Для христианина, который верует в то, что весь мир сотворен творческим Божественным Словом, вселенная открывается как Откровение вечных Божественных логосов, т. е. Божественных замыслов о мире, и его различных составных частях. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, присутствующие в мире: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ). По словам преп. Иоанна Дамаскина , сам мир, его «сохранение и управление возвещают величие Божества» 135 . В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения. Например, по учению ап. Павла, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим.1:20 ). Уже в Ветхом Завете содержится осуждение тех, кто не может познать Бога, исходя из видимых совершенств творения: Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника ( Прем.13:1 ). Можно привести целый ряд святоотеческих свидетельств, в которых свв. отцы высказывают свою убежденность в возможности познания Бога на основании исследований Его творений. Свят. Афанасий Александрийский : «Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познать и Вождя твари...» 136 Свят. Василий Великий : «Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою» 137 . Свят. Григорий Нисский : «По явленной во вселенной премудрости можно гадательно видеть Сотворившего все премудро» 138 . В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана , по природе своей является христианкой 139 . Свят. Григорий Богослов писал: «Есть Бог – творческая и содержательная причина всего; в этом наши учители – и зрение, и естественный закон, – зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой... естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде оного» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Так и апостол «Павел», когда проконсул Сергий, призвав Варнаву и Павла, пожелал услышать от них слово Божие, а Еллима волхв противился им, стараясь отвратить проконсула от веры, – Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на Еллиму взор, говорит: о, «исполненный всякого коварства и всякие злобы, сын диавола, враг всякие правды! Престанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» И поразил его временною слепотою ( Дeяh. XIII, 6, 11 ). Мягче ли отношения к подобным людям величайшего проповедника любви, святого апостола «Иоанна?» Лжепророков своего времени он называет духами лестьчими, духами антихристовыми, даже прямо антихристами. «Яко же слышасте», пишет он, (1 Иоан. гл. 2), – «яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша. От нас изыдоша, но не беша от нас. Отметаяйся, яко Иисус несть Христос, сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». Во втором послании своем св. апостол пишет: «всякий преступающий учение Христово и непребывающий в нем не имеет Бога в себе. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его (и радуйся ему не глаголите). Ибо приветствующий его участвует в делах его злых». III. Вот подлинное учение, в подлинных же выражениях Иисуса Христа и апостолов Его об отношениях к еретикам и раскольникам и всякого рода неверным. Посему говорить о любви к подобным врагам церкви, которые расстилают такие широкие сети для уловления верных чад ея, и противно духу церкви и беспредельно-опасно. Верховнейшие апостолы Христовы, Петр, Павел и Иоанн, проповедывали не любовь, а боязнь к ним и самоустранение от них. Святые же апостолы, без сомнения, глубоко постигали и дух и нужду церкви. Аминь. (Сост. Г. Д-ко по Ч.-М. и «Поучениям» Никанора, архиеп. херсонск., т. III, изд. 2, стр. 91–99). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, зачастую этот отрывок понимается святыми отцами только лишь как свидетельство о Божественном вездеприсутствии в мире — без всякого упоминания о теме Креста. Так, Златоуст пишет: « “Духом” и “лицом” называет он (Псалмопевец) Самого Бога; то есть “куда пойду я от Тебя? Ты все наполняешь, везде присутствуешь, не частью, но везде вдруг, всецело”. Исчисляя места горняя и дольняя, широту и долготу, глубину и высоту, он показывает, что Бог присутствует везде» 8 . Ось вселенной Восьмиконечный крест на иконе «Прославление креста» (оборот иконы Спас Нерукотворный, XII век) Однако наравне с таким способом истолкования этого отрывка в святоотеческом наследии существует и совсем иной вариант понимания данного фрагмента ветхозаветного псалма. Подобное понимание, в частности, нам предлагает святитель Григорий Нисский . При этом он, подобно Златоусту, также свидетельствует здесь о Божественном вездеприсутствии, однако говорит именно о таком образе вездеприсутствия Бога, в соответствии с которым Господь распростирается до самых дальних пределов вселенной на некоем бесконечном и неограничимом мистическом Кресте. В своем известном «Слове на святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова» святитель Григорий пишет: «Этот-то образ Креста воспел и великий Давид, говоря о себе: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо,” – вот высота (Креста), – “сойду ли в преисподнюю” — вот глубина. “Возьму ли крылья зари” (разумеется восток солнечный) — вот широта, если “переселюсь на край моря” (так он называет запад) — вот долгота (Креста) (Пс. 138: 7–9). Видишь, как словами живописует он образ Креста. Ты, говорит, проницаешь все, связуешь все сущее и объемлешь Собою все концы, на высоте Ты находишься, внизу Ты присутствуешь, одному концу присуща рука Твоя, и в другом указывает путь десница Твоя» 9 . Итак, некогда Псалмопевец изрек удивительные слова, по убеждению святителя Григория, вполне выразившие самую суть величия и всеобъемлющего присутствия знамения Креста во всем мироздании: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138: 7–9). От одного края горизонта нашего тварного бытия и до другого все, что ни существует в земном мире, оказывается как бы «охваченным», «объятым» двумя раскинутыми в бесконечности умопостигаемого «космоса» горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает, подобно копью, темные глубины ада и в то же время, возносясь другим концом ввысь, достигает святых пределов небесного Рая, самого подножия Божественного Престола.

http://pravoslavie.ru/97298.html

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс. 138:7–10 ). Впрочем, зачастую этот отрывок понимается святыми отцами только лишь как свидетельство о Божественном вездеприсутствии в мире – без всякого упоминания о теме Креста. Так, Златоуст пишет: ««Духом» и «лицом» называет он (Псалмопевец) Самого Бога; то есть «куда пойду я от Тебя? Ты все наполняешь, везде присутствуешь, не частью, но везде вдруг, всецело». Исчисляя места горняя и дольняя, широту и долготу, глубину и высоту, он показывает, что Бог присутствует везде» 8 . Ось вселенной XII век) Однако наравне с таким способом истолкования этого отрывка в святоотеческом наследии существует и совсем иной вариант понимания данного фрагмента ветхозаветного псалма. Подобное понимание, в частности, нам предлагает святитель Григорий Нисский . При этом он, подобно Златоусту, также свидетельствует здесь о Божественном вездеприсутствии, однако говорит именно о таком образе вездеприсутствия Бога, в соответствии с которым Господь распростирается до самых дальних пределов вселенной на некоем бесконечном и неограничимом мистическом Кресте. В своем известном «Слове на святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова» святитель Григорий пишет: «Этот-то образ Креста воспел и великий Давид, говоря о себе: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо,» – вот высота (Креста), – «сойду ли в преисподнюю» – вот глубина. «Возьму ли крылья зари» (разумеется восток солнечный) – вот широта, если «переселюсь на край моря» (так он называет запад) – вот долгота (Креста) ( Пс. 138:7–9 ). Видишь, как словами живописует он образ Креста. Ты, говорит, проницаешь все, связуешь все сущее и объемлешь Собою все концы, на высоте Ты находишься, внизу Ты присутствуешь, одному концу присуща рука Твоя, и в другом указывает путь десница Твоя» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ob...

Итак, из этих слов можно заключить, что соблюдать девственность – это не заповедь, а всего лишь наставление и совет, который как бы выше заповеди. Не является ли и нестяжание также советом, а не заповедью? Давайте рассмотрим этот вопрос прямо здесь и сейчас. Некоторые святые отцы обратили внимание на то, что Господь, обращаясь к известному юноше, дает ему не повеление и не утвердительно или властно советует ему: «стань совершенным и продай имение свое», но условно: если хочешь стать совершенным, продай имение свое. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.18:21 ). Толкуя эти слова Господа, некоторые отцы, а именно божественный Златоуст (Беседа 9 на 1-е послание к Коринфянам) и Григорий Богослов (Первое обличительное слово на царя Юлиана), говорили, что заповеди делятся на два вида: одни – адресованы к совершенным, другие же – к еще несовершенным. Нестяжание – это заповедь О словах продай имение свое и раздай нищим есть заповедь, Господь ясно сказал в другом месте Евангелия, обращаясь ко всем: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). В другом месте Он тоже повелевает всем: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» ( Лк.12:33 ). Святой Василий Великий в Слове «К обогащающимся» называет слова Господа к юноше, а именно «продай имение твое», повелением. Однако святой Иоанн Златоуст утверждает, что «продай имение» свое – это не повеление, хотя он же в «Слове о девственности» говорит, что мы должны продать все, как будто нам это приказано: «Мы должны все продавать, и нам это приказано». Подобным образом и Григорий Богослов в Слове «О любви к бедным», сомневаясь вначале, являются ли слова Господа к юноше законом и необходимостью или всего лишь советом, склоняется больше к тому, что это заповедь и повеление, а не просто совет: «(С благоговением взираю я)... и на указанный юноше предел и закон совершенства: «имение твое раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Не думаешь ли ты, что человеколюбие есть для тебя не необходимость, а дело произвола, не закон, а совет? Я и сам весьма желал бы так думать; но меня устрашают левая сторона и козлища и укоризны, которые услышат они от Поставившего их влево. Они осуждены будут не за грабительство, не за святотатство, не за прелюбодеяние или другие грехи, запрещенные законом, а за то, что не послужили Христу в лице бедных». Почему Господь говорит юноше условно: «если хочешь быть совершенным» и почему от всех христиан Он требует, чтобы свое совершенство они воспринимали как долг и заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На вершине святости человек сам «становится как бы светом» 20 . Так, преподобный Серафим Саровский облечен солнцем и сияет, он – живая икона Бога–Света. Святой Григорий Нисский описывает, как душа, восходя на высоты, слышит: «Ты стала прекрасной, приближаясь к Моему свету». Человек устремляется ввысь, он, если можно так сказать, «выпадает ввысь» и достигает уровня божественной красоты. Быть в свете – значит быть в светоносном общении, которое делает явными образы существ и предметов, постигает их logoi, содержимые в Божественном замысле, и так приобщает их к полноте совершенства, то есть к заложенной в них Богом красоте. Апокалипсис – это завершение, он же и начало всего. Свет первого дня есть и объект, и способ видения. Как и первичное время Творения, «весь будущий век – это один день, великий День», – говорит святой Григорий Нисский . Действительно, ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их ( Откр.22:5 ). Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.22:13 ). Круг Откровения замыкается на различии и, в то же время, на совершенном тождестве всех своих элементов. Первые слова Библии «Да будет свет» являются также и последними: «Да будет Красота!». Человек неизбежно весь становится живым славословием: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Одно просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню ( Пс.26:4 ). Святой Василий добавляет: «Праведные молились о том, чтобы созерцание красоты Божественной простиралось во всю вечность…» Глава 2. Святоотеческое богословие красоты Как повествует предание о «выборе веры», киевский князь Владимир направил послов к мусульманам, иудеям, латинянам и грекам с поручением найти наилучшую религию. Сообщение, которое принесли ему из Константинополя, побудило его принять христианство византийского обряда. Послы говорили: «Мы не знали, на небе мы или на земле, ибо на земле нельзя найти подобной красоты». Они имели в виду не только эстетическое впечатление: «Не знаем, что и сказать, но мы твердо уверены в одном: Сам Бог живет здесь с людьми…» Так прекрасно присутствие Божие среди людей, оно захватывает и восхищает душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

37. Фокион : Фокион имел обыкновение так говорить Антипатру: «Не можешь быть мне [одновременно] и другом, и льстецом». Слово 12-е. О богатстве, бедности и сребролюбии 1. Мф. 19, 24 : Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 2. 1Тим. 6, 17 : Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения. 3. Иов. 20, 15 : Богатство неправедно собираемо изблюется. 4. Притч. 19, 1 : Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами. 5. Еккл. 10, 19 : За все отвечает серебро. 6. Сир. 31, 1 : Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон. 7. Сир. 13, 26, 28 : Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли речь его до облаков. 8. Свт. Василий Великий : Бедность вместе с истиной для благоразумных предпочтительнее всякого наслаждения. 9. Не бедность позорна, но [позорно] не переносить бедность благоразумно. 10. Разум, порабощенный сребролюбием, есть весы, которые на одной чаше перевес имеют. 11. Свт. Григорий Богослов : Всего непоколебимее человек неимущий. Он обращен к Богу и на Него одного взирает. 12. Погибнет богатый, если не будет помогать бедным. 13. Лучше бедность, [чем] неправедное состояние. Так же и болезнь – чем не на добро отменное здоровье. 14. Тяжко быть бедным, но хуже быть богатым и злым. 15. Свт. Иоанн Златоуст : Сколь велико достоинство бедности! Бога становится лицом. В бедности скрывается Бог , и бедный протягивает руку, а приемлет [милостыню] Сам Бог. 16. Как от переедания появляется воспаление, из воспаления рождается горячка, а из нее затем часто – смерть, так и от преизбытка имущества и богатства рождается высокомерие. Так же, как на телах – воспаление, так и в душе – высокомерие. 17. Затем из него обычно следует вожделение к неприличным [делам]. 18. Свт. Григорий Нисский : По-доброму владеть малым почетнее, чем владеть дурно многим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

8. Свт. Григорий Нисский : Подобно тому как при наступлении выздоровления уходит болезнь, а при появлении света не остается тьмы, так и при наступлении мира исчезают все страсти, устраиваемые супостатом. 9. Демосфен: Тем, кто хочет правильно вести войну, следует не идти за обстоятельствами, но быть впереди обстоятельств. 10. Славная война предпочтительнее постыдного мира. 11. Геродот: Никто так не безумен, как тот, кто предпочитает войну миру. 12. Менандр: Мир земледельца даже в горах питает хорошо. Война же даже на равнине есть зло. 13. Аристофан: О мир, умножающий богатства, и упряжка быков! О, если бы мне войну прекратить, Воскликнуть, вскопав землю, и, умывшись, пить Молодое вино, принеся свежий хлеб и капусту! 14. Еврипид: Мудра рассудительность, ведь побеждает она Множество рук; но невежество вместе с толпой – великое зло. Слово 38-е. О надежде 1. Мф. 6, 26 : Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. 2. Рим. 8, 24 : Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. 3. Прем. 16, 29 : Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода. 4. Прем. 5, 15 : Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. 5. Сир. 2, 10 : Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? 6. Свт. Василий Великий : Кто надеется на человеков или от чего-то другого в жизни преисполняется гордостью, не может сказать: На Тя, Господи, уповах ( Пс. 30, 2; 145, 2 ). Ибо заповедано не надеяться на князей. 7. Хвалю сказавшего, что надежда есть сновидение бодрствующих. 8. Свт. Григорий Богослов : Когда, надеясь на великое, вдруг получаем ожидаемое, тогда явленное выглядит ниже чаемого. 9. Не следует быть слишком самонадеянным, чтобы не впасть в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

17. Свт. Григорий Нисский : Велика склонность к порочности, и слишком удобопреклонно к худшему естество. 18. Преп. Иоанн Лествичник : Многими трудами, страданиями и потом приобретается у нас нрав, угодный и благоустроенный, и то, что многими усилиями получено, то можно в одно мгновение погубить. 19. Диоген: Днем с зажженным фонарем бродил, и когда спросили его зачем, ответил, что человека ищет. Слово 71-е. О том, что не всегда что больше, то лучше 1. Лк. 21, 1–4 : Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. 2. 1Кор. 14, 19 : В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке. 3. Притч. 17, 1 : Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. 4. Еккл. 4, 6 : Благо есть исполнение горсти покоя, паче исполнения двою горстию труда. 5. Сир. 16, 3–5 : Лучше один праведник, нежели тысячи грешников; и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых; ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет. 6. Свт. Василий Великий : Ибо часто тот, кто, несмотря на трудности, в чем-либо преуспел, больше того, кто в изобилии все имел. 7. В недобрых состязаниях злосчастнее тот, кто победил, потому что победа приносит больше греха. 8. Ибо если хлеб сердце человека утверждает ( Пс. 103, 15 ), то не должно больше необходимого в пище в добавок к хлебу неразумно употреблять. 9. Свт. Григорий Богослов : Лучше кратковременное царство, чем долгая тирания, и малая часть достойная, чем многое богатство нечестное и шаткое, и немногий свет, чем великая тьма. 10. Лучше мне пять слов сказать в церкви с разумом, нежели тысячи – одним языком ( 1Кор. 14, 19 ) и невразумительным звуком. 11. Свт. Иоанн Златоуст : Не мерой даваемого судится милостыня, но изобилием произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

тому будет горе: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?» ( Ис.5:1–3 ). против него вознесется вопль бедных, который будет услышан: «ибо он (бедный) вопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех» ( Втор.15:9 ). – «(Так что) дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных» ( Иов.34:28 ). 6. Святоотеческие свидетельства о христианском милосердии и милостыне I. Что такое милосердие? «Милостыня, – говорит Златоуст, – есть мать любви, – любви, отличающей христианство, превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых» («Слово о милости»). «Милосердие, – говорит св. Василий В., – есть болезнование об угнетаемых сверх меры... ощущаемое сострадательными. Милосердуем о том, кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто прежде восхищался красотою и свежестью своего тела, и потом поврежден обезображивающими болезнями» (Толков. на 114 пс.). II. Милосердие уподобляет нас Богу. «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, – говорит св. Григорий Богослов , – хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно с своими силами. Бог сотворил человека и снова восставляет его из тления, а ты по крайней мере не презри падшего; Бог явил человеку величайшее милосердие, когда дал ему, кроме всего прочего, закон, пророков, и еще прежде того естественный закон – неписанный, сего испытателя дел наших; когда обличал, вразумлял, руководил людей и наконец предал Самого Себя в жертву искупления за живот мира ( Ин.6:51 ); когда даровал нам апостолов, евангелистов, учителей, пастырей, исцеления, чудеса, возвращение к жизни, разрушение смерти, знамение победы над победившим нас, завет сени и завет истины, различные дары Духа Святого и Таинство нового спасения. Если ты можешь оказывать ближнему высшие благодеяния, приносящие пользу душе, не откажись и этим послужить нуждающемуся; если же ты этим не можешь служить ближнему, оказывай ему хоть меньшие благодеяния, занимающие второе место и не превышающие силы твои. Помоги ему, доставь пищу, подай рубища! принеси лекарство, перевяжи раны, расспроси о бедственном положении, поговори о терпении» («Сл. о любви к бедным»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010