Елиуй говорит об этом так: Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах ( Иов. 34:10–15 ). Как поясняет сказанное здесь Елиуем святитель Григорий Великий , «что Он [Бог] благочестиво создал, того не устроит бессердечно; Тот, Кто позаботился о несуществовавшем, чтобы оно было, не оставит того, что создано. Тот, Кто был Первопричиной творения, присутствует, чтобы управлять, и Он не оставляет Своей заботы о нас» 957 . Затем Елиуй вновь начинает горделиво превозноситься над Иовом: Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим ( Иов. 34:16 ). Святитель Григорий Великий отмечает, что Елиуй, как и все надменные люди, даже высказывая важные и верные суждения, неизбежно впадает в грех гордыни, предпочитая при этом лишь собственное мнение суждениям других; на словах он превозносит одного себя, какими бы достоинствами при этом ни обладали окружающие 958 . Далее ( Иов. 34:17–20 ) Елиуй поясняет смысл собственных суждений с помощью примера из общественной жизни. Мы, живущие на земле, никогда не смеем прямо обвинить в грехе царей или князей, ибо мы их боимся, так как бессильны перед их властью. Тем более нам не пристало винить в чем-либо Бога. Божественное же правосудие в отношении любого из людей – нелицеприятно. Богу некого страшиться, опасаться. Ему нет нужды в отношении кого-либо «дипломатничать», ибо Он превосходит в Своем могуществе любого из сильных мира сего. Он не смотрит на то, богач ли перед Ним или бедняк, потому что, вне зависимости от их звания и общественного положения, все они – творение Его рук. Все они целиком и полностью зависят от Божественного решения, от Его могущества, перед которым не в силах устоять ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1: 30, 34, 35 ); «Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, Плод безмужной матери нетленен…» (Великий канон св. Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 9); «О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия…» (Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою ЕЕ, именуемой «Неувядаемый Цвет»); «Спасителя Христа непостижимо уму родившая, облагодатствованная Богом, молю тебя ныне я, раб Твой, чистую – нечистый…» (Канон ко святому причащению. Песнь 7. Богородичен); «Бог воплотился от чистой крови Твоей…» (Канон ко святому причащению. Песнь 8. Богородичен). «И Слово, не потерпев изменения, стало плотью: от Святого Духа и святой Матери… зачатое в непорочной утробе Девы не от желания или похоти, или соединения с мужем, или рождения, связанного с удовольствием, но от Святого Духа и первого Источника Адамова…» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 193); «И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышняго Бога, Сын Божий, единосущный со Отцем, осенил Ее, как бы божественное семя, и из непорочных и чистейших Ея кровей образовал Себе плоть… не по образу рождения чрез семя, но творческим образом, чрез Святаго Духа….» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 194); «Итак, возлюбленные, Спаситель рождается не из семени плоти, но от Святого Духа, поэтому Его не коснулось проклятие первородного греха» (свт. Лев Великий ) (цит. по 98: 53); «Ибо где не было излияния отцовского семени, там рождение не смешалось с грехом» (свт. Лев Великий ) (цит. по 129: 116); «Если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы Новым Человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих» (свт. Григорий Палама ) (цит. по 129: 115 со ссылкой на: Афанасий (Евтич) , иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина //Православная мысль. Париж, 1971. 14. С. 56);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ведь всякий подчинённый любит подражать начальствующему; как это сказал великий богослов Григорий. Притом, по каким законам будут судить, как сам Папа, так и архиереи его, когда они совсем отвергли божественные правила святых соборов, и не имеют не только благоухания духовной жизни, но и признака её, и еретичествуют во многом? Поистине, они наполнят церковь смутами и соблазнами. Но не сольются неслитности, не спрядутся непряди. Ибо какое сродство у правды и беззакония, или, по слову божию, какое общение у света и тьмы, у православных и, еретиков, от которых мы должны всецело удаляться? И древне сам Бог заповедал, говоря: «измите лукавого из среды вашей». А вот это изречение, – если соблазнит тебя око твоё, исторгни его, – и дальнейшее изречение о прочих соблазняющих членах, к кому другому лучше подходит, как не к Латинам? И Павел, великий от того, что глаголал чрез него и в нём Господь, то же самое представляет на вид, говоря: «Еретика человека после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден». ( Тит.3:10–11 ) И ещё: «Уклоняйтесь от всякого, нечисто ходящего и не по преданию, которое принято от нас». И в других строках Павел запрещает даже есть вместе с ними. Согласно с ним и богоносный и великий отец наш Игнатий предохраняет нас от еретиков, этих человекообразных зверей. Если же мы не должны не только принимать их к себе, но и встречать, если не велено нам и пищу вкушать вместе с ними, даже приветствовать их во избежание общения с ними: то как признать их первыми, и судьями православных церквей, и громогласно возглашать имя их в церкви у таинственной трапезы, дабы и её, освящающую нас, не оставить не осквернённою?.. X. Никак, никак не дозволяй сего ради души твоей святой, царю святый и Богом поставленный самодержец, и вместе Христу возлюбленный и христолюбивейший. Но держись, как держишься по благодати Христовой, того, чему ты научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ). Храни добрый залог, избегая, по учению великого апостола, негодных пустословий лжеимённого знания, которым занимаясь некоторые уклонились от Веры, ( 1Тим.6:20, 21 ) да посредством тебя, с тобою, и со всем домом твоим, славящим Бога, и мы, составляющие полноту Христиан, будем соблюдены, как православные и Богу угодные, на день явления Господа, и с вами и сами сделаемся неукоризненными наследниками царства его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава 1. У истоков болезни Изначальное совершенство Хотя Господь является Творцом «видимым же всем и невидимым», Его нельзя считать создателем болезней, страданий и смерти. Святые отцы единогласны в этом. В своей проповеди «О том, что Бог не виновник зла» святой Василий Великий говорит: «Безумен тот... кто говорит, что Бог – виновник зла», потому что он «отрицает Бога благого» 6 ; «Болезнь... не есть создание Божие» 7 ; «Бог сотворил тело, а не болезнь, так же как Он сотворил душу, но не грех» 8 ; очевидно и то, что «не Бог сотворил смерть» 9 . Тем, кто противопоставляет библейскому постулату о сотворении человека по образу и подобию Божию ограниченность человеческого существования, скоротечность жизни и присущие ей скорби, а также предрасположенность человеческого организма к различного рода физическим и психическим недугам, святой Григорий Нисский отвечает: «Анормальный характер нынешних условий человеческого существования не является достаточным доказательством того, что человек никогда не был исполнен всякого блага (присущего ему как образу и подобию Божию). Ведь если Бог сотворил человека и по благости Своей вдохнул жизнь в Своё творение, то нелогично было бы заподозрить Творца в том, чтобы Он обрек на страдания Свое творение, обязанное своим существованием благости Божией. Нет, есть иная причина горестям человека и утрате им изначально дарованного блаженного состояния» 10 . «Основываясь на слабости человеческой натуры [сегодня] и её подверженности телесным страданиям, называть Всевышнего создателем зла или вовсе отвергать факт сотворения Им человека, чтобы снять с Него ответственность за горести человечества, может лишь полное ничтожество...» 11 . Святой Максим Исповедник подчеркивает, что «Господь, создавая человеческую природу, не заложил в неё... зла» 12 , а также что страдания, бренность и смерть, которые человек познал впоследствии, даны не от Него 13 . Святой Григорий Палама , в свою очередь, утверждает: «Господь не создал ни смерти, ни болезней, ни недугов» 14 ; «Господь не создал смерти ни для души, ни для тела» 15 ; «Господь не вложил в тело смерть, не создал её, не повелел ей быть» 16 . «Не Он сотворил и недуги телесные» 17 . Автор Книги Премудрости учит: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле ( Прем. 1:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Святоотеческая традиция свидетельствует об особом педагогическом значении подобного поведения Бога в отношении Иова. Так, святитель Григорий Великий весьма обстоятельно говорит о том, что Иов, несмотря на то что был праведен и до начала своих бедствий, по их окончании достиг еще большего духовного и нравственного совершенства. Его добродетель и ранее была столь велика, что восхвалялась Самим Богом (см.: Иов. 1:8 ); однако в результате Божественных ударов она еще более возросла. Вместе с тем, как и всякому человеку, поступающему праведно, Иову было необходимо смирение. Подобному смирению и будет учить его в Своей речи Господь, для того чтобы по завершении страданий он, познав, что был мучим отнюдь не за грехи, и постигнув подлинную и высочайшую меру собственной добродетели, не возгордился бы. Из слов Бога он научается всегда помнить, что любой (даже самый праведный) человек – ничто в сравнении с величием, всемогуществом и праведностью Творца. Как пишет обо всем этом святитель Григорий, Господь, словесно уничижая Иова, тем самым научает страдальца смирению: чтобы он понял, что «человек не в состоянии делать подобных вещей» – сравнивать себя с Богом. Мы знаем, что Иов в результате своих страданий «бесконечно возрос в собственной добродетели, которую не мог превзойти никто» из живущих. Вместе с тем он должен был из слов Господа «научиться и не превозноситься, самовозвышаясь в сравнении с Богом» 986 . Именно поэтому Господь и будет задавать ему как бы «свысока» вопросы: Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? ( Иов. 38:17 ); или: Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?..» ( Иов. 38:12 ). Таким образом, по мнению Двоеслова, «блаженный Иов вопрошается Богом, Который спрашивает его, совершил ли он такие деяния, которые человек конечно же не в состоянии осуществить, с тем чтобы, когда он обнаружит, что на это не способен, то будет стремиться найти прибежище в Нем, в Том, Кто, как постигнет Иов, лишь Один в силах соделать все это. [Именно так] он [Иов] сможет явиться гораздо более крепким в глазах его Судии, если он поистине познает свою собственную немощь. И обо всем том, что, как известно, было соделано чудотворной силой Божией, Иова вопрошает Божественный глас» 987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Скачать epub pdf ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5, 14–15 ). Помазую тебя святым елеем во имя Отца и Сына и Святого Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый... но да обитает сила Христа Бога и Святого Духа, чтобы ты через совершение этого таинства, через помазание святым елеем и нашу молитву, силою Святой Троицы уврачеванный, удостоился получить прежнее и совершенное здравие. Святитель Григорий Двоеслов , из молитвы ( 113, 622 ). Когда ты заболеешь и если ты веришь в эти слова: «Господь Сил» и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу как свойственные Его природе, тогда произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (то есть обращающиеся к волхвованию), ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 622 ). Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и подобное тому. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни подвизающегося. Святитель Григорий Нисский ( 23, 281 ). Слезы же надо проливать о грехе, это – душевный недуг, это – смерть души бессмертной. Святитель Василий Великий ( 7, 73 ). Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  Слово в Неделю 2-ю Великого Поста Святителя Григория Паламы Евангелие об исцелении расслабленного Божественная Литургия 10 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы - проповедника благодати, который учит о тайне Фаворского света, которым все мы призваны преобразиться в течение нашей жизни. Мы должны с вами узнать, по милости Божией, о том, что этот свет существует, и мы призываемся приобщиться этому свету. Сегодняшнее Евангелие посвящено чудесному исцелению расслабленного человека, которого принесли четверо его друзей на носилках ко Господу. Оттого, что огромные толпы людей теснились вокруг Христа, они не могли пройти в дверь. Тогда они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и на носилках спустили своего больного друга к ногам Христа. Господь, видя веру этих людей, сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои... (Мк. 2, 5); тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2, 11). Все мы, наверное, заметили, что происходит что-то необычное. Господь исцеляет этого человека не за его веру, по крайней мере, не за его только веру, а за веру его друзей. За веру друзей, прежде всего, Он прощает расслабленному человеку его грехи, а потому и исцеляет его телесно. И как всегда слышим мы в случаях чудесных исцелений Христовых Его слова: " Вера твоя спасла тебя... " , так сейчас мы могли бы услышать слова: " Вера твоих друзей спасла тебя " . В этом Евангелии Христос говорит самое существенное о том, что такое Церковь и что такое человечество. Мы узнаем из Священного Писания этот образ Церкви, о котором апостол Павел говорит, как о Теле Христовом, когда все мы, подобно членам одного тела, составляем одно целое, и каждый член этого Тела - единственный и не заменимый никем, ничем и никогда, и без одного члена этого тела не может нормально существовать все тело. Болит ли, страждет ли один член, говорит апостол Павел, с ним страждут все остальные члены. Эта тайна Церкви раскрыта у Господа, на самом деле, еще на Тайной Вечери, когда Он причащает всех от единого хлеба Своей Пречистою Плотию и Кровию. В этот момент Он говорит Своим ученикам о том, что Он - Лоза, а все ученики - Его ветви. И как не может ветвь пребывать вне лозы (она засыхает, становится мертвой, ее отсекают и бросают в огонь), так и все мы живы только тем, что в этом единстве одного таинственного Богочеловеческого организма существуем в Церкви Христовой.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_32...

Ветхозаветный праздник Пятидесятницы был установлен в память о даровании еврейскому народу на горе Синай десяти заповедей Божиих. Пятидесятницей же он назывался потому, что это великое событие состоялось на пятидесятый день после ветхозаветного праздника Пасхи. …В день Пятидесятницы ученики Христа находились вместе в той самой Сионской горнице, где Господь на Тайной вечери положил начало Таинству Евхаристии. Как говорит Книга Деяний, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ( Деян. 2:2–4 ). Дух сходит на апостолов в виде огненных языков – в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал святой Иоанн Предтеча еще перед крещением Христа (см. Мф. 3:11 ). Святой Григорий Великий писал в своем «Слове на Пятидесятницу»: «Когда явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искренней любовью к Богу». В виде языков огненных и разделяемых – по причине разных дарований Святого Духа. В церковном сознании событие Пятидесятницы всегда противопоставлялось вавилонскому разделению народов. Когда-то, в начале человеческой истории, люди вознамерились построить возвышавшуюся до небес Вавилонскую башню. Тогда Бог , воспротивившись богоборческому замыслу гордецов, смешал их язык. Люди, говорившие до этого на одном наречии, перестали понимать друг друга. В результате единый народ разделился и рассеялся по лицу земли (см. Быт. 11:8–9 ). Теперь же через схождение Святого Духа и дар ведения языков Господь дает возможность соединения разделенных народов. Послав Духа Святого, Господь направил Своих апостолов в разные страны. Направил для того, чтобы собрать людей, рассеянных по всей вселенной. Но собрать уже не для утопических богоборческих проектов, но для соединения во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь . Как сказано в одном из песнопений праздника Пятидесятницы, в древности «языки смешались за дерзость столпотворения: ныне же языки разделились ради славы Боговедения». «Надобно было, – говорит святитель Григорий Нисский , – чтобы народы, рассеянные при вавилонском столпотворении, снова соединились при духовном строительстве Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Между тем, допущенное не без промысла Божьего это проявление неверия одного из ближайших учеников Христа послужило окончательно – через осязание Апостолом Фомой язв Христовых – к яснейшему обнаружению истины воскресения Христова... «После осми дней, когда опять были в доме ученики Христовы, и Фома с ними, пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:26–27 ). Но, увидев Христа и услышав Его обращение к нему, Фома только из глубины своего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – «Иисус же говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Таким образом неверие Апостола Фомы послужило и к тому, что Господь отозвался на него ясным указанием, каково должно быть свойство истинной веры в Него. После вознесения Иисуса Христа и сошествия Духа Святого на Апостолов Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии 91 и других странах. О проповеди его у Парфян говорят церковные писатели Ориген , Евсевий, Руфин, Сократ; о проповеди в Ефиопии упоминает Иоанн Златоуст , о проповеди в Индии говорят Григорий Назианзен , Григорий Великий , – и другие о других местах 92 . В беседе LXI на Евангелие от Иоанна св. Иоанн Златоуст говорит о св. Апостоле Фоме: – «Фома, бывший некогда слабее других Апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл с своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным». В различных древних сказаниях об Апостоле Фоме нет совершенной точности и к ним присоединяются иногда позднейшие прибавления, но одно из них, в котором приводится обстоятельство, выражающее смысл и значение благотворительности, передаётся одинаково многими повествователями об его жизни. Оно относится ко времени до предпринятия святым Апостолом путешествия в Индию – с целью проповеди в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Для нашего ума крайне опасно вторгаться в эту сокровенную область, она безконечно выше нашего кругозора, и обнять своим пониманием эти вопросы мы не в силах. Святые Отцы Церкви ( Григорий Богослов , Григорий Нисский , Василий Великий , Иоанн Златоуст и др.) учат, что мы можем познать Божии свойства: премудрости, благости, всемогущества и другие, и то, что Бог есть, существует, но ЧТО есть Бог, по существу Своему – знать сие не надо человеку. Благомудрый Иоанн Дамаскин говорит, что Бог открыл нам все, что нужно для нашего спасения. Входить в размышление о Божием существе – признак гордости человеческой мысли. И вообще, движение христианского ума направляется не на завоевание новых истин, а на усвоение данных от Бога. Нам всегда нужно помнить, что (если) только угодно Богу, Он откроет тайны Свои людям. «И кому Сын хочет открыть». Посему, возлюбленный, если к тебе вдруг приходят мысли о Божием существе и вообще о том, чего нет в слове Божием, что не открыто нам, знай, эти мысли праздны, вредны; они от лукавого, который искушал и прародителей: «будете как Боги» ( Быт. 3:5 ). Гони от себя этот соблазн и отвечай искусителю словами великого Апостола: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божиего» ( 1Кор. 2:11 ). Действительно, как много мы не знаем и не можем понять из окружающей жизни; например, как из семени человеческого, жидкого вещества, рождается человек с костями, глазами, с красивой и удивительно целесообразной природой тела, а тем более души Божественной!.. Как разлучается душа с телом? А между тем, эти события, рождения и смерти человека, так часты у нас перед глазами!.. В защиту православной веры (толкования на Священное Писание) «Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире» ( 2Кор. 1:12 ). Особенность православных пастырей и апологетов Православной Церкви в том, что при сравнении их с еретиками и раскольниками, православные труженики Христовы действуют всегда открыто; истины Божии возвещают ясно, не прибегая к лукавым извращениям, пороки людские бичуют прямо, скорбя о грехах своих и ближних, но не замалчивая их; в отношении к сильным мира сего – не употребляют никакой дипломатии; к инакомыслящим – строги и обличительны, но не прибегают к внешней силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010