Часть третья. Богословие св. Григория Чудотворца. Общие замечания о характере и объеме раскрытия богословия св. Григория Чудотворца Подлинных творений св. Григория Чудотворца , как видно из второй части настоящего исследования, сохранилось сравнительно мало, – да и вообще, по-видимому, их было немного. В них, конечно, не нашло полного выражения содержание всего христианского учения – догматического и нравственного, что обычно понимается под богословием; поэтому говорить о «богословии» св. Григория в этом именно широком смысле слова не представляется возможным. Но для «богословия в том строго ограниченном объеме этого термина, в каком он употреблялся в древнехристианской церкви, т. е. в смысле собственного учения о Боге, сохранившиеся творения св. Григория представляют весьма значительный материал: если они и не дают полных и всесторонних ответов на все вопросы, какие хотелось бы предъявить к этому выдающемуся богослову, вышедшему из школы Оригена , в интересах освещения истории богословской мысли в период от Оригена до Никейского собора, то все же на основании их можно с достаточною определенностью наметить путь, по которому, отправляясь от оригеновского богословия, пошел его ученик. Если бы св. Григорий написал только один символ, то и в таком случае можно было бы говорить о «богословии» просветителя Понта: настолько богато содержанием это краткое исповедание, в котором каждый термин выражает величайшую глубину богословского умозрения. Но исследователь богословского учения св. Григория располагает еще ценными данными и в других его творениях, подлинность которых мы признали доказанною, именно в его «Благодарственной речи» Оригену , в трактате «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога» и в послании к Евагрию. Эти творения заключают в себе существенные дополнения и комментарий к символу. Своей задачей в этой части исследования мы ставим- экзегетическим способом тщательно извлечь из указанных творений св. Григория все то, что является в каком-либо отношении пригодным для возможно точного и строго объективного выяснения содержания его богословского учения, не уклоняясь в сторону предположений и построений, не имеющих действительной основы в словах самого св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

XLVII. Слово, сказанное за литургией в Казанской церкви Московских Чудотворцев 51 . О чествовании святой памяти Московских Чудотворцев На востоке были три великих Святителя: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , которые и праведной жизнью, и богопросвещенным учением своим достойно стяжали себе глубокое вселенское уважение и почитание. После их святой кончины, молитвенно прославляя их память, восточные христиане даже разделялись на партии, расходясь в своих мнениях относительно того, который из этой чудной троицы Архиереев Божьих особенно велик пред Богом и людьми и достоин преимущественного ублажения. Одни поставляли в этом отношении на первое место святого Василия, другие отдавали преимущество премудрому Богослову, третьи считали выше других Златоуста-учителя. И только Сам Господь прекратил эти споры, открыв в особом видении в назидание благочестивых, но слишком далеко простиравших свою ревность христиан, что не следует людям заниматься подобными распрями и предвосхищать себе суд Божий, который только и может определить ту или иную степень духовного достоинства человека. В этом видении Господь ясно показал, что со стороны людей все три Святителя, за то великое добро, которое они сделали для воинствующей Церкви Христовой, достойны одинакового благоговейного почитания. В воспоминание этого события и установлен в церкви Православной особый в честь Трех Святителей праздник 30-го января, когда христиане воздают им одинаковую достойную честь, как боговещанным проповедникам и учителям вселенским. Вы, братья, надеюсь, поняли теперь, к чему я клоню свою речь. Если в церкви Греческой воссияли некогда такие великие и святые отцы, которые, по свидетельству Самого Господа, достойны великого вселенского прославления, то и наша Русская церковь не лишена счастья иметь в числе своих небесных покровителей, подобных же богосветлых светил церковных. Соборную память четырех из них мы с вами ныне празднуем. Хотя каждый из них отличался особыми качествами и добродетелями, хотя они жили в различные времена Русской истории и подвизались при разнообразных обстоятельствах, тем не менее наша Отечественная церковь постепенно приурочивала чествование их к одному дню. Сначала, в 1596-м году, установлено праздновать 5-го октября память трех Святителей: Петра, Алексия и Ионы, а затем, в 1875-м году, по ходатайству покойного митрополита Московского Иннокентия, Высшей церковной властью присоединено чествование в этот же день и Святителя Филиппа. И такое соборное прославление четырех Святителей Московских в один день установлено, несомненно, потому, что все они много сделали добра для Русской земли, что каждый из них подвизался великим трудом любви к Русскому народу, хотя проявлять эту любовь им приходилось различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Железнодорожный. Церковь Николая Чудотворца в с. Карапчанке. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1879 и 1880. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Усть-Илимский район, Железнодорожный Координаты: 57.904164, 102.740864 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Особняком на самом верху стоит странное сооружение из трех слепленных вместе срубов с плоскими крышами. Не без труда узнается бывшая церковь. Еще в тридцатые годы церковь обезглавлена властью, которая никогда и ни по какому поводу с народом не советовалась. Пройдет еще несколько лет, деревню растащат и сожгут. Образовавшийся на ее месте пустырь, напоминающий следы бомбежки, уйдет на дно Усть-Илимского водохранилища. Речка Карапчанка станет длинным и узким заливом. Огарков В. Бадарма Карапчанская Николаевская (Св. Николая Чудотворца) церковь, освященная 3 декабря 1880 г., являлась пятой по счету в с. Карапчанске. Первые четыре, построенные в 1749, 1878 гг., сгорели. К приходу Карапчанской церкви были приписаны три церкви: Иннокентьевская в с. Невонском (освящена 26 ноября 1877 г. первоначально как молитвенный дом с алтарем), Св. Василия Великого в д. Бадарминской и Григория Неокессарийского в с. Воробьевском, а также две часовни: Иннокентьевская в д. Сизовской и Богородицкая (Скорбященская) в д. Банщиковской. Карапчанская церковь закрыта по постановлению Президиума Восточно-Сибирского краевого исполкома от 11 марта 1935 г. Архивная коллекция метрических книг церквей Киренского уезда Иркутской губернии.  Ф. 790, 286 ед.хр., 1835-1924 гг., оп. 1, 2. Древнее селение упоминается в документах с 1699 года, но, вероятно, возникло оно раньше. Возможно, здесь было поставлено русскими перво­проходцами небольшое укрепление, так как в начале XVIII века поселение именовалось Карапчанским острогом. По народному преданию, в селении в конце XVII века была устроена часовня, обращенная затем в церковь. Вскоре она сгорела, и в 1730 тобольский митрополит Антоний, а затем повторно в 1734 иркутский епископ Иннокентий Нерунович, выдали благословенные грамоты на заложение нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=39338

Никулино. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 2009 и 2019. Ссылки:   Адрес: Московская область, Истринский район, д. Никулино Координаты: 55.93421, 36.84721 Проезд:в Истре у Ново-Иерусалимского монастыря повернуть направо в сторону Истриснкого водохранилища. Примерно через 1 км в селе дорога поворачивает налево. Церковь строится рядом с памятником ВОВ. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения Господня в селе Микулине в XVII веке (Опубликовано в приходской газете " Фавор " от 4 февраля 2011г.) Церковь в селе Микулине (так называлось в древности современное Никулино) упоминается в документах с конца 1620-х годов. В это время село принадлежало Григорию Ларионову, который почти 20 лет служил подьячим в Разрядном приказе, дослужился до чина дьяка и участвовал в 1631 году в посольстве в Голландию. Именно при нем в Микулине был построен деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В переписных книгах за 1646 год записано: «за дьяком за Григорием Ларионовым вотчина село Микулино, на реке на Истре, а в селе церковь Пресвятыя Богородицы Казанской, деревянная; у церкви во дворе поп Матвей, да крестьян 11 дворов».  Десять лет спустя селом владел другой вотчинник—Лукьян Тимофеевич Голосов. Он был дьяком сначала Патриаршего, а затем Посольского приказа, занимался делами Малороссии и дважды ездил в Польшу с дипломатической миссией. Лукьян Голосов учился у «киевских старцев», населявших Андреевский монастырь в Москве, владел латинским языком и умел слагать вирши. Ему принадлежат стихотворные «Диалоги о премудрости воплощения Сына Божия», поднесенные в 1682 году царевне Софье. В период своей службы в Патриаршем приказе Лукьян Голосов подчинялся Святейшему Патриарху Никону. Его рукой написаны многие документы от имени Первосвятителя. Близость дьяка со Святейшим Никоном в немалой степени обусловила его продажу Патриарху села (Никулина. Это произошло 1 июля 1657 года и было связано с основанием Воскресенского монастыря Нового Иерусалима. Согласно купчей, в селе Микулине на реке Истре была «церковь деревянная во имя Пресвятыя Богородицы, да в пределах трех святителей Вселенских Василия Великого, Григорья Богослова, Иоанна Златоустаго, да великаго Чудотворца Николы, да Великомученика Георгия, со всяким церковным строением и с колоколами, да двор попов со всем дворовым строением, да двор конюшенной и двор коровий. Да в том же селе Микулине крестьян (13 дворов) и людей в них 42 человека».

http://sobory.ru/article/?object=13558

Санкт-Петербург. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская). Знаменская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Входа Господня в Иерусалим, известная как Знаменская церковь, была выстроена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г. По прошению бывшего при дворе ЕИВ купчины Григория Безсчастного последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском против Егерского и Птичного дворов у Лигова канала церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами: один во имя св. мч. Севастиана и дружины его, другой во имя св. Дмитрия Ростовского, новоявленного чудотворца». Исходатайствовав разрешение, Безсчастный с задачей не справился и не выполнил взятый на себя труд. 26 октября 1763 г. обыватели вновь обратились с прошением об устройстве церкви к архиепископу Санкт-Петербургскому Гавриилу, объясняя, что на строительство церкви уже было Высочайшее разрешение. В результате всех просьб 11 сентября 1965 г. была освящена придельная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приход получил название Знаменского. 22 октября 1766 г. была освящена придельная церковь на хорах в честь св. Николая Чудотворца. Главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим был освящен 15 июня 1768 г. Освящение всех приделов совершил преосвященный Гавриил Кременецкий, архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский. В апреле 1767 г. последовало перенесение в новоустроенную церковь утвари из бывшей домовой церкви Зимнего дворца, согласно высочайшего повеления, в котором значилось: «из бывшей в Зимнем дворце церкви иконостас с убором и кафедру отдать бывшему придворному купчине Григорию Безсчастному по описи с роспискою, для постановления в новоустроенную на Невском проспекте у Лигова канала церковь и что отдано будет рапортовать в канцелярию о строении». Иконостас, писанный в византийском стиле масляными красками на холсте, до последнего находился в Знаменском приделе церкви. В 1794 г. начата была постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Строилась она позади деревянной по проекту арх. Федора Ивановича Демерцова. 29 мая в день св. Духа начали копать рвы, а 5 июля вывели фундамент. В 1799 г. купец Дмитрий Колмыков обратился с прошением на имя митрополита Гавриила о том, что он желает достроить церковь в три года с условием, что придел во имя Николая Чудотворца был назван в честь св. Дмитрия Царевича. Консистория указам от 16 февраля 1799 г. запросила согласие причта, которое было получено. 17 марта того же года был дан указ на постройку церкви. 22 августа 1801 г. церковь была отстроена вчерне на церковные суммы. В том же 1801 г. умер Калмыков и церковь осталась внутри неотделанной. Окончательно она была отдела лишь в 1804 г. попечением церковного старосты купца Мирона Муратова, причем придел св. Николая Чудотворца сохранил свое посвящение. 6 ноября 1804 г. в ветхой деревянной церкви была отслужена литургия и молебен, антиминс был перенесен крестным ходом в новую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34596

Статистика Григорий Чудотворец (Неокесарийский), свт. (+ 270-275 г.), епископ Неокесарийский, святитель. Память 17 ноября. Согласно блж. Иерониму Стридонскому, Григорий Чудотворец первоначально носил имя Theodorus qui postea Gregorius appellatus est – De vir. illustr. 65. Евсевий Кесарийский, сообщая о том, что к Оригену в Кесарию Палестинскую стекалось много учеников не только из местных жителей, но и отовсюду, отмечает, что из них он знает как наиболее выдающихся – Феодора, который тождественен со знаменитым среди современных Евсевию епископов Григорием Чудотворцем, и брата его свт. Афинодора Hist. eccl. VI 30. Перемена имени была связана, вероятно, с крещением. По мнению А. Крузеля, свт. Григорий Чудотворец был первым христианином, носящим специфически христианское имя «Григорий» («бодрствующий, пробудившийся»); исследователь отмечает также отсутствие сведений о том, что это имя использовалось у язычников, т. о. Григорий Чудотворец, вероятно, был первым человеком, носившим это имя Crouzel. 1969. P. 14. Not.. Святитель происходил из знатной и богатой семьи: мать хотела дать ему такое образование, какое получали дети благородного происхождения Greg. Thaum. In Orig. 56; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 900. Семейная обстановка, характер образования, планы относительно жизненной карьеры, язык произведений свидетельствуют о принадлежности свт. Григория Чудотворца к потомкам греческих поселенцев в Неокесарии Сагарда. С. 130. Первоначальное воспитание свт. Григория Чудотворца было языческим In Orig. 48. В 14 лет он лишился отца. «Потеря отца и сиротство» были для него «началом истинного познания»: в это время он впервые «обратился к истинному и спасительному Слову» In Orig. 49–50, однако внешне его жизнь не изменилась. Закончив образование в школе грамматика, Григорий по желанию матери поступил в школу ритора In Orig. 56, где он не соглашался произносить о ком-либо похвальные речи, если это было несогласно с истиной In Orig. 130. Под влиянием учителя латинского языка Григорий отказался от перехода из школы ритора в школу философа и занялся юриспруденцией. Для совершенствования образования он вместе с братом Афинодором отправился в г. Вирит (Бейрут), где находилась крупнейшая юридическая школа на Востоке In Orig. 57–62. Ближайшим поводом к поездке было то, что муж сестры свт. Григория Чудотворца, назначенный советником к императорскому наместнику Палестины в Кесарию, хотел, чтобы за ним последовала его жена, взяв с собой обоих братьев. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, который в это время основал здесь школу наподобие александрийской (см. ст. Богословские школы древней Церкви). Согласно свт. Григорию Нисскому, в знакомстве свт. Григория Чудотворца с Оригеном принимал участие Фирмилиан Кесарийский Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 905.

http://lib.cerkov.ru/authors/562

Церковное (Бархатиха). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Церковном /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1908 и 1912. Год утраты:1920 (сгорела при артобстреле в Гражданскую войну 3.01.1920) Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, Тарасовское МО, село Церковное, деревня Бархатиха. На месте церкви находится бывшая сельская школа. Координаты: 62.750424, 41.334253 Проезд:От п. Плесецк до села Церковного около 85 км, первые 20 км по асфальту, остальное по грунтовке. Проехать по селу Церковному до автомобильной остановки, откуда пешком до школы (50 м). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня Церковное (Бархатиха). Свято-Никольский храм с колокольней (1790 г.) и храм в честь Живоначальной Троицы (1796 г.). «В той ж волости погост, - сообщается в «Платежнице Якова Сабурова и Ивана Кутузова со товарищи» 1556 года, - а к погосту деревня церковная Николская…». Это значит, что уже в середине XVI века Церковное было крупным погостом. Погост - это не только место сбора налога, но и культурно-духовный центр волости, в котором обычно была церковь. Но почему же погост тогда назывался Никольским? А причина этого описана в «Сотной каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи» 1562 года, из которой мы узнаем, что «в Мехренском же стану волостка в Николском погосте на речке на Шорде. А в ней погост. А на погосте церковь Никола чудотворец да в пределе на палатех Егоре страстотерпец (от ред. - придел во имя Георгия Победоносца), да теплая церковь Флор и Лавер». Погост назывался Никольским из-за церкви Николая Чудотворца. Да и церковь была не одна, а две. Причем церковь Николы холодная (летняя), а Флора и Лавра теплая (зимняя), то есть отапливаемая. Из этой же «Сотной» мы знаем и имя, возможно, первого приходского священника – Григория. В 1651 году в Мехреньге по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Никона на имя церковного старосты Ларьки Козмина и местного попа Бориса Афанасьева был построен храм Святой Троицы с приделом Флора и Лавра в деревне Весинская. Из этой грамоты видно, что в то время «на… погосте была церковь Божия во имя св. мученик Флора и Лавра поставения дед и прадедов и та церковь и трапеза при ней ветшаны и утлы и гнилы… и служить в том храме божественныя литургии нельзя». По устному преданию полагают, что эта церковь в деревне Весинской была первой не только в приходе, но среди окрестных деревень, вследствие чего и сама местность, и приход стали называться Церковническим, или, как в грамотах митрополитов Никона и Корнилия (1693 г.), Церковным погостом, принадлежавшим Господину Великому Новгороду и входившим в Мехреньгский стан Каргопольского уезда. Отсюда и название села - Церковное

http://sobory.ru/article/?object=37858

8. Примеры чудесного избрания и призвания на епископство 1 . В городе Комане, неокесарийской области, умер епископ. Граждане упросили Григория Чудотворца придти к ним, избрать и рукоположить к их осиротевшей церкви епископа. Многие указывали Григорию на людей ученых, образованных и просвещенных, но Григорий ни одного из них не признал достойным этого великого сана. Один из предстоявших с насмешкою сказал: «Не избрать ли уже нам во епископы Александра?» Все засмеялись от этой шутки. – «А кто такой Александр?» спросил Григорий, Ему отвечают, что Александр жжет уголья и продает их на рынке. «Приведите его сюда», сказал св. Григорий. Когда привели Александра на собор, некоторые из предстоявших, взглянув на него, громко засмеялись; от угольев он был черен, и притом в рубище. Когда Александр приблизился к Григорию, тот тотчас извещен был Духом Божиим, что этот Александр да будет епископом. Григорий приказал Александру сходить умыться, одеться в приличную одежду и явиться на собор. Когда возвратился Александр, Григорий Чудотворец в присутствии всех начал испытывать его в знании Св. Писания; изумил всех Александр своим умом и красноречием. Он был человек в высокой степени глубоко просвещенный; но из любви к Богу избрал такую смиренную жизнь. И святитель Григорий рукоположил Александра во епископа Команского. Первое поучение его к народу привело в умиление сердца всех. Все благодарили Бога, даровавшего им такого пастыря. Благодать Св. Духа исходила из усть его, и св. церковь причла его к лику святых («Чет.-Мин.»). II. Св. Епифаний, посетив спасавшегося на острове Кипре преп. Илариона Великого, хотел отплыть оттуда в город Аскалон. Но корабль на котором отплыл в Асколон Епифаний, был принесен бурею снова к берегам кипрским и именно пристал близ кипрского города Саламина или иначе – Констанции Кипрской. В это время в Саламине был собор епископов для избрания нового архиепископа на место умершего. Несколько дней епископы возносили молитвы к Богу, дабы Он Сам явил им мужа, достойного этого сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, Фессалонитскаго чудотворца, Паламы. Сложенное от Всесвятейшаго Патриарха Филофеа. Поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 3: и настоящия святаго на 4, глас 2. Поется последование святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца, составленное Святейшим Патриархом Филофеем. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди: Подобен: Киими похвальными песньми: Киими благопохвалений песньми воспоим иерарха,/богословия трубу, огнедохновенная уста благодати,/честное Духа приятелище,/столпа Церкве непоколебимаго,/великое вселенныя украшение,/реку премудрости, Света светильника,/звезду ясную, тварь просвещающую? Какими похвальными песнями воспоем иерарха,/богословия трубу, огнедышащие уста благодати,/священное Духа вместилище,/столп Церкви непоколебимый,/великое вселенной ликование,/реку премудрости, светильник света,/звезду ясную, все творение просвещающую? Киими песнопений цветами венчаим иерарха,/благочестия поборника, и нечестия противника,/теплаго веры предстателя,/великаго наставника и учителя,/цевницу всекрасную Духа,/златосияющий язык,/источник кипящий токи исцелений верным,/великаго и досточуднаго Григория? Какими цветами песнопений увенчаем иерарха,/благочестия поборника, и нечестия противника,/горячего веры защитника,/великого наставника и учителя,/прекраснейшую лиру Духа,/златом сияющий язык,/источник, изливающий верным потоки исцелений,/великого и досточудного Григория? Киими земнороднии устнами/восхвалим иерарха, Церкве учителя,/света Божественнаго проповедника,/небеснотаинника Троицы,/велие монашествующих украшение,/деянием и видением просиявшаго,/Фессалонитскую похвалу,/согражданина имущаго, мироточнаго на Небесех/божественнаго и пречуднаго Димитрия? Какими устами мы, земные восхвалим иерарха,/Церкви учителя, света Божественного проповедника,/посвященного в небесные тайны Троицы,/великое монашествующих украшение,/деяниями и созерцанием просиявшего,/фессалоникийскую похвалу,/имеющего согражданином на небесах/божественного и пречудного мироточивого Димитрия?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Чудеса Можно сказать, что наибольшую известность по всей России о.Иоанн получил по преимуществу за чудеса. И в народе он и почитался и привлекал к себе – особенно во второй половине жизни – именно как чудотворец. И за границей слава о нем шла именно как об исцелителе, молитвеннике-чудотворце. И все это понятно нам: чудеса удивляют нас, поражают своею необычайностью. А кроме того, они являются доказательством бытия сверхъестественного мира, действием Божественной Силы, а также – и знамением святости человека. История канонизации святых говорит нам, что в огромной части случаев прославления подвижников (мученики прославились за страдания) причиной канонизации их, как святых, были именно чудеса. Поэтому и в угоднике Божием, о.Иоанне, должны были проявиться и чудесные силы, как плод святой жизни, и особенной облагодатствованности его Духом Святым. Впрочем, также известно, что целый ряд святых, прославленных христианской Церковью, не ознаменовались чудесами. Например, про св. Афанасия Великого , св. Григория Богослова , про св. Иоанна Дамаскина , про первоучителей Славянских, про преп. Григория Паламу или про наших современников-подвижников: епископа Феофана Затворника , Оптинских старцев (за исключением их прозорливости), про о. Парфения Киевского , про миссионеров, вроде о. иером. Макария (Глухарева), епископа (впоследствии Митрополита Московского) Иннокентия (Вениаминова) – про всех них история не оставила свидетельств о чудесах, хотя святость их жизни была несомненна и известна. И наоборот: некоторые святые были прославлены по преимуществу как чудотворцы и остались в памяти Церкви с этими титулами: например, св. Григорий Неокесарийский Чудотворец, Святитель Николай Чудотворец, св. Димитрий Солунский Чудотворец, св. Спиридон Тримифунтский Чудотворец; все бессребреники и целители называются чудотворцами. Есть даже малоизвестные святые, а они именуются в святцах чудотворцами, – очевидно, за эту исключительную особенность их жизни. Например: преп. Тит Чудотворец (2 апреля); Елисавета Чудотворица (24 апреля); прав. Фантин Чудотворец (24 июля); преп. Лазарь Чудотворец (7 ноября). Из русских так именуются: преп. Григорий Чудотворец Печерский (а одновременно с ним, 8 января, прославляется другой – Григорий, и тоже Печерский, а чудотворцем не именуется); затем – Григорий Вологодский (30 сентября). Также большею частью именуются у нас преподобными Сергий Радонежский и Серафим Саровский , всея России Чудотворецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010