От Казанского комитета духовной цензуры печатать дозволяется. 20 мая 1871 года. Цензор профессор Н. Соколов. Из предлагаемых житий святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа два первые, с присовокуплением сказания об обретении и открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия и чудесах их, составлены почившим в Бозесинодальным членом Григорием, бывшим архиепископом Казанским, а впоследствии митрополитом Новгородским и С. Петербургским, и изданы в первый раз в 1853 году. В настоящем новом издании их допущены лишь незначительные исправления против первого. Житие святителя Германа заимствовано из книжки «Служба иже во святых отцу нашему Герману архиепископу Казанскому и Свияжскому», изданной в 1861 году, где, после службы, помещено житие сего святителя, составленное пребывавшим на покое в Свияжском Богородицком монастыре и скончавшимся там архиепископом Тобольским Евлампием. В первом издании житий святителей Гурия и Варсонофия помещено следующее «предуведомление» от автора: «Предлежащее житие св. святителей – Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, составлено на основании их жития, частью находящегося в рукописи, писанного блаженнейшим Всероссийским патриархом Гермогеном, в бытность его митрополитом Казанским, и частью напечатанного в Прологе и Четье-Минее под 4-м днем октября». Главнейший источник жития святителей Гурия и Варсонофия есть рукописное их житие, писанное блаженнейшим Гермогеном, потому что в последние дни жизни святителя Варсонофия он был уже священником в городе Казани при Гостинодворской церкви, потом был преемником настоятельства его в Спасо-Преображенском монастыре, а, наконец, преемником и святителя Гурия на кафедре Казанской, как то ясно видно из его предисловия к написанному и житию означенных святителей. Посему казанская жизнь святителей Гурия и Варсонофия для него, без сомнения, была весьма известна. Для святителя Гермогена была неизвестна, как и сам он говорит в том же предисловии к житию означенных святителей, только жизнь, проведенная ими вне Казани, а особенно жизнь их юношеская 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В.Березин, В.Добронравов К градскому благочинию причислены церкви следующих сел: Васильевского, Взорнова, Мельничного и Юрчакова Васильевское Село Васильевское, на речке Матне, от уездного города находится в 19 верстах, а от губернского в 130 верстах. Настоящее название село получило в начале XVII столетия; а до того времени оно известно было под именем Матнинского стана 9 . Когда и кем основано, – неизвестно. Из древних актов, хранящихся в отчинном архиве села Васильевского, видно, что оно в 1631 году принадлежало князю Димитрию Манстрюковичу Черкасскому; а около 1741 года от потомка его, канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое за единственной дочерью графу Шереметеву, – одному из предков последнего владельца села. В царствование Алексея Михайловича Васильевское было не более, как усад весьма бедных крестьянских дворов с деревянною ветхою церковию во имя Св. Архистратига Михаила; в его же царствование, как показывают акты, положено учредить в Васильевском еженедельные торги для сбыта крестьянских изделий. Торговля начала поправлять состояние жителей, заставила их заниматься различными ремеслами и промышленностию, а с распространением промышленности село приметным образом более и более увеличивалось, так что в пятидесятых годах настоящего столетия в нем насчитывалось более 200 домов. В настоящее время крестьяне Васильевской волости занимаются разными кустарными промыслами: одни из них – портные, плотники, сапожники; другие: колесники, ткачи, столяры и т. п. Но соседство фабричной Шуи в настоящее время значительно подорвало кустарный промысел крестьян села Васильевского и село Васильевское значительно обедняло, – теперь в нем насчитывается только около 140 дворов. В настоящее время в селе Васильевском – четыре каменные церкви: 1) холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; 2) холодная – в честь Грузинской Божией Матери, однопрестольная; 8) теплая – в честь Святителя и Чудотворца Николая, с приделами – Архистратига Божия Михаила и Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца, и 4) кладбищенская Успенская, с приделами: во имя прав. Лазаря и в честь Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Вахитовский район. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Варлаамовская). Варлаамовская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Смоленско-Варлаамовская церковь, каменная, построена неизвестно когда, и на какие средства. Однако первое упоминание о ней существует уже в 1726 году. Престолов два, теплые: главный – во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел - во имя Варлаама Хутынского. На начало ХХ века приход очень маленький всего - 24 дома, около ста прихожан. Священник Григорий Иванович Львов, 60 лет. Церковь стояла посередине улицы Большой Варламовской (ныне ул. Мартына Межлаука) и прекрасно просматривалась с двух ее сторон. Полностью разрушен храм в 1932 году. По материалам издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань-1904 г, Православный Собеседник 1 КДС г. Казань-2008 г. Смоленско-Варлаамская церковь находилась недалеко от церкви московских чудотворцев, на улице Варлаамской и поперечной Ямской. В первое время своего основания, по всей вероятности до XVIII ст., церковь Смоленско-Варлаамская носила другое название и состояла из двух храмов: церковь деревянная Преображения Господня освящена была в 1655 г., при этой церкви был придел Благовещения Богородицы; вторая церковь была каменная во имя Божией Матери чудотворной ее иконы Казанской с приделом Варламия, когда была построена эта каменная церковь – неизвестно. В настоящее время прихожане уже не имеют даже воспоминаний о церквах во имя Преображения Господня и Казанской иконы Божией Матери: признак, что они давно переименованы. Теперь главный храм – во имя иконы Смоленской Божией Матери, так он называется с 1789 г. Деревянная церковь Варлаама чудотворца существовала до пожара 1749 г., а в этом пожаре она погорела и, вероятно, уже после пожара вся устроена была каменною. При главном храме Смоленской Божией Матери в трапезе имеется придел во имя препод. Варлаама, чудотворца хутынского. Церковь в народе известна, главным образом, под именем Варлаамовской. В одной связи с каменною церковью находится каменная колокольня, устроенная одновременно с самою церковью. Только по бокам колокольни сделаны в 1857 г. небольшие пристройки: для жительства церковного сторожа и кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=33085

Далматово. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Наиболее примечательным строением после монастыря в г. Далматово была Николаевская церковь. Ее строительство было начато в 1754 году. Новую церковь решили строить из кирпича. Решение это было принято священниками Дамианом Фигуровским, Андреем Федосеевичем и Евстафием Федосеевичем Мутиными, церковным старостой Ильей Зайцевым, мирским старостой Андреем Волосниковым, сотником Федотом Нечунаевым и еще 32 далматовскими «лутчими» крестьянами. Для сбора денег на церковь в миру были посланы Никифор Подоспелов и Никифор Полухин. Церковь была заложена 13 июня 1753 года. В июле в выкопанные траншеи были забиты сваи и уложен бутовый камень. Строительство было начато мастером Акинфием Денисовым, но после его отправки в распоряжение митрополита Сильвестра продолжена под руководством далматовского каменщика Андрея Пономарева. Церковь была холодная, и 8 июня 1770 года староста Николаевской церкви, крестьянский выборный Игнатий Кузнецов, сотник Иван Боголюбов, крестьянин Петр Овчинников и другие обратились с просьбой на разрешение возвести с северной стороны церкви теплый придел каменный во имя святителя Василия Великого. Северный придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста был освящен архимандритом Иакинфом 30 января 1776 года. Окончательная достройка Николаевской церкви была завершена в июне 1822 года. Вокруг церкви была построена кирпичная ограда. Внутри ограды было кладбище, где хоронили священно и церковнослужителей и в виде исключения членов их семей. На этом кладбище в метрах 20 от восточной калитки, рядом со своим мужем, похоронена Павла Иоасафовна Черемухина, основательница первой школы для девочек. Жена священника Никифора Черемухина, многодетная мать, она всю жизнь заботилась о просвещении. В 1851 году служители и староста Николаевской церкви обратились к архиепископу Пермскому и Верхотурскому Неофиту за разрешением пристроить южный придел церкви. 19 апреля 1852 года в Далматово возник опустошительный пожар. От огня значительно пострадала Николаевская церковь, сгорели церковный дом, деревянные постройки, дома священников. Сначала проводились ремонтные работы, потом велось строительство северного придела. Оно было окончено в 1866 году.

http://sobory.ru/article/?object=34802

Двадцатый день. Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. (Уроки из его жизни: а) должно быть внимательным к голосу совести и б) ходить достойно своего звания). I. Жизнь святителя Алексия, ныне прославляемаго, богата была разнообразными подвигами. Но история изображает нам ее только в общих чертах, с некоторыми подробностями останавливаясь только на особенно замечательных случаях, из которых один относится к юности святителя Алексия, другие к зрелому возрасту, и один, наконец, к предсмертным часам. Двенадцати летний отрок Елевферий, будущий святитель Алексий, сын богатых и знатных родителей, изучившийся грамоте и пребывавший всегда в благочестии, по особенному смотрению Божию, поставил однажды сеть для ловли птиц. Лова не было, и отрок Елевферий, от глубокой тишины, долгого ожидания и скуки, заснул. Вдруг во сне слышит он голос: «Алексий! что всуе труждаешися? Се! отселе будеши человеки ловя». В удивлении и ужасе отрок Елевферий просыпается и не видит около себя никого. Первою мыслию его было, что значит это новое имя – Алексий, что значит все это видение. Семя доброе пало на добрую землю: услышав горний голос, зовущий к подвигам благочестия, Елевферий всею душею последовал своему призванию. С того часа начал он быти «во многом умилении и размышлении». Напрасны были прискорбные замечания родителей: «что ты так предаешься печали, всегда молчишь, всегда книги в руках имеешь, а для нас у тебя и слова нет? Кто научил тебя иноческим житием жити? Для чего ты так иссушил себя постом и жаждою? Полно, не сокрушай себя, а то в недуг впадешь и нас повергнешь в скорбь и печаль». Елевферий, сколько мог, утешал их, просил не беспокоиться, но, несмотря на это, продолжал держаться своего воздержания: на позорища не ходил, с отроками не играл, всяких кощунств и глумлений убегал, но в молчании прилежал чтению божественных писаний и ходил в своем умилении всегда. А достигши девятнадцатилетняго возраста и возлюбив Бога всею душею, он оставил отца и матерь и братию и сестры, ближних и друзей, и возненавидев всякое мирское пристрастие, отошел в монастырь, говоря самому себе, от полного божественной любви сердца: «изволих паче приметатися в дому Божии, неже жити ми в селениих грешничих».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. благоверный князь Михаил и боярин Феодор, Черниговские чудотворцы. (Подвиг исповедания веры в наше время и в нашем отечестве). I. К сонму святых Православная Церковь давно причислила двух мучеников земли Русской – черниговского князя Михаила и боярина его Феодора, подвиги которых в исповедании ими Христовой веры она и воспоминает в нынешний день. Почти шестьсот лет отделяют нас от мученической их смерти, но размышление о ней всегда сопровождается для нас, их потомков, великою нравственною пользою. Князь Михаил жил в то тяжелое для России время, когда ею владели татары – язычники. Получив приказание явиться в Орду, как данник хана, он отправился туда с твердою решимостью скорее умереть мучеником за св. христианскую веру, чем постыдно изменить ей, поклонившись идолам, на что решились некоторые князья, раньше его отправлявшиеся к татарскому хану. Одинаковых мыслей с князем был и сопутствовавший ему боярин его – Феодор. Хан Батый, враждебно расположенный к черниговскому князю за то, что тот, пылая любовию к святой вере и дорогой родине, побуждал своих соседей восстать против татарского ига, приказал не иначе допустить его к себе, как после того, как он пройдет чрез так называемый «священный огонь» и поклонится языческим богам татар – войлочным идолам. «Нет, мужественно отвечал Михаил, я могу поклониться вашему царю, которому небо вручило судьбу земных государств; но христианин не служит ни огню, ни бездушным идолам». Батый пришел в ярость, услышав такой смелый ответ от своего бессильного данника. Он велел передать на его выбор одно из двух: или поклониться его богам и получить жизнь, свободу и право на владение княжеством, или за сопротивление его воле умереть злою смертию. Итак на одной стороне – свобода и жизнь с ее удовольствиями, семейное счастие с супругою и детьми среди любимых подданных своего княжества, но за то измена I. Христу и Его св. церкви; на другой – мучение и смерть вдали от семьи и родины, но за то верность христианской вере. Выбор был непродолжителен и решителен: князь избрал последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать пятый день. Поучение 2-ое. Свв. муромские чудотворцы: благоверный князь Давид (во иноцех Петр) и благоверная княгиня Евфросиния (во инокинях Феврония). (О святости супружеского союза и о недостатках семейной жизни нашего времени). I. В нынешний день св. церковь наша воспоминает жизнь св. князя муромского Давида и супруги его Евфросиньи, в иночестве – Петра и Февронии, отличавшихся св. и счастливым супружеством. Жили они еще перед татарским нашествием на Русь, в конце 12 века. Как Давид, так и Евфросиния еще до супружества, с юных лет, отличались кротостию и богобоязненностью, хотя Давид воспитывался в княжеском доме, как князь, а Евфросиния в простой деревенской семье, как дочь древолазца, бортника, занимавшегося разведением пчел в дуплах лесных деревьев. Супружество их, хотя было как будто случайное, но строго обдуманное, на святых началах основанное. Именно, за несколько лет перед браком, князь Давид заболел какой-то опасною болезнию, тело его покрывалось от времени до времени какими-то злокачественными ранами, которые превращались в струпья. Никто не мог помочь ему в его болезни. Только дочь древолазца взялась помочь ему, и действительно излечила его в конец какою-то своею мазью. Во время лечения князь Давид достаточно убедился в высоких качествах души простой деревенской девицы и решился, несмотря на ее простоту и бедность, соединиться с нею на всегда брачным союзом. Это было с его стороны и достойной благодарностью за излечение его, и делом великодушие, и делом глубокого благоразумия. Евфросиния, дочь древолазца, сделалась его женой. Но брак их многим не понравился. Подкапывались под их счастливое супружество и некоторые из родственников князей, доискивавшихся муромского княжеского престола, который занимал Давид – роптали на Давида и Евфросинию за его супружество и некоторые недальновидные бояре: «или оставь княжеский престол, или разведись с дочерью древолазца», говорили они иногда в глаза князю Давиду. А Давид отвечал им словами Самого Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ермолино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В начале XVII столетия впервые упоминается церковь в селе Ермолино: «деревянная клетцки…». В 1692 г. «на старом церковном месте построена новая церковь», также деревянная. Нынешний кирпичный храм во имя святителя Николая был заложен в 1814 г.; трапезная часть с приделом во имя святого Василия Блаженного была освящена 1 октября 1821 г. Строительство церкви завершилось к 1827 г., в 1830 г. храм был полностью освящен, тогда же возведена белокаменная ограда вокруг него. С 1892 по 1929 гг. настоятелем церкви был священник Владимир Нарский, расстрелянный в 1938 г. на Бутовском полигоне. Храм не закрывался. В настоящее время он имеет помимо главного Никольского алтаря два придела: во имя святого Василия Блаженного и преподобного Нила Столобенского. Храмовой святыней является список Ченстоховской иконы Божией Матери, принесенный монахинями женского Красностокского монастыря, пришедшими в годы гонений из западной Белоруссии в Подмосковье во главе со священномучеником Ярославом (Савицким). Днем празднования данного образа по традиции является первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери. Приделы: блаж. Василия Московского, прп. Нила Столобенского (28 декабря, 4 января, 29 сентября, 1 июня). ermolino.org В начале XVII в. в селе была деревянная церковь Святителя Николая с приделом Василия Блаженного, " построенная клецки " (клетью, как изба). В 1627 г. две трети села принадлежали боярину, князю Алексею Юрьевичу Сицкому (ум. 1644), начальнику приказа Казанского дворца, в 1634 г. женившемуся на дочери спасителя Отечества князя Дмитрия Пожарского, княжне Евдокии Дмитриевне, и треть села - боярину, князю Андрею Васильевичу Сицкому по прозвищу Жухлай (ум. 1629), его сыновья Юрий и Андрей стали последними в роду князей Сицких. В селе " два двора боярских, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, 2 двора людей деловых и 5 дворов крестьян " . В 1646 г. половина села пожалована боярину Никите Ивановичу Романову (ум. 1654), начавшему службу в 1644 г. чашником, в 1646 г. он боярин. Популярный в народе, он в 1648 г. остановил восстание против Б. Морозова и Траханиотова, к нему присылали челобитные из разных городов с просьбами о заступничестве. Во время Польского похода 1654 г. он находился при государе и умер в пути. Другой половиной владел Григорий Васильевич Львов - с 1637 по 1643 гг. дьяк Посольского приказа и Новгородской чети, в 1638 г. дьяк Печатного приказа, 1 сентября 1643 г. пожалован в думные дьяки и оставлен управлять Посольским приказом (и справлял должность до своей смерти в 1646 г.)

http://sobory.ru/article/?object=06559

Краснознаменский. Церковь Грузинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Ещё одна церковь, разделившая две беды - запустение при советской власти и разрушительный добой переходного периода безвременья 1990х. Причем второй характерный период коснулся и оружающих ранее вполне благополучных построек - магазина типовой " стекляшки " , клуба. Таким образом, центр села Краснознаменское выглядит как после бомбардировки. Ощущение подтверждает интерьер церкви - проломленый свод подвала трапезной, бывший когда-то с калориферами отопительной системы, толстый слой гари на фресках основного объема. Единственное помещение, которое пытались приспособить - апсида. Её отделили кирпичной перегородкой и пробили из окна дверной проем с южной стороны.[/p] [р]На момент съемок церковь была полностью бесхозной без признаков присмотра и ухода. Находившаяся в непосредственной близости от села Великово деревня Вакурино сегодня образует с ним поселок Краснознаменский. В 1644 г. село унаследовал сын последнего Владимир Михайлович Новосильцев. Тогда в Великове существовала деревянная церковь в честь Николая Чудотворца с приделами Архангела Михаила «да великомученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы», в которой служил «поп» Еуфимий Антипьев. В конце 1670-х гг. село Великое перешло к Григорию Владимировичу Новосильцеву. В это время при сельском храме состоял священник Семен Федоров. В Великовском приходе тогда насчитывалось, кроме села, еще пять деревень. По легенде, в речке Тальше напротив Никольской церкви была найдена и спасена икона Грузинской Божьей Матери. В 1828-1845 гг. священником в селе Великово на Тальше был Михаил Яковлевич Робустов (1804 - 4 февраля 1845). Михаил Робустов был женат на Александре Ивановне Никольской (1811 - ум. после 1852). Отец его был пономарем в селе Смолине Судогодского уезда, а брат Глеб Робустов — священником в селе Плесец (Малышево) Ковровского уезда. Стараниями А.К. Алалыкина и других прихожан в 1831 г. в Великове вместо деревянной была выстроена и освящена каменная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери с теплыми приделами во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя св. мученицы Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=02494

Лыткарино. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Усадьба Петровское, г. Лыткарино. В XVIIb. село принадлежало дворцовому ведомству и боярину И.М. Милославскому. Затем усадьбой владели: 1631-1785 гг. - Нарышкины, 1805-1812 гг. - Демидовы, 1837-1852 гг. - Д.Б. Шелапутин, 1852-1890 гг. - князь Л.Л. Чернышев, 1890-1917 гг. - князь Барятинский. Архитектурный комплекс сформировался во второй половине XVIIIb. Усадьба расположена на высоком берегу Москвы-реки, сильно выраженный рельеф местности определил ее живописную планировку. Центром комплекса служил главный дом с парадным двором, окруженным чугунной оградой. От дома в настоящее время остались белокаменные цокольный и первый этажи, над которыми в 1959г. надстроен второй кирпичный этаж в чуждых памятнику формах. Ограда парадного двора утрачена. К дому вела подъездная дубовая аллея, по сторонам ее размещались хозяйственные постройки. Партер, начинающийся от паркового фасада дома, террасами спускался к Круглому озеру. На восточной окраине пейзажного парка расположены две церкви: шатровая Никольская Николая Чудотворца в Петровском, церковь и Петропавловская в стиле зрелого классицизма, служившая усыпальницей рода Демидовых. Сохранились остатки пейзажного парка с цепью прудов. Хозяйственные постройки и парковая беседка утрачены. Петропавловская церковь. Кирпичная оштукатуренная церковь с белокаменными деталями построена в 1805г. в стиле зрелого классицизма. Она служила усыпальницей Демидовых. Двусветная ротонда перекрыта сферическим куполом, увенчанным небольшой главой на барабане. К основному объему примыкают ротондальная апсида, трапезная и трехъярусная колокольня. По архитектурному типу и разработке деталей памятник принадлежит казаковской школе. Верх колокольни был перестроен в конце XIXb. Петропавловский храм был возведен в 1805 году на средства горнозаводчика Григория Александровича Демидова, владельца усадьбы в селе Петровском (ныне 6-й микрорайон в г. Лыткарино), и освящен 5 июня 1805 году преосвященным Августином, епископом Дмитровским. Новая церковь в селе была летней, без печного отопления. Находящуюся неподалеку старинную шатровую церковь, до того – Петропавловскую, освятили заново во имя святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01255

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010