И мудрость моя пребыла со мною. Во всех предприимчивых начинаниях и в великом обогащении Соломон не терял головы. Мудрость его оставалась с ним. По св. Григорию Нисскому это означает, что Соломон «мудростию испытывал всякое промышление наслаждения». О, если бы и мы могли мудростью свыше испытывать все наши наслаждения! А по аллегории блж. Иеронима, если Екклесиаст – образ Христа, то это означает, «что мудрость оставалась у Него и во время пребывания Его во плоти». Ещё в детстве Иисус преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2:52 ). Приняв человеческую немощь, Господь сохранял в Себе божественную мудрость. Что бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им… И всё это, говорит св. Григорий Нисский , не к счастью привело Екклесиаста, а к решительному утверждению о человеческой жизни, «что всё суета: и то, что чувство видит, и то, что предначинается людьми для веселия». По духовной аллегории блж. Иеронима: " И всё, чего ни просили глаза мои, я не отнимал у них… Очи души и порывы ума стремятся к созерцанию духовному, а грешник, не зная сего созерцания, возбраняет сердцу своему истинное наслаждение». Но вот и результат: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои… и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Нет пользы (итрон) под солнцем, поясняет св. Григорий Нисский , «ибо вся сила и действенность чувств имеет пределом жизнь под солнцем; преступить этот предел и постигнуть разумением блага превысшие естество чувственное не в состоянии». Низок чувственный потолок, к высшему, вечному и остающемуся итрон не дотянуться. О том ещё отчётливей говорит в своей христианской аллегории блж. Иероним: «Христос – в солнце положил селение свое ( Пс. 18:6 ), Следовательно, кто ещё не достиг до света, порядка и постоянства солнечных, в том Христос не может ни обитать, ни изобиловать». Глупый и мудрый – одинакова ли их участь? Великий предприниматель потерпел крах души. При всех блестящих достижениях душе его досталась суета и погоня за ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, сначала, в ответ на речь Господа о Его всемогуществе, Иов, постигший сотериологическое значение всесилия Творца для грядущих судеб человеческого рода, с готовностью признаёт такое Божественное всемогущество: И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено ( Иов. 42:1–2 ). Замечу, что в версии Септуагинты 2-й стих 42-й главы выглядит несколько иначе, чем в синодальном переводе: Ибо кто таит от Тебя намерения, щадит слова и думает утаиться от Тебя? ( Иов. 42:2 ; Септуагинта). По свидетельству Олимпиодора, пользующегося в своем толковании этим переводом, Иов уже научен Самим Богом Господнему всесилию. Теперь Иов «знает необоримую силу Господа и что нет ничего невозможного для всемогущей силы Божьей». При этом страдалец как бы говорит здесь Богу: «Но я знаю и то, что Ты ведаешь о наших намерениях и знаешь все помышления, и нет никого, кто может скрыться от Твоего надзирающего за всем ока» 1109 . А затем Иов произносит свои последние – важнейшие, итоговые – обращенные к Богу слова: Выслушай, [взывал я,] и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне, Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле ( Иов. 42:4–6 ). Святитель Григорий Великий отмечает хорошо заметную парадоксальность первых слов этого обращения Иова к Господу. При этом Двоеслов пользуется здесь чтением Вульгаты: Услышь, и я буду говорить, спрошу Тебя и ответь мне ( Иов. 42:4 ; Вульгата). По замечанию святителя Григория, из этого текста прямо следует, что Иов призывает Господа услышать его еще прежде, чем страдалец что-либо произнесет. Он как бы просит Творца: сначала услышь меня, а уж затем я стану к Тебе говорить. В связи с этим святитель Григорий припоминает адресованные Богу слова из Псалтири: «Я воззвал, потому что Ты услышал меня ( Пс. 16:6 ; Вульгата). [Ведь] не сказал Псалмопевец «Ты услышал, потому что я воззвал», но [напротив, сказал:] «воззвал, потому что Ты услышал меня " » 1110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его ( Иов. 40:26–27; 41:1–2 ). По мысли святителя Григория Великого , Господь здесь «как бы открыто говорит [Иову]: «ты хочешь обуздать его своею собственной силой " » 1090 ? Ясно засвидетельствовав перед праведником невозможность такой его победы над диаволом своими силами, Бог, по убеждению Оригена , научает Иова и тому, что в грядущем «при помощи Божественной силы мы сможем... умертвить» сатану, будучи христианами. И «каждый из нас умерщвляет, насколько ему возможно, дьявола, согласно слову апостола: Бог же сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим. 16:20 )» 1091 . Вместе с тем, по мысли святителя Григория Великого , всем ходом Своей предшествовавшей речи о левиафане Бог предуказует и на Собственную будущую – еще очень далекую – окончательную победу над диаволом: она должна совершиться при наступлении Судного дня. Именно тогда сатана «будет повержен на виду у всех: ибо когда среди страха предстанет Судия вечный, когда будут [с Ним] легионы Ангелов, когда все служение Сил Небесных будет [при Нем], когда приведены будут все избранные на это зрелище, вот тогда этот свирепый и жестокий зверь приведен будет в цепях посреди всех и со всем телом его, то есть со всеми порочными, предан будет вечному пламени геенны, когда Он [Господь] изречет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 24:41 )» 1092 . Затем Господь говорит и о Собственной мощи, способной легко одолеть сатану; никто не способен устоять перед силой Божией: кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое ( Иов. 41:2–3 ). Святитель Григорий Великий , комментируя Самосвидетельство Господа Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? ( Иов. 41:3 ), подчеркивает, что все то доброе, что существует в мире, и все то благое, что пребывает в глубинах нашего сердца, безусловно принадлежит Богу. Но в то же самое время святитель Григорий напоминает нам и о другой очень важной истине: без свободной воли человека, без его личного стремления к благу ничего нравственно доброго в нас быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Как точно эти слова относятся к крещению! Крещаемые в наше время, как правило, и не думают, что они что-то обещают. Все хотят быть крещёнными, но ничего не собираются исполнять из того, что не задумываясь обещали. Бог не благоволит к глупым; что обещал, исполни! Потому Бог гневается на слово крещаемых и разрушает дело рук их. Слово о власти Философ, всю жизнь восседавший на царском престоле, а теперь нищим скитающийся среди народа, видит связующую цепь власти от притеснения бедных до венценосного царя. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Всё идёт по цепочке: бедный – высокий – высший – ещё высший – царь. если царь, заботящийся о стране , то и бедный не притеснён, и в суде правда. Если же бедному притеснение и на суде правда нарушается, то каковы власти и каков царь?! Раши в словах Екклесиаста находит не только сочувствие бедным и притеснённым, но и долготерпение Божие над неправедными правителями. «Не удивляйся воле Вездесущего, ведь Он обычно проявляет долготерпение. Ибо Вышний над Вышними хранит – ждёт, пока не переполнится мера» 5, 7]. Св. Григорий Чудотворец причину печального состояния в обществе находит в отсутствии страха Божия: «Страх же Божий спасителен для людей, но он редко обнаруживается» 5]. Ещё св. Григорий отмечает, что должно признавать имеющуюся соподчинённость в иерархии. «Должно же далее отвращаться от того, чтобы не казаться большими тех, которые обладают большею властью» [там же]. Св. Афанасий Великий не раз вынужден был бежать с Александрийской кафедры ввиду гонений от ариан. Ариане порицали его при этом за трусость. Св. Афанасий оправдывал это своё уклонение от руки гонителей ради торжества правой веры. «Посему не порицания достойно и не бесполезно бегство святых. Если бы не уклонялись они от гонителей, то как бы Господь воссиял от семени Давидова?.. И Екклесиаст, зная злоумышления на благочестивых и говоря: Аще обиду нищего и расхищение суда и правды увидеши в стране, не дивися о вещи: яко высокий над высоким надзиратель, и высоции над ними… – имел отцом своим Давида, который опытно знал тяжесть гонений» Защитительное слово 12, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё, п. 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Беседа о кончине мира и втором пришествии Иисуса Христа Продолжая беседу, Иисус перешел к ответу на вопрос о кончине мира и Втором Пришествии Своем. Апостолы, конечно, желали знать, когда именно последуют эти знаменательные события, но Иисус сказал им, что о дне... том и часе никто не знает, ни даже Ангелы небесные, а только Отец Его один (Мф. 24, 36); но чтобы они не думали, что это может совершиться скоро, Он сказал, что это будет не только не ранее разрушения Иерусалима (после скорби дней тех), но даже не ранее того времени, когда учение Его станет известным всем народам, населяющим землю. О дне и часе второго пришествия Положим, что люди не должны знать с точностью дня Второго Пришествия Иисуса Христа, так как должны быть готовы во всякое время встретить Его; ангелы могут не знать этого, но как же Иисус говорит, что знает это только Отец Его? Как может не знать этого Он Сам, если Он в Отце и Отец в Нем? Если Евангелист Матфей и умалчивает о неведении Сына Человеческого, зато Евангелист Марк передает слова Иисуса так, что недоразумений быть не может, о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32). Как же может не знать об этом Тот, Кто придет судить род человеческий? Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос так. «Словами — ни Ангелы — Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами Ангелы; словами же — ни Сын — возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом. А что слова эти сказаны Им с этим именно намерением, узнай из того, как Он, по Воскресении, с большей силой воспретил им любопытство» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 77). В книге Деяний Апостолов говорится, что когда Христос перед Вознесением Своим явился Апостолам, то они спросили Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» А Он ответил им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). По мнению Василия Великого, смысл сказанного Иисусом (по Евангелию Марка) таков: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные; не знал бы и Сын, если бы не знал Отец; по тому что от Отца дано Ему ведение» (Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. С. 159). А Григорий Богослов по этому поводу говорит: «Как Сыну, Который подробно знает, что будет пред последним часом и как бы во время конца, не знать самого конца? Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как Человек» (Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 3. Второе слово о Боге Сыне. С. 76). Соглашаясь с этим мнением, блаженный Феофилакт говорит: «Он (то есть Христос), как Бог, знает, а как Человек не знает времени Своего пришествия» (Блж. Феофилакт. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Через исследование природы    Для христианина, который верует в то, что весь мир сотворен творческим Божественным Словом, вселенная открывается как Откровение вечных Божественных логосов, т. е. Божественных замыслов о мире, и его различных составных частях. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, присутствующие в мире: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс.18:2). По словам преп. Иоанна Дамаскина, сам мир, его «сохранение и управление возвещают величие Божества».    В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. Например, по учению ап. Павла, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20). Уже в Ветхом Завете содержится осуждение тех, кто не может познать Бога, исходя из видимых совершенств творения: Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника (Прем.13:1).    Можно привести целый ряд святоотеческих свидетельств, в которых свв. отцы высказывают свою убежденность в возможности познания Бога на основании исследований Его творений.    Свят. Афанасий Александрийский: «Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познать и Вождя твари...»    Свят. Василий Великий: «Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою».    Свят. Григорий Нисский: «По явленной во вселенной премудрости можно гадательно видеть Сотворившего все премудро».    В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является христианкой.    Свят. Григорий Богослов писал: «Есть Бог — творческая и содержательная причина всего; в этом наши учители — и зрение, и естественный закон, — зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой... естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде оного».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

47 Ср. Эккл. 1:2: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,все суета!»; Эккл.1:14: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,все суета!»; Эккл.2:11: «И вот, все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!». 49 Корректная этимология. Cp. Ernout A. MeiUet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. Paris, 1959. P.306. 51 Cm.: Aug. De civ. Dei.XIX. 19 c незначительными расхождениями (Лициниан не приводит подробный разбор этимологии слова “episcopus», содержащийся уАвгустина). См.также: Аврелий Августин . О граде Божием/пер.Киевской духовной академии. Минск, 2000. 54 Об этом писал Григорий в первой главе «Пастырского правила» Cm.: Greg. Magn. Reg. past. 1.1. Cp. постановления ІТоледского собора 653 г. Conc.Tolet. IV (a.655). Can. 25: «Sciant igitur sacerdotes scripturas sanctas et canones...». 55 Cp.: Greg. Magn. Reg.past. 111.27. Идеи Григория получили в Толедском королеваве законодательное оформление. Так, учааники І Толедского собора 653 г. проходившего под председательством Исидора Севильского , запретили посвящать в епископский сан женившегося повторно,а также женатого на вдове или разведенной. Cm.: Cone.Tolet. IV (a.655). Can.19 De ördinatione episcopöruiv: “...qui non promoveantur ad sacerdotium ex regulis canonum necesario credimus inserendum: id est... qui secundae uxoris coniunctionem sortiti sunt aut numerosa coniugia frequentarunt, qui viduam vel marito relictam duxerunt aut corruptarum mariti fuerunt, qui concubinas ad fornicationis habuerunt...“. 57 Поскольку, как явавует из письма Лициниана, в Испании было очень мало не только образованных людей, но и элементарно умеющих читать, об основных догматах веры люди узнавали из проповеди священника. По всей видимости, и обучение священников тоже проводилось в устной форме. 66 Аллюзия на Пс.83:68 . В синодальном переводе такой фразы нет, там сказано: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе,проходя долиною плача,они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Григорий. Должно знать, Петр, что от шести причин входят в душу образы сновидений. Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Св. Писания. Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: «многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» ( Сир 34.7 ). Также: «не ворожите, не гадайте по снам» ( Лев 19.26 ). Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: «сновидения бывают при множестве забот» ( Еккл 5.2 ). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то Иосиф не видел бы во сне своего превознесения пред братьями ( Быт 37.1 ); и Ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать во Египет, взявши Младенца ( Мф 2.1 ). Опять, если бы иногда не происходили сны от размышления и откровения вместе, то пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора, не полагал бы основания ему в размышлении: «ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет» ( Дан 2.29 ), и несколько ниже: «тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его». ( Дан 2.31 ), и пр. Итак, когда Даниил с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностью, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают самый голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа, и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью. Глава сорок девятая. Об одном муже, которому во сне была обещана продолжительная жизнь, но в скором времени прервана смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Наше постоянное разглагольствование привязывает нас к временному и далеко отводит нас от Бога. И Исаия справедливо осудил в себе это и раскаялся, когда, увидев Господа воинств, воскликнул: и сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. ( Ис 6.5 ). Потом, присовокупив: посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, он объяснил, почему имел нечистые уста. Он скорбел о нечистоте уст своих, но сказав, что живет среди народа, имущего нечистые уста, показал, откуда и он заимствовал свою нечистоту. Ибо трудно, чтобы разглагольствование о мирском не осквернило своим прикосновением нашего ума. Сначала, увлекаемые только слабою привычкою, мы дозволяем себе немного поговорить о мирском. Потом уже с некоторым удовольствием поддерживаем эту недостойную нас болтливость, так что, наконец, не можем и отрешиться от того, что прежде позволяли себе по увлечению, как бы из снисхождения. Таким образом, от празднословия мы переходим к словам вредным, от легкого – к тягчайшему, и молитва из уст наших тем менее приемлется всемогущим Богом, чем более они оскверняются неразумным пустословием, потому что в Писании сказано: кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость ( Притч 28.9 ). Что же удивительного, если молитвы наши нескоро доходят до Бога, когда мы сами лениво исполняем заповеди Господни или даже вовсе не исполняем? И что удивительного, что молитва Флоренция скоро была услышана Богом, когда святой сам постоянно внимал заповедям Господним? Петр. Ничего нельзя возразить против твоих объяснений. Григорий. Евтихий же, спутник вышеупомянутого Флоренция на стезе Господней, стяжал великую славу своими чудесами по смерти. Сограждане его рассказывают много чудес; но особенно замечательно чудо, которому благоволил всемогущий Господь постоянно совершаться во времена лонгобардов чрез одежду святого. Ибо всякий раз, как в той стране наставало бездождие и от сильного зноя земля подвергалась продолжительной засухе, сограждане святого, собравшись вместе, обыкновенно брали его одежду и с молитвами возносили ее пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Правилом сего святого было: ничего не иметь и ничего не искать в сем мире; во всех, по любви приходивших к нему, возжигать желание жизни вечной, а для тех, о грехопадениях которых он знал, не щадить обличений, но, как требовала его горячая любовь, со всею строгостью поражать их словом. Жители ближних и отдаленных мест установили обыкновение ежедневно по очереди посылать к святому разные приношения для раздачи всем, приходившим к нему. Однажды какой-то богатый человек, именем Картерий, одержимый нечистою похотью, похитил одну инокиню и сочетался с нею беззаконным браком. Узнав об этом, человек Божий, через кого мог, посылал Картерию должные обличения. Этот со страхом сознал свое преступление, но никак не смел явиться к человеку Божию, чтобы не услышать от него тех строгих обличений, какие он делал обыкновенно согрешавшим, а послал ему от себя дары, вместе с приношениями других, чтобы святой, по неведению по крайней мере, принял их. Но когда Мине принесли все эти дары, он сел и молча начал рассматривать каждый из них особо. Отобрав и отложив в сторону все другие приношения, он, по откровению, узнал дары, присланные Картерием, и, отбросив их с презрением, сказал: «Пойдите и скажите ему: ты похитил дар Божий, а мне посылаешь! Не принимаю я от тебя приношения, потому что ты похитил дар у Бога». Эти слова, показывавшие, какое точное понятие имел человек Божий об отсутствующем, привели всех тут бывших в большой страх. Петр. Я думал, что многие из этих святых были бы мучениками, если бы жили во времена гонений. Григорий. Есть два рода мученичества, Петр: одно – внутреннее, другое – внешнее, и если не будет внешнего гонения, может быть мученичество сокровенное, когда душа сгорает готовностью на мучение. Что мученичество может быть и без видимого страдания, это засвидетельствовал сам Господь в Евангелии, когда сынов Зеведеевых, по немощи ума своего просивших у него высших мест, спросил: можете ли пить чашу, которую Я буду пить. Они говорят Ему: можем. Господь сказал обоим: чашу Мою будете пить, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим ( Мф 20.22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010