Святой Киприан. Блаженный Августин нот. 9. с. 3 de utilit. jejun. Святителя Иоанна Златоуста беседа 1. о посте. Ibid. Святитель Василий Великий о посте. Блаженный Августин о посте. между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами. Святитель Василий Великий о посте. Святитель Иоанн Златоуст о покаянии. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей. Святителя Иоанна Златоуста бесед. 1 о посте. Святой Исидор Пелусиот о высочайшем благе. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Святого Иоана Златоуста беседа 34 к народу. Святителя Григория Назианзена слово о бедных. Блаженного Августина serm. 15 de verb. Domin. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Святителя Иоанна Златоуста беседа к народу 30. Ibid. Святитель Василий Великий о посте. Святого Григория Двоеслова послание к Маркеллу. Блаженного Августина беседа на Псал. 42. Святой Амвросий о посте. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете. все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

577 “Видите, замечает святой Кирилл Александрийский , как и здесь Ои показывает единосущие: если бы вы знали Меня, говорит, то знали бы и Отца Моего; ибо равносущное не узнается из разносущного. Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющая одну природу познаются одно из другого” (Хр. Чт. 1847, III, стр. 31). “Если, размышляет так­же святой Василий Великий , кто познал Сына по сущности, тот познал и Отца (ибо сказано: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего – Иоан. 14:7 ); то есть Сын единосущен Отцу, потому что ничто бестелесное не может быть познаваемо из неподобной сущности” (“Творения святых Отцов” VII, стр. 146). 578 См. выше примеч. 450. “Если, рассуждает святой Василий Великий , один Сын есть создание Отца, а все прочее – создание Сына? то Сказавший: и все Мое Твое; мог сие сказать; но, на основании Евномиева мнения, не следовало бы Ему при­совокуплять: и Твое Мое ( Иоан. 17:10 ), ибо сам Сын не мог быть своим. Из сего открывается, что Он говорил это о своем сходстве с Отцом, и своей сущности во всем безусловно сходной с сущностью Отца, а не о тварях” (“Творения святых Отцов” VII, стр. 161). 579 “Невозможно и ни с чем несовместимо, чтоб Сын творил что-либо такое, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну; как и обратно, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак ничего нет собственного; потому что все общее. И самое бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца” (Святой Григорий, слово 30, в “Творениях святых Отцов” III, стр. 88). “Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также” ( Иоан. 5:19 ). И в другом месте: “что творит (Сын), творит от Отца и с Отцом: ибо одно и тоже, не подобное только, но тоже самое хотение, действование и могуще­ство Отца и Сына и Святого Духа” (святой Иоанн Дамаскин , Точн. Излож. прав. веры кн. I, гл. 13, стр. 45–46 и кн. IV, гл. 18, стр. 274). 580 “Здесь слово – более сказано в значении причины. Поскольку начало Сыну от Отца, посему Отец и более, как причина и начало. Потому и Господь сказал так: Отец Мой более Меня, т.е. Поскольку Он Отец. Но слово – “Отец” что иное значит, как не то, что Он причина и начало рожденному от Него?” (Святой Василий Великий , кн. I против Евном., в “Творениях святых Отцов” VII, стр. 56). Тоже говорят – святой Григорий Богослов (в “Творениях святых Отцов” III, стр. 85), Отцы Собора Сардийского (apud Theodoret. H. E. II, cap. 8), святой Иоанн Златоуст (homil. LXXV in Joan. ad cap. 14, vers. 29), святой Епифаний (haeres. 69), святой Исидор Пелусиот (lib. III, epist. 334) и святой Иоанн Дамаскин (Точн. Излож. прав. веры 1, 8, стр. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Понятно, что поступок Иакова и Иоанна вызвал глубокое возмущение у других учеников. «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна». Снова начал разгораться старый спор о преимуществах, о том, кто должен быть большим. Но Иисус сразу принял меры. Он, «подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Именно так определяется иерархия в Церкви. Неслучайно Иисус Христос трижды упоминает: «между вами». Основание для такого, по земным понятиям абсурдного (!), переворачивания привычных отношений между учениками лежит в пришествии Самого Иисуса. Смысл Своего пришествия Господь толкует одним понятием из Писания: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Итак, появляется образ искупления . К сожалению, этот библейский образ часто в истории понимался и толковался неправильно. Уже очень рано люди, слишком буквально понимая образ «искупления», то есть «выкупа», начали задавать себе вопрос: Кому отдал душу Христос? Кому Он заплатил Своею жизнью за нас? Так, уже знаменитый древний ученый Ориген (3-й век) задавал вопрос: «Кому отдал Он Свою жизнь для искупления многих? Ведь не Богу же? Может быть, тогда диаволу? Ибо диавол крепко держал нас в руках, пока ему не был уплачен выкуп, жизнь Иисуса, потому что он обманывался мыслью, что завладеет ею и не видел, что не сможет выдержать связанной с удержанием ее муки». Конечно, это была странная теория, будто жизнь Иисуса была уплачена в качестве выкупа диаволу, с тем, чтобы диавол выпустил людей из рабства, в котором он их якобы держал. Потом-то, мол, диавол понял, что он переоценил свою власть, да было уже поздно. Уже св. Григорий Нисский (IV век) увидел в этой теории слабое место, а именно, в том, что в этом случае диавол считается равным Богу и вступает с Богом в сделку на равных. И тогда св. Григорий Нисский развил другую теорию, о разыгранном Богом обмане диавола. Диавол, якобы, был введен в заблуждение мнимой слабостью воплотившегося Сына Божия. Диавол ошибочно принял Иисуса за простого человека, попытался подчинить его своей власти, но... не тут то было! Он при этом утерял свою власть. И опять же это – странная идея: якобы Богу пришлось одолевать диавола посредством наивного обмана. Эта теория «божественного обмана» держалась довольно долгое время. Так, например, св. Григорий Великий (VI век) придал метафоре такой вид: воплощение Сына Божия было великой уловкой, чтобы поймать великого левиафана. Божественность Христа была, якобы, крючком, а плоть – наживкой. Когда эта «удочка» была закинута, диавол, якобы, проглотил наживку (плоть Иисуса), но проглотил-то вместе с крючком (божественностью Сына Божия), и таким путем был побежден навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Но великий святитель не переставал проповедовать народу, чтобы тот не прекращал молитвы, пока, по Божественному милосердию, чума сама не прекратится. (...) 16 . Когда, боясь мечей лангобардов, множество людей со всей Италии стекалось в город Рим, св. Григорий неустанно заботился обо всех и вместе с хлебом Слова служил им пропитанием тела. К такому его душу обязывала любовь к милосердию, что он спешил предупредить не только нужды тех, кто при нем находился, но, сверх того, и на далеко живущих расходовал силу своей щедрости; ибо пересылал даже на гору Синай рабам Божиим, живущим там, то, что было им полезно. Ведь некие другие предстоятели трудились над постройкой церквей и украшали их серебром и золотом, св. Григорий и таким делом ревностно занимался и, словно оставив его, посвятил всего себя прибыли душ, и сколько бы он ни имел денег, он старался усердно растратить их, раздав нищим, чтобы «правда его пребывала вовеки, рог его вознесся к славе» [ Пс 111,9 ], так что он мог бы сказать вместе с блаженным Иовом: «Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; оно, видевшее, восхваляло меня потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом я был для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» [ Иов 29, 11–17 ]. И немного спустя: «Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову» [ Иов 31, 16–18 ]. 17 . К трудам благочестия и праведности папы Григория относится еще и то, что он сделал народ англов причастником вечной свободы при помощи проповедников, направив их туда, и избавил их от зубов вечного врага. И действительно, так как св. Григорий был неложно верен нашему Богу, всегда восходил к небесам, ради Его щедрых даров, в то время как этот святой с пылким усердием весьма трудился, по одной собирая души верных, благой Господь даровал ему обратить и весь народ англов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Пророческий смысл этих слов ( Иов. 38:17 ) в их латинской версии, пусть и выраженный не так ярко, как в греческой, также весьма значим и вполне очевиден и для западных Святых Отцов – в качестве свидетельства о грядущем сошествии Христа во ад. Так, святитель Григорий Великий видит в них два уровня их пророческого содержания. С одной стороны, по убеждению святителя Григория, в них прообразовательно свидетельствуется о сошествии Христа – в Его Воплощении – в бездны нашей смертности и поврежденности грехом; здесь говорится и о Его вступлении в затененную, злом область борьбы с бесовскими кознями против человека. Двоеслов пишет, комментируя Господне библейское речение (Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? – Иов. 38:17 ) так: « " Врата смерти» суть враждебные силы. Их, нисходя [в мир], Господь «отворил», потому что их крепость победил Своею смертью. Они в другом случае называются «вратами тени», потому что, пока их нельзя видеть [нам] по причине [их] тайных козней, они открывают путь смерти для заблудших умов. Эти «врата тени» Господь видит, потому что [Он] видит и попирает коварную злобу нечистых духов. Если бы Он, «видя» их, не сдерживал злых духов, [в то время], когда мы не знаем их [замыслов], наш ум ничего бы не ведал об их коварствах и, будучи плененным этими коварствами, погиб бы. Мы же «видим» эти врата тьмы, когда просвещаемся лучами горнего света. Почему [Господь] и через пророка говорит: Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих ( Пс. 117:7 ). А Он видит врагов наших – [Тот], Который Своей милостью делает их для нас видимыми» 1011 . Но в то же самое время святитель Григорий, подобно восточным Отцам, обнаруживает в этих Господних словах – как бы на втором уровне их типологического значения – пророчество о сошествии Христа во ад. Святитель Григорий пишет: «Или же, конечно, тогда Господь видит... врата тени ( Иов. 38:17 ), когда [Он в Своем сошествии в преисподнюю,] сотряся засовы ада, поразил ужасных духов и Своей смертью осудил начальников смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

ВАРЛААМИТ: Покажи мне, каким это образом у вас различные божественности являются одной? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Еще прежде доказательства единства, оставив [пока] в стороне другие нелепости, в каковые впасть угрожает опасность вам, [не только] богословствующим не по святым отцам, но и противоречащим тем, кто богословствует согласно с ними, обличу одну нелепость, лишенную какого бы то ни было преувеличения. ВАРЛААМИТ: Какую же такую? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не всякая ли причина как причина превосходит обусловленное [ею], и то, что в этом отношении не превосходит [другое], не может быть и его причиной? ВАРЛААМИТ: Так. Ведь и «Отец больше Сына по причинности», будучи во всем остальном равночестен с Ним, как говорит и Григорий, прозванный по богословию 44 . ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не только Григорий, милый мой, но и Василий Великий говорит, что «по порядку Сын – второй по Отце, потому что Он – от Отца, и [второй] по достоинству, потому что [Отец] – начало и причина тем самым, что Он Отец Ему, и потому что через Него доступ и приведение к Отцу; а по природе – не второй, потому что божественность в Том и в Другом одна» 45 . Итак, поскольку то, что не превосходит, не является и причиной, а называется отцами не только невидимой, неименуемой и непричаствуемой, но также и именуемой, причаствуемой и видимой божественностью Божией, то, обвиняя нас в том, что мы называем, и притом согласно отцам, другую, то есть, сущность Божию, превосходящей – как причина и подательница – подаваемую от нее неизреченную благодать и именуемую зрительную силу, вы не возводите к этой Причине боготворящий дар. Стало быть, вы говорите о двух причинах и двух божественностях, взаимно разделенных друг с другом, и таким образом вводите два начала и поистине впадаете в злочестивейшее двубожие. ВАРЛААМИТ: И кто же из отцов сказал, что нетварная сущность выше нетварной благодати? Ибо ты привел их слова, что [божественностей] две, а что есть высшая и низшая – отнюдь. ПРАВОСЛАВНЫЙ: Подобает разумно внимать тому, что говорится, если хочешь уловить содержащуюся в словах истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Святитель Григорий Богослов Друг так мил, что даже места и времена становятся любезны от него. Как светлые тела разливают свет на окружающие предметы, так и друзья самим местам, в которых случалось им бывать, сообщают свою приятность. Святитель Иоанн Златоуст У нас с тобой все общее — и печали и радости: таково свойство дружбы. Святитель Григорий Богослов Не дивись же, если называю своим принадлежащее друзьям, научившись сверх прочих добродетелей и дружбе и помня мудрое изречение, что друг есть другой «я». Итак, имение, значительное для друга, поручаю твоей досточестности как свое собственное. Святитель Василий Великий Таков закон дружбы, по которому все делается для них (друзей) общим достоянием! Святитель Григорий Богослов Друг — это другой «я» Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. 1 Цар 18: 3 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой да будет моим народом, и твой Бог — моим Богом, и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду... смерть одна разлучит меня с тобой. Руфь 1:16-17 Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий. Пс. 54: 13-15 Друг — это твое «второе я», alter ego, как говорили в древности, человек, на которого можно посмотреть и увидеть отображенным в нем себя самого, но чистого, освященного, увидеть в нем свою красоту, как бы отраженную в зеркале любящих глаз, любящего сердца. Митрополит Антоний Сурожский В отношениях дружбы незаменимая и ни с чем несравнимая ценность и своеобразность каждой личности выявляется во всей красоте своей. В другом «я» личность одного открывает свои задатки, духовно оплодотворяемые личностью другого. По слову Платона, любящий рождает в любимом. Каждый из друзей для личности своей получает утверждение, находя свое «я» в «я» другого. «Имеющий друга, — говорит Златоуст,— имеет другого себя». «Любимый для любящего, — рассуждает св. Отец в другом месте, — то же, что сам он. Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют уже как бы не двух отдельных лиц, а одного человека».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Григорий. Если бы святой муж захотел долее управлять людьми, единодушно ненавидевшими его и далеко не согласными с его образом жизни, то, может быть, потерял бы бодрость и спокойствие и отвратил бы око свое от самосозерцания; потом, утомленный каждодневно их неисправимостью, менее заботился бы о себе – и себя, вероятно, оставил бы, и их не приобрел. Всегда от сильного напряжения мысли мы выходим из себя и, будучи те же самые, не бываем с собою; потому что, не видя себя самих, мы блуждаем мыслями по другим предметам. Мы не говорим, что был с собою тот человек, который ушел на страну далече, расточил свое имение, потом пристал к одному из жителей той страны, пас у него свиней, видел, как они насыщались рожцами, а он истаивал от голода; о нем уже после, когда он стал размышлять о потерянных благах, написано: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом» ( Лк 15.17 ). Если б он был с собою, то откуда бы возвратился в себя? Вот в каком смысле я сказал об этом достоуважаемом муже (Венедикте), что он стал жить с собою: находясь постоянно на собственной страже, всегда поставляя себя пред очи Создателя, всегда испытывая себя, он уже не отвращал от себя ока своего ума. Петр. Что же значит написанное об апостоле Петре, когда он был выведен Ангелом из темницы? Он, «быв в себе», сказал: «теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» ( Деян 12.11 ). Григорий. Двояким образом, Петр, мы бываем вне себя: или чрез падение помысла опускаемся ниже себя, или чрез благодать созерцания поднимаемся выше себя. Тот человек, который пас свиней, опустился ниже себя блужданием ума и нечистотою; а изведенный Ангелом и восхищенный умом, хотя также был вне себя, но выше себя. Оба они возвратились в себя, когда у одного после греховных дел заговорила совесть, а другой с высоты созерцания возвратился в обыкновенное состояние. Итак, достоуважаемый Венедикт стал жить в той пустыне с собою, поколику охранял себя размышлением, но всякий раз, когда любовь к созерцанию поднимала его на высоту, он, без сомнения, был вне себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Григорий. Этого не можем утверждать о всех праведниках, не можем и отрицать. Ибо есть души некоторых праведников, которые отделены несколькими обителями от Царства Небесного. Что другое выражается в этом расстоянии, как не то, что они имели не совсем еще совершенную праведность? Впрочем, яснее света известно, что души совершенных праведников тотчас, как выйдут из оков сей плоти, принимаются в небесные жилища, как и Сама Истина Своими устами свидетельствует, говоря: «где труп, там соберутся и орлы» ( Лк 17.37 ). Где Сам Искупитель наш находится телом, туда, без сомнения, собираются и души праведников. И Павел желает «разрешиться и быть со Христом», потому что это несравненно ( Флп 1.23 ): Итак, кто не сомневается, что Христос на небе, не будет отрицать и того, что душа Павла на небе. Он же говорит о разрешении от своего тела и вселении в небесном отечестве: ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. ( 2Кор 5.1 ). Петр. Итак, если души праведников теперь находятся на небе, что же они получат в воздаяние за свою праведность в день суда? Григорий. Воздаяние чудным образом возрастет для них в день суда: теперь они блаженствуют только душами, а после суда будут блаженствовать и телами, в которых переносили ради Господа болезни и страдания. О сей имеющей возрасти славе их написано: «потому что в земле своей вдвое получат» ( Ис 61.7 ). Еще прежде дня воскресения о душах святых написано: И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их ( Откр 6.11 ). Итак, если они теперь получили по ризе, то в день суда будут иметь по две ризы; потому что теперь наслаждаются только славою душ, а тогда будут наслаждаться славою душ и телес. Петр. Согласен; теперь желал бы я знать, каким образом умирающие часто многое предсказывают? Глава двадцать шестая. Каким образом умирающие нечто предсказывают? О монахах Геронтии и Меллите и об отроке Арментарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Петр. Чудное и в высшей степени изумительное дело! Григорий. О Единородном, Безначального Отца Сыне, написано: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . ( Ин 1.1 ); о силе же Его прибавлено: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин 1.3 ). Что же удивительного, Петр, если Само Слово, создавшее язык, возглаголало в них без языка? Петр. Да, твое замечание справедливо. Григорий. Эти епископы были тогда изгнаны из отечества и удалились в Константинополь. В то время как я был послан к императору по делам церковным, я встретил там одного старца епископа, который свидетельствовал, что сам видел, как уста их говорили без языка. Даже, отверзая свои уста, они громогласно говорили: «Смотрите, мы говорим, хотя и не имеем языков!» И, по его словам, желающие видели, что на месте вырезанных до корня языков оставалась как бы глубокая впадина в горле; и несмотря на то, что уста были пусты, слова образовывались вполне. Но как скоро один из них предался роскоши, то лишился чудесного дара. Так праведно судил всемогущий Бог, чтобы человек, вознерадевший о сохранении плотского воздержания, не мог и говорить без языка плотского. – Этих повествований об осуждении арианской ереси достаточно, теперь возвратимся к чудесам, недавно совершившимся в Италии. Глава тридцать третья. О рабе Божием Елевферии. Вышеупомянутый мною Елевферии, настоятель монастыря св. евангелиста Марка, находящегося в окрестностях города Сполетто, долго жил со мною в здешнем моем городском монастыре, но скончался в своем монастыре. Ученики его рассказывают, что он своею молитвою воскресил умершего. Он обладал таким смирением и сердечным сокрушением, что слезы, исходившие из очей столь кроткого и простого человека, имели великую силу пред Богом. Расскажу теперь об одном его чуде, в котором и сам он предо мною простодушно признался. Однажды во время пути, когда по наступлении вечера не было места где переночевать, он зашел в женский монастырь. В монастыре был малолетний отрок, который каждую ночь обыкновенно подвергался мучениям злого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010