15. Среда. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября) . Аллилуия. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (службу зри 22 апреля) . По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Амоса) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Амоса не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (В) , порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца, в соединении со службой прор. Амоса (без праздничного знака) (Г) и порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского (Д) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Болезни претерпевши...». По Трисвятом – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-28/

17-е Св. отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского Григорий, до крещения именовавшийся Феодором, происходил из одного из знатнейших родов в Неокесарии; воспитан был в язычестве. Готовясь быть адвокатом, он собирался ехать в Рим для дополнительного образования по своей части, но неожиданно, по семейным обстоятельствам, ему, вместе с братом – Афинодором 259 , пришлось прежде того посетить Кесарию, где они познакомились с Оригеном , преподавателем философии и наставником Александрийского училища. Это знакомство определило дальнейшее направление судьбы обоих юношей. Ориген , – как рассказывает впоследствии Григорий, – «заставил его сперва искать разбросанные семена истины в системах философов и пробудил любовь к истине; потом стал излагать начала веры христианской и объяснял Св. Писание»... Наконец, подготовил их к принятию святого крещения, которое они и приняли в Кесарии, при чем Феодор был назван Григорием. Восемь лет слушал Григорий и поучался у своего великого наставника и после того возвратился в свое отечество с иными целями и иными стремлениями. Уже не привлекала его больше светская деятельность; полюбил он пустыню, где беспрепятственно мог предаваться молитве и любимому теперь занятию своему: изучению Свящ. Писания. Таким образом и уединялся он, отложив попечение о всем мирском и стремясь к общению с единым Богом. Подвижническая жизнь Григория не осталась безызвестною; узнав о нем, епископ Амасийский Федим пожелал посвятить его в епископа Неокесарийской Церкви, и жители Неокесарийские также желали иметь его своим епископом; но Григорий не хотел расстаться с своим безмолвным уединением и, главное, не считал себя достойным такого избрания, и потому скрывался, переходя из одной пустыни в другую. Между тем Неокесарийские христиане настаивали на своем желании видеть добродетельного Григория своим епископом. Блаженный Федим обратился тогда к Богу с молитвою, чтобы Он призрел на него и на Григория и освятил его посвящение благодатию Своею... После того он заочно рукоположил Григория во епископа; не стал больше человек Божий противиться общему избранию, уразумев в душе своей, что не без воли Божией призывается он на трудное служение, которому и предался всеми своими силами, и Господь помогал ему и прославил его даром чудотворений, за которые получил святитель наименование Чудотворца и второго Моисея. Как успешно действовал Григорий на своем пастырском поприще, можно видеть из того, что когда он вступил в звание епископа Неокесарии, то в этом обширном городе было не более 17-ти христиан, по кончине же его весь город состоял из христиан, за исключением 17-ти язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вааса. Церковь Николая Чудотворца. Pyhän Nikolauksen kirkko Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь св. Николая Чудотворца в г. Вааса (Ваза) - главный храм Ваасавского православного прихода, входящего в Оулусскую епархию. После присоединения Финляндии к России в старинном шведском роде Ваза, основанном в 1606 г. , был расквартирован русский гарнизон. Сюда приехали из России маркитанты, чиновники, ремесленники, купцы. Одними из первых прибыли купцы: Иван Лисицын, Артемий Семенов, Михаил Грачев и Василий и Григорий Смирновы, благодаря деятельности которых в городе позже был возведен православный храм. Иван Лисицын прибыл в город 1809 г. В 1820-1830-е гг. он разбогател и сделался крупным жертвователем и благотворителем. В 1842 г. купец создал фонд своего имени, в который внес 11500 финских марок. Первая попытка Лисицына получить разрешение на постройку в Вазе церкви оказалась безрезультатной - прошение было отклонено из-за малого числа православных. В 1822 г. купец подал новое прошение, подписанное также Артемием Семеновым и Михаилом Грачевым. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим поддержал просьбу, но она застряла в инстанциях. Все же в Вазу был назначен «при батальонах» военный священник, которому предписывалось «окормлять также гражданское население». В 1845 г. Лисицын вновь возбудил ходатайство. К этому времени количество православного населения увеличилось, богатство купечества -тоже, и на строительство русской церкви купец был готов пожертвовать крупную сумму. Выборгский губернатор поддержал прошение, архитектор Э.Б. Лорман, интендант Управления публичных зданий, составил проект, 28 февраля 1852 Высочайше одобренный. 3 августа того же года в Вазе произошел большой пожар. В считанные минуты пламя охватило деревянный город, и он сгорел дотла: отстоять удалось только несколько частных домов, ратушу и здание где размещалась скромная полковая православная церковь. Его спасли солдаты, которые непрерывно поливали стены водой. Главный город губернии было решено выстроить заново, ближе к морю, и переименовать в честь Императора Николая I в Николайштадт. В 1855 г. Государь утвердил план нового города, который находится на высоком полуострове и является одним из самых живописных городов в Финляндии. Губернский архитектор К. А. Сеттерберг, автор плана города и лучших его зданий, разработал чертежи православной церкви, которые 27 августа 1858 г. получили одобрение Синода, поскольку православные «между городами Або и Торнео лишены всяких средств к соблюдению обрядов своей религии». Средства на постройку были к этому времени уже собраны: Лисицын пожертвовал 3 000 руб. серебром, из строительного капитала Духовного ведомства поступило 10 200 руб., казна выделила 6 000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=16639

Великие Будки. Церковь Николая Чудотворца. церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1773. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Недригайловский район, с. Великие Будки Координаты: 50.877382, 34.035211 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Будки, Николаевская церк. постр. в 1773 г. на средства помещ. Кондратьева и прихож., деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 200 в. Почтов. станц. здесь. Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 40 дес. 1528 кв. саж. Прихож. м. п. 806, ж. п. 746. Причта по штату полож.: священ. и псаломщ. Жалов. свящ. 294 р. и псаломщ. 98 р. Помещ. для причта церк. Земское народ. учил. Приход. попечит. нет. Хут. Лемешевка в 2 в. Священ. Григорий Жуков 22 л. Оконч. курс. в духов. семин. по 2 разр. Священ. с 1903 г. на настоящ. месте. Состоит законоуч. народ. учил. Псаломщ. Павел Столяревский 71 г. Оконч. кур. в народ. учил. Псаломщ. с 1853 г., на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. кр. Феодор Демиденко с 1898 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Церковь в Будках была уже в конце XVII ст. В 1733 г. её репарировали (восстановили), а в 1773 г. вместо старой построили новую на средства местного помещика Николая Кондарьева. Церковь построена на дубовых основах. Нижние два венца сруба стен также дубовые, выше – сруб из сосновых пластин толщиной 18 и шириной 30 см. Вымощена церковь была первоначально кирпичными квадратными размером 27–30 см и толщиной 4 см плитками. Позже кирпич заменили на деревянный пол. Главная ось строения по компасу дает отклонение на 5 " против движения стрелок часов. По типу плана (центральный участок – четырехгранник с отсеченными внешними углами) церковь Николая в Будках принадлежит той группе памятников, которые, начиная с XVII в., были любимы и распространены на Левобережье и, в частности, Слобожанщине.

http://sobory.ru/article/?object=59226

Вена. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Rußisch-Orthodoxe Kathedralkirche " Zum hl. Nikolaus von Myra " Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1893 и 1899. Архитектор:Г.И. Котов Ссылки:   Адрес: Австрия, г. Вена, пер. Жана Жореса, д. 2 Jaurèsgaße 2, 1030 Wien, Österreich Координаты: 48.19731, 16.384759 Проезд:1) 2-3 минуты пешком на север от ж/д станции Rennweg (линия S7) 2) 5-10 минут пешком на юг/юго-восток от станции метро Stadtpark (линия U4) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История русской церкви в Вене начинается с 1762 года, когда русскому послу князю Д.М. Голицыну удалось добиться перевода походной посольской церкви в Вену. Служба осуществлялась сначала в доме посла, потом долгое время в приспособленных помещениях. В Австрии было много людей с православной верой, поэтому скоро посольская церковь стала слишком тесной, чтобы вместить всех желающих. В большие праздники церковь так переполнялась, что народ стоял на улице, многие уходили из-за невозможности попасть в храм. В 1842 году настоятелем Венской церкви становится протоиерей Михаил Фёдорович Раевский. Ему принадлежит мысль о постройке в Вене большого каменного храма. Он сумел получить разрешение на строительство собора и начал сбор средств. К сожалению, его смерть в 1884 году не позволила ему увидеть исполнение его замыслов. На собранные им средства в 1895 году была построена ]небольшая церковь на Центральном кладбище Вены.В 1885 г. настоятелем посольской церкви был назначен протоиерей Александр Николаевский, которому удалось осуществить мечту Михаила Раевского. Посол России князь А.Б. Лобанов-Ростовский поддержал идею строительства храма на территории около посольства. Император Александр III одобрил строительство и лично пожертвовал 200 тысяч рублей. 3 октября 1893 года (по ст. стилю) состоялась закладка православного собора во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского.Планы храма составлены петербургским архитектором Григорием Ивановичем Котовым.

http://sobory.ru/article/?object=09086

Вологда. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Нижнем долу. Карта и ближайшие объекты Г. Лукомский: " Церковь построена (вернее, как и Казанская: перестроена) в 1779 г. на месте деревянной (?), сгоревшей в 1773 году. Однако формы говорят за себя: шатер хороших пропорций русского стиля, невозможных для возведения в конце XVIII столетия. Кубический храм - одноглавый. В теплом храме крест напрестольный с надписью 3РОВ года. Колокола, по данным клировых ведомостей церкви 7109 г. (1601 г.), т. е. времени царствования Бориса Годунова. В кладовой церкви находится сохранившаяся верхняя часть резных Царских врат. На ней в полукружии надпись славянскими буквами с сокращениями: " на царств. Всемилостиваго Царя Алексея Михайловича " . Остались чуть заметные следы позолоты на резьбе. Вообще эти врата (за одну доску дают около 200 руб., по словам священника) в ужасном виде лежат на чердаке церкви. По углам шкафы для икон, но ничего в них не сохранилось. По характеру резьбы деталей Царские врата очень похожи на резные Царские врата в Костроме (ц. Воскресения на Дебре): с одной стороны в середине Распятие, с другой Рождество Богородицы. На той стороне, где Распятие, по углам: а) Евангелисты; б) на той и другой стороне Святые, но какие - неизвестно: видны только лики. Запрестольный образ для крестных ходов: с одной стороны Николай Чудотворец старинной живописи, с другой изображение Божией Матери - серебряный оклад. Там же, в кладовой, икона Ильи Пророка " Огненное восхождение " - старинного письма, интересная по композиции и по краскам, из которых различается хорошо красный цвет и следы золота. Икона Николая Чудотворца с изображением его жития, древнего письма. Из предметов церковных, в холодном храме отметим крест запрестольный, весь серебряный, по углам его изображения святых " . Источник: В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. Численность прихожан 180 человек (1892 г.). В начале XX века церковь Богородицы на Нижнем долу включала три престола: в летнем приделе главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название храму, а правом приделе зимней церкви - престол во имя Николая Чудотворца, в левом - во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01096

Городна. Николая Чудотворца церковь. Троицкая (бывш. Николая Чудотворца с пр.Сретения и Параскевы Пятницы) церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Городна ( Городня ) в 22 верстах от уездного города Зарайска. Городна в качестве сельца упоминается в платежных книгах 1595 – 97 гг. и значится за Никитою Ивановым и Иваном Ивановым детьми Власьева. По приправочным книгам 1616 г. уже одна половина с. Городна значится за Никитой Ивановичем Власьевым, а другая половина за племянниками его Захарием и Григорием Ивановичами, детьми Власьева. У показанных вотчинников пашни паханные доброй земли 15 четвертей, пашни 27 четвертей с осьминою и перелогом 50 четвертей, лесом поросло 15 четвертей с осьминою в поле, сена на речке Осетре до устья речки Матырки пополам с племянниками, а на Никитину половину 150 копен, леса пашенного с его племянниками у сельца за полем 1,5 десятины и непашенного леса у болота в длину на полверсты и поперек тож. Находившаяся в с. Городне церковь в тех же приправочных книгах 1616 г. именуется Никольскою, в ней образы, свечи, книги, ризы, колокола и все церковное строение вотчинниково. Время построения вместо деревянной каменной церкви в с. Городне неизвестно, только в 1818 году она, за ветхостью, была запечатана, и богослужение по праздничным дням совершалось в помещичьем флигеле. Существующая ныне в с. Городне также каменная Николаевская церковь с приделами Сретенским и Пятницким построена в 1825 году помещиком Петром Михайловичем Бутурлиным. Земли церковной при ней состояло 54 десятины, кроме того, при церкви имеется капитал в 1600 руб. в пользу причта и мельница, за которую получается в год аренды 200 руб. В приход, кроме села, состоят деревни Овинищи, Телятники и Берхина, в них 780 муж. пола, 836 жен. пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 г., том 1, стр. 224. История села Городна, расположенного на горе при впадении реки Осётр в Оку, уходит в далёкое прошлое.

http://sobory.ru/article/?object=21830

Грунь. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1782. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Грунь Координаты: 50.706493, 34.263269 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Грунь или в Грунь, выходить на остановке " Грунь " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Груня, Николаевская церк. постр. в 1782 г. старан. бригадира Коробовского; деревян., однопрестольн. От г. Харьк. в 175 в. От ближ. почт. станц. в г. Лебедине в 20 в. Земли усадеб. 1½ дес., пахот. 33 дес. Прихож. м. п. 965, ж. п. 993. Причта по штату полож.: свящ. и псалом. Жалов. свящ. 105 р. 84 к. и псалом. 29 р. Помещ. для свящ. и псалом. церк. Шк. грам. и зем. народ. учил. Приход. попечит. нет. Хут. Катериновка в 3 в. Свящ. Григорий Любинский 41 г. Из 4 кл. дух. семин. Псалом. с 1883 г., диак. с 1885 г., свящ. с 1894 г. Послед. нагр. набедр. в 1901 г. И. д. псалом. Николай Кораблев 23 л. Оконч. курс в народ. учил. Псалом. и на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. Марк Муха с 1900 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Церковь построена в 1782 г. Эту дату постройки отмечают также «Описания» церковного имущества. В 1864 г. была достроена современная колокольня и репарована (восстановлена) сама церковь. Тогда же, надо думать, Бабинец перекрыли внутри деревянным «коробом» из колотых толстых пластин, а снаружи – двуспадистой крышей. Верх же, ранее перекрывавший Бабинец, перенесли на достроенную колокольню. Таким образом, церковь осталась снаружи трехверхой. По свидетельствам местных старожилов, в 1889 г. строение подвесили, подвели кирпичный подмурок (фундамент) и заменили старый деревянный потрохший (трухлявый) стержень, на который был насажен железный кованый крест, на новый. Церковь заложена на дубовых устоях. Нижний венец сруба стен также дубовый; выше - сосновые (колотые) пластины толщиной в 16 см.

http://sobory.ru/article/?object=59228

Девятый день. Поучение 4-е. Перенесение мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Мир в Бар-град. (Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина). I. Ныне у нас праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из ликийского города Мир, находящегося в Малой Азии, в апулийский город Бар, область южной Италии. Святитель Христов Николай скончался в ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честию погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил безкровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры раззорили, и христиане мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мои мощи из Мир ликийских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священннками отправили их на кораблях в Миры ликийския. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами святителя, наполненный благоухающим Миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1087 года. Жители города с радостию встретили мощи святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные баряне построили во имя святителя угодника Божия Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честию и торжеством, в новом серебряном, позлащеном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новосозданный храм, и положили в святом алтаре, где они и доныне почивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лобань. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Построена на средства прихожан в 1780-х годах вместо прежней деревянной. Благословение на постройку было получено в 1770 году от Казанского архиепископа Амвросия. Первоначально устроено два престола: в холодном храме во имя Николая Чудотворца (освящен 28 июня 1802 года), а в теплом – в честь Трех Святителей (освящен 30 сентября 1792 года). Основной ярусный объем холодной церкви, построенной в традициях вятского барокко, отличается стройностью пропорций и изяществом декоративной композиции. Есть основания приписать ее постройку подрядчику каменных дел М. Л. Злобину или мастерам его артели. Трапезная на рубеже XIX – XX веков была полностью перестроена с расширением и соединена крытым коридором с колокольней. При освящении теплой церкви северный придел получил наименование в честь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, южный – во имя Покрова Богородицы. Фасады трапезной мастерски стилизованы под архитектуру регионального барокко, отразившегося в облике вятских памятников первой половины-середины XVIII века. Существующая ныне колокольня с фасадным декором в духе позднего классицизма возведена предположительно в начале второй половины Х I Х века по проекту А. С. Плесковского. Поздние двухколонные портики, которые были пристроены к северному и южному порталам холодного храма, утрачены. Сами порталы сильно растесаны. Под переходом и западной частью теплого храма имеется подвальный этаж на всю ширину здания. Здесь могли быть размещены бытовые и хозяйственные помещения церкви и калориферные печи для ее отопления. Наружные стены кирпичного здания прежде были обмазаны известковым раствором и окрашены колером зелёно-салатного цвета с выделением побелкой архитектурных деталей. В настоящее время обмазка сильно выветрилась, окраска неплохо сохранилась со стороны северного фасада. Габаритные размеры здания в плане: длина – 70,0 м ., ширина по трапезной – 20,0 м . Двусветный четверик, стены которого оканчиваются полуглавиями, покрыт высокой многогранной купольной кровлей с завершением в виде двух последовательно убывающих в объеме световых восьмериков. Над верхним восьмериком возвышается миниатюрная главка с гофрированной юбочкой, наложенной на овальную восьмискатную кровлю. К четверику примыкают суженный пятигранный алтарь, покрытый на пять скатов, и обширная теплая церковь с поднятой двускатной кровлей и западным вальмом. Трехъярусная колокольня, завершенная ротондой верхнего звона со шпилем на цилиндрическом постаменте, отличается ступенчатым объемом и неоправданно массивным кубом яруса-основания. Переход, связывающий колокольню и церковь, имеет по сторонам входные проемы.

http://sobory.ru/article/?object=09044

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010