Св. Григорий при прощании с Оригеном произнес благодарственную речь и, вероятно, скоро после этого отправился из Кесарии Палестинской на родину, не зная еще, какой род жизни он изберет. Ориген мыслью не разлучался с своим учеником и, видимо, сильно беспокоился вопросом о том, к чему приложит свои богатые дарования и знания столь преданный его почитатель. Результатом этих забот Оригена и явилось письмо его к Григорию Чудотворцу , написанное после окончательной разлуки с Григорием 1 , в котором Ориген убеждает его, не увлекаясь возможностью сделаться известным философом или юристом, посвятить свои дарования на служение христианству, воспользовавшись из языческих наук тем, что может быть полезным для христианского деятеля. Свидетельствами из Священного Писания Ориген , с одной стороны, доказывает возможность и законность такого пользования приобретениями языческой науки, а с другой и предостерегает от чрезмерного увлечения ими, так как не для всех обращение к языческой науке оказывается полезным. В заключение Ориген убеждает Григория внимательно заниматься изучением Священного Писания и молиться о даровании помощи для уразумения божественного, чтобы не сказать или не помыслить о нем чего-нибудь слишком поспешно. Можно думать, что эти увещания находятся в связи с некоторыми выражениями благодарственной речи Григория. Так, Григорий в своей речи (§ 180), изъясняя изречение Священного Писания, что отворить может только тот, кто затворяет, называет при этом Оригена истолкователем божественных слов людям (§ 181). Ориген в конце и выступает против такого одностороннего преувеличения, соединенного с отречением Григория от самостоятельного исследования, и истолкование приведенного Григорием изречения дополняет таким образом: «и будет открыто тебе придверником» и т. д., и указывает своему ученику на то, что недостаточно стучать и искать, а необходима еще и молитва. Также и слова письма, что Ориген дерзнул написать это письмо Григорию вследствие отеческой любви к нему, напоминают о том, что Григорий в своей речи называет Оригена своим истинным отцом (§ 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/pismo_k...

Цель нашего слова и настоящего вашего собрания одна: «ибо как для вас причиною собрания, так для меня предметом собеседования служит Григорий великий ». Но я думаю, что одинаковая требуется сила, – деятельно подвизаться в добродетели и достойным образом изложить подвиги добродетели словом. Посему нам должно призвать ту помощь, с которою он в жизни совершал дела добродетели: «а сия помощь, по моему мнению, есть благодать Духа, которая, как в жизни, так и в слове, подкрепляет ревнующих о той и о другом». Итак, поскольку оная славная и чудная жизнь свершилась силою святого Духа: «то нужна молитва , чтобы сему слову снизошла такая же помощь, какою пользовался он во время жизни, дабы похвала сия не оказалась ниже достоинства самых совершенств»; но чтобы оный муж чрез воспоминание о его добродетелях явился присутствующим таким же, каким он сам был для видевших дела его, современников. Если бы воспоминание о людях, более прочих совершенных в добродетели, было бесполезно и слушающим не приносило никакого содействия к добру; тогда, быть может, было бы излишне и совершенно бесполезно произносить похвальное слово, которое без всякой цели повествовало бы о нем и напрасно обременяло слух. Поскольку же сей благодатный предмет слова, если надлежащим образом воспользоваться им, принесет общую пользу для слушающих, как для плывущих на море маяк, направляя к себе во мраке блуждающих по морю; то думаю я, нам обоим равное нужно приложить старание: «вам к слышанию, а мне к составлению слова»; поскольку ясно, что добродетельная жизнь его, на подобие светильника, чрез воспоминание светя душам нашим, указывает путь к добру как описывающему его жизнь, так и слушающим; ибо мы, как люди, по природе своей, имеем стремление ко всему похвальному и честному и желаем достигать оного. Таков предмет сей речи! Впрочем я совершенно безопасно осмеливаюсь приступить к такому предмету, в состоянии ли будет мое слово возвыситься до величия предмета, или нет; потому что в том и другом случае слава прославляемого останется одинаковою. Если слово мое будет соответствовать чудным делам (его), то непременно изумит слух изображением совершенств; если же окажется ниже величия дел, то и тогда слава прославляемого воссияет; ибо оказаться выше способности хвалящих есть самая лучшая похвала для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

12. Грех боятся встречи со священником Господь наш Иисус Христос однажды пришел с учениками Своими в страну Гергесинскую. Здесь встретили Его два бесноватые, жившие в гробовых пещерах и наводившие ужас на всю страну. Никто не мог пройти мимо их жилищ – так они были свирепы. Находящимся в этих несчастных бесам тяжело и невыносимо было видеть Господа Иисуса Христа. Они, при виде Его, закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Ты пришел прежде времени мучить нас... если Ты изгонишь нас, то позволь нам войти хоть в это стадо свиное, которое пасется на берегу моря. Господь позволил. Бесы, выйдя из бесноватых, вошли в стадо свиней, – и вот все стадо бросилось с утеса в море и потонуло в нем. Когда пастухи свиней рассказали о случившемся жителям страны Гергесинской, то последние, выйдя на встречу дивному Чудотворцу Господу Иисусу Христу, «молиша Его, яко дабы прешел от предел их» ( Мф. 8:29–34 ). Этот неблагодарный поступок жителей страны Гергесинской с Господом Иисусом Христом невольно наводит на грустное размышление об одном предрассудке, так распространенном в особенности среди простого народа. «Если священник перейдет кому дорогу, то непременно быть беде», говорят обыкновенно, и при встрече со священником стараются или плюнуть в его сторону, или что-нибудь бросить. Такой предрассудок, обнаруживаемый притом таким оскорбительным способом, есть полное неуважение к служителю Божию, есть оскорбление Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: «приемляй вас, Мене приемлет... отметаяйся же вас, Мене отметается» ( Мф. 10:40 ; Лк. 10:16 ). В мире все случается по неизменным законам правды и благодати Божией. Счастие и несчастие, радость и горе, удачи и неудачи – все зависит единственно от воли Божией. Без воли Божией и малая птичка не умирает, и волос с головы нашей не падает... Таков уже закон правды Божией. Поэтому допускать мысль, что будто встреча со священником служить дурным предзнаменованием и причиняет человеку несчастие, грешно и не простительно. Неужели тот, который предстоит престолу Божию и молится о высшем счастии и благополучии, несет с собой беду? Неужели тот, который своими молитвами низводит на нас благословение Божие, может повредить нам в пути своею встречею с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9. Примеры дивного терпения св. подвижников в перенесении ими болезней Святые подвижники, когда подвергались болезням, то принимали их как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в славословии и благодарении Бога; не искали исцеления, хотя чудесные исцеления и совершаются наиболее между св. иноками. Они желали терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя, что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. I. В египетском ските, где пребывали величайшие св. иноки, жил преп. Вениамин. За добродетельную жизнь его Бог даровал ему обильный дар исцеления недугов. Имея этот дар, он сам подвергся тяжкой и продолжительной водяной болезни: он необыкновенно отек. Принуждены были вынести его из собственной кельи в другую, более поместительную. Для этого должно было в его келье вынуть двери и с косяками. В новом помещение устроили для него особенное сидение, потому что он не мог лежать на постели. Находясь в таком положены, преп. продолжал исцелять других, а тех, которые, видя его страдания, соболезновали ему, увещевал, чтобы они молились о душе его, не заботясь о теле. «Когда мое тело здраво, – говорил он, – тогда мне нет особенной пользы от него. Ныне же, подвергшись болезни, оно не приносит мне никакого вреда». (Алфавитный патерик). II. Авва Петр сказывал, что он, посетив однажды преп. Исаию Отшельника и нашедши его страждущим от сильной болезни, выразил сожаление. На это преп. сказал: «Столько удрученный болезнью, я едва могу содержать в памяти грозное время (смерти и Суда Божия). Если бы тело мое было здраво, то воспоминание об этом времени было бы совершенно чуждым для меня. Когда тело бывает здраво, тогда оно наклоннее к возбуждению враждебных действий против Бога; скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих». (Преп. Исаия Отшельник. Слово 27-е). III. Великие подвижники и чудотворцы не преподавали исцеления, столько для них удобного, ученикам своим, подвергавшимся болезни по попущению или Промыслу Божию, чтоб не лишить их духовного преуспеяния, которое непременно должно доставиться болезнью, переносимой с христианским терпением. Игумен Газского общежития, преп. Серид, ученик великого Варсонофия, безмолвствовавшего в том же общежитии, был долго болен. Некоторые из старших братий просили Варсонофия об исцелении игумена. Св. Варсонофий отвечал: «О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, и он не был бы болен ни одного дня; но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения». (Ответ 130-й; см. кн. «О чудесах и знамениях» еп. Игнатия Брянчанинова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Цель нашего слова и настоящего вашего собрания одна: «ибо как для вас причиною собрания, так для меня предметом собеседования служит Григорий великий». Но я думаю, что одинаковая требуется сила, — деятельно подвизаться в добродетели и достойным образом изложить подвиги добродетели словом. Посему нам должно призвать ту помощь, с которою он в жизни совершал дела добродетели: «а сия помощь, по моему мнению, есть благодать Духа, которая, как в жизни, так и в слове, подкрепляет ревнующих о той и о другом». Итак, поелику оная славная и чудная жизнь свершилась силою святого Духа: «то нужна молитва, чтобы сему слову снизошла такая же помощь, какою пользовался он во время жизни, дабы похвала сия не оказалась ниже достоинства самых совершенств»; но чтобы оный муж чрез воспоминание о его добродетелях явился присутствующим таким же, каким он сам был для видевших дела его, современников. Если бы воспоминание о людях, более прочих совершенных в добродетели, было бесполезно и слушающим не приносило никакого содействия к добру; тогда, быть может, было бы излишне и совершенно бесполезно произносить похвальное слово, которое без всякой цели повествовало бы о нем и напрасно обременяло слух. Поелику же сей благодатный предмет слова, если надлежащим образом воспользоваться им, принесет общую пользу для слушающих, как для плывущих на море маяк, направляя к себе во мраке блуждающих по морю; то думаю я, нам обоим равное нужно приложить старание: «вам к слышанию, а мне к составлению слова»; поелику ясно, что добродетельная жизнь его, на подобие светильника, чрез воспоминание светя душам нашим, указывает путь к добру как описывающему его жизнь, так и слушающим; ибо мы, как люди, по природе своей, имеем стремление ко всему похвальному и честному и желаем достигать оного. Таков предмет сей речи! Впрочем я совершенно безопасно осмеливаюсь приступить к такому предмету, в состоянии ли будет мое слово возвыситься до величия предмета, или нет; потому что в том и другом случае слава прославляемого останется одинаковою. Если слово мое будет соответствовать чудным делам (его), то непременно изумит слух изображением совершенств; если же окажется ниже величия дел, то и тогда слава прославляемого воссияет; ибо оказаться выше способности хвалящих есть самая лучшая похвала для человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3127...

а) Но в чем состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастие? Чего именно мы должны искать для нашего блаженства: богатства ли, чинов ли, удовольствий ли, или чего другого в мире?.. Нет! все это пустое, все это тень; все это никогда не составит нашего благополучия. Да, правда, иногда веселит и радует нас что-нибудь мирское. Но надолго ли? На минуту, и право, не больше Спросите вы богачей, и даже не таких, которые родились богачами, потому что таковые богачи не знают цены богатству, – но спросите и тех богачей, которые из бедняков сделались богачами, – спросите их: счастливы ли они? блаженны ли они? Да что спрашивать нынешних богачей: все они суть нищие пред Соломоном. Итак, мы посмотрим на сего царя, послушаем, что он говорит о себе, счастлив ли был он? Известно, что Соломон был столько богат, что всякая домашняя посуда во всем дворце его была из чистого золота; Соломон столь был умен, учен и просвещен, что ни один человек сам собою никогда не может сделаться столь умным, ученым и просвещенным, как он. Соломон так был могуществен, что все, что бы только он ни захотел, и почти все, что бы он ни пожелал, все исполнялось. И, наконец, при всем том Соломон наслаждался здоровьем, спокойствием, миром и благоденствием своего царства, любовию своих подданных и уважением соседей. Словом сказать, по-видимому, Соломон столь был счастлив, что одна иностранная царица завидовала уже не ему самому, но даже тем, которые прислуживали ему. Но при всем том, доволен ли был Соломон всем тем, что он имел, счастлив ли был в самом деле Соломон? называл ли он себя блаженным при всем своем видимом блаженстве? Ах нет! он вполне испытал все возможные удовольствия мира, и под старость признался, что нет в мире истинного и прочного счастия: все на свете суета суетствий и всяческая суета. – Итак, ежели уже и Соломон не мог найти благополучия в сем свете, то когда и где мы найдем оное! Да и ужели в самом деле на сем свете совсем нет для нас никакого счастия и благополучия? Нет, есть для нас счастие и блаженство – счастие вечное, блаженство и истинное и неизменное – царствие небесное. Вот наше истинное и вечное благо, счастие, благополучие и блаженство!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Наслаждаясь трапезою ведения от Божественного ведения, изнесем – подобно источнику – глас радования в гимнах хваления, прославим благостное могущество Божественного Слова! Вместе с радостным ликованием исповедания, достойно восхвалим Божественную благость! Ибо и земля, и море, и вся тварь (ср. Псал. 95:11 ), видимая и невидимая, благословляют и прославляют любовь Бога к человеку, поскольку слава Его была среди нас (ср. Ин. 1:14 ). Будучи Богом, Он явился во плоти и, приняв крайнее уничижение, родился от Пресвятой Девы, дабы опять обновить омертвевшего непослушанием. Обратитесь, братие, и приступите! Будем хвалить Рожденного от Девы! Ибо, будучи славою и образом Божества (ср. Евр. 1:3 ) прежде век, Он сделался сострастным немощи нашей; будучи безмерно великою силой и образом Божиим, Он принял зрак раба ( Флп. 2:6, 7 ). Одеяйся светом, яко ризою ( Псал. 103:2 ), сожительствует с людьми, как уничиженный. Воспеваемый херувимами и тьмами ангелов, на земле пришельствует. Прежде всех воззвавший к жизни всякую тварь, от Пресвятой Девы рождается, дабы паки оживить первозданного. Христос, Бог наш, начинает жить, как человек, хотя соучаствует в безначальной жизни Бога Отца, дабы вознести падшего человека к безначальному началу Божества. От Пресвятой Девы Он воспринимает зрак раба, дабы призвать нас к прославленному Владычнему образу. Он облекается во образ перстного, дабы соделать нас участниками небесного зрака. Он возлежит на лоне Пресвятой Девы, дабы нас приискренне посадить одесную Отца Своего. Он – в бренном теле и в нем полагается во гроб, дабы провозгласить нас наследниками вечной жизни. Необъятный, Он вмещается во чреве Пресвятой Девы, дабы обновить Адама, поврежденного грехом. Сила Отчая и Источник жизни, Христос, Бог наш, Он есть живоносное таинство, в которое мы веруем по Его животворному гласу. Бесконечная жизнь, – Он добровольно награждает надеющихся на Него и Духом Благим просвещает все племена. От сего Источника, живого, приснотекущего и сладостного, напаяется и насыщается всякий, кто жаждет с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Понтом в позднейшем словоупотреблении называлась длинная, в разных местах различной ширины, полоса северо-восточной части малоазийского полуострова вдоль южного берега Черного моря. На западе она граничила с Пафлагонией, от которой отделялась рекою Галисом, и с Галатией; на юге – с Галатией, Каппадокией и Малой Арменией; на востоке она простиралась до р. Фазиса и граничила с Колхидой и Великой Арменией, а на севере омывалась Черным морем 2 . Наименование «Понт» эта область получила от Понта Евксинского ( ΠντοςΕ ξεινος), как в древности называлось Черное море. Необходимо, впрочем, заметить, что такую географическую определенность имя «Понт» получило только во времена римского владычества. Древнейшие греческие писатели употребляли название «Понт» для обозначения вообще берегов Черного моря и прежде всего греческих городов, покрывавших эти берега. Аттические ораторы обычно употребляли этот термин в применении к грекам Херсонеса Таврического и Воспорского царства; но уже Геродот говорит о греках Понта, доставивших флоту Ксеркса в 480 г. до Р. Хр. 100 кораблей, и, очевидно, разумеет вообще южное побережье Евксинского Понта, и Ксенофонт в Анавасисе обозначает именем «Понта» восточные части южного берега Черного моря 3 . Следовательно, «Понт» первоначально был скорее описательным, чем собственным географическим именем. Когда в греческие времена здесь образовалось государство, обнимавшее многие различные народности этого края, и внутренняя часть страны получила название Каппадокии, Каппадокии при Тавре, тогда прибрежная часть была названа Понтом или, точнее, Каппадокией у Понта 4 . Во II в. до Р. Хр. Поливий называет царство «Каппадокией у Евксина» 5 . Отсюда мало-по-малу возникло сокращенное название «Понт; но, как показывает свидетельство Страбона, в его время оно еще не было общеупотребительным. Таким образом, имя «Понт» только в позднейшее время и вследствие политических обстоятельств получило более или менее определенное содержание. Но и теперь, так как царство образовалось путем завоеваний из различных народностей и не имело твердо установленных границ ни естественных, ни национальных, то пределы его и взаимное отношение отдельных частей постоянно менялись, что необходимо иметь в виду при определении объема и значения термина «Понт» в каждом отдельном случае. Эти изменения будут по возможности выяснены при обозрении исторических судеб Понта; при определении же характера Понтийской страны в топографическом и этнографическом отношении, к чему мы прежде всего обратимся, можно довольствоваться и указанными приблизительными границами Понта, обнимавшего пространство нынешних турецких вилайетов – Трапезундского, Сивасского и части Эрзерумского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

С.К. Севастьянова Приложение 3. Переписка патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1653 – 1656гг. (Московский период) Тексты Ниже публикуются 6 писем патриарха Никона царю Алексею Михайловичу, составленные в 1653 –1656 гг. Издаваемые тексты хранятся в РГАДА, в фонде «Подлинные царские письма» (ф. 142, on. 1). В XIX в. эти тексты неоднократно издавались. Сравнение изданий с оригиналами выявило неточности в передаче подлинников, что объясняет необходимость нового издания текстов. Письма публикуются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Издаваемые рукописи, как правило, плохой сохранности; при публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «де» – день, «Москов.» – Московский и т. п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: текст утрачен из-за механических повреждений бумаги; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. Мной не отмечаются случаи употребления издателями -- на месте -е-; не различаются: окончания прилагательных -ие (-ия) (типа: многие – многия), -ой (-ей, -ый) (типа: грешный – грешной), -ым (-им) (типа: безпомощный – безпомощним), существительных -ем (-ям) (типа: государем –- государям), суффикс -енн- (-ен-), окончания дат. п. ед. ч. -овичу (-овичю) в отчествах Михайлович и Алексеевич, окончания существительных в род. п. ед. ч. типа: света – свету; прилагательных -ого (-ово), -ого (-аго); суффикс -енн- (-ен-), варианты написания приставки низ- (нис-) перед глухим согласным, -у (-ю) после шипящих в корне и в окончании существительных (типа: царевичу – царевичю, чудотворцу – чюдотворцу), варианты написания слов типа: Росия – Россия, Русии – Руссии, всеа – всея, Владимир – Владимер, дватцати – двадцати, смиреный – смиренный, воистину – воистинну, субота – суббота, сопостаты – супостаты, воскресенье – воскресение, меньше – меньши, черный – чорный, какой – кокой, Татиана – Татияна, отиде – отиди, ГригорияГригориа. Звездочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чашниково (Пешковское с/п). Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Чашниково (сельское поселение Пешковское). В XV веке село принадлежало выселенным Иваном III из Новгорода боярам Чашниковым. Известны имена Григория Юрьевича Чашникова и его племянников Андрея и Дмитрия. С XVII века в Чашникове находилась усадьба Собакиных. До нашего времени от неё сохранился лишь пруд с липовым парком и краснокирпичный конный двор в стиле ампир первой четверти XIX века (архитектор неизвестен). Его композиция близка зданию императорских конюшен, построенных В.П. Стасовым в Петербурге в 1810-1820-х годах, а по высоте он превосходил барский дом. Парк и пруд сильно запущены, конный двор требует реставрации; сейчас в нём расположены складские помещения и два продуктовых магазина. Никольская церковь, хороший памятник московского классицизма, кирпичный однокупольный храм с парными колокольнями. Сооружен в 1807 г. на средства И.С. Любучникова. В трапезной Екатерининский (до 1871 г. был на хорах над алтарем) и Сергиевский (устроен в 1871 г.) приделы. Закрыта перед войной, в 1941 г. повреждена в ходе боевых действий и вскоре полностью разобрана. Существовавшая церковь Николая Чудотворца в селе Чашникове. Село Чашниково в начале XVII ст. находилось Московского уезда Горетова стана в дворцовом ведомстве. В селе исстари существовала церковь во имя св. Николая Чудотворца, уничтоженная, вероятно, во время литовского разорения. По переписным книгам 1646 г. значится «за князем Алексеем Буйносовым деревня, что было дворцовое село Чашниково на Тверской дороге, а в ней крестьянских 13 дворов, людей в них 36 человек, 2 бобыльских дома, людей в них тож». Церковная земля, принадлежавшая церкви Николая чудотворца, отдавалась в оброк. Около 1678 г. на старом церковном месте была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, и Чашниково стало по-прежнему называться селом. В приходных книгах «жилых данных церквей» за 1678 г. написано: «по книгам крестового иеромонаха Никифора прибыла вновь церковь Николая Чудотворца в вотчине князя Ивана Алексеевича Воротынского, в селе Чашникове, которую окладывал он, иеромонах, по наезду, как ездил досматривать благочиния, дани 13 алтын, 5 денег, заезда гривна». Николаевская церковь в тех же приходных книгах казенного приказа писалась под Загородскою десятиною до 1740 г. с обозначением дани в 1712-40 гг. 27 алтын с деньгою. В 1678 г. состояло в селе Чашникове 13 дворов кабальных, в них 28 человек, и 23 двора крестьянских, в них 13 человек.

http://sobory.ru/article/?object=29969

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010