, Спаситель мой, с призывом к находящимся в аду: «Идите опять в рай». В Неделю четвертую Великого поста Память преп. Иоанна Лествичника Тропарь, гл. 2 Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою приобретя небесные дарования, ты исцеляешь болезни и души прибегающих к тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

[В тот же день] служба преп. Никону Чудотворцу, утреня. Кондак после песни 6-й канона: «Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас» . Наставление ученика и руководство им ко спасению должно иметь целию усвоение его Христу до полного порабощения и послушания Ему. Канон, песнь 8-я, тропарь 5-й Божией Матери: «Мати Божия Всенепорочная, души моея язвы исцели, сласти утоли плоти моея, омраченное сердце мое просвети…» Сласти плотские есть язвы души, омрачающие сердце, приводящие в смятение ум и позволяющие врагам причинять нам напасти. Ноябрь, день 20-й, утреня. Канон 2-й преп. Григорию, песнь 1-я, тропарь 1-й: «Умерщвленную сластьми телесе, смиренную мою душу твоими молитвами оживи, блаженне Григорие: жизнь бо ныне приял еси нестареющуюся, умертвив яже на земле уды, преподобне, постническими подвиги» . Душа воздерживается от сластей телесных чистотою ума. Песнь 6-я, тропарь 2-й: «Молчаливо твою жизнь совершил еси, Боговдохновенне (молчание души и ума), мятежей житейских явился еси больший, и страстей вышний, и земле всея странен же и пришлец» . Вот каково должно быть духовное состояние христианина. Песнь 7-я, тропарь 1-й . «Слез пролияньми греха огнь погасил еси, безстрастия же воду и врачеваний чистое песнопоющим точиши, Григорие: благословен Бог отец наших» . Огонь греха [страстей] погашается молитвенными слезами [покаяния] ( Лк. 11:9–13 : И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него); песнь 9-я, тропарь 1-й: «Постническими труды греха угасил еси углие» , то есть телесные труды, соединенные с воздержанием, лишают нашу плоть силы вредить душе, как угли без огня не могут жечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Чудотворец – 1) одно из имен Божьих, указывающих, в частности, на то, что Бог может творить и творит чудеса, когда хочет и какие хочет (3Макк.6:29); 2) обладатель Божественного дара чудотворений ( 1Кор.12:28-29 ) (чудеса совершаются через него (например, по его молитве) силой Божьей, когда это угодно Богу, соответствует целям Божественного Домостроительства); 3) представитель лика святых, через которого совершались/совершаются чудеса. Являются ли чудотворцы особым разрядом святых? Имя «Чудотворец» усвоено в Церкви некоторому множеству святых (как то: Григорий Чудотворец , Николай Чудотворец и пр.). Однако из этого не следует, что Бог совершал чудеса только через этих святых и не совершал через других. В принципе, чудеса совершаются и по молитвам к другим святым, хотя, надо сказать, не каждый оказывается готов воспринимать чудо, как чудо (например, чудо исцеления «неизлечимого» больного после молитвенного обращения к святому (об исцелении) может быть воспринято им не как чудо, а как естественное оздоровление организма). Встречается ли слово «чудотворец» в Библии? В Священном Писании слово «чудотворец» встречается дважды. Первый раз – в Ветхом Завете: «Оставив жалостнейшую песнь плача, они начали песнь отцов, восхваляя Спасителя Израилева и Чудотворца Бога, и, отвергнув все сетование и рыдание, составили хоры в знамение мирного веселья» (3Макк.6:29) и второй раз – в Новом Завете: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» ( 1Кор.12:28-31 ). Всякий ли «творящий» «чудо» – святой? Не всякий. Возможны и ложные чудеса. К таким «чудесам» можно относить явления или события, которые хотя и не поддаются объяснению на основании знаний естественных законов мироздания, однако не являются результатом сверхъестественного проявления Божественной силы (наши знания об этих законах ограничены).  Подобные «чудеса», при попущении Божьем, в состоянии производить демоны, такого рода чудеса будет производить, при содействии демонических сил, и антихрист.  Многие святые, в частности, Макарий Египетский и  Иоанн Кассиан , учат, что дьявол способен сотворить «чудо». С другой стороны, Бог силен совершить чудо и через грешников. Могут ли святые чудотворцы помогать по своем преставлении?

http://azbyka.ru/chudotvorec

Днесь чин ангельский радостно воспевает хвалебные песни, и свет пришествия Христова воссияет верным. Днесь радостная для нас весна, Христос – Солнце правды осиял нас ясным светом и озарил умы верных. Днесь Адам обновлен и вознесенный на небо ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святаго Духа к людям. Днесь божественная благодать, надежда невидимых, освещает чудеса, превышающие разум, и явственно открывает нам от века сокровенное таинство. Днесь сплетаются венцы неизсякаемой добродетели. Днесь Бог , хотящий увенчать священные главы любящих слушать и почитающих празднества, призвал любителей непоколебимой веры как званных и наследников, и Горнее Царство поспешает призвать мудрствующих небесное, чтобы приобщить их к божественному служению бесплотных ликов. Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: «да веселятся небеса и да торжествует земля ... да возрадуются поля и ... все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет» ( Псал. 95, 11–13 ). Давид говорит [просто] деревья, а предтеча Господень называл деревья, «приносящия плоды достойные покаяния » ( Лк.3:8 ), скорее же – пришествия Господня. Господь же наш Иисус Христос возвестил неизсякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: «увижу вас , и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16:22 ). Днесь ясно возвещается нам преславное и неизреченное таинство христиан, добровольно запечатлевших свою надежду на Христа. Днесь Гавриил, предстоящий Богу, приходит к Деве непорочной, благовествуя ей: «радуйся, Благодатная» ( Лук. 1:28 ). Она же помышляла в себе, что бы это было за приветствие. Ангел без замедления присовокупил, говоря: «Господь с Тобою» ( Лук. 1:28 ); «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога . Итак, Ты зачнешь во чреве и родишь Сына, и нарекут имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется. И даст ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и будет царствовать в доме Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как это будет со Мною, когда Я мужа не знаю?» ( Лк.1, 30–34 ). Останусь ли я и далее девой? Не будет ли нарушено достоинство девства? Когда Святая Дева недоумевала о сем, ангел возвещает ей сушность своей речи, говоря: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим» ( Лук. 1, 35 ). Ибо что оно есть, тем действительно и наречется.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Красота девства Скачать epub pdf Высота подвига девства Известно, что «плоть желает противного духу» ( Гал.5:17 ); но когда похоть плоти умерщвляется, тогда и дух умиротворяется, водворяется спокойствие в сердце. Удовлетворение же злой похоти помрачает ум, ожесточает сердце, ввергает душу в уныние и делает человека грубым и несмысленным. Исполнения похотей – начало скорбей, печалей и воздыханий; отсюда истекает источник того зла, в котором лежит весь мир ( 1Ин.5:19 ). Потому блажен тот, кто возлюбил девственную жизнь: он и на земле увидит блага Господни, в сей юдоли слез найдет благодать от Бога. Девство служит благом и для дев, избавляя их от необходимости быть в подчинении у мужа и в болезни рожать детей (см. Быт.3:16 ). Кто ищет подвижнической жизни, тому советует апостол Павел хранить свое девство, как лучшую преграду от зол мира сего: «хочу, чтобы вы были без забот: ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:32,7 ). Блажен, кто не связан узами брака, крепчайшими из всех, какие налагает мир сей. «Жизнь безбрачная, – по слову святителя Григория Богослова , – есть начаток будущей жизни; в ней человек, не имея нужды в помощнице, склоняющей его к пагубной снеди, посвящает частные желания свои одному Богу». И Писание говорит: «Хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор.7:1 ); однако же – не все вмещают слово сие, Господь сказал, но кому дано ( Мф.19:11 ). Представляя девство дарованием высоким и не для всех доступным, Господь никого не отстраняет от него, но тем самым еще более привлекает к нему любителей Божественных даров. Непорочное девство есть не иное что, как ангельское состояние, по слову Господа: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, они равны Ангелам» ( Лк.20:34–36 ). Девственники здесь еще начинают быть тем, чем праведники будут в царствии Христовом. Они имеют многие преимущества перед вступившими в брак: свободные от мирских попечений, они могут всегда заниматься единым на потребу (см. Лк.10:42 ). Так как их сердцу на земле нечем услаждаться, то они сильнее начинают любить Бога и пламеннее желать небесных благ. Как Ангелы, сильные крепостью, исполняют легко волю Господню, так и девственники, одаренные духовной силой, не боятся подвигов духовной жизни, скорбей и лишений. Потому и святитель Иоанн Златоуст сказал: «Девство может насадить в нас добрый корень, произращающий все блага: свободу, мужество, горячую ревность, пламенную любовь к небесному, презрение ко всему земному».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй. Достоинство девства ...девственники,сии суть первенцы Богу ( Откр.14:5 ). Первобытное состояние человека, данное ему от Бога, было девственное; и хотя Бог создал и жену и велел плодиться и размножаться, но тогда уже, когда Адам увидел у скотов мужеский и женский пол, и захотел им уподобиться (Ср. Быт.2:20 ). При таком-то вот желании нехорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), и лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:9 ). Зато скоро первый человек, будучи еще невинным, в угодность своей жене, сделался непокорен Богу, навлек на себя проклятие и стал доставать себе пропитание в поте лица. Если таково следствие женитьбы, то и оказалось человеку, что лучше не жениться ( Мф.19:10 ). Лучше и потому, что грешный человек и плодит и множит теперь одних грешников, из коих едва кто спасется, тогда как многие пойдут в муку вечную. Лучше и потому еще, что неженатый заботится об одном – как угодить Господу; а женатый более о мирском – как угодить жене ( 1Кор.7:32, 33 ). Попечение же о мирском производит смерть ( 2Кор.7:10 ), как сказано, – отвращает душу от Бога, заставляет забывать Его. А Писание ясно говорит: пойдут в ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), – ибо помышления плотские суть смерть души ( Рим.8:6 ); и их конец погибель, кои мыслят о земном ( Фил.3:19 ). Впрочем, если и женится человек, не согрешит в этом деле, и если девица выйдет замуж, не согрешит; но таковые будут иметь скорбь по плоти ( 1Кор.8:28 ), да и не в силах будут служить Господу без развлечения. Известно, что плоть желает противного духу ( Гал.5:17 ); но когда похоть плоти умерщвляется, тогда и дух умиротворяется, делается спокойствие в сердце. Удовлетворение же злой похоти помрачает ум, ожесточает сердце, ввергает душу в уныние и делает человека грубым и несмысленным. От исполнения похоти плотской берется у нас начало скорбей, печалей и воздыханий; отсюда истекает источник того зла, в котором лежит весь мир (Ср. 1Ин.5:19 ). Потому блажен, кто возлюбил девственную жизнь: он и на земле увидит благая Господня, в сей юдоли слез обрящет благодать от Бога и человеков. Особенно великим благом девство служит для дев, избавляя их от Божьего приговора – быть в подчинении мужу и в болезни рождать детей (Ср. Быт.3:16 ). Кто ищет блаженной жизни, тому советует апостол Павел хранить свое девство, как лучшую преграду от зол мира сего: хощу, говорит он, вас беспечальных быти, – да вси человецы будут якоже аз ( 1Кор.7:31, 7 ). Блажен, кто не связан узами брака, крепчайшими из всех, какие налагает мир сей на сынов века сего. «Жизнь безбрачная, – по слову Григория Богослова , – есть начаток будущей жизни; в ней человек, не имея нужды в помощнице, склоняющей его к пагубной снеди, посвящает чистые желания свои одному Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ 4-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Об исцелении слуги сотника   Однажды Иисус вошел в Капернаум. В этом городе жил один сотник (начальник ста солдат), у которого любимый слуга сильно занемог. Сотник много слышал о чудесах Иисуса. Он просил помощи у Спасителя, но не смел позвать Его к себе, считая себя недостойным принять Его в дом свой. Сотник этот был язычником, но любил иудеев и помогал им. Старейшины иудейские просили Спасителя: «Посети его, он достоин такой милости: любит народ наш и построил нам синагогу». (Синагогами назывались дома, куда собирались для слушания Священного Писания. Почти в каждом городе были синагоги, а храм во всей Иудее был только один – в Иерусалиме.) Спаситель пошел к сотнику. Дорогой Он встретил его друзей, которые передали Ему просьбу сотника: «Не трудись, Господи, ибо я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой. И себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Я сам человек подвластный; однако, когда я даю приказание моим подчиненным, меня слушаются; Тебе же все подчинено». Иисус, услышав слова эти, обратился к иудеям, которые Его окружали, и сказал им: и в Израиле не нашел Я такой веры ( Мф. 8, 10 ). Посланные возвратились домой и нашли, что больной уже выздоровел. Как добр и любезен римский начальник к своему слуге! Не худо и нам, христианам, поучиться у этого сотника доброму отношению к служащим. Смотрите, какое расположение, какую заботливость он проявляет к своему слуге. Вот заболел этот слуга; недуг приковал его к постели, исчезла уже всякая надежда на выздоровление, смерть уже готова сделать его своей жертвой. Видит все это сотник и с болью сердца сознает, что ни сам он и никто другой не может помочь его слуге. Но вот он слышит, что в город пришел великий чудотворец, и в душе его зажглась искра веры и надежды. Сотник забыл все: и богатство, и свое высокое положение, и мнение о себе единоверцев (язычников), – с одной заботой о больном слуге молит он Спасителя об его исцелении. Да, иной отец с такой любовью не отнесся бы к сыну, как сотник к слуге своему. О, если бы и у нас, христиан, было такое отеческое, любвеобильное отношение к служащим! Но, к несчастью, не так бывает у нас на самом деле. Холодно, безучастно относится большая часть хозяев к своим служащим. Они смотрят на служащих, как на рабочую силу. Пока те здоровы и усердно работают, до тех пор они и хороши. А сделался почему-либо служащий неспособен к своему делу, по старости или по внезапной болезни, – мы спешим поскорее удалить его от себя. Немногие из нас постараются потерпеть его, пригласить врача; а посетить в больнице – это редкое явление. А между тем как это дорого для больного служащего! Мало хозяева делают добра служащим и в других случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

К Семену Григорьевичу Чернову С. Г. Чернов, ученик архим. Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании курса приглашен был к Д. Т. Мизко в домашние учителя. Узнав о том, архим. Макарий в особом письме к нему, выразил свои чувства и свои пожелания, вызванный расположением к семейству Мизко. В издании 1860 г. (I, 230−239) имена членов этой семьи и самого Чернова, или опущены, или скрыты под инициалами. Восстанавливаются они по копии с оригинала, засвидетельствованной С. Г. Черновым, и хранящейся в библиотеке Казанской дух. семинарии. 24 Слышу, что ты по милости Божьей, благополучно кончил период училищного образования, и Божьим, так же о недостойных нас, благоволением введен в действительную службу, для которой всеблагий Промысл Его дал тебе жизнь, таланты и воспитание. Сей слух, коснувшийся струн моей души звуком однообразным, какие по временам воспоминание о тебе производило, новые тоны дал, которых эхо в чтении сем да услышится сердцем твоим, или чтоб пожелать тебе дарования высшего, да откроет в тебе Господь духовное слышание слова Его, которое есть дух и жизнь, сей доброгласной гармонии и чудотворной, которая отверстые для нее ушеса сердца пленяют, и они закрываются для слышания нестройных сопелей лежащего во зле мира сего. Очи начинают смеживаться, отвращаясь от суеты, в то время скучной и тягостной, глава Богословесная склоняется на перси Иисуса Христа, все помышления и чувствия совокупившись, покоятся в мире Божьем превосходящем всякое разумение, и сердце, прилепившееся к сердцу Иисуса Христа, внимает заветному слову любви и истины: «Я есмь истинная виноградная Лоза, и Отец Мой виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, он отсекает, и всякую приносящую плод очищает, чтобы более принесла плода. Будьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, ежели не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот много приносит плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и горят. Тем прославится Отец Мой, если вы много принесете плода, и тогда вы будете Моими учениками».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы веры раннего христианства Свидетельства веры ранней Церкви: Апостольский Символ веры, выдержки из творений Иринея Лионского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, Дионисия Римского. Символы веры раннего Христианства Символ веры — краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином. Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей: – Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т. е. вера в Троицу. – Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения. – Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение. – Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем. Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из–за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры. Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь — это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это — дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4 :2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова. Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух — это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух . Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010