Сердеж. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь в Сосновке Карта и ближайшие объекты На склоне высокого правого берега долины речки Сердежанки раскинулось старинное русское село Сердеж. Его можно увидеть издалека со всех сторон. Местность в окрестностях села очень красивая — холмистая, с березовыми перелесками, особенно со стороны сел Турминцы и Никулята. Ранее село называлось Сосновкой, вероятнее всего, в честь прежнего места жительства первых поселенцев. Происхождение марийского названия Сердеж достоверно не установлено. В центре села возвышаются руины большого храма. Основной холодный храм с куполом и теплыми приделами без паперти и колокольни. Это все, что осталось от бывшей Петропавловской церкви, давшей начало селу на речке Сердежанке. Приход в селе Сосновка (Сердеж) был открыт по указу Святейшего Синода от 31 июля 1792 года за и образовался из деревень Пиштанского села (Никольское — прим. автора ). Первую церковь построили деревянной по храмозданной грамоте от 28 мая 1793 года за во имя Святых Апостолов Петра и Павла с приделом в честь святых Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. «Грамота Преосвященного Лаврентия на построение в Пиштанском приходе Яранского уезда вновь (значит впервые — прим. автора ) деревянной церкви в селе Сердеж или Сосновка 1793 года 28 мая. Божьей Милостью Смиренный Лаврентий, Епископ Вятский. Слушав мы поданное к нам Вятского наместничества Яранской округи Пиштанского Николаевского прихода деревни Сердежа с починками от выборного из дворцовых крестьян Григория Михайлова сына Старикова с товарищем прошение, коим они просили о позволении в оной деревне Сердеже построить вновь деревянную церковь с приделом для зимнего времени во имя св. Чудотворцев Зосима и Савватия Соловецких, почему на представление от нас в Святейший Правительствующий синод полученным Ея Императорского Величества из Св. синода прошлого 1792 года августа 14 дня указом в упомянутой деревне Сердеж вновь церковь построить дозволено». Главная церковь, Петропавловская, освящена в 1799 году, а придел — в 1795 году. Клировые ведомости церквей Вятской епархии за 1806 год сообщают нам об этом храме следующее: «В селе Сосновка церковь одноприходная деревянная в именование святых апостолов Петра и Павла и при ней по правую сторону в трапезе придел преподобных отцев Зосиме и Савватию. При ней приходских дворов 185, а в них жителей мужска пола душ 908, женска 1065. Священник Петр Алексеев, сын Шевелев, 25 лет. Произведен в настоящий чин в 1805 году октября 8 дня Преосвященным Гедеоном, Епископом Вятским. Обучался в Вятской семинарии, философском классе.

http://sobory.ru/article/?object=26763

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Дионисия, игумена Глушицкого, нового чудотворца Память 1 июня Сей преподобный отец наш Дионисий подвизался сперва вблизи озера, называвшегося Великим Кубенским 3563 и находившегося на расстоянии четырнадцати поприщ 3564 на восток от города Вологды. Впоследствии он оставил это место и в сопровождении инока, по имени Пахомия, стал обходить многие места, расположенные в окрестностях названного озера, ища такого, где бы в уединении он мог отдаться служению Богу. Преподобный Дионисий и Пахомий пришли в селение, называвшееся Лучицей 3565 , и здесь прежде всего построили себе келлию, а вскоре после сего соорудили и церковь во имя святого Николая, которую и освятили по благословению ростовского епископа Григория. После сего стали собираться к ним иноки, чтобы жить с ними и подвизаться для душевного спасения. Устроив на указанном месте монастырь, преподобный Дионисий учредил в нем общежитие и, приняв после сего сан священника 3566 , стал в чистоте приносить жертву Господу. Вскоре после сего преподобный поставил настоятелем устроенного им монастыря ученика своего, вышеназванного Пахомия, и, преподав благословение мира братии, сам удалился из монастыря на расстояние пятнадцати поприщ, на реку Глушицу, и там остановился на ночлег. В тонком сне он услышал как бы голос, раздающийся в этом пустынном месте и зовущий его. Он тотчас же пробудился, почувствовал великую радость и, сотворив молитву, водрузил на сем месте крест, который принес с собою, а потом под одним деревом, – которое и до настоящего времени растет внутри монастыря, имеет чёрные ягоды и называется черёмухой, -соорудил себе небольшую келлию. Один человек, страдавший зубною болью, съел с верою ягоду с этого дерева и тотчас же почувствовал себя здоровым. После сего преподобный Дионисий предался на сем месте строгому воздержанию, всенощному бодрствованию, посту и молитве. И спустя немного времени один за другим стали приходить к нему на это место иноки, так что число учеников его стало умножаться. Видя это, преподобный построил на этом месте церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Покрова 3567 , и устроил монастырь. Прошло несколько лет после сего, и число иноков увеличилось до того, что помещение в церкви оказалось для них малым, и они стали просить святого Дионисия, чтобы он построил для них другую церковь , большую этой. Исполняя просьбу братии, преподобный построил новую церковь , 3568 значительно большую первой, чудно украсил ее иконами 3569 , снабдил книгами и неленостно стал поучать братию, наставляя их в том, что должно было принести им душевную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сура. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Суре /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя свт. Николая построена в 1687 г. по грамоте архиепископа Афанасия от 22.3.1687. В 1894 г. она была разобрана для перенесения на приходское кладбище. 8 июля 1888 г. был заложен новый каменный храм. Перед закладкой храма о. Иоанном Сергиевым была произнесена речь. В 1891 г. строительство было закончено. Храм строился на средства о. Иоанна Сергиева и его многочисленных почитателей - например, великого князя Георгия Михайловича, на средства которого были написаны все иконы. Освящен храм 27-29 июня 1891 г. Архангельским Преосв. Александром в сослужении о. Иоанна Сергиева, 2 архимандритов и 12 священников (двое из них приезжали из Санкт-Петербурга) при большом стечении народа. Престолы: главный - в честь свт. Николая, с южной стороны - во имя преп. Иоанна Рыльского, с северной - во имя вмц. Параскевы. Жертвователи: архангельский купец Василий Браванов, родившийся в Сурском приходе, в 1853 г. пожертвовал напрестольное Евангелие с сребропозлащенной верхней доской, сребропозлащенные сосуды с принадлежностями (2 ф. 79 зол.) и такой же напрестольный крест (1 ф.); сурский крестьянин Трифон Панфилов в 1768 г. - колокол в 30 пуд.; некий Рыжов из Харькова - 10 колоколов, самый большой весил 250 пуд. Двухклассная ЦПШ им. Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, с отделением для девочек, располагалась в здании, построенном на средства о. Иоанна Сергиева и была обеспечена неприкосновенным капиталом в 40000 руб. Учащиеся жили в общежитии и обеспечивались всем необходимым, в том числе и одеждой. На средства о. Иоанна в 1890-1891 г.г. построены были также 3 дома для причта. В 1885 г. приход был включен в состав Веркольско-Лавельского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом). Священники: Иоанн Сергиев 1687 г.; Макарий Постников; Михаил Агапиев (служили друг за другом с 1754 г.); Григорий Постников с 1789 г.; Матфей Корытов с 1780 г.; Иоанн Порохин до 1823 г.; Никита Сергиев; Михаил Сергиев до 1837 г.; Василий Сметанин до 1812 г.; Николай Постников до 1825 г.; Никита Постников до 1847 г.; Артемий Козмин до 1851 г.; Павел Нечаев; Акиндин Алексиевский до 1857 г.; Александр Зуев; Алексий Ивановский до 1858 г.; Николай Козмин до 1871 г.; Иоанн Прялухин; Андрей Дмитриев до 1883 г.; Феодор Корелин до 1893 г. Псаломщик: Иван Петровский (умер в 1887 г.).

http://sobory.ru/article/?object=39065

Успеньев день День Успения Божией Матери – храмовой праздник первопрестольного собора – отличался в старой Москве особо-торжественными службами и обрядами. Так как праздник этот был в собственном смысле соборным и церковным, то эти торжественные особенности сосредоточивались по преимуществу в церковных богослужениях Успеньева дня и в обрядовой жизни патриарха. Успенский собор еще задолго до 15 августа начинал приготовляться к своему храмовому празднику. За две недели до Успеньева дня ключари приказывали чистить иконы, паникадила и всю соборную утварь, а для этого дела брали «людей из рядов, кто где надобен». Тогда же запасали с патриаршего двора свечи в подсвечники в паникадила, а пудовые свечи и масло в лампады приносили из царского дворца. За два дня до праздника напоминали патриаршему дворцовому дьяку, чтобы он готовил в соборную церковь сено – «мелкое, доброе». Накануне праздника, перед малой вечерней, сторожа постилали это сено по всему собору – и в алтаре, и в приделах, и на государевом, и на патриаршем местах. В сено этих двух последних мест, а также на царицыно место, полагались еще различные благовонные травы и духи. Душистые вещества «да гуляфной (розовой) водки и масла мятнаго или кропнаго» брали из аптеки, «и кропят и поливают для духу». Перед образами, на раках чудотворцев и гробницах святителей тогда же переменялись покровы и пелены и заменялись новыми и дорогими жемчужными. На государев хлебенной двор ключари отдавали приказ, чтобы там заготовили «благодарные хлебы большие», для благословения на литии во время всенощного. К малой же вечерне выносили большое евангелие на престол и переменяли другие сосуды и утварь на более драгоценные, лучшие и большие по размерам. Накануне же патриарх вместе со всем собором духовных властей и в преднесении ключарями креста и св. воды, ходил «на верх», в царский дворец, звать государя к праздничным службам и к своему праздничному столу. Этот «зов государев от патриарха» был заранее определен для ежегодного употребления и выражался следующей речью патриарха к царю: «А великий государь царь и великий князь (имя рек), всея Русии самодержец, чтобы еси государь пожаловал на праздник Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, вечерню и молебен и всенощное и заутреню, и обедню слушал; а в дому бы у Пречистой Богородицы и у великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и у нас своих богомольцев пожаловал бы еси хлеба ел».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Устроение и освящение двупрестольной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николая чудотворца во Всехсвятском единоверческом девичьем монастыре Источник В Московском единоверческом женском монастыре была первоначально одна только церковь во имя Всех Святых, начатая построением на единоверческом кладбище, за Рогожскою заставой, в 1840 году. Кладбищенская церковь сделалась со временем монастырскою. На учреждение Всехсвятского монастыря последовавшее определение Св. Синода Высочайше утверждено Государем Императором в 27 день января 1862 года 1 . Монастырь получил в 1866 г. свойственный ему благоустроенный вид, но и затем на несколько лет остался с одним храмом, не смотря обширность свою не вмещавшим в себе более одного престола, и по самой обширности неудобным для зимнего времени. При существовании одной церкви в монастыре, находящемся на кладбище, случалось, что прихожане для отправления панихиды или другой требы должны были дожидаться по необходимости до конца до конца обедни или вечерни, не то слушать панихиду в монастырской трапезной, что не совсем удобно и прилично. А при существовании в монастыре в монастыре двух церквей, возможно было бы, рассуждали единоверцы, и одновременно совершать в них по две требы, через что бы значительно облегчились труды священнослужителей и клириков. Постройка другого храма, казавшаяся необходимою на случай разных перестроек и починок во Всехсвятской церкви, единственной в монастыре до 1876 года, как увидим ниже, – составляла главнейший предмет заботливости блаженныя памяти игумении Александры (сконч. 4 января 1873 г.) и достойной преемницы ее игумении Маргариты. Но на новый храм требовались немалые средства, которых монастырь без помощи Христолюбивых единоверцев не имели бы и до ныне. В 1873 г. 20 сентября, в день Черниговских чудотворцев, была в этом монастыре после литургии и крестного хода торжественная закладка нового двухэтажного (в длину 10 саж. и 5 в вышину) каменного здания, которому судил Бог сделаться храмом и местом селения славы Его ( Пс.25:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Стефана Пермского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1755 и 1766. Архитектор:мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь Координаты: 62.223299, 50.398593 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1608 году на городище стояла церковь Стефана Великопермского чудотворца, древяна, клецки, а также часовня, где лежали пермские епископы Герасим, Питирим и Иона. В переписной книге Яренского уезда 1646 года на городище Усть-Вымь было три церкви: церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, деревянная, шатровая, холодная; церковь Стефана Великопермского чудотворца, деревянная, Клецкая и церковь во имя святых отец епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы, деревянная шатровая, а также колокольня рубленная, шатровая, построенная в 1628 году. Стефановская церковь сгорела в 1692 году. И уже в 1696 году построена новая. Известно, что новые деревянный церкви были построены, по видимому, на месте тоже сгоревших: церковь теплая, Благовещенья в 1738 г., а холодная Нерукотворного образа Спасителя построена в 1743 году и освящена в 1808 году. Приблизительно в те же годы на Усть-Выми (городище) строились и каменные церкви. Каменная одноэтажная церковь Стефана Пермского была начата строиться в 1755 году и священа в 1764 году. Теплая, одноглавая построена на месте сгоревшей деревянной, глава её была покрыта белым железом, крест на ней был деревянный. В 1929-30 г. Стефановская церковь была передана управлению лагерей под складское помещение и под столовую. Источники: Воскобойникова Н.П. К истории церковного строительства на Усть-Выми/Н.П. Воскобойникова//Крестьянство Вычегодского края в XVII-XX веках. – Архангельск, 1999. Святыни земли Коми: церкви, часовни, монастыри, иконы: Дайджест/Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; сост.: М.А. Першина. – Сыктывкар, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=10512

Чистополь. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Никольский городской собор – главное украшение и доминанта центра Чистополя. Он стоит на высоком берегу Камы прямо над рекой – подобно тому, как очень похожий на него Спасо-Преображенский собор Рыбинска – на берегу Волги. Неслучайна такая параллель между этими двумя шедеврами классической архитектуры русской провинции: их даже построили-то одновременно – в 1838 г. был освящен собор в Чистополе, и в том же году начато возведение собора в Рыбинске. С рыбинским шедевром мы уже сравнивали собор в Елабуге. Чистопольский еще более похож на него. Но если и было заимствование, то разве что обратное: и елабужский, и чистопольский соборы построены все-таки чуть раньше. «Одним из лучших церковных сооружений классицистической эпохи на территории нашего региона» назван величественный чистопольский храм в академическом справочнике РТ. Но подробно описывать его здесь нет особого смысла: достаточно вновь открыть главу про елабужский собор… Только здешний храм по пропорциям чуть более приземист, а обилие коринфских колонн на барабане центрального купола отличает его навершие. Автор проекта Никольского собора – Пятницкий: зодчий, навсегда прославивший свое имя возведением главного здания Казанского Императорского Университета. А ограду и ворота строил не менее известный в Казанской губернии архитектор Петонди, тоже уже не раз упоминавшийся в нашем путеводителе. Вообще целое созвездие имен мастеров связано с историей сооружения и благоукрашения собора. При его обновлении в 1870-е годы, великолепный иконостас сработал мастер Тюфилин (см. о нем в главах про Петропавловский собор, церковь Ярославских Чудотворцев и др.). Сами иконы написал известный петербургский художник Пошехонцев, а стенной живописью украсил интерьер храма Померанцев. Много средств пожертвовали на собор купцы Григорий и Дмитрий Поляковы – из самой знаменитой династии местных предпринимателей: в 1880-х годах сын второго из них Иван Дмитриевич основал чистопольский чугунолитейный завод.

http://sobory.ru/article/?object=07901

Чухлома. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о Чухломской церкви Успения Пресвятой Богородицы сохранилось в писцовых книгах Галичской осады за 1628 год. Записи эти связаны с уплатой пошлинных сборов с доходов этой церкви, которые ежегодно собирались со всех церквей в государственную казну. Храм в то время был деревянным, но в 1723 году поп Лука Васильев, церковный староста Григорий Дмитриев с городскими и уездными приходскими людьми написали прошение в синодальный приказ о том, что церковь от древности очень ветхая, церковный покров обвалился, и службы Божии в ней вести невозможно. Поэтому с общего согласия городские и уездные жители решили на месте ветхой деревянной церкви построить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами святых апостолов Петра и Павла и Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Через 7 лет в июле месяце 1730 года Лука Васильев писал в синодальный приказ о том, что приделы при Соборной каменной Успенской церкви построены и к освящению готовы. Церковь строилась по типовому проекту на деньги прихожан, но письменных сведений об именах подрядчиков и строителей этого храма не сохранилось. Известно, что кирпич для постройки делали здесь же из высококачественной местной глины. В 1739 году в церкви служили иереи Стефан Никитин и Петр Лукин. Прихожанами храма до революции 1917 года были не только горожане, но и жители близлежащих деревень. В 1450 году, когда полностью сгорел женский монастырь, построенный на берегу озера в том месте, где сейчас расположена ветлечебница, то кое-какую церковную утварь и иконы удалось спасти от огня. Эти древние чудотворные иконы Божьей матери " Страстная " и Николая-Чудотворца передали в Преображенский собор, где они находились до момента упразднения собора в 1932 году. Всё имущество собора, в том числе и иконы, было передано в Успенскую церковь. В 1831 году существовавшее при Успенской церкви кладбище было закрыто, и все захоронения стали производить на Казанском кладбище, действующем и поныне. В 1861 году напротив церкви построили корпуса торговых лавок или так называемые торговые ряды, простоявшие на этом месте около ста лет и разобранные в 1956-1957 годах. По своему направлению Успенская церковь была Тихоновской.

http://sobory.ru/article/?object=02892

Шатово. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Архангела Михаила в селе Шатово Село Шатово на реке Ухменке в 1617 г. было вотчиной Федора Григорьевича Шишкина, данной ему " за осадное сидение царя Василия " , то есть Федор Григорьевич защищал в Смутное время Москву, в которой царем был Василий Шуйский, от банд " тушинского вора " Лжедимитрия II. В 1647 г. поместьем владел его сын Алексей, который в 1654 г. выстроил деревянную церковь Архангела Михаила с приделом святителя Николая Мирликийского. Алексей Федорович имел детей Федора, Ивана (владевших селом с 1667 по 1699 гг.) и Анну. В 1692 г. была построена новая деревянная церковь. Дети Федора Алексеевича - Иван, Матвей и Григорий. В 1705 г. Шатово во владении Алексея Ивановича и Ивана Федоровича Шишкиных. В 1737 г. Анна Алексеевна, вдова подполковника Григория Федоровича Шишкина, построила деревянную церковь Всемилостивейшего Спаса с приделом Архангела Михаила, освященную в 1738 г. игуменом Владычного монастыря Иоанном. В 1860-х гг. в Шатово - деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского (так сказано в " Кратких сведениях о всех церквах Московской епархии " И. Благовещенского, а " Московские епархиальные ведомости " в 40 за 1913 г. церковь в Шатово назвали Спасской). Ныне существующая каменная церковь Архангела Михаила построена в 1903 г. по проекту Сергея Германовича Аппельрота, в 1901 г. помощника архитектора Р. И. Клейна, и в том же году он назначен городским архитектором Серпухова, работал в городе более 10 лет. Кирпичное, без штукатурки и побелки здание церкви имеет осевую плановую композицию, выдержанную в строгой симметрии. На одной оси расположены алтарь, собственно храм с боковыми приделами, западный притвор, переход и колокольня. В советское время храм был закрыт и сильно поврежден. Духовенство: священник Димитрий Февралев. Источник pserpuhov.ru Исторические материалы Ц. Архангела Михаила с приделом Николая чудотворца в селе Шатове. Архангельская церковь построена в сельце Шатове около 1654 года. В окладных книгах Патриаршаго Казеннаго приказа записано: " по переписным книгам письма и дозору Михаила Павлова прибыла вновь в нынешнем 162 году церковь Архангела Михаила да в пределе Николая чудотворца в селе Шатове, дани 15 алтын 4 ден., заезда гривна платил староста поповской поп Федор " (кн. 35, л. 425).

http://sobory.ru/article/?object=07309

Ям. Церковь Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первые документальные сведения о церкви содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда за 1627 г. «Погост приходной на реке Пахре на Каширской дороге, - записано в ней, - а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная, а в церкви и образы, и свечи, и книги, на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей, а у церкви на погосте во дворе поп Архип Васильев, во дворе церковный дьячок Илейка Прокофьев, во дворе пономарь Гришка Федоров, во дворе просвирница Ориньица Прокофьева дочь, да на погосте на церковной земле два двора бобыльских…, да того же погоста попа Архипа на реке Пахре на Большой Каширской дороге перевоз, церковная пустошь Рыбушкин враг на ручье». Кроме жителей погоста в приходе церкви тогда числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, вотчин Марьи Спасителевой сельца Горки Верхние и деревни Горки Нижние, Николо-Угрешского монастыря деревень Старое и Новое Съяново, князя Алексея Михайловича Львова сельцо Пахрино. Судьба самого погоста в те годы сложилась не совсем обычно. 46 десятин принадлежавших ему земель еще в 1626 г. по грамоте митрополита Филиппа были отданы попу Архипу, а церковь переживала не лучшие свои времена. «Ноября в 7 день 1643 г., - записано в делах Патриархии, - по указу святейшего Иосифа Патриарха Московского, а по челобитью за пометой дьяка Григория Одинцова, той церкви свв. мучеников Флора и Лавра с попа Архипа дани на прошлый 1638 год для ево бедности, имать не велено». После кончины Архипа его место занял сын Алексей Архипов, при котором в церкви появился придел во имя Николая Чудотворца. Но Алексей умер сравнительно молодым. Овдовевшая матушка куда-то съехала, а землю и перевоз в 1649 г. продали в вотчину известному боярину и воеводе князю Юрию Алексеевичу Долгорукому. В отказной книге поместного приказа бывший погост впервые назван селом, «что был погост Фроловский на р. Пахре, а в нем деревянная церковь Флора и Лавра с приделом Николая Чудотворца, а у церкви двор попа, в котором живет вдовая бобылка с четырьмя пасынками, да два двора бобыльских пустых… А по сказке сторонних людей бобыль с племянником бежал в нынешнем году, но где он живет, того они не ведают. А бобыля Гришку Иванова с детьми вывезли люди боярина Никиты Ивановича Романова в нынешнем году». Упомянутый в отказной боярин приходился двоюродным дядей царю Михаилу Феодоровичу и в то время владел соседним селом Ермолино. Князь Долгорукий владел селом недолго, оно в 1662 г. было отписано на Государя и приписано к дворцовой Домодедовской волости.

http://sobory.ru/article/?object=00805

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010